Научная статья на тему 'Профессиональная адаптация студентов вуза в процессе организации их самостоятельной работы'

Профессиональная адаптация студентов вуза в процессе организации их самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / МОДЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУППАХ / PROFESSIONAL ADAPTATION / A MODEL OF INDEPENDENT WORK WITH STUDENTS / RESEARCH WORK OF STUDENTS / VOLUNTEER ACTIVITY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY AIMED AT FORMATION OF YOUTH'S MORAL VALUES / INTERACTION IN REFERENCE GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Ирина Николаевна, Маланов Иннокентий Александрович

В статье представлена модель самостоятельной работы студентов высшей школы, включающая в себя: научно-исследовательскую работу студентов, волонтерскую деятельность, социально-педагогическую деятельность, направленную на формирование нравственных ценностей молодежи и организацию взаимодействия в референтных группах. Приведены результаты исследования профессиональной адаптации студентов высшей школы до и после реализации модели самостоятельной работы. Представлено понимание профессиональной адаптации как сложного систематического процесса, который предполагает не только усвоение, но и активное воспроизводство человеком социального опыта, норм, ценностей, установок, осуществляемых в общении и профессиональной деятельности. Описаны методы исследования профессиональной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Ирина Николаевна, Маланов Иннокентий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR INDEPENDENT WORK

The article presents a model of independent work of high school students, including their research activities, volunteerism, social and pedagogical work aimed at formation of youth’s moral values and organization of interaction in reference groups. The results of the study of high school students’ professional adaptation before and after implementation of the model of independent work are shown. We present the understanding of professional adaptation as a complex systematic process that involves not only assimilation, but also active reproduction of a personal social experience, norms, values and attitudes, reflected in communication and professional activity. Methods for studying professional adaptation are described.

Текст научной работы на тему «Профессиональная адаптация студентов вуза в процессе организации их самостоятельной работы»

УДК 378.147.88

doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-150-156

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

© Киселева Ирина Николаевна

старший преподаватель,

филиал Российского государственного университета по физической культуре,

спорту, молодежи и туризму

Россия, 664050, г. Иркутск, ул. Байкальская, 267

E-mail: kiseleva_irk@mail.ru

© Маланов Иннокентий Александрович

доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670034, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: pedagogika@bsu.ru

В статье представлена модель самостоятельной работы студентов высшей школы, включающая в себя: научно-исследовательскую работу студентов, волонтерскую деятельность, социально-педагогическую деятельность, направленную на формирование нравственных ценностей молодежи и организацию взаимодействия в референтных группах.

Приведены результаты исследования профессиональной адаптации студентов высшей школы до и после реализации модели самостоятельной работы.

Представлено понимание профессиональной адаптации как сложного систематического процесса, который предполагает не только усвоение, но и активное воспроизводство человеком социального опыта, норм, ценностей, установок, осуществляемых в общении и профессиональной деятельности. Описаны методы исследования профессиональной адаптации.

Ключевые слова: профессиональная адаптация; модель самостоятельной работы со студентами; научно-исследовательская работа студентов; волонтерская деятельность; социально-педагогическая деятельность; направленная на формирование нравственных ценностей молодежи; взаимодействие в референтных группах.

В начале XXI века, в эпоху перемен, современное общество переживает острую необходимость в переоценке знаний о человеке, возможностях его профессиональной адаптации к быстро меняющейся социально-экономической и культурной среде, динамичным изменениям во всех сферах общественной жизни.

В современном мире намечен рост межнациональных конфликтов, экстремизма и других негативных социальных явлений среди молодежи, и это вызывает особый интерес к проблемам и факторам успешной профессиональной адаптации студентов высшей школы.

Особенно важным для нашей работы является то, что в ряде законодательных и нормативно-правовых документов, определяющих стратегию развития отечественного образования на ближайшую перспективу — «Федеральной программе развития образования на 2000-2025 годы», «Основных направлениях развития

воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и др. — подчеркивается тот факт, что стратегической задачей образования в России является конструирование образовательных систем, обеспечивающих накопление подрастающим поколением нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в сегодняшней ситуации, быть готовым действовать в меняющихся условиях — быть адаптированной личностью [1].

Этот факт еще раз указывает на то, что только современно образованная, нравственная, предприимчивая, способная к сотрудничеству, отличающаяся мобильностью, динамизмом, готовностью к межкультурному взаимодействию личность способна обеспечить достойную жизнь себе и окружающим. Таким образом, исследования, связанные с изучением особенностей и факторов профессиональной адаптации в юношеском возрасте, приобретают особенный интерес и значимость для специалистов различных областей знаний.

Проблемы профессиональной адаптации и причины, которые обеспечивают успешность приспособительных процессов к профессиональной деятельности, получили достаточное освещение в различных работах А. Я. Вазиной, Ю. В. Васильева, Э. Ф. Зеера, В. И. Загвязинского, Л. М. Кустова, Ф. Н. Клюева,

A. К. Марковой, И. П. Смирнова и др.). Имеется достаточное количестве работ по теории профессионального образования и самообразования А. Т. Маленко, Г. Н. Серикова, А. Д. Сазонова и др. Закономерности, этапы, фазы, уровни профессионального развития рассматривали в своих исследованиях М. Вудкок, Г. Г. Горелова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова,

B. Ш. Масленникова, Е. Т. Молл, В. П. Симонов, Э. Э. Сыманюк, В. Д. Шадри-ков, Г. П. Щедровицкий и др.

На наш взгляд, выделение критериев профессиональной адаптации позволяет наиболее полно представить и оценить специфику данного процесса. Изучая сложный многоаспектный процесс профессиональной адаптации, мы также выделяем ряд критериев, среди которых можно отметить следующие: 1) отношение к профессии, 2) отношение к малой группе, 3) удовлетворенность собой (личная и профессиональная), 4) наличие нравственных ценностей (как составляющая профессиональной этики).

В соответствии с выделенными критериями, нами было проведено изучение профессиональной адаптации студентов 1-го курса высших учебных заведений, которое показало наличие проблем у современной молодежи с профессиональной адаптацией, что побудило нас разработать и внедрить модель самостоятельной работы студентов.

Известно, что в современной образовательной парадигме особое место уделяется самостоятельной работе студентов, которая реализуется через следующие виды самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная;

- творческая, в том числе научно-исследовательская работа [3].

Особый интерес для нас имеет внеаудиторная и творческая самостоятельная работа, которые легли в основу создания нашей модели самостоятельной работы студентов для оптимизации профессиональной адаптации.

Для преодоления выявленных трудностей социально-психологической адаптации, негативно отражающихся на профессиональном развитии студентов-первокурсников нами была разработана и реализована модель внеаудиторной работы со студентами высшей школы.

Качество обучения и эффективность адаптации зависят не только от уровня профессионализации студентов, но и от их личностных качеств и способностей. При этом наиболее важное значение придается умению общаться, быть успешным в обучении, творчески решать поставленные задачи, самостоятельности, сообразительности, практической направленности и гибкости мышления, способности быстро приспособляться к меняющимся условиях. Модель самостоятельной работы со студентами высшей школы представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Модель самостоятельной работы студентов высшей школы, направленной на оптимизацию профессиональной адаптации

Как видно из рисунка 1, в модель включены: студент, социально-значимая группа сверстников (референтная группа) и профессорско-преподавательский состав вуза. Среди самых важных ресурсов, помогающих эффективно адаптироваться в обучению в вузе, мы относим:

- научно-исследовательская работа студентов;

- волонтерская деятельность;

- социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование нравственных ценностей.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) — одно из важнейших средств оптимизации профессиональной адаптации посредством общения студентов в референтной группе, освоения основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских,

проектных и конструкторских работ, развития способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей профессиональной деятельности.

В широком смысле система НИРС в вузе как в едином учебно-научно-производственном комплексе является неотъемлемой составной частью подготовки квалифицированных специалистов, способных творчески индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса.

Но самой главной задачей для членов совета НИРС является организация и проведение всех мероприятий, что способствует оптимизации профессиональной адаптации и наилучшему развитию коммуникативно-организаторских способностей у студентов филиала.

Чтобы обеспечить единство целей и направлений учебной, научной и воспитательной работы, составляется комплексный план организации НИРС на весь период обучения. В этом плане отражаются мероприятия на базе НИРС, сроки их проведения и контроль намеченных мероприятий.

Студенты, которые занимаются научной работой, пишут научные статьи, могут представлять свои работы на конференциях различного уровня. В рамках Совета НИРС они обучаются ораторскому искусству, правильному выступлению перед аудиторией, все это помогает им быть нескованными, хорошо владеть информацией и уметь отвечать на дополнительные вопросы [2].

Волонтерская деятельность осуществляется в рамках сотрудничества с ОГКУ «Центр профилактики наркомании», где студенты самостоятельно проводят научные исследования функциональных показателей здоровья, организуют культурно-массовые мероприятия для молодежи, флешмобы, участвуют в различных акциях, посвященных «Дню здоровья», что помогает им приобретать неповторимый профессиональный опыт.

Социально-педагогическая деятельность по формированию нравственных ценностей предполагает 2 этапа: первый этап касается диагностики нравственных ценностей студентов, а второй направлен на включение в групповую работу со студентами проблемных бесед, тренинговых упражнений, направленных на понимание, осознание значимых общечеловеческих нравственных ценностей.

Исследование эффективности предложенной модели проводилось в 20062008 гг. и 2011-2015 гг. В исследовании приняли участие 400 человек, из них — 334 студента 1-го курса Иркутского государственного университета и 66 студентов 1-го курса Иркутского филиала РГУФКСМиТ.

Особенности профессиональной адаптации изучались при помощи модифицированного нами опросника для оценки уровня профессиональной адаптации студентов (Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева), многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова, проблемной анкеты.

Предложенные методики позволяют оценить профессиональную адаптацию, представляющую собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (психофизиологический аспект), адаптации субъекта деятельности к профессиональным задачам, орудиям труда, выполняемым операциям и т. д. (собственно профессиональный аспект) и адаптации личности к

социальным компонентам профессиональной среды (социально-психологический аспект).

При исследовании уровня профессиональной адаптации до внедрения модели самостоятельной работы студентов были получены следующие данные: 75% из выборки имеют неустойчивую профессиональную адаптацию и характеризуются нечеткими представлениями о выбранной профессии, осложненными включением в студенческую среду, неуверенностью в правильности выбора профессии, наличием низкой активности в профессиональной деятельности в рамках обучения в вузе и неудовлетворенностью собой в учебной и студенческой сферах (таблица 1).

Таблица 1

Результаты исследования профессиональной адаптации студентов вуза

Уровень профессиональной адаптации. До эксперимента После эксперимента

Кол-во % Кол-во %

Высокий уровень (эффективная адаптация) 48 12% 250 62%

Средний уровень (неустойчивая адаптация) 302 75% 150 38%

Низкий уровень (дезадаптация) 50 13% 0 0%

В группу студентов с эффективной профессиональной адаптацией вошли всего 12% испытуемых из выборки. Эти учащиеся имеют высокий уровень удовлетворенности собой в учебе, успешно адаптируются к новым условиям, быстро «входят» в новый коллектив, адекватно представляют специфику профессиональной деятельности, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, имеют высокий уровень коммуникативных способностей и адекватную самооценку и, что самое главное, быстро социализируются. Также следует отметить, что эти студенты имеют высокий уровень эмоциональной устойчивости и адекватно реагируют на воздействия социальной среды.

Признаки дезадаптации или осложнения в социально-психологической адаптации выявлены у 13% студентов. Испытуемые данной группы будут испытывать трудности в усвоении социального опыта, также у них отмечается отсутствие интереса к выбранной профессиональной деятельности и к обучению в вузе. Этот факт может быть связан с низким уровнем коммуникативных способностей, с неадекватным восприятием и оценкой профессиональной деятельности. Это порождает затруднения во взаимодействии с окружающими людьми, низкую успеваемость и неудовлетворенность своим положением в студенческом коллективе. Кроме того, для студентов характерны нервно-психические срывы и отсутствие адекватной самооценки и адекватного восприятия действительности.

После проведения эксперимента и включения студенческой молодежи в различные виды самостоятельной работы, такие как научно-исследовательская работа студентов, волонтерская деятельность, социально-педагогическая деятельность по развитию нравственных ценностей молодежи, были получены следующие результаты по уровню профессиональной адаптации.

Как видно из таблицы 1, большинство испытуемых (62%) имеют высокий уровень и 38% — средний уровень профессиональной адаптации, что является показателем того, что студенты успешно проходят освоение профессиональной деятельности, обладают высокими коммуникативными и организаторскими способностями, у них сформирован образ будущей профессии и они удовлетворены своим профессиональным выбором.

Особо значимыми для нас являются данные по критериям профессиональной адаптации. Исследуемые студенты после внедрения модели самостоятельной работы высоко оценили следующие критерии: отношение к объединению (58%), отношения между студентами (84%), удовлетворенность своим положением в группе (63%), оценка коллективизма (70%), удовлетворенность собой на учебе (63%). Это может свидетельствовать о том, что большинство учащейся молодежи в целом удовлетворено учебой, спецификой взаимоотношений в студенческом коллективе и оценивают групповые взаимоотношения достаточно высоко. Так же стоит отметить то, что студенты в целом удовлетворены своим положением в группе и собой в учебе, то есть справляются с учебной нагрузкой и испытывают удовлетворение от своего положения в группе.

Реализация данной модели была осуществлена на базе ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» и научно-исследовательской лаборатории Иркутского филиала ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». Студенты были приглашены в Студенческий Совет по НИРС, привлечены к волонтерской деятельности, были проведены групповые и индивидуальные профилактические консультации, направленные на опознавание, осознание, принятие своих индивидуальных особенностей, а также специфики профессиональной адаптации каждого учащегося.

А также нами была проведена работа по освоению нравственных ценностей «нравственному оспосабливанию», благодаря которым была осознана их значимость нравственных ценностей в успешности процесса профессиональной адаптации студентов высшей школы. Проведенная работа оказала положительное влияние на актуализацию процессов самопознания и поисковой активности студентов в приобретении опыта профессиональной деятельности и в целом обусловила повышение эффективности процесса их профессиональной адаптации.

Литература

1. Киселева И. Н. Факторы социально-психологической адаптации в юношеском возрасте. Монография / И. Н. Киселева, Н. Г. Богданович. Иркутск: Мегапринт, 2015. 235 с.

2. Маланов И. А. Формирование научно-исследовательской компетентности у студентов педагогического колледжа // Компетентностный подход как фактор повышения эффективности профессионального образования. Улан-Удэ: Бэлиг, 2007. С. 64-71.

3. Семенова В. Г. Самостоятельная работа студентов, как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов: материалы докладов II Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Саратов. Новый проект, 2013. С. 10-15.

PROFESSIONAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR INDEPENDENT WORK

Irina N. Kiseleva Senior Lecturer,

Branch of Russian State University of Physical Education, Sports, Youth

and Tourism in Irkutsk

267 Baikalskaya St., Irkutsk 664050, Russia

E-mail: kiseleva_irk@mail.ru

Innokentiy A. Malanov

Dr. Sci. (Education), Prof.,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: pedagogika@bsu.ru

The article presents a model of independent work of high school students, including their research activities, volunteerism, social and pedagogical work aimed at formation of youth's moral values and organization of interaction in reference groups. The results of the study of high school students' professional adaptation before and after implementation of the model of independent work are shown.

We present the understanding of professional adaptation as a complex systematic process that involves not only assimilation, but also active reproduction of a personal social experience, norms, values and attitudes, reflected in communication and professional activity. Methods for studying professional adaptation are described. Keywords: professional adaptation; a model of independent work with students; research work of students; volunteer activity; social and pedagogical activity aimed at formation of youth's moral values; interaction in reference groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.