Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ КОРПОРАЦИИ'

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ КОРПОРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ КОРПОРАЦИИ»

подсистемы хозяйствующего субъекта, является важным звеном формирования и реализации отношений управления в организации и составляет основу реализации каждой функции менеджмента.

Использованные источники:

1. Колесникова Т.П., Ермолаева У.И. Система управления рисками на предприятии //Научно-практический электронный журнал «Экономика и социум» Современные технологии управления организацией №4(9) 2013.

2. Колесникова Т.П. Формирование современного управленческого мышления в процессе принятия решений //Сборник научных трудов Новомосковского филиала Университета Российской академии образования /Университет Российской академии образования, Новомосковский филиал. -Новомосковск, 2014. - Т.12. - Ч.2. - С.7-11

3. Колесникова Т.П., Чернышева Н.И. Управленческий подход в процессе принятия решения //Наука сегодня [Текст]: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, г. Вологда, 24 октября 2014 г.: в 4 частях. - Вологда: ООО «Издательский дом Вологжанин», 2014. - 104 с. - С. 97-99

УДК 332.1

Королев Е.В. студент группы ФКм-151

КузГТУ Вагина Н.Д., к. э. н. научный руководитель, доцент АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА И РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ

ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ КОРПОРАЦИИ В соответствии с ПБУ к оборотному капиталу корпорации относится имущество стоимостью до 40 000 руб. и сроком полезного использования до 1 года. Как правило, это активы участвуют в производственном процессе однократно и, в отличие от внеоборотных активов, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции.

Оборотный капитал - это капитал, инвестируемый корпорацией в текущую деятельность на период любого операционного цикла. Иначе говоря, данные средства компании, вложенные в нынешние активы (оборотные средства).

К оборотному капиталу относят запасы (сырье, материалы, готовая продукция и товары для перепродажи), дебиторскую задолженность (сроком до 1 года), финансовые вложения на срок до 1 года, денежные средства и прочие оборотные активы.

Невозможно представить функционирование корпорации без оборотного капитала. Поскольку от эффективности управления оборотным капиталом зависит эффективность функционирования всей корпорации, актуальность оценки эффективности использования и разработки стратегии

управления оборотным капиталом очевидна для любой корпорации.

Как отмечает П.С. Михайлов, основными задачами анализа эффективности функционирования оборотного капитала являются:

1. Определение влияния оборотного капитала на прибыль.

2. Установление прироста оборотного капитала.

3. Оценка влияния на финансовое положение предприятия состояния показателей оборотного капитала. [3]

Для определения влияния оборотного капитала на прибыль используются показатели рентабельности. Рентабельность оборотных активов рассчитывается как отношение чистой прибыли за рассматриваемый период к средней стоимости оборотных активов за тот же период, умноженное на 100%. Очевидно, что чем выше показатели рентабельности, тем эффективней осуществляется использование оборотного капитала.

Оценка влияния на финансовое положение предприятия состояния показателей оборотного капитала предполагает расчет таких оборачиваемости оборотных активов и показателей ликвидности и платежеспособности.

Показатель оборачиваемости оборотных активов рассчитывается как отношение выручки к средней стоимости оборотных активов. Он отражает, сколько раз за анализируемый период корпорация использовала средний имеющийся остаток оборотного капитала. Чем выше этот показателей, тем эффективней используется данный вид активов.

Показатели ликвидности и платежеспособности отражают достаточность размера оборотных активов при текущем уровне краткосрочных обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Рассчитывается данный показатель как отношение стоимости оборотных активов к краткосрочным обязательствам.

Коэффициент быстрой ликвидности по смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно, то есть за счет денежных средств.

Для определения эффективности использования оборотного капитала корпорации перечисленные показатели необходимо оценивать в динамике. На основании полученных данных формируется стратегия управления данным видом активов.

Н.Н. Бескоровайная выделяет несколько факторов успешной стратегии управления оборотным капиталом:

Во-первых, постоянно поддерживать оптимальный запас оборотных средств, обеспечивающий непрерывность производственного процесса и не выходящий за грань сверхнормативного количества.

Во-вторых, экономически грамотно управлять уже имеющимися оборотными средствами и пополнять их запас по прибыльным для фирмы тарифам.

Третье нужное условие - правильно применять денежные средства. [2]

Разработка стратегии управления оборотным капиталом начинается с определения необходимого для функционирования предприятия уровня запасов, а также минимально и максимально допустимого объема денежных средств и дебиторской задолженности.

Завышение уровня запасов ведет к увеличению издержек на их хранение, занижение - к сбою производственного процесса и дополнительным затратам по срочной закупке. Аналогично занижение и завышение объема денежных средств, дебиторской задолженности может влиять на стабильность производственного процесса или приводить к излишним издержкам.

Стратегическое и тактическое управление оборотным капиталом требует соблюдения компромисса между эффективностью работы и рисками, связанными с потерей ликвидности.

Управление оборотным капиталом должно обеспечивать необходимый уровень рентабельности, обеспечивать выбранную структуру и объем активов, обеспечивать способность корпорации выполнять свои обязательства.

Е.Н. Алиханова отмечает, что среди политик формирования оборотного капитала в условиях кризиса можно выделить три основные:

1. «Сдерживающая» - объем оборотных средств минимален (наиболее рискованный тип, приносит максимальную прибыль).

2. «Спокойная» - характеризуется большим объемом денежных средств, дебиторской задолженности и запасов (минимальный риск и невысокий уровень прибыли).

3. «Умеренная» - усредненный вариант первых двух политик.[1]

Разработка стратегии управления оборотным капиталом должна быть

основана не только на анализе показателей эффективности использования данного вида активов, но и на анализе источников формирования оборотных средств, а также учитывать отраслевые особенности корпорации.

Можно выделить 2 типа стратегии управления оборотным капиталом -консервативную и агрессивную:

- консервативная предполагает обеспечение небольшого объема оборотных капитал. Такая стратегия основана на минимизации затрат на хранение запасов, но сопровождается высоким риском потери ликвидности, связанной с десинхронизацией платежей и поступлений;

- агрессивная стратегия характеризуется поддержанием высокого уровня оборотного капитала. В этом случае рентабельность ниже, чем в

случае консервативной политики, но обеспечивается высокий уровень ликвидности.

Результат деятельности корпорации и эффективность ее деятельности во много зависит от эффективности управления оборотным капиталом, поэтому при разработке стратегии управления оборотным капиталом необходим тщательный анализ таких показателей, как рентабельность оборотного капитала, его оборачиваемость и показатели ликвидности и платежеспособности.

Использованные источники:

1. Алиханова, Е.Н. Управление собственным оборотным капиталом предприятия в условиях кризиса. Вестник науки и образования. 2015. № 4 (6). С. 143-146

2. Бескоровайная, Н.Н. Управление оборотным капиталом предприятия в условиях кризиса. Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2015. № 3 (6). С. 171-175.

3. Михайлов, П.С. Методы оценки эффективности использования оборотного капитала. Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 7-1. С. 139-143.

Котков А.Р. магистрант 2го курса ГМУ-1321 Российская академия Народного хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-

КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: SWOT-АНАЛИЗ СФЕРЫ ЖКХ ГОРОДА

ЕКАТЕРИНБУРГА

Актуальность тенденции усиления качества стратегического планирования в государственном и муниципальном управлении была недвусмысленно обозначена законодателем в 2014 году в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" [1], принципиально изменившего современные подходы к пониманию теории и совершенствованию реальной практики стратегического управления в стране.

Во исполнении названного федерального закона, региональные и муниципальные власти по всей стране были обязаны привести в соответствие с его положениями все ранее изданные действующие нормативные правовые акты, а также впредь учитывать новые положения и правила стратегического планирования.

В качестве примера можно назвать базовый в рассматриваемой области нормативно-правовой акт субъекта проживания автора настоящей статьи - Закон Свердловской области от 15.06.2015 N 45-ОЗ "О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.