Научная статья на тему 'Особенности профессионального физкультурного образования в современных условиях'

Особенности профессионального физкультурного образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викулов Александр Демьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального физкультурного образования в современных условиях»

13. См., например: Могильницкий Б. Г. Тенденции развития современной буржуазной исторической мысли // Вопросы истории. 1987. №2. Как непросто было менять устоявшиеся убеждения, показывает пример того же Б.Г. Могильницкого: на VII Западносибирской региональной конференции по методологии истории, историографии и источниковедению (сент. 1988 г.) он говорил о необходимости преодоления разрыва между марксистской и немарксистской (уже не буржуазной ) историографией, но «диалог с немарксистскими учеными... не снимает вопроса о партийности исторической науки. И хотя оценки работ немарксистских авторов нуждаются сегодня в значительной корректировке, полная деидеологизация исторического сознания не только недопустима, но и попросту невозможна» (Вопросы истории. 1988. №12).

14. См. Дьюкс П. Указ. соч. С. 177-178; Кип Дж.

Указ. соч. С. 189-190; Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1, 2.

М.,1989; Смоленский Н. И. Возможна ли общеисторическая теория? // Новая и новейшая история. 1996. № 1 и др. К решению вопроса подключились философы. См., например: Межуев В. М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. №4. Автор признавал возможность и необходимость общей теории исторического процесса, но лишь в качестве философии истории, разграничивая функции ее и истории.

15. См. Минц И. И. О перестройке в изучении Великого Октября // Вопросы истории. 1987.

№ 4; Круглый стол: Изучение истории Великого Октября: Итоги и перспективы // Вопросы истории. 1987. № 6; Козлов А. И. «Вандейские силы» в русской революции // Вопросы истории. 1987. № 9; Рабинович А. Большевики и массы в Октябрьской революции // Вопросы истории. 1988. № 5; Воронков И.И. Взгляд английского автора на причины российских революций // Вопросы истории. 1989. № 1; Историографическая конференция по проблемам Великого Октября и гражданской войны // Вопросы истории. 1989. № 7 и др.

16. См.: Ковальченко И. Д. Теоретико-

методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления // Новая и новейшая история. 1995. №1. С.З.См. также: Он же. Некоторые вопросы методологии истории // Новая и новейшая история. 1991. №5.

17. Могильницкий Б. Г. Историческая наука и проблемы гносеологии // Россия в ХХ веке. Историки мира спорят. М., 1994. С.717.

18. См., например: Топольски Е. Методология истории и исторический материализм // Вопросы истории. 1990. № 5.

19. Померанц Г. Живые и мертвые идеи // Погружение в трясину (Анатомия застоя). М., 1991. С. 328.

А.Д. ВИКУЛОВ

Особенности профессионального физкультурного образования в современных условиях

По данным Минздрава РФ, только около 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% выпускников уже имеют хронические заболевания. Если сюда добавить наличие генетических аномалий и предрасположенностей, то можно заключить, что решение проблемы здоровья - одна из важнейших задач образовательного учреждения.

Успешное решение образовательных и воспитательных задач во многом определяется состоянием здоровья ребенка, школьника, студента.

Учеба - тяжелейший труд, связанный главным образом с огромными умственными нагрузками, а в целом ряде случаев и перегрузками. Чтобы освоить предлагаемые образовательные траектории за длительный этап обучения, учащемуся нужно обладать высоким уровнем умственной работоспособности. Зачастую случается так, что не удается справиться с предъявляемыми требованиями.

К числу факторов, негативно влияющих на состояние здоровья детей и подростков, добавляется еще и нерациональная организация учебного процесса [1].

Среди основных факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья, определяющую роль играют факторы социальной природы, а это значит, что в решении проблемы здоровья главное внимание должно быть уделено использованию стратегий социального стимулирования. Наиболее эффективен магистральный путь - здоровый образ жизни, в рамках которого значительная составляющая - двигательная активность.

Область физической культуры и спорта за весь период своего развития накопила немалый опыт и знания по управлению двигательным потенциалом человека. Такое знание сегодня сосредоточено в практике физического воспитания и спортивной подготовки. При этом надо заметить, что функциональная система движений человека в значительной мере генетически предопределена на весь период его индивидуальной жизни: способность к

движениям появилась у первых живых существ, она усложнялась и совершенствовалась на протяжении долгих тысячелетий эволюции [2]. Отсюда ключевая задача при использовании специальных двигательных программ (физических упражнений) - прежде всего, помочь организму реализовать свой наследственный двигательный потенциал.

Такую сложную задачу поможет решить только специально подготовленный, обученный специалист, - педагог высокой квалификации.

Сложившаяся в стране система профессионального физкультурного образования -значительное достижение отечественной системы образования. В большинстве стран мира такой профиль образования просто отсутствует. С этой точки зрения, по-видимому, не случайно успешное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Однако в России только 10,6% населения «занимается физической культурой». Для обеспечения здоровья нации эта цифра должна составлять примерно 30% [3]. Именно поэтому в последнее время активизировалась деятельность по пропаганде физической культуры и спорта среди различных слоев населения области, вовлечению в физкультурнооздоровительные мероприятия.

Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" [4] призвана снять ряд проблем, отрицательно влияющих на развитие ФКиС и требующих неотложного решения. В их числе - несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры ФКиС задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение.

Среди механизмов реализации данной программы названы:

- в образовательных учреждениях - развитие материально-технической базы и инфраструктуры, улучшение стандартов спортивных сооружений;

- по месту жительства - строительство спортивных центров, сертификация всех видов физкультурно-спортивных организаций, центров и т.п.

Концепция федеральной целевой программы развития ФКиС рассчитана на 10 лет и состоит из следующих блоков: развитие спорта в образовательных учреждениях, раз-

витие спорта по месту жительства, пропаганда физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни, развитие спорта высших достижений. При этом за счет капитальных вложений предполагается осуществить строительство и модернизацию 7 федеральных спортивных центров, реконструкцию и модернизацию 20 спортивных центров, предназначенных для занятий различными видами спорта.

В этой связи за 10 лет в России планируется построить 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок [5].

В настоящее время в Российской Федерации на стадии формирования находится новое законодательство о физической культуре и спорте (ФКиС).

Принципы государственной политики в области ФКиС закреплены в ст. 3 Федерального Закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 20 декабря 2004 г. [6]):

- непрерывности и преемственности физического воспитания граждан различных возрастных групп на всех этапах их жизнедеятельности;

- учета интереса всех граждан при разработке и реализации Федеральных программ развития ФКиС, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;

- создания благоприятных условий финан-

сирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций,

олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области ФКиС, а также предприятий спортивной промышленности.

Бесспорным лидером в Центральном федеральном округе по числу спортивных сооружений является Белгородская область. Здесь 45 крупных стадионов, 7 дворцов спорта, 124 плавательных бассейна, 2764 плоскостных сооружений. На такой спортивной базе одновременно могут заниматься около 135 тыс. человек. Неплохие возможности в Воронежской области. Здесь единовременная про-

пускная способность спортивных сооружений составляет около 110 тыс. чел. [7].

В 2000 году в Ярославской области число спортивных сооружений равнялось 1906 единицам, в 2004 году их стало 2033 единицы (6,7%), в том числе: 19 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 6 дворцов спорта (в том числе 3 ледовых), 4 легкоатлетических манежа, 496 спортивных залов, 22 плавательных бассейна, 40 лыжных баз, 56 стрелковых тиров.

Улучшение спортивно-материальной

базы в Ярославской области произошло, главным образом, за счет роста плоскостных спортивных сооружений (площадки и поля) (964 против 846 - +14%). При этом увеличилась пропускная способность спортивных сооружений: с 42 тыс. чел./день до 50 тыс. чел./день (19%), причем рост произошел за счет увеличения числа спортивных сооружений в районных городах области (Гаврилов-Ям, Данилов, Пошехонье, Переславль, Ростов, Углич). Однако по числу спортивных сооружений и их пропускной способности Ярославская область занимает одно из «скромных» мест в Центральном федеральном округе.

Город Ярославль (613 тыс. населения) располагает уникальными спортивными сооружениями: конно-спортивная школа, бетонный велотрек, стадион «Шинник», стадион «Локомотив», новый ледовый дворец стадиона «Локомотив», спорткомплекс «Атлант», дворец спорта «Автомобилист», дворец водного спорта «Лазурный», дворец спорта «Автодизель», спортивный комплекс «Sport Line», культурно-спортивный комплекс «Старый город».

В 2000 г. сдан в строй универсальный культурно-спортивный комплекс «Арена-

2000. Локомотив». Строительство нового Ледового дворца стало началом нового этапа в развитии ярославского спорта. В настоящее время УКСК «Арена-2000. Локомотив» - один из лучших спортивных комплексов в Европе. Общая площадь здания - 33620 кв. м. Максимальная вместимость во время хоккейных матчей - 8905 чел. Здесь спортсменам и тренерам созданы все условия для работы и тренировок. Кроме ледового поля, это удобные раздевалки с туалетными и душевыми комнатами, помещения для судей, медперсонала, врачей команд, 3 массажных кабинета. «Арена» создана не только для профессиональных

спортсменов. Любой житель Ярославля может здесь взять в прокат коньки, поиграть в боулинг и бильярд. Стоимость объекта составила 1,7 млрд. руб.

Спортивно-оздоровительный комплекс «Атлант» имеет общую площадь 8250 кв. м., 2 плавательных бассейна, 7 спортивных залов. Рядом с комплексом построен современный футбольный стадион с искусственным травяным покрытием, четырьмя беговыми дорожками, площадками для игры в волейбол и баскетбол.

Спортивный комплекс «Sport Line» общей площадью 3500 кв. м. включает 25метровый плавательный бассейн с шестью дорожками, специализированный гимнастический зал площадью 800 кв. м., универсальный зал для занятий фитнесом, спортивными танцами, восточными единоборствами, оздоровительную сауну, детскую комнату, бильярд, фитобар, салон красоты. Комплекс посещают до 1 тыс. чел. в день.

Многопрофильное современное сооружение «Старый город» имеет общую площадь 800 кв. м. Техническая оснащенность центра способствует проведению на высоком уровне турниров по боксу, художественной гимнастике, силовому троеборью, тяжелой атлетике, танцевальному спорту, шахматам, игровым видам спорта.

Высокие позиции в элите российского конного спорта занимают ярославские спортсмены, имея в области две ДЮСШ.

Центром конноспортивной жизни является ГУЯОДОД СДЮШОР. Ее история начинается в 1929 г. Здесь для подготовки красных всадников был открыт клуб Осовиахима. С годами развивалась и крепла ее материальная база, росла популярность. Авторитетным признанием заслуг школы стала победа на Олимпийских Играх в Москве в 1980 г. ее воспитанника В. Волкова. Сегодня школа работает в трех классических видах конного спорта: троеборье, выездка, конкур. Однако главный упор делается на развитие детского спорта.

В 1997 г. мэрия г. Ярославля и муниципальное предприятие «Ярославский городской парк культуры и отдыха» организовали конно-каретный двор. Такое решение направлено на оказание услуг населению и популяризацию конного спорта в Ярославской области. Конно-каретный двор одним из первых стал развивать такое направление конного спорта, как «русские тройки». Сегодня пред-

приятие является рентабельным. С 2002 г. в г. Ярославле проводятся традиционные соревнования «Золотая грива». Для их проведения в центре города, в пойме р. Которосль, была построена 800-метровая дорожка.

За период с 1996 по 2006 гг. поголовье обученных лошадей в Ярославской области возросло со 130 до 434. Из них 143 лошади принадлежат частникам. Количество конных клубов за 10 лет увеличилось почти вдвое. Однако остро стоит проблема финансирования, расширения кормовой базы, обновления конноспортивного инвентаря и специализированной спортивной формы. Проблемой является доставка лошадей к месту соревнований. Далеки от желаемых условия содержания и работы лошадей.

В г. Рыбинске имеется три крытых плавательных бассейна (в том числе один с 50метровыми плавательными дорожками»), спортивный комплекс «Полет», спортивный комплекс «Метеор», лыжный стадион «Демино».

В 2003 г. на территории оздоровительного лагеря «Березка» в Некрасовском районе построен спортивно-оздоровительный комплекс общей площадью 1100 кв. м., в том числе плавательный бассейн. В Некрасовском районе (д. Турово) создан спортивный зал площадью 87 кв. м.

К 2008 году в области планируется завершить строительство 14 физкультурнооздоровительных комплексов (ФОКов). Проектная стоимость каждого из них - порядка пятидесяти миллионов рублей.

Охват населения области занятиями физической культурой и спортом в 2004 г. составил 9,9% от общей численности населения (в 1987 г. - 5,5%). Численность занимающихся в отдельных группах физкультурно-оздоровительной направленности и клубах любителей физической культуры и спорта в 2000 г. составляла114345 чел., на конец 2004 г. -132869 чел., в 2006 г. - 131694 чел., в том числе из общей численности - почти 20 тысяч занимающихся в сельской местности.

Численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, утвержденным Единой Всероссийской спортивной классификацией, с 2000 по 2004 гг. возросла с 82,7 тыс. чел. до 97,6 тыс. чел. Самыми популярными видами спорта являлись футбол, волейбол, плавание, лыжный спорт, легкая атлетика, настольный теннис.

С 2000 г. по 2006 г. с 11 тыс. до 14,5 чел. возросло количество спортсменов массовых разрядов.

Спортивного звания «Мастер спорта» ежегодно удостаиваются 70-90 спортсменов, 15-20 человек становятся мастерами спорта России международного класса.

В настоящее время в Ярославской области 62 детско-юношеские спортивные школы. В них занимаются 32 тыс. человек, в том числе почти третья часть девочек и девушек. Работают 164 отделения по видам спорта.

В сфере физической культуры и спорта заняты 2561 штатный физкультурный работник, в том числе 686 тренеров-препода-вателей по видам спорта, 161 инструктор физической культуры дошкольных образовательных учреждений, 1042 работника учреждений дополнительного образования детей, 673 учителя физической культуры общеобразовательных школ, 88 работников физической культуры и спорта предприятий, организаций и учреждений.

Следует отметить, что только 72% штатных физкультурных работников имеют высшее физкультурное образование. Среди тренеров-преподавателей по видам спорта этот показатель составляет 67%. Только половина работников, занятых по месту жительства, имеют такое образование.

В области проводится целенаправленная работа по социальной и физической реадаптации инвалидов средствами физической культуры. Число занимающихся в секциях и группах на конец 2005 г. составило около 800 человек.

Медицинская помощь при проведении спортивно-массовых мероприятий в области оказывается тремя врачебно-физкультурными диспансерами. Ежегодно ею пользуются 80 тыс. пациентов, четвертая часть из них - дети.

Каждый год в области проводится около 2 тыс. спортивных соревнований. Общее число участников - свыше 60 тыс. чел.

В области заложены глубокие традиции по развитию лыжного спорта, легкой атлетики, спортивной гимнастики, велосипедного спорта, футбола, хоккея, спортивной акробатики, греко-римской борьбы и борьбы самбо, фехтования, плавания, конькобежного спорта, конного спорта. Это доказывают успешные выступления ярославских спортсменов в названных видах спорта.

Особенности развития отрасли физической культуры и спорта, прогнозируемый характер изменений в ней, обусловленные воздействием социально-экономических факторов, должны являться той платформой, которая необходима для построения адекватной современным реалиям модели образовательной практики в нашей отрасли, уточнения перспектив ее совершенствования.

Нельзя не отметить противоречия, которые обозначились в физкультурном образовании.

Первое - между развитием высшей профессиональной школы и социальной отдачей выпускников.

Второе - между реально существующими потребностями нашего общества в специалистах новой формации и отсутствием подготовки таких профессионально важных кадров.

Третье - между необходимостью личностно-ориентированного, деятельностного подходов, гуманизацией и гуманитаризацией современной профессиональной деятельности специалистов и существенным снижением их общекультурного, нравственного, духовного и творческого уровня.

Четвертое - между необходимостью знаний возрастных, социальных, биологических, психологических особенностей каждой категории населения и слабой выраженностью их специфики в содержании учебных дисциплин [9].

Магистральной линией развития высшего образования в современной Европе служит так называемый Болонский процесс, предполагающий формирование к 2010 году единого европейского пространства высшего образования.

Россия в сентябре 2003 г. присоединилась к Болонскому процессу, и нам необходимо встраиваться в нарождающееся образовательное пространство.

Сегодня главным в подготовке специалиста становится не передача знаний, а

- формирование базовых компетенций;

- формирование основных представлений об устройстве сфер деятельности;

- передача норм и правил осуществления профессиональной деятельности.

Модернизация высшего профессионального образования в настоящем связана с:

- разработкой инновационных подходов в работе вуза;

- внедрением в учебный процесс современных образовательных технологий;

- переходом на "кредитно-модульную" систему;

- разработкой и внедрением системы управления качеством образования.

Нормативными основами являются:

- Письмо Министерства образования РФ от

17.04.2002 № 14-55-273 ин/15. Рекомендации совещания "Проблемы внедрения кредитной системы ВПО";

- Письмо Министерства образования РФ от

28.11.2002 № 14-52-988 ин/13 "Методика расчета трудоемкости ООП ВПО в зачетных единицах";

- Письмо Министерства образования РФ от

09.03.2004 № 15-55-357 ин/15 "Об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц" (примерное положение);

- Приказ Минобразнауки РФ № 215 от

29.07.2005 "Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц".

Организация учебного процесса с использованием зачетных единиц (кредитов) имеет ряд особенностей:

- большая свобода выбора студентами учебных дисциплин, перечисленных в учебном плане;

- личное участие студента в формировании своего индивидуального учебного плана;

- обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатном и электронном виде;

- обязательное использование балльнорейтинговой системы оценки знаний студентов.

Введение кредитной системы, по мнению специалистов, способствует переходу от коллективной к индивидуальной форме обучения, так как предполагает личное участие студента в формировании образовательной траектории, стимуляцию регулярной и результативной самостоятельной работы, усиление мотивации студента к учению за счет более высокой дифференциации оценки учебного труда студента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно Болонскому процессу, базовый учебный план должен содержать три группы учебных дисциплин:

- группа дисциплин "а", изучаемых обязательно и строго последовательно;

- группа дисциплин "б", изучаемых обязательно, но не последовательно;

- группа дисциплин "в", изучаемых студентом по выбору.

Соотношение трудоемкости между группами дисциплин устанавливается ученым советом на основании действующих нормативных документов.

Трудоемкость всех видов учебной работы устанавливается в академических часах и зачетных единицах (з.е.). При этом одна з.е. равна 36 академическим часам.

Студент обязан учесть в своем индивидуальном плане 100% учебных дисциплин группа "а" и записаться на изучение дисциплин общим объемом не менее 60 з.е. в учебном году.

Подготовка бакалавров включает в себя не менее 240 з.е., специалистов - 300 з.е., магистров - 360 з.е.

Студент может в свой индивидуальный план включать и менее 60 з.е. в год. В таком случае, срок обучения увеличивается до момента освоения студентом нормативного количества з. е. Студент может осваивать и большее количество з.е. В этом случае срок обучения может быть сокращен.

Содействие в прохождении студентом индивидуального плана оказывает академический консультант (преподаватель, методист, аспирант).

Особое значение при такой системе обучения приобретает контроль качества знаний студентов. Это - один из самых сложных вопросов в системе подготовке специалиста.

Внедрение такой системы обучения позволит студенту изучать учебные курсы в других вузах России и стран Европы с переза-четом результатов обучения.

По-видимому, такой подход окажется полезным студентам, спортсменам высокой квалификации.

Постоянно растущий объем информации подразумевает пересмотр всего процесса обучения с помощью самых современных достижений науки и техники. Развитие локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительная компьютеризация существенно изменяют содержание и направленность вузовского образования, в том числе и в сфере физической культуры.

Постоянно возрастающий объем информации, которую должен запомнить, по-

нять и воспроизвести студент, подразумевает пересмотр всего процесса обучения с позиций самых современных достижений науки и техники. Развитие локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительная компьютеризация существенно изменяют содержание и направленность вузовского образования, в том числе и в сфере физической культуры. Резкое увеличение времени на самостоятельную работу естественным образом означают разработку возможных путей реализации этих процессов.

Выделяют факторы, благоприятствующие развитию электронного обучения в России [10]:

- значительное сокращение транспортных расходов и расходов на проживание обучающихся, обеспечение для них возможности обучаться на курсах практически в любой точке России;

- возможность выбрать единственно необходимый курс благодаря модульному принципу построения программ;

- возможность получить практико-ориенти-рованное образование на рабочем месте;

- возможность широкомасштабной подготовки менеджеров и специалистов;

- способность вузов быстро адаптировать содержание реализуемых программ к новым экономическим условиям и к пожеланиям клиентов.

Однако изучение опыта использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в процессе освоения базовых и новых физкультурноспортивных дисциплин на факультетах и в вузах физической культуры позволяет констатировать отсутствие целенаправленной работы в решении этих вопросов [11]. В лучшем случае это осуществляется преподавателями-энтузиастами. Знамением времени стало радикальное изменение двух важных составляющих процесса образования: технологии обучения и формы представления образовательной информации. Мультимедийные возможности современных программных систем в отображении информации значительно отличаются от привычных последовательных (линейных). Это отличие заключается не только в возросшем количестве средств предъявления: текст, графика, анимация, видео, звук, но и в иной форме гипермедиа технологий.

Таким образом, современные социально-экономические условия в Российской Федерации, существующая проблема здоровья современного человека, необходимость привлечения людей (особенно учащейся молодежи) к ценностным элементам физической культуры обусловливают необходимость модернизации профессионального физкультурного образования.

Библиографический список

1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей // Ма^1ег. 1999. № 3. С. 56-64.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости. М.: ФиС, 1991. 288 с.

3. Исаев А.П., Кабанов С.А., Гаттаров Р.У., Ли-чагина С.А. Информационная унификация интегративных оценок в физкультурном образовании и спорте // Теор. и метод. ФК. № 8. 2006. С. 6-9.

4. Постановление Правительства РФ от

11.01.2006 № 7 «О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 16.01.2006. № 3. Ст. 304.

5. Полиевский С.А., Шафранская А.Н. Инфраструктура и материальная база физической культуры и спорта: перспективы инновационного развития // Теория и практ. ФК. № 7. 2006. С. 2-5.

6. Собрание законодательства РФ. 1999. № 17. Ст. 2206. 2003. № 2. Ст. 167, 2004. № 56. Ст. 4987.

7. Физкультура и спорт в Ярославской области: Статистический сборник. РОССТАТ. Терр. орган Федер. службы гос. статистики по Яросл. обл. Ярославль, 2005.

8. Ярославская область: Спорт плюс здоровье. Ярославль: Яросл. торгово-пром. палата, 2006.

9. Кореневский С.А. Подготовка кадров в области физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях // Теория и практика физической культуры. № 8. 2006. С. 5.

10. Чистяков В.А., Филиппов С.С., Князева Н.П. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения // Теория и практика физической культуры. № 10. 2006. С. 49-50.

11. Петров П.К. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях информатизации общества // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С. 45-47.

О.Л. ЛАЗАРЕВА, Т.А. ЗИМИНА,

Л.Ф. ФЕДОРОВА

Методика организации гербария и коллекции фиксированных грибов-макромицетов в вузе и школе

Коллекция высушенных плодовых тел грибов-макромицетов (грибов, имеющих

крупные плодовые тела, видимые невооруженным глазом) называется микологическим гербарием. Коллекция фиксированных гри-бов-макромицетов представляет собой систематизированное определенным образом (в зависимости от назначения коллекции) собрание образцов грибов, подвергнутых фиксированию в жидких консервантах с целью длительного хранения, представляющее научный, учебный и т. п. интерес.

Цели и задачи коллекций высушенных и фиксированных грибов определяются их типом. В вузах могут располагаться региональные, локальные (охватывают район или даже еще меньшую территорию), специальные (исторические, учебные), с ограниченным охватом и т. п. коллекции. В школах создаются и хранятся в основном локальные и учебные. Последние должны содержать образцы для иллюстрации морфологических и анатомических структур плодовых тел; грибов, входящих в состав природных сообществ; представителей как экономически важных видов (заготавливаемых в больших объемах или наносящих вред народному хозяйству), так и ядовитых или редких грибов, встречающихся в данной местности, а также ряд образцов для иллюстрации признаков родов, семейств, порядков и т. д. для обучения систематике. Такие коллекции могут включать образцы шляпочных грибов, рогатиков, ежовиков, дискомицетов, гастеромицетов, трутовых грибов и т. п.

Целью нашей работы было описание методики организации гербария и коллекции фиксированных грибов-макромицетов в средних и высших учебных учреждениях, разработанной на основе литературных источников и собственного многолетнего опыта и приспособленной к возможностям вузов и школ.

Сбор грибов для коллекции и регистрация данных

Перед выходом в природу коллекционер должен подготовить соответствующее снаряжение: корзинку или рюкзак, нож с ши-84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.