МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЭО!: 10.24412/2707-6180-2021-63-250-253 УДК 378:611:617 МРНТИ 14.35, 76.29.39
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОПРОСОВ КЛИНИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ В КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВЫХ ХИРУРГОВ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
И.Н. ФАТЕЕВ1, М.С. ЖАЙЛЫБАЕВ2, К.Б. ДАРЖАНОВА2, А.А. САПАРГАЛИЕВА2
1 Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, РФ 2Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
Фатеев И.Н. - https://orcid.o Даржанова К.Б. - https://orcid
Citation/
библиографиялыщ сттеме/ библиографическая ссылка:
Fateyev IN, Zhailybayev MS, Darzhanova KB, Sapargaliyeva AA. Features of teaching issues of clinical anatomy and operative surgery in the complex training of maxillofacial surgeons: literature review. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(4):250-253
Фатеев ИН, Жайлыбаев МС, Даржанова КБ, СапарFалиева АА. Бет-жа^ хирургтарын кешендi дайындауда клиникальщ анатомия жэне оперативтi хирургия мэселелерш о^ытудын, ерекшелiктерi: эдебиеттiк шолу. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(4):250-253
Фатеев ИН, Жайлыбаев МС, Даржанова КБ, Сапаргалиева АА. Особенности преподавания вопросов клинической анатомии и оперативной хирургии в комплексной подготовке челюстно-лицевых хирургов: обзор литературы. West Kazakhstan Medical Journal. 2021;63(4):250-253
rg/0000-0002-1736-2185 org/0000-0002-4887-4204 Features of teaching issues of clinical anatomy and operative surgery in the complex training of maxillofacial surgeons: literature review
I.N. Fateyev1, M.S. Zhailybayev2, K.B. Darzhanova2, A.A. Sapargaliyeva2 'Orenburg State Medical University, Orenburg, Russsia 2West Kazakhstan Marat Ospanov Medical University, Aktobe, Kazakhstan The article presents an analysis of the research literature about the issues of clinical anatomy and operative surgery in the training and professional development of maxillofacial surgeons. The general principles of building a training program in the medical university are presented. The paper shows that the training should be dominated, first of all, by an integrated approach, which not only studies the layered topographic and projection anatomy of the examined areas, but also highlights the issues of anatomical and surgical justification of surgical interventions. It is noted that studying issues of head and neck clinical anatomy and operative surgery is relevant, first of all, for practicing surgeons, regardless of service and work experience length. Keywords: Clinical anatomy, operative surgery, head area, face area, neck area
Бет-жак хирургтарын кешендi дайындауда клиникалык анатомия жэне оперативт хирургия мэселелерш окытудыц ерекшел^ер^ эдебиеттж шолу
И.Н. Фатеев1, М.С. Жайлыбаев2, К.Б. Даржанова2, А.А. Сапаргалиева2 'Орынбор мемлекеттж медицина университета, Орынбор, Ресей 2Марат Оспанов атындагы Батыс ^аза;стан медицина университета, А;тебе, ^аза;стан
¥сынылган ма;алада жа;-бет хирургтарын дайындау мен бтктшгггн арттырудагы клиникальщ анатомия жэне оперативта хирургия мэселелерше арналган гылыми эдебиеттерге талдау жасалды. Медициналы; университет базасында о;ыту багдарламасын курудыц жалпы принциш^ ^сынылган. Ма;алада о;ытуда, ец алдымен, зерттелетiн айма;тардыц ;абатты топографиялы; жэне проекциялы; анатомиясын зерттеп ;ана ;оймай, сонымен ;атар хирургиялы; араласуды анатомиялы; жэне хирургиялы; негiздеу мэселелерi ;арастырылган кешендi тэсiл басым болуы керек екендт керсетiлген. Бас жэне мойын аймагыныц клиникалы; анатомиясы мен оперативта хирургиясы мэселелерш зерттеу, ец алдымен, жумыс тэжiрибесi мен ецбек етшне ;арамастан, хирургиялы; профильдегi дэрггерлер ушш езектi болып табылады.
Негiзгi свздер: клиникальщ анатомия, onepamuemi хирургия, бас аймазы, бет аймазы, мойын аймазы
Особенности преподавания вопросов клинической анатомии и оперативной хирургии в комплексной подготовке челюстно-лицевых хирургов: обзор литературы
И.Н. Фатеев', М.С. Жайлыбаев2, К.Б. Даржанова2, А.А. Сапаргалиева2 1Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, РФ 2Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
В представленной статье выполнен анализ научной литературы, посвященный вопросам клинической анатомии и оперативной хирургии в подготовке и
Received/ Accepted/ ISSN 2707-6180 (Print)
Фатеев Иван Николаевич Келт tyctí/ Басылымра к,абылданды/ © 2021 The Authors
1 1 e-mail: [email protected] Поступила: Принята к публикации: Published by West Kazakhstan Marat Ospanov
30.04.2021 24.09.2021 Medical University
Особенности преподавания вопросов клинической анатомии и оперативной хирургии в ...
повышении квалификации челюстно-лицевых хирургов. Представлены общие принципы построения программы обучения на базе медицинского университета. В работе показано, что в обучении должен преобладать, прежде всего, комплексный подход, при котором не только изучается послойная топографическая и проекционная анатомия изучаемых областей, но и освещаются вопросы анатомо-хирургического обоснования оперативных вмешательств. Отмечается, что изучение вопросов клинической анатомии и оперативной хирургии области головы и шеи актуально, прежде всего, для практикующих врачей хирургического профиля независимо от стажа и опыта работы. Ключевые слова: Клиническая анатомия, оперативная хирургия, область головы, область лица, область шеи
Клиническая анатомия как учебная дисциплина использует данные системной, топографической анатомии, гистологии и других необходимых научных дисциплин. Она включает в себя направления и разделы для конкретных клинических дисциплин: хирургическую, микрохирургическую, нейрохирургическую, стоматологическую анатомию, разделы для офтальмологии, оториноларингологии, челюстно-лицевой хирургии и т.д. [1].
В последнее время отмечается стремление к расширению преподавания разных направлений клинической анатомии, особенно на последипломном этапе, в основном, в подготовке врачей хирургических специальностей. Это отражает мировую тенденцию развития клинической анатомии. В соответствии с этим ряд медицинских университетов произвели частичное изменение своих программ по оперативной хирургии и клинической анатомии [2].
Основными формами преподавания клинической анатомии и оперативной хирургии областей головы и шеи являются лекции и практические занятия. Тематика лекций должна охватывать, прежде всего, общие, теоретические разделы предмета, важнейшие проблемы практической хирургии [3].
Основным смысловым стержнем всего лекционного курса является раскрытие анатомо-хирургических основ оперативных вмешательств, включающих их анатомо-физиологическое обоснование, сущность, виды и принципы выполнения хирургических операций [4].
В связи со сказанным, лекции по клинической анатомии областей головы и шеи должны быть проблемными. В их основу положены теоретические проблемы соответствующих разделов клинической анатомии и оперативной хирургии [5].
Лекции не должны повторять учебную литературу. Задача лектора - представить углубленное и систематизированное изложение узловых программных вопросов, привести новые данные, не нашедшие отражения в учебниках. Поэтому лекции нужно рассматривать как индивидуальное дополнительное учебное пособие [6].
Лекции по топографической анатомии могут достаточно хорошо восприниматься, если излагаемый материал преподносится не только в словесном, но ив зрительном выражении. Вот почему лекции должны оснащаться мультимедийными проекторами с представлением ярких и наглядных презентаций [7].
В настоящее время основной формой преподавания и изучения частных разделов клинической анатомии областей головы и шеи являются практические занятия [8].
Для качественной подготовки челюстно-лицевых хирургов практические занятия по клинической анатомии изучаемых областей должны проводиться в специально оборудованных учебных операционных комнатах, предназначенных для работы с биологическим материалом. Сущность практических занятий состоит в изучении частных разделов клинической анатомии и оперативной хирургии путем последовательного выполнения на трупах препарирования топографо-анатомических областей
[9].
В клинической анатомии есть ряд разделов и проблем, являющихся ключевыми. К числу таких разделов относится учение об индивидуальной и возрастной изменчивости органов. Индивидуальные различия не могут рассматриваться как случайное и бессистемное сочетание разных признаков, а должны представляться в виде диапазона индивидуальной изменчивости, ограниченного крайними формами
[10].
Учение об индивидуальной изменчивости лежит в основе понимания внутривидовой анатомической нормы как диапазона индивидуальной изменчивости, ограниченного крайними формами и не сопровождающегося нарушением функции. При таком определении нормы обнаруживается четкая грань между разными формами строения и топографии органа, находящимися в пределах нормы, и анатомическими аномалиями, пороками развития [10, 11].
Изучение топографической анатомии головы следует начинать с наружных ориентиров и границ мозгового и лицевого отделов головы, свода и основания черепа. Необходимо разобрать особенности строения каждого слоя и клетчаточные пространства. При подготовке необходимо обязательно обратить внимание на радиальное направление кровеносных сосудов и источники их происхождения, на анастомозы артерий и вен, их крайние формы, значение анастомозов для коллатерального кровообращения и на связь стенки сосудов с соединительнотканными [12].
Следует подчеркнуть ведущее значение функции и раскрывать её конкретное действие.
И.Н. Фатеев, М.С. Жайлыбаев, К.Б. Даржанова, A.A. Сапаргалиева
С таких позиций следует рассматривать учение о пластичности кровеносных сосудов и коллатеральном кровообращении. К этой же категории явлений относятся компенсаторные реакции, направленные на восстановление нарушенной функции, что имеет место при оперативных вмешательствах на органах головы и шеи [13].
Необходимо отметить возрастные и индивидуальные различия строения костей, хрупкость внутренней пластинки и значение этого факта при травмах черепа, акцентировать внимание на том, что хорошо развитые диплоические вены являются анастомозами, обеспечивающими отток крови от головного мозга [14].
Необходимо отметить роль эмиссарных вен в оттоке крови из полости черепа и возможность распространения гнойной инфекции в полость черепа с развитием тромбоза сигмовидного и поперечного синусов при карбункулах затылочной области. Следует обратить внимание на сложные топографо-анатомические соотношения внутренней сонной артерии и пещеристого венозного синуса [15].
На практических занятиях необходимо рассмотреть топографию внутреннего основания черепа, оболочки головного мозга и межоболочечные пространства, кровоснабжение головного мозга и пути оттока из полости черепа, схемы черепно-мозговой топографии [16, 17].
При подготовке хирургов челюстно-лицевого профиля на практических занятиях необходимо рассмотрение вопросов топографо-анатомического обоснования оперативных вмешательств на тканях головы и шеи (первичной хирургической обработки ранений головы, способов остановки кровотечений, трепанации черепа) [18, 19].
При изучении оперативной хирургии лицевого отдела головы обязательными являются вопросы хирургической обработки челюстно-лицевых ран, операций при гнойно-воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области и операций при врожденных пороках лица. При изучении топографической анатомии необходимо соблюдение
принципов гуманизма и милосердия, уважительного и бережного отношения к изучаемому объекту - органам человеческого тела, к трупу [20, 21].
Важно изучение границ, областей, внешних ориентиров лицевого отдела головы, особенностей топографии фасций и клетчаточных пространств лица, топографической анатомии областей глазницы, носа, рта, подглазничной, скуловой, боковой областей, а также хирургической анатомии околоносовых пазух и глотки [22].
Изучение анатомических аспектов необходимо для получения фундаментальных знаний по топографической анатомии головы и шеи и при хирургических операциях и обработки ран области головы и шеи. В результате обучения формируется теоретическая база знаний по основам хирургической анатомии для последующего совершенствования технических приемов оперативных вмешательств [23].
Одним из важных разделов в изучении клинической анатомии области шеи является клиническая анатомия поднижнечелюстного, сонного, лопаточно-трахейного и латерального треугольников шеи, фасций и клетчаточные пространства шеи, топография сосудисто-нервных пучков. Обращают внимание на особенности хирургической анатомии гортани, трахеи, глотки, пищевода, щитовидной железы [24, 25].
Таким образом, следует отметить, что в настоящее время, растущая конкуренция на рынке образовательных услуг ставит перед руководством медицинских университетов задачи по поиску новых направлений обучения специалистов. Одним из таких путей может быть подготовка и повышение квалификации челюстно-лицевых хирургов на базе профильных кафедр. При этом в обучении специалиста-хирурга должен преобладать, прежде всего, междисциплинарный подход, при котором не только детально раскрываются системная, топографическая, рельефная и проекционная анатомия областей головы и шеи, но и освещаются вопросы физиологии, гистологии и прикладной антропометрии изучаемых областей.
Список литературы:
1. Лубоцкий ДН. Основы топографической анатомии. М.: Медгиз, 1953.
Lubockij DN. Osnovy topograficheskoj anatomii. M.: Medgiz, 1953. (In Russian)
2. Астафьева ЕН. Интеграция предметов на современном этапе развития. М.: 2010. С.3-5.
Astaf'eva EN. Integraciya predmetov na sovremennom etape razvitiya. M.: 2010. S.3-5. (In Russian)
3. Гладилин ГП. Необходимость формирования научно-исследовательских навыков для самосовершенствования будущего врача. Международный журнал экспериментального образования. 2017;4(2):144—145.
Gladilin GP. Neobhodimost'formirovaniya nauchno-issledovatel'skih navykov dlya samosovershenstvovaniya budushchego vracha. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2017;4(2):144—145. (In Russian)
4. Елизаровский СИ, Калашников РИ. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. М.: Медицина, 1979;512с. Elizarovskij SI, Kalashnikov RI. Operativnaya hirurgiya i topograficheskaya anatomiya. M.: Medicina, 1979;512s. (In Russian)
5. Рахишев АР, Жаныбеков ДЕ. Методологическая и воспитательная направленность преподавания морфологических дисциплин. Юбилейный сборник КМИ «Новое в медицине и фармации». Алматы. 2003;2:7.
Rahishev AR, ZHanybekov DE. Metodologi-cheskaya i vospitatel'naya napravlennost' prepoda-vaniya morfologicheskih disciplin. YUbilejnyj sbornik KMI «Novoe v medicine i farmacii». Almaty. 2003;2:7. (In Russian)
6. Алипов ВВ, Алешкина ОЮ, Рогожникова ЕА, Загоровская ТМ. Основные аспекты преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии. Международный журнал эксперимен-
Особенности преподавания вопросов клинической анатомии и оперативной хирургии в
тального образования. 2017;5:17-18.
Alipov VV, Aleshkina OYU, Rogozhnikova EA, Zagorovskaya TM. Osnovnye aspekty prepodavaniya topograficheskoj anatomii i operativnoj hirurgii. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2017;5:17-18. (In Russian)
7. Кирпатовский ИД, Бочаров ВЯ. Рельефная анатомия человека. М.: Медицина, 1974;160с.
Kirpatovskij ID, Bocharov VYA. Re-l'efnaya anatomiya cheloveka. M.: Medicina, 1974;160s. (In Russian)
8. Сапин МР. Нормальная и топографическая анатомия человека. М.: Академия, 2007;448c.
Sapin MR. Normal'naya i topograficheskaya anatomiya cheloveka. M.: Akademiya, 2007;448c. (In Russian)
9. Кочубей АВ. Инновационная модель подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения [Электронный ресурс]. Современные проблемы науки и образования. 2015;2(1).
Kochubej AV. Innovacionnaya model' podgotovki i nepreryvnogo professional'nogo razvitiya specialistov v sfere zdravoohraneniya [Elektronnyj resurs]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015;2(1). (In Russian)
10. Каган ИИ. Современные аспекты клинической анатомии. Оренбург: Издат. Центр ОГАУ. 2017;124с.
Kagan II. Sovremennye aspekty klinicheskoj anatomii. Orenburg: Izdat. Centr OGAU. 2017;124s. (In Russian)
11. Золотко ЮТ. Атлас топографической анатомии человека. М.: Медицина, 1964;1:215с., 1967;11:272с., 1976;Ш:296с.
Zolotko YUT. Atlas topograficheskoj anatomii cheloveka. M.: Medicina, 1964;I:215s., 1967;II:272s., 1976;III:296s. (In Russian)
12. Багатурия ГО, Булатова ИА, Пашко АА, Орлов МН. Современные аспекты преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии. Журнал анатомии и гистопатологии. 2015;4(3):23-25.
Bagaturiya GO, Bulatova IA, Pashko AA, Orlov MN. Sovremennye aspekty prepodavaniya topograficheskoj anatomii i operativnoj hirurgii. ZHurnal anatomii i gistopatologii. 2015;4(3):23-25. (In Russian)
13. Павлов АВ, Виноградов АА, Жеребятьева СР. Клиническая анатомия головы и шеи. Эко-вектор: Санкт-Петербург, 2017;207с. Pavlov AV, Vinogradov AA, ZHerebyat'eva SR. Klinicheskaya anatomiya golovy i shei. Eko-vektor: Sankt-Peterburg, 2017;207s. (In Russian)
14. Чемезов СВ, Матчин АА. Основы клинической анатомии головы и шеи: учебное пособие. Оренбург, 2017;82с.
CHemezov SV, Matchin AA. Osnovy klinicheskoj anatomii golovy i shei: uchebnoe posobie. Orenburg, 2017;82s. (In Russian)
15. Вертянкин СВ, Якубенко ВВ, Веретенников СИ, Иваненко ИЛ, Калинычева АЕ. Организация учебного процесса для ординаторов хирургического профиля по эндоскопической хирургии. Международный журнал экспериментального образования. 2017;4(1):30.
Vertyankin SV, YAkubenko VV, Veretennikov SI, Ivanenko IL, Kalinycheva AE. Organizaciya uchebnogo processa dlya ordinatorov hirurgicheskogo profilya po endoskopicheskoj hirurgii.
Mezhdunarodnyj zhurnai eksperimentai'noQo obrazovaniya. 2017;4(1):30. (In Russian)
16. Сергиенко ВИ, Петросян ЭА, Фраучи ИВ. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: в 2 т. Под ред. Ю.М. Лопухина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010;1:832с., 2010;11:592с.
Sergienko VI, Petrosyan EA, Frauchi IV. Topograficheskaya anatomiya i opera-tivnaya hirurgiya: v 2 t. Pod red. YU.M. Lo-puhina. M.: GEOTAR-Media, 2010;l:832s., 2010;ll:592s. (In Russian)
17. Воробьев ВП. Атлас анатомии человека. М.: АСТ, Мн.: Харвест. 2013;147с.: ил.
Vorob'ev VP. Atlas anatomii cheiove-ka. M.: AST, Mn.: Harvest. 2013;147s.: ii. (In Russian)
18. Вознесенский ВП, Иванов ВА. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. М.: Государственное издательство медицинской литературы. 2008;472c.
Voznesenskij VP, Ivanov VA. Operativnaya hirurgiya i topograficheskaya anatomiya. M.: Gosudarstvennoe izdatei'stvo medicinskoj iiteratury. 2008;472c. (In Russian)
19. Диффенбах ИФ. Оперативная хирургия. М.: Leipzig: Brockhaus. 2010;864c.
Diffenbah IF. Operativnaya hirurgiya. M.: Leipzig: Brockhaus. 2010;864c. (In Russian)
20. Ференбах МДж. Иллюстрированная анатомия головы и шеи (перевод с англ. под редакцией Бойкова В.И.). М.: Академия. 2019;366с.
Ferenbah MDzh. Iiiyustrirovannaya anatomiya goiovy i shei (perevod s angi. pod redakciej Bojkova V.I.). M.: Akademiya. 2019;366s. (In Russian)
21. Лопухин ЮМ, Сергиенко ВИ, Петросян ЭА. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Под ред. Лопухина ЮМ. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2019;1: 575-609, 639-649.
Lopuhin YUM, Sergienko VI, Petrosyan EA. Topograficheskaya anatomiya i operativnaya hirurgiya. Pod red. Lopuhina YUM. M.: GEOTAR-Media. 2019;l: 575-609, 639-649. (In Russian)
22. Синельников РД. Атлас анатомии человека. М.: Медгиз, 1952;416с.
Sinei'nikov RD. Atlas anatomii cheiove-ka. M.: Medgiz, 1952;416s. (In Russian)
23. Фомин НФ. Проблемы подготовки профессорско-преподавательского состава анатомических кафедр в свете собственного и зарубежного опыта. Вестник российской военно-медицинской академии. 2016;2(54):254-256.
Fomin NF. Probiemy podgotovki professorsko-prepodavatei'skogo sostava anatomicheskih kafedr v svete sobstvennogo i zarubezhnogo opyta. Vestnik rossijskoj voenno-medicinskoj akademii. 2016;2(54):254-256. (In Russian)
24. Протасов АВ, Смирнова ЭД, Каитова ЗС, Титаров ДЛ. Практикум по оперативной хирургии. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017;212с. Protasov AV, Smirnova ED, Kaitova ZS, Titarov DL. Praktikum po operativnoj hirurgii. M.: GEOTAR-Media, 2017;212s. (In Russian)
25. Bush E. The formation of the professionally-subjective position of a medical student: the role of a teacher [Jelektronnyj resurs]. Med Gazeta. 2018;7-9р.