Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения будущих инженеров пищевой промышленности'

Особенности профессионального самоопределения будущих инженеров пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВАЯ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БУДУЩИЙ ИНЖЕНЕР / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / FOOD AND PROCESSING INDUSTRY / THE FUTURE ENGINEER / STUDENT / PROFESSIONAL SELFDETERMINATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов П. Н., Якубова А. В.

В статье, основанной на результатах специального исследования, показаны особенности профессионального самоопределения студентов будущих инженеров пищевой и перерабатывающей промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper is based on the results of a special study. It shows features of professional self-determination of students future engineers of food and processing industry.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения будущих инженеров пищевой промышленности»

П. Н. Осипов, А. В. Якубова

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ключевые слова: пищевая и перерабатывающая промышленность, будущий инженер, студент, профессиональное

самоопределение, мотивация

В статье, основанной на результатах специального исследования, показаны особенности профессионального самоопределения студентов - будущих инженеров пищевой и перерабатывающей промышленности.

Keywords: food and processing industry, the future engineer, student, professional self- determination, motivation.

This paper is based on the results of a special study. It shows features of professional self-determination of students -future engineers offood and processing industry.

Анализ литературы и диссертационных исследований свидетельствует, что в последние годы значительно возрос интерес исследователей к различным аспектам проблемы профессионального самоопределения молодежи (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников, С.Н.Чистякова и др.). И это понятно: происходящие в нашей стране социальноэкономические изменения предъявляют новые требования к профессиональной подготовке и использованию на производстве выпускников вузов. Все это придает особую значимость профессиональному и жизненному самоопределению молодежи в современных условиях обновления российского общества и модернизации образования. К тому же, как справедливо замечает академик РАО Е.А.Климов, «вопросы профессионального самоопределения не могут быть решены раз и навсегда» [4, с.46]. Поэтому не случайно в последние годы эта проблема активно разрабатывается и в нашем университете [1-3, 5-8]. В частности, ранее нами показаны в свете современных требований к образованию особенности профессионального самоопределения студентов в системе среднего профессионального образования [8], в том числе на примере технологического колледжа КГТУ [1]. Стимулированию профессионального самоопределения студентов - будущих нефтяников посвящены исследования М.В.Журавлевой [2], О.В. Зиннуровой [3],

Н.В.Котовой [5].

Предметом нашего интереса на сей раз стали особенности профессионального самоопределения будущих инженеров пищевой отрасли - студенты Института пищевых производств и биотехнологии. В последнее десятилетие, несмотря на кризис 2008 года, наблюдается рост и развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. В особенности это отразилось на развитии малого и среднего бизнеса в пищевой отрасли - сферы общественного питания.

В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность страны (пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная и комбикормовая) представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население России необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. Она насчи-

тывает 30 отраслей с более чем 60 подотраслями и видами производства и объединяет более 50 тысяч предприятий различных форм собственности и мощности (их количество за последние 15 лет возросло в несколько раз) общей численностью работающих около 2,5 млн. человек. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем промышленном производстве России составляет около 15 %. В связи с этим инженер пищевых производств остается востребованной профессией на рынке труда. Кроме того, отставание в развитии пищевой отрасли в нашей стране дает огромный и перспективный фронт работы в этой области. Развитие экономики России, в частности в секторе малого бизнеса, так же позволяет реализоваться выпускникам Института пищевых производств и биотехнологии в качестве работников сферы общественного питания: от поваров-кондитеров и технологов до руководителей своего дела. Последнее заманчиво еще и потому, что срок окупаемости вложений в предприятия отрасли намного короче, чем при инвестициях в базовые отрасли промышленности, отдачу от инвестиций можно почувствовать уже через год-два. При всей непредсказуемости ситуации в России такие сроки вполне приемлемы для большинства инвесторов. Всё это позволяет студенту института пищевых производств и биотехнологии выбрать дело «по вкусу», гарантированно трудоустроится.

Каков сегодняшний портрет выпускника школы, выбирающего профессию инженера пищевых производств? Что представляет собой студент Института пищевых производств и биотехнологии КНИТУ?

Наши студенты - это в основном девушки в возрасте 17-23 лет, окончившие

общеобразовательную школу, учебное заведение начального или среднего профессионального образования, при этом около 70% из них -иногородние, прибывшие из ближайших районов и городов Татарстана. Почти 30% студентов проживают в неполных семьях. Исследование выявило, что у 78% наших студентов хотя бы один из родителей имеет высшее образование, 17% - среднее техническое, остальные - среднее специальное или среднее (полное) общее образование. Именно родители в большей степени повлияли на выбор профессии.

Такой ответ на вопрос: «От кого или откуда вы впервые узнали о предполагаемой профессии?» дали 40% опрошенных из 120 студентов первого курса. Часть поступивших в институт студентов сохраняет семейные профессиональные традиции, их родители также инженеры.

Качество подготовки специалиста во многом зависит от мотивов выбора профессии. Одним из главных мотивов поступления в институт многие студенты называют желание получить хорошую профессию (от 30 до 90% по группам). Мотивы выбора профессии часто согласуются с возможностью хорошего заработка, успешной карьеры, престижа, при этом 55% студентов первого курса считают, что для получения хорошей работы необходимы знания, 7% отмечают случай, остальные отдают приоритет знакомствам в получении хорошего рабочего места.

При выборе вуза наши абитуриенты руководствуются следующими требованиями: вуз

должен иметь высокий статус, предоставлять качественное образование, обеспечивать, либо значительно облегчать последующее трудоустройство по специальности.

Наряду с прагматическим подходом к выбору профессии явно прослеживается неадекватное представление о содержании и специфике труда по выбранной специальности, а также о перспективах трудоустройства по окончании вуза. Более половины студентов лишь в общих чертах представляют себе особенности выбранной специальности. В силу этого формируется ошибочное представление о возможностях, которые дает получение той или иной специальности и, как следствие, завышенные ожидания. Об этом может свидетельствовать снижение значимости в профессиональном самоопределении студентов такого мотива, как желание получить хорошую профессию. Так, если он характерен для 90,5 % студентов 1 курса, то на втором уже для 65%, на третьем - 57%, а на

четвертом - более чем в два раза меньше, чем на первом. Это не может не беспокоить.

Заметное снижение показателей на четвертом курсе является следствием пересмотра студентами своего отношения к профессии, основанного на собственном учебно-практическом опыте в ходе изучения специальных предметов и прохождения практики, с изменением личностных профессиональных планов.

Снижение значимости в профессиональном самоопределении студентов мотива «желание получить хорошую профессию» подтверждается и ответами на вопрос о правильности своего профессионального выбора. Если на первом курсе сомневающихся только немногим больше 6%, то на втором их уже 23,5%, а на четвертом 30%. Увеличение сомневающихся в правильности своего выбора студентов на втором курсе связано с введением специальных предметов, так как именно на этом этапе идет переосмысление правильности своего выбора.

Адаптационный период поступивших в институт студентов достаточно сложен и поэтому некоторые из них задумываются о переходе на другую специальность. Так, на первом курсе мысли бросить учебу возникали у каждого пятого студента, Немногим меньше таких студентов на втором и третьем курсах, а на четвертом их ещё больше - 27%.

Справедливости ради отметим, что мысли уйти из учебного заведения у большинства студентов возникали не только из-за разочарования профессией, но и из-за трудностей в учебе - у 17% первокурсников и 20% - у студентов 2-3 курсов, в то время, как на четвертом курсе только 9% сослались на трудности в учебе.

На первом курсе такие показатели связывают с процессом адаптации к новым условиям обучения и требованиям в институте, отсутствием качественного базового уровня по общеобразовательным предметам.

На старших курсах, на начальном этапе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, появляются определенные проблемы, так как данные предметы достаточно сложны и требуют большой самостоятельной работы, затем появляется интерес к профессии, начинает проявляться устойчивое осознание необходимости обучения и получения выбранной профессии.

Отношение к учебной и профессиональной деятельности во многом определяет уровень преподавания в учебном заведении и наличие хорошей материально-технической базы. Студенты достаточно высоко оценивают уровень преподавания общеобразовательных и профессиональных дисциплин. Особенно высоко профессионализм педагогов оценивают студенты четвертого курса - от 70 до 79%. В то же время качество производственной практики представляется студентам недостаточно высоким. Причины: плохая организация практики, связанная с задействованием студентов на хозяйственных работах вместо ее прохождения на рабочих местах, на соответствующих участках производственных процессов.

Свою уверенность в том, что они смогут стать хорошими специалистами, продемонстрировали примерно 60% наших студентов. Неуверенность в этом вопросе проявляют примерно 36% студентов, 4% из всех студентов считают, что из них не получится высококвалифицированных специалистов.

Данные показатели предполагают пересмотр некоторых подходов к профессиональной подготовке, непосредственному набору абитуриентов, а также к самому учебному процессу.

Хорошим специалистом становится тот студент, который интересуется научным прогрессом, техникой, современными технологиями. Большое внимание уделяется вопросам самообразования, самообучения, так как очень трудно на уровне занятия познакомить студента со всеми новинками и достижениями в определенной области науки и производства. Примерно 45% студентов занимаются не только по учебникам, но и интересуются дополнительными источниками информации, при

этом 10% - не считают нужным делать это, 45% -пользуются дополнительными источниками по необходимости, в рамках требований преподавателя при выполнении определенной самостоятельной работы.

Исследование показало, что после окончания института только 31% студентов собирается работать по специальности. Чуть более 40% собираются продолжить свое профессиональное образование в вузе, при этом многие предполагают сочетать учебу с трудовой деятельностью, 13% планируют сменить свой профиль и продолжить образование не по специальности. Это те студенты, которые стремятся приобрести дополнительную специальность и те, кто ошибся в выборе своей профессии, разочаровался в силу каких-либо объективных или субъективных причин.

Проведенное исследование позволяет констатировать наличие ряда причин, затрудняющих профессиональное самоопределение будущего инженера пищевой отрасли:

- социально-экономические условия развития современного общества;

- снижение уровня жизни;

- недостаточная профессиональная информированность выпускников школ;

- низкая мотивация;

- отсутствие адекватной самооценки у большинства старшеклассников своих возможностей и способностей, что определяет необоснованный выбор ими профиля обучения.

Анализ содержания процесса

профессионального самоопределения студентов позволяет определить способы регулирования и оптимизации данного процесса:

- активная профориентационная работа с выпускниками школ;

- создание необходимых педагогических условий для полноценного овладения профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками;

- поиск возможностей активизации творческой деятельности студентов;

- вовлечение студентов в научно-

практическую деятельность, способствующую стимулированию устойчивого интереса к определенному профессиональному направлению;

- формирование системы профессионально и

личностно значимых ценностей, способствующих

моделированию своего профессионального будущего;

- современные методики преподавания

общепрофессиональных и специальных дисциплин;

- интеграция общеобразовательных и

профессиональных дисциплин;

- инновационные технологии обучения;

- качественное практическое обучение в ходе различных видов практик.

Профессиональное самоопределение студента рассматривается как достаточно длительный динамический процесс вхождения в профессию и как результат выбора и проектирования своей будущей профессиональной карьеры, осуществляемый

поэтапно в различных видах учебно-практической деятельности.

Активная деятельность по стимулированию профессионального самоопределения студентов позволяет обеспечить формирование индивидуальной стратегии реализации личности в выбранной трудовой деятельности.

Процесс профессионального

самоопределения не может осуществляться без практического обучения. Производственная практика

- логическое продолжение профессионального обучения. В процессе практики закрепляются и совершенствуются профессиональные знания и умения; используются воспитательные возможности высокой организации труда, повышается ответственность за качество конечной продукции; развивается экономическое мышление и т. д. Поэтому одним из эффективных средств профессионального самоопределения студентов может выступать введение в учебный процесс и организация новой системы производственных практик. Этому будет посвящена наша следующая статья.

Литература

1. Бабанова, И.А. Особенности профессионального самоопределения студентов технологического колледжа / И.А.Бабанова, П.Н.Осипов //Вестник Казан. технол. ун-та.

- 2009. - №. 4. - С.319-325.

2. Журавлева, М.В. Взаимообусловленность профессионального самоопределения и опережающей профессиональной подготовки /М.В.Журавлева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, №10. - С.285-292.

3. Зиннурова, О.В. Стимулирование профессионального самоопределения студентов - будущих нефтяников как фактор их опережающей подготовки: Автореф. дис. .. .канд. пед. наук /О.В.Зиннурова. - Казань, 2011. - 25 с.

4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А.Климов. - М.: Академия, 2005. - 304 с.

5. Котова, Н.В. Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи /Н.В.Котова, М.В.Журавлева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №7. - С.281-282.

6. Осипов, П.Н. Профессиональное самоопределение студентов как социально-педагогическая проблема / П.Н.Осипов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №5. - С.237-242.

7. Осипов, П.Н. Критерии и показатели готовности личности к профессиональному самоопределению /П.Н.Осипов //Ориентация воспитания на саморазвитие интеллигентности и конкурентоспособности личности: Материалы Всероссийской научной конференции. -Казань: ЦИТ. - 2009. - С. 287-291.

8. Осипов, П.Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения (Социальнопсихологический аспект) / П.Н.Осипов. - Казань: РИЦ «Школа», 2002. - 196 с.

© П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, posipov@rambler.ru; А. В. Якубова - асп. КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.