УДК 37.01
https://doi.Org/10.24158/spp.2020.7.14
Еремина Лариса Ивановна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова
Силантьева Мария Юрьевна
магистр, преподаватель английского языка школы «Диалог»
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация:
В статье представлен анализ понятия «индивидуальный образовательный маршрут» с позиций учебной деятельности, в контексте образовательной программы, с точки зрения условия развития личности. Термин рассматривается как индивидуальная образовательная программа, направленная на развитие личностного потенциала обучающегося, которая совместно разработана участниками образовательного процесса. Выявлены и теоретически обоснованы особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута (опора на образовательный выбор и индивидуальный подход в обучении, создание развивающей образовательной среды, учёт активной позиции обучающегося, использование методики проектирования, психолого-педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута). Определены структурные элементы индивидуального образовательного маршрута, указаны основные требования к проектированию индивидуального образовательного маршрута. Описана методика проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута на основе образовательного выбора обучающегося.
Ключевые слова:
проектирование, индивидуальный образовательный маршрут, образовательный выбор.
Eremina Larisa Ivanovna
PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University
Silantyeva Maria Yuryevna
Master, English teacher, "Dialogue" School
FEATURES OF DESIGN INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE OF THE STUDENT
Summary:
The paper presents an analysis of the concept of the "individual educational route" from the perspective of educational activity by the context of the educational program in terms of the conditions for the development of the personality. In this study, an individual educational route is considered as an individual educational program purposefully jointly developed by participants in the educational process to develop the student's potential. The development features of the student's educational route have been identified and theoretically substantiated (based on educational choice and an individual approach to learn, creating an educational atmosphere, taking into account the student's active position, using the design methodology, psychological and pedagogical supporting). The structural elements of an individual educational route and the basic requirements for the design of an individual educational route are identified. The methodology of designing and implementing an individual educational route based on the educational choice of the student are described.
Keywords:
design, individual educational route, educational choice.
Современные условия получения образования обуславливают необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся в организации педагогического процесса. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) является необходимым инструментом в осуществлении данной деятельности. Опора на положения индивидуального подхода в образовании позволяет развивать образовательные возможности обучающихся, расширять спектр траекторий (маршрутов, программ) для школьников на основе развития профильного обучения, в том числе обеспечивать реализацию национального образовательного проекта «Успех каждого ребенка» через раннюю профориентацию учеников (проекты «Билет в будущее», «Проектория» и пр.).
Сопоставительный анализ психологической и педагогической литературы показывает сложность, многоаспектность трактовок понятия «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ):
- с позиции учебной деятельности: модель образовательного пространства (М.А. Кунаш, М.И. Лукьянова); индивидуально значимая деятельность ученика как носителя субъектного опыта (И.С. Якиманская); последовательность компонентов учебной деятельности (Н.Н. Суртаева); форма организации самостоятельной образовательной деятельности (М.А. Шеманаева) и др.;
- в контексте образовательной программы: совместно разработанная педагогом и учеником программа собственной образовательной деятельности (Е.А. Александрова); вариативная образовательная программа, обеспечивающая ученику позицию выбора (А.П. Тряпицына); образовательная дифференцированная программа (С.В. Воробьева); программа образовательной деятельности, учитывающая интересы и запросы ученика (И.В. Сутеева) и др.;
- с точки зрения условия развития личности: персональный путь реализации личностного потенциала школьника (А.В. Хуторской); траектория освоения содержания образования (М.Г. Ост-ренко); индивидуальный путь в образовании (Т.А. Тимошина); условие индивидуализации профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер); персональный путь достижения поставленной цели, учебной задачи (П.В. Сысоев); маршрут, по которому ученик продвигается при изучении того или иного предмета (А.П. Мишина) и др.
Ряд зарубежных исследователей (Дж.Ф. Пейн, Дж.Д. Пейн, Э.Д. Стейнер, М.Д. Бэард, Л.С. Гамильтон и др.) рассматривают ИОМ как эффективный метод формирования компетенций в образовательном процессе, поскольку он значительно оптимизирует процесс обучения, помогает акцентировать внимание на ключевых аспектах предмета, повышает мотивацию учащихся к изучению темы, способствует активному восприятию учебного материала, развивает самостоятельность и способность к саморегуляции [1].
В контексте содержательной составляющей образования ИОМ - это документ, который включает в себя целевой, содержательный и организационный разделы.
В рамках нашего исследования ИОМ характеризуется как индивидуальная образовательная программа, направленная на развитие личностного потенциала обучающегося, которая совместно разрабатывается участниками образовательного процесса. Проведенное исследование позволило нам выделить следующие особенности проектирования ИОМ обучающегося: опору на образовательный выбор и индивидуальный подход в обучении, создание развивающей образовательной среды, учёт активной позиции обучающегося как участника и субъекта образовательного процесса, использование методики проектирования ИОМ, психолого-педагогическое сопровождение ИОМ, определение показателей эффективности реализации ИОМ обучающегося.
Е.А. Александрова отмечает, что в программе отражается предметная направленность образовательных интересов обучающихся, результаты свободного выбора содержания и форм обучения, варианты презентации образовательных продуктов. Автор уточняет, что при проектировании индивидуальной образовательной траектории важно учитывать готовность школьников к осуществлению данного вида деятельности, в том числе и уровень сформированности навыков [2].
Согласно А.П. Тряпицыной, именно личность обучающегося, его индивидуальные и физиологические особенности служат основанием для подбора единственно верного ИОМ в процессе взаимодействия педагога и обучающегося. Обучающийся в позиции субъекта выбора конструирует и осуществляет образовательную программу, учитель при этом оказывает ему педагогическую поддержку [3].
Основой проектирования ИОМ является образовательный выбор, который характеризуется Е.А. Бессоновой как выбор обучающимся предлагаемого школой содержания, технологий, методов, форм организации его освоения, способов оценки образовательных достижений [4].
Анализ отечественных (Е.А. Бессонова, А.П. Тряпицына, Е.А. Александрова, И.Д. Фрумин и др.) и зарубежных (D.R. Garcia, B.M. Stecher, M.S. Garet, L.S. Hamilton, V.W. Ford и др.) исследований показывает, что образовательный выбор воспитывает у обучающихся способность к самостоятельному принятию решения, пониманию своих индивидуальных потребностей, способствует личностному и профессиональному самоопределению.
Проблема персонализированного образования в современной школе позволяет осуществлять выбор метода преподавания, центрированного на личности ученика. Обучающийся определяет собственное содержание образования, осознает свою самостоятельность и свое право на выбор, понимает свои возможности и ограничения в педагогическом процессе. Осмысление выбора осуществляется посредством создания соответствующей ситуации, в которой ученик устанавливает цели, границы, действия через имеющуюся информацию, опыт, знания, предпочтения, склонности, установки и ценности. Обучающийся, участвуя в проектировании ИОМ, попадает в ситуацию выбора и имеет возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за траекторию дальнейшего обучения.
Условием образовательного выбора выступает образовательная среда как пространство взаимодействия, форма сотрудничества педагога и ученика, где важными составляющими выступают содержательный и технологический компоненты педагогического процесса. Участники образовательного процесса имеют возможность корректировать содержание образования и осуществлять выбор методик, технологий, методов, форм, средств обучения, исходя из образова-
тельных потребностей, физиологических возможностей, способностей и склонностей обучающегося, профессиональной компетентности преподавателя и ресурсного потенциала образовательной организации. При этом ключевым аспектом является содержание, организация и характер взаимодействия и взаимоотношений всех участников образовательной деятельности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности при проектировании ИОМ создает возможность для развития интересов и раскрытия способностей личности.
Основное назначение ИОМ рассматривается как содействие в организации процесса образования и удовлетворения личностных и образовательных потребностей обучающегося, создание условий для реализации индивидуального обучения. Важно осуществлять целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение ИОМ, характеризующееся как форма коммуникации и интерактивного действия, в ходе которого преподаватель создает благоприятные условия для участия школьника в образовательном процессе и развития его личностного потенциала, оказывает содействие и помощь ученику в достижении качественных показателей результатов обучения.
Мы согласны с мнением Е.А. Александровой в том, что в зависимости от готовности ученика не только проектировать, но и реализовывать ИОМ, позиция и роль педагога смещаются, изменяются. Автор предлагает варианты педагогического сопровождения индивидуальной образовательной траектории (ИОТ): 1) «опека, защита, забота» (инициатива по разработке ИОТ принадлежит как педагогу, так и обучающемуся); 2) «наставничество» (инициатива принадлежит учителю, в том числе по созданию ситуаций конструктивного взаимодействия); 3) «помощь, поддержка» (учащийся самостоятельно разрабатывает ИОТ) [5].
В настоящее время не существует универсального способа создания ИОМ, поскольку основой для его построения служат физиологические и индивидуальные особенности, личностные образовательные потребности обучающегося. Основная идея лежит в процессе динамики развития, формирования и обучения школьника, что позволяет своевременно корректировать этапы прохождения ИОМ.
Структурными элементами ИОМ чаще всего выступают: 1) цели, задачи, планируемые результаты реализации ИОМ; направленность и продолжительность обучения; 2) содержательная составляющая ИОМ (виды и направления деятельности; содержание учебных предметов; наполняемость занятий; учебно-тематический план; интегрированность межпредметных связей и пр.); 3) технологическая составляющая (методики, технологии, техники, методы, формы, средства обучения); 4) диагностическая система и контрольно-измерительные материалы, позволяющие осуществлять мониторинг эффективности реализации ИОМ, включающие в себя форму аттестации достижений учащихся (в том числе лист оценивания, лист коррекции, самоанализ и анализ прохождения ИОМ); 5) ресурсы, условия, пути реализации ИОМ.
Учебно-тематическое планирование предполагает определение тематики занятий, сроков прохождения материала и количества часов по темам, а также форм организации работы, видов домашних заданий и самостоятельной деятельности, методов и форм контроля, видов отчетно-стей и пр. ИОМ рассчитан на определенный временной этап, проектируется персонально для конкретного ученика, направлен на достижение им академической успешности и развитие его личностного потенциала.
Анализ литературы, обобщение эмпирического опыта позволили определить основные требования к проектированию ИОМ: целенаправленное планирование, вариативная составляющая образовательной программы, возможность личностного и образовательного выбора, поддержка и сопровождение со стороны педагога, адресность программы, персонализированное обучение, учет индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся, технологичность в организации и реализации ИОМ, внешние и внутренние условия прохождения маршрута (образовательная среда, ресурсы образовательной организации, в том числе методическое обеспечение образовательного процесса и пр.).
Приведем пример методики проектирования и реализация ИОМ, осуществляемого в ходе эмпирического исследования. Для повышения качества образования он проектировался на основе образовательного выбора как возможности самоопределения и самореализации обучающегося. На начальном этапе создания ИОМ осуществлялась диагностика личностных особенностей, индивидуальных образовательных потребностей обучающегося и качества образования в целом. Основными показателями эффективности реализации ИОМ выступили: познавательная мотивация, рефлексивность, личностное развитие (индивидуально-личностные особенности: креативность, самоуважение, гибкость в поведении, саморегуляция, ценностные ориентации, сензитивность, самооценка) и качество знаний, обученности, успеваемости по тем или иным учебным предметам. В результате диагностики было выявлено, что у ученицы 9 класса средний уровень личностного развития и рефлексивности, высокий уровень познавательной мотивации;
исходный уровень качества знаний составлял 84%. Следующим этапом было проведение совместных консультаций с законными представителями и самой ученицей, в результате которых на основе образовательного выбора было принято решение, что целью создания, проектирования и реализации ИОМ является подготовка к ОГЭ по трем предметам: английский язык, обще-ствознание и история. Так, например, педагог ознакомил родителей и девочку с содержанием образовательной программы по английскому языку, которая состояла из восьми модульных тем. Исходя из образовательного выбора обучающейся и направленности ее учебной деятельности на подготовку к ОГЭ, было решено сделать акцент в целевом назначении программы на развитии четырех видов речи: говорения, письма, чтения, аудирования. В ходе совместного обсуждения был найден баланс между личными предпочтениями, образовательным выбором ученицы и требованиями федерального стандарта. Результатом последующего образовательного выбора было решение о формах освоения материала: на каждый модуль и каждый вид деятельности было отведено по 4 часа, получение компетенций письменной речевой деятельности происходило с помощью онлайн-обучения. Остальные виды речевой деятельности осваивались в индивидуальной (консультирование) и очной форме (занятия в рамках внеурочной деятельности). Срок прохождения каждого тематического раздела был установлен и составил одну неделю, форма контроля - участие в лингвистических конкурсах и олимпиадах, форма оценки - составление портфолио для последующего поступления в десятый класс. В ходе проектирования было важно, чтобы ученица совершала образовательный выбор, а именно выстраивала своё собственное индивидуальное видение выбранной дисциплины, то есть определялись: индивидуальные цели, отношение к выделенным задачам, содержанию и технологиям обучения; перспективы познавательной деятельности; осуществлялось прогнозирование успешности и самореализации. ИОМ был рассмотрен на заседании кафедры образовательной организации и утвержден на совете школы. Далее осуществлялась реализация ИОМ, его корректировка. Так на основании промежуточных результатов прохождения программы было решено добавить дополнительный час, направленный на развитие речевого вида деятельности ученицы - говорения. Деятельность педагога заключалась в организации образовательного процесса, методическом планировании и сопровождении ИОМ, консультировании, создании благоприятной атмосферы для приобретения знаний и умений, оказании поддержки и помощи обучающейся. В дальнейшем был составлен график успехов школьницы и ее портфолио, которые были продемонстрированы на итоговой общешкольной конференции.
Важной составляющей в планировании и реализации ИОМ выступила рефлексивная деятельность участников образовательного процесса. В ходе исследования были разработаны методические рекомендации для педагогов по сопровождению ИОМ, поскольку возможность индивидуализации образования в значительной степени зависит от личности и профессиональных качеств учителя, который определяет преимущества адаптации учебного материала под индивидуальные особенности обучающегося.
Результаты итоговой диагностики показали, что динамика уровня развития познавательной мотивации незначительная, уровень личностного развития повысился до значения выше среднего, уровень рефлексивности стал высоким, процент качества знаний поднялся до 92,5%.
На заключительном этапе были проведены совместные встречи (беседы, консультации) с обучающейся и ее родителями, направленные на подготовку к образовательному выбору и созданию ИОМ в новом учебном году.
Таким образом, проектирование ИОМ осуществляется на основе образовательного выбора, индивидуальных способностей, физиологических возможностей, личностных образовательных потребностей, ресурсных возможностей образовательной организации и профессиональных качеств педагога. ИОМ обучающегося следует рассматривать как персональную программу движения в образовательном пространстве, совместно разработанную участниками педагогического процесса и задокументированную в нормативном порядке. Принимая непосредственное участие в планировании и осуществлении программы, обучающийся приобретает необходимые ему компетенции, формирует ценностные ориентации и определяет способы социального взаимодействия с окружающим социумом.
В качестве перспектив настоящего исследования актуально изучение потенциала, рисков и ресурсов ИОМ в условиях дистанционного обучения, анализ психологических аспектов проектирования ИОМ, в том числе развития способности обучающегося к саморегуляции, стимулирования познавательной мотивации, формирования рефлексивности как условия профессионального самоопределения.
Ссылки:
1. Garcia D.R. School Choice. Alabama, 2018. 178 р.
2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2008. 40 с.
3. Выбор в современной школе : книга для учителя / под ред. А.П. Тряпицыной. СПб., 2002. 344 с.
4. Бессонова Е.А Образовательный выбор как актуальная проблема современной педагогической науки // Письма в Эмиссия. Оффлайн : электронный журнал. 2018. № 2. URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2574.htm (дата обращения: 07.07.2020).
5. Александрова Е.А. Указ. соч.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович