Научная статья на тему 'Особенности профессиональной адаптации студентов высшей школы'

Особенности профессиональной адаптации студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСВОЕНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / PROFESSIONAL ADAPTATION OF UNIVERSITY STUDENTS / METHODS OF RESEARCH OF PROFESSIONAL ADAPTATION / CORRELATION ANALYSIS OF FACTORS OF PROFESSIONAL ADAPTATION / MODEL OF UNIVERSITY STUDENTS'' PROFESSIONAL ADAPTATION / RESEARCH ACTIVITIES OF A STUDENT / VOLUNTEERING / ACTIVITIES ON THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Ирина Николаевна, Маланов Иннокентий Александрович, Будаева Туяна Борисовна

Актуальность данного исследования состоит в том, что в условиях перемен и общественных трансформаций во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, современное общество переживает острую необходимость в переоценке ценностей, в переоценке знаний о человеке, о возможностях социализации и профессиональной адаптации к быстро меняющейся социально-экономической и культурной среде. Известно, что от успешности процесса профессиональной адаптации в студенческом возрасте зависит продуктивность, конкурентоспособность, процесс овладения профессиональными умениями и навыками будущих специалистов. Это обусловливает интерес к данной проблеме. В данной работе обоснованы и представлены методы исследования профессиональной адаптации. Среди методов исследования использовались следующие: модифицированный нами опросник для оценки уровня профессиональной адаптации студентов (Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева) и «Проблемная анкета». В статье описаны результаты исследования уровня профессиональной адаптации студентов высшей школы, приведены результаты корреляционного анализа профессиональной адаптации студентов. Предложена модель профессиональной адаптации студентов вуза, которая включает в себя организацию трёх видов деятельности: научно-исследовательская работа студентов, волонтёрская деятельность и интерактивная деятельность по освоению нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселева Ирина Николаевна, Маланов Иннокентий Александрович, Будаева Туяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Professional Adaptation of Students of Higher Education

The relevance of this study lies in the fact that in the conditions of changes and social transformations in all spheres of life, including education, modern society is experiencing an urgent need to reassess values and knowledge about a person, possibilities of socialization and professional adaptation to rapidly changing socio-economic and cultural environment. It is known that the success of the professional adaptation process in the student age depends on productivity, competitiveness, as well as process of mastering professional skills and skills of future specialists. This causes an interest in this problem. In this article, the research methods of professional adaptation are substantiated and presented. Among the research methods used were the following: a questionnaire modified by the authors for assessing the level of professional adaptation of students (G. S. Nikiforov, M. A. Dmitriev), and "Problem Questionnaire". The article describes the results of professional adaptation level study of high school students, and presents the results of a correlation analysis of students' professional adaptation. A model of university students' professional adaptation has been proposed, which includes the organization of three types of activities: students' research work, volunteer activities, and interactive activities on the development of moral values.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной адаптации студентов высшей школы»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 378.035+378.147

Ирина Николаевна Киселева1,

старший научный сотрудник, Филиал Российского государственного университета по физической культуре, спорту, молодёжи и туризму в г. Иркутске (664050, Россия, г. Иркутск, ул. Байкальская, 267), e-mail: kiselevajrk@mail.ru

Иннокентий Александрович Маланов2,

доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет (670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а), e-mail: pedagogika@bsu.ru

Туяна Борисовна Будаева3,

кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет (670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а), e-mail: t.b.budaeva@mail.ru

Особенности профессиональной адаптации студентов высшей школы

Актуальность данного исследования состоит в том, что в условиях перемен и общественных трансформаций во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, современное общество переживает острую необходимость в переоценке ценностей, в переоценке знаний о человеке, о возможностях социализации и профессиональной адаптации к быстро меняющейся социально-экономической и культурной среде. Известно, что от успешности процесса профессиональной адаптации в студенческом возрасте зависит продуктивность, конкурентоспособность, процесс овладения профессиональными умениями и навыками будущих специалистов. Это обусловливает интерес к данной проблеме. В данной работе обоснованы и представлены методы исследования профессиональной адаптации. Среди методов исследования использовались следующие: модифицированный нами опросник для оценки уровня профессиональной адаптации студентов (Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева) и «Проблемная анкета». В статье описаны результаты исследования уровня профессиональной адаптации студентов высшей школы, приведены результаты корреляционного анализа профессиональной адаптации студентов. Предложена модель профессиональной адаптации студентов вуза, которая включает в себя организацию трёх видов деятельности: научно-исследовательская работа студентов, волонтёрская деятельность и интерактивная деятельность по освоению нравственных ценностей.

Ключевые слова: профессиональная адаптация студентов вуза, методы исследования профессиональной адаптации, корреляционный анализ факторов профессиональной адаптации, модель профессиональной адаптации студентов вуза, научно-исследовательская деятельность студентов, волонтёрская деятельность, деятельность по освоению нравственных ценностей

Введение. Современные социально-экономические изменения в мире, виртуализация современного общества, развивающаяся технологическая революция обусловливают необходимость быстрой адаптации человека к постоянно меняющимся условиям жизни, требуют гибкого реагирования в процессе профессиональной деятельности. Всё

это определяет появление большого количества работ по проблемам социализации и профессиональной адаптации молодёжи [5].

Известно, что именно в юношеском возрасте решаются задачи профессионального самоопределения и становления, а также развивается нравственность, усваиваются правила групповой и коллективной жизни,

1 И. Н. Киселева организует и осуществляет исследование, собирает материал, анализирует полученные материалы, пишет и оформляет статью.

2 И. А. Маланов систематизирует полученные материалы, участвует в написании и оформлении статьи, контролирует выполнение исследовательской работы.

3 Т. Б. Будаева помогает в сборе материалов, участвует в написании статьи.

© Киселева И. Н, Маланов И. А., Будаева Т. Б., 2018 105

возникает интерес к социальным общественным проблемам, решаются вопросы реализации себя в личном и профессиональном плане. Решение поставленных жизненных задач во многом будет определяться успешностью протекания профессиональной адаптации молодого человека [7].

Формулируя понятие «профессиональная адаптация», некоторые авторы делают акцент на социальном аспекте адаптации и сводят адаптацию к проблемам трудовой деятельности, вопросам трудовых ресурсов, социальных отношений, межличностного и производственного общения, к общественным нормам и требованиям [3; 10].

Системное видение профессиональной адаптации заключается в том, что данный процесс предполагает активное усвоение и воспроизводство навыков профессиональной деятельности, норм, ценностей, реализуемых в общении и труде [1; 5]. Профессиональная адаптация включает две составляющие: социальную и личностную. Социальная отражает групповые правила и нормы, требования и санкции общества, а личностная предполагает творческую активность личности, её ценности, мотивы и профессиональное поведение [9].

Выделение критериев профессиональной адаптации помогает чётко и полно оценить специфику данного процесса. Благодаря проведённому глубокому теоретическому анализу нами были выделены следующие критерии профессиональной адаптации студентов: 1) отношение к профессии; 2) отношение к малой группе; 3) удовлетворённость собой (личная и профессиональная); 4) наличие нравственных ценностей (как составляющая профессиональной этики).

Важно отметить то, что профессиональная адаптация современных студентов высшей школы протекает по-особенному, потому что это связано с их погружённостью в виртуальное пространство. Современное поколение принадлежит к поколению Y или «миллениумов», которые были рождены с 1983 г. по 2000 г. (Н. Хоув и В. Штраус, 1991). Данное поколение пережило окончание «холодной войны», распад СССР, возникновение новых государств и общий передел мира. К особенностям данного поколения относят: эгоцентризм и отсутствие каких-либо идеалов, неуважение власти и авторитетов, способность к быстрым решениям, наличие

амбиций, желание быстрого достижения высоких моральных и материальных результатов при минимальных затратах [8].

Современная молодёжь застала бурный рост глобализации и компьютеризации, что сказалось на выборе интернет-формы общения и виртуальной реальности, а не реальной коммуникации «здесь и сейчас», что может выражаться в появлении страхов личного взаимодействия, сложностях общения с реальными людьми [4; 8].

Проблемы профессиональной адаптации и причины, которые обеспечивают её успешность в деятельности, получили достаточное освещение в различных работах (А. Я. Вазин, Ю. В. Васильев, Э. Ф. Зеер, В. И. За-гязинский, Л. М. Кустов, Ф. Н. Клюев, А. К. Маркова, И. П. Смирнов и др.).

Особую значимость для нас имеет выявление особенностей профессиональной адаптации студентов высшей школы, анализ факторов адаптации, проведение корреляционного анализа профессиональной адаптации студентов высшей школы.

Методология и методы исследования. Исследование было проведено с 2010 по 2016 гг. В нём приняли участие 360 студентов. Исследование было проведено на базе Иркутского государственного университета и Иркутского филиала РГУФКСМиТ.

Нами были использованы следующие методы: модифицированный нами опросник для оценки уровня профессиональной адаптации студентов (Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева), «Проблемная анкета» и модификация экспресс-методики А. Л. Журавлева и А. Б. Купрейченко «Отношение студентов к соблюдению нравственных норм» [6].

Результаты исследования. При изучении критериев профессиональной адаптации были получены следующие результаты. Высоко были оценены следующие факторы: отношение к объединению (58 %), отношения между студентами (84 %), удовлетворённость своим положением в группе (63 %), оценка коллективизма (70 %), удовлетворённость собой на учёбе (63 %). Это может свидетельствовать о том, что большинство учащейся молодёжи в целом удовлетворено выбранным местом учёбы, спецификой взаимоотношений в студенческом коллективе и оценивают групповые взаимоотношения достаточно высоко.

Также стоит отметить то, что студенты в целом удовлетворены своим положением в

группе и собой на учёбе, то есть справляются с учебной нагрузкой и испытывают удовлетворение от своего положения в группе.

Интересным фактом явилось то, что низкие баллы были получены по таким критериям профессиональной адаптации, как удовлетворённость условиями учёбы (30 %), отношение к малой группе (29 %). Следует подчеркнуть, что условия учёбы являются внешним критерием адаптации, который напрямую не влияет на результат адаптации учащихся. Низкие показатели по шкале «отношение к малой группе» могут свидетельствовать о том, что эта категория ребят находится в процессе усвоения групповых морально-нравственных ценностей малой группы.

Для более полного понимания особенностей профессиональной адаптации студентов высшей школы нами была использована проблемная анкета, которая позволила выявить наиболее значимый круг проблем в жизни студентов. Для исследуемой молодёжи среди наиболее значимых проблемных ситуаций оказались ситуации, связанные с обучением в университете, проблемы, связанные с родителями, со сверстниками и с собственной персоной.

Было выявлено, что ситуации, связанные с обучением в университете, имеют высокую значимость для 11 и 10 % в экспериментальной и контрольной группе соответственно и среднюю значимость для 65 % экспериментальной (60 % студентов контрольной группы). Проблемные ситуации, связанные с родителями, оказались значимыми для 60 и 50 % учащейся молодёжи. Также интересным фактом явилось то, что для данной выборки студентов значимыми оказались ситуации, связанные со взаимоотношениями со сверстниками (65 % высокая и 60 % средняя значимость) и с собственной персоной (47 % и 45 %). Менее значимыми проблемами оказались проблемы, связанные с противоположным полом, и проблемы, связанные с будущим, - у 60 и 65 % студентов данной выборки низкие значения, также низко были оценены проблемы свободного времени (65 % испытуемых в обеих группах).

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что для исследуемой молодёжи важными являются ситуации, связанные с освоением профессиональной деятельности, с процессом обучения в университете,

с удовлетворённостью собой на учёбе и особенностями взаимоотношений с преподавателями. Наряду с этим хочется отметить, что среди значимых и актуальных проблем, волнующих студентов, особое место занимают проблемы взаимоотношений со значимыми социальными группами (студенческая группа, группа сверстников). Не менее важными для исследуемой группы студентов оказались вопросы отношений с родителями, семейные взаимоотношения. Закономерно то, что учащуюся молодёжь волнуют проблемы, связанные с собственной персоной, удовлетворённостью собой в разных сферах жизни.

Обсуждение результатов исследования. В ходе анализа полученных данных было обнаружено, что в контрольной и экспериментальной группах большая часть учащейся молодёжи (62 и 65 % соответственно) имеет недостаточный уровень профессиональной адаптации. У этих студентов процесс приспособления и соответствия собственных профессиональных потребностей, мотивов и интересов к требованиям общества проходил осложнённо, что нашло отражение в двойственном отношении к учебному коллективу, организации, к малой группе, к руководителю, в неудовлетворённости своим положением в студенческой среде, содержанием и условиями труда.

При проведении корреляционного анализа нами были выявлены взаимосвязи критериев профессиональной адаптации студентов вуза с проблемными ситуациями и нравственными ценностями. Этот факт может находить своё отражение в том, что студенты, удовлетворённые своими профессиональными успехами, своим положением в группе, эффективно проходят этап профессиональной адаптации в вузе.

Также были выявлены обратные корреляционные взаимосвязи факторов профессиональной адаптации и проблемных ситуаций, что может проявляться в том, что студенты высшей школы, испытывающие сложности в профессиональной адаптации, также не удовлетворены собой, взаимоотношениями в учебной группе и процессом освоения профессиональных навыков.

Заключение. Таким образом, полученные результаты легли в основание экспериментальной программы реализации модели профессиональной адаптации студентов, которая включала в себя организацию трёх видов деятельности:

1. Организация научно-исследовательской деятельности в форме научно-исследовательского кружка, где студенты самостоятельно организовывали и проводили мероприятия по линии НИРС. Традиционно каждый год проводились следующие мероприятия: ролевая игра «Конференция», «Старший курс - первому», ежегодная конференция из опыта НИРС, организация и проведение ежегодной научно-интеллектуальной схватки «Игра теней», организация и проведение научно-исследовательской деятельности, где студенты учились писать статьи, оформлять тезисы и получали навыки выступления перед большой аудиторией.

2. Волонтёрская деятельность была реализована на добровольных началах на основе договора о сотрудничестве ОГКУ «Центр профилактики наркомании» г. Иркутска с Иркутским филиалом РГУФКСМиТ. Работа была выстроена следующим образом:

- создание проблемной группы по профилактике социально-негативных явлений среди молодёжи;

- обучение студентов навыкам проведения диагностики здоровья у студенческой молодёжи (освоение приборов и диагностического инструментария);

- активное участие в организации и проведении различных мероприятий по профилактике социально-негативных явлений среди молодёжи г. Иркутска;

- участие в ежегодных областных мероприятиях по линии Центра профилактики наркомании (Акция «Антиспайс», Всероссийский день здоровья и др.).

3. Интерактивная деятельность по освоению нравственных ценностей была выстроена следующим образом:

- на первом этапе проводилась диагностика нравственных ценностей студентов;

- на втором этапе проводились индивидуальные и групповые профилактические консультации по результатам диагностики нравственных ценностей и социально-педагогической адаптации;

- на третьем этапы студенты включались в групповую работу - тренинги, проблемные беседы, ролевые игры, направленные на понимание, осознавание значимых общечеловеческих нравственных ценностей [6].

Данная модель была реализована в 2012-2016 гг. на базах Иркутского государственного университета и Иркутского филиала РГУФКСМиТ.

После внедрения модели мы провели контрольную диагностику, благодаря которой выявили, что большинство студентов экспериментальной группы (65 %) имеют высокий уровень профессиональной адаптации, что выражается в высокой активности в профессиональной деятельности в рамках обучения в вузе, удовлетворённостью собой в учебной и студенческой сферах, высоким уровнем коммуникативных способностей.

В рамках реализации данной модели многие студенты были приглашены в Студенческий совет по НИРС, привлечены к волонтёрской деятельности, были реализованы групповые и индивидуальные профилактические консультации, целью которых является опознавание, осознание, принятие своих индивидуальных особенностей, а также специфики профессиональной адаптации каждого учащегося.

Огромная работа была проведена по «нравственному оспосабливанию», благодаря которой была осознана значимость нравственных ценностей не только в успешности процесса профессиональной адаптации студентов высшей школы, но в и в жизни молодых россиян [2; 5; 6].

Предложенная модель профессиональной адаптации студентов вуза, разработанное программно-методическое обеспечение могут быть использованы для оптимизации профессиональной адаптации студентов разных направлений и специальностей, а также для разработки комплексов, программ по профессиональной адаптации студентов высшей школы, профессиональной подготовке кураторов учебных групп, профессорско-преподавательского состава и заинтересованных специалистов.

Проведённое исследование не раскрывает всю суть профессиональной адаптации студентов высшей школы, а лишь позволяет наметить актуальные вопросы для дальнейшего изучения. В дальнейшем могут быть продолжены исследования по углублённому изучению роли критериев и факторов профессиональной адаптации и социализации современной молодёжи в рамках новой парадигмы образования XXI века.

Список литературы

1. Ахметгалеев Э. Д. Формирование профессиональной направленности будущего социального работника в процессе участия в студенческом волонтёрском движении: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2009. 26 с.

2. Богданович Н. Г., Воробьева Е. В., Киселева И. Н. Социально-психологическая адаптация студентов высших учебных заведений как отражение процесса профессионального развития // Вестник БГУ. 2015. № 2. С. 106-110

3. Будякина М. П., Русалинова А. А. Некоторые вопросы адаптации новичков на производстве // Социальная психология и социальное планирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. С. 92-97.

4. Загладина Х. Т. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 101-114.

5. Киселева И. Н., Богданович Н. Г. Изучение нравственных ценностей как профилактика социально-негативных явлений в молодёжной среде // Интеграция национально-этнических традиций в физическом воспитании и спорте для профилактики экстремизма в молодёжной среде: материалы круглого стола (13 июня 2015 г) / ред. Е. В. Воробьева, Н. Г. Богданович. Иркутск: Мегапринт, 2015. С. 240-244.

6. Киселева И. Н., Маланов И. А. Профессиональная адаптация студентов вуза в процессе организации их самостоятельной работы // Вестник БГУ. 2017. Вып. 7. С.150-155.

7. Матулене Г О социальной адаптации к деятельности (краткий обзор зарубежной литературы) // Психологический журнал. 2002. № 5. С. 100-108.

8. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса, возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94-97.

9. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. 365 с.

10. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.

Статья поступила в редакцию 11.09.2018; принята к публикации 18.10.2018

Библиографическое описание статьи

Киселева И. Н., Маланов И. А., Будаева Т. Б. Особенности профессиональной адаптации студентов высшей школы // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 6. С. 105-110.

Irina N. Kiseleva1,

Senior Research Associate, Branch of the Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Irkutsk (267 Baykalskaya st., Irkutsk, 664050, Russia), e-mail: kiseleva_irk@mail.ru

Innokenty A. Malanov2,

Doctor of Pedagogy, Professor, Buryat State University (24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000, Russia), e-mail: pedagogika@bsu.ru

Tuyana B. Budaeva3,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Buryat State University (24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000, Russia), e-mail: t.b.budaeva@mail.ru

Features of Professional Adaptation of Students of Higher Education

The relevance of this study lies in the fact that in the conditions of changes and social transformations in all spheres of life, including education, modern society is experiencing an urgent need to reassess values and knowledge about a person, possibilities of socialization and professional

1 I. N. Kiseleva - organization and implementation of the research, collection of material, analysis of the materials received, writing and processing of the article.

2 I. A. Malanov - systematization of the received materials; participation in writing and design of the article; monitoring implementation of the research work.

3 T. B. Budaeva - help in collecting materials, participation in writing the article.

adaptation to rapidly changing socio-economic and cultural environment. It is known that the success of the professional adaptation process in the student age depends on productivity, competitiveness, as well as process of mastering professional skills and skills of future specialists. This causes an interest in this problem. In this article, the research methods of professional adaptation are substantiated and presented. Among the research methods used were the following: a questionnaire modified by the authors for assessing the level of professional adaptation of students (G. S. Nikiforov, M. A. Dmitriev), and "Problem Questionnaire". The article describes the results of professional adaptation level study of high school students, and presents the results of a correlation analysis of students' professional adaptation. A model of university students' professional adaptation has been proposed, which includes the organization of three types of activities: students' research work, volunteer activities, and interactive activities on the development of moral values.

Keywords: professional adaptation of university students, methods of research of professional adaptation, correlation analysis of factors of professional adaptation, model of university students' professional adaptation, research activities of a student, volunteering, activities on the development of moral values

References

1. Ahmetgaleev E. D. Formirovanie professional'noj napravlennosti budushchego social'nogo rabotnika v processe uchastiya v studencheskom volontyorskom dvizhenii: avtoref. ... dis. kand. ped. nauk: 13.00.01. Kazan', 2009. 26 s.

2. Bogdanovich N. G, Vorob'eva E. V., Kiseleva I. N. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov vysshih uchebnyh zavedenij kak otrazhenie processa professional'nogo razvitiya // Vestnik BGU. 2015. № 2. S. 106-110

3. Budyakina M. P., Rusalinova A. A. Nekotorye voprosy adaptacii novichkov na proizvodstve // Social'naya psihologiya i social'noe planirovanie. L.: Izd-vo LGU, 1973. S. 92-97.

4. Zagladina H. T. Neformal'noe obrazovanie kak vazhnejshij faktor socializacii detej i podrostkov v sovremennoj Rossii // Obrazovatel'naya politika. 2014. № 2. S. 101-114.

5. Kiseleva I. N., Bogdanovich N. G. Izuchenie nravstvennyh cennostej kak profilaktika social'no-negativnyh yavlenij v molodyozhnoj srede // Integraciya nacional'no-etnicheskih tradicij v fizicheskom vospitanii i sporte dlya profilaktiki ekstremizma v molodyozhnoj srede: materialy kruglogo stola (13 iyunya 2015 g.) / red. E. V. Vorob'eva, N. G. Bogdanovich. Irkutsk: Megaprint, 2015. S. 240-244.

6. Kiseleva I. N., Malanov I. A. Professional'naya adaptaciya studentov vuza v processe organizacii ih samostoyatel'noj raboty // Vestnik BGU. 2017. Vyp. 7. S.150-155.

7. Matulene G. O social'noj adaptacii k deyatel'nosti (kratkij obzor zarubezhnoj literatury) // Psihologicheskij zhurnal. 2002. № 5. S. 100-108.

8. Ozhiganova E. M. Teoriya pokolenij N. Houva i V. Shtrausa, vozmozhnosti prakticheskogo primeneniya // Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij. 2015. № 1. S. 94-97.

9. Rozum S. I. Psihologiya socializacii i social'noj adaptacii cheloveka. SPb.: Rech', 2006. 365 s.

10. Romm M. V. Adaptaciya lichnosti v sociume. Teoretiko-metodologicheskij aspekt. Novosibirsk: Nauka, 2002. 275 s.

Received: September 11, 2018; accepted for publication October 18, 2018

Reference to the article

Kiseleva I. N., Malanov I. A., Budaeva T. B. Features of Professional Adaptation of Students of Higher Education // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 6. PP. 105-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.