Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ ВИДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ ПРОГРАММЫ ВИДЕО КОНФЕРЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Анастасия Валерьевна

В данной статье изучено понятие «дистанционное обучение», выявлена специфика организации обучения русскому языку как иностранному в дистанционном формате. Автор исследует обязательные составляющие эффективного дистанционного обучения: содержание обучения, организацию обучения и техническую сторону обучения. В работе выделены виды дистанционного обучения, и определены их достоинства и недостатки, выявлен наиболее продуктивный вид, способствующий развитию навыкам говорения, чтения, аудирования и письма. Автор перечислил популярные среди высших учебных заведений России сетевые платформы, на базе которых осуществляется дистанционное обучение, отметил популярные среди студентов и преподавателей программы для проведения видео конференций. В статье описан опыт реализации дистанционного обучения русскому языку иностранных студентов в период пандемии 2020 года, изучены организационные и технические аспекты процесса обучения, опытным путем выявлены слабые стороны. В заключении автор предложил возможные пути решения существующих проблем в процессе обучения русскому как иностранному языку в дистанционном формате для достижения более высокого уровня эффективности обучения. Автор предполагает, что выдвинутых им в ходе проведенного исследования мер будет достаточно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

This article examines the concept of “distance learning”, reveals the specifics of the organization of teaching Russian as a foreign language in a distance format. The author investigated three mandatory components of effective distance learning: the content of training, the organization of training and the technical side of training. The paper highlights the types of distance learning, and identifies their advantages and disadvantages, identifies the most productive type that contributes to the development of speaking, reading, listening and writing skills. The author listed the network platforms popular among higher educational institutions of Russia, on the basis of which distance learning is carried out, noted the programs popular among students and teachers for video conferences. The article describes the experience of implementing distance learning of the Russian language for foreign students during the 2020 pandemic, examines the organizational and technical aspects of the learning process, and empirically identifies weaknesses. In conclusion, the author proposed possible ways to solve existing problems in the process of teaching Russian as a foreign language in a distance format to achieve a higher level of learning efficiency. The author assumes that the measures put forward by him in the course of the study will be sufficient.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Особенности преподавания русского языка как иностранного в условиях дистанционного обучения

Попова Анастасия Валерьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Волгоградский государственный технический университет

E-mail: popova_nastya912@mail.ru

В данной статье изучено понятие «дистанционное обучение», выявлена специфика организации обучения русскому языку как иностранному в дистанционном формате. Автор исследует обязательные составляющие эффективного дистанционного обучения: содержание обучения, организацию обучения и техническую сторону обучения. В работе выделены виды дистанционного обучения, и определены их достоинства и недостатки, выявлен наиболее продуктивный вид, способствующий развитию навыкам говорения, чтения, аудирования и письма. Автор перечислил популярные среди высших учебных заведений России сетевые платформы, на базе которых осуществляется дистанционное обучение, отметил популярные среди студентов и преподавателей программы для проведения видео конференций. В статье описан опыт реализации дистанционного обучения русскому языку иностранных студентов в период пандемии 2020 года, изучены организационные и технические аспекты процесса обучения, опытным путем выявлены слабые стороны. В заключении автор предложил возможные пути решения существующих проблем в процессе обучения русскому как иностранному языку в дистанционном формате для достижения более высокого уровня эффективности обучения. Автор предполагает, что выдвинутых им в ходе проведенного исследования мер будет достаточно.

Ключевые слова: дистанционное обучение, русский как иностранный виды дистанционного обучения, сетевые образовательные платформы программы видео конференций.

Происходящие в мире процессы интеграции и расширения границ требуют от людей знания иностранных языков. Далеко не у каждого человека в современном темпе жизни находится время на посещение занятий по изучению иностранного языка. Решением этой проблемы стала удаленная, дистанционная форма обучения. Она позволяет людям из любых стран изучать иностранные языки с носителями языка, либо обучаться по определенной программе удаленно и в удобное для себя время.

Еще более актуальным, даже жизненно необходимым дистанционное обучение стало в 2020 году, когда весь мир столкнулся со страшным вирусом, для уничтожения которого потребовалась полнейшая изоляция людей. При этом нельзя было полностью остановить процесс обучения школьников, студентов. Дистанционная форма обучения стала спасительной в данной ситуации.

Нестабильная ситуация с распространением вируса продолжает диктовать свои условия, многие страны держат свои границы закрытыми, и доступные для многих в прежние времена языковые практики в странах изучаемого языка теперь нереальны. Большинству иностранных студентов, магистрантов, обучавшихся в России, пришлось покинуть территорию нашей страны и продолжить обучение дистанционно.

Все эти реалии современной жизни требуют от нас более подробного и основательного изучения проблемы дистанционного обучения, в частности, обучения русскому языку как иностранному.

Понятие «дистанционное обучение» не является новым словом в науке. Его изучению были посвящены работы Азимова Э.Г., Усковой О.А., Богомолова А.Н., Полат Е.С., Виноградовой Е.Н., Ма-раховской Н.В. и других.

Под понятием «дистанционное обучение» в общем смысле принято понимать обучение на расстоянии, то есть когда ученик в процессе обучения находится на расстоянии от учителя.

Авраамов Ю.С. полагает, что дистанционное обучение - это современная образовательная технология, которая позволяет любому человеку из любой точки мира получить обучение по определенной, выбранной им программе, вне зависимости от расстояния [1].

Ускова О.А. в своей работе говорит о дистанционном обучении как о бесконтактной форме организации учебного процесса, а также о комбинированной форме, то есть о дистанционном обучении, дополняющем очное [3].

Дистанционное обучение также понимается как форма самостоятельного обучения.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

oj о см

Таким образом, дистанционное обучение - это форма удаленного обучения, при котором большую часть времени ученик самостоятельно изучает материал, заранее подготовленный учителем, контроль обучения также происходит удаленно. Но такой «самостоятельный» подход к обучению может повлиять на качество обучения, тем более, если профильным предметом является иностранный язык, в частности русский. Изучение иностранного языка должно базироваться на практическом устном применении языка, что не входит в общее понятие дистанционного обучения.

Богомолов А.Н. в своем исследовании говорит о необходимости взаимодействия между содержанием обучения, организацией обучения и технической базой обучения. Он утверждает, что благодаря этим составляющим возможно эффективное обучение русскому как иностранному в дистанционной форме. [2]

Под содержанием обучения понимается разработка основополагающей части обучения, а именно весь материал, который предстоит изучить. В рамках изучения языка, сюда входят материалы на развитие всех умений и навыков: аудирования, чтения, говорения, письма. При этом изучение материала проводится по основным языковым аспектам: фонетическому, лексическому, грамматическому, стилистическому и другим.

Поясним, содержательная сторона обучения -это большая работа учителя-методиста по выбору тематик уроков, подбору языкового материала, подбору практического материала на овладение грамматическим аспектом, разработке видеолекций на приобретение теоретического навыка в грамматическом аспекте. Кроме того, учитель должен подготовить тестовые задания, либо контрольные работы, либо любые другие формы контроля успеваемости и качества обучения.

Не меньшее значение для реализации дистанционного обучения имеет организационная работа процесса обучения. Сюда включают планирование учебного процесса, формы проведения занятий (видеоурок, видеоконференция, самостоятельная работа и др.), формы контроля успеваемости, качества обучения (тест, контрольная, устный ответ на аудиозаписи, видеочат и др.), формат индивидуальных консультаций и многое другое.

Дистанционное обучение не может происходить без технической составляющей. В этой сфере выделились три направления:

- обучение на базе сетевой платформы для обучения без взаимодействия с учителем;

- обучение через видеоконференции посредством программ, обеспечивающих видеосвязь между учителем и учениками.

- комбинированное обучение, проводимое на определенной сетевой платформе и с проведением уроков видеоконференций.

В последние годы были представлены разнообразные платформы, на базе которых происходит изучение русского как иностранного в боль-

шинстве вузов страны: moodle, Atutor, forma LMS, Eliademy, Dokeos, ILIAS, OLAT, Ё-СТАДИ и другие.

Обучение русскому языку на выбранной платформе включает в себя наличие личного кабинета студента, где представлена информация для самостоятельного обучения, выполнения заданий, и куда ученик загружает свои работы для контроля преподавателями.

Обучение через видеоконференции возможно на базе различных программ, наиболее популярными в этом сегменте считаются Zoom, Skype, Discord, Google meet, TrueConf и другие. Уроки в формате видеоконференции позволяют проводить обучение в «реальном времени», проводить занятия, подобные очным, где ученик может развивать навык диалогической и монологической речи, в ответ получить обратную реакцию учителя.

Такой формат не дает возможность развивать навык письменной речи в силу того, что программа позволяет только вводить печатный текст в компьютер, где чаще всего установлена корректирующая программа. Соответственно, учитель не сможет объективно оценить письменный навык ученика. Это нужно отнести к недостаткам дистанционного обучения в целом.

«Комбинированное» дистанционное обучение сочетает в себе достоинства двух первых направлений, при этом нивелируя их недостатки.

Время пандемии позволило нам погрузиться в практическое применение дистанционной формы обучения. Нашему вузу, как и всем высшим учебным заведениям по всему миру, пришлось реализовывать образовательные программы дистанционно. Преподавателям нужно было перерабатывать содержание программы обучения русскому как иностранному в новый формат, снимать видеоуроки с грамматическими пояснениями, записывать аудиоматериал с лексическими комментариями к текстам, разрабатывать задания на контроль усвоенных знаний в виде тестов, вбивать всю эту информацию в систему Moodle, на которой базируется дистанционное обучение. Преподавателям пришлось не только быть на связи и проводить онлайн занятия, но и осуществлять техническую работу такого плана, к которой были готовы не в полной мере.

Платформа Moodle представляет широкие возможности для обучения русскому языку иностранных студентов по основным аспектам, а именно письмо, аудирование, чтение, говорение. Каждый студент, заходя в свой личный кабинет, видит весь перечень работ и материалов, обязательных к изучению. Теоретический материал представлен в виде кратких видеороликов с пояснениями учителя, либо аудиозаписей. Практические задания студенты выполняют в письменной форме и загружают фотоотчеты в личном кабинете. Задания на чтение, говорение студенты записывают в формате аудио и таким же образом загружают в личном кабинете системы. Все контрольные тестовые задания выполняются студентом онлайн. Результаты тестовых заданий система выдает са-

ма. В личном кабинете студента отмечаются выполненные задания, таким образом студенту ясно, какой материал осталось усвоить и какие задания нужно сделать.

Практика вынужденного дистанционного обучения показывает, что такой формат обучения пока еще не может полностью удовлетворить условия эффективного овладения русским языком как иностранным, в силу ряда причин:

- психологической неподготовленности преподавателей к работе в таком формате;

- отсутствия в большинстве случаев разработанных программ дистанционного обучения русскому как иностранному;

- отсутствия устной коммуникации преподавателя со студентами, что отрицательно влияет на развитие диалогической речи;

- и как следствие, письменной направленности в овладении русским языком, студенты овладевают навыками чтения и письма, но в живом диалоге не всегда могут выразить свои мысли. Таковы особенности нынешнего состояния дистанционного обучения русскому как иностранному. В настоящее время крайне необходим тщательный подход к разработке программы обучения, основанной на том опыте, который мы получили за время обучения в пандемию. Кроме того, преподавателям необходимо пройти курсы повышения квалификации, направленные на подготовку преподавателей к системе дистанционного обучения.

Важным для обучения иностранным языкам, в нашем случае русскому как иностранному в дистанционном формате, является решить проблему односторонней письменной направленности обучения. Мы полагаем, что комбинированная форма оптимально подходит для выполнения этой задачи. Именно при такой форме обучения студенты, наряду с выполнением письменных работ на образовательной платформе, должны «посещать» занятия по развитию навыка говорения онлайн.

Нам видится, что такие меры смогут повлиять на современное состояние дистанционного обучения русскому языку как иностранному в лучшую сторону и поспособствовать формированию хорошей образовательной системы подготовки иностранных студентов.

Литература

1. Авраамов Ю.С., Зубков В.Г., Шляпин А.Д. Практика формирования информационно-образова-

тельной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. 2004. № 2. с. 40-42.

2. Богомолов А.Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному: лингвокуль-торологический аспект. Монография./ А.Н. Богомолов. М.: МАКС Пресс, 2008. 320с.

3. Ускова О.А. Дистанционная форма обучения русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы / О.А. Ускова, Л.В. Ипполито-ва.// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2017. № 5. с. 42-50.

FEATURES OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE CONTEXT OF DISTANCE LEARNING

Popova A.V.

Volgograd State Technical University

This article examines the concept of "distance learning", reveals the specifics of the organization of teaching Russian as a foreign language in a distance format. The author investigated three mandatory components of effective distance learning: the content of training, the organization of training and the technical side of training. The paper highlights the types of distance learning, and identifies their advantages and disadvantages, identifies the most productive type that contributes to the development of speaking, reading, listening and writing skills. The author listed the network platforms popular among higher educational institutions of Russia, on the basis of which distance learning is carried out, noted the programs popular among students and teachers for video conferences. The article describes the experience of implementing distance learning of the Russian language for foreign students during the 2020 pandemic, examines the organizational and technical aspects of the learning process, and empirically identifies weaknesses. In conclusion, the author proposed possible ways to solve existing problems in the process of teaching Russian as a foreign language in a distance format to achieve a higher level of learning efficiency. The author assumes that the measures put forward by him in the course of the study will be sufficient.

Keywords: distance learning, Russian as a foreign language types of distance learning, network educational platforms video conference programs.

References

1. Avraamov Y.S., Zubkov V.G., Shlyapin A.D. The practice of formation of information and educational environment based on distance technologies // Telecommunications and informatization of education. 2004. № 2. с. 40-42.

2. Bogomolov A.N. Virtual environment of teaching Russian as a foreign language: linguocultural aspect. Monograph./ A.N. Bogomolov. Moscow: MAKS Press, 2008. 320с.

3. Uskova O.A. Distance form of teaching Russian as a foreign language: problems and prospects / O.A. Uskova L.A., Ippolito-va L.V. // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Series: Education and pedagogical sciences. 2017. № 5. с. 42-50.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.