Научная статья на тему 'Особенности применения информационных технологий в управлении персоналом машиностроительных предприятий'

Особенности применения информационных технологий в управлении персоналом машиностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
414
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / PDM-СИСТЕМА / PLM-СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / UNIFORM INFORMATION SPACE / PDM-SYSTEM / PLM-SYSTEM / INFORMATION TECHNOLOGY / STAFF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кузнецова Валентина Борисовна

В современной среде функционирования машиностроительных предприятий актуальным является использование информационных платформ в организации работы персонала. Высокая конкуренция заставляет руководителей компаний признать значительную роль информационных технологий в управлении персоналом. В статье обосновывается необходимость организации единого информационного пространства на предприятии и внедрение PDM-системы, обеспечивающей эффективную работу персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кузнецова Валентина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INFORMATION TECHNOLOGY IN STAFF MANAGEMENT AT THE MACHINE-BUILDING ENTERPRISES

In modern environment of machine-building enterprises is the use of topical information platforms in the organization of the staff. Intense competition makes heads of company recognize significant role of information technology in human resource management. The necessity of organizing a uniform information space in the enterprise and implementing PDM-system providing staff efficiency.

Текст научной работы на тему «Особенности применения информационных технологий в управлении персоналом машиностроительных предприятий»

УДК 005.95:004.451.5:621

Кузнецова В.Б.

Оренбургский государственный университет E-mail: valyosha@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В современной среде функционирования машиностроительных предприятий актуальным является использование информационных платформ в организации работы персонала. Высокая конкуренция заставляет руководителей компаний признать значительную роль информационных технологий в управлении персоналом. В статье обосновывается необходимость организации единого информационного пространства на предприятии и внедрение PDM-системы, обеспечивающей эффективную работу персонала.

Ключевые слова: единое информационное пространство, PDM-система, PLM-система, информационные технологии, управление персоналом.

Эффективная работа предприятия невозможна без единого информационного пространства в рамках всего предприятия или нескольких предприятий, ведущих совместную работу над изделиями. В качестве подобного интегрирующего звена должна выступать PDM-система (англ. Product Data Management - система управления данными об изделии) [1].

Реализация принципа единого информационного пространства приводит к тому, что административная схема фирмы начинает максимально соответствовать ее функциональной схеме. Функциональная схема становится одноуровневой и позволяет устанавливать прямые связи между любыми сотрудниками в интересах различных бизнес-процессов. При этом руководители верхнего уровня освобождаются от оперативного управления. Вместо этого их главной задачей является совершенствование правил и процедур внутри подразделений, контроль за выполнением планов и базовых показателей, работа с персоналом [2].

Особенности построения интегрированной автоматизированной системы управления данными об изделиях описаны в работах отече-

ственных и зарубежных ученых: Н.Г. Братухи-на [3], А.А. Вепрева [4], А.Ф. Колчина [5], В.Б. Кузнецовой [6], К.С. Кульги [7], А.И. Левина [8], И.П. Норенкова [9], М.А. Погосян [10], А.В. Попов [6], А.И. Сергеев [11], А.И Сердюк [12], Е.В. Судова [13], В.В. Терликов [14], Д.Н. Тороп [14], Р.Б. Фергюсон [15], М. Хамме-ра [16], Дж. Хартли [16], Дж. Чампи [17].

Рассмотрим основные задачи, решаемые с помощью PDM-системы при организации работы персонала.

1) Ведение модели организационной структуры предприятия.

Именно с моделирования организационной структуры начинается процесс внедрения PDM-системы на любом предприятии, осваивающем информационные технологии. Для моделирования организационной структуры в большинстве случаев достаточно следующих информационных объектов (рисунок 1).

Группа - описывает подразделения организационной структуры предприятия.

Персона - содержит сведения о работниках предприятия, имеющих доступ к PDM-сис-теме.

Идентификатор

Код группы

~( Наименование ]

Идентификатор

Наименование ]

Группа

Роль

Персона

__Идентификатор

—[ Личный код ]

Н ФИО ]

|~[ Личные данные ]

Рисунок 1. Схема объектов для моделирования оргструктуры [18]

Роль - указывает на функцию, выполняемую персоной в производственном процессе.

Набор этих объектов позволяет вести любую иерархическую структуру организации.

2) Организация доступа к данным.

Объем информации, содержащейся в электронном описании изделия, чрезвычайно велик и требует некоторых усилий по обеспечению оперативного доступа пользователей к необходимым данным. Для того, чтобы пользователь мог работать с объектами базы данных PDM-системы, необходимо создать его точку входа в систему (обычно это домашняя папка или страница пользователя) с этими объектами. Эта связь осуществляется путем создания стандартизованной системы папок, размещаемой в рабочем пространстве пользователя. Эта система папок как бы создает общие правила доступа к проектным данным и облегчает навигацию в базе данных. Следует подчеркнуть, что папки PDM-системы служат механизмом организации путей доступа к данным. Они в отличие от папок операционной системы могут поддерживать и иерархические структуры путей к данным. Содержательно система папок определяется характером работ предприятия. Как правило, целесообразно создать структуры, стандартизирующие доступ к проектным данным, стандартам и личным папкам пользователей.

Кроме организации рабочего пространства пользователи используют также механизмы контроля доступа к данным. Они действуют на основе связанной с каждым объектом матрицы доступа. Матрица доступа определяет, какие действия может совершить данная категория пользователей над данным объектом (таблица 1) [10].

Стандартные действия - чтение, запись, удаление, изменение матрицы доступа, копирование, экспорт и др. Категории пользователей -владелец объекта; группа, к которой принадлежит владелец; все пользователи, обладающие определенной ролью; все пользователи системы.

Матрица доступа может быть как статической, содержащей записи о правах доступа в явном виде, так и динамической, формирующейся на основе правил, заложенных в систему администраторами проекта. Контроль доступа отражает политику предприятия, направленную на сохранение данных, разграничение ответственности исполнителей и соблюдение конфиденциальности информации.

Еще один механизм доступа к данным - развитая система поиска. Поиск может быть задан как по атрибутивным данным объектов, так и по геометрическим данным объектов, в первую очередь касающимся пространственного размещения объектов в составе изделия, в заданной окрестности заданной детали. Развитые механизмы поиска экономят массу времени различных специалистов, ведущих работу над проектом [10].

3) Управление потоками работ.

Управление потоками работ (Workflow) предназначено для моделирования в рамках PDM-системы бизнес-процессов предприятия, определяющих распределение работ, последовательность их выполнения, процедуры выпуска, согласования и утверждения проектных данных. Результатом работы процедуры Workflow является присвоение выпускаемым объектом некоего заранее определенного статуса, например «Утверждаю». Тем самым предприятие признает легитимность выпущенных данных, возможность их официального использования в последующих работах, например, в производстве. Как правило, данные, получившие официальный статус, защищаются от изменения. По этой причине механизмы Workflow играют важную роль в создании и сохранении интеллектуальной собственности предприятия - электронного описания изделия [3].

Наиболее часто используют процедуры Workflow, моделирующие выпуск объектов электронного описания изделия. Они состоят из нескольких этапов, соответствующих принятой на

Таблица 1. Матрица доступа персонала к информации

Субъект доступа Операция

Чтение Запись Удаление Копирование Изменение матрицы доступа Экспорт

Владелец да да да да да нет

Группа да нет нет да нет нет

Роль-экспортер да нет нет нет нет да

Все да нет нет нет нет нет

Кузнецова В.Б.

Особенности применения информационных технологий

предприятии последовательности согласования, контроля и утверждения документов (рисунок 2).

Кроме собственно происхождения маршрута Workflow выполняет следующие задачи:

- обеспечивается защита от несанкционированных изменений документов в ходе прохождения процедуры;

- на этапах, прохождение которых изменяет текущий статус информации, производится закрепление за документами этого статуса;

- выполняется протоколирование действий всех участников процедуры Workflow и обеспечивается возможность фиксации всеми участниками своих замечаний и других комментариев;

- ведется контроль исполнения (отслеживание прохождения каждого этапа в отведенное на это время);

- обеспечивается возможность отслеживания инициатором процедуры или диспетчером состояния процесса (на каком этапе он находится, с каким статусом).

Эффективна интеграция процедур Workflow с системой планирования проектных работ. В рамках такой интеграции инициация

Рисунок 2. Процедура выпуска документации и согласования сотрудниками машиностроительного предприятия

запуска процедур Workflow в PDM производится по назначенным работам в системе планирования. В обратную сторону из PDM-системы передаются сведения о завершении работ.

В ряде случаев придание юридической силы документам, разрабатываемым под управлением PDM и утверждаемым в ходе процедуры Workflow, достигается с использованием механизма электронно-цифровой подписи [3].

Основные функциональные возможности PDM-систем охватывают следующие направления:

- управление хранением данных и документами;

- управление процессами и потоками работ;

- управление структурой продукта;

- автоматизация генерации выборок и отчетов;

- механизм авторизации [9].

Вышеизложенное является определяющей составляющей применения информационных технологий в управлении персоналом для реализации стратегии предприятия. Организация производства и работа персонала в едином информационном пространстве

- это путь к сокращению затрат, повышению рентабельности и поиска внутренних резервов предприятия. Эффективная работа предприятия во многом обуславливается внедрением PDM-системы.

В результате проведенного исследования получены следующие выводы:

- основной особенностью применения информационных технологий в условиях высокой конкуренции является необходимость организации единого информационного пространства как инструмента по параллельному доступу к данным и управлению потоками работ;

- подтверждена результативность внедрения PDM-системы при организации работы персонала, позволяющей осуществлять своевременную проверку документации и контроль за выполнением норм, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение затрат рабочего времени;

- предложена процедура выпуска и согласования документации сотрудниками машиностроительного предприятия на основе организации единого информационного пространства при внедрении PDM-системы.

3.04.2014

Список литературы:

1. Кузнецова, В.Б. Совершенствование процесса изготовления сложных изделий с использованием PDM-систем на ОАО «ПО» Стрела» / Кузнецова В.Б., Сердюк А.И., Сергеев А.И., Попов А.В. // Информационные технологии в проектировании и производстве. - 2013. - №4. - С. 54-61.

2. Tadviser. Государство. Бизнес. ИТ [Электронный ресурс]: сайт компании. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2013. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ - Загл. с экрана (на дату обращения 28.02.2014 г.)

3. Братухин, А.Г. Стратегия, концепция, принципы CALS / А.Г. Братухин, В.Г. Дмитриев. - Российская энциклопедия CALS. Авиационно-космическое машиностроение. - НИЦ АСК. Москва, 2008. - 608 с.

4. Вепрев, А.А. Разработка и внедрение системы управления документацией и данными по изделиям авиационной техники на основе Teamcenter. («Корпорация «ИРКУТ») / А.А. Вепрев [и др.] // CAD/CAM/CAE Observer. - 2008. - №24.

5. Колчин, А.Ф. Как сделать успешным внедрение PLM / А.Ф. Колчин С.В. Сумароков, Т. Жабоев // САПР и графика. -2008. - №5. - С. 125-128.

6. Кузнецова, В.Б. Внедрение методики параллельного инжиниринга на основе plm-системы teamcenter на ОАО «ПО» Стрела» / Кузнецова В.Б., Сергеев А.И., Попов А.В. // Автоматизированные технологии и производства. - 2013. - №5. - С. 111-113.

7. Кульга, К.С. Автоматизация технической подготовки и управления производством на основе PLM-системы / К.С. Кульга // Нефтяное хозяйство. 2008. - 256 с.

8. Левин, А.И. CALS-сопровождение жизненного цикла / А.И. Левин, Е.В. Судов // Открытые системы. - 2001. - №3. -С.10-11.

9. Норенков, И.П. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии / И.П. Норенков, П.К. Кузьмик. -М.: Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 320 с.

10. Погосян, М.А. Технология управления данными об изделии в течение его жизненного цикла / М.А. Погосян, Е.П. Савельевских, Ю.М. Тарасов. - Российская энциклопедия CALS. Авиационно-космическое машиностроение. - НИЦ АСК. Москва, 2008. - 608 с.

11. Сергеев, А.И. Алгоритмы моделирования работы производственной системы / Сергеев А.И., Гончаров А.Н. // СТИН. -2012. - №6. - С. 2-5.

12. Сердюк, А.И. Программный комплекс для оценки эффективности изготовления изделия / Галина Л.В., Сердюк А.И., Черноусова А.М. // Программные продукты и системы. - 2010. - №4. - С. 128-132.

13. Судов, Е.В. Интегрированная информационная поддержка жизненного цикла машиностроительной продукции. Принципы. Технологии. Методы. Модели / Е.В. Судов. - М.: ООО Издательский дом «МВМ», 2003. - 264 с.

14. Тороп, Д.Н. Teamcenter. Начало работы / Д.Н. Тороп, В.В. Терликов. - М.: ДМК Пресс, - 2011. - 280 с.: ил.

15. Рене Буше Фергюсон Microsoft и UGS объединяются вокруг PLM. 13.06.2006 / Фергюсон Рене Буше // PC Week/RE (531)/ - 2006. - №21.

16. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампи // Спб.: Изд. С.-Петербургского университета, 1997. - 253 с.

17. Хартли, Дж. ГПС в действии / Дж. Хартли // М.: Машиностроение, 1987. - 328 с

18. Презентация PLM-системы Teamcenter 2007. // САПР и графика. - 2008. - № 1. - С. 464-467.

Сведения об авторе:

Кузнецова Валентина Борисовна, старший преподаватель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук 460018, г.Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: (3532) 372448, e-mail: valyosha@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.