Научная статья на тему 'Особенности представления ценностей социальной системы в современной русской литературе (на примере романов Захара Прилепина)'

Особенности представления ценностей социальной системы в современной русской литературе (на примере романов Захара Прилепина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
419
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЗАХАР ПРИЛЕПИН / РОМАНЫ «САНЬКЯ» / «ГРЕХ» / «ЧЕРНАЯ ОБЕЗЬЯНА» / «ПАТОЛОГИИ» / NOVELS "SANKA" / "SIN" / "BLACK MONKEY" / "PATHOLOGY" / THE VALUE SYSTEM OF SOCIETY / CONTEMPORARY RUSSIAN LITERATURE / ZAKHAR PRILEPIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калиниченко Л. А.

В статье рассмотрены проблемы представления ценностей социальной системы в современной русской литературе. Проанализированы романы Захара Прилепина «Патологии», «Санькя» «Черная обезьяна», «Грех». Выявлены ценностные системы героев романов, их отличия и сходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности представления ценностей социальной системы в современной русской литературе (на примере романов Захара Прилепина)»

Калиниченко Л.А. ©

Аспирант, кафедра «Филологии и культурологии»,

Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ ЗАХАРА ПРИЛЕПИНА)

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы представления ценностей социальной системы в современной русской литературе. Проанализированы романы Захара Прилепина «Патологии», «Санькя» «Черная обезьяна», «Грех». Выявлены ценностные системы героев романов, их отличия и сходства.

Ключевые слова: ценностная система общества, современная русская литература, Захар Прилепин, романы «Санькя», «Грех», «Черная обезьяна», «Патологии».

Summary

The paper considers the problem of representing the values of the social system in modern Russian literature. Analyzed novels Zakhar Prilepin "Pathology", "Sanka" "Black monkey”, "Sin. " Identified value systems heroes of novels, their differences and similarities.

Keywords: the value system of society, contemporary Russian literature, Zakhar Prilepin, novels "Sanka", "Sin", "black monkey", "Pathology".

Актуальность и постановка проблемы. Начало XXI века в России, как и во многих других странах мира, характеризуется кардинальными стремительными изменениями во многих сферах общества. Изменения происходят, в том числе, и в ментальности людей, в системе их жизненных приоритетов и ценностных ориентаций.

Современное российское общество находится в условиях глубокой трансформации политических, социально-экономических, мировоззренческих и духовных основ человеческой жизнедеятельности.

Сущность трансформации заключается в том, что на верхние уровни иерархии выводятся материально-практические и утилитарно-прагматические ценности. В свою очередь, общество лишилось объединяющего начала - единой системы ценностей - высшего регулятора социальных отношений, фундамента мировосприятия и поведения личности [2].

Отсутствие единого понимания сущности категории «ценность», области и границ ее применения и толкования, ведет к непониманию сущности их трансформации. В результате процессы трансформации происходят преимущественно «вслепую», методом проб и ошибок с огромными затратами сил и средств, не поддается учету морально-этических убытков при малозначимых конечных результатах и недостоверности прогнозов [13, 94].

Следует отметить, что ценности социальной системы находят свое отражение в современной русской литературе. Так, современная проза является зеркалом, отражением социальной действительности. Авторы пытаются найти и решить проблемы ценностной системы современного общества. Проблема формирования ценностей социума так или иначе поднимаются в работах Т. Толстой, Ю. Буйды, В. Пелевина, В. Сорокина, Д. Быкова, М. Елизарова и др.

Среди множества писателей, затрагивающих проблему ценностей современного общества значительная роль принадлежит Захару Прилепину. На счету автора более десяти премий в области литературы, особой из которых является премия «Супер Нацбест» (в 2011 году роман «Грех» назван лучшей книгой десятилетия).

В своих произведениях Захар Прилепин поднимает проблемы неравенства, трансформации и в тоже время неустойчивости ценностной социальной системы в современном российском обществе.

Целью данной статьи является определение особенностей представления ценностной системы

© Калиниченко Л.А., 2013 г.

российского общества в романах Захара Прилепина.

Основная часть.

Формирование и развитие системы ценностей сегодня привлекает внимание не только писателей, но и представителей всех других отраслей социально-гуманитарного знания: философов, социологов, психологов, историков и др. Проблема ценностей в максимально широком значении всегда возникала в эпохи обесценивания культурных традиций и дискредитации идеологических устоев общества.

Проблеме ценностей посвящено множество научных работ как отечественных, так и зарубежных ученых. В обзоре социально-научной литературы, проведенном Л. Колбо, подано около четырех тысяч наименований, в которых авторы касаются понятия ценности [6]. Интенсивное исследование природы ценностей в зарубежных гуманитарных науках началось в конце XIX - начале ХХ века. Данной проблематикой занимались такие авторитетные исследователи общественной жизни, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, У. Томас и Ф. Знанецкий, К. Клакхон, В. Колб, Дж. Дьюи, Р. Перри, и др.

Типичным определением ценности как некоторого объекта можно, на наш взгляд, считать определение, которое было дано А.А. Ручкой: «Ценность является материальным или идеальным предметом, который имеет определенную жизненную значимость для данного социального субъекта, т.е. способность удовлетворять его потребности и интересы» [12]. Подобной точки зрения придерживаются У. Колб [6], Л. Юлдашев [13, 148.], Д.Леонтьев [7], др.

Необходимо отметить, что в современной научной литературе очень распространено толкование данного явления, когда «под ценностью понимается всякий предмет любого интереса, желания, стремления и т.п.» [2].

Интересным является трактовка ценностей как явлений особой реальности. Среди массы окружающих человека предметов, ценность выделяется своеобразным онтологическим статусом.

А.С. Богомолов толковал ее как элемент общественных отношений, опредмеченных в форме социальных институтов [1]. Практически с ним солидарен Д.А. Леонтьев: «Система ценностей ... представляет собой предметное воплощение системы деятельностей и общественных отношений, выражающих сущность жизнедеятельности данной общности, ее конкретно-исторического образа жизни» [7].

В последние десятилетия социальные требования перестали рассматриваться как неизбежно конфликтующие с индивидуальной мотивацией и ограничивающие внутреннюю свободу человека. Кроме того, социальная регуляция уже не рассматривается как нечто внешнее по отношению к индивиду, а скорее как элемент структуры социализированного индивида.

Социальные ценности отражаются в сознании через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия личностных ценностей. Как правило, для них характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций. А. Г. Здравомыслов отмечает, что «совокупность ценностных ориентаций создают своего рода ось сознания, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов» [3].

Ценности, выступая определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных претензий личности. Нормы же - это средний «оптимум», переступив границы которого, личность рискует оказаться «под обстрелом» неформальных санкций» [4].

Социальная система, независимо от масштаба, предполагает наличие определенных общих ценностей, которые поддерживаются всеми членами социума и выполняют роль механизма для регулировки общей человеческой деятельности.

В романе «Патологии» ведущей ценностью главного героя является его семья. Главный герой романа Егор неизменно души не чает в любимой жене Даше, она является спасительницей от страхов: «Когда мы были вместе, Даша спасала меня от моих ужасов. Но, вернувшись к себе домой, -оставшись в одиночестве, я не справлялся с припадками» [9, 193]. Из приведенной выше цитаты следует, что хотя Даша и не является законной женой главному герою, он не представляет себе жизни без нее. В один ряд с ценностью любви Прилепин ставит обесценивание семьи как социального института: «Ее мужчины не были призраками, - они наполняли пространство вокруг меня. Они жили в нашем, завоёванном нашей любовью, городе» [9, 194].

В воспоминаниях Егор отчетливо возрождает ее образ, как молитву повторяя ее имя, подобно

именам святых: «Завтра бой. Где-то слышал эти слова. Ничего в них особенного никогда не находил. А каким они смыслом наполнены неиссякаемым... Даша... - и все это как бульдозером задавливало, задавливает, вминает во тьму то, что завтра» [9, 161]; «Даша, - подумал я. Имя прозвучало во мне близко и тепло, как удар сердца» Даша. «Где-то есть Даша». «...есть Даша?» [9, 278].

Захар Прилепин очень тонко описывает замену образа Бога образом жены и чувством долга перед отечеством. Так, главный герой после совершения убийства переспрашивает себя, «есть и Даша»? Он как бы переспрашивает, если ли смысл в его действиях, и не роняя ни капли сомнения, продолжает делать то, что должен. Как раз здесь и проявляется сущность глубокого чувства патриотизма и любви к родине, ради которой герой готов пожертвовать всем, что ему дорого. Таким образом, Захар Прилепин как бы взвешивает ценности любви - долга перед отечеством, заставляет героя сделать выбор в сторону последней.

Здесь следует отметить отношение самого героя к вере как ценности: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии...» [9, с. 237]. Из данной цитаты видно, что образ Бога непрерывно связан не только с верой, но и с образом любви и жизни.

Следовательно, главной ценностью героя в романе предстают человеческие отношения, автор формирует целый мир взаимоотношений, в которых раскрываются характеры героев, их сущности. Особое место автор отводит всеобщему чувству любви и взаимности «Я обнял ее. Я даже хотел заплакать, но не стал. Зачем плакать, если я ее люблю?» [9, 149].

По сравнению с ними главным героем полностью нивелируются ценности культуры и искусства: «Как можно какие-то книги писать, когда вот так вот живого человека могут убить. Меня. Да и какой смысл их читать? Глупость. Бумага» [9, 145].

Также следует отметить одухотворенные отношения главного героя с приемным сыном. Здесь можно наблюдать своего рода перенос образа отца. Егор все время сравнивает себя со своим отцом, и, взяв к себе приемного ребенка, он как бы отдает долг себе - обеспечив теплом и любовью такого же сироту, каким был сам. «За шесть лет мне так ни разу и не пришло в голову, что я обожаю отца...» [9, 40] .... Мальчик доверяет мне, разве я вправе его подвести?» [9, 6].

Как одну из важных ценностей автор выводит «настоящую» мужскую дружбу главного героя с сослуживцами. Часто, в диалогах они называют друг друга родственными местоимениями «Строимся, братцы!» [9, 177]; «Кеша, я прошу тебя. поработай, брат» [9, 263]».

Как для боевых товарищей, так и для Егора вся его жизнь пропитана семейно близостью: «Улыбаюсь кому-то из парней, мне в ответ подмигивают. Так, как умеют подмигивать только мужчины - обоими глазами, с кивком. Иногда мужчины так кивают своим детям, с нежностью. И очень редко - друзьям» [9, 232-233]. Важно отметить отношение командира к солдатам: «Командир наш, Сергей Семёныч Куцый, уважает Язву, а Шею называет "сынок". Семёныч - лицо героическое. Весь в медалях - "парадку" не поднимешь. Говорят, в Афганистане он вместе с подбитой вертушкой грохнулся на горы» [9, 9].

Важно отметить, что чувство близости у боевых друзей нередко граничит с чувством возможной потери и сострадания, вины за смерть товарища: «- Меня ведь никто не ждет. А я приеду,

- сказал Плохиш. «А они - нет», - вот что хотел он сказать» [9, 330].

В результате - третьей ценностью, которая особенно явно читается между строк романа, является ценность жизни. Описанные автором военные события заставляют читателя окунуться в атмосферу безвыходности и страха перед войной, пред возможным поражением, перед смертью. Здесь огромная заслуга автора в том, что он описывает военных не героями, не отважными воинами, а людьми, которые принудительно заставляют себя не бояться и снова и снова идти в бой: «Трогается машина. Нас везут на убой» [9, 171]. «Выходим в коридор, тащим в руках броники. С удивлением смотрю на грязные выщербленные стены - куда меня занесло, а? Сидел бы сейчас дома, никто ведь не гнал. Даша...» [9, 29].

Таким образом, в романе «Патологии» мы выделили три ведущие ценности социального мира героя - это любовь, дружба и жизнь. Данная триада составляет основу всего произведения: размышления героя, события которые происходят с ним так или иначе завязаны на трех столпах человеческого бытия.

В романе «Санькя» Захар Прилепин противопоставляет ценности общества, ценностям главного героя романа. Главный герой перечит всем нравственным и моральным устоям общества, не понимает и не хочет понять, как и зачем действуют те или иные социальные механизмы: «Гребаная страна, и в ней надо устроиться куда-то. Мести двор, мешать раствор, носить горшки, таскать тюки и

вечером смотреть в телевизор, где эти мерзейшие твари кривляются, рассказывая, как они заботятся о тебе. Их лица. Последнее время Саша начинал болеть, когда видел их лица. Вглядывался в их рты и глаза. Выключал звук порой, и тогда мерзость личин становилась настолько наглядной, что злые мурашки прыгали по спине. Надо устроиться на работу, да. И телевизор не смотреть. Иначе вовсе невыносимо» [10, 256].

Следует отметить, что образ юноши, вступившего в ряды молодежной революционной партии «Союз Созидающих», сперва отталкивает читателя, наделяя его чувства скорее состраданием и жалостью к герою. Однако позже сам герой начинает открываться: «Саша никогда не мучился самокопанием. Неразрешимых вопросов больше не возникало. Бог есть. Без отца плохо. Мать добра и дорога. Родина одна» [10, 113-114].

Из данной цитаты вполне можно составить перечень основополагающих ценностей героя: вера, семья и родина.

Здесь, как и в «Патологиях», герой боится за родных, переживает за их судьбу, но, в отличие от Егора, Санька отстраняется от родных и семьи. «Если ты меня любишь - не мешай мне.», -сказал он матери когда-то. Но она мешала. И он перестал ей говорить что-либо, скрывал от нее почти все» [10, 145].

Растворяя грань между ценностью Родины и фанатическим чувством патриотизма, Прилепин наделяет героя двояким амплуа: с одной стороны мелкой пешки, марионетки в руках

националистической партии союзников, с другой - юного мудреца, познавшего ценность жизни, который ясно видит цель своего существования и упорно двигается к ней: «Смысл в том, чтобы знать, за что умереть. А ты даже не знаешь, зачем живешь. Такие, как ты, спасаются, поедая Россию, а такие, как я - поедая собственную душу. Россию питают души ее сыновей - ими она живет. Не праведниками живет, а проклятыми. Я ее сын, пусть и проклятый» [10, 363].

Смыслом жизни для главного героя является поиск путей изменить, разрушить существующие социальные устои. Это хорошо показано автором в сцене погрома офиса компании «Макдоналдс»: «Пока Олег разбирался с коктейлем, Саша прикрепил к решетке на окне стул, забранный из «Макдоналдса», забрал у Вени баллончик и начертал на черной, высокой входной двери в офис четыре буквы: «л», «о», «х», «и». Потом, распустив ребят, стоял на углу, в арочке, плечом к холодной стене — смотрел, как метрах в ста пятидесяти от него тепло и ярко становится в окнах офиса, словно там начался добрый, хороший праздник — и все рады» [10, 181].

Противопоставляя себя обществу, герой нередко обращается к Богу. При этом, автор четко дает понять отношение героя к вере и ко всему святому: «Тяжело как, Господи. - неожиданно признался себе Саша и чуть не заплакал» [10, 107] «Господи, да что же это? - спросил. - Что же я так плачу?» [10, 284]. Даже Христа не раздевали, гады вы, - сказал Саша и почувствовал, что плачет» [10, 177].

Ценность веры во Всевышнего пересекается с ценностью смысла жизни героя: «Мы-то в юность нашу думали, что дети у нас будут, как сказано было, - не познавшие наших грехов, а дети получились такие, что ни земли не знают, ни неба. «.» Люди надеются, что Бога приручили, свечек ему наставив. «.» Чуть что - и на Бога лживо кивают: Бог так решил. Бог так сказал. Бог так задумал. И снова гребут под себя, у кого на сколь когтей хватает. А откуда им, глупым, знать, что Он задумал, что по Его воле, а что от попустительства Его?. И печаль не о том, что ничтожен человек, а то, что он зол в своем ничтожестве. Чем больше замечает, что другие его ничтожество видят, тем злее становится. Нету выхода вам больше, так» [10, 319-320].

Подсознательно, понимая неправоту своих взглядов, он все же видит себя частью общества «Человек, созданный из глины, - весь сплошная травма. Вы травма, я травма, любой. И все мы их разрешаем, свои травмы, всю жизнь.» [10, 263].

Таким образом, в романе «Санька» центральными ценностями являются: вера, семья и родина, последняя заставляет главного героя жертвовать остальными, увязая в слепой борьбе за несуществующие идеалы.

Наиболее полно, с нашей точки зрения, система социальных ценностей представлена в романе Захара Прилепина «Грех». Если точнее, это не совсем роман, а роман в рассказах, объединенных не столько фигурой главного героя, сколько идейной составляющей. Автор очень детально и преданно относится к героям рассказов, здесь любовь и страдания, потери и обретения, неудачи и везения. При прочтении складывается впечатление: автор хотел затронуть самые разные грани людской души, максимально правдиво описать особенности разных возрастных периодов формирования личности. В романе повествование ведется то от первого, то от третьего лица.

В целом роман пропитан гуманизмом, в нем много «живых» диалогов, которые так или иначе

напоминают разговоры современных представителей российского общества.

Определенно, первостепенную ценность романа составляет ценность любви мужчины и женщины. Следует подчеркнуть, что автор посвятил этой теме три рассказа: «Какой случится день недели», «Грех», «Ничего не будет».

В первом рассказе, «Какой случится день недели» ценность любви просматривается в самом отношении главного героя к любимой: «Во мне все дрожало и крутило щенячьими хвостами» [8, 15]; «Легкость и невесомость были настолько важными и полными, что из них можно было сбить огромные тяжелые перины» [8, 32].

Ценность любви прослеживается в отношениях главных героев к своим детям: «Моя любимая обращается к Глебасею как к оракулу, как к мудрецу, словно он не дитя розовое на длинных ножках, а серафим легкомудрый. — Глебушка, как ты думаешь, я правильно поступила?» [8, 172].

Таким образом, ценность любви в романе является центральной, автор наполняет своих героев некой «жаждой» к любви: «Мы были очень голодны. Почти невесомы от голода» [8, 40]

Все это и придает роману столько гуманизма и открытости:

«Я не ведаю, что творю, я тебе о любви говорю.

Ты родная, ты рядом одна,

Ты мне тысячу лет как жена» [8, 204-205]

Приведенная цитата буквально раскрывает смысл всего произведения. Автор противопоставляет грех и любовь, разрушая грань между любовью брата и сестры, мужа и жены. Таким образом, грех - здесь скорее отсылка к библейскому началу любви, автор соглашается с тем что все «зачаты в пороке и рождены во грехе», но на протяжении всего романа доказывает чистоту и непорочность этого греха.

Следующей ценностью, которая граничит с любовью, в романе является ценность жизни.

В романе очень сильно прослеживается тонкая связь между желанием жить и готовностью умереть ради жизни: «— Только тело умирает, сынок. А душа бессмертна» [8, 173], «Смерть, досадливую, как зубная боль, я вспоминал, лишь слыша сына» [8, 74]. Захар Прилепин описывает внутренний мир героя, его отношение к жизни, как к несоизмеримой ценности, которая дается лишь один единственный раз: «Потому что такого больше никогда не будет» [8, 33]. Автор ставит проблему неизбежности смерти не остро, а как должное продолжение, последствие жизни: «В сущности, понял Сержант теперь, чувство это сводилось к тому, что он больше не имеет права умирать, когда ему захочется» [8, 230].

Третьей ценностью в романе можно назвать веру, но не веру в плане религиозности, а веру в светлое будущее, во всеобщую гармонию человека, веру в светлое и незабвенное: «Как всё правильно, боже мой, — повторял светло. — Как правильно, боже мой. Какая длинная жизнь предстоит. Будет еще лето другое, и тепло еще будет, и цветы в руках...» [8, 79]. Мысли и диалоги героев поднимают проблему истинности веры и религии в современном обществе: «совершенно убежден, что Бог есть, и это постоянно ощущается в нашей жизни» [8, 13]. Отношение к Богу у главного героя больше основано на личных ощущениях волшебства и высшей силы: «С мороза кастрюля красного борща вполне обоснованно кажется ароматным волшебством, а то и божеством. Что-то есть в ней языческое...» [8, 113]. Так, наделяя божественными качествами повседневные вещи, герой видит их в других цветах: «Воздух хлынул на меня со всех сторон — какой прекрасный и чистый в подъездах воздух, боже мой» [8, 29]. «Подолгу смотрел на икону, то находя в женском лике черты Кати, то снова теряя» [8, 70]. «Золотое отребье! Ребя! Бог помнит нас!» [8, 212].

Подводя итог, следует отметить, что центральными ценностями общества в романе «Грех» являются «любовь», «жизнь» и «вера», как и в Саньке этот фундамент служит основой для всего произведения Захара Прилепина. Описывая жизнь и быт современного общества, он, бесспорно, отталкивается от важнейших стимулов, которые руководят их мыслями, действиями и формируют образ жизни.

Спецификой повести Захара Прилепина «Черная обезьяна» является отсутствие системы ценностей у главного героя. На протяжении всего повествования его мир, превращаясь в кошмар, не оставляет ему ни единой цели, ради которой он живет. Автор тонко описывает современный быт и его разрушительное влияние на современную российскую семью. В романе тонко подобраны сцены ссор и пререканий отца и ребенка, жены и мужа.

Сам роман начинается из неизвестности ею и заканчивается: «Когда я потерялся - вот что интересно...» [11, 2]. Мне еще долго ехать [11, 116]

На наш взгляд, этим автор подчеркивает утрату социальных ценностей современного

общества, актуализируя проблему самоутверждения личности в социальных ролях: муж, отец, друг, писатель, человек.

После прочтения романа читатель понимает, что именно главный герой и является «черной обезьяной», и черной, здесь скорее понимается как темной, бесцветной личностью, у которой отсутствуют общечеловеческие представления о ценностях.

Главного героя не беспокоит его семья, материальное обеспечение, карьерный рост, и даже расследование, которым он занимается на протяжении всего романа. Все его действия происходят очень инертно, обусловлены внешними обстоятельствами и неподвластны контролю.

Сама идея создания подобного амплуа заслуживает внимания только потому, что сегодня система ценностей современного общества переживает такой же кризис, какой показан в герое романа «Черная обезьяна».

Выводы

В статье была предпринята попытка проанализировать особенности представления ценностей социальной системы в современной русской литературе на примере романов Захара Прилепина.

Проведенное исследование дает основание утверждать, что ценности социальной системы в произведениях Захара Прилепина имеют одну общую основу - гуманизм.

В романе «Патологии» основными ценностями общества являются: семья, человеческие отношения, дружба, жизнь. Ценностная система главного героя в романе «Санькя» также представлена триадой: вера, семья, родина. Наиболее полно система социальных ценностей представлена в романе Захара Прилепина «Грех»: ценность любви, жизни и веры.

Что касается их градации, то автор ставит на первое место ценность любви, ее роли в жизни человека, сопоставляет ее с целью существования. Второй по значимости выступает ценность жизни - как бесценный дар, дающий человеку возможность осознать ценность любви. Третьей по значимости выступает ценность веры. В данном ракурсе следует указать на то, что вера в творчестве Прилепина представляет собой некий идеологический конструкт. Ценность веры героев подтверждается их преданностью всему возвышенному, волшебному, происходящему в их жизни.

Литература

1. Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание // Социологические

исследования. -1975. - № 2. - С. 53-61.

2. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования, 2000. -№ 12. - С. 104.

3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интерес. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - С. 202.

4. Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: Опыт

социологического исследования / Отв. ред. Л.Н. Коган. - М.: Наука, 1981. - С. 150-151.

5. Ивин А.А. Основания логики оценок. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. - С. 12.

6. Колб У. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории // Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении / Под ред. Г. Беккера, А. Боскова. - М.: Изд-во ин. литературы, 1961. - С. 122.

7. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 20.

8. Прилепин З. Грех: роман в рассказах [Текст] / З. Прилепин. - М.: Вагриус, 2008. - 256 с.

9. Прилепин З. Патологии: Роман [Текст] / З. Прилепин. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2008. - 352 с.

10. Прилепин З. Санькя: Роман [Текст] / З. Прилепин. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2008. - 368 с.

11. Прилепин З. Чёрная обезьяна: Повесть [Текст] / З. Прилепин. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 285 с.

12. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. - К.: Наукова думка, 1987. - С. 132.

13. Юлдашев Л.Г. Теории ценностей в социологии: вчера и сегодня // Социологические исследования. - 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 8. - С. 148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.