Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ПРИНЦИП ВРЕМЕНИ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Т.П., Чернышева Н.И., Ермолаева У.И.

Статья посвящена особенностям принятия управленческого решения в условиях кризисных явлений. Особенности принятия характеризуют уровень сложности и ответственности решений для управленческого звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесникова Т.П., Чернышева Н.И., Ермолаева У.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Колесникова Т.П., к.э.н.

доцент

кафедра «Менеджмент» Чернышева Н.И., к.хим.н.

доцент

кафедра «Менеджмент» Ермолаева У.И. старший преподаватель кафедра «Менеджмент» Новомосковский институт (филиал) ФГБОУВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева» Россия, г. Новомосковск ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Аннотация. Статья посвящена особенностям принятия управленческого решения в условиях кризисных явлений. Особенности принятия характеризуют уровень сложности и ответственности решений для управленческого звена.

Ключевые слова: управленческое решение, внешняя среда, принцип времени, альтернативные варианты.

Современное состояние экономики, политические волнения в стране, нестабильность в обществе оказывает влияние на все процессы управления. Стоит отметить, что в последнее время уровень стрессового состояния отражается на любой системе. Человек, который непосредственно является ведущим субъектом взаимодействия, вынужден применять различный опыт управления, а также показывать высокий уровень стрессоустойчивости.

Несомненным является тот факт, что в последнее время политическая составляющая, а именно нестабильность и агрессия со стороны различных государств, военные события, спорные и конфликтные ситуации в экономической, социальной и политической составляющей, а также жесткая и атакующая борьба на рынке конкурентов, постоянно изменяющиеся условия работы с поставщиками, нестабильность покупательского спроса и моделей взаимодействия, природно-климатические факторы, которые в последнее время являются не столько форс-мажорными обстоятельствами, сколько коллапсом (изменения температурного режима, наводнения, массивные лесные пожары, взрывы бытового газа). Не стоит отрицать еще и воздействие внешних косвенных факторов, а именно, состояние национальной экономики, социально-демографические, политико-правовые, экологическая составляющая. Следовательно, комплексное влияние факторов заставляет принимать решения в условиях непостоянства и риска, что формирует высокий уровень стрессоустойчивости у руководителей. [1] Особая роль процессов принятия решений в жизни общества и

отдельных людей осознавалась всегда. Попытки рассмотреть этот важный феномен можно найти уже на первых этапах рационального осмысления действительности. Это выражалось, прежде всего, в утверждении в качестве мировоззренческих проблем свободы и воли человека, попытках самоутверждения и самореализации властных и нарциссических личностей. В современное время изучение процессов принятия решений вышло на новый уровень, обусловленный задачами более надежного обоснования современных дорогостоящих и сложных решений и, конечно же, формированием науки управления.

Основные функции организации состоят из коллегиальных и директивных решений, направленных на объединение различных видов ресурсов таким образом, чтобы совместная деятельность людей или одного человека, использующих их, обеспечивала решение задач, стоящих перед коллективом или индивидуумом и позволяла решать основные цели организации. [2]

Распределение задач между членами коллектива мотивирует их к быстрому и качественному их выполнению. Не стоит забывать, что в процессе трудовой деятельности работники ориентированы на процессуальные теории мотивации, где за каждое результативное выполнение предполагается объективное вознаграждение. В настоящее время в условиях кризиса и финансовой нестабильности экономическому аспекту, а именно, вознаграждению отводится центральное место при принятии и решении управленческих задач. Функция координирования позволяет проводить управление изменениями и корректировку действий при выявлении отклонений, следовательно, и при появлении экзогенного фактора воздействия, для того чтобы цель была достигнута.

Таким образом, формирование и принятие решений - это основной процесс в управлении, а решение - основной продукт системы управления, его кульминационный момент. Решения порождают управляющую информацию, которая доводится до исполнителей в форме заданий, планов, нормативов, команд и служит для них импульсом к целенаправленным действиям.

Применение формальных правил и процедур в принятии решений — это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами. Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления. Системы контроля бухгалтерского учета приспособлены в американских фирмах к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за

выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений. [2]

Определение и выстраивание (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. В американских фирмах руководители разных уровней имеют право осуществлять непосредственные контакты с внешними по отношению к фирме партнерами: потребителями, поставщиками, контролирующими организациями, которые позволяют получать конкретную информацию о ситуации на рынке и принимать решения, способствующие быстрой адаптации к изменяющимся условиям. Практика принятия управленческих решений определяется в значительной мере традициями и обычаями, существующими в разных странах. Следовательно, процесс управления - непрерывный процесс выбора и принятия решений. Осмысленный акт непринятия решения есть тоже решение, но оно должно быть обосновано и аргументировано. Следовательно, любое решение в современных условиях принимается рационально.

Американские менеджеры при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении. В практике американских компаниях менеджеры обычно делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения.

В российской практике данный принцип не работает, и к процессу принятия решений принимаются иногда участники, которые находятся на несколько уровней ниже своих оппонентов. Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в американских фирмах довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Можно сказать, что происходит формирование временных целевых групп. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Целевые группы чаще всего занимаются созданием новой продукции и разработкой стратегических предложений по развитию. Тогда в состав их входят инженеры, специалисты по маркетингу, производственники, финансисты, снабженцы. Первоначально они готовят на профессионально высоком уровне информацию, на основе которой высшее руководство принимает решение о выделении капиталовложений на разработку и внедрение новой продукции, а также прислушивается к рекомендациям при определении стратегии. Руководителем целевой

межфункциональной группы назначается один из ее членов или вышестоящий руководитель, который может заменяться другим специалистом по ходу выполнения работ. Российский опыт предполагает формирование групп из руководителей подразделений, действующих на постоянной основе в решении стратегических и тактических вопросов.

В этих условиях понятие рационализации рассматривается не в узком механистическом смысле, а с широких позиций социализации. Социализация в процессе принятия решений - это неорационализм в управлении в современных условиях, осознание необходимости учета «человеческих отношений», психологических факторов в управлении и изменчиво-неопределенной среды. [2, 3]

Считается, что в процессе выбора человек ведет себя рационально, т.е. логика его рассуждений при выработке и выборе решения ведет к поиску наилучшего варианта. Рациональное означает, что существуют явные устремления к цели и их можно определить достаточно точно. На этой основе можно принимать достаточно эффективные решения - эффективные действия по достижению целей.

В более широком понимании термин «принятие управленческого решения» отождествляется со всем процессом управления, который распространяется на управленческое звено, чаще всего высшего и среднего уровня. Расширенное понимание охватывает не только процесс принятия решений, но и его выполнение, администрирование и контроль результатов его реализации. Но это не соответствует представлению, что конечным результатом принятия решения является само решение.

Если говорить непосредственно о самом процессе осуществления решения, то он связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации.

Разработка такого плана - прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако в современных организациях к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители. Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации. [2]

Выбор альтернативного решения является достаточно ориентированным и простым способом в управленческой деятельности, но именно он показывает широкое применение и высокий уровень положительных и обоснованных решений. В процессе анализа узкого понимания необходимо учитывать, что альтернативные варианты не

возникают сами собой. Процесс принятия решений состоит не только по выбору лучшего варианта, но и по поиску альтернатив, установление критериев оценки, выбора способа оценки альтернатив и разработке непосредственного плана мероприятий.

Таким образом, стоит отметить, что если учитывать данные утверждения, то можно предложить следующее определение категории «принятие управленческого решения». Так принятие решения - это процесс, который начинается с констатации (появления предпосылок к негативной составляющей) возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения, т.е. выбором действия, которое направлено на устранение проблемной ситуации и принятия ряда мероприятий по их локализации. Принятие решения - сравнение альтернатив и выбор лучшей альтернативы на основании критериев, идентифицированных на первом этапе оформления решения.

В процессе управления и принятия решения основным принципом является временной. Неоспоримым является факт, что управление временем является одним из самых сложных вопросов при построении карты рабочего дня управленца. Единственно, что подтверждается исследованиями как российских, так и западных ученых является то, что около 80-90% времени управленцы занимаются именно переговорами (активное использование коммуникативных связей в процессе деятельности, за счет чего выстраивается алгоритм принятия решения и обоснованность правильного выбора из нескольких вариантов). Но не всегда есть возможность проводить анализ ситуации с достаточной степенью проработки и приходится принимать решение, испытывая дефицит времени. [3]

При оценке степени поддержки менеджера коллективом неоспоримым в последнее время выступает уровень недоверия. Это связано с боязнью потерять работу, конкуренцией на рабочем месте, нездоровой внутренней обстановкой в коллективе. Если взаимопонимания и поддержки других менеджеров и подчиненных не хватает, то проблему следует устранять за счет своих личных качеств, которые должны способствовать выполнению принятых решений. Личные качества менеджера - один из наиболее важных факторов. Стоит отметить, что харизматические и волевые черты только с более высокой степенью самореализации могут говорить о руководителе. Исполнители ориентируются на сильного руководителя, который принимает объективные решения и формирует здоровый рабочий климат. Конечным результатом принятия решения является именно управленческое решение, которое появляется, как первоначальный, базовый элемент процесса управления, обеспечивающей функционирование хозяйственной организации за счет взаимосвязи формальных и неформальных, интеллектуальных и организационно-практических аспектов менеджмента.

Учитывая сложности внешней среды и внутренней системы организации управленческому звену всегда приходится принимать решение, которое является инструментом воздействия на объект управления и

подсистемы хозяйствующего субъекта, является важным звеном формирования и реализации отношений управления в организации и составляет основу реализации каждой функции менеджмента.

Использованные источники:

1. Колесникова Т.П., Ермолаева У.И. Система управления рисками на предприятии //Научно-практический электронный журнал «Экономика и социум» Современные технологии управления организацией №4(9) 2013.

2. Колесникова Т.П. Формирование современного управленческого мышления в процессе принятия решений //Сборник научных трудов Новомосковского филиала Университета Российской академии образования /Университет Российской академии образования, Новомосковский филиал. -Новомосковск, 2014. - Т.12. - Ч.2. - С.7-11

3. Колесникова Т.П., Чернышева Н.И. Управленческий подход в процессе принятия решения //Наука сегодня [Текст]: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, г. Вологда, 24 октября 2014 г.: в 4 частях. - Вологда: ООО «Издательский дом Вологжанин», 2014. - 104 с. - С. 97-99

УДК 332.1

Королев Е.В. студент группы ФКм-151

КузГТУ Вагина Н.Д., к. э. н. научный руководитель, доцент АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ

ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ КОРПОРАЦИИ В соответствии с ПБУ к оборотному капиталу корпорации относится имущество стоимостью до 40 000 руб. и сроком полезного использования до 1 года. Как правило, это активы участвуют в производственном процессе однократно и, в отличие от внеоборотных активов, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции.

Оборотный капитал - это капитал, инвестируемый корпорацией в текущую деятельность на период любого операционного цикла. Иначе говоря, данные средства компании, вложенные в нынешние активы (оборотные средства).

К оборотному капиталу относят запасы (сырье, материалы, готовая продукция и товары для перепродажи), дебиторскую задолженность (сроком до 1 года), финансовые вложения на срок до 1 года, денежные средства и прочие оборотные активы.

Невозможно представить функционирование корпорации без оборотного капитала. Поскольку от эффективности управления оборотным капиталом зависит эффективность функционирования всей корпорации, актуальность оценки эффективности использования и разработки стратегии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.