Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ТРЕНИНГА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ТРЕНИНГА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ТРЕНИНГ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ИНОЯЗЫЧНЫЕ НАВЫКИ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТЫ-ЛИНГВИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомидова Гулчехра Лютфиддиновна

Выпускники узбекских вузов, обладающие глубокими профессиональными знаниями, владеющие иностранными языками и основами межкультурного взаимодействия, востребованы на отечественном и международном рынках труда. Для обеспечения эффективной подготовки таких специалистов возникает необходимость в специальном образовании, которое должно подготовить студентов к реалиям международного рынка и привить им ряд знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с представителями различных культур. Именно поэтому одну из ключевых ролей в рамках образования студентов узбекских вузов постепенно получает межкультурное обучение и воспитание. Описываются возможности применения тренинговых технологий в процессе межкультурного иноязычного обучения и воспитания студентов-лингвистов. Дается анализ метода межкультурного тренинга, основных компонентов тренинга и особенностей их применения в области межкультурного иноязычного обучения и воспитания. Метод тренинга рассматривается как элемент практического межкультурного обучения и воспитания, позволяющий применять и отрабатывать изученные теоретические основы дисциплины, тем самым обеспечивая эффективное развитие межкультурных иноязычных навыков студентов лингвистических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомидова Гулчехра Лютфиддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF THE TRAINING METHOD IN GERMAN LANGUAGE LESSONS

Graduates of Uzbek universities with deep professional knowledge, foreign languages and the basics of intercultural interaction are in demand in the domestic and international labor market. To ensure the effective training of such specialists, there is a need for special education, which should prepare students for the realities of the international market and instill in them a number of knowledge, skills and abilities necessary to interact with representatives of different cultures. That is why one of the key roles in the education of students of Uzbek universities is gradually receiving intercultural education and upbringing. The possibilities of using training technologies in the process of intercultural foreign language teaching and upbringing of linguistic students are described. The analysis of the method of intercultural training, the main components of training and the peculiarities of their application in the field of intercultural foreign language teaching and upbringing is given. The training method is considered as an element of practical intercultural education and upbringing, which allows to apply and work out the studied theoretical foundations of the discipline, thereby ensuring the effective development of intercultural foreign language skills of students in linguistic areas of training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ТРЕНИНГА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ТРЕНИНГА НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Хомидова Г.Л. Email: Khomidova6109@scientifictext.ru

Хомидова Гулчехра Лютфиддиновна - преподаватель немецкого языка, кафедра теории и практики немецкого языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: выпускники узбекских вузов, обладающие глубокими профессиональными знаниями, владеющие иностранными языками и основами межкультурного взаимодействия, востребованы на отечественном и международном рынках труда. Для обеспечения эффективной подготовки таких специалистов возникает необходимость в специальном образовании, которое должно подготовить студентов к реалиям международного рынка и привить им ряд знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с представителями различных культур. Именно поэтому одну из ключевых ролей в рамках образования студентов узбекских вузов постепенно получает межкультурное обучение и воспитание. Описываются возможности применения тренинговых технологий в процессе межкультурного иноязычного обучения и воспитания студентов-лингвистов. Дается анализ метода межкультурного тренинга, основных компонентов тренинга и особенностей их применения в области межкультурного иноязычного обучения и воспитания. Метод тренинга рассматривается как элемент практического межкультурного обучения и воспитания, позволяющий применять и отрабатывать изученные теоретические основы дисциплины, тем самым обеспечивая эффективное развитие межкультурных иноязычных навыков студентов лингвистических направлений подготовки. Ключевые слова: межкультурный тренинг, межкультурное обучение и воспитание, межкультурные иноязычные навыки, межкультурная компетенция, студенты-лингвисты.

FEATURES OF APPLICATION OF THE TRAINING METHOD IN GERMAN LANGUAGE LESSONS Khomidova G.L.

Khomidova Gulchekhra Lyutfiddinovna - German language Teacher, DEPARTMENT OF THEORY AND PRACTICE OF THE GERMAN LANGUAGE, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: graduates of Uzbek universities with deep professional knowledge, foreign languages and the basics of intercultural interaction are in demand in the domestic and international labor market. To ensure the effective training of such specialists, there is a need for special education, which should prepare students for the realities of the international market and instill in them a number of knowledge, skills and abilities necessary to interact with representatives of different cultures. That is why one of the key roles in the education of students of Uzbek universities is gradually receiving intercultural education and upbringing. The possibilities of using training technologies in the process of intercultural foreign language teaching and upbringing of linguistic students are described. The analysis of the method of intercultural training, the main components of training and the peculiarities of their application in the field of intercultural foreign language teaching and upbringing is given. The training method is considered as an element of practical intercultural education and upbringing, which allows to apply and work out the studied

theoretical foundations of the discipline, thereby ensuring the effective development of intercultural foreign language skills of students in linguistic areas of training. Keywords: intercultural training, intercultural education and upbringing, intercultural foreign language skills, intercultural competence, linguistic students.

УДК 070. 378.174

В первую очередь необходимость в межкультурном обучении и воспитании испытывают будущие специалисты, которые будут в ходе своей профессиональной деятельности взаимодействовать с представителями различных культур: лингвисты, переводчики и специалисты в области международных отношений. В отличие от западных стран, где данная дисциплина реализуется на протяжении нескольких десятилетий, в Узбекистане она только получает распространение. В большинстве узбекских вузов задачей данной дисциплины является изучение основных теоретических положений межкультурной коммуникации. На Западе изучение теории межкультурной коммуникации осуществляется наравне с освоением практических компонентов межкультурного обучения и воспитания, обеспечивая развитие межкультурных навыков. Практический аспект межкультурного обучения и воспитания может получить широкое распространение и в Узбекистане, преимущественно в рамках подготовки будущих специалистов в области лингвистики и перевода.

Один из аспектов межкультурного обучения и воспитания в виде реализации программ краткосрочных и долгосрочных стажировок и программ обмена уже реализуется в ведущих узбекских университетах. Однако не все студенты могут принять участие в стажировке или программе обмена, поэтому ключевой реализацией практического аспекта межкультурного обучения и воспитания может стать применение в вузах методов, распространенных на Западе, например в Германии. Одним из таких методов практического межкультурного обучения и воспитания является метод межкультурного тренинга.

Первые межкультурные тренинги возникли в США в 60-е годы прошлого столетия, постепенно распространяясь и получая признание в Европе [1, с. 181]. Изначально межкультурные тренинги применялись в целях подготовки к межкультурным контактам с мигрантами, но со временем область их применения существенно расширилась. В настоящее время межкультурный тренинг является одним из центральных средств межкультурного обучения и воспитания на уровнях высшего образования и повышения квалификации специалистов в Германии [1, с. 181].

Межкультурный тренинг представляет собой особую разновидность тренинга. Под тренингом принято понимать «посредническую меру», направленную на повышение уровня знаний и навыков индивидов, чтобы они смогли лучше справляться с проблемными ситуациями, эффективнее взаимодействовать с окружающими, а также повысить собственные шансы на успех [2, с. 8]. Ключевым отличием межкультурного тренинга от обычного является присутствие межкультурного компонента.

Существует немало дефиниций понятия «межкультурный тренинг». Ведущий немецкий ученый в области межкультурной коммуникации А. Томас рассматривает межкультурный тренинг как совокупность всех средств, которые предлагает межкультурное обучение и воспитание с целью развития межкультурной компетенции [3, с. 150]. Эльке Боссе, немецкий исследователь в области развития межкультурной деловой компетенции, полагает, что межкультурный тренинг следует понимать как применение научно обоснованных концепций межкультурной коммуникации на уровне практики [4, с. 422]. Один из крупнейших ученых в области межкультурной коммуникации Ю. Больтен рассматривает межкультурный тренинг как средство межкультурного обучения и воспитания, которое применяется в зависимости от цели обучения, содержания обучения, конкретной целевой группы и «учебного контекста», что подразумевает под собой использование различных компонентов тренинга и типов упражнений [5, с. 130].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что метод тренинга является одним из лучших практических средств межкультурного иноязычного обучения и воспитания студентов-лингвистов. Межкультурный учебный тренинг обеспечивает развитие целого ряда навыков - коммуникативных, аналитических, командных, межкультурных. Многообразие компонентов тренинга, которые можно использовать в рамках закрепления теоретических материалов, обеспечивает большую вариативность занятий, а применение различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, делает межкультурный тренинг эффективным и доступным средством формирования межкультурной компетенции учащихся лингвистических направлений высшей школы.

Список литературы /References

1. Kinast E.-U. Interkulturelles Training // Handbuch Interkulturelle Kommunikation und Kooperation. Bd1: Grundlagen und Praxisfelder. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2005.

2. EhnertI. Die Effektivität von Interkulturellen Trainings. Hamburg: Dr. Kovac, 2004.

3. Thomas A. Interkulturelles Handlungstraining als Personalentwicklungsmaßnahme // Zeitschrift für Arbeits- und Organisationspsychologie. 34 (3), 1990.

4. Bosse E. Qualifi zierung für interkulturelle Kommunikation: Trainingskonzeption und Evaluation. München: Iudicium,2011. 467 S.

5. Bolten J. Interkulturelle Kompetenz. Erfurt: Landeszentrale für politische Bildung, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.