Научная статья на тему 'Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 12. 9 КоАП РФ, выявленные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи'

Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 12. 9 КоАП РФ, выявленные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4770
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФОТОИ ВИДЕОФИКСАЦИЯ / СОБСТВЕННИК (ВЛАДЕЛЕЦ) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / ADMINISTRATIVE OFFENCES IN THE FIELD OF TRAFFIC / AUTOMATIC PHOTO- AND VIDEO - FIXING / OWNER OF A VEHICLE / ACQUITTAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каплунов Андрей Иванович

в статье раскрываются особенности составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.9 КоАП РФ, при выявлении их работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фотои киносъемки, видеозаписи, и особенности производства по делам о данных административных правонарушениях, основания освобождения собственника (владельца) транспортного средства от административной ответственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каплунов Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS of bringing before the court for the offences provided by Art.12.9 of the Administrative Code of the Russian Federation, revealed by special automatic means having functions of photo- and filmings, videorecordings

The article deals with specific features of corpus delicti of administrative offences provided by Art. 12.9 of the Administrative Code of the Russian Federation, revealed by special automaticmeans having functions of photoand filming, videorecording, and specific features of trying such administrative offences, grounds for acquitting the owner of a vehicle.

Текст научной работы на тему «Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 12. 9 КоАП РФ, выявленные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи»

Административное право

VAK351.811.11 A.I. KAPLUNOV

EEK 67.401.041

K20 SPECIFICS of bringing before the court

for the offences provided by Art.12.9 of the Administrative Code of the Russian Federation, revealed by special automatic means having functions

of photo- and filmings, videorecordings

Аннотация: в статье раскрываются особенности составов административных правонарушений, пре-дусмотренныхст. 12.9 КоАП РФ, при выявлении их работающими в автоматическомрежиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и особенности производства по делам о данных административных правонарушениях, основания освобождения собственника( владельца) транспортного средства от административной ответственности.

Ключевые слова: административные правонарушения в области дорожногодвижения, автоматическая фото- и видеофиксация, собственник (владелец) транспортного средства, освобождение от административной ответственности.

АНДРЕЙ

ИВАНОВИЧ

КАПЛУНОВ*

ОСОБЕННОСТИ привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 12.9 КоАП РФ, выявленные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи

Annotation'. The article deals with specific features of corpus delicti of administrative offences provided by Art. 12.9 of the Administrative Code of the Russian Federation, revealed by special automatic means having functions of photo- and filming, videorecording, and specific features of trying such administrative offences, grounds for acquitting the owner of a vehicle.

Keywords: administrative offences in the field of traffic, automatic photo- and video - fixing, owner of a vehicle, acquittal.

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены изменения в основания и порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области безопасности дорожного движения. В частности, предусмотрена фиксация административного правонарушения в области дорожного движения работающими в автоматическомрежиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (то есть применение автоматической фото- и видеофиксации).

С помощью автоматической фото- и видеофиксации в Российской Федерации выявляются административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости движения». Г еография применения в отношении административных правонарушений, предусмотренныхст. 12.9 КоАП РФ, с каждым годом расширяется.

Легализуя новый способ фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, законодатель предусмотрел материально-правовые и процессуальные осо-

* Доктор юридических наук, профессор кафедры административного права (Санкт-ПетербургскийуниверситетМВ Д России).

E-mail: editor62@vandex.ru.

бенности привлечения к административной ответственности за их совершение. Суть их в следующем.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их автоматической фото- и видеофиксации привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств, а не лицо, фактически управлявшее этим транспортным средством в момент фото- и видеофиксации (то есть водитель).

Если говорить более конкретно, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.9 КоАП РФ, выносится в отношении лица, на которое зарегистрировано данное транспортное средство, согласно информации, содержащейся в реестре регистрации транспортных средств.

2. Положение, закрепленное в ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ, дает основание полагать, что после введения автоматической фото- и видеофиксации административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.9 КоАП РФ, может быть представлено в виде двух составов, которые при идентичности объекта и признаков объективной стороны отличаются субъектом и субъективной стороной данного административного правонарушения.

Субъектомодного состава (при применении обычной фото- и видеофиксации) является водитель транспортного средства, субъективная сторона выражена, как правило, виной в форме прямого умысла.

Субъект в другом составе (при применении автоматической фото- и видеофиксации) - собственник (владелец) транспортного средства, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо1. За основу субъективной стороны, как справедливо отмечает Б.Ф. Рос-синский, взят прецедент, имеющийся в КоАП РФ и закрепленный в ст. 20.22, согласно которому противоправные действия несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет рассматриваются как виновное деяние их родителей2.

В случае с автоматической фото- и видеофиксацией действия собственника (владельца) транспортногосредстваследуетрассматривать как доверие транспортного средства по неосторожности лицу (водителю), совершившему нарушение Правил дорожного движения (вина в форме неосторожности).

Форма вины (вид неосторожности) физического лица для привлечения к ответственности определяющего значения не имеет. Вина юри-

дического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

3. Административное наказание назначается в виде административного штрафа. Его размер должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи Особенной части КоАП РФ. С учетом положений ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.9 КоАП РФ, размер штрафа будет составлять: по ч.1 -100 руб.; по ч. 2 - 300 руб.; по ч.3 - 1 тыс. руб.; по ч. 4 - 2 тыс. руб.

4. При применении автоматической фото- и видеофиксации отпадает неопределенность в вопросе, кто такие «юридические лица» как субъекты административной ответственности? Этим способом фиксируются все без исключения административные правонарушения, независимо от того, какие юридические лица являются собственниками или владельцами транспортных средств (органы государственной власти, коммерческие или некоммерческие организации) и какие должностные лица передвигаются на этих транспортных средствах (сотрудники полиции, работники прокуратуры, иные категории чиновников).

5. Производство по делам данной категории в отношении собственника (владельца) транспортного средства осуществляется, как правило, в упрощенном порядке и включает в себя две основные стадии: возбуждение производства по делу об административном правонарушении; исполнение постановления по делу об административном правонарушении. В случае обжалования вынесенного постановления производство может включать в себя факультативную стадию - пересмотр дела об административном правонарушении.

На стадии возбуждения производства протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Основанием для вынесения постановления по делу являются фотоматериалы о событии административного правонарушения, то есть признаки объективной стороны административного правонарушения, которые одновременно подтверждают наличие вины собственника (владельца) транспортного средства.

6. При несогласии собственника (владельца) с назначением административного наказания он вправе в десятидневный срок со дня по-

Административное право

Административное право

лучения постановления по делу об административном правонарушении обжаловать это постановление.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ «Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении... будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц» (выделено нами. - А.К.).

Особенность данной нормы состоит в следующем: 1) для характеристики субъекта административного правонарушения в области дорожного движения, выявленного с помощью автоматической фото- и видеофиксации, и обстоятельства, освобождающего собственника (владельца) транспортного средства от административной ответственности, законодатель использует гражданско-правовую терминологию (о водителе речи не идет); 2) в ней говорится не о «признании невиновным» собственника (владельца) транспортного средства, а об освобождении от административной ответственности.

Обязанность по доказыванию обстоятельства, освобождающего собственника (владельца) транспортного средства от административ -ной ответственности согласно приложению к ст. 1.5 КоАП РФ возложена на лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу.

По смыслу ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ: 1) предметом доказывания является факт нахождения транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения «во владении» или «в пользовании» другого лица, а не факт управления транспортным средством в момент фиксации другим лицом; 2) если в жалобе собственника (владельца) транспортного средства отсутствуют сведения (установочные данные) о другом лице либо эти сведения не подтвердились, то оснований для удовлетворения жалобы нет. Следовательно, необходимо четко определить перечень случаев, когда транспортное средство может находиться во владении или в пользовании другого лица, применительно к двум категориям собственников (владельцев) транспортных средств - физическим и юридическим лицам, что будет основанием

для привлечения к административной ответственности «другого лица», а не того, на чье имя зарегистрировано данное транспортное средство.

7. Если административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.9 КоАП РФ и выявленное путем автоматической фото- и видеофиксации , совершено на транспортном средстве, собственником (владельцем) которого является физическое лицо, то поводами для обжалования, как показывает практика, являются следующие обстоятельства, информация о которых отсутствовала на момент вынесения постановления:

1) собственник (владелец) транспортного средства является должностным лицом, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которого Конституцией РФ и федеральными законами устанавливаются особые условия привлечения к административной ответственности (материалы в отношении федерального или мирового судьи направляются на имя Генерального прокурора Российской Федерации, а прокурора - на имя руководителяорга-на прокуратуры по месту службы прокурора или вышестоящему прокурору для проведения служебной проверки);

2) в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (при обжаловании устанавливается факт нахождения транспортного средства в момент автоматической фото- и видеофиксации «во владении» или «в пользовании» другого лица).

Анализ гражданского законодательства позволяет утверждать, что если собственником транспортного средства является физическое лицо, оно может передать транспортное средство во временное владение другому лицу, например, по договору аренды (ст. 606 ГК РФ), субаренды (ч. 2 ст. 615), по доверенности на право управления транспортным средством (ст. 185-189), в том числе индивидуальный предприниматель без образования юридического лица может передать транспортное средство во временное владение другому лицу по договору лизинга (ст. 665 ГК РФ), сублизинга (ст. 8 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).

При определении круга других лиц, в пользовании которых, помимо собственника или владельца, может находиться транспортное сред-

ство в момент автоматической фото- и видеофиксации, необходимо иметь в виду, что право пользования транспортным средством может переходить от одного лица к другому по договору безвозмездного временного пользования имуществом (договор ссуды) (ст. 689 ГК РФ).

8. Если собственником (владельцем) транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.9 КоАП РФ и выявленное путем автоматической фото- и видеофиксации, является юридическое лицо, то поводами для обжалования, как показывает практика, являются следующие обстоятельства, информация о которых отсутствовала на момент вынесения постановления:

1) на транспортном средстве, принадлежащем оперативно-аварийным службам (скорая помощь, полиция, пожарная охрана, вневедомственная охрана и т. п.), выполняются неотложные служебные задания;

2) транспортное средство находится во владении или пользовании другого лица.

9. Если административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.9 КоАП РФ и выявленное путем автоматической фото- и видеофиксации, совершено на транспортном средстве, собственником (владельцем) которого является юридическое лицо, то к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ привлекается собственник (владелец) транспортного средства, а не лицо, управлявшее транспортным средством.

К лицу, для которого управление транспортным средством входит в круг его трудовых или служебных обязанностей на основе трудового договора (служебного контракта), ни право владения, ни право пользования транспортным средством не переходит: Внутриорганизацион-ные распоряжения и приказы руководителяюри-дического лица по распределению имущества за сотрудниками (работниками) данного юридического лица для выполнения служебных (трудовых) обязанностей не являются основанием перехода вещных прав на владение или пользование этими вещами, в том числе транспортными средствами, принадлежащими данному юридическому лицу.

Как показывает практика, законные представители юридических лиц, обжалуя вынесенные в отношении юридического лица постановления, представляют сведения о лице, фактически управлявшем транспортным средством в момент автоматической фото- и видеофиксации. Подтверждают это путевым листом, объяснения-

ми водителя, выпиской из графика работы водителя. Однако основанием для отмены постановления эти данные не являются. Здесь уже юридическое лицо попадает в своего рода гражданско-правовую терминологическую «ловушку», из которой ему никак не выбраться. Это еще один парадокс КоАП РФ, обусловленный использованием гражданско-правовой терминологии при регулировании оснований и порядка привлечения к административной ответственности, который тем не менее открывает перспективы для реализации положения, закрепленного в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ («Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо»).

10. В Санкт-Петербурге из 217,5 тыс. постановлений о назначении административного наказания было обжаловано только 1154 (0,5 % от общего количества), из них 60 % необоснованных жалоб (как правило, от юридических лиц с указанием сведений о водителе, управлявшем транспортным средством в момент автоматической фото- и видеофиксации).

Хочется верить в то, что низкий процент обжалования - это свидетельство о небольшом количестве брака, который имеет место в производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренныхст. 12.9 КоАП РФ.

11. Согласно ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ «копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов. направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления».

Для определения начала стадии исполнения должностному лицу, вынесшему постановление по делу об административном правонарушении, необходимо иметь точную информацию о дне получения по почте заказного почтового отправления с постановлением по делу физическим лицом, или законным представителем физического лица, или законным представителем юридического лица, в отношении которого оно вынесено. Для этого необходимо наладить четкое взаимодействие между соответствующими подразделениями ГИБДД, занимающимися автоматической фото- и видеофиксацией, и отделениями почтовойсвязи.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что закрепленная в КоАП РФ правовая модель привлечения к административной ответствен-

Административное право

Административное право

ности за превышение установленной скорости движения, обусловленная использованием современных технологий для выявления и фиксации данного вида административных правонарушений, в целом является эффективным инструментом решения задач, стоящих перед зако-

нодательством об административных правонарушениях, позволяет достичь целей административного наказания и обеспечить соблюдение водителями транспортных средств установленного Правилами дорожного движения скоростного режима на российских дорогах.

1 См.: О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 24 октября 2006 г. № 18. Абз. 2. П. 1.

2 См.: Российский Б. Ф. Об административном наказании собственника (владельца транспортного средства // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегод. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти засл. деятеля науки Рос. Федерации д-ра юрид. наук, проф. В.Д. Сорокина (15 марта 2011 г.): в 2 ч. СПб., 2011. Ч. 1. С. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.