Научная статья на тему 'Особенности представления об успехе у людей разных поколений'

Особенности представления об успехе у людей разных поколений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1488
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / SUCCESS / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСПЕХЕ / ПОКОЛЕНИЯ / GENERATIONS / ИДЕНТИФИКАЦИЯ С ПОКОЛЕНИЕМ / ASSOCIATION WITH A PARTICULAR GENERATION / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЙ РАЗРЫВ / VALUE GAP / РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ / DIFFERENCES BETWEEN GENERATIONS / CONCEPT OF A SUCCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рикель Александр Маркович, Ермолаева Дарья Дмитриевна

Рассматривается проблема психологических особенностей межпоколенческих различий на основе представления о феномене успеха. Авторы понимают успех как оценочную категорию субъективной значимости конкретного результата в определённой области. Достижение данного результата имеет тесную связь с личной значимостью самого субъекта. Феномен успеха представлен многокомпонентной структурой ценностных, когнитивных, эмоциональных составляющих, определяющих позицию стремления к достижению важной для личности деятельности, способности или наилучшего результата. Представление об успехе как личностная характеристика взаимосвязано с ценностями человека. В исследовательской работе выявлена взаимосвязь между представлением об успехе и принадлежностью к тому или иному поколению, а также анализируется взаимосвязь между различными поколениями и их ценностями, выявлены приоритетные ценности для молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рикель Александр Маркович, Ермолаева Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Success of Representatives Belonging to Different Generations

The problem of psychological peculiarities of differences between generations from the point of view of success concept is considered. The authors view a success as an evaluation category of a particular result in a certain sphere being subjectively important. Achieving a certain result is closely related to personal pertinence of a subject himor herself. The phenomenon of a success is a multicomponent structure of value, cognitive, and emotional factors determining personality's strive to achieve an essential activity, capacity, or the best result. The concept of a success as a personality characteristic is interrelated with person's values. The research revealed correlation between the concept of a success and belonging to a particular generation, and interrelation between different generations and their value systems is analyzed as well. Primary values for a younger generation are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности представления об успехе у людей разных поколений»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_psy.isu.ru/ru/index.html

Серия «Психология»

2017. Т. 21. С. 65-77

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 159.922.6

Особенности представления об успехе у людей разных поколений

А. М. Рикель, Д. Д. Ермолаева

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация. Рассматривается проблема психологических особенностей межпоко-ленческих различий на основе представления о феномене успеха. Авторы понимают успех как оценочную категорию субъективной значимости конкретного результата в определённой области. Достижение данного результата имеет тесную связь с личной значимостью самого субъекта. Феномен успеха представлен многокомпонентной структурой ценностных, когнитивных, эмоциональных составляющих, определяющих позицию стремления к достижению важной для личности деятельности, способности или наилучшего результата. Представление об успехе как личностная характеристика взаимосвязано с ценностями человека. В исследовательской работе выявлена взаимосвязь между представлением об успехе и принадлежностью к тому или иному поколению, а также анализируется взаимосвязь между различными поколениями и их ценностями, выявлены приоритетные ценности для молодого поколения.

Ключевые слова: успех, представление об успехе, поколения, идентификация с поколением, ценности, ценностный разрыв, различие между поколениями, ценности.

Представление об успехе является социокультурным маркером, характеризующим межпоколенные различия, так как именно отношение к успеху может считаться важным концептом, отображающим разницу идеологий, в рамках которых развивались и становились различные поколения людей в России и бывшем СССР [8].

Феномен успеха достаточно обширен, что позволяет рассматривать данное понятие многогранно. Умение использовать ограниченные ресурсы эффективно адресуются к одному из определений успеха. Так, В. А. Лабун-ская трактует успех сквозь призму оценочной категории конкретного результата, достижения, значимости для личности [7]. Определяя успех более конкретно, она отмечает, что данное понятие напрямую связано с личной значимостью достижения. В этом аспекте именно признание достигнутых целей субъекта его социальным окружением также называется успехом. В современных условиях, когда темп жизни достаточно велик, ещё более утилизирован принцип достижения успеха, который связан напрямую с финансовой выгодой в русле понимания: чем больше приложено усилий, тем выше экономический результат.

В более широком смысле под успехом понимается жизненная самореализация, достигаемая и переживаемая человеком в ходе собственной жизнедеятельности, а также в стремлении воплотить собственный потенциал в реальное действие [7]. В данной статье рассмотрены подходы, в которых упоминается феномен успеха. В русле исторического подхода проблема «успеха» представляла интерес ещё с древности. Так, Гесиод понимал под успехом социальные причины и личностную обусловленность богатством, а Платон трактовал «успех» через призму мотива славы и признания, которые являются формами признания любых заслуг личности [5]. С позиции биологических концепций существует теория одаренности, которая доказывает важную роль личностных биологических особенностей человека, врожденных по своей природе и определяющих причину успеха как своеобразие органической конституции [10]. Со временем формирование представления о рассматриваемом феномене приобрело трактовку, напрямую связанную с социальной жизнью человека [12]. Успех дополнен социально-психологическим контекстом (включенность в общество, единение с группой и наличие значимого места в ней, признание и возможность быть заметным в своих действиях). Успех характеризуется с помощью четкой направленности, выраженной в осознанной и целеустремленной активности и ориентации на осуществление социальных требований, таких как нормы и ценности [2]. Иным значением терминов «успех» и «неудача» является субъективная оценка результатов деятельности, а именно тесная связь между желаниями или ожиданием личности при выполнении какого-либо дела и достигнутым результатом. В данном значении термина человек полагается на личные индивидуальные критерии, на свою цель, мнение и сам оценивает свой продукт деятельности в отношении с личным идеальным представлением [3]. Другим значением «успеха» и «неудачи» выступают ситуативные переживания, связанные с нервно-психическими состояниями, которые появляются у человека при значимости для него самого успеха [2; 6].

Рассматриваемый феномен успеха имеет многокомпонентную структуру ценностных, когнитивных, эмоциональных составляющих, определяющих позицию стремления к достижению важной для личности деятельности, способности или наилучшего результата. В описываемом здесь исследовании успех понимается как оценочная категория субъективной значимости конкретного результата в определённой области. Достижение данного результата имеет важное значение для самого субъекта. В подготовительном этапе исследования было выделено несколько типов успеха, такие как: 1) материальный успех, 2) семейный успех, 3) успех как удовлетворённость процессом деятельности, 4) успех как саморазвитие, 5) успех как личностная харизма, 6) успех как авторитет и признание, 7) успех как получение образования и 8) успех как реализация цели. Данная типология была использована при анализе межпоколенческих различий.

Понятие поколения. Длительное время социальные науки обращали внимание на вертикальное разделение общества по классам, этнической принадлежности, полу, преуменьшая горизонтальные различия в виде осо-

бенностей возрастных групп или поколений. Но за последние годы наблюдается значительное изменение прошлых представлений - авторы [8; 11; 13; 17; 18] обращаются к идее поколенческого неравенства [16].

Интерес в науке к проблематике поколений в конфликтологической парадигме возник в западной психологии и социологии к концу XX в. Приверженцами «теории конфликтов» являются М. В. Вдовина, Е. И. Иванова, Е. А. Смирнова, К. Лоренц, Ж. Мендель, Г. Маркузе, В. Сатир, Л. Фойер и др., которые представляют конфликт поколений как естественный, всеохватывающий путь развития человеческого общества и детерминируется самой природой человека [7].

М. И. Постникова в своём исследовании проанализировала сферу отношений между поколениями в современной России. Автор выделила следующие варианты трактовок понятия поколения: 1) люди, имеющие примерно одинаковый возраст; 2) совокупность людей, объединенных коллективной памятью на схожие исторические события и переживания; 3) люди, объединенные одной идеологией, культурой, политическими и экономическими установками, а также имеющие общие принципы воспитания, единые интересы, нравы, традиции и единообразную модель поведения [8].

В данном исследовании мы придерживаемся социально-психологического принципа и рассматриваем поколение как группу людей, ограниченную рамками возраста, живущую в определенный исторический период и, как следствие, попадающую под влияние определенных социокультурных условий [9].

Возрастные промежутки того или иного поколения могут изменяться и быть нестабильными в различные периоды истории. С развитием человечества в процессе эволюции, увеличением темпов социального прогресса, удлинением жизни человека происходит рост числа сосуществующих одновременно поколений - детей, родителей, прародителей и т. д. Характер изменения и скорость общественной нестабильности влияет на общее снижение возраста одного поколения. Если раньше данный предел варьировался от 30 до 20 лет, то в настоящее время отдельные авторы говорят о различиях между поколениями при разнице в возрасте между людьми от 14 до 16 лет [11].

Любопытным научно-популярным концептом, усиливающим интерес общества к данной проблеме, выступает так называемая теория поколений. В 1990-е гг. американские исследователи Н. Хоув и В. Штраусс на волне высочайшего интереса в междисциплинарных областях психологии к «конфликту поколений» создали свою теорию. У людей, которые росли в неодинаковых условиях и в разные исторические эпохи, отличаются системы ценностей, формирующиеся в свою очередь от воздействия не только аспектов воспитания, но и степени вовлеченности в жизнь общества и социального контекста всего периода их взросления. Теория рассматривает и факторы экономики, и технологический фактор, которые были актуальны в определённый промежуток времени и политики, и социальной жизни [17].

В рамках терминологии авторов, а также в русле российской адаптации [15] выделяют следующие периоды, связанные с соответствующими им поколениями ХХ в.: 1900-1923 гг. - так называемое величайшее поколение,

1923-1943 гг. - «молчаливое поколение», 1943-1963 гг. - «беби-бумеры», 1963-1983 гг. - «поколение X», 1983-2000 гг. - «поколение Y», 2001 г. и далее - «поколение Z». Теория Хоува и Штраусса (и ее российская адаптация) являются научно-популярным концептом, тем не менее выделенные названия и границы поколений использованы в нашем исследовании исключительно как известный ориентир без привязки к теоретическим положениям. Существуют и иные, менее популярные классификации поколений (Дубин, Гражданкин и пр. [9]).

Описываемое здесь исследование, проведенное в русле упомянутой выше культурологической парадигмы, ставит следующий вопрос: характеризуется ли представление об успехе как значимый ценностный паттерн по-коленческой принадлежности?

Для нивелирования возможного влияния значимого побочного фактора возрастных особенностей человека и для доказательства связи представлений об успехе именно с поколенческим аспектом выборка была составлена с учетом фактора рефлексии респондентом значимых исторических событий, повлиявших на поколение, к которому он принадлежал.

В рамках нашего исследования была выделена классификации типов успеха. В работе устанавливается взаимосвязь выделенных типов успеха и различных поколений. Цель исследования: изучить особенности представления об успехе у людей различных поколений.

Основная гипотеза данного исследования: существует взаимосвязь между представлением об успехе и принадлежностью к тому или иному поколению. В более частных гипотезах предполагалось:

1) представление об успехе людей, родившихся в 1940-1960-е гг., в основном концентрируется вокруг ценностей конформности, доброты, традиций и безопасности;

2) представление об успехе у людей, родившихся в 1960-1980-е гг., в основном связано с ценностями власти, достижением и безопасностью;

3) представление об успехе людей, родившихся в 1980-2000-е гг., в основном концентрируется вокруг ценностей самостоятельности, гедонизма.

Эти предположения базируются на данных, полученных в результате проведения пилотажного исследования, которое проходило для апробации авторских анкет, а также на основании научных работ М. Я. Дворецкой, М. И. Постниковой, И. А. Шевчук, Н. В. Сочивко, Е. Шамис, J. M. Twenge и др.

Выборка. В исследовании приняли участие 140 человек - по 35 представителей на каждое поколение (1943-1963-е гг.; 1963-1983-е гг.; 19832000 гг.; 2000-е гг.). Общее количество мужчин и женщин - 68 и 72 соответственно.

Методики

1. Авторская анкета «Идентификация с поколением», позволяющая определить, к какому поколению относится человек в соответствии с его взглядами, убеждениями, ценностями и переживаемыми историческими событиями. Анкета апробирована и прошла статистическую проверку. Данная анкета состоит из следующих четырех подгрупп вопросов, ориентирован-

ных на идентификацию с одним из четырех поколений: 1943-1963 гг.; 19631983 гг.; 1983-2000 гг.; 2000-х гг.

2. Авторская анкета «Представление об успехе», позволяющая определить индивидуальную особенность представления у респондента о его типе успеха. Анкета апробирована и прошла статистическую проверку. Классификация включает такие типы успешного поведения: 1) материальный успех, 2) семейный успех, 3) успех как удовлетворённость процессом деятельности, 4) успех как саморазвитие, 5) успех как личностная харизма, 6) успех как авторитет и признание, 7) успех как получение образования и 8) успех как реализация цели.

3. Методика определения ценностей Ш. Шварца, позволяющая установить индивидуальные ценности каждого респондента.

Обработка данных проводилась в статистическом пакете SPSS 15 (оценка нормальности распределения проводилась по критерию Колмогорова-Смирнова; для проверки надёжности использовался коэффициент альфа Кронбаха для апробации анкет «Идентификация с поколением» и «Представление об успехе»; для корреляционного анализа переменных применялся коэффициент корреляции Пирсона).

Представление и обработка результатов исследования

Апробация авторских методик исследования

Апробация анкеты «Представление об успехе» позволила повысить надёжность анкеты от 0,916 при 80 вопросах до 0,930 при 62 вопросах. Вопросы были скомплектованы в шкалы и закодированы. Анкета «Идентификация с поколением» также прошла проверку на надежность. Для проверки соответствия опросника на представление об успехе и результатов исследования поставленным задачам мы взяли сходную по содержанию методику ценностей Шварца. Была проверена связь между сходными по содержанию шкалами опросника на представление об успехе и опросника на ценности, проведена корреляция шкал. Был сделан вывод о валидности анкеты «Представление об успехе». Данные выборки по видам успеха и по идентификации с поколением прошли проверку на нормальность с использованием критерия Колмогорова - Смирнова, где уровни значимости больше 0,05. Из данных видно, что во всех шкалах значения асимметрии и эксцесса не превосходят своих стандартных ошибок по модулю, следовательно, распределение шкал можно считать нормальным.

Результаты и интерпретация

Ниже рассмотрена взаимосвязь (корреляция Пирсона) принадлежности к поколению с представлениями об успехе, а также соотношение этих представлений с ценностями (табл. 1).

Таблица 1

Поколение 1943-1963 гг.: представления об успехе и приоритетные ценности

Представление об успехе р* г ** Ценности Р г

Семейный успех 0 0,404 Безопасность 0,001 0,269

Успех как удовлетворенность от деятельности 0 -0,701 Доброта 0,018 0,201

Материальный успех 0 -0,678 Конформность 0,019 0,199

Успех как реализация цели 0 -0,520 Власть 0,029 0,189

Успех как личностная харизма 0 -0,541 Гедонизм 0,001 0,269

Успех как образование 0 -0,437

Успех как саморазвитие 0,004 -0,240

Успех как авторитет и признание 0,024 -0,190

р* - уровень значимости корреляции.

г** - значение коэффициента корреляции Пирсона.

Из таблицы 1 видно: чем более выражена идентификация с поколением родившихся в 1943-1963 гг., тем сильнее представление о том, что успех -это благополучие в семье. Также отмечено, что чем больше люди идентифицируют себя с данным поколением, тем им более не свойственно считать, что успех - это способность реализовывать свои цели, обладать харизмой, зависеть от материального благосостояния и иметь образование. Поколению 1943-1963 гг. не характерно считать, что успех - это удовлетворенность от своей деятельности. Также видно, что для данного поколения способность и желание развивать себя и иметь авторитет и признание в обществе не является успехом.

Далее была проанализирована взаимосвязь принадлежности к поколению 1943-1963 гг. и различных ценностей. Данному поколению свойственна ценность безопасности и в меньшей степени - власть, доброта, конформность, нехарактерны ценности гедонизма. Таким образом, данное поколение ценит безопасность как для себя, так и для других людей, гармонию, стабильность общества и взаимоотношений. Безопасность может выражаться в социальном порядке, безопасности семьи, национальной безопасности, взаимном расположении, взаимопомощи и чувстве принадлежности. Ценность власти выражается в достижении социального статуса и поддержании порядка, контроля над людьми и средствами, желании сохранять авторитет среди близкого окружения, социальном уважении к себе. Ценность доброты сфокусирована на благополучии в повседневном взаимодействии с близки-

ми людьми. Этот тип ценностей считается производным от потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилиации и обеспечении процветания близких. Выраженность ценности «конформность» характеризует данное поколение как послушных, самодисциплинированных, вежливых, уважающих родителей и старших. Несвойственной ценностью людей, родившихся в 1943-1963 гг., является гедонизм, предполагающий радость от получения удовольствий, стремление к постоянному наслаждению жизнью.

Таким образом, поколение 1943-1963 гг. представляет успех как благополучие в семье и ценит стабильность в обществе и во взаимоотношениях, безопасность для себя и своих близких, это поколение послушных, дисциплинированных людей, уважающих родителей и старших, не стремящихся иметь авторитет и власть в своих руках и достигать социального престижа. Получение удовольствия от жизни не представляется приемлемым для данного поколения. Это соотносится с идеей социологического подхода, где поколение 1943-1963 гг. описывается как совокупность людей, сохраняющая свой авторитет за счет общей идеи, коллективного духа ради дела, а не материальной мотивации [17]. Самоуважение и ценность самих себя проявляется в помощи другим, стремлении ради общего дела. Поколение людей, родившихся в 1943-1963 гг., после кризиса и войны, во время восстановления жизни общества, внесло весомый вклад в мировоззренческую и ценностную сферы жизни. Это поколение остается заметным как на идеологической, так и на политической арене до сих пор, и, несмотря на зрелый возраст, энтузиазм его представителей не пропадает. Так, их устремления направлены на то, чтобы максимально передать все возможные компетенции последующим поколениям. Личный успех представляется в реализации благополучия семьи, которая является гарантом основ дальнейшей трансляции ценностей.

Ниже рассмотрены представления об успехе у поколения людей, родившихся в 1963-1983 гг.

Таблица 2

Поколение 1963-1983 гг.: представления об успехе и приоритетные ценности

Представление об успехе p* г ** Ценности P г

Успех как авторитет и признание 0 0,799 Самостоятельность 0 0,4 04

Семейный успех 0 0,435 Достижение 0,012 -0,214

Успех как образование 0 0,411

Успех как личностная харизма 0 -0,418

Успех как реализация цели 0 -0,335

p* - уровень значимости корреляции.

г** - значение коэффициента корреляции Пирсона.

Из данных табл. 2 видно, что чем более выражена идентификация респондента с данным поколением, тем сильнее представление о том, что успех - это благополучие в семье, наличие авторитета и признания, а также возможность получить высшее образование. Также видно, что чем больше люди идентифицируют себя с данным поколением, тем им менее свойственно считать, что успех - это способность реализовывать свои цели и обладать харизмой.

Была проанализирована взаимосвязь принадлежности к поколению родившихся в 1963-1983 гг. и ценностей. Данному поколению не свойственна ценность самостоятельности и достижения. Таким образом, нехарактерная для этого поколения ценность самостоятельности может проявляться в нежелании выбирать разные способы действия, а также неспособности упорно искать выход из сложившихся жизненных ситуаций. Ценность достижения как личный успех, который выражается через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами и общественным одобрением, не свойственен для данного поколения.

Итак, поколение 1963-1983 гг. представлено в литературе (в отличие от предыдущего) как более индивидуалистичное, сосредоточенное на идеях идентичности, а самоуважение и самореализация в большей мере зависят от постепенной карьеры и наличия семьи [19]. Таким образом, можно соотнести полученные эмпирические результаты с данным описанием, проинтерпретировав стереотипность мышления, отсутствие стремления к общественным целям и неспособность выбирать самостоятельно различные варианты событий в жизненном русле для себя как факт, что представители поколения продуманно и постепенно строят карьеру, достигают высоких постов (так как успех представляется и как наличие авторитета и признания), не оглядываясь на то, чего хочет от них общество. При этом для получения высоких постов и продвижения по карьере им нужно образование, поэтому этот аспект - одно из основополагающих успеха поколения людей, рождённых в 1963-1983 гг. Именно поэтому их Хиггс и Джиллеард критикуют за выраженный прагматизм, основательный реализм [15]. Ответом на сложившуюся критику может быть исследование Дворецкой, определявшей рассматриваемое поколение как поколение, авторитетом для которого были богатые предприниматели, поэтому состоятельность в представлении данной группы людей - это авторитет и материальное благосостояние [4].

В таблице 3 отражена взаимосвязь принадлежности к поколению, родившемуся в 1983-2000 гг., и представлений о различных видах успеха.

Из данных табл. 3 видно, что чем более выражена идентификация респондента с данным поколением, тем сильнее представление о том, что успех - это материальное благосостояние, способность быть удовлетворённым своей деятельностью, возможностью посвятить себя саморазвитию, реализовывать свои цели и обладать личностной харизмой. Также видно, что чем больше люди идентифицируют себя с данным поколением, тем им менее свойственно считать, что успех - это наличие семьи и её благополучие, а также наличие образования, авторитета и признания.

Таблица 3

Поколение 1983-2000 гг.: представления об успехе и приоритетные ценности

Представление об успехе p* г ** Ценности p г

Успех как личностная харизма 0 0,718 Стимуляция 0,021 -0,225

Успех как саморазвитие 0 0,656

Материальный успех 0 0,649

Успех как удовлетворённость от деятельности 0 0,549

Успех как реализация цели 0 0,549

Успех как образование 0,006 -0,231

Успех как авторитет и признание 0,029 -0,184

p* - уровень значимости корреляции.

г** - значение коэффициента корреляции Пирсона.

Данному поколению не свойственна так называемая ценность «стимуляция», т. е. не свойственна потребность в разнообразии и глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности, а также рассматриваемое поколение не склонно к риску и стремлению к новизне. Сопоставив представление об успехе и ценности, стоит отметить, что, возможно, именно из-за нежелания рисковать и переживать глубокие ощущения данное поколение не представляет себе успех как счастье в браке и упорное продвижение по карьерной лестнице. Дополнением к данному факту служит статистика проживающих самостоятельно, без семьи людей поколения 1983-2000 гг. и в планах желающих подольше «пожить для себя», посмотреть мир и получить удовольствие от жизни [14]. Карьера и семья представляются этому поколению как обуза, мешающая реализации личных планов. Поэтому людям свойственно владеть материальными средствами, зачастую не имея постоянного места работы, заниматься самим собой, своим саморазвитием, усовершенствованием личностных качеств, получать удовольствие от реализации личных, а не общественных целей.

Далее проанализирована взаимосвязь поколения родившихся в 2000-е гг. и представлений о различных видах успеха (табл. 4).

Таблица 4

Поколение 2000-х гг.: представления об успехе и приоритетные ценности

Представление об успехе p* г ** Ценности P г

Успех как реализация цели 0 0,403 Гедонизм 0 0,387

Материальный успех 0 0,377 Стимуляция 0 0,356

Успех как удовлетворённость от деятельности 0 0,374 Безопасность 0 -0,317

Успех как личностная харизма 0 0,330 Конформность 0,006 -0,232

Успех как образование 0 0,314 Доброта 0,02 -0,199

Семейный успех 0 -0,493

Успех как авторитет и признание 0,01 -0,277

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

p* - уровень значимости корреляции.

г** - значение коэффициента корреляции Пирсона.

Из данных табл. 4 видно, что чем более выражена идентификация респондента с этим поколением, тем сильнее представление о том, что успех -это материальное благосостояние, возможность реализовывать свои цели, способность быть удовлетворённым своей деятельностью, иметь образование и обладать личностной харизмой. Также видно, что чем больше люди ассоциируют себя с данным поколением, тем им менее свойственно считать, что успех - это наличие семьи и семейное благополучие, наличие авторитета и признание.

Данному поколению свойственны ценности гедонизма и стимуляции, характеризующие его как стремящееся получать удовольствие от жизни, способностью наслаждаться от жизнедеятельности, а также идти на риск, переживать глубокие ощущения и новые эмоции. Рассматриваемому поколению не свойственны ценности «доброта», «конформность» и «безопасность». Таким образом, представителям поколения не характерны послушание, дисциплинированность, соблюдение общественных норм, желание помогать и поддерживать близкое окружение, делясь чем-либо своим, а также переживать за социальный порядок страны, семьи и осуществлять заботу о внешнем мире.

В целом ценности, характеризующие поколение 2000-х, соотносятся с логикой развития их возрастного этапа. Но если анализировать их с точки зрения культурологической концептуализации понятия поколения, то, полученные результаты можно объяснить склонностью представителей к использованию гаджетов, заменивших реальное общение виртуальным, следовательно, снижением роли и важности тех ценностей, которые формируются в процессе межличностного общения. Данное поколение, в отличие от предыдущих, смело использует манипулятивные техники в обыденном общении, предпочитает жить по принципу «здесь и сейчас» и не интересоваться традициями и историей своей культуры и своей страны [14]. Успех для поколения 2000-х - это наличие материальных средств, получение удовольствия от жизни, реализация своих личных целей и пр. Поскольку исследование проводилось на группе учеников старшей школы, учащихся лицеев, желающих в последующем поступить в вузы, параметр образования в данном случае является не социально желаемой ценностью, а личным желанием впоследствии реализовать свои цели.

Выводы

Представление об успехе связано с принадлежностью к тому или иному поколению.

Поколению людей, родившихся в 1943-1963 гг., успех представляется как благополучие в семье, а приоритетные ценности - как социальный порядок, безопасность семьи, стабильность общества, взаимопомощь и чувство принадлежности, а также ценность поддержания социального порядка, контроля над людьми и средствами и уважение со стороны общества. При этом данное поколение характеризуется как послушное, дисциплинирован-

ное, проявляющее заботу о близком окружении. Неприемлемая черта для него - гедонизм

Поколению людей, родившихся в 1963-1983 гг., успех представляется в наличии образования, авторитета и признания, а также благополучии в семье. Представители данного поколения несамостоятельны в выборе действий, им комфортнее руководствоваться более авторитетным мнением. Для данного поколения ценно выбрать единственный постепенный, основательный как карьерный, так и семейный, путь в жизни. Ему не свойственно определять личный успех через одобрение своей деятельности социумом.

Для поколения людей, родившихся в 1983-2000 гг., успех - это материальное благосостояние, способность быть удовлетворённым своей деятельностью, возможность посвятить себя саморазвитию, реализовать свои цели и обладать личностной харизмой. Данному поколению не свойственно считать, что успех проявляется в семейном благополучии, авторитете и наличии образования, а также не характерны глубокие переживания, стремление к риску и новизне.

Родившимся в 2000-е гг. успех видится в материальном благосостоянии, возможности реализовывать свои цели, получая удовольствие от своей деятельности, в наличии образования и обладании харизмой. Приоритетные ценности данного поколения - гедонизм, склонность к новым событиям и глубоким переживаниям.

Проведенное исследование показало, что представление субъекта об успехе связано с его идентификацией с тем или иным поколением и соотносится с ценностями личности. Более того, во-первых, логика видоизменения представления об успехе от поколения к поколению оказывается значительной. Отличия между поколениями ярко выражены, т. е. отношение к успеху является действительно тем самым социокультурным маркером, которым можно проводить четкие границы между социальными группами. Во-вторых, эта логика изменений ценностей вполне соотносится как с логикой развития исторического процесса на постсоветском пространстве, так и с культурологической концепцией формирования поколений [1; 5; 7; 8; 9; 15], тем самым лишний раз верифицируя методологический и концептуальный подход к этому сложному и многогранному концепту.

Возможными ограничениями для нашего исследования выступают недостаточный размер выборки, а направлением дальнейшей работы можно считать более четкую операционализацию инструментария, диагностирующего идентификацию с конкретными поколениями, что тем не менее не снижает качества полученных выводов.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 384 с.

2. Батурин Н. А. Психология успеха и неудач : учеб. пособие для вузов / Н. А. Батурин. - Челябинск : Изд. Юж.-Урал. ГУ, 1999.- 100 с.

3. Гордиенко Т. Н. Количественные и качественные возможности презентации успеха в английских и русских идиомах / Т. Н. Гордиенко // Вестн. ТГУ. - 2008. -Вып. 7(63). - С. 89 - 92.

4. Дворецкая М. Я. Образ успешности в современных психологических исследованиях [Электронный ресурс] / М. Я. Дворецкая // Науч. интернет-журн. «Мир науки». - 2016. - Т. 4, № 2. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/09PSMN216.pdf

5. Ермаков П. Н. Проблемы личности : учеб. пособие для вузов / П. Н. Ермаков. - М. : Эксмо, 2007. - 217 с.

6. Кордубан И. Л. Психологическая характеристика феноменов «успех» и «успешность» [Электронный ресурс] / И. Л. Кордубан, Л. А. Лазаренко // Сб. науч. тр. СевКавГТУ. Сер. Гуманит. науки. - 2007. - № 5. - URL: http://www.ncstu.ru.

7. Лабунская В. А. Психология успешного поведения личности / В. А. Лабун-ская, О. И. Ефремова // Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Лабунской. - М. : Гардарики, 1999. - 397 с.

8. Постникова М. И. Межпоколенные отношения в контексте культурно исторической концепции / М. И. Постникова // Мир науки, культуры и образования. -2010. - № 4 (23). - С. 125-128.

9. Постникова М. И. Поколение и проблематика / М. И. Постникова, И. А. Шевчук // Мир науки, культуры и образования. - 2007. - № 6. - С. 87-91.

10. Реан А. А. Психология личности : учеб. для вузов. / А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2016. - 286 с. - (Мастера психологии).

11. Сочивко Н. В. Проблема изучения поколений в психологии / Н. В. Сочив-ко // Культур.-ист. психология. - 2011. - Т.11, № 2. - С. 100-107.

12. Тульчинский Г. А. Разум, воля, успех: О философии поступка / Г. А. Туль-чинский. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 216 с.

13. Хиггс П. Эгоистическое поколение: исследование концепции : пер. с англ. / П. Хиггс, К. Джиллеард // Социология власти. - 2014. - № 3. - С. 10-30.

14. Хриптович В. А. Поколение инфантильных / В. А. Хриптович // Науч. тр. Респ. ин-та высш. шк. - 2015. - № 15 (2). - С. 206-213.

15. Шамис Е. Необыкновенный Икс / Е. Шамис, Е. Никонов. - М. : МФПУ Синергия, 2016. - 140 с.

16. Gilleard C. Contexts of Ageing: Class, cohort and community / С. Gilleard, P. Higgs. - Cambridge : Polity Press, 2015. - 224 p.

17. Howe N. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny / N. Howe, W. Strauss. - N. Y. : Broadway Books., 1997. - 400 p.

18. Nickerson C. Zeroing in on the dark side of the American Dream: A Closer look at the negative consequences of the goal for financial success / C. Nickerson, N. Schwarz // Psychological Science. - 2003. - Vol. 14, N 6. - P. 531-536.

19. Twenge J. M. Generational differences in work values: Leisure and extrinsic values increasing, social and intrinsic values decreasing / J. M. Twenge, B. J. Hofman // Journal of Management. - 2010. - Vol. 36, N 5. - P. 1117-1142.

The Concept of Success of Representatives Belonging to Different Generations

A. M. Rikel, D. D. Ermolaeva

Lomonosov Moscow State University, Moscow

Abstract. The problem of psychological peculiarities of differences between generations from the point of view of success concept is considered. The authors view a success as an evaluation category of a particular result in a certain sphere being subjectively important. Achieving a certain result is closely related to personal pertinence of a subject him- or herself. The phenomenon of a success is a multicomponent structure of value, cognitive, and emotional factors determining personality's strive to achieve an essential activity, capacity, or the best result. The concept of a success as a personality characteristic is interrelated with person's values. The research revealed correlation between the concept of a success and belonging to a particular generation, and interrelation between different generations and their value systems is analyzed as well. Primary values for a younger generation are revealed.

Keywords: success, concept of a success, generations, association with a particular generation, values, value gap, differences between generations.

Рикель Александр Маркович кандидат психологических наук, доцент заместитель декана по работе со студентами, факультет психологии Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9 e-mail: [email protected]

Ермолаева Дарья Дмитриевна выпускник факультета психологии Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова 125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9 e-mail: [email protected]

Rikel A lexander Markovich Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Deputy Dean for Student Affairs, Faculty of Psychology Lomonosov Moscow State University 11-9, Mokhovaya st., Moscow, 125009 e-mail: [email protected]

Ermolaeva Daria Dmitrievna Graduate of the Faculty of Psychology Lomonosov Moscow State University 11-9, Mokhovaya st., Moscow, 125009 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.