Научная статья на тему 'Особенности приема (зачисления) на государственную службу в полицию Великобритании'

Особенности приема (зачисления) на государственную службу в полицию Великобритании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2916
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HIRING (JOINING) THE SERVICE / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЦИИ / ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ / ПРИЕМ (ЗАЧИСЛЕНИЕ) НА СЛУЖБУ / LEGAL REGULATION / PERSONNEL POLICY / PUBLIC SERVICE / PUBLIC EMPLOYEE / TERRITORIAL POLICE FORCES / LAW ENFORCEMENT BODIES / POLICE REFORMATION / SERVING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Морозова Ирина Сергеевна

Анализируются особенности правового регулирования приема на службу в полицию Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Занина Татьяна Митрофановна, Морозова Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research paper analyses the peculiarities of legal regulations when hiring the police forces of the United Kingdom.

Текст научной работы на тему «Особенности приема (зачисления) на государственную службу в полицию Великобритании»

Т.М Занина, И.С. Морозова

кандидат юридических наук, профессор

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА (ЗАЧИСЛЕНИЯ)

НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В ПОЛИЦИЮ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

THE PECULIAPITIES OF HIRING (JOINING) THE POLICE FORCES

OF THE UNITED KINGDOM

Анализируются особенности правового регулирования приема на службу в полицию Великобритании.

The research paper analyses the peculiarities of legal regulations when hiring the police forces of the United Kingdom.

Обращение к зарубежному опыту организа -ции прохождения полицейской службы своевре -менно и актуально в связи с происходящим ре -формированием российской правоохранительной системы. Творческое осмысление зарубежного опыта во многом способствует расширению зна -ний о формах и методах кадрового обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации.

Кадровая политика является сферой особого внимания ученых, в том числе В.В. Бобырева, А.В. Быкова, А.В. Губанова [1, 3, 5]. Так, В.В. Бобырев пишет, что « укомплектованность лич -ным составом, наличие у него способностей, адекватных решаемым задачам, всегда было и остается одним из непременных условий эффек -тивного функционирования полиции» [1]. Дейст -вительно, кадровый состав является главным и решающим элементом в деятельности полиции (милиции ) любого государства.

Кадровая политика в полиции Великобрита -нии во многом обусловлена спецификой истори -ческих, социально-политических особенностей развития государственной службы данной стра -ны. Практически во всех конституциях стран — членов Европейского Союза используется понятие « государственная служба». Исключение со -ставляет именно Великобритания, где отсутству -ет « писаная» Конституция. Вместе с тем, в Великобритании разработано множество норматив -ных актов, регулирующих условия прохождения государственной службы и формулирующих ее основные принципы.

Министерства и ведомства Великобритании являются публичными юридическими лицами, их так и называют - публичные корпорации (Public corporation). Публичным юридическим лицом является и министерство внутренних дел, служащие которого именуются служащими пуб -личного сектора. Само название « государствен -ной службы» как публичной подчеркив ает ее основную цель — служение государству, народу.

По своей сути министерства и ведомства — это отраслевые или функциональные органы управления. Министры имеют многочисленные полномочия по контролю за деятельностью цен -тральных ведомств и органов местного само -управления. Во многих случаях у центральных органов наличествуют подчиненные им само -стоятельные отделения на местах. Особенностью британской администрации является наличие территориальных министерств: по делам Шот -ландии, Уэльса и Ирландии [4]. В Великобрита -нии, где территориальные полицейские органи -зации подчинены местным властям, соответст-вующий порядок по традиции определяется для полиции Англии и Уэльса министром внутрен-них дел Великобритании, а для полиции Шот -ландии — министром по делам Шотландии. Полицейские органы в городах и графствах (за ис -ключением Лондона) непосредственно подчиняются выбранным населением органам местного самоуправления, но при сохранении контроля за результатом деятельности в руках МВД страны. Этот контроль министр внутренних дел тради-ционно осуществляет путем инспектирования территориальных полицейских формирований.

По результатам инспектирования осуществ -ляется основное и дополнительное финансиро-вание полицейских формирований, продвижение по службе их служащих, назначение на руководящие должности. Кстати, назначение на руководящие должности происходит на основе пред -ставления местных органов самоуправления. Министр утверждает или не утверждает предло -женную кандидатуру. Министр внутренних дел также определяет общие правила организации и несения полицейской службы на местах [3]. Пе -речисленные особенности деятельности полиции Великобритании оказали влияние на фор мирова -ние практики прохождения государственной службы полицейскими как « служащими публич -ного сектора», закрепленной в общенациональ-

ных нормативных актах. Данная практика исто -рически восходит к закону, который официально зарегистрирован как Акт о столичной полиции 1829 г., и Законам о региональной полиции 1835 и 1856 гг. «Названные акты, по существу, заложили основу системы управления полицейскими силами Великобритании, действующей по сей день», — отмечает профессор А.В. Губанов [5]. Именно в Акте о столичной полиции 1829 г. го -ворится о том, что «должный отбор и подготовка подходящего персонала является основой эффек -тивности» деятельности полиции [13].

В Великобритании установлены четкие пра-вила прохождения службы в полиции. Эти пра -вила разрабатываются центральными органами полицейского управления, но при этом основываются на общих для всех государственных слу -жащих положениях.

Под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов, которые вызывают возникновение, изменение и пре -кращение государственно -служебных отноше-ний. К таким юридическим фактам относятся: прием (зачисление) на государственную службу; аттестация государственных служащих; переме-щение по службе; стимулирование служебной деятельности служащих; ответственность госу-дарственных служащих; прекращение государст -венной службы.

На современном этапе основным докумен-том, регламентирующим прием на государствен -ную службу в полицию Великобритании, является специальный Закон о реформе полиции 2002 г. Данный Закон четко определил функции поли -цейских сил, изменил их полномочия. С целью совершенствования правового регулирования зачисления на службу в полицию в Части 6 вышеуказанного Закона соответствующими поло -жениями были уточнены правила приема, назна -чения и аттестации сотрудников полиции [6].

Порядок приема на службу в ОВД Российской Федерации в настоящее время регулируется Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении инструкции о порядке приме -нения Положения о службе в органах внутрен-них дел Российской Федерации» [8] и Приказом МВД РФ от 19 мая 2009 г. № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» [11].

По своей концептуальной позиции правоох -ранительные органы отражают то общество, которому они служат. Согласно Части 6 Закона о реформе полиции, на службу в полицию Велико -британии принимается в добровольном порядке человек любой национальности независимо от места своего рождения. Главное, чтобы он был подданным Великобритании или гражданином одной из стран содружества, чье проживание в Великобритании не требует специального раз -решения. В силу этого на службу в полицию в

последнее время стали принимать представите -лей разных этнических меньшинств, что значи -тельно расширило в правоохранительных орга-нах представительство групп, имеющихся в об -ществе [16]. Требования в отношении иммигра-ционного статуса кандидата и его гражданства выдвигаются лишь в случаях получения особых званий и должностей. При поступлении на служ -бу в правоохранительные органы РФ наличие российского гражданства обязательно.

Г раждане, которые хотят служить в полиции, подают заявление на имя начальника местного полицейского управления или участка. Затем он проводит беседу с кандидатом на службу, изуча -ет его документы, после чего принимает решение о допуске кандидата к конкурсным испытаниям или об отказе в этом [6].

Немалов ажным требованием при приеме на службу в полицию Великобритании является лояльность кандидата к существующему строю и политическому режиму. Именно на выявление этой составляющей характеристики кандидата во многом направлена личная беседа с ним начальника местного полицейского управления (участ -ка). Лояльность является одним из основных требований, предъявляемых к государственным служащим. В Циркуляре 1953 г. сказано, что по -следние должны сохранять сдержанность в политических вопросах. Известный английский ученый Д. Гарнер в своей книге «Великобрита -ния: центральное и местное управление» форму -лирует эту концепцию следующим образом: «Гражданские служащие обязаны хранить вер -ность правительству, стоящему у власти, и добросовестно служить правительствам, придержи -вающимся различных политических убеждений» [4]. Эта концепция в полной мере распространяется и на служащих полиции как служащих пуб -личного сектора. На службу в российскую мили -цию принимаются лица «независимо от ... соци-ального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.» [10], способные выполнять служебные обязанности.

Право поступления на службу в полицию имеют граждане, достигшие 18 лет и 6 месяцев. Это минимальный возрастной предел для желающих служить в полиции. Существует и максимальный возрастной предел — 30 лет. Именно в этом возрасте молодые люди «обычно лучше и быстрее поддаются воспитательному воздействию, осваивают новые обязанности, зачастую более сильны и выносливы, меньше склонны менять профессию» [2]. Согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации возрастной ценз кандидатов определяется рамками от 18 до 40 лет (на службу в милиции — до 35 лет).

Большое внимание при поступлении на службу в полицию Великобритании уделяется

физической форме (рост от 175 до 190 см), со -стоянию здоровья кандидата, которое проверяет -ся специальной медицинской комиссией. Годность к службе в российских органах внутренних дел по состоянию здоровья кандидатов опреде -ляется военно -врачебной комиссией в соответст -вии с Положением о медицинском освидетельст -вовании в органах внутренних дел, утвержден -ным приказом МВД России от 14 июля 2004 года № 440 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России». Кроме того, учитываются интел -лектуальные, личностные и другие качества кан -дидатов, выявляемые психодиагностическими подразделениями медицинской службы органов внутренних дел.

Требования к образовательному уровню кан -дидата на службу зависят от той должности, на которую он претендует. Так, чтобы стать рядовым полицейским, достаточно 8-9 классов обра -зования. В России на должно сти рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имею -щие образование не ниже среднего. При назна -чении на более высокие должности и в России, и в Великобритании наличие соответствующего специального образования обязательно. Следует обратить внимание, что ведомственное (поли-цейское) образование в Великобритании интег -рируется на основе принципов так называемого Болонского процесса, вследствие чего сформи -ровались три универсальные ступени полицейского (образования):

- бакалавр полиции — базовое полицейское образование, дающее право на осуществление простейших видов деятельности в сфере охраны общественного порядка;

- специализированное полицейское образо -вание на основе бакалавриата — постоянное уча -стие в сертифицированных курсах и семинарах, окончание которых дает право на осуществление специальных видов полицейской деятельности (детективная, антитеррористическая и т. д.);

- магистратура — получение образования полицейского менеджера, то есть гражданской специальности, дающей право на занятие сред -них и высших должностей [15 ].

Вновь принятые аттестованные сотрудники полиции (рекруты) в обязательном порядке проходят первоначальную подготовку (14 не -дель) в окружных учебных центрах, а затем на -правляются для прохождения дальнейшей службы в местные полицейские подразделения, где обучение продолжается на практике, вплоть до окончания первых двух лет службы. В тече -ние этого времени рекруты считаются констеб -лями, принятыми условно, и могут быть в лю-бое время уволены, если обнаружится их неспо -собность к службе [15]. Обязательное наличие

испытательного срока при поступлении на службу было зафиксировано еще в вышеупомя -нутом Акте о столичной полиции 1829 г., где говорилось, что «полицейские должны прини-маться на службу через испытательный срок, что позволяет освобождаться от таких полицей -ских, которые по своим склонностям, характе-ру, отношению не могут служить в правоохра-нительных органах» [14]. На это положение хотелось бы обратить особое внимание. Дейст -вительно, за два года, когда сотрудник числится «условно принятым», можно определить, спо -собен ли он по своим деловым, личным и нрав -ственным качествам служить в полиции (мили -ции). Согласно ст. 12 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации испытательный срок кандидата на службу не превышает шести месяцев. Данные условия приема на службу в полицию Велико -британии позволяют укомплектовать ее людь -ми, достойно выполняющими свои служебные обязанности. Достижению этой цели служит институт наставничества, имеющий широкое распространение в кадровой работе полиции Великобритании. За кандидатом на службу в полицию на весь период стажировки официаль -но закрепляется наставник, который несет лич-ную ответственность за работу молодого со -трудника Наставник проводит специальные занятия, читает лекции, помогает профессио-нально грамотно исполнять служебные обязан -ности. Характеристика, данная наставником молодому сотруднику, является одним из ос -новных рекомендательных документов на по -стоянную службу в полицию.

Проблема укомплектования полиции высокопрофессиональными кадрами в Великобрита -нии решается и за счет большой работы кадро -вых полицейских среди молодежи. Практически во всех полицейских подразделениях существу -ют отряды кадетов. В них принимаются юноши и девушки в возрасте от 16 до 18 лет. Кадеты про -ходят курс обучения в специальных колледжах, где получают начальные профессиональные на -выки. Также они знакомятся с населением рай -она, в котором предположительно будут служить в будущем [7]. Подобный опыт работы с молодежью также заслуживает внимания и более при -стального изучения.

Отличительной особенностью приема на службу в полицию Великобритании является и то, что, согласно Закону о реформе полиции 2002 г., министерство внутренних дел передало ряд полномочий полиции гражданским лицам [6]. К такой категории служащих полиции относятся охранники магазинов, смотрители парков, вы-гульщики собак, парковщики автомобилей и пр. Согласно программе МВД Великобритании «О соблюдении общественной безопасности», они вправе проверять на улицах документы.

Кроме того, их полномочия позволяют им взимать штрафы в размере до 50 долларов за нарушение общественного порядка: разбрасывание мусора, продажу алкоголя и табачных изделий подросткам, запуск фейерверков, парковку в неположенном месте и др. Все они носят форму, утвержденную местным департаментом полиции, и имеют специальные удостоверения. Для того чтобы получить полномочия полицейского, гражданским лицам необходимо пройти соответ -ствующую подготовку на краткосрочных курсах. Отличает их от полиции общественной безопас -ности то, что они не обладают полномочиями арестовывать подозреваемых. По данным газеты The Daily Mail, число гражданских лиц, желаю -щих служить в полиции, ежегодно увеличивает -ся. Если в 2005 и 2006 годах их число составляло 945 человек, то в 2007 году уже достигло 1150 человек. За последний год, по данным министер -ства внутренних дел, число гражданских лиц, надел енных полномочиями пол ицейского, выросло на 30%, то есть до 1400 человек [12]. Му -ниципальные советы и другие организации об -щественного сектора, чтобы присоединиться к данной программе, платят взнос в размере 475500 долларов. Каждый сотрудник обходится общественному сектору в 55-140 долларов. Для частного сектор а цены выше: взнос составляет не менее 700-950 долларов, а плата за одного ох -ранника — 50-200 долларов. Привлечение к ра -боте в полиции гражданских лиц позволяет Бри -танской полиции в условиях реформирования МВД сохранить число квалифицированных со -трудников на прежнем уровне и набрать новые кадры. Вопрос о пересмотре полномочий сотрудников полиции также может заслуживать более пристального рассмотрения в процессе реформирования органов внутренних дел Рос -сийской Федерации.

Объем статьи не позволяет осветить все осо -бенности приема на службу в полицию Велико -британии. Мы остановились на наиболее значи -мых, с нашей точки зрения. Но и те положения, которые были проанализированы, свидетельст-вуют о продуманной и грамотной кадровой по -литике МВД Великобритании.

В современных условиях эффективность деятельности любой организации во многом за -висит от тех людей, которые в ней работают. Для того чтобы успешно функционировать, органи -зации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с надлежа-щим уровнем квалификации. Совершенствова-ние про цедуры принятия на службу с учетом ее объективности, формализации и качества во многом обеспечат уменьшение риска проникно -вения в полицию (милицию) недостойных со -трудников.

Недаром в Указе Президента РФ Дмитрия Медведева «О мерах по совершенствованию дея-

тельности органов внутренних дел Российской Федерации» от 24 декабря 2009 г. акцентируется внимание на значимости кадровой работы. Пре-зидентом подчеркивается, что данный Указ при -нят с учетом того, что «.существующая струк -тура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое ... обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации» [9]. В связи с этим в целях повышения уровня профессионализма сотрудников Президент поручил Министру внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиеву пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел с учетом их морально -этических и психологиче-ских качеств.

Изучение зарубежного опыта поможет про -анализировать содержание работы полицейского и создать на этой основе модели отбора кандидатов в российские органы внутренних дел, обладающих профессионально значимыми качествами и характеристиками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобырев В.В. Организационно-правовые основы кадрового обеспечения деятельности полиции государств Западной Европы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — С.12.

2. Бобырев В.В. Организационно-правовые

основы кадрового обеспечения деятельности полиции государств Западной Европы: дис. .

канд. юрид. наук. — М, 2002. — С.86.

3. Быков А.В. Особенности полицейского строительства в Великобритании // Военно-юридический журнал. — 2008. — № 1.

4. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное самоуправление. — М.: Прогресс, 1984.

— С. 62.

5. Губанов А.В. Полиция зарубежных стран.

— М. : МАЭП, 1999. — С. 18.

6. Закон о реформе полиции 2002 г. [Элек-тронный ресурс]. — Режим доступа: www. met. police.uk, policing online information system www polis. оsce.org / library.

7. Международный опыт правоохранительной деятельности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: www. philosophy. ru // edu / vui /mopd/ 5 htm.

8. Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 // Собра -ние законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 29. — Ст. 3698.

9. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Феде -рации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http //

www. gzt. ru / topnews / politics / subject / reforma

— mvd / Gzt. ru.

10. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Собрание законодательства Рос -сийской Федерации. — 2001. — № 1. — Ст. 15.

11. О порядке отбора граждан на службу (ра -боту) в органы внутренних дел Российской Фе -дерации: Приказ МВД Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 386. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http // base. Consultant. ru / cons / cgi / online cgi? req =home.

12. О реформе в полиции Великобритании. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // www. met. police.uk, policing online information system/ www. polis. оsce.org / library/ GZT.RU.

13. Свон Р.Д Эффективность правоохрани-тельной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России / под общей ред. В. П Сальникова. — СПб.: Алетейя, 2000. - 288 с.

14. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / под ред. К. И. Батыра. — М.: Былина, 1995. — 416 с.

15. English Jack. Police Training Manual. — 8 rev. ed. — London: McGraw-Hill Book Company Europe, 1996. — Р. 48.

16. Rohl T. The professional police practitioner in the twenty-first century // Keeping the Peace Accountability and Oversight. — Canberra: Ed by D. Moore, R. Wettenhall, 1994. — P. 24—28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.