Территория науки. - 2014. - № 1.
система непрерывного профессионального образования, так как она является необходимым условием жизнедеятельности человека, развития его способностей, умений, навыков реализации его личностного и трудового потенциала на протяжении всей жизни.
Список литературы
1. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учеб. пособие / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 192 с.
2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии: Монография / В.П. Чеглов. - М.: ИД ФОРУМ, 2013. - 208 с.
Петракова Л.Г.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: обучение, русский язык и культура речи, студенты-нелингвисты.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения русскому языку и культуре речи студентов нелингвистических специальностей.
Keywords: training, Russian language and culture of speech, students nonlinguist.
Abstract: This article discusses the features of teaching Russian language and culture of speech of students nonlinguistic specialties.
Специалист с высшим профессиональным образованием должен обладать высоким уровнем профессиональной и общекультурной компетентности, что позволит ему ставить и достигать личностно- и общественно-значимые цели и выработать твердую социально-ориентированную жизненную позицию и систему
17
Территория науки. - 2014. - № 1.
ценностей - социальных, культурных и профессиональных. Важнейшим качеством личности признается образованность, которая помогает человеку противостоять тенденциям техногенной цивилизации, разрушающим личность [1, c. 3].
Реформа высшего образования диктует внедрение компетентностного подхода, который делает акцент на умении приобретать, перерабатывать и использовать знания, актуализируя прагматический аспект обучения. Компетентностный подход предусматривает формирование ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция.
Помимо усиления прагматического аспекта, в профессионально ориентированном обучении на первый план выходит метапредметная функция курса «Русский язык и культура речи», связанная с осознанием студентами родного языка как основы профессионального, интеллектуального, духовного и социального развития личности.
Результаты обучения, направленного на формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов при изучении курса «Русский язык и культура речи», будут положительными, если построить процесс обучения на интегративной основе, синтезирующей речевое, профессиональное, интеллектуальное развитие студентов и освоение ими ценностных ориентиров в будущей трудовой деятельности.
В вузовской подготовке наиболее востребована профессионально-коммуникативная компетенция, т.к. владение ей чрезвычайно важно для профессионального общения. Профессионально-коммуникативную компетенцию определяют как способность и реальную готовность к речевому общению в профессионально значимых коммуникативных ситуациях, владение различными видами речевой деятельности в профессиональной сфере общения [2, с. 15].
Большие возможности для формирования профессиональнокоммуникативной компетенции предоставляет вузовский курс «Русский язык и культура речи», предусмотренный для всех неязыковых факультетов. Стимулировать положительное отношение студентов к данному курсу поможет деятельностный подход к преподаванию, основы которого разработали крупнейшие отечественные ученые Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие.
18
Территория науки. - 2014. - № 1.
В настоящее время деятельностный подход рассматривают как основу организации практико-ориентированного обучения. При деятельностном подходе актуализируется умение приобретать и эффективно использовать знания в практической деятельности. К традиционной триаде «знания - умения - навыки» добавляется новая дидактическая единица - «опыт деятельности». Процесс образования становится процессом приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Методическая система профессионально ориентированного обучения речевой деятельности, востребованная в разных условиях преподавания курса, должна учитывать контингент студентов, т.е. включать как обязательный для всех материал, так и модифицированные структуры, меняющиеся в зависимости от коммуникативных потребностей студентов-нефилологов, от специфики их будущей профессии. Способствовать формированию профессионально-коммуникативной компетенции, учитывающей специфику будущей профессии обучаемых, могут конкретные темы, например, официально-деловой и научный стили речи.
Развитие у студентов профессионально-коммуникативной компетенции, значимой для профессиональной адаптации выпускников вуза, необходимо для успешного осуществления ими трудовой деятельности. Курс «Русский язык и культура речи» может помочь решению этой проблемы, если его содержание будет способствовать формированию коммуникативных знаний и умений, актуальных для будущей профессии студентов.
В процессе преподавания должны развиваться основные компетенции: лингвистическая, культурологическая,
коммуникативная и профессионально-коммуникативная.
Однако модернизация современного высшего образования выдвигает на первый план практическую направленность, и наиболее востребованной становится коммуникативная, особенно профессионально-коммуникативная компетенция, являющаяся важным компонентом системы учебного целеполагания. Ее формирование во взаимосвязи с другими компетенциями мотивирует студентов к изучению курса и способствует повышению их речевой культуры как составляющей части профессиональной подготовки специалиста.
19
Территория науки. - 2014. - № 1.
Так как выпускники школы в той или иной степени уже владеют лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенциями, необходимо установить преемственные связи школы и вуза в речевом развитии личности и реализовывать их в преподавании курса «Русский язык и культура речи» студентам нефилологических специальностей, направляя этот процесс на достижение предметных, межпредметных и личностных результатов обучения.
Необходимо систематически выявлять достижения и проблемы студентов в освоении курса, учитывая результаты диагностики в процессе дальнейшего совершенствования всех видов компетенций.
Очень важно при создании методики профориентированного обучения речевой деятельности учитывать идею междисциплинарной интеграции курса «Русский язык и культура речи» с другими курсами, преподаваемыми в вузе.
Систематическая работа на занятиях с профессионально ориентированными текстами, содержание которых непосредственно связано с направлением подготовки обучаемых, не только обогащает речь студентов профессионально маркированными языковыми средствами [3], но и позволяет включать в систему обучения ключевые проблемы, связанные с будущей специальностью, как объект осмысления и коммуникативного воплощения.
Профессионально ориентированное обучение на основе интеграции курса «Русский язык и культура речи» с общепрофессиональными и специальными курсами имеет перспективу. Учет междисциплинарных связей повышает мотивацию студентов к изучению курса «Русский язык и культура речи», позволяет им более успешно формировать профессиональнокоммуникативную компетенцию и готовит их к профессиональной деятельности.
Реализовывая методику профессионально ориентированного обучения речевой деятельности в вузовском курсе «Русский язык и культура речи» на основе междисциплинарной интеграции, преподаватель может осуществлять речевую подготовку студентов на основе триединства «язык - профессия - личность», обеспечивая синтез речевого, профессионального, интеллектуального развития студентов-нефилологов и помогая им осваивать ценностные ориентиры будущей профессии.
20
Территория науки. - 2014. - № 1.
Благодаря деятельностному подходу к профессионально ориентированному преподаванию курса актуализируется востребованность в профессиональной деятельности коммуникативных знаний и умений, и студенты осознают, что одна из ключевых компетенций современного специалиста - это профессионально-коммуникативная компетенция. Овладение опытом деятельности в профессионально значимых речевых ситуациях в ходе учебных занятий повышает мотивацию к изучению курса «Русский язык и культура речи», положительно влияя на его усвоение и на развитие у студентов речевой деятельности.
Г отовность студентов применять полученные знания и умения для решения конкретных профессионально значимых коммуникативных проблем способствует становлению специалиста как социально активной творческой личности.
Список литературы
1. Кукуев А.И. Андрагогический подход в педагогике. Автореф. дис. ... доктора пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 57 с.
2. Коренева А.В. Профессионально ориентированное обучение речевой деятельности студентов-нефилологов на основе междисциплинарной интеграции в курсе «Русский язык и культура речи». Автореф. дис. ... доктора пед. наук. Орел, 2010. - 48 с.
3. Антонова И.С. О соотношении понятий «языковое сознание» и «профессиональное языковое сознание» // Социосфера.-2010№4.http://psyjoumals.m/sotiosphera/2010/n4/35857_full.shtml
Пронин М.В.
ИЗУЧЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воронежский государственный аграрный университет
Ключевые слова: самосознание, студенты, учебная
деятельность.
Аннотация: Исследование и развитие индивидуальных
особенностей студентов в образовательной среде является важной задачей для решения проблемы применения образовательных подходов, методов и технологий в процессе обучения студентов
21