Научная статья на тему 'Особенности применения мультипликаторов при расчете стоимости предприятия (бизнеса)'

Особенности применения мультипликаторов при расчете стоимости предприятия (бизнеса) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1157
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТОИМОСТИ / COMPARATIVE APPROACH IN DETERMINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашечкина Ольга Романовна

В данной статье рассматриваются особенности определения рыночной стоимости собственного капитала компании в рамках сравнительного подхода оценки стоимости предприятия (бизнеса). Одним из инструментов применения сравнительного подхода к оценке стоимости организации выступают ценовые мультипликаторы. В статье отражены основные ценовые мультипликаторы, получившие широкое применение в практике оценочной деятельности, а также условия применения различных мультипликаторов для оценки рыночной стоимости предприятия (бизнеса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондрашечкина Ольга Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения мультипликаторов при расчете стоимости предприятия (бизнеса)»

Список литературы / References

1. Валединская Е.Н., Астафьева О.А., Бочарова Э.А. Специфика эффективного маркетинга в социальных сетях // Дискуссия, 2017. № 6. С. 80-83. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/spetsifika-effektivnogo-marketinga-v-sotsialnyh-setyah/ (дата обращения: 22.06.2018).

2. Щурина Ю.В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи, 2016. № 1. С. 13-18.

3. Ильина Е.Л., Латкин А.Н., Бочарова Э.А. Видеомаркетинг как перспективное направление контент-маркетинга // Символ науки, 2017. № 4. С. 30-33.

4. Красуля А.К., Одаренко Т.Е. Преимущества и недостатки продвижения услуг в социальных сетях как одного из инструментов рекламной кампании // Таврический научный обозреватель, 2016. № 12-1. С. 17.

5. Официальный сайт коммуникационного агентства SETTERS. [Электронный ресурс]. Режим достуупа: https://setters.education/formats/ (дата обращения: 12.07.2018).

6. Компании выбирают Instagram. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://business.instagram.com/ (дата обращения: 18.07.2018).

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ ПРИ РАСЧЕТЕ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА) Кондрашечкина О.Р. Em ail: Kondrashina648@scientifictext.ru

Кондрашечкина Ольга Романовна — магистрант, кафедра экономики и управления Мытищинский филиал

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана, Московская область, г Мытищи

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности определения рыночной стоимости собственного капитала компании в рамках сравнительного подхода оценки стоимости предприятия (бизнеса). Одним из инструментов применения сравнительного подхода к оценке стоимости организации выступают ценовые мультипликаторы. В статье отражены основные ценовые мультипликаторы, получившие широкое применение в практике оценочной деятельности, а также условия применения различных мультипликаторов для оценки рыночной стоимости предприятия (бизнеса).

Ключевые слова: сравнительный подход при определении стоимости организации, ценовые мультипликаторы. соотношение между рыночной ценой предприятия и результатами производственной и финансовой деятельности.

FEATURES OF THE USE OF MULTIPLIERS WHEN CALCULATING THE COST OF THE ENTERPRISE (BUSINESS) Kondrashechkina O.R.

Kondrashechkina Olga Romanovna — Graduate Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT MYTISHCHI BRANCH MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER N.E BAUMAN, MYTISCHI

Abstract: this article discusses the features of determining the market value of the company's equity in the comparative approach of assessing the value of the enterprise (business). One of the tools for applying a comparative approach to assessing the value of the organization are price multipliers. The article reflects the main price multipliers, widely used in the practice of valuation activities, as well as the conditions for the use of various multipliers to assess the market value of the enterprise (business). Keywords: comparative approach in determining the value of the organization, price multipliers, the ratio between the market price of the enterprise and the results ofproduction and financial activities.

УДК 657.92:658

В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости[2].

В оценочной деятельности стоимость объекта оценки устанавливается с применением трех основных подходов: доходного, сравнительного и затратного. Сравнительный подход представляет собой совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.[3].

Данный подход основан на принципе замещения, в основе которого лежит суждение, что разумный инвестор не заплатит за объект оценки больше минимальной цены, взимаемой за аналогичные объекты с эквивалентной полезностью.

В рамках сравнительного подхода выделяют три основных метода:

- метод рынка капитала (метод компании-аналога) - основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Применяется для оценки неконтрольного (миноритарного) пакета акций;

- метод сделок (метод продаж) - для сравнения используются данные по продажам контрольных пакетов акций компаний либо предприятий целиком. Следовательно, данный метод применяется для оценки контрольного (мажоритарного) пакета акций или 100%-го капитала;

- метод отраслевых коэффициентов (метод отраслевых соотношений) - основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Расчет отраслевых коэффициентов осуществляется на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями.

В нашей стране широкое распространение получили два метода сравнительного подхода: метод рынка капитала и метод сделок.

Для определения рыночной стоимости собственного капитала компании в рамках сравнительного подхода основным инструментом выступают ценовые мультипликаторы.

Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности.

В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие.

Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным предприятиям.

Для оценки рыночной стоимости оцениваемой компании выбранная аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее аналогичному показателю.

В оценочной практике используются два типа ценовых мультипликаторов: интервальные и моментные.

К первому типу можно отнести мультипликаторы:

- «Цена/прибыль»;

- «Цена/денежный поток»;

- «Цена/ дивидендные выплаты»;

- «Цена/выручка от реализации».

К моментным мультипликаторам относят:

- «Цена/балансовая стоимость».

- «Цена/ чистая стоимость активов».

Основные мультипликаторы, получившие широкое применение в практике оценочной деятельности, приведены в таблице 1.

Мультипликатор Условия применения

Рыночная цена акций/чистая прибыль (Р/Е) Является самым распространенным и одновременно довольно неустойчивым из-за недостатков связанных с формированием чистой прибыли: она может быть отрицательной или небольшой положительной величиной, подвержена сильным случайным колебаниям, не отражает различий между компаниями с различной структурой капитала, зависит от применяемых вариантов бухгалтерского учета.

Рыночная цена акций/выручка или Стоимость компании/выручка (Р^ или EV/S) Первый мультипликатор применяется чаще, однако второй более правильный с точки зрения теории конструирования мультипликаторов. Обладает достоинствами обратными недостаткам Р/Е. Основной недостаток заключается в отсутствии учета разницы в рентабельности продаж между оцениваемой компанией и аналогами.

Рыночная цена акций/денежный поток (P/CF) Преимущества денежных потоков компании относительно чистой прибыли очевидны и в рамках сравнительного подхода. Инвестора больше интересуют денежные потоки, нежели чистая прибыль. Недостаток мультипликатора заключается в сложности нахождения информации по аналогам для расчета денежного потока.

Рыночная цена акций/дивиденды ^ЮГУ) Используется для оценки организаций, находящихся на стадии насыщения (зрелых компаний), стабильно выплачивающих дивиденды.

Стоимость компании/прибыль до выплаты процентов, налогов и амортизации (EV/EBITDA) Используется для оценки компаний с разной величиной обязательств, а также для оценки размера привлекаемого долгового финансирования. В отличие от мультипликатора Р/Е, его использование позволяет избежать смещения оценок, вызванных различиями в особенностях налогообложения, либо прибегающих к схемам оптимизации налоговых платежей, а также обусловленных разной стоимостью заемных средств, что может иметь большое значение при работе с компаниями, входящими в состав финансово-промышленных групп; позволяет нивелировать различия в способе начисления амортизационных отчислений.

Список литературы

1. Бусов В.И. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) учебник 2-е издание / В.И. Бусов, О.А. Землянский. М : Юрайт, 2017. 359 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-Ф3.: // КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2016.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. стандарт оценки № 1 "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)"от 20 июля 2007 года № 256// КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.