Научная статья на тему 'Особенности профессионально-личностной подготовки специалиста правоохранительных органов'

Особенности профессионально-личностной подготовки специалиста правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
личность / деятельность / сотрудник / уголовно-исполнительная система / професси-ональная деятельность / the person / activity / the employee / criminally-executive system / professional work

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федоров Александр Федорович, Суслов Юрий Евгеньевич

В статье говорится, что особенности характерны для профессионально-личностной подготовки специалиста любой профессии правоохранительных органов. Автор указывает, что в работе сотрудника можно к психологической подготовке отнести способность человека на высоком уровне. Обосновыва-ется необходимость выражения имеющихся способностей сотрудника. В статье рассматривается про-блема необходимости профессионально личностного становления специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федоров Александр Федорович, Суслов Юрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL AND PERSONAL TRAINING OF A LAW ENFORCEMENT SPECIALIST

The article says that the features are characteristic of the professional and personal training of a specialist of any law enforcement profession. The author points out that in the work of an employee it is possible to attribute the ability of a person at a high level to psychological preparation. It justifies the need to express the existing skills of the employee. The article deals with the problem of the need for professional personal development of a specialist.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально-личностной подготовки специалиста правоохранительных органов»

76

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<ШЦШетУМ~^©У©Ма1>>#Щ29)),2(0]9

PSYCHOLOGICAL sciences

Федоров Александр Федорович

кандидат психологических наук, доцент Старший научный сотрудник отдела изучения проблем управления и реформирования уголовно-исполнительной системы НИЦ-1 УИС ФКУ НИИ ФСИН России

Суслов Юрий Евгеньевич кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ОИОиЗОИУИССАПЗ ФКУ НИИ ФСИН России

г. Москва, Российская Федерация Orcid.org/0000-0001-9824-748X DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10082

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Fedorov Alexander Fedorovich

The candidate of psychological sciences, the senior lecturer The senior scientific employee Department of studying ofproblems of management And reforming of criminally-executive system NIC-1 UIS FKU scientific research institute FSIN of Russia,

Suslov Jury Evgenevich The candidate of psychological sciences, Senior scientific employee ОИОиЗОИУИССАПЗ ФКУ scientific research institute FSIN of Russia

Moscow, the Russian Federation Orcid.org/0000-0001-9824-748X

PECULIARITIES OF PROFESSIONAL AND PERSONAL TRAINING OF A LAW ENFORCEMENT SPECIALIST

Аннотация:

В статье говорится, что особенности характерны для профессионально-личностной подготовки специалиста любой профессии правоохранительных органов. Автор указывает, что в работе сотрудника можно к психологической подготовке отнести способность человека на высоком уровне. Обосновывается необходимость выражения имеющихся способностей сотрудника. В статье рассматривается проблема необходимости профессионально - личностного становления специалиста.

Аnnotation:

The article says that the features are characteristic of the professional and personal training of a specialist of any law enforcement profession. The author points out that in the work of an employee it is possible to attribute the ability of a person at a high level to psychological preparation. It justifies the need to express the existing skills of the employee. The article deals with the problem of the need for professional - personal development of a specialist.

Ключевые слова: личность, деятельность, сотрудник, уголовно-исполнительная система, профессиональная деятельность.

Keywords: the person, activity, the employee, criminally-executive system, professional work.

Проведенный за последние годы анализ пенитенциарной практики свидетельствует о недостаточной готовности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, ввиду участившихся случаев нарушений законности, дисциплины, неадекватных мер реагирования в ситуациях, осложненных действиями стрессогенных факторов.

Профессиональная деятельность в системе исполнения наказаний предъявляет требования к профессионально-важным качествам и личностным характеристикам сотрудников, осуществляющих «сложную» и порой «опасную» служебную деятельность, относящуюся к профессиям экстремального профиля. Приступая к эмпирической психологической характеристике личности сотрудников, склонных к нарушению служебной

дисциплины важно сформулировать основной вектор анализа. Профессионально-личностная подготовка сотрудника как процесс очень динамична и зависит от различных условий. В основе нарушений служебной дисциплины сотрудников лежат, как правило: недостатки в организационно-управленческой деятельности учреждений; несовершенство критериев их оценки и выявления; правовой нигилизм и профессиональная деформация сотрудников [1,с.75].

К внешним условиям относятся: изменение требований к профессии в период профессионального становления, система ценностей личности, которая, как известно, может видоизменяться, мотивация выбора и приобретения профессии, увеличение количества инновационных технологий

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ29)),2(0]9 / РБУСИОШОТСЛЬ 8С1Б1ЧСБ8

для получения профессии. К внутренним условиям можно отнести: представление человека о профессии, способы самореализации в профессии, определенные ожидания от реализации себя в ней. Одними из главных, на наш взгляд, составляющих профессионально - личностного становления специалиста вообще является психологическая готовность к деятельности, а также адаптация к профессиональному коллективу. К психологической подготовке можно отнести способность человека на высоком уровне и эффективно осуществлять свою основную деятельность. Если это хороший специалист, то эффективно работать, причем не просто решать текущие задачи, а уметь находить подход к любому заданию, если это руководитель - эффективно управлять учреждением, а не просто отдавать распоряжения, а знать, как организован процесс управления, нацеленный на достижение результата, и быть готовым получать эффективный результат. В сложившемся коллективе, как известно, существуют свои определенные условия функционирования - ценности, нормы поведения, стили взаимодействия, определенный социально -психологический климат, сложившиеся межличностные отношения. При адаптации к коллективу у новичка складывается свое представление о членах коллектива, отношение к каждому члену отдельно и коллективу в целом. Немаловажным фактором является и мотивация профессиональной деятельности, она имеет определенную направленность и предполагает у человека наличие смысла этой деятельности, а также определенные профессиональные установки. Если у профессионала высокий уровень мотивации, это проявляется в результатах его деятельности, он эффективно работает, имеет четкие цели, постоянно развивается в своем направлении. Такой специалист, что немаловажно, умеет работать самостоятельно, это входит в его привычку, и в этом случае можно говорить о профессиональном самовоспитании. У такого специалиста хорошо развита система ценностей, есть свои идеалы и, как правило, желание стремиться к ним, богатый духовный мир, большое количество различных интересов, из чего и формируется мировоззрение сотрудника.

Специалист любой профессии становится специалистом, проходя свой индивидуальный путь профессионального развития, воспитания, становления. Процесс профессионального становления сотрудника - это сложный, длительный, многоплановый процесс, на него влияет большое количество факторов, которые обеспечивают целостность профессионального развития. Становление профессионала, специалиста связано с личностным развитием. В настоящее время в педагогике существует понимание понятия профессионализма как целостного личностного образования, где профессиональная подготовленность идентифицируется с качествами личности. Это означает, что в то время, когда человек обучается, происходит формирование, либо корректирование тех качеств личности, которые уже сформированы, либо качества формируются в определенной деятельности. Известно, что

77

личность формируется в деятельности. При овладении деятельностью необходимым условием ее выполнения является развитие таких качеств, которых она требует, и зачатки которых человек уже проявляет. Профессиональное становление сотрудника происходит при формировании новых качеств, причем не только личностных, но и профессиональных, также возникает новый вид профессиональной деятельности и профессионального общения. Профессиональная этика - это кодекс профессионального поведения специалиста любой профессии, соблюдая этические нормы, специалист формирует у окружающих мнение о себе, вызывает доверие, желание людей обращаться к нему за помощью, показывает свою компетентность в своей сфере деятельности. Исследование проводилось на базе ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Владимирской области в 2017-2018 году. Всего в исследовании приняли участие 50 человек, сотрудники мужчины в возрасте от 29 до 47 лет. Основная часть респондентов имеет высшее (51,6%) образование. Срок службы -преимущественно свыше 6 лет. Критерии отбора испытуемых в экспериментальную группу были следующими: испытуемые, склонные к употреблению алкоголя вне рабочее время; испытуемые, неоднократно опаздывающие на службу без уважительной причины. Таким образом, в экспериментальную группу было отобрано 25 сотрудников. Критерии отбора испытуемых в контрольную группу были следующими: испытуемые без вредных привычек; испытуемые, не имеющие замечаний со стороны руководства управления по конвоированию. Таким образом, в контрольную группу было отобрано 25 сотрудников. Выбор методик эмпирического исследования был определен следующий: 1. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла; 2. Шкала склонности к алкоголизму -МАС; З.Опросник профессиональной дезадаптации - ОПД. Профессиональная дезадаптация, в отличие от социальной, определяется как следствие нарушения динамического равновесия между человеком и его профессиональной средой. Она может возникнуть при любом изменении среды, например, при использовании новых правил и законопроектов или при смене руководителя. Полученные результаты могут быть связаны с тем, что сотрудники в своей работе постоянно испытывают психологические и физиологические перегрузки, которые естественно сказываются на их работоспособности. Упомянем и то, что возможно несоответствие личностных особенностей требованиям профессии (например, экс-травертированный тип личности в сфере, не требующей постоянных контактов с людьми). В эмоционально-волевой сфере характерны эмоциональная нестабильность, беспокойство, тревожность, склонность к волнениям, пессимистичность. Этот показатель может быть связан с низкими волевыми качествами сотрудника. Очень низкий уровень подверженности чувствам. Характеризует степень настойчивости стремлений к соблюдению моральных требований. Характеризуется снисходительностью к себе, свойственна непостоянность, небреж-

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<ШЦШетУМ~^©У©Ма1>>#Щ29)),2(0]9

778

ность, легкомысленность, незрелость, расслабленность, пренебрежение правилам. Низкие значения положительно коррелируют с правонарушениями и асоциальным поведением. Данное явление можно связать с тем, что испытуемые не в полной мере могут контролировать перепады своих эмоции, поэтому могли совершать необдуманные действия. В профессиональной сфере характерна низкая работоспособность, быстрое утомление, вялость. Возможно, это связано с неумением распределять свои силы, неумение восстанавливать силы. Высокий уровень подозрительности. Данная особенность показывает нам уровень эмоционального отношения к людям. Проанализировав некоторые особенности профессионально-личностной подготовки сотрудника, были затронуты такие составляющие как система ценностей, личностные качества, условия

профессионально-личностной подготовки, психологическую готовность и адаптацию к коллективу. Эти особенности характерны для профессионально-личностной подготовки специалиста любой профессии правоохранительных органов.

Литература

1.Марчук О.А.Понятие профессионально-личностной подготовки педагога /О.А.Марчук//Психо-логия деструктивного поведения личности в пенитенциарной среде: Материалы межрегиональной научно-пратической коеференции «Деевские чтения». Сборник материалов Деевских чтений, состоявшейся на кафедре юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России /Под общ. Ред. Н.А. Полянина, Д.В. Сочивко - Рязань: 2014. - 229 с.

<<ШУШетиМ~^®и©Мак>>#Щ29)),2(0]9 / PHILOLOGY

79

PHILOLOGY

УДК 821.581

Аюшеева Н.Г.

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10083 ПРЕДПОСЫЛКИ РАСЦВЕТА КИТАЙСКОЙ ЖЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Ayusheeva N. G.

Banzarov Buryat State University

PRECONDITIONS OF BROADCASTING OF CHINESE WOMEN'S LITERATURE IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY

Аннотация:

В статье представлены предпосылки расцвета женской прозы во второй половине прошлого столетия. Этот период ознаменовался небывалым подъемом женского творчества, повлекший за собой интерес читателей и литературных критиков. В ходе изучения выявлены причины популярности женской литературы, в числе которых общая тенденция феминизации общества, пришедшая с запада и отразившаяся в первую очередь в литературном творчестве, также одной из причин является влияние творчества первых писательниц, поднявших вопрос о социальной роли женщины. Дана характеристика главным женским образам, выявлена основная проблематика произведений.

Abstract:

The article presents the reasons for the flourishing of female prose in the second half of the last century. This period was marked by an unprecedented rise in female creativity, which led to the interest of readers and literary critics. The study identified the reasons for the popularity of women's literature, including the general trend offeminization of society, which came from the west and reflected primarily in literary work, and one of the reasons is the influence of the work of the first writers who raised the issue of the social role of women. Characteristics of the main female images are given, the main problems of the works are revealed.

Ключевые слова: женская проза, феминизм, социальная роль, гендерный конфликт, равноправие полов, Чжан Синьсинь, Чжан Цзе.

Key words: women's prose, feminism, social role, gender conflict, gender equality, ZhangXinxin, Zhang Jie.

Термин «женская литература» ^'Й^^пих-т^епхие впервые в Китае появился в 20-30 гг. ХХ века, но по-настоящему литературным феноменом стал в период между 1984-1988 гг. становление термина тесно связано с поднятием вопроса о положении женщины в обществе после 1949 г., далее в 50-70-х гг. связан с процессами эмансипации. Появление женской прозы в Китае совпало с ее появлением в мировой литературе, в том числе и русской.

Литература развивалась в патриархальном обществе, женщина в этом долгом историческом процессе не имела самостоятельного, независимого положения, соответственно никогда не заходила речь о «женской литературе». Появление «женской литературы» стало неотъемлемой частью исторического процесса, со времени появления в 20-х гг. ХХ века до окончательного становления в 80-х гг. женскому творчеству пришлось преодолеть множество препятствий, а именно тысячелетиями устоявшееся мышление патриархального общества. «Выделению «женской прозы» в отдельное направление способствовало несколько факторов: прежде всего это гендерная характеристика, автор -женщина, главная героиня - женщина, ее особый взгляд на действительность, отражающий женскую психологию. Главными темами творчества женщин стали проблемы семьи, дома, детей, взаимодействия женщины с миром» [1].

Расцвет женской литературы в Китае пришелся на 90-е гг. прошлого столетия. Именно в данный период времени породил большое количество по-настоящему талантливых авторов, признанных читателями и литературными критиками, связано это с историческими и экономическими факторами: прошла куль-

турная революция, общество справилось с последствиями кризиса, в 1978 году была провозглашена «политика реформ и открытости». 80-е, 90-е годы стали наиболее продуктивными для китайских писателей, которые в своих произведениях рефлексировали на тему «культурной» революции, не стала исключением и женская литература, где красной лентой проходит судьба женщины в непростое десятилетие смуты.

Расцвет женской литературы в Китае стал результатом прорыва западной женской литературы. Начиная с 80-х гг. 20 века такие влиятельные издания, как

«Литературная критика» «Критическое

обозрение иностранной литературы» (^ШК^хЩб), «Шанхайская литературная критика» (^Ш^хХ), «Исследования в области литературы и искусства» (^ ^ШХШ^Х) и др. начали публиковать критические статьи и рецензии на произведения авторов-женщин. Главная мысль феминистической литературы в том, что различия между мужчиной и женщиной порождены не гендерными различиями, их различия созданы обществом. «Несмотря на то, что с 1949 г. Китай начинает строить новую политическую систему, где немаловажное место занимает вопрос о равноправии мужчин и женщин, но проблема состояла в том, что генеральная линия компартии четко обрисовала нужный обществу идеал женщины - мужеподобной железной леди, «не признающей макияж, а предпочитающей военную форму», лишенной всех «атрибутов» женщины» [2, с. 145].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.