Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ "ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР" В 9 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УАЩИХСЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ "ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР" В 9 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР MICROSOFT EXCEL / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Новиков И.А.

В статье освещены методические рекомендации для проведения уроков по теме «Организация вычислений в табличном процессоре» с применением различных форм деятельности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ "ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР" В 9 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УАЩИХСЯ»

журнале. - 2006. - № 2. - С. 32-34.

5. Русаков, А.А. Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы / А.А. Русаков, О.В. Кулешова // Педагогический имидж. 2018. № 3 (40). С. 119-125.

6. Русаков, А.А. Игровые технологии как средство повышения интереса к занятиям физической культурой в старших классах / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3 (193). С. 395-398.

7. Русаков, А.А. Методика развития специальных двигательных способностей волейболистов групп начальной подготовки / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 207-209.

© Наджотзода Н.О., 2021

УДК37

Новиков И.А.

Студент 4 курса факультета Математики и естественнонаучного образования

Педагогический институт НИУ «БелГУ»

Белгород, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР» В 9 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УАЩИХСЯ

Аннотация

В статье освещены методические рекомендации для проведения уроков по теме «Организация

вычислений в табличном процессоре» с применением различных форм деятельности учащихся.

Ключевые слова: табличный процессор Microsoft Excel, методы и приемы обучения.

Современные средства обработки электронных таблиц позволяют производить большие вычисления, а также управлять списками, строить диаграммы и т.п. Одним из таких средств является Microsoft Excel, превосходящий многие редакторы таблиц.

Практически все табличные процессоры помогают инженерам, бухгалтерам, экономистам обрабатывать большие массивы чисел. Однако же Microsoft Excel помогает строить динамические таблицы, содержащие вычисляемые поля, значения которых автоматически пересчитываются по заданным формулам при изменении значений исходных данных, находящихся в других полях. Большим достоинством электронных таблиц также является возможность легко осуществить графическую обработку данных [3; c.233].

В связи с этим возникает потребность в изучении работы табличных процессоров в школьном курсе информатики. Практически во всех школьных программах присутствует блок тем «Организация вычислений в среде Microsoft Excel», что не удивительно, ведь в настоящее время данных табличный процессор является одним из самых популярных графических редакторов. Как уже было сказано выше, данная программа позволяет создавать таблицы, строить графики по данным и совершать множество других операций на профессиональном уровне.

На изучение раздела «Организация вычислений в среде Microsoft Excel» в 9 классе по учебнику

информатики для 9 класса (по ФГОС) Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. (5-е издание, 2016 г., Москва, БИНОМ) обычно отводится 11 часов в рамках блока «Обработка числовой информации». В данном блоке изучаются такие темы, как «Электронные таблицы», «Использование формул», «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки», «Выполнение расчетов», «Построение графиков и диаграмм» и т.д [1].

Согласно Л.Л. Босовой, главной целью изучения данного раздела можно считать освоение основных методов организации вычислений в Microsoft Excel [2; c. 38].

Заметим, что при обучении можно применять такие педагогические технологии, как задачная технология (введение прикладных задач), технология проблемного обучения, технология поэтапного формирования знаний П.Я. Гальперина, технология опорных схем В.Ф. Шаталова и др.

Для повышения познавательной активности учащихся рекомендуется использовать словесные методы обучения (беседы, рассказы, объяснения), практические занятия (наблюдение, эксперимент и т.п.), объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый методы, а также метод проектов.

Для повышения эффективности усвоения методов вычислительной работы в Excel желательно проводить небольшие практические работы (20-25 мин), которые будут направлены на отработку таких приемов, как работа с готовой таблицей, создание и редактирование таблиц, построение диаграмм и т.п. Также можно проводить практикумы, представляющих интегрированные практические работы, в которых могут содержаться задания из других областей знаний. Отметим, также, что часть практической работы может входить и в домашнюю работу или проектную деятельность; выполнение работы необходимо разбить в таком случае на несколько недель.

Теперь можно перейти, непосредственно, к рассмотрению некоторых методов и приемов преподавания темы «Организация вычислений в табличном процессоре».

Самыми проблемными вопросами в процессе изучения темы являются правила записи формул и понимание принципа относительной адресации. Для устранения данных трудностей можно решать задачи и упражнения различного характера. В основном, все правила записи формул соответсвуют правилам записи выражений в языках программирования, что, безусловно, облегчит их изучение.

В качестве упражнений по записи формул могут служить задачи математического характера, например, дано математическое выражение, необходимо записать формулу для электронной таблицы, или же обратное задание, когда дана формула и нужно ее перевести в математическое выражение.

К примеру, рассмотрим математическое выражение:

6х3-15ху

Теперь необходимо записать формулу для электронной таблицы. С этой целью мы можем поставить в соответствие переменным величинам адреса ячеек. К примеру, x - A1, у - B1. Теперь запишем формулу:

Для удобства можно пронумеровать операции в порядке их выполнения.

Теперь скажем немного слов о принципе относительной адресации данных, являющийся базовым принципом работы Microsoft Excel. Адреса ячеек, использующиеся в формулах, определяются относительно местонахождения формулы.

Для формирования представления о работе принципа относительной адресации необходимо решить определенные задания. Условия этих заданий может быть таким: дан фрагмент электронной таблицы, изображенный на рисунке 1. Какие формулы занесутся в ячейки блока D1:F1, если в них скопировать формулу из ячейки С1? Результаты будут следующими (изображены на рисунках 1 и 2).

(1)

2 15 3 4 11 6 ю 8 9

7

(13 * В1 л 2 + 4/9 * AI) / (6 * Л1л3 - 13 * AI * В1)

(2)

Рисунок 1 - Относительная адресация ячеек (начальные значения)

форматироввь

Буфер обмена г„ Шрифт Гм Выравнивание Гй Число Гм 1

£ =В1+С1

Лист Microsoft Excel

* IQ

А в С D Е F G н 1 J К L M N

1 5 3 s 11 13 30

2 S

3

Рисунок 2 - Относительная адресация ячеек (результаты)

На иллюстрациях отчетливо видно, что при копировании исходной формулы в другие ячейки изменились адреса ячеек, входящих в формулу, относительно своего месторасположения.

Наиболее эффективно будет сформулировать задание таким образом, чтобы сначала учащиеся решили задачу теоретически, а потом проверили свое решение на компьютере. В данном случае будет осуществляться закрепление понимания теоретического вопроса, а также отработка навыков копирования данных в электронной таблице.

При знакомстве с методом «заморозки» (абсолютной адресации) адресов ячеек можно выполнить упражнения, описанные далее.К примеру, дан фрагмент электронной таблицы, изображенный на рисунке 3. Какие формулы занесутся в ячейки блока C2:F2 и D1:F1, если в них скопировать формулу из ячейки С1? Результаты будут следующими (отмечены на рисунке 4):

Рисунок 3 - Абсолютная адресация (начальные данные)

Вставить V Буфер обмена ж if ч ~ I Eil Ii Шрифт <5* - Д - == S ^ @ Очинить и по_™Ть в центре " Ч- ■ % ч «» Тв8 Условное форматирован!*

Cl -h 1 - - /ж -А$1+$В$1

Он Лист Microsoft Excel *

А А В С D Е F G H 1 J К M N

1 2 4 5 10 14 15

9 10 14 15

3 m

4

5

б

7

Рисунок 4 - Абсолютная адресация(результаты)

Основными типами задач, которые решаются при изучении данного раздела, являются: получение несложных расчетных ведомостей, статистическая обработка числовых таблиц, построение диаграмм по табличным данным, табулирование функций и т.д.

Рассмотрим табулирование функций. Табулирование- это процесс построения таблицы значений функции для значения аргумента, которые меняются в некотором интервале и отличаются на одно и тоже число. Табулирование функций позволяет исследовать функцию, выделяя области корней, находя

экстремумы и т.п.

Построим таблицу значений для некоторой функции:

f(x) = х2 + 4Vx( 3)

Шаг вычислений возьмем к примеру 2 (обозначен в ячейках A1 и B1), начиная с значения x=1. Начальные значения изображены на рисунке 5:

'—' isa -

Вставить ^ Ж К Ч - Ш - - - ^ =

Еуфер обмена ti

gill Лист Microsoft Excel "

А В С D

1 2

2 >С R(X)

3- О

4 2

5

& je-' -+- 4V

7

&

&

ю

11

12.

13

14

15

1&

17

18.

20

Рисунок 5 - Табулирование функций (начальные данные)

J&T =Д 3 -1-ЗА

Как отмечено на рисунке, сначала мы вводим в ячейку А4 формулу =А3+$А$1 и производим копирование в диапазон ячеек А4:А20. После этого в данных ячейках появятся числовые значения, представляющие собой арифметическую прогрессию с шагом 2.

Следующим шагом производим запись в ячейку В3 формулу =ABS(A3)+4*КОРЕНЬ(A3), используя функции СТЕПЕНЬ и КОРЕНЬ, и копируем эту формулу в остальные ячейки столбца. Результаты изображены на рисунке 6:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I ВЗ ~ I : [ /- АI '. I А:!) 1-1 • И ill н ь> [ а з)

Q Лист Microsoft Excel

А В С L>

1 2

2 X F(X)

3 О О

5 4 12

б & 15, 79795S97

7 & 1Э, 313 70S5

S 10 22, 64Э11064

Э 12 25.S564064&

ГО 14 28,96662955

11 1& 32

12 IS 34,97056275

13 20 37,SSS543S2

14 22 40,761&6304

15 24 43,59591794

16 2& 4&, 39&07S05

17 2S 49,16601049

18 ЗО 51,Э08Э-023

19 32 5АГ627417

20 34 57, 3 23S075S

21 Ml

Рисунок 6 - Табулирование функций (результаты)

На данном рисунке изображена таблица значений для функции с шагом для x равным 2.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены некоторые методические рекомендации по проведению уроков блока тем «Табличный процессор». Как было отмечено ранее, основной целью изучения данного раздела в школьном курсе информатики является освоение приемами работы в Excel, которые позволят учащимся, выбравшим экономические, математические и т.п. специальности, намного

упростить вычислительные процессы.

Список использованной литературы:

1. Бородин М.Н. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы/ Бородин М.Н. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 - 576 с.

2. Босова Л.Л., Босова А.Ю Программы для основной школы:5-6 классы.7-9 классы/ Босова Л.Л., А.Ю.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2014 - 88 с.

3. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: учеб.пособие для студентов пед. вузов/ под ред. М.П. Лапчика -М.: Издательский центр «Академия»,2001 - 569 с.

© Новиков И.А., 2021

УДК 377

Шрамко Р.С.

ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»

г. Крымск, РФ

ВИДЕОФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Аннотация

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время в большое внимание уделяется использованию аудиовизуальных средств обучения на занятиях иностранного языка, что способствует повышению уровня подготовленности студентов.

Цель данной работы сводится к тому, чтобы продемонстрировать эффективность использования видеоматериала в процессе формирования навыков монологической речи.

Ключевые слова

Коммуникативная компетенция, мотивированная коммуникация, аудирование,

аутентичное языковое общение.

Одним из основных требований коммуникативной методики является постижение живой иноязычной культуры. Использование видеофильмов на уроках английского языка помогает реализовать это требование и сделать процесс овладения языком более увлекательным и интересным.

Безусловно, овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, достаточно сложно. Поэтому важной задачей преподавателя является создание воображаемых и реальных ситуаций общения на уроке иностранного языка, применяя различные методы и приемы работы [1, с. 19].

Видеоматериалы, являясь образцами аутентичного языкового общения, позволяют повысить эффективность обучающей деятельности преподавателя, создают атмосферу реальной языковой коммуникации и делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, проблемным, убедительным и эмоциональным.

Немаловажную роль в формировании мотивации к изучению иностранного языка играет правильный выбор видеотекстов. Слишком трудные тексты могут лишить студентов веры в успех и вызвать разочарование. Слишком легкие тексты делают работу неинтересной, что связано с отсутствием момента преодоления трудностей.

Видеофильм является одним из значимых факторов формирования монологических навыков, так как способствует осуществлению такого важного принципа, как принцип наглядности.

В данной работе представлена примерная система упражнений, основанных на использовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.