Научная статья на тему 'Особенности профессионального обучения и адаптации лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности'

Особенности профессионального обучения и адаптации лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная деятельность / когнитивные стили / профессиональное обучение

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вьюшкова С. С.

На основании комплексного обследования курсантов высшего учебного заведения представлены данные, позволяющие определить успешность профессионального обучения и особенности адаптации к дальнейшей деятельности лиц с различными когнитивными стилями интеллектуальной деятельности. Этот подход может быть использован для повышения надежности процедур профессионального психологического отбора студентов и в ходе мероприятий профессиональной ориентации с целью более правильного выбора будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вьюшкова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the data received as a result of the complex inspection of cadets in the higher educational institution, which allowed to determine successfulness of vocational training and features of adaptation of persons with various cognitive styles of intellectual activity to further activities. All these can make the procedure of professional psychological selection more reliable, and these approaches can be used for students" professional orientation for the purpose of more correct selection for future activities.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального обучения и адаптации лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности»

С. С. Вьюшкова

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ЛИЦ РАЗЛИЧНЫХ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой психофизиологии и клинической психологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный руководитель - доктор медицинских наук, профессор С. В. Чермянин

На основании комплексного обследования курсантов высшего учебного заведения представлены данные, позволяющие определить успешность профессионального обучения и особенности адаптации к дальнейшей деятельности лиц с различными когнитивными стилями интеллектуальной деятельности. Этот подход может быть использован для повышения надежности процедур профессионального психологического отбора студентов и в ходе мероприятий профессиональной ориентации с целью более правильного выбора будущей профессии.

The article contains the data received as a result of the complex inspection of cadets in the higher educational institution, which allowed to determine successfulness of vocational training and features of adaptation of persons with various cognitive styles of intellectual activity to further activities. All these can make the procedure of professional psychological selection more reliable, and these approaches can be used for students’ professional orientation for the purpose of more correct selection for future activities.

Значительное место в отечественной, а главное, в зарубежной психологии отводится изучению когнитивных или познавательных стилей деятельности1. Когнитивные стили используются в основном для обозначения индивидуальных различий человека в плане переработки вербальной информации и при объяснении индивидуальных форм организации познавательных психических процессов человека. Они (стили) тесно связаны как с индивидуальными особенностями человека, так и с требованиями окружающей среды социума2.

Сотрудниками ВМедА была разработана типология индивидуального стиля

деятельности. На сегодняшний день выделяют 6 стилей. Стили выделялись на основе результатов, полученных по батареи интеллектуальных тестов КР-3-85 М. М. Решетниковым3.

Креативный стиль (тип А) характеризуется высоким темпом и выраженным ра-циональным компонентом мышления при высокой надежности усвоения и переработки информации. Высокая успешность адаптации к новым условиям обучения и деятельности. Популяционный (тип В) характеризуется обычным темпом мышления и средними показателями надежности и рациональности принимаемых решений.

2S4

Обычный уровень успешности профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Дефицитный (тип С) характеризуется низким темпом мышления и невыражен-ностью рационального компонента. Курсантов с таким когнитивным стилем отличает плохая социальная адаптация к новым условиям жизнедеятельности. Продуктивный стиль (тип Б) характеризуется преобладанием склонности к деятельности в быстром темпе при относительном пренебрежении инструктивными указаниями и точностью исполнения. Сниженная толерантность к монотонии. Прогноз успешности обучения и усвоения социального опыта неустойчивый. Ригидный (тип Е) характеризуется преобладающей установкой на «избегание неудачи» и склонностью к высокому качеству деятельности в медленном темпе. При индивидуально-оптимальном временном режиме деятельности, как правило, демонстрируется безошибочность и высокое качество выполнения рабочих операций. Дискорданный (тип Б) - отсутствие выраженных стилевых особенностей интеллектуальной деятельности.

Изучение и учет стилевых особенностей человека имеют большое значение в процедурах профессионального психологического отбора кандидатов на обучение и последующую деятельность в качестве специ-алистов, чья трудовая деятельность может протекать в усложненных и экстремальных условиях.

Практическая часть. Целью работы было установление связи когнитивного стиля интеллектуальной деятельности с личностными особенностями абитуриентов и курсантов, определяющих успешность профессиональной адаптации во время обучения и военно-профессиональной деятельности.

Обследовались абитуриенты, поступавшие в 2001 г. в ВУЗ МО РФ, а в последующем - поступившие курсанты, в период окончания 1-го курса (п = 923). Из архива был взят материал, полученный во время психологического обследования офицеров,

занимающихся военно-профессиональной деятельностью около 10 лет после окончания ВУЗ МО РФ (п = 203).

Для практической работы использовались следующие методики:

• батарея интеллектуальных тестов КР -3-85;

• стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)6;

• экспертные оценки, поставленные командирами роты по каждому курсанту, направленные на изучение уровня профессиональных способностей, обучения, воинской дисциплины, действий в стрессовой ситуации и военно-профессиональной направленности.

Результаты и их обсуждение. На протяжении исследования успешности социально-психологической адаптации, уровня мотивации и личностных особенностей курсантов различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, удалось проследить особенности протекания данных процессов с момента поступления кандидатов и до получения десятилетнего стажа в военно-профессиональной деятельности за счет использования частотного и сравнительного анализа.

Наиболее стабильна шкала лиц «популяционного» стиля. Курсанты данного стиля сохраняют достаточно высокий процент и в числе кандидатов, поступивших в ВУЗ МО РФ (66%), и среди обучающихся (56%), и в группе офицеров, занимающихся военно-профессиональной деятельностью (57%). На основе таких показателей можно предположить, что по представителям «популяционного» стиля можно сделать наиболее положительные прогнозы на успешное обучение и адаптацию к военно-профессиональной деятельности. Кроме того, личностные профили лиц данного стиля более сглажены по сравнению с профилями лиц других стилей.

У представителей «креативного» стиля частота встречаемости среди поступивших достаточно высока (16%) по сравнению с

лицами типа С (9%), Б (5%), Е (4%), однако наблюдается значительный спад встречаемости курсантов данного стиля, продолживших обучение до последнего курса (3%). Успешность поступления определяется наличием более высокого уровня интеллекта, адекватного отношения к изменяющимся условиям и зрелости личности. Однако уровень мотивации курсантов данного стиля настолько низкий, что большинство курсантов не желают продолжать обучение в ВмедА, чем объясняется выраженное снижение встречаемости лиц данного стиля среди обучающихся (3%). Офицеры «креативного» стиля, продолжившие военнопрофессиональную деятельность после обучения, составляют 10%. Те курсанты, чья мотивация к военно-профессиональной деятельности высока, успешно продолжили военно-профессиональную деятельность, но уровень мотивации подвержен изменениям.

Среди менее успешных на момент поступления в ВУЗ МО РФ оказались кандидаты «дефицитного» стиля (9%). Кроме того, наибольший процент попадания в группу профессиональной непригодности (4-я группа ППО) при поступлении составили лица именно этого типа (21,51%). Однако в числе обучающихся частота попадания курсантов данного стиля достаточно высока (31%) и лишь на 10% уменьшается среди офицеров, продолживших военно-профессиональную деятельность (21%). Неуспешность поступления объясняется наличием у лиц данного стиля невыраженных интеллектуальных способностей и склонности проявления акцентуаций характера. Кандидаты «дефицитного» стиля более остальных расположены к проявлению различных акцентуаций в связи с тем, что большинство шкал по СМИЛ имеют более высокие средние значения, чем у лиц остальных типов.

Однако во время интерпретации результатов выяснилось, что успешность адаптации и обучения у данного контингента лиц во многом определяет гармоничность личностного профиля. Можно предположить,

что в число поступивших лиц типа С попали кандидаты, чей личностный профиль явился наиболее сглаженным. Возможно, по этой причине частота встречаемости курсантов среди обучающихся и служащих достаточно высока.

Наиболее отрицательный прогноз в области успешности обучения и военнопрофессиональной адаптации можно дать представителям «продуктивного» стиля. Лишь 5% из всего числа поступивших составляют кандидаты данного стиля. Можно предположить, что большинство из них не прошли углубленный профессиональнопсихологический отбор по причинам или недостаточного уровня интеллектуального развития, или проявления дезадаптивных поведенческих реакций. На период обучения данный контингент курсантов снизился до 1%, так как большинство из них были отчислены по ряду причин. Дезадаптивная форма поведения среди лиц «продуктивного» стиля также была ведущей и во время обучения. Представители «продуктивного» стиля более эмоционально неустойчивы, импульсивны и эмоционально напряжены при трудностях в адаптации. При дезадаптации у лиц данного типа более ярко выражены черты характера, так как профиль в группе профессионально непригодных выше остальных профилей. В связи с низкой мотивацией немногие из представителей типа Б продолжили военно-профессиональную деятельность после выпуска. Частота попадания офицеров типа Б в группу продолживших служить является самой низкой (3%).

Представители «ригидного» стиля по причине стилевых особенностей при адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности чаще всего претерпевают большие трудности, что сказалось на успешности их поступления. Частота встречаемости данного типа среди поступивших оказалась самой низкой (4%). Однако лиц данного стиля отличает от остальных высокая мотивация к военнопрофессиональному обучению и деятель-

ности, в результате чего процент встреча -емости описываемых лиц в группах обучающихся и служащих значительно возрос (10%; 9%), но тоже недостаточен. Профили кандидатов «ригидного» стиля достаточно гармоничны, они более расположены к женскому типу поведения. Ориенти-

руясь на высокий уровень мотивации, можно предположить, что в случае коррекции тех областей личности, которые являются наиболее слабыми для данного типа, можно значительно повысить его успешность военно-профессиональной адаптации.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл. 2000. 199 с.

2 Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004; Она же. Когнитивный стиль как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМКВО, 1990; ChildD. Cognitive styles: some recent ideas of relevance to teachers// Personality, Cognition and Values. London, 1986. P. 171-195.

3 Организация и проведение профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях МО РФ/ Министерство обороны РФ. М., 2002.

4 Собчик Л. Н. СМИЛ (MMPI) стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.