УДК 37
Психолого-педагогические науки
Андреева Малика Мусаевна, студент факультета Экстремальная Психология, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия,
e-mail: Andreeva.malika@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Аннотация: Данная работа направлена на изучение особенностей преодолевающего поведения у подростков, склонных к проявлениям агрессии
Ключевые слова: агрессивное поведение, подростковая агрессия, копинг-стратегии, преодолевающее поведение.
Annotation: This work is aimed at studying the features of overcoming behavior in adolescents prone to aggression.
Key words: aggressive behavior, teenage aggression, coping strategies, overcoming behavior.
Преодолевающее (совладающее) поведение является одной из актуальных для изучения проблем в современных исследованиях. Преодолевающее поведение, иначе говоря, «копинг», образовано от слова COPE (англ.) -преодолевать. В нашем мире каждому индивиду приходится постоянно справляться, преодолевать разные сложности, проблемы; человек должен приноровиться, приспособиться к определенным обстоятельствам. Для того, чтоб успешно с ними справляться, людям требуется использовать совершенно разные ресурсы.
Изучению копинг-поведения большое внимание стали уделять в зарубежной литературе более сорока лет. В нашей стране можно говорить о
развитии исследований в данной области в 90-х годах прошлого столетия.
Зарубежными учеными проведены наибольшее число исследований по данному вопросу: Амирхан, Лазарус, Реан, Сакс и многие другие. Интерес отечественных исследователей к этой проблеме появился гораздо позже, и изучался Анцыферовой Л.И., Белоруковой Н.О., Горьковой И.А., Даниловой Т.А., Москвитиной О.А., Сапоровская М.В. и др.
В процессе взросления можем наблюдать определенные тенденции при выборе способов преодолевающего поведения и совладания со стрессом, а именно, эмоциональные способы с возрастом становятся менее популярны и используются гораздо реже (кроме людей с яркой феминностью), проблемно-ориентированные напротив возрастают с возрастом. Но при этом важно учитывать и род сложностей, с которыми сталкивается индивид, поскольку выбор копинг-стратегий сильно от них зависит.
В подростковом возрасте существенно преобладают эмоционально-ориентированные способы преодоления жизненных трудностей и травмирующих ситуаций.
В многочисленных исследованиях копинг-поведения было установлено, что факторами, влияющими на выбор стиля и стратегии копинг поведения являются как особенности личности, так и сама ситуация.
Агрессивность подростков сама по себе является одним из способов преодоление трудных жизненных ситуациях и способом совладания со стрессом и травмирующими ситуациями.
При исследовании агрессии в период пубертата, В.А. Иванюшина, В.В. Титкова, Д.А. Александров говорят о том, что проявления агрессивности находятся в прямой взаимосвязи от принятых норм и правил в конкретной группе. Это происходит по причине того, что яркое эмоциональное агрессивное поведение повышают статус среди ровесников. Исследователи подчеркивают важность последующего изучения «культуры насилия» среди подростковых групп, и это позволит сформировать рабочие способы предотвращения и профилактики социально неприемлемого, агрессивного и опасного поведения
среди подрастающего поколения [1].
В исследовании, проведенном Поповой Т.М., изучавшей молодых людей, злоупотребляющих алкоголем и имеющийся у них копинг-ресурс, были получены данные, которые позволили сделать вывод о том, что склонность к употреблению алкоголя в пубертатном периоде наблюдается у тех, чьими основными стратегиями преодолевающего поведения является избегание или игнорирование трудной ситуации [4]. В связи с этим у таких подростков высокий уровень тревожности и агрессивности. Именно это дает возможность делать вывод о связи агрессии и копинг-стратегии. К сожалению, общий характер связи не рассматривается в исследовании. И на сегодняшний день мы видим частные взаимосвязи отдельных групп.
Исследование Лэнгле А. в 2007 году позволяет делать вывод о том, что если агрессию все-таки рассматривать как копинг-стратегию, то при имея такую сильную черту, другие стратегии совладающего поведения использовать будут гораздо реже [2]. В то же время, появляются данные о том, что имея ярко выраженные проявления агрессивности, у субъекта существенно возрастает необходимость в изменении и искажении окружающей действительности, поскольку ему требуется сохранить положительное отношение к собственной персоне. У человека с низким уровнем потребности в искажении не обнаруживается.
Это же подтверждают и исследования Никольской И.М., Грановской Р. [3], которые внесли огромный вклад в изучение преодолевающего поведения у подростков. Они указывают на то, что стратегии подростков проявляются в виде неадекватного определения масштабов проблем, его оценки, протеста или излишнего оптимизма.
Поведенческие стратегии, по мнению данных авторов, активно проявляются в резком изменении самого вида деятельности или его форм. Общение с друзьями, одноклассниками - один из самых частых приемов справиться с трудной для себя ситуацией, поскольку для них является важным быть выслушанным, и понятым. Поддержка окружающих является ценной.
Тышкова М, в своем исследовании на подростках 11-12 лет, делает выводы о том, что самыми частыми реакциями у них является протест, попытка ухода от ситуации или попытка сделать вывод из предыдущих ситуаций [6].
Изучая базовые стратегии преодолевающего поведения, Сирота Н.А. пишет в своих работах о том, что в подростковом периоде еще нет своего стиля преодоления травмирующих ситуаций. Ими используются абсолютно все возможные стратегии совладания, которые он может наблюдать, и предпочтений по их использованию еще нет. Но в то же время, чаще других можно наблюдать стратегии избегания или поиска социальной поддержки [5].
Цель нашего исследования: изучить особенности преодолевающего поведения у подростков, склонных к проявлениям агрессии.
Исследование проводилось на базе одной из школ Московской области, в котором приняли участие обучающиеся 6-8 классов в возрасте 12-14 лет: 39 девочек и 22 мальчика.
Для диагностики были использованы следующие методы исследования:
• Опросник Басса-Пери для диагностики уровня агрессии;
• Для выявления доминирующих копинг-стратегий Индикатор копинг-стратегий (Амирхан Д.);
• Личностная агрессивность и конфликтность (Ильин-Ковалев);
• опросник COPE Карвер-Шеер для диагностики копинг-стратегий (адаптация Гордеевой Т.О., Рассказовой.).
В результате исследования при помощи опросника Басса-Перри уровня агрессии было выявлено (рис. 1), что 10 % испытуемых имеет высокий уровень агрессии, 18 % - низкий уровень, и 72 % средний уровень агрессии.
Общий уровень агрессии Басса-Перри
низкий уровень средний уровень Высокий уровень
0 10 20 30 40 50
Рис.1 Общий уровень агрессии Басса-Перри
При исследовании уровня агрессивности и конфликтности, были получены следующие данные (рис 2):
По шкале конфликтность 7% имеют низкие показатели, 75% средний, а 18% высокий.
По шкале позитивная агрессия 31% имеют низкий уровень, 61: средний уровень, и 8% высокий уровень.
По шкале негативная агрессия25% имеют низкий уровень, 62% средний уровень и 13% высокий уровень.
Уровень агрессии по опроснику Ковалева-Ильина
конфликтность негативная агрессия позитивная агрессия
■ высокий уровень ■ средний уровень
■ низкий уровень
Рис. 2. Уровень агрессии по опроснику Ковалева-Ильина
При диагностике копинг-стратегий по методике Амирхана, получили данные, что чаще всего подростки прибегают к поиску социальной поддержки, разрешению проблем. И гораздо реже к избеганию (рис.3).
Опросник Амирхана
избегание
Поиск социальной поддержки
разрешение проблем
0 20 40 60 80 ■ очень низкий ■ низкий ■ средний ■ высокий
Рис.3. Опросник Амирхана
При диагностике копинг стратегий с помощью опросника СОРЕ, получили следующие данные: чаще всего подростки используют такие способы, как Позитивное перераспределение и рост - 72%, Планирование совладания 72%, Активный копинг 71%, Принятие ситуации - 67%. Реже всего используются «Использование успокоительных» - 14%, Религиозный копинг -28%, Поведенческое избегание - 37% (Рис 4.).
Опросник COPE
Принятие Самоограгничение
Религиозный копинг —_
Использование... ^^^^^^^^^^^^^ Позитивное...
0 10 20 30 40 50
Рис.4. Опросник COPE
Проанализировав уровень агрессии и варианты копингов, которые выбирают подростки, были получены результаты, свидетельствующие о том, что подростки с более высоким уровнем агрессии выбирают такие варианты совладания со сложными жизненными ситуациями, как «эмоциональное избегание», «поведенческое избегание», «отрицание», «использование успокоительных или психоактивных веществ», «фокусирование на эмоциях и их вентилирование» (таблица 1 ).
Таблица 1. Взаимосвязь уровня агрессии и способов преодолевающего поведения
Показатель Критические значения Коэффициент ранговой Корреляции (rs) Значимость корреляции
N p1 p2
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга 61 0.25 0.33 -0.089 Не достигает уровня статистической
«Перераспределение и личностный рост» значимости.
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Эмоциональное избегание» 61 0.25 0.33 0,442 Статистически значима
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Активный-копинг» 61 0.25 0.33 -0,209 Не достигает уровня статистической значимости.
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Отрицание» 61 0.25 0.33 0,600 Статистически значима
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Религиозный копинг» 61 0.25 0.33 0,027 Не достигает уровня статистической значимости.
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Использование юмора» 61 0.25 0.33 0,026 Не достигает уровня статистической значимости
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Поведенческое избегание» 61 0.25 0.33 0,432 Статистически значима
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Самоогр аничение» 61 0.25 0.33 0,237 Не достигает уровня статистической значимости
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Эмоциональная социальная поддержка» 61 0.25 0.33 0,029 Не достигает уровня статистической значимости.
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Использование «успокоительных» 61 0.25 0.33 0,478 Статистически значима
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга 61 0.25 0.33 0,223 Не достигает уровня статистической
«Принятие» значимости.
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Оттормаживание других занятий» 61 0.25 0.33 -0,119 Не достигает уровня статистической значимости
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Планирование совладания» 61 0.25 0.33 -0,251 Не достигает уровня статистической значимости
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Фокусирование на эмоциях и их вентилирование» 61 0.25 0.33 0,379 Статистически значима
Корреляция между показателями общего уровня агрессии и копинга «Использование инструментов социальной поддержки» 61 0.25 0.33 0,05 Не достигает уровня статистической значимости
Таким образом, данное исследование позволяет выявить взаимосвязь между агрессией подростков и способов преодоления стресса, которые являются неадаптивными. Обоюдная связь позволяет сделать предположение, что изменение выбора копинг стратегий с помощью тренингов и индивидуальной работы может способствовать снижению уровня агрессии в подростковом периоде.
Библиографический список:
1. Иванюшина В.А., Титкова В.В., Александров Д.А. Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников // Социологический журнал. 2016. Т. 22. № 1. С. 54—71.
2. ЛэнглиА. Эмоции и экзистенция. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 332 с.
3. Никольская, И. М., Р. М. Грановская, Психологическая защита у
детей. — Санкт-Петербург: Речь, 2006 — 507 с.
4. Попов В.А. Употребление психоактивных веществ учащейся молодежью. Терминологический аппарат / В.А. Попов, А.С. Вербицкая // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 832-834.
5. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте и профилактика его аддиктивного варианта // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.
6. Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях. //Вопросы психологии. - 1987. - No 1. - С. 2734.