Т.М Занина, И.С. Морозова
кандидат юридических наук, профессор
ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА (ЗАЧИСЛЕНИЯ)
НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ В ПОЛИЦИЮ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
THE PECULIAPITIES OF HIRING (JOINING) THE POLICE FORCES
OF THE UNITED KINGDOM
Анализируются особенности правового регулирования приема на службу в полицию Великобритании.
The research paper analyses the peculiarities of legal regulations when hiring the police forces of the United Kingdom.
Обращение к зарубежному опыту организа -ции прохождения полицейской службы своевре -менно и актуально в связи с происходящим ре -формированием российской правоохранительной системы. Творческое осмысление зарубежного опыта во многом способствует расширению зна -ний о формах и методах кадрового обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации.
Кадровая политика является сферой особого внимания ученых, в том числе В.В. Бобырева, А.В. Быкова, А.В. Губанова [1, 3, 5]. Так, В.В. Бобырев пишет, что « укомплектованность лич -ным составом, наличие у него способностей, адекватных решаемым задачам, всегда было и остается одним из непременных условий эффек -тивного функционирования полиции» [1]. Дейст -вительно, кадровый состав является главным и решающим элементом в деятельности полиции (милиции ) любого государства.
Кадровая политика в полиции Великобрита -нии во многом обусловлена спецификой истори -ческих, социально-политических особенностей развития государственной службы данной стра -ны. Практически во всех конституциях стран — членов Европейского Союза используется понятие « государственная служба». Исключение со -ставляет именно Великобритания, где отсутству -ет « писаная» Конституция. Вместе с тем, в Великобритании разработано множество норматив -ных актов, регулирующих условия прохождения государственной службы и формулирующих ее основные принципы.
Министерства и ведомства Великобритании являются публичными юридическими лицами, их так и называют - публичные корпорации (Public corporation). Публичным юридическим лицом является и министерство внутренних дел, служащие которого именуются служащими пуб -личного сектора. Само название « государствен -ной службы» как публичной подчеркив ает ее основную цель — служение государству, народу.
По своей сути министерства и ведомства — это отраслевые или функциональные органы управления. Министры имеют многочисленные полномочия по контролю за деятельностью цен -тральных ведомств и органов местного само -управления. Во многих случаях у центральных органов наличествуют подчиненные им само -стоятельные отделения на местах. Особенностью британской администрации является наличие территориальных министерств: по делам Шот -ландии, Уэльса и Ирландии [4]. В Великобрита -нии, где территориальные полицейские органи -зации подчинены местным властям, соответст-вующий порядок по традиции определяется для полиции Англии и Уэльса министром внутрен-них дел Великобритании, а для полиции Шот -ландии — министром по делам Шотландии. Полицейские органы в городах и графствах (за ис -ключением Лондона) непосредственно подчиняются выбранным населением органам местного самоуправления, но при сохранении контроля за результатом деятельности в руках МВД страны. Этот контроль министр внутренних дел тради-ционно осуществляет путем инспектирования территориальных полицейских формирований.
По результатам инспектирования осуществ -ляется основное и дополнительное финансиро-вание полицейских формирований, продвижение по службе их служащих, назначение на руководящие должности. Кстати, назначение на руководящие должности происходит на основе пред -ставления местных органов самоуправления. Министр утверждает или не утверждает предло -женную кандидатуру. Министр внутренних дел также определяет общие правила организации и несения полицейской службы на местах [3]. Пе -речисленные особенности деятельности полиции Великобритании оказали влияние на фор мирова -ние практики прохождения государственной службы полицейскими как « служащими публич -ного сектора», закрепленной в общенациональ-
ных нормативных актах. Данная практика исто -рически восходит к закону, который официально зарегистрирован как Акт о столичной полиции 1829 г., и Законам о региональной полиции 1835 и 1856 гг. «Названные акты, по существу, заложили основу системы управления полицейскими силами Великобритании, действующей по сей день», — отмечает профессор А.В. Губанов [5]. Именно в Акте о столичной полиции 1829 г. го -ворится о том, что «должный отбор и подготовка подходящего персонала является основой эффек -тивности» деятельности полиции [13].
В Великобритании установлены четкие пра-вила прохождения службы в полиции. Эти пра -вила разрабатываются центральными органами полицейского управления, но при этом основываются на общих для всех государственных слу -жащих положениях.
Под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов, которые вызывают возникновение, изменение и пре -кращение государственно -служебных отноше-ний. К таким юридическим фактам относятся: прием (зачисление) на государственную службу; аттестация государственных служащих; переме-щение по службе; стимулирование служебной деятельности служащих; ответственность госу-дарственных служащих; прекращение государст -венной службы.
На современном этапе основным докумен-том, регламентирующим прием на государствен -ную службу в полицию Великобритании, является специальный Закон о реформе полиции 2002 г. Данный Закон четко определил функции поли -цейских сил, изменил их полномочия. С целью совершенствования правового регулирования зачисления на службу в полицию в Части 6 вышеуказанного Закона соответствующими поло -жениями были уточнены правила приема, назна -чения и аттестации сотрудников полиции [6].
Порядок приема на службу в ОВД Российской Федерации в настоящее время регулируется Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении инструкции о порядке приме -нения Положения о службе в органах внутрен-них дел Российской Федерации» [8] и Приказом МВД РФ от 19 мая 2009 г. № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» [11].
По своей концептуальной позиции правоох -ранительные органы отражают то общество, которому они служат. Согласно Части 6 Закона о реформе полиции, на службу в полицию Велико -британии принимается в добровольном порядке человек любой национальности независимо от места своего рождения. Главное, чтобы он был подданным Великобритании или гражданином одной из стран содружества, чье проживание в Великобритании не требует специального раз -решения. В силу этого на службу в полицию в
последнее время стали принимать представите -лей разных этнических меньшинств, что значи -тельно расширило в правоохранительных орга-нах представительство групп, имеющихся в об -ществе [16]. Требования в отношении иммигра-ционного статуса кандидата и его гражданства выдвигаются лишь в случаях получения особых званий и должностей. При поступлении на служ -бу в правоохранительные органы РФ наличие российского гражданства обязательно.
Г раждане, которые хотят служить в полиции, подают заявление на имя начальника местного полицейского управления или участка. Затем он проводит беседу с кандидатом на службу, изуча -ет его документы, после чего принимает решение о допуске кандидата к конкурсным испытаниям или об отказе в этом [6].
Немалов ажным требованием при приеме на службу в полицию Великобритании является лояльность кандидата к существующему строю и политическому режиму. Именно на выявление этой составляющей характеристики кандидата во многом направлена личная беседа с ним начальника местного полицейского управления (участ -ка). Лояльность является одним из основных требований, предъявляемых к государственным служащим. В Циркуляре 1953 г. сказано, что по -следние должны сохранять сдержанность в политических вопросах. Известный английский ученый Д. Гарнер в своей книге «Великобрита -ния: центральное и местное управление» форму -лирует эту концепцию следующим образом: «Гражданские служащие обязаны хранить вер -ность правительству, стоящему у власти, и добросовестно служить правительствам, придержи -вающимся различных политических убеждений» [4]. Эта концепция в полной мере распространяется и на служащих полиции как служащих пуб -личного сектора. На службу в российскую мили -цию принимаются лица «независимо от ... соци-ального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.» [10], способные выполнять служебные обязанности.
Право поступления на службу в полицию имеют граждане, достигшие 18 лет и 6 месяцев. Это минимальный возрастной предел для желающих служить в полиции. Существует и максимальный возрастной предел — 30 лет. Именно в этом возрасте молодые люди «обычно лучше и быстрее поддаются воспитательному воздействию, осваивают новые обязанности, зачастую более сильны и выносливы, меньше склонны менять профессию» [2]. Согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации возрастной ценз кандидатов определяется рамками от 18 до 40 лет (на службу в милиции — до 35 лет).
Большое внимание при поступлении на службу в полицию Великобритании уделяется
физической форме (рост от 175 до 190 см), со -стоянию здоровья кандидата, которое проверяет -ся специальной медицинской комиссией. Годность к службе в российских органах внутренних дел по состоянию здоровья кандидатов опреде -ляется военно -врачебной комиссией в соответст -вии с Положением о медицинском освидетельст -вовании в органах внутренних дел, утвержден -ным приказом МВД России от 14 июля 2004 года № 440 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России». Кроме того, учитываются интел -лектуальные, личностные и другие качества кан -дидатов, выявляемые психодиагностическими подразделениями медицинской службы органов внутренних дел.
Требования к образовательному уровню кан -дидата на службу зависят от той должности, на которую он претендует. Так, чтобы стать рядовым полицейским, достаточно 8-9 классов обра -зования. В России на должно сти рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имею -щие образование не ниже среднего. При назна -чении на более высокие должности и в России, и в Великобритании наличие соответствующего специального образования обязательно. Следует обратить внимание, что ведомственное (поли-цейское) образование в Великобритании интег -рируется на основе принципов так называемого Болонского процесса, вследствие чего сформи -ровались три универсальные ступени полицейского (образования):
- бакалавр полиции — базовое полицейское образование, дающее право на осуществление простейших видов деятельности в сфере охраны общественного порядка;
- специализированное полицейское образо -вание на основе бакалавриата — постоянное уча -стие в сертифицированных курсах и семинарах, окончание которых дает право на осуществление специальных видов полицейской деятельности (детективная, антитеррористическая и т. д.);
- магистратура — получение образования полицейского менеджера, то есть гражданской специальности, дающей право на занятие сред -них и высших должностей [15 ].
Вновь принятые аттестованные сотрудники полиции (рекруты) в обязательном порядке проходят первоначальную подготовку (14 не -дель) в окружных учебных центрах, а затем на -правляются для прохождения дальнейшей службы в местные полицейские подразделения, где обучение продолжается на практике, вплоть до окончания первых двух лет службы. В тече -ние этого времени рекруты считаются констеб -лями, принятыми условно, и могут быть в лю-бое время уволены, если обнаружится их неспо -собность к службе [15]. Обязательное наличие
испытательного срока при поступлении на службу было зафиксировано еще в вышеупомя -нутом Акте о столичной полиции 1829 г., где говорилось, что «полицейские должны прини-маться на службу через испытательный срок, что позволяет освобождаться от таких полицей -ских, которые по своим склонностям, характе-ру, отношению не могут служить в правоохра-нительных органах» [14]. На это положение хотелось бы обратить особое внимание. Дейст -вительно, за два года, когда сотрудник числится «условно принятым», можно определить, спо -собен ли он по своим деловым, личным и нрав -ственным качествам служить в полиции (мили -ции). Согласно ст. 12 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации испытательный срок кандидата на службу не превышает шести месяцев. Данные условия приема на службу в полицию Велико -британии позволяют укомплектовать ее людь -ми, достойно выполняющими свои служебные обязанности. Достижению этой цели служит институт наставничества, имеющий широкое распространение в кадровой работе полиции Великобритании. За кандидатом на службу в полицию на весь период стажировки официаль -но закрепляется наставник, который несет лич-ную ответственность за работу молодого со -трудника Наставник проводит специальные занятия, читает лекции, помогает профессио-нально грамотно исполнять служебные обязан -ности. Характеристика, данная наставником молодому сотруднику, является одним из ос -новных рекомендательных документов на по -стоянную службу в полицию.
Проблема укомплектования полиции высокопрофессиональными кадрами в Великобрита -нии решается и за счет большой работы кадро -вых полицейских среди молодежи. Практически во всех полицейских подразделениях существу -ют отряды кадетов. В них принимаются юноши и девушки в возрасте от 16 до 18 лет. Кадеты про -ходят курс обучения в специальных колледжах, где получают начальные профессиональные на -выки. Также они знакомятся с населением рай -она, в котором предположительно будут служить в будущем [7]. Подобный опыт работы с молодежью также заслуживает внимания и более при -стального изучения.
Отличительной особенностью приема на службу в полицию Великобритании является и то, что, согласно Закону о реформе полиции 2002 г., министерство внутренних дел передало ряд полномочий полиции гражданским лицам [6]. К такой категории служащих полиции относятся охранники магазинов, смотрители парков, вы-гульщики собак, парковщики автомобилей и пр. Согласно программе МВД Великобритании «О соблюдении общественной безопасности», они вправе проверять на улицах документы.
Кроме того, их полномочия позволяют им взимать штрафы в размере до 50 долларов за нарушение общественного порядка: разбрасывание мусора, продажу алкоголя и табачных изделий подросткам, запуск фейерверков, парковку в неположенном месте и др. Все они носят форму, утвержденную местным департаментом полиции, и имеют специальные удостоверения. Для того чтобы получить полномочия полицейского, гражданским лицам необходимо пройти соответ -ствующую подготовку на краткосрочных курсах. Отличает их от полиции общественной безопас -ности то, что они не обладают полномочиями арестовывать подозреваемых. По данным газеты The Daily Mail, число гражданских лиц, желаю -щих служить в полиции, ежегодно увеличивает -ся. Если в 2005 и 2006 годах их число составляло 945 человек, то в 2007 году уже достигло 1150 человек. За последний год, по данным министер -ства внутренних дел, число гражданских лиц, надел енных полномочиями пол ицейского, выросло на 30%, то есть до 1400 человек [12]. Му -ниципальные советы и другие организации об -щественного сектора, чтобы присоединиться к данной программе, платят взнос в размере 475500 долларов. Каждый сотрудник обходится общественному сектору в 55-140 долларов. Для частного сектор а цены выше: взнос составляет не менее 700-950 долларов, а плата за одного ох -ранника — 50-200 долларов. Привлечение к ра -боте в полиции гражданских лиц позволяет Бри -танской полиции в условиях реформирования МВД сохранить число квалифицированных со -трудников на прежнем уровне и набрать новые кадры. Вопрос о пересмотре полномочий сотрудников полиции также может заслуживать более пристального рассмотрения в процессе реформирования органов внутренних дел Рос -сийской Федерации.
Объем статьи не позволяет осветить все осо -бенности приема на службу в полицию Велико -британии. Мы остановились на наиболее значи -мых, с нашей точки зрения. Но и те положения, которые были проанализированы, свидетельст-вуют о продуманной и грамотной кадровой по -литике МВД Великобритании.
В современных условиях эффективность деятельности любой организации во многом за -висит от тех людей, которые в ней работают. Для того чтобы успешно функционировать, органи -зации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с надлежа-щим уровнем квалификации. Совершенствова-ние про цедуры принятия на службу с учетом ее объективности, формализации и качества во многом обеспечат уменьшение риска проникно -вения в полицию (милицию) недостойных со -трудников.
Недаром в Указе Президента РФ Дмитрия Медведева «О мерах по совершенствованию дея-
тельности органов внутренних дел Российской Федерации» от 24 декабря 2009 г. акцентируется внимание на значимости кадровой работы. Пре-зидентом подчеркивается, что данный Указ при -нят с учетом того, что «.существующая струк -тура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое ... обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации» [9]. В связи с этим в целях повышения уровня профессионализма сотрудников Президент поручил Министру внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиеву пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел с учетом их морально -этических и психологиче-ских качеств.
Изучение зарубежного опыта поможет про -анализировать содержание работы полицейского и создать на этой основе модели отбора кандидатов в российские органы внутренних дел, обладающих профессионально значимыми качествами и характеристиками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобырев В.В. Организационно-правовые основы кадрового обеспечения деятельности полиции государств Западной Европы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — С.12.
2. Бобырев В.В. Организационно-правовые
основы кадрового обеспечения деятельности полиции государств Западной Европы: дис. .
канд. юрид. наук. — М, 2002. — С.86.
3. Быков А.В. Особенности полицейского строительства в Великобритании // Военно-юридический журнал. — 2008. — № 1.
4. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное самоуправление. — М.: Прогресс, 1984.
— С. 62.
5. Губанов А.В. Полиция зарубежных стран.
— М. : МАЭП, 1999. — С. 18.
6. Закон о реформе полиции 2002 г. [Элек-тронный ресурс]. — Режим доступа: www. met. police.uk, policing online information system www polis. оsce.org / library.
7. Международный опыт правоохранительной деятельности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: www. philosophy. ru // edu / vui /mopd/ 5 htm.
8. Об утверждении инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 // Собра -ние законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 29. — Ст. 3698.
9. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Феде -рации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http //
www. gzt. ru / topnews / politics / subject / reforma
— mvd / Gzt. ru.
10. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // Собрание законодательства Рос -сийской Федерации. — 2001. — № 1. — Ст. 15.
11. О порядке отбора граждан на службу (ра -боту) в органы внутренних дел Российской Фе -дерации: Приказ МВД Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 386. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http // base. Consultant. ru / cons / cgi / online cgi? req =home.
12. О реформе в полиции Великобритании. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // www. met. police.uk, policing online information system/ www. polis. оsce.org / library/ GZT.RU.
13. Свон Р.Д Эффективность правоохрани-тельной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России / под общей ред. В. П Сальникова. — СПб.: Алетейя, 2000. - 288 с.
14. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / под ред. К. И. Батыра. — М.: Былина, 1995. — 416 с.
15. English Jack. Police Training Manual. — 8 rev. ed. — London: McGraw-Hill Book Company Europe, 1996. — Р. 48.
16. Rohl T. The professional police practitioner in the twenty-first century // Keeping the Peace Accountability and Oversight. — Canberra: Ed by D. Moore, R. Wettenhall, 1994. — P. 24—28.