Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование обеспечения технико-экономической готовности изделий сложной авиационной техники'

Теоретическое обоснование обеспечения технико-экономической готовности изделий сложной авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / УПРАВЛЕНИЕ ИНДУСТРИЕЙ ТУРИЗМА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FDITECHNOLOGIES / CALS / PDMSYSTEM / PLMSYSTEM / COSTS / PRODUCT LIFECYCLE MANAGEMENT / ELECTRONIC DOCUMENT MANAGEMENT / UNIFORM INFORMATION SPACE / DEFENSE INDUSTRY / AIRCRAFT ENTERPRISES / ENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Валентина Борисовна

В статье рассматриваются основные направления развития индустрии туризма на современном этапе. Анализируются факторы развития туристской сферы, обосновывается необходимость создания инфраструктуры туристкой отрасли и значимость государственного регулирования сферы туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Валентина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASIS OF TECHNICAL AND ECONOMIC READINESS PRODUCTS OF COMPLEX AIRCRAFT

To remain competitive in a globalized market, enterprises need to reduce the cost of the life cycle of products, while reducing production time. In achieving this goal is crucial cost reduction in valueestimatingof the product lifecycle.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование обеспечения технико-экономической готовности изделий сложной авиационной техники»

УДК 658.5:629.73:004.9

Кузнецова В.Б.

Оренбургский государственный университет E-mail: valyosha@list.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИЗДЕЛИЙ СЛОЖНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях глобализации рынка, предприятиям требуется снизить затраты на жизненный цикл изделия, сократив при этом сроки изготовления продукции. В достижении этой цели важнейшую роль играет сокращение затрат при оценке стоимости жизненного цикла изделия.

Ключевые слова: ИПИ-технологии, CALS, PDM-система, PLM-система, затраты, управление жизненным циклом изделия, электронный документооборот, единое информационное пространство, оборонная промышленность, авиационные предприятия, машиностроение.

Научная проблема заключается в отсутствии научно-методологического обоснования исследований процесса обеспечения технико-экономической готовности изделий сложной авиационной техники в условиях естественного уменьшения доступности предметов снабжения в ходе длительного жизненного цикла. Главное отличие процессов и процедур послепродажного сопровождения изделий сложной авиационной техники, принятых в России и описываемых в отечественных нормативных документах, от аналогичных процессов и процедур, регламентированных зарубежными стандартами, состоит в том, что отечественные документы не предусматривают систематического применения информационных технологий для поддержки этих процессов в рамках интегрированной информационной среды. В данном исследовании предлагается обоснование экономико-технологических методов в области определения затрат как на ранних стадиях проектирования, так и на стадиях производства и эксплуатации, имеющие существенное значение в развитии оборонно-промышленного комплекса России для повышения качества и конкурентоспособности.

Исследование основывается на гипотезе, предполагающей, что совокупность разработанных методов позволит сократить затраты на жизненный цикл изделия, снизить производственные риски при проведении технико-экономических расчетов, сократить сроки подготовки производства и выпуска продукции, затраты на эксплуатацию, учитывая их ещё на стадии проектировании изделия. Интеграция экономико-технологических методов в

области определения затрат в единое информационное пространство предприятия позволит оперативно отслеживать изменение производственных условий и вносить соответствующие поправки в конструкцию и стоимость проекта. Описание методологии сокращения затрат на жизненный цикл изделия основывается на Концепции развития ИПИ-технологий для продукции военного назначения, поставляемой на экспорт, утвержденной 24.10.2012 г.

Интенсивное развитие продукции авиастроения в последние 50 лет, а также накопленный опыт её эксплуатации к настоящему моменту поставил перед предприятиями ряд проблем, от решения которых во многом зависит успех дальнейшего развития данных видов продукции. Основными проблемами, которые необходимо решить являются:

- проблемы обеспечения качества продукции авиастроения;

- проблемы снижения затрат на изготовление и послепродажное обслуживание этой продукции (снижение стоимости жизненного цикла).

В современной литературе, посвященной проблематике военно-экономического характера (Кобылинский Б.В., Щипцов В.В. Ши-манский Б.В.) [1, 2, 3], используется термин «военно-экономическая модель». Считается, что такая модель является инструментом для решения задачи военно-экономического анализа. Однако само понятие модели не определено. Решение задачи военно-экономического анализа в отношении системы военного назначения предполагает обязательное проведение ее военно-экономической оценки, под которой по-

нимается «суждение в качественной или количественной форме об объекте оценки с учетом военных и экономических факторов, в военных и экономических категориях, с использованием военных и экономических показателей, характеризующих военный результат и экономические затраты» [1, 2, 3]. Военно-экономическая оценка может иметь самостоятельное значение, хотя чаще всего используется в качестве элемента военно-экономического обоснования или военно-экономической оптимизации, в ходе которых в общем случае осуществляется выбор варианта системы, наилучшего с точки зрения военно-экономической эффективности. Таким образом, военно-экономическая модель системы военного назначения должна представлять собой составную модель, включающую в себя математические модели операций, в реализации которых участвует данная система, а также (при необходимости) экономические модели для оценки затрат на достижение результатов. Следует отметить, что между входящими в состав военно-экономической модели системы военного назначения математическими моделями должна существовать взаимная связь, обусловленная не только общей частью исходных данных для моделирования, но и взаимным обменом промежуточными или конечными результатами в процессе моделирования. Вышеприведенные рассуждения позволили сформулировать определение военно-экономической модели системы военного назначения. Под военно-экономической моделью системы военного назначения предлагается понимать совокупность взаимосвязанных математических моделей, позволяющих оценивать показатели, характеризующие военный результат от функционирования данной системы и представленные в стоимостном выражении затраты экономических ресурсов на достижение этих результатов, позволяющие решать задачи военно-экономического анализа в отношении данной системы. Так как системы военного назначения разрабатываются, как правило, для многократного применения в период ее жизненного цикла, то военно-экономическая модель может стать основой для принятия решения о модернизации или замене системы, в зависимости от ее состояния. Более того, создание военно-экономической модели на этапах

создания систем вооружения (с учетом опыта эксплуатации аналогов), позволит оценивать эффективность создаваемых систем на этапах проектирования и производства (предэксплуа-тационных стадиях). Это позволяет говорить о возможности, и даже необходимости создания военно-экономической модели жизненного цикла системы военного назначения. Тогда, военно-экономическая модель, кроме выше перечисленной совокупности моделей, позволяющих оценить военный результат и затраты ресурсов на его получение, позволяющие решать задачи военно-экономического анализа в отношении данной системы, должна содержать модели оценки технического уровня системы.

В современных условиях, когда технологии позволяют создавать адекватные модели для сложных систем военного назначения, совершенствовать их с учетом предыстории и современного состояния, строить приемлемые прогнозные модели, возможно создание военно-экономической модели жизненного цикла для систем военного назначения любой сложности. Применение для этих целей ИПИ - технологий (технологий информационной поддержки жизненного цикла), как средства реализации модели, позволяют рассматривать военно-экономическую модель как одно из важнейших средств управления жизненным циклом сложных систем военного назначения. По мнению авторов, предлагаемый подход к оценке и анализу систем военного назначения позволяет получить корректные характеристики эффективности и стоимости выполнения ею свойственных операций на всех этапах жизненного цикла. Это, в свою очередь, позволяет принимать и реализовывать обоснованные решения по выбору наилучших вариантов использования систем по назначению. Кроме того, военно-экономическая модель может рассматриваться как один из важнейших инструментов совершенствования военных систем на всех этапах ее жизненного цикла. Нашей задачей является не только «оценивать эффективность создаваемых систем на этапах проектирования и производства (предэксплуатационных стадиях)» [1, 2], но и выявление зависимости затрат при эксплуататции (послепродажное обслуживание) от вариантов проектирования изделия. Так же нами предлагается использовать не толь-

ко «применение для этих целей ИПИ - технологий (технологий информационной поддержки жизненного цикла)», но и непосредственно определить наиболее важные направления развития ИПИ-технологий при проектировании, производстве и эксплуатации экспортируемой продукции авиастроения и продукции авиастроения, а так же формирование перечня мероприятий, направленных на реализацию важнейших направлений развития ИПИ-технологий, включая определение источников потребных ресурсов и этапов выполнения работ.

По данным фирмы Lockheed Martin Corporation, специализирующаяся в области авиастроения, авиакосмической техники, судостроения, когда стадия проектирования системы завершена, и произведено порядка 85% затрат, стоимость обнаружения и исправления ошибок проектирования возрастает по экспоненте и может увеличиться в 500-1000 раз по сравнению со стадией предпроектных исследований.

Предлагаемая нами методология отлична от военно-экономической модели системы военного назначения по составу используемых методов и процедур для оценки затрат на сокращение стоимости жизненного цикла изделия.

Разрабатываемая нами модель является моделью оценки стоимости проектов и спектр её применения - сложные изделия авиастроения. Предполагается, что данная модель оценки стоимости проектов способна реализовать исследование процесса обеспечения технико-экономической готовности изделий сложной авиационной техники посредством методов и процедур, структурированных в следующие этапы:

1) Исследование теоретических основ применения новых информационных технологий в промышленности (машиностроение) на предмет возможностей сокращения эксплуатационных затрат.

2) Разработка стратегии, концепции и принципов автоматизированных информационных систем, поддерживающих жизненный цикл изделия.

3) Разработка иерархической модели структуры размещения информации в PDM-среде.

4) Разработка совокупности методов оценки стоимости жизненного цикла изделия. В едином

информационном пространстве обобщить такие технологии, как: управление инженерными данными, управление документами, управление информацией об изделии, управление техническими данными, управление технической информацией, управление изображениями и манипулирование информацией, всесторонне определяющей конкретное изделие.

В PDM-системах не содержится совокупности методов, позволяющих управлять данными о стоимости жизненного цикла изделия как на стадиях проектирования, производства и эксплуатации. Интеграция совокупности экономико-технологических методов позволит дополнить и усовершенствовать PDM-систему, сократив затраты, снизив производственные риски при управлении жизненным циклом изделия [4, 5, 6].

5) Разработка единого алгоритма оценки стоимости жизненного цикла изделия, в котором функционально-стоимостный анализ (ФСА) использует актуальные инженерные и экономические данные о стоимости на проектирование, производство и эксплуатацию.

Алгоритм позволит четко и наглядно представить и описать последовательность применения совокупности методов для оценки стоимости жизненного цикла изделия за конечное число действий. Для повышения эффективности принятых решений необходим точный набор инструкций, описывающих последовательность действий некоторого исполнителя - это логично выразить в едином алгоритме оценки стоимости жизненного цикла изделия. Данный алгоритм будет представлять систему вычислений, выполняемых по строго определенным оговоренным правилам, которая после установленного числа шагов заведомо приведет к решению поставленной задачи. [7]

6) Разработка методики оценки стоимости жизненного цикла изделий Стоимость жизненного цикла изделий является ключевым понятием PLM (Product Lifecycle Management - технология управления жизненным циклом изделий), поскольку одна из главных целей PLM - сокращение стоимости жизненного цикла. При этом разработку методики оценки стоимости жизненного цикла планируется вести с учетом следующей последовательности:

- стоимость этапов проектирования и производства;

- полная стоимость на весь период эксплуатации изделия;

- стоимость владения при заданной интенсивности эксплуатации и с требуемой технической готовностью;

- стоимость модернизации изделия.

7) Выявление зависимости затрат на эксплуатацию изделия от проектных вариантов.

В зависимости от стадии проектирования и вида продукции должны учитываться следующие элементы анализа проекта:

- относящиеся к требованиям потребителя и их удовлетворению, в том числе работоспособность в предполагаемых условиях эксплуатации и окружающей среды;

- относящиеся к техническому описанию продукции, в том числе требования к безотказности и надежности, допустимые отклонения и их сравнение с возможностями технологического процесса, анализ характера и последствий отказов, способность обнаруживать и устранять неисправности;

- относящиеся к технологическим требованиям, в том числе требования к специальным процессам автоматизации, сборке, возможности проведения технического контроля и испытаний, требования к материалам и комплектующим, упаковке, транспортировке, хранению.

8) Разработка методики управления обеспечением технической готовности продукции авиастроения.

Методика управления обеспечением технической готовности включает:

- анализ и оценку рисков, связанных с моральным устареванием критических компонент системы;

- выбор методов снижения и устранения выявленных рисков с учетом экономических и технических факторов;

- формирование и реализацию комплекса мероприятий по снижению выявленных рисков

(в том числе, посредством перепроектирования узлов, модернизации подсистем и т.д.).

9) Организация интегрированной логистической поддержки жизненного цикла.

Согласно ГОСТ Р 53394-2009 «Интегрированная логистическая поддержка промышленных изделий - совокупность видов инженерной деятельности, реализуемых посредством управленческих, инженерных и информационных технологий, ориентированных на обеспечение высокого уровня готовности изделий (в том числе показателей, определяющих готовность - безотказности, долговечности, ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и др.,) при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием».

10) Разработка научно-методического и программного обеспечения оценки стоимости жизненного цикла в рамках ИПИ-технологий.

Предполагается статистическая обработка данных о жизненном цикле как производственных, так и эксплуатационных, автоматически получаемых из единого информационного пространства предприятия.

11) Внедрение результатов исследования в производство.

Разработка и внедрение методов и средств организации работ над совместными проектами создания продукции сложного авиастроения в единой информационной среде в рамках сотрудничества с предприятиями.

12) Оценка и сопоставление полученных результатов.

Решение всех перечисленных выше этапов необходимо осуществлять с учетом результатов организационно-экономического анализа процессов внедрения и применения разрабатываемых технологий, методов и средств информационной поддержки изделий (ИПИ), а также оценки влияния этих технологий на сокращение стоимости жизненного цикла продукции сложного авиастроения.

16.11.2014

Список литературы:

1. Кобылинский Б.В., Щипцов В.В. Теория проектирования подводных лодок. - СПб.: ВМА, 2006. - 516 с.

2. Щипцов, В.В. Военно-экономический анализ при исследовательском проектировании подводных лодок. - СПб.: ВМА, 1995. - 306 с.

3. Шиманский, Б.В. Основы военной экономики и планирования развития вооружения ВМФ. - Л.: ВМОЛУА, 1980. - 295 с., С. 54

4. Кузнецова, В.Б. Совершенствование процесса изготовления сложных изделий с использованием PDM-систем на ОАО «ПО» Стрела» / Кузнецова В.Б., Сердюк А.И., Сергеев А.И., Попов А.В. // Информационные технологии в проектировании и производстве. - 2013. - № 4. - С. 54-61.

5. Кузнецова, В.Б. Внедрение методики параллельного инжиниринга на основе р1т-системы teamcenter на ОАО «ПО» Стрела» / Кузнецова В.Б., Сергеев А.И., Попов А.В. // Автоматизированные технологии и производства. - 2013. - № 5. - С. 111-113.

6. Кузнецова, В.Б. Методика внедрения электронного документооборота при производстве сложной авиационной техники / Кузнецова В.Б., Сергеев А.И. // Электронный журнал «Труды МАИ». - 2014 - № 74. - http://www.mai.ru/science/trudy/published. php?ID=49379

7. Кузнецова, В.Б. Функционально-стоимостный анализ как способ оценки стоимости проекта в едином информационном пространстве / Кузнецова В.Б., Сергеев А.И., Попов А.В. // Автоматизированные технологии и производства: сб. науч. тр. Вып. 6. - Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, - 2014. - С.70-74.

Сведения об авторе:

Кузнецова Валентина Борисовна, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: +79619114157, e-mail: valyosha@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.