Научная статья на тему 'Особенности профессионально ориентированного обучения русскому языку и культуре речи студентов нелингвистических специальностей'

Особенности профессионально ориентированного обучения русскому языку и культуре речи студентов нелингвистических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ / СТУДЕНТЫ-НЕЛИНГВИСТЫ / TRAINING / RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH / STUDENTS NONLINGUIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петракова Л. Г.

В статье рассматриваются особенности обучения русскому языку и культуре речи студентов нелингвистических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петракова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the features of teaching Russian language and culture of speech of students nonlinguistic specialties.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально ориентированного обучения русскому языку и культуре речи студентов нелингвистических специальностей»

Территория науки. - 2014. - № 1.

система непрерывного профессионального образования, так как она является необходимым условием жизнедеятельности человека, развития его способностей, умений, навыков реализации его личностного и трудового потенциала на протяжении всей жизни.

Список литературы

1. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учеб. пособие / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 192 с.

2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии: Монография / В.П. Чеглов. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 208 с.

Петракова Л.Г.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: обучение, русский язык и культура речи, студенты-нелингвисты.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения русскому языку и культуре речи студентов нелингвистических специальностей.

Keywords: training, Russian language and culture of speech, students nonlinguist.

Abstract: This article discusses the features of teaching Russian language and culture of speech of students nonlinguistic specialties.

Специалист с высшим профессиональным образованием должен обладать высоким уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, что позволит ему ставить и достигать личностно- и общественно-значимые цели и выработать твердую социально-ориентированную жизненную позицию и систему

17

Территория науки. - 2014. - № 1.

ценностей - социальных, культурных и профессиональных. Важнейшим качеством личности признается образованность, которая помогает человеку противостоять тенденциям техногенной цивилизации, разрушающим личность [1, c. 3].

Реформа высшего образования диктует внедрение компетентностного подхода, который делает акцент на умении приобретать, перерабатывать и использовать знания, актуализируя прагматический аспект обучения. Компетентностный подход предусматривает формирование ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция.

Помимо усиления прагматического аспекта, в профессионально ориентированном обучении на первый план выходит метапредметная функция курса «Русский язык и культура речи», связанная с осознанием студентами родного языка как основы профессионального, интеллектуального, духовного и социального развития личности.

Результаты обучения, направленного на формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов при изучении курса «Русский язык и культура речи», будут положительными, если построить процесс обучения на интегративной основе, синтезирующей речевое, профессиональное, интеллектуальное развитие студентов и освоение ими ценностных ориентиров в будущей трудовой деятельности.

В вузовской подготовке наиболее востребована профессионально-коммуникативная компетенция, т.к. владение ей чрезвычайно важно для профессионального общения. Профессионально-коммуникативную компетенцию определяют как способность и реальную готовность к речевому общению в профессионально значимых коммуникативных ситуациях, владение различными видами речевой деятельности в профессиональной сфере общения [2, с. 15].

Большие возможности для формирования профессиональнокоммуникативной компетенции предоставляет вузовский курс «Русский язык и культура речи», предусмотренный для всех неязыковых факультетов. Стимулировать положительное отношение студентов к данному курсу поможет деятельностный подход к преподаванию, основы которого разработали крупнейшие отечественные ученые Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие.

18

Территория науки. - 2014. - № 1.

В настоящее время деятельностный подход рассматривают как основу организации практико-ориентированного обучения. При деятельностном подходе актуализируется умение приобретать и эффективно использовать знания в практической деятельности. К традиционной триаде «знания - умения - навыки» добавляется новая дидактическая единица - «опыт деятельности». Процесс образования становится процессом приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

Методическая система профессионально ориентированного обучения речевой деятельности, востребованная в разных условиях преподавания курса, должна учитывать контингент студентов, т.е. включать как обязательный для всех материал, так и модифицированные структуры, меняющиеся в зависимости от коммуникативных потребностей студентов-нефилологов, от специфики их будущей профессии. Способствовать формированию профессионально-коммуникативной компетенции, учитывающей специфику будущей профессии обучаемых, могут конкретные темы, например, официально-деловой и научный стили речи.

Развитие у студентов профессионально-коммуникативной компетенции, значимой для профессиональной адаптации выпускников вуза, необходимо для успешного осуществления ими трудовой деятельности. Курс «Русский язык и культура речи» может помочь решению этой проблемы, если его содержание будет способствовать формированию коммуникативных знаний и умений, актуальных для будущей профессии студентов.

В процессе преподавания должны развиваться основные компетенции: лингвистическая, культурологическая,

коммуникативная и профессионально-коммуникативная.

Однако модернизация современного высшего образования выдвигает на первый план практическую направленность, и наиболее востребованной становится коммуникативная, особенно профессионально-коммуникативная компетенция, являющаяся важным компонентом системы учебного целеполагания. Ее формирование во взаимосвязи с другими компетенциями мотивирует студентов к изучению курса и способствует повышению их речевой культуры как составляющей части профессиональной подготовки специалиста.

19

Территория науки. - 2014. - № 1.

Так как выпускники школы в той или иной степени уже владеют лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенциями, необходимо установить преемственные связи школы и вуза в речевом развитии личности и реализовывать их в преподавании курса «Русский язык и культура речи» студентам нефилологических специальностей, направляя этот процесс на достижение предметных, межпредметных и личностных результатов обучения.

Необходимо систематически выявлять достижения и проблемы студентов в освоении курса, учитывая результаты диагностики в процессе дальнейшего совершенствования всех видов компетенций.

Очень важно при создании методики профориентированного обучения речевой деятельности учитывать идею междисциплинарной интеграции курса «Русский язык и культура речи» с другими курсами, преподаваемыми в вузе.

Систематическая работа на занятиях с профессионально ориентированными текстами, содержание которых непосредственно связано с направлением подготовки обучаемых, не только обогащает речь студентов профессионально маркированными языковыми средствами [3], но и позволяет включать в систему обучения ключевые проблемы, связанные с будущей специальностью, как объект осмысления и коммуникативного воплощения.

Профессионально ориентированное обучение на основе интеграции курса «Русский язык и культура речи» с общепрофессиональными и специальными курсами имеет перспективу. Учет междисциплинарных связей повышает мотивацию студентов к изучению курса «Русский язык и культура речи», позволяет им более успешно формировать профессиональнокоммуникативную компетенцию и готовит их к профессиональной деятельности.

Реализовывая методику профессионально ориентированного обучения речевой деятельности в вузовском курсе «Русский язык и культура речи» на основе междисциплинарной интеграции, преподаватель может осуществлять речевую подготовку студентов на основе триединства «язык - профессия - личность», обеспечивая синтез речевого, профессионального, интеллектуального развития студентов-нефилологов и помогая им осваивать ценностные ориентиры будущей профессии.

20

Территория науки. - 2014. - № 1.

Благодаря деятельностному подходу к профессионально ориентированному преподаванию курса актуализируется востребованность в профессиональной деятельности коммуникативных знаний и умений, и студенты осознают, что одна из ключевых компетенций современного специалиста - это профессионально-коммуникативная компетенция. Овладение опытом деятельности в профессионально значимых речевых ситуациях в ходе учебных занятий повышает мотивацию к изучению курса «Русский язык и культура речи», положительно влияя на его усвоение и на развитие у студентов речевой деятельности.

Г отовность студентов применять полученные знания и умения для решения конкретных профессионально значимых коммуникативных проблем способствует становлению специалиста как социально активной творческой личности.

Список литературы

1. Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. Автореф. дис. ... доктора пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 57 с.

2. Коренева А.В. Профессионально ориентированное обучение речевой деятельности студентов-нефилологов на основе междисциплинарной интеграции в курсе «Русский язык и культура речи». Автореф. дис. ... доктора пед. наук. Орел, 2010. - 48 с.

3. Антонова И.С. О соотношении понятий «языковое сознание» и «профессиональное языковое сознание» // Социосфера.-2010№4.http://psyjoumals.m/sotiosphera/2010/n4/35857_full.shtml

Пронин М.В.

ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воронежский государственный аграрный университет

Ключевые слова: самосознание, студенты, учебная

деятельность.

Аннотация: Исследование и развитие индивидуальных

особенностей студентов в образовательной среде является важной задачей для решения проблемы применения образовательных подходов, методов и технологий в процессе обучения студентов

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.