Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
Научная статья УДК 376.091
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Иван Юрьевич Долуевш, Андрей Александрович Большаков2
1 2Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, Москва, Россия [email protected], http://orcid.org/0000-0003-2258-3545 [email protected], http://orcid.org/0000-0001 -9818-9291
Аннотация. В статье на примере работы флагманской площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» рассматриваются особенности тьюторского сопровождения детей, находящихся на длительном лечении. Исследуются исторические этапы генезиса госпитальной педагогики в корреляции с развитием педиатрии в мировой медицине. Подробно рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования обучения детей с особыми образовательными потребностями и организации полноценной образовательной среды госпитальной школы при медицинских стационарах, сопровождения ребенка как основной деятельности госпитальной школы, обозначается специфика работы госпитального педагога-тьютора, обосновывается междисциплинарный характер тьюторской специальности. Исследуемая специфика тьюторского сопровождения в среде госпитальной школы рассматривается на примере уникального опыта многоуровневой модели флагманской площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» как эксклюзивный опыт, основанный на комплексной теории.
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
Ключевые слова: госпитальная педагогика, госпитальная школа, тьютор,
тьюторское сопровождение, академическая реабилитация, среда благополучия,
проект «УчимЗнаем», дети, находящиеся на длительном лечении
Для цитирования: Долуев И. Ю., Большаков А. А. Особенности
профессиональной деятельности тьютора в госпитальной школе //
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79.
Original article
SPECIFICS OF TUTOR'S WORK IN A HOSPITAL SCHOOL Ivan Yu. Doluev10, Andrey A. Bolshakov2
1 2Dmitry Rogachev National Medical Research Center оf Pediatric Hematology, Oncology and Immunology, Moscow, Russia [email protected], http://orcid.org/0000-0003-2258-3545 [email protected], http://orcid.org/0000-0001 -9818-9291
Abstract. The article studies the peculiarities of the tutor support for children on long-term treatment, illustrated by the flagship platform of the Russian hospital schools project «UchimZnaem». The milestones of the history of Hospital Pedagogics in connection with pediatrics development in the world and in Russia are outlined. Legal and regulatory issues of education of children with special educational needs are highlighted. Issues of organizing a full-fledged educational environment of a hospital school at hospitals and the child support as the main activity of a hospital school are studied. The specifics of the hospital teacher-tutor's work and an interdisciplinary character of the tutor specialty are presented. Studying the specifics of the tutor support in a hospital school is based on a unique multilevel
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
model of the flagship platform of the Russian hospital schools project «UchimZnaem». It is an exclusive experience based on a complex theory.
Keywords: hospital Pedagogics, hospital school, tutor, tutor support, academic rehabilitation, well-being environment, «UchimZnaem» project, children on long-term treatment
For citation: Doluev Ivan Yu., Bolshakov Andrey A. Specifics of tutor's work in a hospital school. Pedagogicheskiye issledovaniya = Pedagogical Research. 2021;(3):58-79. (In Russ.).
Госпитальная педагогика как междисциплинарный феномен напрямую связана с педиатрией, работой регулярных детских больниц и детских отделений в медицинских стационарах. Она возникла в связи с изменением отношения к институту детства в начале XIX века. В мировой медицинской практике большим достижением было открытие в Париже Hôpital des Enfants-Malades в 1802 году, когда впервые дети перестали получать лечение наряду со взрослыми людьми и находиться с ними в одних больничных помещениях. Вторым центром в мире, специализирующимся на помощи больным детям, была Николаевская детская больница в Санкт-Петербурге, открытая в 1834 году. С этих пор практика педиатрического лечения быстро получила распространение во всей Европе и в Новом Свете.
Создание регулярных детских госпиталей стало толчком к развитию педагогической теории и практики, т. к. дети, проходящие длительные курсы лечения, должны были продолжать получать образование. Решение проблемы пришло вместе с возникновением первой госпитальной школы в больнице Стэнфордского университета в 20-х годах XX века [1].
В современной госпитальной педагогике имеются страновые особенности
в отношении академических достижений ученика, образовательных практик и
педагогических методик. Так, в госпитальных школах Чешской Республики
текущая аттестация ученика начинает проходить только после 90 дней его © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
пребывания в больнице [2]; в Германии текущую, промежуточную и итоговую аттестацию осуществляет школа по месту жительства ребенка, его родители проходят обучение по тьюторскому сопровождению и им вменяется в обязанность помогать ребенку учиться в родной школе [3]; академический прогресс и аттестация длительно болеющих детей в Финляндии полностью возлагается на госпитальную школу [4], та же ситуация наблюдается в госпитальных школах Греции, но контакт со школой по месту жительства там более тесный [5].
Практики госпитальных школ и объективация длительно болеющего ребенка достаточно сильно различаются в мире, поэтому госпитальные педагоги всего мира делятся друг с другом опытом на научно-исследовательских форумах и взаимодействуют на регулярной основе через такие континентальные, международные и гражданские ассоциации, как, например, Hospital Organisation of Pedagogues in Europe [6], в которой также состоят педагоги флагманской площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».
Мировая специфика работы госпитальной школы заключается в синергетическом взаимодействии с больницей, т. к. в обязанность госпитальному педагогу вменяется осведомленность в области медицинского статуса обучаемого пациента, выносливости ребенка, утомляемости, когнитивной и интеллектуальной сохранности ребенка в период лечения и реабилитации, наблюдение за симптоматикой его болезни, чем определяются особенности продолжительности занятий, возможности организации индивидуального или группового урока.
Эти особенности состояния ребенка обуславливают существующие
формы обучения в госпитальных школах: очное обучение в госпитальной
школе, дистанционное обучение через цифровые носители и обучение на дому.
И хотя самой очевидной кажется форма онлайн-обучения как самая гибкая из
представленных (ребенок может взаимодействовать с преподавателем и © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
сверстниками на групповом дистанционном занятии и т. д. прямо из больничной палаты), на флагманской площадке проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» практикуется смешанная форма обучения, когда очная и дистанционные занятия чередуются. Но, например, в Германии распространенной практикой является обучение детей с онкологическими заболеваниями с помощью видеоуроков [7], хотя дистанционное обучение не может заменить личное общение ни с педагогом, ни со сверстниками: дети, находясь в вынужденной изоляции, как никогда хотят непосредственного живого общения.
И если мы уже начали говорить об особенностях московской модели госпитальной педагогики на проекте «УчимЗнаем», то кратко обозначим вехи развития отечественной госпитальной школы и нормативно-правового регулирования вопроса.
На протяжении многих десятилетий в СССР обучение длительно болеющих детей осуществлялось учителями школ, соседствующих с больницами [8], с 1950-х годов школьное обучение стало вестись на территориях туберкулезных диспансеров, но не имело системного характера, поэтому в 1970-х годов заинтересованные лица письменными запросами в министерства просвещения и здравоохранения пытались привлечь внимание к проблеме. Согласно Инструктивному письму Министерства просвещения СССР от 9 сентября 1981 года № 57-М «Об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах», в качестве решения проблемы предлагалось прикреплять учителей к больницам соседствующих с ними школ и проводить обучение по стандартной программе без ее адаптации под потребности ребенка [9]. Такое положение просуществовало и в постсоветское время до 2000-х годов, когда в силу вступил ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1 сентября 2013 года [10].
Благодаря принятому закону дети в России получили гарантированную
возможность полноценного образования независимо от места жительства, © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
состояния здоровья, наличия ограниченных возможностей здоровья в школе, на дому или в медицинской организации, однако и сегодня процесс протекает с большими затруднениями. Согласно исследованию С. В. Алехиной, педагоги школ начального и среднего образования признают отсутствие компетенций в работе с детьми, имеющими особые потребности [11]. Действительно, существует проблема неготовности педагогов оценивать ресурсное состояние ребенка с особыми потребностями, создавать среду благополучия, которая стремится вернуть ребенка к полноценному образу жизни. При существующей школьной нагрузке заработная плата педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, начисляется с двойным-тройным коэффициентом за каждого ребенка [12], однако это не решает проблему педагогической компетентности. На сегодняшнем этапе инклюзия в российских школах не гарантирует детям получения полноценного образования в связи с отсутствием у школьных учителей специфических компетенций, в отличие, например, от учителей флагманской площадки проекта «УчимЗнаем», которые проходят профессиональную переподготовку по специальности «Тьютор» или «Педагог-дефектолог» и занимаются с детьми в тубдиспансерах.
Принятый в 2013 году Федеральный Закон «Об образовании в Российской
Федерации» не регулировал порядок обучения детей с особыми возможностями
здоровья вне стен образовательных организаций. Инициативу по созданию
регуляторного межведомственного документа взяла на себя группа
специалистов флагманской площадки проекта госпитальных школ
«УчимЗнаем» в Национальном медицинском исследовательском центре
детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева
совместно с Центром психолого-педагогической помощи в педиатрии под
руководством С. Б. Лазуренко [13]. Результатом деятельности рабочей группы
стали утвержденные в 2019 году Минздравом России и Минпросвещения
России «Методические рекомендации об организации обучения детей, которые
находятся на длительном лечении и не могут посещать по состоянию здоровья © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
образовательные организации». Межведомственный документ имеет рекомендательный характер в силу объективных причин: «Российское законодательство возлагает ответственность за создание условий обучения данной группы детей на образовательные организации, при этом, как правило, за счет внутренних ресурсов», - отмечает руководитель проекта «УчимЗнаем» С. В. Шариков [13]. Однако документ послужил основанием для создания региональных школ проекта «УчимЗнаем» по всей России - от Калининграда до Владивостока.
Развитие и распространение темы госпитальной педагогики в России XXI века тесно связано с проектом по созданию полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах, «УчимЗнаем», который появился в 2014 году при поддержке Правительства Москвы и Департамента образования и науки города Москвы как особое структурное подразделение ГБОУ города Москвы «Школа № 109» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева [14].
Сегодня реализация задачи проекта осуществляется на базе подразделений флагманской площадки в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, Российской детской клинической больнице Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, Морозовской детской городской клинической больнице, Лечебно-реабилитационном научном центре «Русское поле», Детском хосписе «Дом с маяком», Социальной гостинице для онкобольных детей «Добрый дом» и на 44 региональных инновационных образовательных площадках при крупных медицинских центрах субъектов РФ [15].
Госпитальная педагогика открыла особую тематику в вопросе построения
образовательной среды госпитальной школы. При создании флагманской
площадки проекта «УчимЗнаем» следовало не только учитывать опыт © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
госпитальной педагогики в Российской империи и СССР, но и принимать во внимание современные реалии, поэтому в основу решения задач проектирования было положено детское благополучие.
Флагманская площадка проекта сразу стала создаваться как полноценная образовательная среда, где дети могут не просто проходить академическую реабилитацию, а наравне со своими сверстниками социализироваться, участвовать во всероссийских олимпиадах и конкурсах, становясь победителями и лауреатами, занимая призовые места. Все это стало возможным благодаря мультидисциплинарной команде педагогов и врачей, которая развивает госпитальную педагогику, ушедшую от негативного восприятия школы как фактора разрушения здоровья ребенка. Фактически госпитальная школа сегодня стала центром поддержки здоровья детей, находящихся на длительном лечении, когда полноценное школьное образование функционирует как ресурс реабилитации.
Ежегодно на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в среднем обучение по общеобразовательным программам основного и дополнительного образования проходят свыше 4000 детей, находящихся на длительном лечении и реабилитации в Москве [13].
Для каждого ученика школы «УчимЗнаем» разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут на основании врачебных рекомендаций о медицинском статусе ребенка и заключения службы психолого-педагогического сопровождения о психоэмоциональных особенностях и потребностях ребенка. В школе также существует возможность обучения сиблингов, продиктованная необходимостью реабилитации членов семьи, которые столкнулись с тяжелым протеканием болезни одного из детей и общим снижением качества жизни семьи.
Кроме того, ежегодно на флагманской площадке школы «УчимЗнаем»
около 50 выпускников девятых и одиннадцатых классов проходят
государственную итоговую аттестацию. Для этого на территории школьных © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
подразделений и в больничных палатах специально организуются пункты проведения экзаменов под видеонаблюдением и в присутствии членов ГЭК.
Вся эта серьезная работа на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» проводится специально подготовленными педагогами-тьюторами, осуществляющими сопровождение ребенка, который проходит длительное лечение, а также его здоровых братьев, сестер и родителей с вовлечением членов семьи, столкнувшихся с тяжелой жизненной ситуацией, в открытую коммуникацию.
Кроме этих навыков, тьютор госпитальной школы должен владеть стратегиями по взаимодействию с врачами и медсестрами, службой психологического сопровождения ребенка. «Госпитальный педагог целиком и полностью учитывает в своей работе с ребенком рекомендации врачей о текущем статусе его здоровья, реабилитационном потенциале, когнитивных и других дефицитах, которые вызваны болезнью и самим лечением, тяжестью состояния; данные и наблюдения об эмоциональном состоянии самого ребенка и членов его семьи, и, вместе с этим, в совместной деятельности, в сотрудничестве помогает развитию ребенка с позиций полноценного и полноправного субъекта собственной деятельности по преодолению трудностей, вызванных болезнью и длительной госпитализацией», -резюмирует опыт флагманской площадки руководитель проекта «УчимЗнаем» С. В. Шариков [13].
Мультидисциплинарная команда госпитальной школы не только
обеспечивает академическую реабилитацию, но и оказывает помощь в
медицинском и психологическом восстановлении при снижении рисков
академического отставания, а самое главное - работает на обеспечение
благополучия ребенка. Решение этих задач педагогами госпитальных школ
приводит к значительной психоэмоциональной нагрузке, т. к. учителя
сталкиваются с последствиями тяжелого длительного лечения и должны
учитывать их при реализации индивидуального образовательного маршрута. © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
Кроме того, самой болезненной для педагога госпитальной школы темой
является уход ребенка, потому что между педагогом-тьютором и сопровождаемым ребенком устанавливаются более тесные связи, в отличие от коммуникативной модели в обыкновенной школе.
Госпитальный педагог работает в состоянии отсутствия стабильности, т. е. в постоянной стрессовой ситуации адаптации к каждодневным новым условиям самочувствия ученика, которое зависит от развития болезни и ее лечения. Ввиду регулярных ненормированных ситуаций, связанных с состоянием здоровья ученика, тьютор госпитальной школы должен уметь справляться с механизмами процесса управления, быть готовым к плавающему расписанию занятий, подстраиваться под ребенка и его семью.
Перманентное стрессовое состояние, в котором находится госпитальный педагог, очень быстро может привести либо к профессиональному выгоранию, либо к профессиональному росту.
Руководитель проекта «УчимЗнаем» всегда подчеркивает, что не всякий учитель может общаться с тяжело больным ребенком; не имея навыков такого взаимодействия, педагог может нанести вред воспитаннику. Если же просто механически перенести технологии обучения традиционной школы в госпитальную, то это отрицательно отразится и на ребенке, и на родителях, и на медицинских работниках [13].
Вопрос реинтеграции детей в школьное пространство является на сегодняшний день одной из актуальнейших проблем, решение которой может дать госпитальная школа «УчимЗнаем». Так, опираясь на практику и исследовательский опыт флагманской площадки, на результаты работы секции «Госпитальная педагогика: обучение детей, находящихся на длительном и тяжелом лечении» семинара Института образования НИУ «Высшая школа экономики» «Актуальные исследования и разработки в области образования», было предложено ввести в среднеобразовательных школах России должность
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
тьюторов - домашних педагогов, связывающих школьную жизнь и особые образовательные потребности ребенка [16].
Выстраивание обучения в госпитальной школе коррелирует с видами нозологий, главный фокус внимания проекта «УчимЗнаем» сконцентрирован на детях с онкологическими, иммунологическими и гематологическими заболеваниями. Высокий процент выздоравливающих детей (около 90 %) не нивелирует ситуацию риска жизни маленького пациента, определяющую школьную специфику и работу госпитального педагога [8]. Кластер проблем, с которыми сталкивается отечественная госпитальная школа, аналогичен совокупности трудностей госпитальных школ во всем мире. Решаются проблемы госпитальных школ, главным образом, через кадры. Так, в мировой практике в госпитальных школах работают педагоги со степенью магистра, прошедшие специальные курсы по работе с детьми с особыми образовательными потребностями [17].
Госпитальная школа «УчимЗнаем» как исследовательская площадка задала вектор этой проблеме. В тесном взаимодействии с ведущими вузами страны (Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») мы открыли ряд образовательных направлений по тематике создания госпитальной образовательной среды, организовали несколько совместных программ, направленных на повышение уровня подготовки педагогов-предметников и психологов.
С момента запуска проекта на наших площадках идет диалог практики и
науки с целью построения госпитальной образовательной среды и определения
места педагога в ней. Так, в 2018 году совместно с Московским
государственным психолого-педагогическим и Московским педагогическим
государственным университетами мы открыли магистерские программы
«Обучение детей, находящихся на длительном лечении». © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
В 2015 году проектный офис «УчимЗнаем» в коллаборации с Московским
городским педагогическим университетом создал программу профессиональной переподготовки «Тьютор ребенка, нуждающегося в длительном лечении» [18], при реализации которой за одной партой оказались и будущие педагоги госпитальных школ, и родители. Эта программа появилась вследствие того, что при обучении детей, проходящих длительное лечение, как было сказано выше, жизнеугрожающие риски создают ситуации, изменяющие поведение всей семьи: родителей, сиблингов, внешнего круга людей семейного окружения, т. е. тяжелая жизненная ситуация затрагивает большое количество субъектов, попадающих в поле зрения госпитального педагога. За годы практики мы пришли к выводу, что в госпитальной школе необходимо создавать педагогическую систему, где каждый ребенок, его окружение (в том числе родители) оказываются объектами нашего внимания, каждого из них необходимо подготовить к взаимодействию с педагогами.
На флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» все педагоги проходят обязательную профессиональную переподготовку по программе «Тьютор ребенка, находящегося на длительном лечении» Московского городского педагогического университета. Эта необходимость продиктована важностью создания полноценной образовательной среды, в которой ключевой организаторской компонентой всегда был, есть и остается педагог в широком смысле этого слова (включая психологов, дефектологов, тьюторов, учителей и т. д.), он видит ребенка в отличающейся от домашней среде, наблюдает проблемы взаимодействия ребенка в общении с другими учениками, родителями, врачами и т. д.
Тема тьюторства в отечественном образовании достаточно новая,
профессиональная квалификация появилась только в 2008 году вместе с
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации № 216н «Об утверждении квалификационных групп должностей
работников общего образования» [19]. Отличительной чертой тьютора является © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
то, что он занимается сопровождающей педагогикой, следит за индивидуальной образовательной программой ребенка [19]. Тьютор отслеживает детские предпочтения, устремления, потребности, слабые и сильные позиции, помогает раскрывать потенциал, о котором сам ребенок не подозревал. Одним из авторитетных исследователей тьюторской темы в отечественной академической школе является Т. М. Ковалева, возглавляющая Межрегиональную тьюторскую ассоциацию. Она отмечает, что позиция тьютора возникает там, где организована соответствующая среда в рамках педагогики субъективности, характеризующаяся вариативностью этапов образовательной деятельности, неструктурированностью и избыточностью, т. е. возможностью выбора ребенком методики освоения материала, коммуникативной открытостью, лишенной патернализма, и провокативностью организованного тьютором пространства, в котором ребенок может услышать себя, откликаясь на созданные тьютором вызовы [19]. Таким образом, тьюторство возможно в такой среде, где обеспечивается индивидуализация образовательного процесса.
Вместе с тяжелой болезнью к ребенку приходят неуверенность в себе, в
своем будущем, осознание отсутствия стабильности, поэтому процесс
индивидуализации при тьюторском сопровождении помогает ребенку понять
собственную ценность и ценность собственной жизни, проявить инициативу.
Но, как было сказано выше, в поле зрения госпитального педагога находится не
только ребенок, но и члены его семьи. Именно поэтому тьюторы обязательно
выстраивают коммуникацию с родителями детей: «Постоянная обратная связь с
родителями детей помогает нам правильно распределить время в программе
для достижения основной цели обучения, акцентировать внимание на способах
проявления ребенка в общении с педагогом. Родители в своих отзывах
отмечали, что занятия ребенка с педагогом дают им время на социальную
передышку, они видят вовлеченность ребенка в деятельность и «плохие мысли
в этот момент отходят на второй план». Мы стали замечать, что некоторые
родители во время занятий улыбаются, радуются даже самым минимальным © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
успехам ребенка и говорят о том, что это наполняет их жизнь смыслами. <...> Важно понимать, что построение образовательного маршрута для ребенка с прогрессирующим заболеванием отличается гибкостью и быстрым реагированием на изменение состояния и поведения детей. Такое образование должно приносить радость и создавать уютную, дружескую атмосферу для всех его участников» [20, с. 28].
Тьюторская поддержка образовательных устремлений детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах, помощь их семьям в рамках проекта «УчимЗнаем» распространяется еще дальше, поэтому практика флагманской площадки стала не только системообразующей моделью для 44 региональных площадок проекта, но и моделью обучения детей с прогрессирующими заболеваниями, получающих паллиативную помощь в детских хосписах, дома и паллиативных стационарах, и помогает им институализироваться в статусе ученика общеобразовательной школы. Так, в рамках сетевого взаимодействия на базе московского детского хосписа «Дом с маяком» реализуется и проект «УчимЗнаем». На основе договора мы предоставляем свои ресурсы: штат педагогов, оборудование, дидактические материалы, методики и программы. Таким образом, практика и научно-исследовательские наработки флагманской площадки проекта «УчимЗнаем» используются как ресурсы профессионального развития, а сама площадка функционирует как ресурсный центр, на базе которого проводятся консультации родителей, педагогов, школ.
Проект «УчимЗнаем» направлен на реализацию конституционного права детей с особыми возможностями здоровья на образование и поддержку преемственности полноценного обучения в условиях длительного лечения в медицинских стационарах. Школа - среда детской социализации, но для детей, находящихся в вынужденной изоляции, в ряде случаев она оказывается недоступной. Именно поэтому детское образование является национальным
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
приоритетом, ему уделяется широкое общественное внимание, и длительный перерыв в обучении может нанести серьезный ущерб развитию ребенка.
Резюмируя специфику тьюторского сопровождения в госпитальной школе, еще раз зафиксируем особенности образовательного процесса с участием детей, проходящих длительные курсы лечения.
Тьюторство как сопровождение длительно болеющих детей имеет междисциплинарную специфику, связанную синергетическим партнерством с медицинским персоналом, родителями, домашними школами и другими организациями, совместная работа которых нацелена на создание среды благополучия жизни ребенка. Госпитальные педагоги школы «УчимЗнаем» обеспечивают безопасную и счастливую среду, где уважают право каждого ученика. За годы существования проекта «УчимЗнаем» мы можем зафиксировать прогресс, достигнутый и достигаемый каждодневной работой, основанный на понимании важности продолжать образование детей с особыми потребностями. И мы можем говорить о том, что работать в такой обстановке -настоящая привилегия.
Госпитальная образовательная среда значительно отличается от среды среднеобразовательной школы. Учителя ежедневно должны поощрять позитивный настрой детей и возвращать повседневную нормальность в их жизнь. Именно поэтому тьюторы госпитальной школы «УчимЗнаем» очень редко спрашивают учеников об их самочувствии - меньше всего дети, находящиеся в медицинских стационарах на протяжении нескольких месяцев и даже лет, хотят вызывать к себе жалость приходящих к ним здоровых взрослых людей.
Еще одно отличие состоит в том, что тьюторы часто учат детей индивидуально, если это продиктовано врачебными рекомендациями или эмоциональным состоянием ребенка. Однако ситуация может меняться ежедневно, и это обязывает педагога постоянно быть готовым к инвариантной
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
реализации индивидуального образовательного маршрута касательно каждого ученика госпитальной школы.
Многие ученики никогда не посещали школы из-за тяжелого течения болезни, поэтому на тьюторов ложится ответственность за то, чтобы использовать другие ресурсы, проявлять творческий подход и составлять собственные планы уроков. Работа в госпитальной школе при лечебных и реабилитационных центрах, а также в хосписах требует от педагогов затраты бесчисленных ресурсов на подготовку, обучение, оценивание и рефлексии о том, как постоянно улучшать программы для пациентов школьного возраста.
Каждый день работы госпитального педагога может отличаться от предыдущего, поэтому от тьюторов требуется большая гибкость, учитывающая уникальный характер работы, помогающая справиться со специфическими ситуациями, внезапными перерывами в течение уроков, плавающим расписанием и растущим списком дел. Учителя госпитальных школ осознают важность гибкости в особых обстоятельствах и умения извлекать максимальную пользу из любой ситуации. Педагоги должны обучать всех учеников с особыми образовательными потребностями, обеспечивать их активную вовлеченность и надлежащий прогресс, пока воспитанники не могут посещать школу по месту жительства. Это требует творческого подхода как в планировании и проведении уроков, так и в методах, используемых для быстрого установления связи с вновь прибывшими пациентами.
Понимая важность образования во время кризисной медицинской ситуации здоровья, педагоги госпитальных школ должны ориентироваться на уважение к тяжелым обстоятельствам, с которыми может столкнуться маленький пациент, и необходимость помогать ему в поддержании академических знаний, а также помогать семьям понимать ценность устремлений ребенка. Это требует деликатности и осознания прошлых и настоящих обстоятельств жизни ребенка. Кроме того, здесь необходимо
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
сострадание, которое ни в коему случае не должно манифестироваться во внешние проявления - слова и поступки педагога.
Таким образом, специфика работы госпитального педагога-тьютора заключается в том, что он занимается сопровождением, а не фронтальной работой, и сопровождает не только ребенка, но и всю его семью, столкнувшуюся с тяжелой жизненной ситуацией. Обусловлена же эта специфика средовым характером, средой госпитальной школы, в которой оказывается ребенок, проходящий длительное лечение.
Список источников
1. Eaton S. Addressing the Effects of Missing School For Children with Medical Needs // Pediatric Nursing. 2012. Т. 38. №. 5. Р. 271-277.
2. Csinady R. V. et al. Hospital pedagogy, a bridge between hospital and school // HERJ Hungarian Educational Research Journal. 2015. Т. 5. №. 2. С. 49-65.
3. Ertle, C. Kranke Kinder und Jugendlichezwischen Klinikschule und Allgemainer Schule, Anmerkungenzu Grenzübergängen // ZeitschriftfürHeilpädagogik. 2002. 9 (53). Р. 371-377.
4. Äärelä T., Määttä K., Uusiautti S. Ten encounters between students and a special education teacher at a Finnish hospital school - Outlining hospital school pedagogy // Global Journal of Human Social Science. 2016. Т. 16. №. 4. P. 8-20.
5. Kapelaki U. es mtsai. A Novel Idea for an Organized Hospital/School Program For Children with Malignances: Issues in Implementation // Pediatric Hematology and Oncology. 2003. № 20. P. 79-87.
6. Hospital Organisation of Pedagogues in Europe. URL: https://www.hospitalteachers.eu.
7. Willmann M. The forgotten schools. Current status of special schools for pupils with social, emotional and behavioural difficulties in Germany: A complete national survey // Emotional and behavioural difficulties. 2007. Т. 12. №. 4. Р. 299318.
© Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
8. Шариков С. В. Создание образовательной среды для детей,
находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Российский журнал детской гематологии и онкологии. 2015. №. 4. С. 65-73.
9. Письмо от Министерства Просвещения СССР от 9 сентября 1981 г. № 57-М // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420269461.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Консультант Плюс. URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174.
11. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136-145.
12. Абанкина И. В., Деркачев П. В., Родина Н. В., Филатова Л. М. Риски неравенства при финансировании образования детей с ОВЗ в условиях инклюзии: практики регионов // Доклады к XIX апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 10-13 апр. 2018 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. С. 1-10.
13. Шариков С. В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 40. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/support-educational-opportunities-for-children-in-long-term-treatment-in-medical-hospitals.
14. Официальный сайт проекта «УчимЗнаем». URL: www.uchimznaem.ru.
15. Региональные площадки проекта // Официальный сайт проекта «УчимЗнаем». URL: https://uchimznaem.ru/region-platform.
16. Доклад «Госпитальная педагогика: обучение детей, находящихся на
длительном и тяжелом лечении» 19 февраля 2019 г. Семинар «Актуальные
исследования и разработки в области образования». URL:
https://www.youtube.com/watch?v=mc-ICAFr4bA. © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
17. Simon J. B., Savina E. A. Transitioning children from psychiatric
hospitals to schools: The role of the special educator // Residential Treatment for Children & Youth. 2010. Т. 27. №. 1. P. 41-54.
18. Шалашова М. М. Вопросы обучения родителей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, по дополнительным профессиональным образовательным программам / Выступление на Всероссийской конференции с международным участием «УчимЗнаем» -«Заботливая школа» - 2017 // Официальный сайт «Заботливая школа». URL: www.caringschool.ru.
19. Ковалева Т. М. Культурные границы тьюторства // Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, лучшие образовательные практики. Краснодар: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края; МКУ «Центр развития образования» МО г. Геленджик. 2018. С. 18-24.
20. Шариков С. В. Обучение детей с прогрессирующими заболеваниями, ограничивающими продолжительность жизни. Начало пути // Pallium. № 2. 2020. С. 23-30.
References
1. Eaton S. Addressing the Effects of Missing School For Children with Medical Needs. Pediatric Nursing. 2012;(38(5)):271-277.
2. Csinady R. V. et al. Hospital pedagogy, a bridge between hospital and school. HERJHungarian Educational Research Journal. 2015;(5(2)):49-65.
3. Ertle C. Kranke Kinder und Jugendlichezwischen Klinikschule und Allgemainer Schule, Anmerkungenzu Grenzübergängen. Zeitschriftfür Heilpädagogik. 2002;(9(53)): 371-377.
4. Äärelä T., Määttä K., Uusiautti S. Ten encounters between students and a special education teacher at a Finnish hospital school - Outlining hospital school pedagogy. Global Journal of Human Social Science. 2016;(16(4)):8-20.
© долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
5. Kapelaki U. es mtsai. A Novel Idea for an Organized Hospital/School
Program For Children with Malignancies: Issues in Implementation. Pediatric Hematology and Oncology. 2003;(20):79-87.
6. Hospital Organization of Pedagogues in Europe. URL: https://www.hospitalteachers.eu.
7. Willmann M. The forgotten schools. Current status of special schools for pupils with social, emotional and behavioural difficulties in Germany: A complete national survey. Emotional and behavioural difficulties. 2007;(12(4)):299-318.
8. Sharikov S. V. Creating an educational environment for children on long-term treatment in hospitals. Rossiyskiy zhurnal detskoi gematologii i onkologii = Russian Journal of Pediatric Hematology and Oncology. 2015;(4):65-73. (In Russ.).
9. Letter from the Ministry of Education of the USSR of September 9, 1981 No. 57-M. Elektronniy fond pravovikh i normativno-tekhnicheskikh dokumentov = Electronic fund of legal and normative-technical documents. URL: https://docs.cntd.ru/document/420269461. (In Russ.).
10. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ «On education in the Russian Federation». Konsultant Plyus = Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. (In Russ.).
11. Alekhina S. V. Inclusive education: from policy to practice. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2016;(21(1)):136-145. (In Russ.).
12. Abankina I. V., Derkachev P. V., Rodina N. V., Filatova L. M. Risks of inequality in financing education of children with disabilities in conditions of inclusion: practices of the regions. Proc. to XIX Apr. international scientific conference on problems of development of economy and society, Moscow, 10-13 Apr. 2018. Moscow: Publishing house of the Higher School of Economics; 2018. P. 1-10. (In Russ.).
13. Sharikov S. V. Pedagogical support for educational opportunities of children undergoing long-term treatment in hospitals. Almanakh Instituta
© Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
korrektsionnoy pedagogiki = Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 2020;(40). URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-40/support-educational-opportunities-for-children-in-long-term-treatment-in-medical-hospitals. (In Russ.).
14. Official site of the project UchimZnaem. URL: www.uchimznaem.ru. (In Russ.).
15. Regional sites of the project. Official site of the project UchimZnaem. URL: https://uchimznaem.ru/region-platform. (In Russ.).
16. Report «Hospital pedagogy: teaching children on long-term and severe treatment» February 19, 2019. Seminar «Current research and development in education». URL: https://www.youtube.com/watch?v=mc-ICAFr4bA. (In Russ.).
17. Simon J. B., Savina E. A. Transitioning children from psychiatric hospitals to schools: The role of the special educator. Residential Treatment for Children & Youth. 2010;(27(1)):41-54.
18. Shalashova M. M. Issues of training parents of children on long-term care in medical institutions in additional professional educational programs. Speech at the All-Russian conference with international participation UchimZnaem - Caring School. 2017. Official site of the Caring School. URL: www.caringschool.ru. (In Russ.).
19. Kovaleva T. M. Cultural boundaries of tutoring. Implementation of FGOS as a mechanism for the development of professional competence of a teacher: innovative technologies, best educational practices. Krasnodar: State Budgetary Educational Institution of Advanced Training «Institute of Education Development» Krasnodar region; MKU «Center for Education Development» of the Municipality of Gelendzhik; 2018. Р. 18-24. (In Russ.).
20. Sharikov S. V. Teaching children with life-limiting progressive diseases. The beginning of the way. Pallium. 2020;(2):23-30. (In Russ.).
Информация об авторе
И. Ю. Долуев - кандидат исторических наук. © Долуев И. Ю., Большаков А. А., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 3. С. 58-79. Pedagogical Research. 2021. Vol. 3. P. 58-79.
Information about the author
I. Yu. Doluev - Candidate of Sciences in History.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 25.06.2021; одобрена после рецензирования 30.09.2021; принята к публикации 25.10.2021.
The article was published 25.06.2021; approved after reviewing 30.09.2021; accepted for publication 25.10.2021.