Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЗАБОЙЩИКОВ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ В ГЛУБОКИХ ШАХТАХ '

ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЗАБОЙЩИКОВ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ В ГЛУБОКИХ ШАХТАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — С.Л. Зайцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR FEATURES OF THE BODY ADAPTATION OF MINERS TO WORKING: CONDITIONS PREVAILING IN DEEP MINES

The finding was that miners adapted to work in the upper stratum in the first weeks of work at a considerable depth experienced the effect of thermal and physical strain. In order to facilitate the adaptation process the author suggests a special physiologically based work regimen to be introduced for the training of miners, who are sent to work from the upper to the deep stratum. The miners’ working regimen should include periods of rest corresponding to' the complexity of the work performed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЗАБОЙЩИКОВ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ В ГЛУБОКИХ ШАХТАХ »

the other. With age certain psycho-physiological signs become less pronounced and new abilities appear and develop that were connected with life and industrial experience. These qualities stipulate the peculiar features of industrial activities and the working capacity of the elder group of engineers and have a positive effect on industrial relations in workers' brigades and increase the general labour productivity.

УДК 612.017.2:622.33

ОСОБЕННОСТИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЗАБОЙЩИКОВ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ В ГЛУБОКИХ ШАХТАХ

С. Л. Зайцев

Институт гигиены труда и профзаболеваний, Донецк

Добыча ценных коксующихся углей на больших глубинах, в первую очередь на крутых пластах, обусловила необходимость разработки научно обоснованных мер, связанных с режимом труда и организацией производства, тем более что физиологический анализ труда горнорабочих, добывающих уголь на маломощных крутопадающих пластах, до настоящего времени не проводился. В качестве объекта исследования мы взяли шахту 1—5 «Кочегарка» треста «Горловск — уголь». Это — типичная шахта центрального района Донбасса, где разрабатываются крутые маломощные угольные пласты. Производственные операции молоткового способа угледобычи (на различных глубинах разработки пластов) оценивались по степени тяжести и времени отдыха при участии 54 забойщиков с помощью методики Ф. Т. Агаркова и С. А. Певного. Влияние сменной производственной нагрузки на организм горных рабочих изучалось на поверхности шахты. Исследования выполнялись до начала смены и через 60 мин. после ее окончания. Функциональными показателями являлись частота пульса и артериальное давление, латентный период зрительно-моторной реакции на простой и дифферекцировочный раздражители, пробы с корректурными таблицами, мышечная сила и выносливость, объем легочной вентиляции, температура тела и кожных покровов (на лбу и кисти), потери веса.

Очистные работы в молотковых лавах горизонта 470 м велись при температуре рудничного воздуха 21,0±0,03°, относительной влажности 90± ±0,2% и скорости движения воздуха 0,9±0,08 м/сек. На рабочих местах забойщиков в лавах горизонта 860 м температура воздуха составляла 30± ±0,01°, влажность 95±0,25% и скорость движения воздуха 1,7±0,1 м/сек. Физиологические исследования забойщиков, добывающих уголь в крутопадающих лавах при различных температурных условиях, дали результаты, частично приведенные в табл. 1. Как видно, добыча угля в течение нескольких дней при температуре рудничного воздуха 30° сопровождалась у 6 неадаптированных забойщиков (2-я группа) достоверно большим по сравнению с 1-й группой (30 человек) учащением пульса, повышением артериального давления и объема легочной вентиляции (Р<0,001). Восстановление наблюдаемых физиологических сдвигов не происходило и на 15-й минуте послерабочего периода. Неадаптированные забойщики отмечали, что йм во время работы «душно» и «очень жарко». Обнаженные части их тела были покрыты потом. Это означает, что испарение пота происходило медленнее, чем его образование, и тепловыделение затруднялось. Поэтому можно предполагать, что у неадаптированных забойщиков, работающих в крутозалегающих лавах глубокого горизонта, как и у горнорабочих глубоких шахт с пологими пластами, отмечается напряжение терморегулятор-ной функции организма (А. А. Шаптала1).

Итак, у неадаптированных забойщиков под влиянием добычи угля на большой глубине развиваются значительные функциональные сдвиги в раз-

1 Автореферат докторской диссертации. Киев, 1968.

личных системах организма, что характерно для чрезмерно тяжелых производственных операций (на основании градации горных работ Ф. Т. Агар-кова и Н. И. Тарапаты).

У 18 забойщиков, работающих в лаве при температуре 30° свыше года, регистрировались достоверно (Р<0,001) более редкий пульс, меньшее увеличение артериального давления и объема легочной вентиляции по сравнению с теми же показателями у лиц, адаптированных к температуре воздуха 21°, а тем более у горнорабочих, неадаптированных к высокой температуре (см. табл. 1). Горнорабочие, адаптированные к тепловой нагрузке, указывали на то, что во время работы им было «жарко». Несмотря на это, обнаженные части их тела были более сухими по сравнению с неадаптированными рабочими. Эти данные говорят о том, что у забойщиков, приспособленных к «горячей» работе, теплоотдача улучшалась. Наблюдения за работой забойщиков показали, что более точно и аккуратно, выискивая слабые места в угольном пласте, не делая лишних движений, добывали уголь адаптированные к тепловой нагрузке рабочие по сравнению с неадаптированными и адаптированными к нормальной температуре. Они экономнее расходовали энергию, поэтому у них накапливалось меньше тепла, а отсюда снижалась и напряженность физической терморегуляции. Энергорасход у рабочих 3-й группы был достоверно (Р>0,05) ниже, чем у 2-й группы (см. табл. 1)

Таблица 1

Физиологические сдвиги у забойщиков во время выемки угля при различной температуре окружающей среды (М± т)

X X (Г о ю Температура воздуха (в градусах) Пульс (ударов в минуту) Артериальное давление (в мм) «с о о = ш 3 9 н О X о СЕ X X X * о р.* со • . п К к X * о к -■я

о. я с с >> о. и исходный уровень увеличение во время работы исходный уровень увеличение во время работы Объем лег вентнляци время раб (в л/мин) V = а * о Я Выработка смену в от тельных е цах «?)

1-я

2-я

21

30

89,0± 1,6

76,0± 1,8

Адаптированные забойщики

39,0±2,2

126,0± 1,4

29,0± 1,8

34,0± 1,4

Неадаптированные забойщики

64,0± 2,5

115,0± 1,5

45,0± 1,5

41,0± 1,0

Адаптированные забойщики

5,1 ±0,3

5,7±0,1

1,00

0,50

3-я

30

73,0± 1,8

27,0± 1,2

113,0± 1,2

18,0±0,9

35,0± 1,2

5,4±0,1

0,79

В условиях сочетанного действия высокой относительной влажности и температуры воздуха после физической работы восстановительные процессы у адаптированных к теплу горнорабочих замедлялись. Так, пульс и легочная вентиляция восстановились на 15-й минуте послерабочего периода. Это, по-видимому, связано с длительным повторяющимся напряжением терморегуляторной функции организма рабочих. Замедление восстановительных процессов отразилось и на продолжительности необходимого отдыха, которая оказалась выше как после каждой операции (табл. 2), так и в целом за смену у лиц, адаптированных к температуре рудничного воздуха, равной 30°. Общее время отдыха для работающих при обычном микроклимате составляло 44%, а в нагревающем — 57%, что свидетельствует о недостаточной эффективности адаптации в отягощенных теплом условиях при снижающейся производительности труда (см. табл. 1).

и

Таблица 2

Классификация трудовых операций при молотковой угледобыче в различных температурных условиях на шахтах с крутыми пластами по степени тяжести и времени

необходимого отдыха

Отношение рекомен-

дуемой величины от-

Наименование операций Тяжесть работы дыха к времени работы, X

21° 30°

Основные:

«подбой» полосы 32,6 37,5

«сгонка» » Приближается к

очень тяжелым 32,6 37,5

выемка кутка 33,0 39,0

крепление призабойного пространства 30,0 36,0

Вспомогательные:

смазка молотка Легкая 7,0 9,1

смена пики » 7,0 9,1

ликвидация разрыва воздухопровода Приближается к 9,1 11,83

средним

пропуск скопившегося угля Средняя 13,0 16,9

замена полотна пилы-ножовки Легкая 7,0 9,1

подтягивание воздухопровода Средняя 13,0 16,9

очистка кровли от вываливающихся Приближается к 17,0 22,1

кусков породы тяжелым

устройство предохранительного полка Приближается 9,1 11,83

к средним

подноска крепежного материала в пре- Средняя

делах рабочего места » 13,0 16,9

мелкий ремонт молотка » 13,0 16,9

Подготовител ьно-за кл ючител ьн ые:

прием и сдача смены Очень легкая 5,0 6,5

осмотр забоя и приведение его в без- Приближается к тя- 17,0 22,1

опасное состояние желым

осмотр и опробование отбойного молот-

ка Легкая 7,0 9.1

осмотр и опробование топора и пилы » 7,0 9.1

проверка состояния воздухопровода » 7,0 9,1

уборка инструмента в конце смены » 7.0 9,1

Из табл. 1 следует также, что пульс и артериальное давление перед выемкой угля были достоверно выше у рабочих 1-й группы, чем у забойщиков 2-й и 3-й групп (Р<0,001).

У адаптированных к тепловой нагрузке забойщиков регистрировали на поверхности, до начала работы достоверно (Р<0,001) более низкий пульс и артериальное давление (70,0±1,3 ударов в минуту и 114±0,9 мм) по сравнению с рабочими верхнего горизонта (77,0±1,6 ударов в минуту и 125,0± ±1,8 мм). Температура тела (36,2±0,06°), кожи лба (30,8±0,Г) и кисти (28,0±0,2°) у адаптированных к нагревающему микроклимату горнорабочих достоверно (Р<0,001) ниже до работы, чем у неадаптированных (36,6± ±0,08; 32,1 ±0,2 и 29,6±0,2°), что говорит о приспособлении их организма к тепловой нагрузке.

Под влиянием работы в различных температурных условиях произошли определенные сдвиги в функциональном состоянии центральной нервной системы горняков. В ответ на действие дифференцировочного раздражителя регистрировалось достоверно (Р<0,001) большее замедление скорости зрительно-моторной реакции после смены у неадаптированных забойщиков (на 7,9±0,9 см/сек) и недостоверное у адаптированных к теплу (на 5,3±1,2 см/сек) по сравнению с адаптированными рабочими к темпера-

туре 21° (на 3,5±1,1 см/сек). У неадаптированных забойщиков наблюдались до работы достоверное (Р=0,001) удлинение скрытого времени зри-тельно-моторной реакции в ответ на действие дифференцировочного раздражителя до 50±0,7 см/сек и на уровне значимости 0,05 меньшее количество просмотренных знаков (1146,0±32) по сравнению с адаптированными к теплу (44,9±1 см/сек и 1283±40 знака).

Под влиянием сочетанного действия тепловой и физической нагрузок произошло снижение мышечной силы и выносливости у забойщиков. Так, у неадаптированных к нагревающему микроклимату горнорабочих наблюдалось после смены достоверно большее снижение мышечной силы (на 5,0± ±1 кг\ Р<.0,05) и выносливости к статическому усилию (на 14,0±4 сек) по сравнению с адаптированными к обычной температуре рудничного воздуха. У последних мышечная сила уменьшилась на 1,4±1,2 кг и выносливость на 6±4,4 сек. У них же на поверхности до начала работы регистрировалась достоверная на уровне значимости 0,05 меньшая мышечная сила (41,0±1,2 кг) и выносливость (62,0±4,4 сек.) по сравнению с адаптированными к нормальной температуре (45,4±1,4 кг и 75,0±5,0 сек.). Таким образом, характер физиологических сдвигов, наблюдаемых через 40—60 мин. после работы, свидетельствует о большей выраженности утомления у забойщиков в условиях нагревающего микроклимата, особенно у неприспособленных к нему, по сравнению с горнорабочими верхнего горизонта.

Потери веса у проработавших в нагревающем микроклимате несколько дней увеличивались на 60% (—1,6±0,15 кг), а больше года — на 250% (—2,5±0,2 кг) по сравнению с рабочими верхнего горизонта (—1,0±0,05 кг).

Как видно из приведенных данных, наиболее жесткие требования предъявляются к организму рабочих, недавно перешедших из забоя с обычной температурой рудничного воздуха в «горячий», что может привести к перегреву. Облегчение адаптации и предупреждение перегрева могут быть достигнуты внедрением на шахтах физиологически обоснованного тренировочного режима труда для горняков, перешедших на работу с верхнего на глубокий горизонт. Этот режим разработан совместно с А. Л. Ре-шетюком (табл. 3). При таком режиме учитываются срок работы на глубоком горизонте, температура воздуха на рабочем месте и допустимая интенсивность тепловой и физической нагрузок, выраженная в виде поправок к норме выработки.

Сравнение с контрольной группой позволило выявить закономерность изменения продолжительности необходимого отдыха для адаптированных к тепловой нагрузке горнорабочих в зависимости от степени повышения температуры воздуха и определить поправочные коэффициенты для установления норм отдыха на каждый градус прироста температуры от 22 до 30°.

Поправочные коэффициенты времени необходимого отдыха на температуру следующие: при 22° 1,03, при 23° 1,07, при 24° 1,1, при 25° 1,13, при 26° 1,17, при 27° 1,20, при 28° 1,23, при 29° 1,27 и при 30° 1,30.

Выводы

1. Рабочие очистных забоев шахт с крутозалегающими угольными пластами при выполнении производственных операций в течение 6-часовой ■смены нуждаются в отдыхе различной продолжительности (от 5 до 39%), ■что следует учитывать при нормировании их труда.

Таблица 3

Тренировочный режим труда для горняков, перешедших на работу с всрхне го на глубокий горизонт

Температура (в градусах) Срок работы на глубокой горизонте (недели)

1 2 3 4 5

21—22 1.0

23—24 0.9 1.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25—26 0.8 0,9 1.0

27—28 0,5 0,7 0,8 0,9

29-30 0,2 0.4 0,6 0,7 0,8

2. У шахтеров, адаптированных к добыче угля на верхнем горизонте-(температура воздуха 21°, влажность 90%), в первые недели работы на большой глубине (температура воздуха 30°, влажность 95%) происходят значительные сдвиги физиологических функций, свидетельствующие о недостаточности адаптации и необходимости приспособления организма к новым условиям трудовой деятельности.

3. Адаптация может быть облегчена внедрением на шахтах физиологически обоснованного тренировочного режима труда для горняков, перешедших на работу с верхнего горизонта на глубокий.

4. Закономерность изменения продолжительности необходимого отдыха рабочих, адаптированных к тепловой нагрузке, в зависимости от степени повышения температуры воздуха позволяет рекомендовать поправочные коэффициенты для установления норм отдыха на каждый градус прироста температуры от 22 до 30°.

ЛИТЕРАТУРА

Агарков Ф. Т., Певный С. А. В кн.: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний в ведущих отраслях промышленности. Донецк, 1959, в. 6, с. 288.— Агарков Ф. Т., Тара пата Н. И. Характеристика проходческих операций по-степени тяжести и времени необходимого отдыха для рабочих при их выполнении. Информационно-методическое письмо. Донецк, 1966.

Поступила 10/111 1970 г.

PECULIAR FEATURES OF THE BODY ADAPTATION OF MINERS TO WORKING CONDITIONS PREVAILING IN DEEP MINES

S. L. Zaitsev

The finding was that miners adapted to work in the upper stratum in the first weeks-of work at a considerable depth experienced the effect of thermal and physical strain. In order to facilitate the adaptation process the author suggests a special physiologically based work regimen to be introduced for the training of miners, who are sent to work from the upper to the deep stratum. The miners' working regimen should include periods of rest corresponding to the complexity of the work performed.

УДК 613.26:631.84]-098-

О СОДЕРЖАНИИ НИТРАТОВ, НИТРИТОВ И ГИДРОКСИЛАМИНА В ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ

М. Я- Роома

Таллинский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены.

В связи с широким применением аммиачной селитры и других азотных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур возникает опасность избыточного содержания нитратов (Ф. Н. Субботин и соавт.; Steger). В литературе приводятся данные о случаях отравлений людей и особенно животных неорганическими соединениями азота (Garner; Sachse; Steger).

При попадании в пищеварительный тракт с пищей нитраты восстанавливаются в такие более ядовитые соединения, как нитриты, гидроксила-мин и др. (С. П. Мясников; Garner; Steger). Однако нитриты могут образоваться и в растениях (Achtzehn и Hawat). Нитриты и гидроксиламин вызывают ряд нарушений в жизнедеятельности организма вследствие мет- и сульфогемоглобинемии (С. П. Мясников; К. Сымон и соавт.).

Имея в виду высокую биологическую активность нитритов и других продуктов восстановления нитратов, следует считаться с возможностью вредного действия на организм человека суммы всех азотсодержащих неорганических соединений (нитратов, нитритов, гидроксиламина и др.). Для выяснения наиболее точного и чувствительного метода определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.