Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобазова Юлия Владимировна, Мамедова Лариса Викторовна

В статье показано, что профессиональное выгорание - одна из самых серьезных проблем с в профессиональной деятельности педагогических работников. Специалисты профессий системы «человек-человек», особенно склонны к психологическому выгоранию. В статье рассматривается особенности профессионального выгорания педагогических работников в рамках сопровождения детей с ОВЗ. В ходе исследования выявлено, что специалисты, работающие с детьми с ОВЗ (специалисты реабилитационных центров и специалистов образовательных учреждений), имеют высокий уровень психологического выгорания. Высокий уровень профессионального выгорания выявлен, как, работающих с детьми с ОВЗ. В результате исследования выявлена взаимосвязь личностных характеристик, высоким уровнем эмоционального благополучия, положительного специалистов отношения к другим, самостоятельности, стремления к личностному росту, положительного самовосприятия и низким уровнем профессионального выгорания педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Выявлена взаимосвязь между уровнем профессионального выгорания и педагогическим стажем специалистов. Показано, что специалисты с большим опытом работы более подвержены профессиональному выгоранию, чем начинающие специалисты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кобазова Юлия Владимировна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL BURNING OUT OF PEDAGOGICAL WORKERS WITHIN THE FRAMEWORK OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article shows that professional burnout is one of the most serious problems in the professional activity of teaching staff. Specialists in the professions of the “person-to-person” system are especially prone to psychological burnout. The article examines the features of professional burnout of teaching staff in the framework of accompanying children with disabilities. The study revealed that specialists working with children with disabilities (specialists from rehabilitation centers and specialists from educational institutions) have a high level of psychological burnout. A high level of professional burnout was identified as working with children with disabilities. The study revealed the relationship between personal characteristics, a high level of emotional well-being, positive attitudes towards others, independence, striving for personal growth, positive self-perception and a low level of professional burnout of teachers within the framework of psychological and pedagogical support of children with disabilities. The relationship between the level of professional burnout and the pedagogical experience of specialists has been revealed. It has been shown that specialists with extensive work experience are more susceptible to professional burnout than beginners.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Особенности профессионального выгорания педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Кобазова Юлия Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова, заместитель директора ЦПППД Нерюнгринского района E-mail: kobazov@mail.ru

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова

E-mail: larisamamedova@yandex.ru

В статье показано, что профессиональное выгорание - одна из самых серьезных проблем с в профессиональной деятельности педагогических работников. Специалисты профессий системы «человек-человек», особенно склонны к психологическому выгоранию. В статье рассматривается особенности профессионального выгорания педагогических работников в рамках сопровождения детей с ОВЗ. В ходе исследования выявлено, что специалисты, работающие с детьми с ОВЗ (специалисты реабилитационных центров и специалистов образовательных учреждений), имеют высокий уровень психологического выгорания. Высокий уровень профессионального выгорания выявлен, как, работающих с детьми с ОВЗ. В результате исследования выявлена взаимосвязь личностных характеристик, высоким уровнем эмоционального благополучия, положительного специалистов отношения к другим, самостоятельности, стремления к личностному росту, положительного самовосприятия и низким уровнем профессионального выгорания педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Выявлена взаимосвязь между уровнем профессионального выгорания и педагогическим стажем специалистов. Показано, что специалисты с большим опытом работы более подвержены профессиональному выгоранию, чем начинающие специалисты.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, удовлетворенность жизнью, эмоциональное благополучие, педагогические работники, психолого-педагогическое сопровождение.

В значительном количестве исследований показано, что профессиональное выгорание - одна из самых серьезных проблем с которой может столкнуться человек в профессиональной деятельности. Специалисты, работающие в профессиях системы «человек-человек» особенно склонны к психологическому выгоранию. В рамках своей профессиональной деятельности, специалисты взаимодействуют с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и зрения, нарушением речи, аутизмом, НОДА, с множественными нарушениями в развитии др.). Эмоциональное истощение может привести к снижению удовлетворенности работой, конфликтному поведению с коллегами, родителями детей с ОВЗ. В целом психологическое выгорание может негативно сказаться на здоровье специалистов, удовлетворенности работой, производительности труда [2].

Изучением синдрома профессионального выгорания занимались как западные ученные (К. Маслач, С. Джексон, А. Пайнс, Р. Шваб, Д. Ди-рендонг, В. Шаувели, Х. Сиксма), так и российские исследователи (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Г.В. Сорокоумова и др.). Факторы эмоционального благополучия рассмтривали А.Т. Бекузарова, С.А. Водяха, Т.Д. Шевеленкова, И.Е. Коптелова, П.П. Фесенко.

Концепция психологического выгорания возникла относительно недавно, появившись в своей современной форме в 1970-х годах в области функциональной психологии. Фройденбергер (1974) был первым, кто ввел эту концепцию для обозначения физических и эмоциональных реакций, возникающих в результате длительного воздействия рабочего стресса среди персонала клиники, у которого были завышенные и нереалистичные ожидания. Профессиональное выгорание - состояние психологической и физической усталости, которое показывает влияние рабочего стресса на человека и отрицательно влияет на его отношение к работе [5].

Профессиональное выгорание и его последствия оказывают негативное влияние на жизнь человека в целом. Профессиональное выгорание имеет следующую симптоматику: психоэмоциональное истощение, деперсонализация, чувство неудовлетворенности личными достижениями в профессиональной сфере [4]. Профессиональ-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ное выгорание проявляется в деперсонализации человека, редукции личных достижений и психофизическом и эмоциональном истощении. Эмоциональное истощение определяется как чувство психологического и умственного истощения. Деперсонализация - проявление отрицательного отношения ко всему, что связано с работой, в том числе к коллегам. Потеря чувства выполненного долга указывает на более низкий уровень и потерю мотивации и уверенности в себе на работе [1].

Актуальность исследования состоит в практической направленности изучения факторов, влияющих на уровень профессионального педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Профилактика профессионального выгорания будет способствовать сохранению психологического здоровья и эмоционального благополучия педагогических работников, эффективной реализации коррекционной помощи детям.

Цель: выявить особенности профессионального выгорания педагогических работников рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

В результате анализа современных исследований в данной области была сформулирована следующая гипотеза: Эмоциональное благополучие, положительное самовосприятие, положительное отношение к другим, самостоятельность, обладание значимых профессиональных компетенций, стремление к личностному и профессиональному росту снижает уровень профессионального выгорания педагогических работников, взаимодействующих с детьми с ОВЗ.

Методы исследования

Профессиональное выгорание педагогических работников и специалистов, взаимодействующих с детьми с ОВЗ, изучалось с помощью методики «Синдром «выгорания в системах «Человек-человек» по трем составляющим: деперсонализация, редукция личных достижений и эмоциональное истощение [6]. Для изучения эмоционального благополучия нами использовался опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), который состоит из шести факторов: выстраивание положительных отношений с другими, личностный рост, самостоятельность, независимость от мнения других, управляет и контролирует свою внешнюю деятельность, самореализация, положительно оценивает себя [3].

Результаты

В выборку вошли специалисты реабилитационных ^ центров (N=12), специалисты ОО учреждений Нес рюнгринского района, работающие с детьми с ОВЗ ~ в коррекционных группах и классах (N=12). В число сэ специалистов этих двух учреждений входят: педа-£ гоги, воспитатели, психологи, логопеды, дефек-^ тологи. Специалисты взаимодействуют с детьми

с интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и зрения, нарушением речи, аутизмом, НОДА, с множественными нарушениями в развитии др.

На основе статистического анализа (1-критерий Стьюдента) высокий уровень профессионального выгорания у педагогических работников и специалистов, взаимодействующих с детьми с ОВЗ: эмоционального истощения (1=2,64, р <0,05), деперсонализации (1=2,39, р<0,05), редукции личных достижений (1=2,37, р <0,05). Изучая уровень профессионального выгорания педагогических работников реабилитационных центров (N=12) и специалистов образовательных учреждений Нерюн-гринского района, работающих с детьми с ОВЗ в коррекционных группах и классах (N=12), нами не выявлено значимой корреляционной взаимосвязи по всем критериям профессионально выгорания. (1=0,21, р>0,05). Таким образом, уровень профессионального выгорания значимо не отличается как у специалистов реабилитационных центров, так и у специалистов образовательных учреждений, работающие с детьми с ОВЗ.

Оценка значимых различий уровня профессионального выгорания среди педагогических работников, взаимодействующих с детьми с ОВЗ, и уровня эмоционального благополучия специалистов проводилась на основе статистического анализа (1-критерий Стьюдента). Результаты выявили статистически значимую взаимосвязь между уровнем эмоционального благополучия и уровнем профессионального выгорания педагогических работников (1=2,76, р<0,05). У педагогических работников с низким уровнем профессионального выгорания выявлены высокие показатели (1-критерий Стьюдента) в оценке эмоционального благополучия: «положительное отношение к другим» (1=2,75, р>0,05), «автономия» (1=2,66, р>0,05), «управление окружением» (1=2,78, р>0,05), «личностный рост» (1=2,37, р>0,05), «цель в жизни» (1=2,29, р>0,05), «самовосприятие» (1=2,20, р>0,05). Низкий уровень эмоционального благополучия выявили педагогические работники с высокими значениями по показателям профессионального выгорания (эмоционального истощения (1=2,64, р <0,05), деперсонализации (1=2,39, р<0,05), редукции личных достижений (1=2,37, р <0,05)). На основе статистического анализа (1-критерий Стьюдента) нами выявлены статистически значимые показатели в уровне психологического выгорания в зависимости от профессионального опыта работы (1=2,76, р>0,05). В результате анализа были обнаружены статистически значимые показатели высокого уровня профессионального выгорания педагогических работников с большим стажем педагогической работы (1=2,67, р>0,05). Специалисты с меньшим опытом работы (до 15 лет) менее подвержены психологическому выгоранию, чем более опытные (от 15 до 25 лет). Специалисты с большим опытом работы более 1525 лет более подвержены профессиональному выгоранию, чем начинающие специалисты.

Заключение

Педагогические работники, взаимодействующие с детьми с ОВЗ, стоят в особенной «группе риска» в профессиях, которые вызывают профессиональное выгорание. В рамках своей профессиональной деятельности, специалисты должны обладать навыками психотерапевтической работы, специальными (коррекционными) приемами и навыками работы с детьми с различными нарушениями здоровья. Результаты настоящего исследования выявили, что специалисты, работающие с детьми с ОВЗ, имеют высокий уровень психологического выгорания. Высокий уровень психологического выгорания у педагогических работников и специалистов выявлен по критериям «деперсонализация», «редукция личных достижений», «эмоционального истощения».

Уровень профессионального выгорания педагогических работников, взаимодействующих с детьми с ОВЗ, зависит от эмоционального благополучия, положительного самовосприятия, положительного отношения к другим, самостоятельности, обладанием значимых профессиональных компетенций, стремлением к личностному и профессиональному росту.

На наш взгляд, профилактикой профессионального выгорания специалистов, работающих с детьми с нарушениями в развитии, может стать психологическая и профессиональная поддержка, которую образовательные и реабилитационные учреждения оказывают специалистам на протяжении всей трудовой деятельности.

Литература

1. Молокоедов, А.В., Удовик, С.В., Слободчиков, И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. / А.В. Молокоедов,

С.В. Удовик, И.М. Слободчиков / М.; - Из-во Левъ. - 2018. - С. 45-48 2. Бабич, О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов: диагностика, тренинги, упражнения ФГОС / О.И. Бабич / - М.; - Учитель. - 2021. - С. 18-19.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL BURNING OUT OF PEDAGOGICAL WORKERS WITHIN THE FRAMEWORK OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Kobazova Yu.V., Mamedova L.V.

North -Eastern Federal Institute of M.K. Ammosova

The article shows that professional burnout is one of the most serious problems in the professional activity of teaching staff. Specialists in the professions of the "person-to-person" system are especially prone to psychological burnout. The article examines the features of professional burnout of teaching staff in the framework of accompanying children with disabilities. The study revealed that specialists working with children with disabilities (specialists from rehabilitation centers and specialists from educational institutions) have a high level of psychological burnout. A high level of professional burnout was identified as working with children with disabilities. The study revealed the relationship between personal characteristics, a high level of emotional well-being, positive attitudes towards others, independence, striving for personal growth, positive self-perception and a low level of professional burnout of teachers within the framework of psychological and pedagogical support of children with disabilities. The relationship between the level of professional burnout and the pedagogical experience of specialists has been revealed. It has been shown that specialists with extensive work experience are more susceptible to professional burnout than beginners.

Keywords: professional burnout, life satisfaction, emotional well-being, teaching staff, psychological and pedagogical support.

References

1. Molokoedov, A.V., Udovik, S.V., Slobodchikov, I.M. Emotional burnout in professional activities. / A.V. Molokoedov, S.V. Udovik, I.M. Slobodchikov / - M.; - From Lev. - 2018. - P. 45-48

2. Babich, O.I. Prevention of professional burnout syndrome among teachers: diagnostics, trainings, exercises of the Federal State Educational Standard / O.I. Babich / - M.; - Teacher. -2021. - p. 18-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.