Научная статья на тему 'Особенности применения мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним'

Особенности применения мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / MINORS / CRIMINAL LIABILITY / COERCIVE MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Насреддинова Кристина Александровна, Букаев Александр Яковлевич

В статье рассматриваются особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним. Изучаются проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE TO MINORS

In article features of criminal liability and purpose of punishment as the minor are considered. Problems of application of coercive measures of educational influence are studied.

Текст научной работы на тему «Особенности применения мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним»

УДК 343.8

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

© 2012 К. А. Насрединова, А. Я. Букаев

Аннотация. В статье рассматриваются особенности уголовной ответственности и назначения наказания несовершеннолетним. Изучаются проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовная ответственность, принудительные меры воспитательного воздействия.

FEATURES OF APPLICATION OF MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE TO MINORS

© 2012 K. Nasreddinova, A. Bukaev

Summary. In article features of criminal liability and purpose of punishment as the minor are considered. Problems of application of coercive measures of educational influence are studied.

Keywords: minors, criminal liability, coercive measures of educational influence.

Уголовная ответственность несовершеннолетних и практика назначения им наказания реализуется посредством применения основных положений уголовно-правовой политики Российской Федерации в этой сфере, которая формируется на основе особого подхода к реализации уголовной ответственности данной категории правонарушителей на всех этапах исторического развития нашего государства. Россия с определенной периодичностью сталкивается с проблемой детской беспризорности и безнадзорности, которые являются детерминантами преступности несовершеннолетних. В этой связи важно не только показать государственную политику гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних, которая выражается порой в таких мерах, как неоднократное применение условного осуждения, но и сформировать действенную систему уголовно-правовых норм уголовной ответственности и назначении наказания лицам, не достигшим в момент совершения ими преступлений восемнадцатилетнего возраста.

Уголовная ответственность несовершеннолетних реализуется посредством применения основных положений ювенальной уголовно-правовой политики Российской Федерации в этой сфере, которая может быть представлена как государственная политика в области противодействия преступности несовершеннолетних. Она реализуется в нормах международного права, национального законодательства и выражается в реализации предписаний и принципов приоритета воспитательных мер над карательными; осуществлении правосудия в отношении несовершеннолетних специализированными органами ювенальной юстиции; применении доктрины восстановительного правосудия, а также обязательной ресоциализа-ции лиц, совершивших преступные деяния в возрасте до восемнадцати лет.

Согласно статистическим данным Судебного департамента РФ, в 2010 г. несовершеннолетние были участниками 46 954 преступлений. Анализируя назначенные им наказания, можно отметить, что к лишению свободы приговорены 8644 человека, к исправительным работам -686 человек, к штрафу - 4889 человек, к обязательным работам - 7130 человек, к ограничению свободы - 488 человек, условно осуждены к лишению свободы 23 069 человек1. Из статистических данных видно, что такие наказания, как штраф, исправительные работы, ограничение свободы, достаточно редко применяются на практике. А к наказанию в виде лишения свободы осуждается фактически каждый пятый, совершивший преступление до 18-летнего возраста.

По мнению большинства исследователей2, лишение свободы не может исправить несовершеннолетнего осужденного, а обычно становится школой повышения криминального мастерства. В местах лишения свободы взамен они приобретают криминальные связи, которые сохраняются и по окончании срока, что зачастую способствует продолжению преступной деятельности. Поэтому актуальной является разработка теоретически обоснованного и практически значимого комплекса мер уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних,

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ И ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ

109

совершивших преступления, с тем, чтобы исключить доминирование в нем лишения свободы, поскольку это наказание, как правило, изменяет его поведение на еще более негативное.

Необходимо также иметь в виду, что даже оступившийся несовершеннолетний в силу своего возраста является объектом повышенной правовой защиты, что нашло отражение во многих международно-правовых документах, так или иначе касающихся лиц указанной категории. В основе процесса ресоциализации несовершеннолетнего преступника, как следует из международных правовых документов, должен лежать принцип максимального содействия благополучию несовершеннолетнего, а реализации этого принципа может способствовать развернутая система альтернативных уголовной ответственности мер воспитательного воздействия на лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Во многих зарубежных странах, в отличие от России, применение названных мер является основным специальным средством правового воздействия на данную категорию правонарушителей. Накоплен весомый положительный опыт в этой области, который можно учесть при формировании и совершенствовании российского ювенального уголовного законодательства .

В соответствии с ч. 1 ст. 90 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. В феврале 2011 г. утверждено новое Постановление Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». В нем, в частности, разъяснены особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, дан перечень международных актов, которые должны учитываться судами при рассмотрении подобного рода дел. С позиции ювенальной юстиции большое значение придается п. 44 названного постановления, в нем сказано, что «судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию». На приоритетность применения воспитательных мер указывают многие авторы. Так, А.С. Бугрименко отмечает, что основным правилом в системе общих начал назначения наказания несовершеннолетним, предусмотренных в ст. 89 УК РФ, следует признать правило, «обозначающее приоритет концепции восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних. В связи с этим до вынесения судом приговора и назначения конкретного вида и размера наказания следует ввести в обязанность суда установление факта о том, имеются ли предпосылки и основания для проведения процедуры примирения сторон и применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия»4.

Также обращается внимание судов на то, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ изменена редакция ч. 2 ст. 87 УК РФ. Согласно действующей редакции данной статьи на первое место поставлено положение о применении принудительных мер воспитательного воздействия, а на второе - о назначении наказания. «Имея в виду это изменение, судьям следует (после признания несовершеннолетнего виновным в совершении преступления) прежде разрешить вопрос о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия и только при невозможности применения указанных мер приступать к разрешению вопроса о наказании несовершеннолетнего»5.

Сущность принудительных мер воспитательного воздействия заключается в принуждении несовершеннолетнего к определенным действиям, что сводит к минимуму карательное воздействие. Посредством принуждения лица к совершению определенного рода поступков в интересах общества либо отдельных лиц идет воздействие на формирование личности несовершеннолетнего в рамках социально одобряемого поведения. Если строить работу с подростком, опираясь на индивидуальные особенности личности и используя корректирующие меры воздействия, направленные на его исправление, то можно добиться эффективного результата.

Поэтому необходимо расширять практику применения принудительных мер воспитательного воздействия. Приоритетность воспитательных мер обосновывается двумя основными положениями:

- лишение и ограничение правового статуса несовершеннолетнего нецелесообразно в силу его «усеченности»;

- социально-психологические особенности несовершеннолетних позволяют достигать целей исправления и предупреждения путем принудительно-воспитательных мер воздействия с элементами кары за совершенное преступление, что более эффективно и достигает целей предупреждения преступлений данными лицами в будущем не только из-за страха перед наказанием, но и в силу определенного уровня правосознания, которое должно развиться в результате корректирующих мер.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия ко времени их применения. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Поэтому совершеннолетие препятствует применению принудительных мер воспитательного воздействия.

В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со ст. 96 УК. Причем к указанной категории лиц из всего спектра принудительных мер могут применяться разве что предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред, так как другие меры связаны с ограничением прав лица и требуют осуществления контроля за их исполнением со стороны специализированного государственного органа. В соответствии же со ст. 7 Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» «индивидуальная профилактическая работа» в отношении несовершеннолетнего прекращается по достижении им возраста 18 лет»6.

Таким образом, при назначении принудительных мер воспитательного воздействия суд должен учитывать возраст преступника. Нецелесообразно, а иногда и невозможно назначать принудительные меры лицам, достигшим совершеннолетия, и лицам, близким к его достижению, если цели исправления не могут быть достигнуты до наступления совершеннолетия. В этих случаях разумно применять другие способы, например, условное осуждение.

Ч. 2 ст. 90 УК РФ предусмотрены следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия:

- предупреждение;

- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

- возложение обязанности загладить причиненный вред;

- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Самой строгой принудительной мерой является помещение несовершеннолетнего

в специальное профессионально-техническое училище (СПТУ). Образовательная, воспитательная и хозяйственно-экономическая деятельность СПТУ регулируется «Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с деви-антным поведением»7. Несовершеннолетние правонарушители в этих воспитательных учреждениях должны не только повышать свой общеобразовательный и культурный уровень по программе обычных школ, но и приобретать или повышать свою профессиональную квалификацию в объеме училищ системы профессионально-технического обучения. Проведение воспитательной работы в этих училищах также предполагает осуществление комплекса трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания несовершеннолетних с учетом специфических особенностей отдельных категорий правонарушителей.

1 ЬИр://ш(1.8ат.8и1М".ги/то11и1е8.рЬр?пате=81а1&П11=3

2 Бопхоев Х.В. Принудительные меры в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления: проблемы совершенствования законодательного урегулирования и практики правоприменения: автореф. дис ... канд. юрид. наук. - Н.Новгород, 2006. - С. 15.

3 Крылова Н., Серебренникова А. Уголовное право зарубежных стран. - М.: Зерцало-М, 2009. - С. 185.

4 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 1 февраля 2011 г. №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // СПС «Гарант» по состоянию на 1.09.2012 г.

5 Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»// СПС «Гарант» по состоянию на 1.09.2012г.

6 Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СПС «Гарант» по состоянию на 1.09.2012г.

7 Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. № 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.