УДК 330.146
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-8-96-104
ОСОБЕННОСТИ ПРИТОКА КАПИТАЛА В АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОВЫШЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
FEATURES OF CAPITAL INFLOW IN AGRICULTURAL PRODUCTION AND GOVERNMENT ROLE IN DEVELOPING OF INVESTMENT POTENTIAL
Статья посвящена определению экономического содержания понятия «инвестиционная привлекательность» в рамках исследования особенностей притока капитала в агропромышленное производство. Понятия «капитал» и «инвестиции» рассматриваются в контексте формирования и перераспределения ресурсов в активы, которые в будущем принесут вы1годы1. Отмечено, что деятельность хозяйствующего субъекта определяется потребностью в ресурсах для последующего воспроизводства оборотных активов, необходимых для достижения требуемого эффекта деятельности и повышения производственного потенциала хозяйствующего субъекта. Подчеркивается, что производственный потенциал хозяйствующего субъекта объединяет материальные и нематериальные ресурсы, которые обладают как количественными, так и качественными характеристиками, а экономическая целесообразность производственного потенциала достигается при условии опережающего роста объема производства. Проведен ретроспективный анализ взглядов отечественный и зарубежных ученых на развитие аграрной отрасли, проанализированы аспекты государственного регулирования этой сферы. На основании анализа автором систематизированы четыре основных подхода к трактовке агропромышленного производства. Предложено обобщающее определение термина «агропромышленное производство». Выпделены основные характеристики агропромышленного производства как экономической категории и как сложной экономической системы. С учетом данного определения выгделены факторы привлекательности агропромышленного производства для инвесторов и уточнена определяющая роль государства в повышении его инвестиционной привлекательности. Отмечено, что необходимость государственного регулирования агропромышленного производства обусловлена особенностями сельскохозяйственной деятельности и ее народнохозяйственным значением. Обобщены основные методы государственного регулирования аграрного сектора. Сделан вывод о необходимости разработки научно обоснованной государственной программы, которая способна увеличить потенциал национальной аграрной отрасли
Ключевые слова: капитал; инвестиции; производственный потенциал; инвестиционная привлекательность; аграрный сектор; агропромышленное производство; инструменты1 государственного регулирования агропромышленного производства; сельское хозяйство; рыточныт отношения; потребители
The article describes the definition of the economic concept of «investment potential» and capital inflows features in agricultural sector. The concepts of «capital» and «investment» are considered in the context of formation and redistribution of resources in assets that will bring benefits in the future. The activities of the economic entity are determined by the need for resources to the further reproduction of current assets required to achieve the desired effect of activity and increase the productive capacity of the economic entity. The productive capacity of the economic entity combines tangible and intangible resources, which have both quantitative and qualitative characteristics and economic feasibility of the production potential achieved if faster growth in output. A retrospective analysis of the views of Russian and international scholars on the development of the agricultural sector is conducted. The aspects of state regulation in this sphere are analyzed. The author has systematized the four basic
E. Zakirova, Ural State University of Economics, Yekaterinburg
Э. P. Закирова, Уральский государственный экономический университет,
г. Екатеринбург
approaches to the treatment of agro-industrial production and proposed the definition of the term «agribusiness». The basic characteristics of agricultural production as an economic category and as a complex economic system are defined. The author has stressed that the factors of agricultural production are more attractive to investors and refined by defining the role of government in improving its investment attractiveness. It is noted that the need for state regulation of agricultural production due to the peculiarities of agriculture and its economic importance. The author summarizes the main methods of state regulation of agrarian sector and makes the conclusion about the need to develop science-based state program that is able to increase the capacity of the national agricultural sector
Key words: capital investments; investments; production potential; investment potential; agricultural sector; agricultural industry; implements of government regulation of agricultural industry; agriculture; market relations; consumers
Развитие экономической системы в целом базируется на воспроизводстве материальных и социальных ценностей, обеспечивающем рост национального благосостояния. Основой этого развития является капитал. В существующей мировой системе хозяйственных отношений все большее значение приобретает движение капитала в различных формах. В рамках теории экономического роста государство считается гарантом стабильного наращивания инвестиций и обеспечения процесса устойчивого экономического роста. Так, в исследованиях Дж. М. Кейнса одним из основных факторов экономического развития названо государственное регулирование процесса инвестиционной деятельности [12]. Неокейнсиан-цы (Э. Хансен, Ф. Перру, Дж. Робинсон и Р. Харрод) считали, что государственное регулирование инвестиционной деятельности в открытой экономике может проявляться в форме прямого (законодательного) и косвенного (экономического) воздействия, а вмешательство государства в экономику, обеспечивающее ее развитие, должно носить постоянный характер. Однако такое вмешательство должно осуществляться не посредством увеличения производственных и социальных расходов, а путем государственного регулирования процесса накопления инвестиционных ресурсов или капитала в долгосрочном плане. Таким образом, капитал — это системная категория, отражающая специфику процессов формирования и перераспределения ресурсов (как государственных, так и частных) в активы или инструменты, которые в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе могут приносить выгоды.
Итак, можно констатировать единство взглядов всех исследователей на сущность и значение вложения капитала. Вложение ресурсов в реальный капитал общества способствует увеличению производственного потенциала национальной экономики. На макроэкономическом уровне рост национального благосостояния и сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства в значительной степени зависят от долгосрочного капитала. Этот вид капитала отвечает за процесс простого и расширенного воспроизводства основных фондов и пополнения оборотного капитала в социально-экономической и производственной сферах, а также способствует ускорению научно-технического прогресса. С этой позиции инвестиции представляют собой совокупность государственных и частных ресурсов, которые могут быть направлены на создание новых подотраслей, новых хозяйствующих субъектов или повышение производственного потенциала действующих, покупку финансовых инструментов с целью получения дохода и (или) иного ожидаемого эффекта. На уровне субъектов хозяйствования привлечение капитала необходимо для расширения масштабов и развития производственно-технического потенциала с целью последующего извлечения дохода за счет воспроизводства продукта с высокой добавленной стоимостью, что в конечном итоге позволит обеспечить финансовую стабильность и повысить производственный потенциал.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что инвестиции макро- и микроуровня входят в единый процесс притока и аккумулирования капитала, последующего его преоб-
разования в ресурсы и активы, способные создавать различные выгоды для инвестора.
Как видим, деятельность хозяйствующего субъекта определяется потребностью в ресурсах для последующего воспроизводства оборотных активов, необходимых для достижения требуемого эффекта и повышения своего потенциала.
Под термином «производственный потенциал» понимаются все имеющиеся и потенциальные возможности производства, наличие факторов производства, его обеспеченность определяющими видами ресурсов. Ключевыми факторами производства, неотъемлемой частью производственного потенциала любой организации выступают трудовые, сырьевые и природные ресурсы, предпринимательский талант, информация, технологии, а также капитал и инвестиционные ресурсы [10. С. 65]. В данном контексте представляется убедительным, что производственный потенциал обладает возможностями, эффективность реализации которых зависит от ряда условий. Производственный потенциал хозяйствующего субъекта объединяет трудовые, земельные, материальные, технические ресурсы и способен генерировать готовый продукт в условиях сложившихся экономических отношений при имеющемся количестве и качестве ресурсов. Принимая, что производственный потенциал хозяйствующего субъекта объединяет материальные и нематериальные ресурсы, мы обращаем внимание и на то, что ресурсы должны обладать количественными и качественными характеристиками, а экономическая целесообразность производственного потенциала будет достигнута при условии опережающего роста объема производства.
Изложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о целенаправленном регулировании устойчивого инвестиционного процесса с последующим развитием производственного потенциала в стратегически важных отраслях народного хозяйства. Задача регулятора состоит в обеспечении благоприятного инвестиционного климата в стратегически важных направлениях национальной
экономики и воздействии на межотраслевой приток капитала с целью регулирования социально-экономических вопросов, с последующим ростом валового внутреннего продукта и повышением уровня жизни населения. Под межотраслевым притоком понимается приток капитала из доходных отраслей экономики в другие, менее доходные и низкорентабельные, но стратегически значимые отрасли экономики — такие, как сельское хозяйство.
Соответственно, для создания благоприятного инвестиционного климата в аграрной отрасли необходима активизация инвестиционной деятельности всех звеньев системы.
Повышение инвестиционной привлекательности аграрной отрасли включает формы, методы и инструменты регулирования отношений между всеми участниками инвестиционных процессов. Для полноценного теоретического анализа становления и развития агропромышленного производства рассмотрим исследуемые гипотезы в историческом аспекте.
Вопросы регулирования аграрного хозяйства в различных аспектах рассматривали А. Смит, Ж.-Б. Сэй, Л. Вальрас, Дж. М. Кейнс, А. С. Ермолов, Н. Д. Кондратьев, В. Г. Венжер и др. В последние годы все больше экономистов обращают внимание на необходимость изучения процессов регулирования аграрной отрасли. Наметившиеся преобразования в обществе проявляются в изменении подходов к регулированию инвестиционного климата, что делает актуальным исследование тенденций развития агропромышленного производства.
Основные положения исходной экономической парадигмы аграрного хозяйства можно обнаружить в работах А. Смита, А. Маршалла, А. Курно, Ж. Бертрана, Э. Мэйсона и Д. Бейна. Их исследования представляют собой попытку объяснить функционирование производственно-экономических процессов аграрной отрасли на основе изучения связи всех участников процесса. Так, А. Смит, основоположник трудовой теории стоимости, считал, что источ-
ником богатства является любой труд. Его исследования и выводы преимущественно основаны на примерах и наблюдениях из аграрной экономики. По Смиту, каждый участник рынка действует исключительно исходя из собственных интересов, служит интересам общества, стремясь приумножить свою выгоду. Отсюда А. Смит приходит к выводу, что рыночные отношения не требуют вмешательства, а «невидимая рука» — это объективный закон рыночного саморегулирования.
Автор закона рынка и теории трех факторов производства Ж.-Б. Сэй, последователь А. Смита, тоже поддерживал теорию свободной торговли и невмешательства государства в рыночные отношения общества. Закон Ж.-Б. Сэя гласит, что обмен продуктов, в том числе на аграрных рынках, приводит к равновесию между объемом потребления и объемом продажи, где вмешательства государства не требуется [11].
Модель общего равновесия, в которой производство и потребление связаны между собой через рынки товаров и услуг, описал французский экономист Л. Вальрас, который считал, что равновесие в этой системе — это такое состояние, при котором спрос и предложение товаров и услуг равны. При этом устанавливается некоторая система равновесных цен [2].
Развитие рыночных отношений показало недостаточность подхода, основанного только на равенстве спроса и предложения, поскольку при этом не учитывается возможный временной разрыв между категориями «сбережения» и «инвестиции». Возникла необходимость учета рынка денег, на котором также действуют спрос и предложение и где особую роль играет стоимостный фактор капитала.
Кейнсианская экономическая теория позволила связать труд, капитал, стоимость капитала, национальный доход в единую модель. Дж. М. Кейнс ввел понятия «предельная склонность к потреблению» и «умножение дохода». Он полагал, что в период кризисных явлений в экономике производственные процессы начинают сворачиваться, соответственно,
оптимизируются постоянные затраты на выплату заработной платы рабочим, что приводит к сокращению потребления. В результате формируется замкнутый процесс: сокращение потребления ведет к новому сокращению производства. По мнению Дж. М. Кейнса, остановить стагнацию можно через государственное регулирование экономики. В кейнсианской теории государство в момент кризиса должно формировать собственный спрос на товары и услуги. Наличие спроса порождает предложение, следовательно, этот рыночный механизм приведет к увеличению объема производства, расширению рабочих мест, росту доходов населения, повышению спроса на товары народного потребления. Другими словами, государственное участие в виде финансовой поддержки (в различных формах) может привести к мультипликационному эффекту и развитию всей экономики территории.
Кейнсианцы считали, что государство должно активно вмешиваться в экономику, ведь свободный рынок не имеет механизмов вывода ее из кризиса, следовательно, государство должно влиять на рынок с целью повышения спроса. Для последователей Дж. М. Кейнса характерны ориентация на методы бюджетной политики и поиск наиболее эффективных направлений государственного регулирования экономики.
В развитие отечественной аграрной науки внесли вклад многие российские ученые и экономисты. Один из основоположников отечественной аграрной экономики А. С. Ермолов был сторонником крупного аграрного производства и создателем современного метода построения систем ведения агропромышленного производства [5].
Значительными по масштабам и глубине научных исследований российской экономической науки начала XX в. были труды Н. Д. Кондратьева, автора теории длинных волн. Он одним из первых стал изучать проблемы регулирования агропродоволь-ственных рынков и пришел к выводу, что длинные волны — следствие циклов реинвестирования в основные средства, основной
капитал. В своем исследовании он обосновывает необходимость государственного регулирования, а также показывает опасность усиленного регулирования рыночных отношений [6].
В конце ХХ в. экономисты, стоявшие на социалистических позициях, считали, что социализм можно модернизировать, внедрив в него рыночные механизмы. Например, В. Г. Венжер приводил аргументы против превращения колхозов в совхозы и выступал за расширение рыночных отношений в сельском хозяйстве, а также рассматривал колхоз как единую форму кооператива [3; 4]. Современные отечественные экономисты в 1990-е гг. выступали за усиление роли государства в поддержке сельского хозяйства и были противниками приватизации предприятий и земель сельскохозяйственного назначения [8].
П. Ф. Парамонов определяет государственное регулирование агропромышленного комплекса как «воздействие органов государственной власти на производство, хранение, переработку и рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое и материально-техническое обеспечение аграрного производства, вызванное объективной необходимостью поддержания экономического равновесия, пропорций и доходов в целях достижения наивысшей экономической и социальной эффективности функционирования АПК и продовольственной безопасности страны»
[9].
В аспекте проблематики развития агропромышленного производства следует отметить труды Л. Н. Абалкина, Р. Х. Аду-кова, О. Т. Богомолова, Н. А. Борхунова, А. Я. Кибирова, А. Р. Кулова, И. В. Кур-цева, В. И. Кушлина, О. П. Литовки, П. Ф. Лойко, П. А. Минакира, П. М. Пер-шукевича, О. А. Родионовой, А. Н. Семина, А. Д. Урсула, А. Н. Фоломьева и др.
Современные исследователи сходятся во мнении, что отрасль сельского хозяйства с позиций ее многофункциональности следует рассматривать как комплексную сферу деятельности, направленную на производ-
ство продуктов народного потребления, продуктов питания и обеспечение социально-экономического контроля над территорией.
Кроме того, в мировой практике посредством принятия различных нормативных документов для регулирования экономических отношений, финансирования, налогообложения создаются условия производства, обмена, распределения и потребления для развития сельского хозяйства. В связи с этим государственное регулирование имеет огромное значение в реализации агарной политики и развитии агропромышленного производства.
В широком понимании агропромышленное производство — это интегрированный процесс сельскохозяйственного производства и отраслей пищевой промышленности в единый процесс переработки сырья и производства конечного готового продукта. Вместе с тем агропромышленное производство следует рассматривать как синтезированную систему производства, переработки и хранения продукции сельскохозяйственного происхождения.
Проведенный нами анализ научной литературы позволил выделить наиболее типичные трактовки понятия «агропромышленное производство». Изученные определения регулярно уточняются и дополняются новыми характеристиками в соответствии с изменениями интеграционных процессов в современном обществе.
В результате анализа мы выделили и сформулировали четыре основных подхода к пониманию исследуемой категории.
Первый подход связывает сущность агропромышленного производства с интегрированным производственным процессом, в результате которого природные ресурсы и продукты земледелия трансформируются в блага, необходимые для общественного и личного потребления.
Второй подход рассматривает агропромышленное производство через призму его взаимодействия с внешними рыночными факторами, требующими участия регулятора.
В рамках третьего подхода агропромышленное производство характеризует-
ся как единство его содержания, в основе которого лежит процесс производства, и формы, которая выступает как совокупность специализированных предприятий, занимающих определенное место в экономическом и географическом пространстве.
Четвертый подход делает акцент на задействовании в агропромышленном производстве трудовых ресурсов с профильным образованием.
Выявление особенностей агропромышленного производства является тем основанием, на котором строятся остальные аспекты нашего исследования. Нами выделены основные характеристики агропромышленного производства, определяющие его как экономическую категорию: материальная основа производства, общественная роль и рыночные факторы, а также систематизированы наиболее распространенные их трактовки (табл. 1).
Таблица 1
Авторская характеристика агропромышленного производства как экономической категории
The author's characterization of agribusiness production as an economic category
Материальная основа Народно-хозяйственная роль Рыночное содержание
Агропромышленное производство - интеграционный процесс, использующий различные производственные (сельскохозяйственного назначения) и природные ресурсы Агропромышленное производство обеспечивает население продуктами питания и тем самым характеризует социально-экономический уровень и экономический потенциал территории Агропромышленное производство выступает как производственно-рыночная система, так как производственные отношения определяются предложением товаропроизводителей и спросом потребителей на продукцию сельскохозяйственного назначения
Исходя из выделенных характеристик, считаем неправомерным рассматривать термин «агропромышленное производство» только через призму производства продуктов народного потребления.
В современных условиях агропромышленное производство выступает как производственно-рыночная система, поскольку географическое расположение, доступность природно-сырьевых ресурсов, социально-экономическое развитие территории, уровень квалификации трудовых ресурсов, обеспеченность капиталом определяют специализацию этой системы и степень развития экономических отношений в ней.
Агропромышленное производство — это процесс совместного изготовления материальных благ и услуг, процесс совместного использования рабочей силы, машин, оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления продуктов и оказания услуг. Интеграция сельского хозяйства и промышленности ориентирована на единую цель, а именно — удовлетворение всевозрастающих потребностей людей в продуктах питания [1].
По нашему мнению, агропромышленное производство — это сложная экономическая система, устойчивость которой зависит от влияния факторов внешней и внутренней среды. Агропромышленное производство характеризует исключительно социально-экономические отношения субъектов аграрной отрасли по поводу закупа ресурсов, оборудования, рабочей силы, технологий, осуществления на их основе производства продуктов питания народного потребления, а также сбыта этой продукции в сферу переработки или обращения.
Отличительные черты агропромышленного производства:
1) ресурсное обеспечение процесса формирования и использования производственного потенциала является долгосрочным процессом;
2) производственный процесс зависит от природно-климатических условий;
3) сохраняется неэластичное предложение на ресурсы и неэластичный спрос на продукцию сельскохозяйственного назначения.
Современное развитие аграрной сферы и рискованный характер ведения пред-
принимательской деятельности объективно предполагают более взвешенный и системный подход государства к формированию и реализации аграрной политики, который смягчит отрицательное воздействие рыночных механизмов, повысит инвестиционную привлекательность территории, создаст условия для долгосрочного экономического роста и обеспечит продовольственную безопасность страны. Вследствие этого особую актуальность приобретают вопросы совершенствования форм и методов государственного регулирования агропромышленного производства, учитывающие современное состояние отрасли, способствующие повышению инвестиционной привлекательности аграрной сферы и достижению социально-экономической стабильности и продовольственной безопасности страны.
Необходимость государственного регулирования агропромышленного производства обусловлена особенностями
сельскохозяйственной деятельности и ее народнохозяйственным значением [7]. Государство воздействует на инвестиционную деятельность путем принятия законодательных актов, субсидирования затрат, принятия инвестиционных программ, а экономические механизмы направлены на реализацию инвестиционных возможностей путем монетизации хозяйственного оборота, повышения межотраслевого притока капитала в агропромышленное производство, повышения эффективности использования основных фондов и оборотных средств, перераспределения ресурсов сельскохозяйственного назначения между потребителями и производителями.
Методы государственного регулирования работы формирований аграрного сектора традиционно подразделяются на три группы: финансовые, организационные (информационные и консультационные), правовые (табл. 2).
Таблица 2
Методы государственного регулирования аграрного сектора Methods of state regulation of agrarian sector
Группа методов Конкретные меры государства
1. Финансовые - направлены на обеспечение благоприятного инвестиционного климата для всех участников аграрного сектора экономики Налоговые льготы и инвестиционные налоговые кредиты - предоставляют возможность агропромышленному предприятию в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов; предусматривается формирование гибкого графика уплаты налоговой нагрузки. Предоставляются для стимулирования использования собственных средств производителей для осуществления инвестиционной деятельности, а также развития кооперации в агропромышленном производстве
Государственные гарантии - предоставляются под коммерческие кредиты при условии представления полного обеспечения и вложения инвестором собственных средств на финансирование инвестиционного проекта в размере оговоренного первоначального взноса от объемов инвестиционных затрат
Субсидирование процентных ставок по заемным средствам (например, привлекаемым на обустройство инженерной инфраструктуры агропромышленного производства), разработка программ частичной компенсации затрат по договорам кредитования
2. Организационные - направлены на создание структур и благоприятных условий, способствующих инициированию инвестиционного процесса и реализации мер повышения эффективности инвестиционной деятельности Нефинансовые меры государственной поддержки - помощь в создании инфраструктуры агропромышленного производства, оказание информационной и организационной поддержки, участие в разработке приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное социально-экономическое значение
Формирование кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации
Развитие конкурентной среды на потребительском рынке, в сферах заготовки и переработки сельскохозяйственного сырья. В условиях, когда неэластичный спрос на сельскохозяйственную продукцию может выступать движущей силой развития экономических отношений, необходимо использовать средства стимулирования платежеспособного спроса, что и будет основой предпринимательской и инвестиционной деятельности
3. Правовые Косвенное управление социально-экономическими отношениями посредством использования предусмотренных законодательными и другими нормативными актами экономических рычагов, воздействующих на поведение всех участников аграрного сектора экономики
Степень государственного регулирования экономической деятельности агропромышленного производства и его инвестиционную привлекательность в конечном итоге определяет модель рыночных отношений в аграрной отрасли. В современных рыночных отношениях государство воздействует на деятельность хозяйствующих субъектов и конъюнктуру посредством финансовых, правовых и административных механизмов в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, создания благоприятного инвестиционного климата, мобилизации внутренних ресурсов. Финансовые и нефинансовые механизмы регулирования социально-экономических отношений направлены, прежде всего, на достижение долгосрочных
целей по увеличению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволяющей осуществлять расширенное воспроизводство на принципах самоокупаемости при использовании механизмов финансово-кредитной поддержки, сокращению трансакционных издержек, созданию новых рабочих мест и увеличению доходной части бюджета территории, которая способна преимущественно за счет собственного производства снабжать население сельскохозяйственной продукцией. Несомненно, описанный долгосрочный процесс сложен и предполагает прежде всего государственную программу с обоснованием ее основных положений и методов проведения, что позволит повысить потенциал аграрной отрасли страны.
Список литературы_
1. Базышев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория. Минск: Книжныш Дом; Экоперспектива, 2005. 637 с.
2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии, или Теория общественного богатства. М.: Изограф, 2000. 448 с.
3. Венжер В. Г. Как было, как могло быггь, как стало, как должно стать: Вопросы истории нашего строя. М.: Наука и техника, 1990. 109 с.
4. Венжер В. Г. Социально-экономические перспективы развития колхозного строя. М.: Наука, 1979. 287 с.
5. Ермолов А. С. Организация полевого хозяйства. Системы земледелия и севообороты. СПб., 1914. 719 с.
6. Кондратьев Н. Д. Рышок хлебов и его регулирование во время войны и революции. М.: Наука, 1991. 487 с.
7. Кошолкина А. А. Развитие системы государственной поддержки АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 10. С. 11-14.
8. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII—XX вв.). М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. 574 с.
9. Парамонов П. Ф. Организационно-экономические проблемы адаптации сельскохозяйственный товаропроизводителей к рышочныш условиям. Краснодар: КубГАУ, 2002. 548 с.
10. Полушин М. В. Влияние притока инвестиций в основной капитал машиностроительных предприятий Российской Федерации на развитие их производственного потенциала / / Известия вузов. Машиностроение. 2011. № 4. С. 72-76.
11. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. М.: Мысль, 1968. 480 с.
12. Keynes J. M. The General Theory of Employment, Interest and Money / / The Collected Writings of John Maynard Keynes / ed. by D. Moggeridge. Vol. VII. L.: Macmillan, 1973. 263 р.
List of literature_
1. Bazylev N. I., Gurko S. P. Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory]. Minsk: Knizhny Dom; Ekoperspektiva, 2005. 637 p.
2. Valras L. Elementy chistoy politicheskoy ekonomii, ili teoriya obshhestvennogo bogatstva [Elements of pure economics, or the theory of social wealth]. Moscow: Izograf, 2000. 448 p.
3. Venzher V. G. Kak bylo, kak moglo byt, kak stalo, kak dolzhno stat: Voprosy istorii nashego stroya [History and how could it be, nowadays and how it should be: issues of history of our system]. Moscow: Nauka i tehnika, 1990. 109 p.
4. Venzher V. G. Sotsialno-ekonomicheskie perspektivy razvitiya kolhoznogo stroya [Socio-economic evolution prospects of the collective farm system], Moscow: Nauka, 1979. 287 p.
5. Ermolov A. S. Organizatsiya polevogo hozyaystva, Sistemy zemledeliya i sevooboroty [Organization of field management. Methods of agriculture and crop rotation]. St.-Petersburg, 1914. 719 p.
6. Kondratiev N. D. Rynok hlebov i ego regulirovanie vo vremya voyny i revolyutsii [The grain market and its regulation in time of war and revolution]. Moscow: Nauka, 1991. 487 p.
7. Kosholkina A. A. Ekonomika selskohozyaystvennyh i pererabatyvayushhih predpriyatiy (Economics of agricultural and processing enterprises), 2008, no. 10, pp. 11-14.
8. Nikonov A. A. Spiral mnogovekovoy dramy: agrarnaya nauka i politika Rossii (XVIII-XX vv,) (Agricultural science and politics in Russia: the centuries-old drama (XVIII-XX)). Moscow: Entsiklopediya rossiyskih dereven, 1995. 574 p.
9. Paramonov P.F. Organizatsionno-ekonomicheskie problemy adaptatsii selsko-hozyaystvennyh tova-roproizvoditeley k rynochnym usloviyam [Organizational and economic problems of adaptation of agricultural enterprises to modern market]. Krasnodar: KubGAU, 2002. 548 p.
10. Polushin M.V. Izvestiya vuzov, Mashinostroenie (Proceedings of the universities. Engineering), 2011, no. 4, pp. 72-76.
11. Say J.-B. Traktatpoliticheskoy ekonomii [Treatise of Political Economy]. Moscow: Mysl, 1968. 480 p.
12. Keynes J.M. The Collected Writings of John Maynard Keynes (The Collected Writings of John Maynard Keynes). Vol. VII. L: Macmillan, 1973.
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Закирова Элина Рафиковна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия. Область научных интересов: финансовый менеджмент, формирование и реализация финансовой политики хозяйствующих субъектов, практика принятия управленческих решений в области риск-менеджмента [email protected]
Elina Zakirova, candidate of economic sciences, assistant professor, Financial Management department, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia. Sphere of scientific interests: financial management, development and implementation of financial policies for economic entities, practical decision-making in risk-management
Образец цитирования_
Закирова Э. Р. Особенности притока капитала в агропромышленное производство и роль государства в повышении инвестиционной привлекательности // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 8. С. 96-104.
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-8-96-104.