Научная статья на тему 'Особенности профессионально ориентированного обучения специалистов технического профиля среднего звена'

Особенности профессионально ориентированного обучения специалистов технического профиля среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PROFESSIONALLY ORIENTED EDUCATION / MIDDLE-LEVEL SPECIALIST / PROFESSIONAL COMPETENCES / DESIGN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каменский А. М., Акбарова З. Ш.

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов среднего звена технического профиля на примере специальности «Судовождение». Акцент делается на математическую подготовку. В качестве учебных задач используются задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов, ориентированные на подготовку судна к навигации и его непосредственную эксплуатацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каменский А. М., Акбарова З. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of professionally focused training of technical profile middle-level professionals

The article deals with the training of technical profile middle-level professionals on the example of specialty "Navigation". The emphasis is made on the mathematical training. Training tasks related to students´ future professional activity, focused on the preparation of the vessels for navigation and their direct exploitation are used as educational problems for solving

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально ориентированного обучения специалистов технического профиля среднего звена»

А. М. Каменский

(Санкт-Петербург), З. Ш. Акбарова

(Уфа)

Особенности профессионально ориентированного

обучения специалистов технического профиля

среднего звена

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов среднего звена технического профиля на примере специальности «Судовождение». Акцент делается на математическую подготовку. В качестве учебных задач используются задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов, ориентированные на подготовку судна к навигации и его непосредственную эксплуатацию.

Стремительные изменения современного общества и технической сферы диктуют необходимость формирования новых профессиональных качеств у специалиста на рынке труда. Работодателю всё меньше нужны простые исполнители и всё больше требуются творческие и инициативные профессионалы. На производстве специалисты среднего звена составляют от шестидесяти до восьмидесяти процентов от общего объёма производительных сил и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль среднего профессионального образования в подготовке кадров.

Подготовка специалистов среднего звена осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО] [1, 2]. Во ФГОС СПО, кроме квалификационных требований, характеризующих специальность СПО и регламентирующих сроки и формы обучения, а также направленность и содержательные параметры профессиональной деятельности работника, включены общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист среднего звена, и технологии по формированию данных компетенций. Именно в них и просматривается «творческая составляющая» деятельности будущего профессионала.

Наиболее продуктивными и перспективными являются такие образовательные тех-

нологии, которые позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность обучающегося, его интересы, склонности и способности. Решением данной задачи служит технология профессионально ориентированного обучения.

Сущность профессионально ориентированной технологии обучения состоит в том, что предметом обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов становится не система теоретических профессиональных знаний и умений, а практическая задача, жизненная ситуация в контексте будущей профессиональной деятельности. Приобретение новых знаний встроено в процесс решения практических и жизненно важных задач и проблем. Таким образом, формирование практического опыта у обучаемых происходит через эмоциональное насыщение учебной деятельности, через организацию творческого поиска оптимальных решений конкретных профессиональных ситуаций.

Технология профессионально ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования рассматривается как система психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия преподавателя и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и профессионально важным качествам специалистов [5] .

Профессионально ориентированное обу-

Темы дисциплины «Математика» Темы дисциплины «Теория и устройства судна»

Функция. График корневой функции. Диаграмма «Грузовой размер»

Тригонометрические уравнения Вычисление угла крена и дифферента судна

Прямоугольная система координат в пространстве. Полярная система координат. Диаметральная плоскость, главные плоскости судна. Географические координаты (долгота, широта).

Площадь криволинейной трапеции. «Правило трапеций». Вычисление площадей шпангоута, ватерлинии, дефектного участка палубы судна.

Измерения в геометрии. Коэффициент полноты объемного водоизмещения.

чение отражает принципы соединения обучения с будущей профессиональной деятельностью, интеграции обучения с учебной и производственной практикой, наукой и производством.

Цель профессионально ориентированной технологии обучения - сформировать первоначальный опыт (компонент владения профессиональной компетенцией] у обучаемых в решении профессионально значимых задач и осуществлении ими профессиональной деятельности на основе применения структурированных политехнических и профессиональных знаний и умений.

Первоначальный опыт - это лично сформированная практика, в которой функционирует политехническое и профессиональное знание. Формирование опыта использования предметных и межпредметных знаний как педагогическая задача побуждает создавать, проектировать учебный процесс как систему с обратной связью, с циклическим переходом от теории к практике и обратно. При этом практической деятельности отводится ведущая роль, а теоретическая подготовка обучающихся ориентируется на прикладной характер. Таким образом, в процессе обучения формируется «пользователь» предметного и межпредметного знания, овладевающий профессиональными компетенциями.

Каждая учебная дисциплина вносит свой вклад в формирование специалиста. Особая роль отводится математике как интегратив-ной дисциплине, знание которой необходимо специалисту любого профиля.

Так, в сфере подготовки профессионально ориентированных специалистов водного транспорта Уфимским филиалом ФГБОУ ВО «Московская государственная академия водного транспорта» математика обеспечивает

создание фундамента для дальнейшего погружения курсанта в сферу исследовательских и профессиональных задач, необходимых для нахождения нетрадиционных решений и реализации экономически выгодных проектов.

В рабочих программах по дисциплине «Математика» для каждой специальности СПО содержится большое количество умений, связанных с решением профессионально ориентированных задач.

На данную проблематику обращали внимание многие исследователи Вслед за Л. В. Васяк, В. А. Далингером, Т. И. Федотовой считаем, что в учебно-методическом обеспечении курса математики должны содержаться профессионально ориентированные задачи, одинаково интересные с профессиональной точки зрения будущим специалистам всех отраслей [4].

При использовании учебно-методического комплекса дисциплины «Математика» для специальностей «Судовождение» нами выделено соответствие математической тематики и судоводительской специфики в подготовке студентов, определены в содержании курса профессионально важные для судоводителя темы, связанные с соответствующими темами дисциплины «Теория и устройства судна». Разработано и прошло апробацию учебное пособие «Практикум по решению проектно-исследовательских и прикладных задач по математике» [3]. Оно содержит краткие теоретические сведения для конкретных занятий, ссылки на ранее приведённую информацию и примеры выполнения заданий, а также широкий перечень специальных заданий профессиональной направленности. Приведем примеры выделенных соответствий (см табл.].

Использование такого рода взаимодействия обеспечивает укрепление знаний обучающихся посредством одновременного изучения понятий и решения профессионально ориентированных задач. Профессионально ориентированные задачи помогают формировать у курсантов ценностные ориентации, нацеливают их на значимые грани общественной жизни. В сюжеты задач могут вкрапляться как отдельные термины или факты, так и целые сюжетные ситуации. В этом случае профессиональная специфика усваивается студентами самостоятельно, а не навязывается им извне. Это способствует возникновению, поддержанию и развитию интереса к профессиональной деятельности.

Через пробуждающийся интерес у курсантов начинает формироваться потребность в реализации получаемых знаний не «потом», а «здесь и сейчас». Такую возможность они получают, участвуя в организуемой проектной деятельности совместно с будущим работодателем. Приходя на практику, студенты не ограничиваются ролью стороннего наблюдателя, они готовы к включению в трудовой процесс по соответствующему направлению деятельности.

Выполнение проектов позволяет студентам применять свой личный опыт, знания и потенциал, решать учебные профессиональные задачи, предоставляет им возможность самовыражения и рефлексии; обогащает эмоциональными переживаниями, новыми формами поведения и общения. Реализация метода проектов способствует формированию проектно-исследовательской компетенции студентов.

Сам факт организации проектной работы междисциплинарного характера при изучении дисциплин «Математика» и «Теория и устройства судна» вносит новизну в учебную познавательную деятельность студентов, создает у них представление о целостности, родственности этих дисциплин.

Основная цель проектных работ - показать возможности дополнения двух дисциплин («Математика» и «Теория и устройства судна»); углубить знания по изучаемым темам, продемонстрировать связи дисциплин и повысить способность студентов к профессиональному конструированию.

Мы считаем, что необходимо скорректировать профессионально ориентированное обучение с учетом междисциплинарного

взаимодействия профессиональных и общеобразовательных дисциплин. Это не только будет способствовать активной реализации компетентностного подхода, но и обеспечит максимальное удовлетворение ожиданий работодателей от уровня компетентности и профессионализма выпускников - соискателей вакантных должностей, последним - получить достойную работу, создаст благоприятный имидж учебного заведения.

Таким образом, можно констатировать, что основными особенностями профессионально ориентированного обучения специалистов среднего технического профиля являются:

- нацеленность курсов теоретических дисциплин на практические аспекты будущей профессиональной деятельности данных специалистов;

- реализация образовательной деятельности студентов через проектные технологии деятельности, в которых курсанты имеют возможность на практике использовать формируемые у них профессиональные компетенции;

- привлечение к осуществлению данных образовательных проектов социальных партнеров, будущих работодателей;

- повышение степени самостоятельности студента в учебной и практической деятельности, предоставление ему возможности для рефлексии и самовыражения.

По результатам проведенных исследований можно отметить, что студенты стали более уверенными в правильности профессионального выбора, демонстрируют желание заниматься профессиональной деятельностью и продолжать профессиональное движение. В конце изучения курсов «Математики» и профессионального цикла студенты ответили на вопрос: «Какие плюсы дает Вам применение на уроках математики проектно-ис-следовательских задач?» Девяносто пять процентов студентов отметили, что занятия с применением таких задач способствуют более легкому усвоению дисциплин профессионального цикла.

По результатам исследования разработана вариативная система проектно-исследова-тельских и прикладных заданий для преподавателей математики средних учебных заведений по реализации развивающей функции проектного обучения и формированию про-ектно-исследовательской компетенции сту-

дентов.

даваемой дисциплины через насыщение его конкретными практическими заданиями профессиональной направленности, а также обеспечение возможности реализации осваиваемых профессиональных компетенций в проектной деятельности совместно с социальными партнерами.

Связь теории и практики в подготовке будущего профессионала является сегодня обязательным элементом современного образовательного учреждения. Формы и методы осуществления этой взаимосвязи могут быть различными [6]. Одним из ведущих направлений является изменение содержания препо-

Литература

1. Об утверждении Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 26.02.03. «Судовождение» : приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2014 № 441 [Электронный ресурс]. - URL: httpy/минобр-науки.рф/documents/7241

2. Об утверждении профессионального стандарта «Судоводитель-механик» : приказ Минтруда России от 08.09.20l5 №612Н [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187491/.

3. Акбарова З. Ш. Практикум по решению проектно-исследова-тельских и прикладных задач по математике: учебное пособие для специальностей 180403 «Судовождение», 180407 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 1804075 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 190701 «Организация перевозок и управление (по видам)», 030912 «Право и организация социального обеспечения», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». - Уфа: Изд-во РУНМЦ МОРБ, 2014. - 63с.

4. Васяк Л. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально ориентированных задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 23 с.

5. Жукова Г. С., Никитина Н. И., Комарова Е. В. Технологии профессионально-ориентированного обучения : учеб. пособие. - М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 165 с.

6. Каменский А. М., Смирнова З. Ю. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие) -М.: Сентябрь, 2006. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.