Особенности профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования
Сазанов Антон Николаевич,
аспирант кафедры теории и технологии социальной работы, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева E-mail: sazanchannel@gmail.com
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки преподавателей среднего профессионального образования и формирования их готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации системы среднего профессионального образования в новых социально-экономических условиях и повышением требований к уровню профессиональной подготовки преподавателей. Профессиональная деятельность преподавателей среднего профессионального образования рассматривается как процесс решения профессиональных задач, обеспечивающих готовность преподавателей к организации деятельности обучающихся. Раскрывается принципиальное значение методической деятельности в структуре профессиональной деятельности преподавателей. Согласно принципам деятельностного подхода определяются методические задачи в содержании профессиональной деятельности, обосновывается ведущая роль методической деятельности. С опорой на функциональный подход идентифицированы функции методической деятельности: планово-прогностическая, мотивационо-целевая, учебно-воспитательная и организационно-управленческая. Определена необходимость формирования методической компетентности преподавателей. Конкретизирована специфика и выявлены особенности профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование; профессиональная деятельность преподавателя; профессиональные задачи; профессиональная подготовка; методическая деятельность; методическая компетентность.
о с
CJ
см о см
1Л
Введение
В настоящее время в России продолжаются процессы реорганизации производственной сферы, обусловленные динамичностью социально-экономических условий в стране. Быстрые темпы преобразования характера трудовой деятельности во всех сферах и высокие требования, предъявляемые к специалистам, обусловливают потребность в комплексной модернизации отечественного профессионального образования.
Государственная политика в сфере образования нацелена на развитие системы среднего профессионально образования, как одного из своих ключевых направлений. Так, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. Активно развивается движение WorldSkills, цель которого заключается в повышение престижа рабочих профессий и высококвалифицированных кадров. Реализующийся в настоящее время Национальный проект «Образование» включает в себя проект «Молодые профессионалы», направленный на модернизацию среднего профессионально образования путем изменения содержания образовательных программ и инфраструктуры профессиональных образовательных учреждений. Все это определяет возросшую роль среднего профессионального образования в структуре подготовки профессиональных кадров.
Преобразования, которые происходят в среднем профессиональном образовании, влекут за собой необходимость повышения уровня профессиональной подготовки преподавателей. Изменяется роль педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях. Помимо преподавания профильных дисциплин возникает необходимость в разработке комплексных образовательных и воспитательных программ; участии в научно исследовательской деятельности; осуществлении сетевого взаимодействия с работодателями и партнерами из числа других профессиональных образовательных организаций [1].
Повышаются требования к профессиональной подготовке преподавателей среднего профессионального образования, однако, традиционная подготовка преподавателя не учитывает специфику их профессиональной деятельности, и как следствие, не может решить задачи, стоящие перед профессиональным образованием.
Содержание профессиональной деятельности преподавателя с позиции педагогической психологии рассмотрено в трудах Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина [2;3].
Н.В. Кузьмина выделяет компоненты педагогической системы и определяет структуру педагогической деятельности [4; 5]. Анализ содержания педагогической деятельности преподавателя так же представлен в трудах Е.В. Бережновой и Ю.К. Янковского [6; 7].
Сущность педагогической деятельности определена в работах В.А. Сластенина и А.К. Марковой [8;9; 10]. Э.Ф. Зеер и Г.М. Романцев рассматривают специфику педагогической деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций [11;12]. Специфика педагогической деятельности так же определена в трудах С.Я. Батышева [13].
Технологии повышения квалификации и профессиональной подготовки преподавателей профессиональных образовательных учреждений изучены в работах Е.А. Левановой [14].
Отметим, что Н.В. Кузьмина рассматривает профессиональную деятельность преподавателей как систему. Автор определяет структуру такой системы как комплекс взаимосвязанных компонентов. К ним относятся гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский компоненты [4]. В свою очередь, А.К. Маркова, определяя структуру педагогической деятельности, выделяет следующие ее элементы: профессиональные знания, педагогические умения, профессиональные позиции учителя, психологические свойства личности [9].
Ряд авторов, изучая проблему деятельности преподавателей профессионального обучения, определяют ее как многомерную систему (Г.М. Романцев, А.Ф. Латыпова, Т.В. Шутова) [15].
Исследуя проблему профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования, многие современные авторы приходят к общему мнению, относительно дуальности её структуры. Обобщая точки зрения различных авторов, мы можем выделить такие компоненты этой структуры как «педагогический» и «производственный» [1].
Т.Н. Данилова, отмечает, что для преподавателей специальных дисциплин особую актуальность приобретает потребность в формировании компетентности в производственно-технологической области преподаваемой дисциплины, которая, однако, должна дополняться знаниями о наиболее оптимальных методах обучения. Для успешной организации учебного процесса важно грамотно определять учебно-производственные задачи и ответственно подходить к результатам профессиональной деятельности [16].
Таким образом, возникает необходимость формирования у преподавателей среднего профессионального образования способностей к осуществлению профессиональной деятельности, с учетом всего спектра педагогических и произ-
водственных задач. В этой связи мы считаем, что все виды профессиональной деятельности преподавателя среднего профессионального образования, предполагают осуществление методической деятельности. Складывается противоречие, между потребностями среднего профессионального образования в преподавателях готовых к осуществлению методической деятельности и недостаточным вниманием со стороны педагогической науки к проблеме формирования методической компетентности преподавателей среднего профессионального образования.
Методика проведения исследований
В ходе исследования использованы взаимосвязанные, дополняющие друг друга методы исследования. Все методы выбраны в строгом соответствии с предметом исследования. К числу использованных теоретических методов относятся анализ философской, педагогической и психологической литературы, и нормативно-правовых актов, регулирующих образовательные и социально-экономические процессы в стране. В качестве эмпирических методов исследования выступили педагогическое наблюдение и метод изучение и обобщение педагогического опыта. В работе анализируются теории и концепции современного профессионально-педагогического образования, исследуется опыт профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования и профессиональной подготовки данной категории педагогических работников.
Результаты исследований
Такая категория педагогических работников как преподаватели среднего профессионального образования, становятся все более востребованной группой педагогических кадров в современном обществе. Это обусловлено социально-экономическими преобразованиями в обществе, которые определяют актуальность рабочих профессий в реальном секторе экономики, а, следовательно, и необходимостью развития системы подготовки кадров со средним профессиональным образованием.
Следует отметить, что профессиональная деятельность преподавателя выстраивается в соответствие с актуальными запросами обучающихся на получение востребованного и конкурентоспособного образования и потребностями работодателей в квалифицированных кадрах и социальном партнерстве с образовательными учреждениями уже на начальном этапе профессиональной подготовки их потенциальных работников.
По мнению современных авторов, профессиональная деятельность преподавателей среднего профессионального образования заключается в создании условий для оптимального освоения обучающимися знаний, развитии у них соответствующих профилю обучения умений, и формировании профессиональных компетенций, которые позволяют успешно осуществлять дальнейшую
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
профессиональную деятельность. В данном контексте, профессиональная деятельность преподавателя нацелена на достижение обучающимися образовательных результатов [17].
Объектами деятельности являются обучающиеся лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования. Профессиональная деятельность преподавателя отличается высоким уровнем многомерности, и содержит в своей структуре профессионально-педагогический и производственно-технологический компоненты. Данные компоненты демонстрируют отличие профессиональной деятельности преподавателей СПО от деятельности педагогов ВУЗов, которые в своей работе совмещают педагогическую и научную деятельность [18].
Проведенный анализ научных представлений о профессиональной подготовке преподавателей позволил выделить следующие виды профессиональной деятельности: педагогическую, проектно-конструктивную и производственно-технологическую, каждая из которых содержит профессиональные задачи. Определим их:
Проектно-конструкторская деятельность предполагает разработку образовательных программ и конструирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Производственно-технологическая деятельность заключается в организации профессиональной деятельности обучающихся согласно получаемым специальностям и профессиям и создании условий по освоению ими технологий реализации трудовых действий.
Педагогическая деятельность предполагает обучение и воспитание обучающихся, планирование и проектирование содержания учебной деятельности, мотивирование обучающихся к исследовательской работе.
Таким образом, сущность профессиональной деятельности преподавателей целесообразно определять как процесс решения профессиональных задач, обусловленных различными видами этой деятельности.
Компоненты структуры профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования указывают на преобладание методических задач в каждом из видов их профессиональной деятельности. Таким образом, ведущим видом деятельности является методическая деятельность.
Следуя принципам функционального подхода, мы выделили планово-прогностическую, мотивационо-целевую, учебно-воспитательную и организационно-управленческую функции профессиональной деятельности преподавателей. Готовность преподавателя к выполнению данных функций определяет успешность реализации его 5 профессиональной деятельности [19]. В свою оче-5 редь, для формирования готовности специалиста ^ к профессиональной деятельности необходимо ° принимать во внимание специфику и особенность
Ч [20].
Определим понятие «специфика деятельности». По мнению Т.И. Рудневой, под «спецификой деятельности» следует понимать «отличное, свойственное только данному предмету, представляющееся особенностью или совокупностью особенностей» [21, с. 78].
Научный анализ профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования позволил выявить присущие ей отличия: дуальность профессиональной деятельности, многопрофильность реализуемых образовательных программ, полисубъектность и производственная ориентированность, проектирование траектории развития обучающегося.
Таким образом, процесс профессиональной подготовки преподавателей в системе среднего профессионального должен учитывать специфику и особенность их профессиональной деятельности. Специфика заключается в том, что ведущим видом профессиональной деятельности преподавателей выступает методическая деятельность.
Методическая деятельность проявляется во всех видах профессиональной деятельности преподавателя. Вне зависимости от того какие дисциплины преподает педагог (общеобразовательные или специальные), он выполняет ряд обязательных функций, которые задает методическая деятельность [22]. Доминирующий характер методической деятельности в структуре профессиональной деятельности педагога отмечается многими современными авторами как основной фактор успешности работы преподавателя [23].
Специфика профессиональной деятельности преподавателей предполагает формирование специальных знаний, умений, навыков, профессиональных качеств и способностей, позволяющих решать профессиональные задачи. В этой связи в учреждениях среднего профессионального образования необходимо организовывать подходящие условия и подбирать специальные средства формирования методической компетентности преподавателей. Таким образом, под методической компетентностью мы понимаем интегратив-ное свойство личности, определяющее готовность преподавателей к осуществлению методической деятельности.
Особенность профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования определяется комплексом методических задач, для решения которых необходима методическая компетентность.
На сегодняшний день понятие «методическая компетентность» рассматривается в педагогической науке в контексте подготовке будущих преподавателей, или, когда речь идет о повышении квалификации работников, имеющих педагогическое образование. Преподаватели, осуществляющие профессиональную деятельность в учреждениях среднего профессионального образования, зачастую относятся к категории работников, не имеющих педагогической подготовки. Формирование методической компетентности, как основная со-
ставляющая профессиональной компетентности преподавателя среднего профессионального образования в теоретическом плане, не исследуется.
Выводы
Специфики профессиональной деятельности преподавателей среднего профессионального образования заключается в преобладании методической деятельности во всех ее видах. Осуществление методической деятельность, как ведущего вида деятельности преподавателей, предполагает наличие методической компетентности, что требует совершенствования профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей. Сформированная методическая компетентность дает возможность преподавателям успешно решать задачи профессиональной деятельности и выполнять профессиональные функции. Следовательно, формирование у преподавателей среднего профессионального образования методической компетентности с учетом специфики профессиональной деятельности должно осуществляться в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации преподавателей в учреждениях среднего профессионального образования.
Литература
1. Субочева, М.Л. Особенности последипломного педагогического образования преподавателей в среднем профессиональном образовании: понятийно-смысловой аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 4. - С. 187.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс. - 1996. - С. 534
3. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/ Д.Б. Эльконин// М.: Международная педагогическая академия. - 1995. - С. 222.
4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст]/Н.В. Кузьмина//Москва.: изд-во «Высшая школа». - 1990. - С. 119
5. Остапенко А.А. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия // Человек. Сообщество. Управление. 2013. № 4. С.37-52.
6. Бережнова, Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. - 1996. -№ 4. - С. 14-18.
7. Янковский, Ю.К. Психолого-педагогические знания, умения и навыки в системе основных функций преподавателя вуза [Текст] // Педагогика высшей и средней специальной школы. Минск: Ун-ое образ. - 1990. -С. 13-21.
8. Сластенин, В.А. Профессиональное саморазвитие учителя [Текст] /В.А. Сластенин// (В процессе подгот. будущего учителя: По материалам исслед.) // Изв. РАО. - 2000. - № 3. - С. 8088.
9. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст]/ А.К. Маркова//М.: изд-во «Просвещение». - 1993. - С. 192.
10. Маркова, А.К. Психология профессионализ-ма[Текст]/А.К. Маркова// М.: изд-во «Просвещение». - 1996. - С. 308.
11. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования. Учебное пособие [Текст]/Э.Ф.Зеер// Москва.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». - 2003. - С. 480.
12. Романцев, Г.М. Проблемы профессионального образования в современной педагогической науке // журнал «Педагогика». -2006. - № 3. - С. 113-116.
13. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов [Текст]/ С.Я. Батышев// Москва: Ассоциация «Профессиональное образование». - 1997. - С. 512.
14. Леванова, Е.А. Современные технологии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования // Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Сб. материалов Междунар. науч. -прак-тич. конф./ Е.А. Леванова. - М.: МПГУ. - 2006. -С. 246-248.
15. Романцев Г. М., Федоров В.А., Чапаев Н.К.. Интернатура как необходимая составляющая уровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств [Текст]// Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии Образования № 10(67) Журнал теоретических и прикладных исследований. - 2009. - С. 3-13
16. Данилова, Т.Н. К вопросу повышения профессиональной компетентности преподавателя колледжа// Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2007. - Вып. 5 (49). - С. 86-89 (0,2 п.л.)
17. Субочева, М.Л. Последипломное педагогическое образование преподавателей учреждений ссузов в условиях модернизации отечественного образования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 6. - С. 97100. (0;33п.л.).
18. Сысоева О.И. Специфика деятельности и педагогическое мастерство преподавателя вуза // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. - 2017. - № 3. -С. 20-24.
19. Савельев А.И. Специфика военно-профессиональной деятельности курсантов - военных летчиков // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. Т. 25. № 4. С. 73-78
20. Поднебесова М.И. Специфика профессиональной деятельности будущих бакалавров машиностроения // Дискуссия. - 2017. № 2 (76). С. 92-96.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
21. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. Самара: Универс-групп,- 2008. 214 с.
22. Попцова Е.В., Яровикова С.Я., Мотовило-ва С.Н. Системный подход к аттестации педагогических работников // Профессиональное образование. - 2006. - № 6. - С. 26
23. Руднева Т.И. Педагогические риски в образовании - новая социальная реальность // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - № 4 (216). - С. 71-75
FEATURES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Sazanov A.N.
Samara National Research University
The article deals with the problem of professional training of teachers of secondary vocational education and the formation of their readiness to carry out professional activities. The relevance of the study is due to the need to modernize the system of secondary vocational education in the new socio-economic conditions and to increase the requirements for the level of professional training of teachers. The professional activity of teachers of secondary vocational education is considered as a process of solving professional tasks that ensure the readiness of teachers to organize the activities of students. The article reveals the fundamental importance of methodological activity in the structure of professional activity of teachers. According to the principles of the activity approach, methodological tasks in the content of professional activity are determined, and the leading role of methodological activity is justified. Based on the functional approach, the functions of methodological activity are identified: planning-predictive, motivational-target, educational and organizational-managerial. The necessity of forming the methodological competence of teachers is determined. The specifics of the professional activity of teachers of secondary vocational education are specified and identified.
Keywords: secondary professional education, professional activity of a teacher, professional tasks, professional training, methodological activity, methodological competence.
References
1. Subocheva, ML Features of postgraduate pedagogical education of teachers in secondary vocational education: conceptual and semantic aspect // Modern problems of science and education. - 2013. - No. 4. - P. 187.
2. Vygotsky, LS Educational psychology [Text] / LS Vygotsky. -M.: Pedagogy-Press. - 1996. - S.534
3. Elkonin, D.B. Selected psychological works [Text] / D.B. Elkonin // M.: International Pedagogical Academy. - 1995. - p. 222.
4. Kuzmina, N.V. Professionalism of the personality of the teacher and master of industrial training [Text] / N.V. Kuzmina // Moscow.: Higher School Publishing House. - 1990. - S. 119
5. Ostapenko AA Theory of the pedagogical system of NV Kuzmina: genesis and consequences // Man. Community. Control. 2013. No. 4. S. 37-52.
6. Berezhnova, E.V. Formation of the teacher's methodological culture // Pedagogy. - 1996. - No. 4. - P. 14-18.
7. Yankovsky, Yu.K. Psychological and pedagogical knowledge, skills and abilities in the system of basic functions of a university teacher [Text] // Pedagogy of higher and secondary special schools. Minsk: Un-oh image. - 1990. - S. 13-21.
8. Slastenin, V.A. Professional self-development of a teacher [Text] / V.A. Slastenin // (In the process of preparing a future teacher: Based on research materials) // Izv. RAW. - 2000. -No. 3. - S. 80-88.
9. Markova, A.K. Psychology of teacher's work [Text] / A.K. Markov // M.: Publishing House "Education". - 1993. - S. 192.
10. Markova, AK Psychology of professionalism [Text] / A.K. Markov // M.: Publishing House "Education". - 1996. - S. 308.
11. Zeer, E. F. Psychology of vocational education. Tutorial [Text] / EF Zeer // Moscow: Publishing house of the Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house NPO MODEK. - 2003. - S. 480.
12. Romantsev, G.M. Problems of vocational education in modern pedagogical science // journal "Pedagogy". -2006. -№ 3. - P. 113-116.
13. Batyshev, S. Ya. Professional pedagogy. Tutorial for students [Text] / S. Ya. Batyshev // Moscow: Association "Professional education". - 1997. - S.512.
14. Levanova, E.A. Modern technologies of advanced training and professional training of education workers // Problems and prospects for the development of professional competence of educational organizers: Sat. materials Intern. scientific-practical Conf. / E.A. Levanov. - M.: MPGU. - 2006. - S. 246-248.
15. Romantsev G.M., Fedorov V.A., Chapaev N.K. Internship as a necessary component of the level training of specialists in vocational training of workers for innovative industries [Text] // Education and Science. Bulletin of the Ural Branch of the Russian Academy of Education № 10 (67) Journal of Theoretical and Applied Research. - 2009. - S. 3-13
16. Danilova, T.N. On the issue of improving the professional competence of a college teacher // Bulletin of the Tambov State University. Series: Humanities. - Tambov, 2007. - Issue. 5 (49). -S. 86-89 (0.2 pp.)
17. Subocheva, M.L. Postgraduate pedagogical education of teachers of institutions of secondary schools in the context of modernization of domestic education // Theory and practice of social development. - 2013. - No. 6. - P. 97-100. (0; 33p.l.).
18. Sysoeva O.I. The specificity of the activity and pedagogical skill of a university teacher // Collection of humanitarian studies. Electronic scientific journal. - 2017. - No. 3. - S. 20-24.
19. Savelyev A.I. Specificity of military-professional activity of cadets - military pilots // Bulletin of the Samara University. History, pedagogy, philology. - 2019.Vol. 25. No. 4. P. 73-78
20. Podnebesova M.I. The specifics of the professional activity of future bachelors of mechanical engineering // Discussion. -2017. No. 2 (76). S. 92-96.
21. Rudneva T.I. Pedagogy of professionalism. Samara: Univers-group,- 2008.214 p.
22. Poptsova E.V., Yarovikova S. Ya., Motovilova S.N. A systematic approach to the certification of teaching staff // Professional education. - 2006. - No. 6. - P. 26
23. Rudneva T.I. Pedagogical risks in education - a new social reality // Bulletin of the Orenburg State University. - 2018. - No. 4 (216). - S. 71-75
о с
u
CM
л