Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА В КФУ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА В КФУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИЗУЧЕНИЕ ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сафиулин И.И., Минуллин И.Р.

С развитием информационных технологий технические средства приобретают все новые функции и тем самым открывают новые возможности их реализации. В этом отношении мобильные технологии не являются исключением. Этот процесс развития также затронул образование в целом, и изучение иностранных языков в частности. На сегодняшний день мобильные технологии являются одними из новых инновационных средств изучения иностранного языка. Актуальность темы данной научно-исследовательской работы связана со значительным распространением мобильных приложений для изучения иностранных языков и, в частности, турецкого языка, а также ростом спроса на создание качественных и эффективных обучающих приложений. Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности мобильных приложений, выявление потребностей студентов в процессе изучения турецкого языка с помощью мобильных приложений, выяснить способность мобильных приложений удовлетворить эти потребности и получить сведения о сложностях, с которыми сталкиваются студенты в процессе пользования мобильными приложениями. В статье рассматривается применение мобильных приложений для изучения различных видов речевой деятельности, а также результаты анкетирования, в котором приняли участие 66 студентов с первого по четвертый курс в возрасте от 18 до 22 лет, изучающие турецкий язык и обучающиеся в различных направлениях в Институте международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета. Опрос проводился с помощью сервиса для сбора данных Google Forms. В результате исследования была доказана востребованность мобильных приложений в качестве образовательного инструмента и заинтересованность студентов в изучении турецкого языка с помощью мобильных приложений. eq Ключевые слова: мобильные технологии, мобильные приложения, турецкий язык, изучение иностранного языка, изучение турецкого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF USING MOBILE APPLICATIONS FOR LEARNING TURKISH IN KFU

With the development of information technologies, technical means acquire new functions and thus open up new opportunities for their implementation. In this respect, mobile technologies are no exception. This development process has also affected education in general, and the study of foreign languages in particular. Today, mobile technologies are one of the new innovative means of learning a foreign language. The relevance of the topic of this research work is associated with the significant spread of mobile applications for learning foreign languages and, in particular, the Turkish language, as well as the growing demand for the creation of high-quality and effective learning applications. The purpose of the study is to provide a theoretical justification for the effectiveness of mobile applications, to identify the needs of students in the process of learning Turkish using mobile applications, to find out the ability of mobile applications to meet these needs and to get information about the difficulties that students face in the process of using mobile applications. The article deals with the use of mobile applications for studying various types of speech activity, as well as the results of the survey, which was attended by 66 students from the first to the fourth year aged 18 to 22 years, studying Turkish language and studying in various fields at the Institute of International Relations of Kazan (Volga Region) Federal University. The survey was conducted using the Google Forms data collection service. As a result of the study, the demand for mobile applications as an educational tool and the interest of students in learning the Turkish language using mobile applications was proved.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА В КФУ»

УДК 811.512.1

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА В КФУ

И.И. Сафиулин И.Р. Минуллин

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация ilshat.minullin@gmail.com safilhat@gmail.com

Резюме. С развитием информационных технологий технические средства приобретают все новые функции и тем самым открывают новые возможности их реализации. В этом отношении мобильные технологии не являются исключением. Этот процесс развития также затронул образование в целом, и изучение иностранных языков в частности. На сегодняшний день мобильные технологии являются одними из новых инновационных средств изучения иностранного языка. Актуальность темы данной научно-исследовательской работы связана со значительным распространением мобильных приложений для изучения иностранных языков и, в частности, турецкого языка, а также ростом спроса на создание качественных и эффективных обучающих приложений. Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности мобильных приложений, выявление потребностей студентов в процессе изучения турецкого языка с помощью мобильных приложений, выяснить способность мобильных приложений удовлетворить эти потребности и получить сведения о сложностях, с которыми сталкиваются студенты в процессе пользования мобильными приложениями. В статье рассматривается применение мобильных приложений для изучения различных видов речевой деятельности, а также результаты анкетирования, в котором приняли участие 66 студентов с первого по четвертый курс в возрасте от 18 до 22 лет, изучающие турецкий язык и обучающиеся в различных направлениях в Институте международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета. Опрос проводился с помощью сервиса для сбора данных Google Forms. В результате исследования была доказана востребованность мобильных приложений в качестве образовательного инструмента и заинтересованность студентов в изучении турецкого языка с помощью мобильных приложений.

Ключевые слова: мобильные технологии, мобильные приложения, турецкий язык, изучение иностранного языка, изучение турецкого языка.

Для цитирования: Сафиулин И.И., Минуллин И.Р. Особенности применения мобильных приложений для изучения турецкого языка в КФУ. Тюркологические исследования. 2021;4(2):20-32.

В результате непрерывного и динамичного развития информационных технологий, обучающие мобильные приложения меняются, совершенствуются и модернизируются. Этот процесс обусловлен приобретением в ходе прогресса мобильными устройствами новых технических возможностей, которые подходят для внедрения новых методик изучения языка через мобильные приложения.

Существует множество исследований связанных с использованием технологий в изучении языка. Область применения мобильных приложений в изучении иностранного языка довольно обширна. В данной научно-исследовательской работе были рассмотрены основные области применения, с помощью которых формируются лексические и грамматические навыки, виды речевой деятельности.

1. Развитие навыков чтения. Для того, чтобы воспринимать текст, человеку необходимо в первую очередь понимать смысл слов. Поэтому изучение лексики - это неотъемлемый компонент чтения. Изучение лексики является первым и основным показателем изучения языка. Начинающие получают или теряют мотивацию в зависимости от количества слов, которые им удалось выучить на начальных этапах изучения [4].

П. Нейшн утверждает, что для того, чтобы понимать 98% слов в рамках дружеской беседы или при просмотре фильма, необходимо знать около 6000 слов. А для того, чтобы понимать 98% текста романа или газеты, необходимо знать около 8000-9000 слов [7, с. 8-9]. Данные цифры приведены для английского языка, но автор также уточняет, что для других языков цифры приблизительно одинаковые. Это большое количество слов и у учащегося нет возможности изучить и практиковать все слова в рамках образовательных и академических условий, в виду ограниченного количества учебного времени. Так как у учащихся есть возможность изучать слова за пределами учебного заведения, необходимо использовать и разнообразные методы для формирования лексического запаса.

Р. Оксфорд и Д. Крукол выделяют множество техник изучения лексики в зависимости от отношения к контексту [8, с. 9-30]. В мобильных приложениях, ориентированных на изучение лексики, как правило, слова даются вне контекста и без рекомендаций к их дальнейшему применению. К данной группе Оксфорд и Крукол относят три техники: метод карточек, использование словарей и списки слов. Первые две техники активно используются разработчиками мобильных приложений, но мы не нашли подтверждения использования техники списков слов.

Карточки. В основе метода карточек лежит метод интервальных повторений, который заключается в повторении информации по определенным, постоянно возрастающим интервалам. В результате множества исследований удалось установить, что данный метод уступает методу непрерывного изучения с точки зрения кратковременной памяти, но обеспечивает более качественное усвоение информации в долгосрочной перспективе [6].

В современных мобильных приложениях учащийся может самостоятельно составлять карточки, выбирая подходящий для себя формат. Возможно написание слова на изучаемом языке и его прямой перевод, либо слово и его определение на изучаемом языке. Также есть возможность добавить пример употребления слова в предложении. Многие приложения предоставляют доступ к готовым колодам карточек, составленным другими пользователями, что сокращает время на подготовку карточек. Таким образом, данный тип приложений обеспечивает качественное запоминание и позволяет подобрать наиболее комфортный и эффективный формат изучения новой лексики.

Словари. Словари являются одним из наиболее распространенных типов мобильных приложений при изучении языка. Это объясняется тем, что электронные версии словарей имеют ряд преимуществ перед бумажными носителями. Во-первых, они обеспечивают более быстрый доступ к информации. Во-вторых, словарная база в электронных версиях, как правило, более актуальна. В-третьих, бумажные версии словарей занимают много места и гораздо более тяжелые, а также подвержены физическому износу [2].

Можно выделить два типа словарей: одноязычные и двуязычные. Слова могут даваться без контекста, либо с примерами использования в предложениях. Некоторые словари способны переводить текст целиком, учитывая контекстуальные особенности. Современные мобильные приложения имеют более продвинутые функции, такие как сканирование и распознавание текста с помощью камеры мобильного телефона, распознавание голоса и воспроизведение текста. Примером такого приложения является Google Translate.

Существуют также смешанные типы приложений, ориентированные на изучение лексики. Так, например, в приложении Yandex Translate, которое позиционируется, в первую очередь, как словарь, у пользователя есть возможность добавить переводимое слово в свою колоду карточек одним нажатием для дальнейшего интервального повторения.

В других приложениях для развития чтения изучающему предлагаются тексты на иностранном языке с синхронным переводом на родной язык, как правило, с возможностью воспроизведения текста. Некоторые приложения также позволяют с помощью нажатия на незнакомое

слово узнать его перевод. Однако, эффективность таких приложений сомнительна, так как читать тексты на относительно небольших экранах смартфонов не очень удобно, тем более эта проблема усугубляется, если половина экрана отводится для синхронного перевода текста.

2. Развитие навыков письма. Изучение грамматики также является одним из важнейших компонентов изучения иностранного языка. Как отмечает П. Нейшн, для эффективного изучения грамматики обязательно использование языка, а именно, применение его через чтение, говорение, аудирование и письмо [7, с. 36]. Разработчики мобильных приложений в большинстве своем руководствуются тем же принципом, предлагая изучение грамматики в комплексе с различными видами речевой деятельности. Такие мобильные приложения предназначены для самостоятельного изучения и материал в них подается в игровой форме. Развитие и проверка грамматических навыков в таких приложениях осуществляется в различных форматах: изменение порядка слов, истина/ложь, множественный выбор, заполнение пропусков, замена, сопоставление. Перечисленные форматы, как правило, позволяют проверить правильность применения единичного слова в предложении.

Что касается составления полноценного предложения или текста, то на данный момент технологии не могут обеспечить корректную проверку таких заданий в автоматическом режиме. Но разработчики нашли способ обеспечить каждого пользователя своим личным проверяющим. В некоторых приложениях для развития письма пользователи указывают два языка - свой родной язык и язык, который они хотят изучать. Выполненное письменное задание передается на проверку пользователю, для которого язык, на котором было выполнено задание, является родным. Таким образом, система распределяет работы между пользователями, которые одновременно являются учениками одного языка и учителями другого.

3. Развитие навыков аудирования. Аудирование играет важнейшую роль в общении, занимая приблизительно 40-50% от общего времени коммуникации (говорение - 25-30%, чтение 11-16% и письмо 9%) [5, с. 331-334]. Как и другие виды речевой деятельности, развитие аудитивных навыков требует постоянной практики. Зачастую люди, изучающие иностранный язык, не имеют возможности практиковать аудирование за пределами учебной аудитории [9]. Одним из решений данной проблемы может стать использование мобильных приложений. Подкасты - это одна из самых распространенных форм развития ау-дитивных навыков, которая реализуется посредством мобильных технологий. Появившиеся в Японии в 2005 году, они не утратили своей актуальности и по сей день.

Кроме этого существует множество приложений, с помощью которых можно просматривать фильмы и другие видеоматериалы на иностранном языке. Одним из наиболее известных примеров является приложение Youtube, которое предоставляет доступ к одноименному сайту с сохранением функций. С помощью этого сервиса можно с легкостью найти образовательные каналы или просматривать развлекательные ролики на иностранном языке.

4. Развитие навыков говорения. Классификация мобильных приложений по видам речевой деятельности весьма условна, поскольку большая их часть не ограничивается рамками работы над одним навыком. Приложения, разработанные для развития определенного вида речевой деятельности, в той или иной мере затрагивают и другие виды. Так и развитие навыков говорения неразрывно связано с развитием ау-дитивных навыков. Как говорит С.Г. Мехтиханлы, «Говорение является результатом процесса артикуляции органов речи, а значительную роль при этом играет слух. Аудирование служит основой для говорения. Слуху принадлежит возможность говорящему сравнивать произнесенный звук, слово или фразу с ранее услышанным образцом» [1, с. 160]. Таким образом, можно утверждать, что все приложения, разработанные для развития аудитивных навыков, также развивают и навыки говорения.

Отдельно можно выделить функцию распознавания голоса, с помощью которой изучающий может проверить правильность своего произношения. В таких приложениях, как правило, имеется возможность развития и других лингвистических навыков, поскольку они включают в себя специализированные секции для изучения лексики, грамматики и практики коммуникативных навыков.

Анализ результатов исследования, проведенного среди студентов КФУ. В соответствии с целями данной научно-исследовательской работы нами были составлены вопросы для проведения анкетирования. В опросе приняли участие 66 студентов с первого по четвертый курсы в возрасте от 18 до 22 лет, изучающие турецкий язык и обучающиеся по различным направлениям в Институте международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета. Опрос проводился с помощью сервиса для сбора данных Google Forms. Цель анкетирования - выявить потребности студентов в изучении турецкого языка и выяснить насколько мобильные приложения могут их удовлетворить, получить сведения о сложностях, с которыми сталкиваются студенты в процессе пользования и определить эффективность мобильных приложений при изучении языка.

Мы попросили студентов указать продолжительность изучения ими турецкого языка, чтобы иметь представление об их уровне владения языком (рис. 1).

Большинство респондентов (51,5%) указали продолжительность менее одного года, от одного до двух лет 16,7%; от двух до трех лет 22,7%; от трех до четырех лет 3%; более четырех лет 6,1%.

Как долго вы изучаете турецкий язык? 66 ответов

в менее года

• 1-2 года

• 2-3 года

• 3-4 года

• более 4 лет

Рис. 1

69,7% опрашиваемых пользуются мобильными приложениями в изучении турецкого языка несколько раз в неделю; 12,1% несколько раз в день; 12,1% несколько раз в месяц и 6,1% не пользуются (рис. 2). Таким образом, 93,9% респондентов регулярно используют мобильные приложения при изучении турецкого языка. Мы считаем, что этот результат объясняется преимуществами использования мобильных приложений при изучении языка, описанных в главе 1 данной научно-исследовательской работы.

Как часто вы пользуетесь мобильными приложениями для изучения турецкого языка?

66 ответов

# несколько раз в день ф несколько раз в неделю 4 несколько раз в месяц ф не пользуюсь

Рис. 2

Все респонденты пользуются смартфонами; 4,5% электронными книгами и 12,1% планшетными компьютерами (рис.3). При незначительных различиях в функционале смартфонов и планшетных компьютеров,

принципиальная разница в популярности смартфонов объясняется их небольшими сравнительными размерами, и, соответственно, удобством транспортировки и пользования.

Какими мобильными устройствами вы пользуетесь?

66 ответов

смартфон эл. книга планшет

0 20 40 60 80

Рис. 3

57,6% опрашиваемых используют операционную систему Android; 50% используют IOS (рис. 4). Несоответствие суммарного процента объясняется тем, что некоторые участники опроса используют несколько мобильных устройств.

Какую операционную систему вы используете на мобильном устройстве?

66 ответов

0 10 20 30 40

Рис. 4

По мнению 43,9% респондентов мобильные приложения лучше всего развивают навыки чтения (включая изучение лексики); 27,3% считают, что лучше всего развиваются навыки аудирования, 22,7% выбрали навыки письма (изучение грамматики включительно) и 6,1% отметили навыки говорения (рис. 5). Мы считаем, что развитие навыков чтения

с помощью мобильных приложений доступнее, так как для этого не требуется взаимодействие, как например при развитии навыков говорения, где требуется собеседник (в виде программы или другого человека).

Какие навыки на ваш взгляд мобильные приложения развивают ЛУЧШЕ всего? 66 ответов

# чтение (изучение лексики включительно)

# говорение

ф письмо (изучение грамматики включительно)

# аудирование (приложения для просмотра видео, подкастов. аудиоуроков включительно)

Рис. 5

В своем исследовании, посвященному изучению говорения и аудирования спомощью мобильных устройстя, АгнесКукульска-Хьюм и Лгсли Шилд усьановилх,что несмотря на потенциал мобильных устройств, изучении ьоех^яся ьь а°агрования эфТгвяьвно лишь пти уинурьоыыыл вьаимодейсявии учителя и уч^нито^, чтт аложоа ортаниок-^т'сь с пноящою моТатппые }'(с'оь)01авссв [И]. Так ьсз^вяебы опросо под-тверкодиют, чью говорению выюывббт о:ти(5олуши^ ттаррсхтния у опа)^1хи-еьомых (рис. ОС. ТТ, 6% считают, яаи с иомивтт1Н лооТби-л ь нь.120; приложений говортиие раввиваетсе хуже всего; 13,8% выбрали навыки письма; 12,3% выОрол и аудирование и 9,2% - чтение.

Какие навыки на ваш взгляд мобильные приложения развивают ХУЖЕ всего?

65 ответов

ф чтение (изучение лексики

включительно) • говорение

0 письмо (изучение грамматики

включительно) ф аудирование (приложения для просмотра видео, подкастов. аудиоуроков включительно)

Рис. 6

71,2% участников опроса согласны с тем, что мобильные приложения помогают им в изучении турецкого языка; 25,8% затрудняются дать ответ и 3% считают, что мобильные приложения не помогают (рис. 7).

Мобильные приложения помогают мне в изучении турецкого языка 66 ответов

ф Полностью согласен ф Согласен ф Неуверен • Не согласен Ф Категорически не согласен

Рис. 7

Также студентам был задан вопрос о возникающих сложностях при пользования мобильными приложениями в изучении турецкого языка. Из наиболее популярных были названы быстрая потеря интереса и мотивации, некачественные или неудобные приложения и ошибки в переводе слов, зависимость функционирования приложений от интернета.

Мы попросили респондентов указать какими мобильными приложениями они пользуются. 83,3% пользуются Quizlet; 18% Youtube; 22,7% различными словарями; 6% Drops; 4,5% AnkiDroidи др.

Проведенный обзор позволяет заключить, что в целом, несмотря на некоторые технические ограничения, мобильные приложения способны обеспечить доступ к довольно широкому спектру инструментов для развития различных лингвистических навыков. Разнообразие существующих мобильных обучающих ресурсов позволяет выбирать приложения в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами и уровнем языковой подготовки пользователя.

С нашей точки зрения практическое применение мобильных приложений несет в себе огромный потенциал, поскольку позволяет обеспечить неразрывный процесс обучения, индивидуально настроить комфортный режим, повышает мотивацию и познавательную активность обучающихся. С технической точки зрения, с развитием информационных технологий и мобильных технологий в частности, мобильные устройства приобретают все новые функции, которые активно внедряются в мобильные приложения, что все больше расширяет технические возможности и сферу их применения.

На основании проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:

1) Большинство участников анкетирования пользуются мобильными приложениями для изучения турецкого языка и считают их эффективными;

2) Наиболее сложным видом речевой деятельности для развития через мобильные приложения считается говорение, тогда как чтение (включая изучение лексики) считается самым простым;

3) Изучающие нуждаются в качественных приложениях, обеспечивающих корректной информацией и с возможностью функционировать в офлайн режиме.

Итог практического исследования демонстрирует целесообразность использования мобильных приложений в изучении иностранного языка. Результаты проведенного анкетирования доказывают востребованность мобильных приложений в качестве образовательного инструмента и заинтересованность студентов в изучении турецкого языка с помощью мобильных приложений.

Перспективными направлениями для дальнейшего исследования в этой области является разработка методических основ применения мобильных систем обратной связи и тестирования для промежуточного и итогового контроля; построение модели интеграции мобильных технологий в дистанционную форму обучения иностранным языкам, разработка новых мобильных приложений, соответствующих современным технологиям и потребностям пользователей.

Список литературы

1. Мехтиханлы С.Г. Связь аудирования как речевой деятельности с говорением в обучении русскому языку как иностранному в иранской аудитории // Образование и воспитание. 5(10). Казань: Молодой ученый, 2016. 166 с.

2. Чумарина Г.Р. Сравнительная характеристика электронных и бумажных словарей в функциональном аспекте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-elektronnyh-i-bumazhnyh-slovarey-v-funktsionalnom-aspekte/viewer, свободный. (Дата обращения: 28.01.2020).

3. Agnes Kukulska-Hulme & Lesley Shield. An Overview of Mobile Assisted Language Learning: Can mobile devices support collaborative practice in speaking and listening? - The Open University, UK, 2007 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/downloa d?doi=10.1.1.84.1398&rep=rep1&type=pdf, свободный. (Дата обращения: 30.08.2020).

4. Qelik О, Yavuz F. An Extensive Review of Literature on Teaching Vocabulary Through Mobile Applications [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dergipark.org.tr/tr/pub/bseusbed/issue/36736/393947, свободный. (Дата обращения: 10.11.2019).

5. Gilman R.A., Moody R.L.M. What practitioners say about listening: Research implications for the classroom // Foreign Language Annals, 17(4) -Massachusetts, 1984. 422 p.

6. Kang S. Spaced Repetition Promotes Efficient and Effective Learning: Policy Implications for Instruction // Policy Insights from Education Research, Volume 3 Issue 1, 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journals.sagepub.com/toc/bbs/3/1, свободный. (Дата обращения: 25.01.2020).

7. Nation P. What do you need to know to learn a foreign language? -School of Linguistics and Applied Language Studies, Victoria University of Wellington, New Zealand, 2014. 56 p.

8. Oxford R., Crookall D. Vocabulary Learning: A Critical Analysis of Techniques // TESL CANADA JOURNAL. Vol. 7, NO. 2, 1990. 118 p.

9. Read T., Kukulska-Hulme A. The Role of a Mobile App for Listening Comprehension Training in Distance Learning to Sustain Student Motivation // Journal of Universal Computer Science, vol. 21, no. 10, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/ publication/285356468_The_Role_of_a_Mobile_App_for_Listening_ Comprehension_Training_in_Distance_Learning_to_Sustain_Student_ Motivation, свободный. (Дата обращения: 30.01.2019).

Сведения об авторах: Ильхат Ирикович Сафиулин, старший преподаватель кафедры алтаистики и китаеведения Института международных отношений Казанского федерального университета (420008, Казань, ул. Пушкина, д. 1/55), e-mail: safilhat@gmail.com

Ильшат Радикович Минуллин, студент Института международных отношений Казанского федерального университета (420008, Казань, ул. Пушкина, д. 1/55), e-mail: ilshat.minullin@gmail.com

Дата поступления 19.03.2021 Принят к публикации 08.04.2021

H.H. Ca$ny.rnH, H.P. MnHy.mMH

CHARACTERISTICS OF USING MOBILE APPLICATIONS FOR LEARNING TURKISH IN KFU

I. Safiulin I. Minullin

Kazan Federal University Kazan, Republic of Tatarstan, russian Federation safilhat@gmail.com ilshat.minullin@gmail.com

Abstract. With the development of information technologies, technical means acquire new functions and thus open up new opportunities for their implementation. In this respect, mobile technologies are no exception. This development process has also affected education in general, and the study of foreign languages in particular. Today, mobile technologies are one of the new innovative means of learning a foreign language. The relevance of the topic of this research work is associated with the significant spread of mobile applications for learning foreign languages and, in particular, the Turkish language, as well as the growing demand for the creation of high-quality and effective learning applications. The purpose of the study is to provide a theoretical justification for the effectiveness of mobile applications, to identify the needs of students in the process of learning Turkish using mobile applications, to find out the ability of mobile applications to meet these needs and to get information about the difficulties that students face in the process of using mobile applications. The article deals with the use of mobile applications for studying various types of speech activity, as well as the results of the survey, which was attended by 66 students from the first to the fourth year aged 18 to 22 years, studying Turkish language and studying in various fields at the Institute of International Relations of Kazan (Volga Region) Federal University. The survey was conducted using the Google Forms data collection service. As a result of the study, the demand for mobile applications as an educational tool and the interest of students in learning the Turkish language using mobile applications was proved.

Keywords: mobile technologies, mobile applications, Turkish language, foreign language learning, Turkish language learning.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Safiulin I.I., Minullin I.R. Characteristics of Using Mobile Applications for Learning Turkish in KFU. Tyurkologicheskie issledovaniya =Turkological Studies. 2021;4(2):20-32. (In Russ.)

References

1. Mekhtikhanly S.G. (2016). Svyaz' audirovaniya kak rechevoi deyatel'nosti s govoreniem v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu v iranskoi auditorii // Obrazovanie i vospitanie, 5 (10). Kazan: «Molodoi uchenyi». 166 C. (In Russian)

2. Chumarina G.R. Sravnitefnaya kharakteristika elektronnykh i bumazh-nykh slovarej v funkczionalnom aspekte. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/sravnitelnaya-harakteristika-elektronnyh-i-bumazhnyh-slovarey-v-funktsionalnom-aspekte/viewer (accessed 28.01.2020). (In Russian)

3. Agnes Kukulska-Hulme & Lesley Shield. (2007). An Overview of Mobile Assisted Language Learning: Can mobile devices support collaborative practice in speaking and listening? - The Open University, UK. Available at: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.84.1398&rep= rep1&type=pdf (accessed 30.08.2020)

4. Qelik O, Yavuz F. An Extensive Review of Literature on Teaching Vocabulary Through Mobile Applications. Available at: https://dergipark.org. tr/tr/pub/bseusbed/issue/36736/393947 (accessed 10.11.2019).

5. Gilman R.A., Moody R.L.M. (1984). What practitioners say about listening: Research implications for the classroom // Foreign Language Annals, 17(4) - Massachusetts. 422 C.

6. Kang S. (2016). Spaced Repetition Promotes Efficient and Effective Learning: Policy Implications for Instruction // Policy Insights from Education Research, Volume 3 Issue 1. Available at: https://journals.sagepub.com/ toc/bbs/3/1 (accessed 25.01.2020).

7. Nation P. (2014). What do you need to know to learn a foreign language? - School of Linguistics and Applied Language Studies, Victoria University of Wellington, New Zealand. 56 C.

8. Oxford R., Crookall D. (1990). Vocabulary Learning: A Critical Analysis of Techniques // TESL CANADA JOURNAL Vol. 7, NO. 2. 118 C.

9. Read T., Kukulska-Hulme A. (2015). The Role of a Mobile App for Listening Comprehension Training in Distance Learning to Sustain Student Motivation // Journal of Universal Computer Science, vol. 21, no. 10. Available at: https://www.researchgate.net/publication/285356468_ The_Role_of_a_Mobile_App_for_Listening_Comprehension_Training_in_ Distance_Learning_to_Sustain_Student_Motivation (accessed 30.01.2019).

About the author: Ilhat I.Safiulin, Senior Lecturer of the Department of Altaistics and Sinology of the Institute of International Relations of Kazan Federal University (420008, Kazan, 1/55 Pushkina), e-mail: safilhat@ gmail.com

Ilshat R. Minnullin, student of the Institute of International Relations of the Kazan Federal University (420008, Kazan, Pushkin str., 1 / 55), e-mail: ilshat.minullin@gmail.com

Received March 19, 2021 Accepted for publication April 08, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.