А. М. Каменский
(Санкт-Петербург), З. Ш. Акбарова
(Уфа)
Особенности профессионально ориентированного
обучения специалистов технического профиля
среднего звена
В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов среднего звена технического профиля на примере специальности «Судовождение». Акцент делается на математическую подготовку. В качестве учебных задач используются задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов, ориентированные на подготовку судна к навигации и его непосредственную эксплуатацию.
Стремительные изменения современного общества и технической сферы диктуют необходимость формирования новых профессиональных качеств у специалиста на рынке труда. Работодателю всё меньше нужны простые исполнители и всё больше требуются творческие и инициативные профессионалы. На производстве специалисты среднего звена составляют от шестидесяти до восьмидесяти процентов от общего объёма производительных сил и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль среднего профессионального образования в подготовке кадров.
Подготовка специалистов среднего звена осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО] [1, 2]. Во ФГОС СПО, кроме квалификационных требований, характеризующих специальность СПО и регламентирующих сроки и формы обучения, а также направленность и содержательные параметры профессиональной деятельности работника, включены общие и профессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист среднего звена, и технологии по формированию данных компетенций. Именно в них и просматривается «творческая составляющая» деятельности будущего профессионала.
Наиболее продуктивными и перспективными являются такие образовательные тех-
нологии, которые позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность обучающегося, его интересы, склонности и способности. Решением данной задачи служит технология профессионально ориентированного обучения.
Сущность профессионально ориентированной технологии обучения состоит в том, что предметом обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов становится не система теоретических профессиональных знаний и умений, а практическая задача, жизненная ситуация в контексте будущей профессиональной деятельности. Приобретение новых знаний встроено в процесс решения практических и жизненно важных задач и проблем. Таким образом, формирование практического опыта у обучаемых происходит через эмоциональное насыщение учебной деятельности, через организацию творческого поиска оптимальных решений конкретных профессиональных ситуаций.
Технология профессионально ориентированного обучения в системе среднего профессионального образования рассматривается как система психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия преподавателя и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленная на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и профессионально важным качествам специалистов [5] .
Профессионально ориентированное обу-
Темы дисциплины «Математика» Темы дисциплины «Теория и устройства судна»
Функция. График корневой функции. Диаграмма «Грузовой размер»
Тригонометрические уравнения Вычисление угла крена и дифферента судна
Прямоугольная система координат в пространстве. Полярная система координат. Диаметральная плоскость, главные плоскости судна. Географические координаты (долгота, широта).
Площадь криволинейной трапеции. «Правило трапеций». Вычисление площадей шпангоута, ватерлинии, дефектного участка палубы судна.
Измерения в геометрии. Коэффициент полноты объемного водоизмещения.
чение отражает принципы соединения обучения с будущей профессиональной деятельностью, интеграции обучения с учебной и производственной практикой, наукой и производством.
Цель профессионально ориентированной технологии обучения - сформировать первоначальный опыт (компонент владения профессиональной компетенцией] у обучаемых в решении профессионально значимых задач и осуществлении ими профессиональной деятельности на основе применения структурированных политехнических и профессиональных знаний и умений.
Первоначальный опыт - это лично сформированная практика, в которой функционирует политехническое и профессиональное знание. Формирование опыта использования предметных и межпредметных знаний как педагогическая задача побуждает создавать, проектировать учебный процесс как систему с обратной связью, с циклическим переходом от теории к практике и обратно. При этом практической деятельности отводится ведущая роль, а теоретическая подготовка обучающихся ориентируется на прикладной характер. Таким образом, в процессе обучения формируется «пользователь» предметного и межпредметного знания, овладевающий профессиональными компетенциями.
Каждая учебная дисциплина вносит свой вклад в формирование специалиста. Особая роль отводится математике как интегратив-ной дисциплине, знание которой необходимо специалисту любого профиля.
Так, в сфере подготовки профессионально ориентированных специалистов водного транспорта Уфимским филиалом ФГБОУ ВО «Московская государственная академия водного транспорта» математика обеспечивает
создание фундамента для дальнейшего погружения курсанта в сферу исследовательских и профессиональных задач, необходимых для нахождения нетрадиционных решений и реализации экономически выгодных проектов.
В рабочих программах по дисциплине «Математика» для каждой специальности СПО содержится большое количество умений, связанных с решением профессионально ориентированных задач.
На данную проблематику обращали внимание многие исследователи Вслед за Л. В. Васяк, В. А. Далингером, Т. И. Федотовой считаем, что в учебно-методическом обеспечении курса математики должны содержаться профессионально ориентированные задачи, одинаково интересные с профессиональной точки зрения будущим специалистам всех отраслей [4].
При использовании учебно-методического комплекса дисциплины «Математика» для специальностей «Судовождение» нами выделено соответствие математической тематики и судоводительской специфики в подготовке студентов, определены в содержании курса профессионально важные для судоводителя темы, связанные с соответствующими темами дисциплины «Теория и устройства судна». Разработано и прошло апробацию учебное пособие «Практикум по решению проектно-исследовательских и прикладных задач по математике» [3]. Оно содержит краткие теоретические сведения для конкретных занятий, ссылки на ранее приведённую информацию и примеры выполнения заданий, а также широкий перечень специальных заданий профессиональной направленности. Приведем примеры выделенных соответствий (см табл.].
Использование такого рода взаимодействия обеспечивает укрепление знаний обучающихся посредством одновременного изучения понятий и решения профессионально ориентированных задач. Профессионально ориентированные задачи помогают формировать у курсантов ценностные ориентации, нацеливают их на значимые грани общественной жизни. В сюжеты задач могут вкрапляться как отдельные термины или факты, так и целые сюжетные ситуации. В этом случае профессиональная специфика усваивается студентами самостоятельно, а не навязывается им извне. Это способствует возникновению, поддержанию и развитию интереса к профессиональной деятельности.
Через пробуждающийся интерес у курсантов начинает формироваться потребность в реализации получаемых знаний не «потом», а «здесь и сейчас». Такую возможность они получают, участвуя в организуемой проектной деятельности совместно с будущим работодателем. Приходя на практику, студенты не ограничиваются ролью стороннего наблюдателя, они готовы к включению в трудовой процесс по соответствующему направлению деятельности.
Выполнение проектов позволяет студентам применять свой личный опыт, знания и потенциал, решать учебные профессиональные задачи, предоставляет им возможность самовыражения и рефлексии; обогащает эмоциональными переживаниями, новыми формами поведения и общения. Реализация метода проектов способствует формированию проектно-исследовательской компетенции студентов.
Сам факт организации проектной работы междисциплинарного характера при изучении дисциплин «Математика» и «Теория и устройства судна» вносит новизну в учебную познавательную деятельность студентов, создает у них представление о целостности, родственности этих дисциплин.
Основная цель проектных работ - показать возможности дополнения двух дисциплин («Математика» и «Теория и устройства судна»); углубить знания по изучаемым темам, продемонстрировать связи дисциплин и повысить способность студентов к профессиональному конструированию.
Мы считаем, что необходимо скорректировать профессионально ориентированное обучение с учетом междисциплинарного
взаимодействия профессиональных и общеобразовательных дисциплин. Это не только будет способствовать активной реализации компетентностного подхода, но и обеспечит максимальное удовлетворение ожиданий работодателей от уровня компетентности и профессионализма выпускников - соискателей вакантных должностей, последним - получить достойную работу, создаст благоприятный имидж учебного заведения.
Таким образом, можно констатировать, что основными особенностями профессионально ориентированного обучения специалистов среднего технического профиля являются:
- нацеленность курсов теоретических дисциплин на практические аспекты будущей профессиональной деятельности данных специалистов;
- реализация образовательной деятельности студентов через проектные технологии деятельности, в которых курсанты имеют возможность на практике использовать формируемые у них профессиональные компетенции;
- привлечение к осуществлению данных образовательных проектов социальных партнеров, будущих работодателей;
- повышение степени самостоятельности студента в учебной и практической деятельности, предоставление ему возможности для рефлексии и самовыражения.
По результатам проведенных исследований можно отметить, что студенты стали более уверенными в правильности профессионального выбора, демонстрируют желание заниматься профессиональной деятельностью и продолжать профессиональное движение. В конце изучения курсов «Математики» и профессионального цикла студенты ответили на вопрос: «Какие плюсы дает Вам применение на уроках математики проектно-ис-следовательских задач?» Девяносто пять процентов студентов отметили, что занятия с применением таких задач способствуют более легкому усвоению дисциплин профессионального цикла.
По результатам исследования разработана вариативная система проектно-исследова-тельских и прикладных заданий для преподавателей математики средних учебных заведений по реализации развивающей функции проектного обучения и формированию про-ектно-исследовательской компетенции сту-
дентов.
даваемой дисциплины через насыщение его конкретными практическими заданиями профессиональной направленности, а также обеспечение возможности реализации осваиваемых профессиональных компетенций в проектной деятельности совместно с социальными партнерами.
Связь теории и практики в подготовке будущего профессионала является сегодня обязательным элементом современного образовательного учреждения. Формы и методы осуществления этой взаимосвязи могут быть различными [6]. Одним из ведущих направлений является изменение содержания препо-
Литература
1. Об утверждении Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 26.02.03. «Судовождение» : приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2014 № 441 [Электронный ресурс]. - URL: httpy/минобр-науки.рф/documents/7241
2. Об утверждении профессионального стандарта «Судоводитель-механик» : приказ Минтруда России от 08.09.20l5 №612Н [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187491/.
3. Акбарова З. Ш. Практикум по решению проектно-исследова-тельских и прикладных задач по математике: учебное пособие для специальностей 180403 «Судовождение», 180407 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», 1804075 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 190701 «Организация перевозок и управление (по видам)», 030912 «Право и организация социального обеспечения», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет». - Уфа: Изд-во РУНМЦ МОРБ, 2014. - 63с.
4. Васяк Л. В. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях интеграции математики и спецдисциплин средствами профессионально ориентированных задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2007. - 23 с.
5. Жукова Г. С., Никитина Н. И., Комарова Е. В. Технологии профессионально-ориентированного обучения : учеб. пособие. - М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 165 с.
6. Каменский А. М., Смирнова З. Ю. Внеурочные технологии как альтернативные формы образования (практическое пособие) -М.: Сентябрь, 2006. - 176 с.