Научная статья на тему 'Особенности применения стандарта гост р ИСО для построения систем менеджмента качества образовательных услуг'

Особенности применения стандарта гост р ИСО для построения систем менеджмента качества образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / RISK-ORIENTED APPROACH / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / RISK MANAGEMENT / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РИСКИ / STRATEGIC RISKS / ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ / OPERATIONAL RISKS / ИНТЕГРАЦИЯ СТАНДАРТОВ ИСО / INTEGRATION OF ISO STANDARDS / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ / COMPETITIVENESS OF UNIVERSITIES / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / EFFICIENCY OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев Владимир Яковлевич, Борисова Татьяна Александровна

Данное исследование посвящено проблемам применения стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) «Системы менеджмента качества. Требования» в образовательных организациях. Цель. Рассмотреть ключевые проблемы, связанные с внедрением и использованием ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в образовательных организациях. Задачи. Определить пути решения обозначенных проблем для повышения эффективности систем менеджмента образовательных организаций и управления качеством образовательных услуг. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания (анализ, индукция, дедукция) рассматриваются вопросы, связанные с применением риск-ориентированного подхода в образовательных организациях, идентификацией и классификацией рисков, а также с возможностями интеграции международных и национальных стандартов для повышения эффективности систем менеджмента и качества образовательных услуг. Результаты. Актуальными проблемами внедрения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в образовательных организациях являются отсутствие понимания деления рисков на стратегические и операционные. Классификации рисков, разработанные образовательными организациями, адекватны, однако не позволяют понять причину рисков различных видов. Определение природы рисков, равно как и выбор способов воздействия на них, планирование таковых действий невозможны, без четкого разделения рисков на стратегические и операционные. Классификация и типологизация рисков должна осуществляться в целях их надлежащей адресации на нужный уровень принятия решений (в соответствии с их приоритетностью) и в целях надлежащего закрепления ответственности за риск в соответствии с функциональной компетентностью владельца риска. Не менее важной проблемой в системах менеджмента качества образовательных организаций является подмена несоответствий рисками или их смешение. Кроме того, отмечается недостаточное использование иных (помимо ГОСТ Р ИСО 90012015) международных и национальных стандартов. При этом интеграция их требований позволила бы прийти и к пониманию оптимальной модели системы менеджмента образовательной организации, и к эффективному управлению рисками образовательных услуг и конкурентоспособностью. Выводы. Переход систем менеджмента качества образовательных организаций к требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 следует начинать с учетом решения таких проблем, как идентификация рисков и их разделение на стратегические и операционные с последующим определением способов воздействия; разделение рисков и несоответствий в образовательной организации; интеграция требований некоторых международных и национальных стандартов при совершенствовании систем менеджмента качества образовательных организаций с целью повышения их эффективности, а также качества образовательных услуг в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дмитриев Владимир Яковлевич, Борисова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Quality Management Systems for Educational Services: ISO 9001:2015 Standard Implementation Issues

This study is dedicated to the problems of ISO 9001:2015, which addresses quality management systems. The focus herein is on the implementation of this standard in educational organizations. Aim. This study is aimed at examining the key problems associated with the implementation and use of ISO 9001:2015 in educational organizations. Tasks. This study determines solutions to the foregoing problems that would improve the efficiency of management systems in educational organizations and the quality of educational services. Methods. This study uses general methods of scientific cognition (analysis, induction, and deduction) to examine issues associated with the use of risk-oriented approaches in educational organizations, identification and classification of risks, and opportunities for the integration of international and national standards with the purpose of improving the efficiency of management systems and the quality of educational services. Results. The crucial problem associated with implementing the ISO 9001:2015 standard in educational organizations is the lack of understanding of the division of risks into strategic and operational risks. Risk classifications developed by educational organizations are adequate but do not provide insights into the causes of different kinds of risks. Without a clear division of risks into strategic and operational risks, it is impossible to determine the nature of risks, optimize approaches to their mitigation, or plan such actions. The classification and compartmentalization of risks should serve the purpose of risks’ accurate attribution to decision-making levels (according to their priority) and the establishment of risk liabilities in accordance with the functional competencies of the risk owner. An equally important problem of quality management systems in educational organizations is the substitution of inconsistencies for risks or the confusion of risks. Furthermore, apart from ISO 9001:2015, other international and national standards are also under-utilized. The integration of their requirements would make it possible to devise optimal management system models for educational organizations as well as to achieve efficiency in the risk management and competitiveness of educational services. Conclusion. The transition of quality management systems of educational organizations toward the requirements of ISO 9001:2015 should begin with addressing the following problems: the identification of risks and their division into strategic and operational risks with the subsequent determination of mitigation approaches; the separation of risks and inconsistencies in educational organizations; and the integration of the requirements of certain international and national standards during the improvement of educational organizations’ quality management systems with the purpose of improving their efficiency and the quality of educational services in general.

Текст научной работы на тему «Особенности применения стандарта гост р ИСО для построения систем менеджмента качества образовательных услуг»

Особенности применения стандарта гост р исО для построения систем менеджмента качества образовательных услуг

Developing Quality Management Systems for Educational Services: ISO 9001:2015 Standard Implementation Issues

ш

Дмитриев Владимир Яковлевич

проректор по связям с общественностью Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат экономических наук

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Vladimir Ya. Dmitriev

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Борисова Татьяна Александровна

доцент Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат исторических наук

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А Tat'yana A. Borisova

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Данное исследование посвящено проблемам применения стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) «Системы менеджмента качества. Требования» в образовательных организациях.

Цель. Рассмотреть ключевые проблемы, связанные с внедрением и использованием ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в образовательных организациях.

Задачи. Определить пути решения обозначенных проблем для повышения эффективности систем менеджмента образовательных организаций и управления качеством образовательных услуг.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания (анализ, индукция, дедукция) рассматриваются вопросы, связанные с применением риск-ориентированного подхода в образовательных организациях, идентификацией и классификацией рисков, а также с возможностями интеграции международных и национальных стандартов для повышения эффективности систем менеджмента и качества образовательных услуг.

Результаты. Актуальными проблемами внедрения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в образовательных организациях являются отсутствие понимания деления рисков на стратегические и операционные.

Классификации рисков, разработанные образовательными организациями, адекватны, однако не позволяют понять причину рисков различных видов. Определение природы рисков, равно как и выбор способов воздействия на них, планирование таковых действий невозможны, без четкого разделения рисков на стратегические и операционные. Классификация и типологизация рисков должна осуществляться в целях их надлежащей адресации на нужный уровень принятия решений (в соответствии с их приоритетностью) и в целях надлежащего закрепления ответственности за риск в соответствии с функциональной компетентностью владельца риска. Не менее важной проблемой в системах менеджмента качества образовательных организаций является подмена несоответствий рисками или их смешение. Кроме того, отмечается недостаточное использование иных (помимо ГОСТ Р ИСО 90012015) международных и национальных стандартов. При этом интеграция их требований позволила бы прийти и к пониманию оптимальной модели системы менеджмента образовательной организации, и к эффективному управлению рисками образовательных услуг и конкурентоспособностью. Выводы. Переход систем менеджмента качества образовательных организаций к требо-

ваниям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 следует начинать с учетом решения таких проблем, как идентификация рисков и их разделение на стратегические и операционные с последующим определением способов воздействия; разделение рисков и несоответствий в образовательной организации; интеграция требований некоторых международных и национальных стандартов при совершенствовании систем менеджмента качества образовательных организаций с целью повышения их эффективности, а также качества образовательных услуг в целом. Ключевые слова: системы менеджмента качества образовательных организаций, управление качеством в образовательных организациях, риск-ориентированный подход, риск-менеджмент, стратегические риски, операционные риски, интеграция стандартов ИСО, повышение конкурентоспособности вузов, повышение эффективности систем менеджмента качества

This study is dedicated to the problems of ISO 9001:2015, which addresses quality management systems. The focus herein is on the implementation of this standard in educational organizations.

Aim. This study is aimed at examining the key problems associated with the implementation and use of ISO 9001:2015 in educational organizations.

Tasks. This study determines solutions to the foregoing problems that would improve the efficiency of management systems in educational organizations and the quality of educational services.

Methods. This study uses general methods of scientific cognition (analysis, induction, and deduction) to examine issues associated with the use of risk-oriented approaches in educational organizations, identification and classification of risks, and opportunities for the integration of international and national standards with the purpose of improving the efficiency of management systems and the quality of educational services. Results. The crucial problem associated with implementing the ISO 9001:2015 standard in educational organizations is the lack of understanding of the division of risks into strategic and operational risks. Risk classifications developed by educational organizations are adequate but do not provide insights into the causes of different kinds of risks. Without a clear division of risks into strategic and operational risks, it is impossible to determine the nature of risks, optimize approaches to their mitigation, or plan such actions. The classification and compartmentalization of risks should serve the purpose of risks' accurate attribution to decision-making levels (according to their priority) and the establishment of risk liabilities in accordance with the functional competencies of the risk owner. An equally important problem of quality management systems in educational organizations is the substitution of inconsistencies for risks or the confusion of risks.

Furthermore, apart from ISO 9001:2015, other international and national standards are also under-utilized. The integration of their requirements would make it possible to devise optimal management system models for educational organizations as well as to achieve efficiency in the risk management and competitiveness of educational services. Conclusion. The transition of quality management systems of educational organizations toward the requirements of ISO 9001:2015 should begin with addressing the following problems: the identification of risks and their division into strategic and operational risks with the subsequent determination of mitigation approaches; the separation of risks and inconsistencies in educational organizations; and the integration of the requirements of certain international and national standards during the improvement of educational organizations' quality management systems with the purpose of improving their efficiency and the quality of educational services in general.

Keywords: quality management systems, education quality management, risk-oriented approach, risk management, strategic risks, operational risks, integration of ISO standards, competitiveness of universities, efficiency of quality management systems

Повышение качества образовательных услуг имеет важное значение для подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства России, а также повышения уровня и качества жизни населения страны. Одним из инструментов, способствующих повышению эффективности управления качеством образовательных услуг, является стандартизация и, на сегодняшний день, переход систем менеджмента качества (СМК) образовательных организаций к требованиям международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» (ISO 9001:2015) [1]. Данный стандарт в большей степени, чем его предшественник ГОСТ Р ИСО 9011-2011 (ISO 9001:2008), ориентирован на организации, предоставляющие услуги населению, и восполнил некоторые пробелы в построении СМК образовательных организаций. Кроме того, ГОСТ Р ИСО 9001-2015 установил требование, уже прослеживавшееся в отдельных стандартах ISO семейства 9000, а именно управление рисками при построении и совершенствовании СМК организаций.

В этой статье мы рассмотрим три ключевые проблемы, связанные с переходом СМК вузов к требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Проблема управления рисками, в том числе рисками в образовательных организациях, в условиях кризиса обретает новый смысл. Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-

ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности») отмечена важность применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Данный документ был дополнен постановлениями Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. № 197 и от 2 марта 2017 г. № 245 [2]. При этом «применение вузами риск-ориентированного подхода в управлении образовательным процессом сегодня — это не дань моде, а насущная потребность учебных заведений, позиционирующих себя в качестве лидеров и стремящихся к повышению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг региона или страны в целом» [3, с. 13].

Еще до утверждения и введения в действие национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в сентябре 2015 г. (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1391-ст) ряд исследователей уделяли внимание вопросам управления рисками в образовательных организациях: в части управления качеством образования [4], в части управления рисками образовательных проектов [5] и т. д.

Стоит оговорить тот факт, что существовавшие ранее стандарты ISO семейства 9000 не дают определения термину «риск-ориентированный подход» (введен ISO 9001:2015), а употребляют термин «риск-менеджмент». «Важным нюансом подготовки новой редакции самого распространенного в мире стандарта на системы менеджмента качества... является то, что в стандарте используется не термин „риск-менеджмент", который существует давно и имеет устоявшееся определение, а выражение „мышление, основанное на оценке рисков"» [6]. Существует предположение, что данное словоупотребление явилось ошибкой Технического комитета № 176 в Международной организации по стандартизации ISO [Там же]. Так или иначе, взяв на вооружение данный стандарт, отечественные организации, предоставляющие услуги, равно как и органы государственного и муниципального управления, трактуют риск-ориентированный подход как управление рисками, описанное в серии стандартов ISO 31000.

Проанализировав работу отечественных образовательных организаций в части применения редакции стандарта ГОСТ Р ИСО 90012015 и перехода СМК к новым требованиям

(научные публикации академического сообще- ^ ства, официальные сайты вузов, учреждений < среднего профессионального и дополнительно- о го образования, публикующие

Ci_

их СМК, включая программы стратегического ш развития, политики в области качества и др.), мы пришли к выводу о том, что оптимальными моделями для перехода СМК образовательных организаций к ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и внедрению риск-ориентированного подхода являются, как ни парадоксально, модели, предлагаемые не вузовским сообществом, а специалистами в области финансового менеджмента и энергетики. Данные отрасли сегодня, пожалуй, наиболее подвержены переменам и нуждаются в оптимизации процессов в условиях кризиса, что и объясняет их эффективную деятельность по управлению рисками.

Мы выделяем три существенно важные проблемы, связанные с переходом СМК образовательных организаций к требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и с методами управления рисками в образовании в целом.

Основная проблема управления качеством в образовательных организациях заключается в отсутствии четкого понимания деления рисков на стратегические и операционные. Классификации рисков, разработанные образовательными организациями, адекватны, однако не позволяют понять причину рисков различных видов. Определение природы рисков, выбор и планирование способов воздействия на них невозможны без четкого разделения рисков на стратегические и операционные. Классификация и типологизация рисков осуществляется в целях их надлежащей адресации на нужный уровень принятия решений (в соответствии с их приоритетностью) и в целях надлежащего закрепления ответственности за риск в соответствии с функциональной компетентностью владельца риска.

В случае образовательной организации могут быть выделены финансовые и нефинансовые риски. При этом по категории целей на различных уровнях управления (например, ректорат — факультет — кафедра и т. п.), которые затрагивает риск, безусловно, как и в любой другой отрасли, выделяются стратегические (влияющие на цели высокого уровня, соотнесенные с миссией, стратегией, политикой в области качества) и операционные риски (влияющие на эффективное и результативное использование ресурсов, собственно, операционный менеджмент). Здесь на помощь образовательным организациям может прийти так называемая «Библиотека инфраструктуры информационных технологий» (IT Infrastructure Library, ITIL), предлагающая определения терминов, используемых при построении систем менеджмента в ИТ-системах (с учетом

^ процессного подхода стандартов ISO 9000; на

< ITIL базируется ISO 20000 — международный

о стандарт для управления и обслуживания ИТ-

3 сервисов). Данное разграничение рисков орга-

CL „

ш нично связывается с понятийным аппаратом ITIL: «владелец процесса» — стратегический менеджер, «руководитель процесса» — операционный менеджер [7].

К стратегическим рискам в СМК образовательной организации сегодня могут быть отнесены:

• отраслевые (законодательство РФ в сфере образования и науки и его изменения, лицензионные и аккредитационные требования и их изменения, изменения требований федеральных государственных образовательных стандартов, требования стандартизации в части СМК и др.);

• технологические (например, когда имеющиеся или приобретенные образовательные/ научные технологии не выдерживают конкуренции, нуждаются в модернизации и др.);

• конкурентные (например, появление новых сильных конкурентов, реализующих аналогичные образовательные программы, занимающих аналогичные сектора научных школ и др.);

• потребительские (например, резкое изменение предпочтений абитуриентов, работодателей, вызванное социально-экономическими преобразованиями, и др.). Приемлемые уровни стратегических рисков

устанавливаются исходя из позиционирования образовательной организации и показателей развития следующих сфер: менеджмент, экономическое состояние, образовательная и научно-исследовательская деятельность, развитие внешних связей (работодатели, партнеры, органы государственного и муниципального управления), рынок образовательных услуг и набор обучающихся и др.

К операционным рискам в СМК образовательной организации могут быть отнесены риски убытка в результате неадекватных и/ или ошибочных действий основных и/или обеспечивающих процессов, действий работников и систем, а также внешних факторов. Убытки могут быть как материальными, так и выраженными в виде утраты, ущерба нематериальным активам образовательной организации. Операционные риски в СМК образовательной организации могут включать законодательный риск, но исключать репутационный риск (они чаще всего рассматриваются как отдельная категория). И лишь затем, по природе возникновения, в СМК образовательной организации можно выделять такие риски, как:

• рыночные — связанные с неопределенностью рыночной конъюнктуры (колебание цен на образовательные услуги / научную или

учебную продукцию, конкуренция, снижение уровня удовлетворенности потребителей и др.);

• финансовые — связанные с дефицитом средств вследствие сокращения финансирования;

• технологические — связанные с соблюдением технологий предоставления услуг и/или производства продукции на всех этапах их жизненного цикла, с соблюдением требований безопасности и охраны труда, угрозой терроризма, защитой и правами использования знаний (интеллектуального капитала) образовательной организации и др.;

• риски в области информационных технологий — невозможность обеспечить наиболее приемлемый уровень сопровождения и развития систем; нарушение конфиденциальности, целостности и достоверности информации; потеря доступности ИТ-инфраструктуры; сбои информационных систем и др. (например, в части обеспечения выполнения требования федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о наличии электронной информационно-образовательной среды образовательной организации);

• кадровые — связанные с зависимостью от отдельных работников (например, от профессорско-преподавательского состава узкой квалификации), недостаточной компетентностью работников, мотивацией работников и т. п.;

• риски внешних поставщиков — невыполнение обязательств (сроки, стоимость, качество и т. д.), а также предоставление услуг/ продукции/работ, не соответствующих установленным требованиям; нанесение ущерба объектам образовательной организации в процессе выполнения работ / предоставления услуг и др.;

• правовые или законодательные — риски, связанные как с соблюдением требований законодательства, так и с оперативным реагированием на изменения в законодательстве Российской Федерации.

Для реализации требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 в СМК образовательных организаций, на наш взгляд, также необходимы выделение и последующая оценка такого вида (категории) рисков, который может быть предварительно обозначен, как «риск утраты знаний (интеллектуального капитала)». «Работники высшей школы, вырабатывая новые знания и передавая их студентам — будущим специалистам, повышают стоимость взращиваемого интеллектуального капитала, увеличивают его будущую стоимость на рынке высококвалифицированного труда и, следовательно, обуславливают дополнительный рост совокупного дохода общества» [8, с. 16]. Соответственно, удельный вес данного риска в образователь-

ных организациях будет чрезвычайно высок. К факторам, его обуславливающим, можно отнести:

• нехватку работников с необходимыми знаниями, умениями, навыками;

• трудности в законодательном регулировании риска (например, отсутствие федерального закона о защите интеллектуальной собственности в Российской Федерации);

• усиление конкурентной борьбы за высококвалифицированный персонал среди образовательных организаций города или региона в целом;

• изменение половозрастной структуры работников образовательных организаций (старение работников, выход на пенсию и т. д.). По сфере возникновения (отрасли деятельности) в СМК образовательной организации могут быть определены следующие виды рисков:

а) производственный (риск невыполнения образовательной организацией своих обязательств и/или планов по предоставлению услуг / производству продукции в результате воздействия факторов внешней и/или внутренней среды). Производственные риски могут включать риски, связанные с такими проблемами, обусловленными воздействием внешних или внутренних факторов, как:

• неисполнение хозяйственных договоров, договоров внешних НИР;

• изменение конъюнктуры рынка образовательных услуг;

• усиление конкуренции;

• возникновение непредвиденных затрат и снижение доходов (внебюджетных поступлений);

• потеря, порча имущества;

• низкая востребованность услуг/продукции (снижение количества заказчиков образовательных или научных услуг, невыполнение планов набора обучающихся, нереализованная учебно-методическая, рекламно-по-лиграфическая продукция и т. д.);

• наступление непредвиденных обстоятельств (форс-мажор);

б) коммерческий (риск потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности, например невыполнение финансового плана факультета вуза).

Коммерческие риски могут включать в себя риски, связанные с проблемами:

• реализации услуг/продукции на рынке;

• приемки услуг/продукции потребителем/ заказчиком;

• платежеспособности потребителей образовательных услуг;

• наступления непредвиденных обстоятельств (форс-мажор).

В СМК образовательной организации могут быть выделены также (по результатам анализа,

оценки и мониторинга) остаточные риски (раз- ^ личных видов), остающиеся после принятия < руководством мер по реагированию на риск. о

В со

этом случае, как нетрудно заметить, просле- <

сг

живается взаимосвязь и взаимовлияние рисков ш различных видов (например, риск утраты знаний и производственный риск). Классификация рисков не должна являться самоцелью; она лишь используется в рамках процедур идентификации и ранжирования рисков с учетом реализуемых образовательных программ. Риски могут затрагивать как отдельные процессы, подпроцессы, виды деятельности, так и ряд процессов и функций СМК образовательной организации в целом. Различные виды рисков могут быть взаимосвязаны между собой (детерминизация рисков), когда реализация одного риска изменяет уровень или приводит к осуществлению других рисков.

В этой связи возникает проблема размывания границ между рисками и несоответствиями. На наш взгляд, многие образовательные организации сегодня, осуществляя переход СМК к ГОСТ Р ИСО 9001-2015, составляя реестры и профили рисков, словно соревнуются друг с другом в части выявления и классификации все большего и большего их количества, зачастую подменяя рисками несоответствия.

Так, в ГОСТ Р ИСО 9001-2015 термин «риск», по сути, заменил то, что в прежней редакции стандарта (ГОСТ Р ИСО 9001-2011 (ISO 9001:2008)) определялось как «предупреждающее действие», превентивные меры. «Риск — влияние неопределенности на цели» [9, с. 1]. На практике к рискам очень часто относят уже свершившиеся события или явления. На наш взгляд, сложно считать риском, например, невыполнение плана набора обучающихся. Это, как правило, стратегический просчет в работе образовательной организации, свидетельствующий о недостаточно проработанной политике управления ее конкурентоспособностью, влекущий за собой, например, финансовый, рыночный и другие взаимосвязанные риски. Тем более не следует обособлять и придавать статус рисков несоответствиям, которые можно трактовать как операционные (например, «риск составления некорректного расписания», который говорит о том, что определенные несоответствия в работе операционного менеджера, скорее всего, уже имеют место, и речь должна идти о корректирующих действиях).

Перечисленные проблемы столь тесно связаны между собой, что внедрить риск-ориентированный подход без их понимания образовательным организациям весьма затруднительно.

Актуальной проблемой перехода СМК образовательных организаций к требованиям ГОСТ

^ Р ИСО 9001-2015, на наш взгляд, является и < недостаточное использование иных междуна-о родных и национальных стандартов, притом 3 что только интеграция их требований позволит ш прийти и к пониманию оптимальной модели СМК, и к эффективному управлению рисками образовательных услуг и конкурентоспособностью.

Что именно могли бы образовательные организации взять за основу? Во-первых, это, безусловно, «базовый» стандарт — ГОСТ Р ИСО 10014-2008 «Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества» (ISO 10014:2006) [10].

Во-вторых, это стандарт ГОСТ Р ИСО 90042010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» (ISO 9004:2009) [11], который, по сути, предъявляет общие требования к системам менеджмента качества организации, помогает сформировать реестр процессов СМК, а также определить подходы и описать процесс управления знаниями (п. 6.7 «Знания, информация и технологии») — то, в чем остро нуждаются вузы, равно как и иные организации, предоставляющие образовательные услуги; помогает обеспечить управляемость инноваций и рисков (п. 9.3 «Инновации», п. 9.3.5 «Риски»), а также определить подходы и методы для проведения самооценки деятельности образовательной организации. Прослеживается и связь требований данного стандарта с требованиями моделей конкурсов по качеству продукции (товаров) и услуг для населения (награда Правительства Санкт-Петербурга — почетный знак «За качество товаров (продукции), работ и услуг», премии региональных правительств, премия Правительства Российской Федерации по качеству и др.), что немаловажно для образовательных организаций, планирующих участие в подобных конкурсах.

В-третьих, стандарт ГОСТ Р ИСО 20121-2014 «Системы менеджмента устойчивого развития. Требования и практическое руководство по менеджменту и устойчивости событий» (ISO 20121:2012) — п. 6 «Планирование» и п. 9 «Оценка функционирования» — важен при определении стратегии образовательной организации, с учетом того что предупреждающие действия сегодня мы можем трактовать как выявление потенциальных и явных рисков и угроз [12].

В-четвертых, стандарт ГОСТ Р ИСО 223012014 «Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования» (ISO 22301:2012) с требованиями, сформулированными в п. 4 «Условия организации», п. 6 «Планирование» (с особым вниманием к п. 6.1 «Анализ риска и благоприятных возможностей»), п. 8.2 «Ана-

лиз воздействия на бизнес и оценка риска» и п. 8.3 «Стратегия непрерывности бизнеса» [13]. Так, например, п. 8.3.3 «Защита и снижение риска» акцентирует внимание на управлении стратегическими рисками, о необходимости первоочередной идентификации которых говорится выше авторами данной статьи.

И, в-пятых, это стандарт ГОСТ Р 548762011 «Менеджмент знаний. Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами», который применим в части определения менеджмента знаний как такового и его функций: «плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний в целях повышения конкурентоспособности предприятия» [14, IV]). Кроме того, п. 2.1 «Барьеры для МЗ» (в редакции указанного стандарта МЗ — менеджмент знаний) позволяет образовательным организациям заполнить имеющийся вакуум в части выявления и описания рисков в данной области, а также помогает наметить подходы к управлению ими. А п. 8 «Краткий обзор ключевых пунктов познания» вполне применим не только в управленческой работе, но и в преподавательской деятельности, например при разработке программ экономических и управленческих дисциплин и выработке способов оценки уровня компетенций обучающихся.

Не стоит забывать и об упомянутой нами выше «Библиотеке инфраструктуры информационных технологий» (ITIL). Отметим, что в организации, осуществляющей переход СМК к стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2015, выполнение требований стандартов ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (ISO 31000:2009), ГОСТ Р ИСО/ МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (ISO/IEC 31010:2009), ГОСТ Р 51901.22-2012 «Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения» или ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» (ISO Guide 73:2009) [15-18] является обязательным.

Таким образом, переход СМК образовательных организаций к требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 следует начинать с учетом пошагового решения следующих проблем. 1. Идентификация рисков и их разделение на стратегические и операционные, соответственно, с последующим ранжированием той и другой группы, оценкой рисков (и определением уровня их приемлемости), определением способов реагирования на риски и их мониторинга. Воздействие на риски не может быть эффективным без по-

нимания стратегического и операционного аспектов управления образовательной организацией.

2. Разделение рисков и несоответствий в СМК образовательных организаций. Подмена рисков и несоответствий, на наш взгляд, способна привести к искаженному пониманию категории целей, стратегических и операционных рисков.

3. Осознание важности интеграции требований некоторых международных и национальных стандартов. Имеются в виду упоминавшиеся выше стандарты семейства 9000 «Системы качества»; 10014 — как стандарта, позволяющего оценить экономическую составляющую системного управления качеством; 22301 — стандарта, позволяющего обеспечить непрерывность бизнеса, безостановочную деятельность организации (в нашем случае вуза), минимизацию рисков и убытков от сбоев в процессе деятельности образовательной организации в условиях нарастающих кризисных явлений; 20121 — как стандарта, устанавливающего требования к системе менеджмента устойчивости событий организации, основанного на применении подхода PDCA.

Как отмечают авторы работы «Оценка эффективности использования стандартизации для социально-экономических систем» Г. Н. Иванова и С. Н. Кузьмина, «сегодня все больше приобретает популярность утверждение, что не используют стандарты только те компании, которые не осознали их значимость или которым это не под силу. Таким образом, если раньше использование стандартов ИСО служило для компании мощной рекламой, то сейчас неприменение этих стандартов уже является для нее антирекламой» [19, с. 108]. Соблюдение всех перечисленных выше условий обеспечит построение эффективных систем менеджмента образовательных организаций в целом, а также управление качеством образовательных услуг и повышение конкурентоспособности отечественных вузов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) Системы менеджмента качества. Требования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200124394.

2. О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806 (ред. от 30 марта 2017 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203819.

3. Борисова Т. А., Филиппова И. Г. Системы менеджмента качества вузов и их встраивание в

образовательный процесс // Наука и образова- ^ ние: сохраняя прошлое, создаем будущее: Сб. ст. IX Междунар. научно-практич. конф.: В 3 ч. Ч. 3. m Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. ° 236 с. 2

4. Опфер Е. А. Риск-менеджмент в управлении ка- q чеством образования в вузе // Высшее образование

в России. 2015. № 10. С. 84-91.

5. Варжапетян А. Г., Маркелова Н. В. Управление рисками образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. 2013. № 1 (41). С. 108-111.

6. Мышление, основанное на риск-менеджменте в ISO 9001-2015 // Единый стандарт: центр сертификации и лицензирования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1cert.ru/stati/mysh-lenie-osnovannoe-na-risk-menedzhmente-v-iso-9001-2015.

7. Глоссарий терминов и определений (Glossary-TermsandDefinitions): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://itsmforum.ru/ZAM-test/ ITILV3_Glossary_Russian_v092_2009.pdf.

8. Пилявский В. П., Дмитриев В. Я., Климин А. И. Роль образовательных услуг в формировании интеллектуального капитала // Петербургский экономический журнал. 2016. № 2. С. 15-22.

9. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 1200089640.

10. ГОСТ Р ИСО 10014-2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200068728.

11. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200082555.

12. ГОСТ Р ИСО 20121-2014 Системы менеджмента устойчивого развития. Требования и практическое руководство по менеджменту устойчивости событий: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/1200113801.

13. ГОСТ Р ИСО 22301-2014 Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие требования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/1200113802.

14. ГОСТ Р 54876-2011 Менеджмент знаний. Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200090040.

15. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 1200089640.

16. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 1200090083.

17. ГОСТ Р 51901.22-2012 Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 1200100075.

ш 18. ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 ^ Менеджмент риска. Термины и определения: m [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// S docs.cntd.ru/document/1200088035. 2 19. Иванова Г. Н., Кузьмина С. Н. Оценка эффектив-Q ности использования стандартизации для социально-экономических систем // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2015. № 3 (48). C. 104-119.

References

1. GOST ISO 9001-2015 (ISO 9001:2015). Quality management systems. Requirements. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200124394. (in Russ.).

2. On the use of risk-oriented approach in the organization of certain types of state control (supervision) and amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation of August 17, 2016 No. 806 (amended on 30.03.2017). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 203819. (in Russ.).

3. Borisova T. A., Filippova I. G. Sistemy menedzh-menta kachestva vuzov i ikh vstraivanie v obrazovatel'nyy protsess [Management systems of high schools quality and their integration into the educational process]. Nauka i obrazovanie: sokhran-yaya proshloe, sozdaem budushchee: sb. stat. IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Penza, 5 maya 2017. V3 ch. [Science and education: Preserving the past, creating the future. Coll. pap. 9th int. sci.-pract. conf. Penza, May 5, 2017. In 3 pt.]. Penza: Int. Center for Scientific Cooperation "Science and Education" Publ., 2017, pt. 3, pp. 12-14. Available at: http://naukaip.ru/wp-content/uploads/2017/ 05/%D0%9C%D0%9A-177-%D0%A7%D0%B0%D1 %81%D1%82%D1%8C-3.pdf.

4. Opfer E. A. Risk-menedzhment v upravlenii kachest-vom obrazovaniya v vuze [Risk management in university educational quality management]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2015, no. 10, pp. 84-91.

5. Varzhapetyan A. G., Markelova N. V. Upravlenie riskami obrazovatel'nykh proektov v sfere dopol-nitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Risk management in the field of additional professional education projects]. Vestnik Magnitogorskogo gosu-darstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. G. I. Nosova, 2013, no. 1 (41), pp. 108-111.

6. Thinking based on risk management in ISO 9001:2015. Unified Standard: Certification and Licensing Center. 2014. Available at: https://1cert.ru/stati/myshlenie-

osnovannoe-na-risk-menedzhmente-v-iso-9001-2015. (in Russ.).

7. Glossary Terms and Definitions. ITIL, 2009. Available at: http://itsmforum.ru/ZAM-test/ITILV3_Glossary_ Russian_v092_2009.pdf. (in Russ.).

8. Pilyavskiy V. P., Dmitriev V. Ya., Klimin A. I. Rol' obrazovatel'nykh uslug v formirovanii intellek-tual'nogo kapitala [The role of educational services in the intellectual capital formation]. Peterburgskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2016, no. 2, pp. 15-22.

9. GOST R ISO 31000-2010. Risk management. Principles and guidelines. Available at: http://docs.cntd. ru/document/1200089640. (in Russ.).

10. GOST R ISO 10014-2008. Enterprise management. Guidelines for realizing economic benefits in quality management system. Available at: http://docs. cntd.ru/document/1200068728. (in Russ.).

11. GOST R ISO 9004-2010. Managing for the sustained success of an organization. A quality management approach. Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200082555. (in Russ.).

12. GOST R ISO 20121-2014. Systems of management of a sustainable development. Requirements and practical guidance on management of stability of events. Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/1200113801. (in Russ.).

13. GOST R ISO 22301-2014. Business continuity management systems. Requirements. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/1200113802. (in Russ.).

14. GOST R 54876-2011. Knowledge management. Guide to securing correlation between knowledge management and the standard of organization and other organizational processes. Available at: http://docs. cntd.ru/document/1200090040. (in Russ.).

15. GOST R ISO 31000-2010. Risk management. Principles and guidelines. Available at: http://docs. cntd.ru/document/1200089640. (in Russ.).

16. GOST R ISO/MEK 31010-2011. Risk management. Risk assessment methods. Available at: http://docs. cntd.ru/document/1200090083. (in Russ.).

17. GOST R 51901.22-2012. Risk management. Risk register. Principles of development. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/1200100075. (in Russ.).

18. GOST R 51897-2011/ISO Guide 73:2009. Risk management. Terms and definitions. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/1200088035. (in Russ.).

19. Ivanova G. N., Kuz'mina S. N. Otsenka effektivnos-ti ispol'zovaniya standartizatsii dlya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem [Assessment of the effectiveness of the use of standardization for socioeconomic systems]. Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya, 2015, no. 3 (48), pp. 104-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.