Научная статья на тему 'Особенности применения инновационных технологий в многоуровневом образовании'

Особенности применения инновационных технологий в многоуровневом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС / MULTI-LEVEL EDUCATION / DISTANCE LEARNING / COMPETENCE APPROACH / ELECTRONIC LEARNING / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куляшова Н.М., Карпюк И.А.

Инновационная направленность образовательной деятельности выступает средством обновления образовательной политики и позволяет совершенствовать управление системой образования на основе автоматизации банков данных. Влечет за собой модернизацию методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения. В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (учебных электронных ресурсов), ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания в системе многоуровневого высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куляшова Н.М., Карпюк И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN MULTI-TIER EDUCATION

The innovative orientation of educational activity is a means of updating educational policy and allows you to improve the management of the education system based on Automation data banks. Entails the modernization of methodology and strategy selection of content, methods and organizational forms of learning. The article discusses the use of information and communication technologies (educational electronic resources) to development of intellectual potential of the trainee, the formation of skills to independently acquire knowledge in a multi-tiered system of higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности применения инновационных технологий в многоуровневом образовании»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-116-119

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МНОГОУРОВНЕВОМ ОБРАЗОВАНИИ

Куляшова Н.М.1, Карпюк И. А.1

ЮЯСГО: 0000-0002-6219-6219,2ORCID:0000-0002-3480-0968,

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский

государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, Республика Мордовия, Российская Федерация

Инновационная направленность образовательной деятельности выступает средствам обновления образовательной политики и позволяет совершенствовать управление системой образования на основе автоматизации банков данных. Влечет за собой модернизацию методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения. В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (учебных электронных ресурсов), ориентированных на развитие интеллектуального потенщ-ала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания в системе многоуровневого высшего образования.

Ключевые слова: многоуровневое образование; дистанционное обучение; компетентностный подход; электронное обучение; информационно-коммуникационные технологии; электронный ресурс.

PECULIARITIES OF APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN MULTI-TIER EDUCATION

Kulyashova N.M.1, KarpyukLA.2

mCID: 0000-0002-6219-6219,2ORCID:0000-0002-3480-0968, Mordovian state university N.P. Ogarev, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation

The innovative orientation of educational activity is a means of updating educational policy and allows you to improve the manage— 116 —

ment of the education system based on Automation data banks. Entails the modernization of methodology and strategy selection of content, methods and organizational forms of learning.

The article discusses the use of information and communication technologies (educational electronic resources) to development of intellectual potential of the trainee, the formation of skills to independently acquire knowledge in a multi-tiered system of higher education.

Keywords: multi-level education; distance learning; competence approach; electronic learning; information and communication technology; electronic resource.

В условиях повышения качества обучения в вузе перед системой образования встают новые проблемы, обусловленные рядом факторов, влияющих на трансформацию системы высшего образования, среди которых - изменившаяся концепция знаний, повышение качества и доступности образования, увеличение академической мобильности, интеграция в мировое научно-образовательное пространство, формирование системы генерации и распространения знаний.

Эффективным средством решения указанных проблем может быть, в частности, разработка комплексного подхода к развитию, систематизации и интеграции инновационных технологий в систему многоуровневого образования. Инновационные технологии в образовании представляют собой формы, способы и методы, обеспечивающие непрерывную профессиональную подготовку кадров и формирование креативной личности, способной адаптироваться в высокотехнологическом обществе.

Трансформацию претерпевает сам процесс обучения, в который все полнее входят электронные образовательные ресурсы, основанные на использовании инновационных методов и средств. Информационно-коммуникационные технологии и инновационные преобразования в педагогике, обеспечивающие стратегию «образование через всю жизнь» выполняют функцию инструментов и объектов на всех уровнях познания, исследования и практики. Наблюдается тенденция слияния традиционных образовательных и информа-

ционных методик и формирование на их основе принципиально новых интегрированных способов обучения. В качестве средств информационно-коммуникационных технологий используются, в том числе, компьютерные средства учебного назначения - электронные ресурсы [4, с. 42].

Содержание электронного ресурса должно удовлетворять Федеральному государственному образовательному стандарту, быть дидактически обосновано, структурировано, и может содержать рабочие программы, электронные пособия и учебники, тренажерные и мониторинговые системы. При этом учебный ресурс должен удовлетворять дидактическим принципам активности, самостоятельности, сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы, мотивации, связи теории с практикой, эффективности. При разработке образовательных инструментов должны также учитываться и принципы квантования, полноты, наглядности, ветвления, регулирования, адаптивности, компьютерной поддержки, собираемости и т.д.

Дидактический процесс с использованием электронных образовательных ресурсов представляется в виде последовательности операций, каждая из которых позволяет достичь требуемого уровня знаний на соответствующем этапе обучения. Применение многоуровневых электронных учебных изданий делает возможным, составляя собственную траекторию изучения предмета, реализацию индивидуального обучения как в системе очного и заочного высшего образования, так и при дополнительном дистанционном обучении; позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным [3, с. 126—128].

В Мордовском государственном университете реализована электронная информационно-образовательная среда как условие эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности вуза. Одним из элементов этой среды является база электронных учебно-методических комплексов институтов и факультетов вуза, призванная, в частности, обеспечить индивидуализацию обучения и удаленный доступ к учебным ресурсам. К этой базе имеют доступ разработчики УМК и студенты очной, заочной и дистанционной

форм обучения, изучающие соответствующие дисциплины. Преподаватель в личном кабинете имеет возможность, прежде всего, контролировать процесс обучения, отслеживая частоту обращения к учебному материалу каждого студента. Кроме того, система позволяет проводить как контроль знаний по каждому учебному модулю, так и по дисциплине в целом посредством тестовых заданий.

Студенты, в рамках самостоятельной работы [1], в личных кабинетах электронной информационно-образовательной среды университета выстраивают собственную образовательную траекторию, используя многоуровневую структуру учебных пособий. На каждом этапе обучения студент может оценить уровень полученных знаний, пройдя промежуточное тестирование. Это способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию умения использовать справочную документацию и специальную литературу, развитию исследовательских умений.

Таким образом, современные инновации в системе многоуровневого образования учитывают необходимость полного развития таких способностей выпускника вуза, которые необходимы для включения его, как конкурентно способного специалиста, в социально активную деятельность и обеспечения эффективного самообразования за пределами институционализированных систем.

Список литературы

1. Карпюк И.А., Куляшова Н.М. Формирование компетенций студентов в рамках самостоятельной работы // Научные труды SWorld. 2014. Т. 12. № 1. С. 32-37.

2. Карпюк И.А., Куляшова Н.М. Электронный учебник - средство организации учебного процесса // Научные труды Sworld. 2010. Т. 9. № 2. С. 16-17.

3. Куляшова Н.М., Карпюк И. А. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода II Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 126-130.

4. Куляшова Н.М., Карпюк И.А. Средства информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 4. С. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.