6. Вилюнас В. Психология развития мотивации / В. Вилюнас. - СПб. : Речь, 2006.
- 458 с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 512 с.
8. Котова Е.Н. Амбивалентность // Энциклопедический словарь по культурологии / под общ. ред. А.А.Радугина. - М.,1997. - С.22.
9. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды / А.А. Леонтьев. - М. : Московский психологосоциальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 448 с.
10. Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества / Д. С. Лихачев. - СПб., 1999. - С. 11.
11. Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике / Ю.М. Лотман. - М., 1994. -
С.123.
12. Маганов А. С. Переводческая интуиция и способы ее развития / А. С. Маганов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2002. - № 2.
- С. 109.
13. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2004. - 608 с.
14. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фалик-ман. - М. : ЧеРо, 2006. - 752 с.
15. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. - М., 2000. -Т. 2. - С. 25.
Кораблин С.И.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РУКОВОДИТЕЛЕ В ГРУППАХ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Проблема особенностей представлений о руководителе в группах с различным уровнем социального развития, как нетрудно заметить, находится на стыке трех областей, таких как: групповое развитие, руководство и представления. В каждой из вышеперечисленных областей существуют собственные трудности, которые, как мы считаем, необходимым рассмотреть в отдельности.
Начнем с феномена, который во все эпохи играл важнейшую роль в жизнедеятельности группы - это руководство. Человечество накопило немалый опыт, свидетельствующий о том, что неэффективное руководство приводит к плачевным последствиям. Однако лишь в середине прошлого века, когда уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах многократно возросли, увеличился и объем информации, с которой приходится иметь дело коллективам людей и социальным организациям. Общество стало предъявлять повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности, увеличилась значимость социальных последствий человеческих решений. Именно поэтому успешное развертывание группового процесса требует немалых усилий по его организации, поддержанию целевой направленности, координации индивидуальных
действий - словом, нуждается в эффективном управлении. Следовательно, выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей представлений людьми друг друга, в частности подчиненными своих руководителей. С этими предпосылками связано возрастание роли социальной психологии в решении данных вопросов, что делает представления о руководителе подчиненными одной из важных проблем прикладной социальной психологии [2].
С другой стороны, проблема развития группы, которая еще несколько десятков лет назад привлекала большое внимание отечественных психологов, неожиданно утратила свою популярность. Ю.В. Синягин подчеркивает, что “все реже появляются работы, посвященные анализу теоретических проблем коллективообразования. Изменяющаяся реальность общественной жизни, переоценка ценностей, происходящая в нашем обществе, изменение позиции и роли коллектива в системе общественного производства превращение его из клеточки административно-командной системы в основную самостоятельную производственную единицу, возрождение частной собственности в разнообразных ее формах, - не могут не требовать дальнейшего развития теории, известного ее переосмысления” [3; 56].
В две вышеперечисленные трудности особым образом, мы можем включить и третью, которая заключается в том, что психологическое исследование вторичных образов, представлений, несоизмеримо отстает от изучения первичных, сенсорно перцептивных образов, а имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрознены [1].
И наш научный труд, особым образом сочетая все вышеперечисленные особенности, приобретает свою собственную проблему, решение которой может помочь дальнейшему развитию каждой из трех областей.
Итак, определимся с понятиями, под особенностями представлений мы будем понимать соотношения представлений членов группы о руководителе и представления руководителя о самом себе, а также сходства и различий этих представлений на каждом уровне социально-психологического развития группы.
В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали представления о руководителе.
Предметом нашего исследования являются особенности представлений о руководителе в группах разного уровня социально-психологического развития.
Проведя теоретический анализ, мы пришли к следующему выводу - в научной литературе существует множество подходов к проблеме развития малой группы, но на наш взгляд наиболее детально проработанной является параметрическая теория группового развития Л.И. Уманского. В процессе группового развития одну из ключевых ролей играет руководитель. При детальном рассмотрении феномена руководства мы выделили его четкую структуру, которая не исключает множества подходов, и включает 3 компо-
нента: личность руководителя; стиль руководителя; авторитет. Теоретический анализ привел нас к выводу, что базовым компонентом в структуре руководства является личность руководителя. Личностные характеристики особым образом проявляются в деятельности и детерминируют представления членов группы о руководителе. Но так как представления двухсторонний процесс, который зависит не только от личностных черт руководителя, но и от самой малой группы, в частности от уровня социально-психологического развития.
Все вышесказанное позволяет нам сделать следующий вывод: что проблема представлений о руководителе в группах разработана в современной социальной психологии недостаточно. В связи с этим нами было проведено эмпирическое исследование с целью проверки гипотезы:
1. О существовании различий между представлениями членов группы о руководителе и руководителя о себе в группах с разным уровнем социально-психологического развития, а именно: чем выше уровень социальнопсихологического развития группы, тем меньше число значимых различий в представлении группы о руководителе и руководителя о себе.
Базой эмпирического исследования являлись части МЧС г. Воронежа.
Объектом нашего исследования выступали испытуемые, входящие в группы пожарной охраны. Исследованием было охвачено 19 групп, в том числе 13 караулов и 6 групп преподавательского состава. Общий объем выборки составил 160 человек.
Методами сбора эмпирической информации являлись метод опроса и метод экспертной оценки.
1. С помощью опросных методов изучались:
• уровень группового развития;
• представление группы о руководителе;
• представления руководителя о себе;
Метод опроса был представлен следующими методиками:
A. Карта-схема психологической характеристики контактной группы как коллектива Л.И. Уманского
B. Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда
C. Адаптированная методика интерперсональной диагностики Т. Лири.
2. Проведение метода экспертной оценки.
Цель: определение категорий, характеристик для составления семантического дифференциала.
В результате исследования мы установили, что из 19-ти групп 10 находятся на уровне кооперации, 4 группы - ассоциации и 5 групп находятся на уровне автономии.
В ходе нашего анализа гипотеза о существовании различий между представлениями членов группы о руководителе и представлениями руководителя о себе в группах с разным уровнем социально психологического развития, а именно: чем выше уровень социально-психологического развития
группы, тем меньше число значимых различии в представлении группы о руководителе и руководителя о себе, частично подтвердилась.
В группах с низким уровнем развития существуют значимые различия между представлениями членов группы о руководителе и представлениями руководителя о себе. Эти различия являются значимыми по десяти характеристикам, такими как доминантность, эмоциональная уравновешенность, стремление к достижению, конфликтность, общительность, стрессоустойчи-вость, уверенность в себе, агрессивность, конфликтность, интуитивность, реалистичность. Иными словами, представления группы о руководителе по многим характеристикам отличается от представлений руководителя о себе.
Что же касается групп со средним уровнем развития, то на этом уровне значимых различий между представлениями членов группы о руководителе и руководителе о себе не найдено ни по одной из характеристик.
В группах высокого уровня развития значимые различия были обнаружены по так таким характеристикам как доминантность, стрессоустойчи-вость и конфликтность (рис. 1).
15
количество 12 значимых 9 6 3
о
различии
>10 Л
I
о
у 0 у Гу
□ значимые различия
ассоциации
кооперации
автономии
уровень группового развития Рис. 1. Графическое отображение различий между представлениями группы о руководителе и руководителя о себе
Как мы видим, наибольшее количество значимых различий в представлениях наблюдается в группах с низким уровнем развития, затем на среднем уровне число значимых различий снижается до нуля, а при переходе к высокому уровню социально-психологического развития группы мы снова обнаруживаем несколько значимых различий.
Данные результаты могут свидетельствовать о том, что в ходе развития группы, представления о руководителе меняются, и становятся наиболее приближенными к представлениям их руководителя на среднем уровне развития. Но на высоком уровне происходят какие-то изменения, и различия в представлениях начинают снова появляться. Мы можем предположить, что представления о руководителе в процессе группового развития, изменяться по трем направлениям:
1) могут изменяться только представления руководителя о себе;
2) могут изменяться только представления членов группы о руководителе;
3) могут изменяться, как и групповые представления о руководителе, так и представления руководителя о себе.
Чтобы понять, как в нашем случае изменяются представления, проанализируем каждое из направлений в отдельности.
Рассмотрим особенности изменения представлений руководителя о себе на разных уровнях социально-психологического развития. Для этого сравним между собой представления руководителя о себе на низком и среднем уровне развития групп и на среднем и высоком уровне развития. Как видно из рис. 2, число значимых различий между представлениями руководителя о себе на низком и на среднем уровне группового развития имеются по двум категориям, таким как общительность и агрессивность. Это означает, что руководители в группах с низким и средним уровнем развития представляют себя схоже по 16 характеристикам, таким как доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, способность к творческому решению задач, стремление к достижению, ответственность, надежность выполнении задач и д.р. На основании этих данных можно сделать вывод, что различий в представлениях руководителей о себе на низком и среднем уровне развития практически нет.
количество
значимых
различий
У
У
У ^7—*
У ✓
У у 2 л
г ,х Г
□ Значимые различия
ас с о циации и ко о пер ации коо п е р ацпя и автономии
сравниваемые уровни
Рис. 2. Графическое отображение различий между представлениями руководителя о реальном себе на разных уровнях группового развития
Что же касается различий между представлениями руководителя о себе на среднем и на высоком уровне группового развития, то значимые различия здесь наблюдаются по 7 характеристикам. В число характеристик, между которыми есть значимые различия, вошли такие как доминантность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, независимость, конфликтность, интуитивность, настойчивость. На основании этого можно сделать вывод, что различия в представлениях руководителей о себе на среднем и на высоком уровне развития высоки и практически по половине параметров руководители групп с высоким уровнем социально-психологического развития представляют себя не так, как руководители групп среднего уровня развития.
Теперь рассмотрим особенности изменения представлений членов группы о руководителе на разных уровнях социально-психологического развития. Для этого сравним между собой представления членов группы о ру-
ководителе в группах с низким и средним уровнем развития и средним и высоком уровнем развития. Для этого мы также будем использовать непараметрический критерий различий Манна-Уитни.
Как видно из рис. 3, по 10 характеристикам существует значимые различия между представлениями членов группы о руководителе на низком и на среднем уровне группового развития. В число характеристик, между которыми есть значимые различия, вошли следующие: доминантность, стрессо-устойчивость, интуитивность, независимость, общительность, терпеливость, агрессивность, конфликтность, реалистичность, способность к творческому решению задач. Это может свидетельствовать о том, что члены группы по-разному представляют руководителей в группах с низким и среднем уровнем т.е. образ руководителя у представителей групп с низким уровнем развития далек от представителей групп среднего уровня развития.
в
РЗ
5
01
р
а
ч
о
а
в
в
р
а
ч
________________ашшцицш и кооперации кооперации и автономии
□ Значимые различия
-------------------- сравниваемые уровни
Рис. 3. Графическое отображение различий между групповыми представлениями о руководителе на разных уровнях группового развития
Что же касается значимых различий между представлениями членов группы о руководителе на среднем и на высоком уровне группового развития то, как видно из рис. 3, они имеются по двум характеристикам. Это такие характеристики как рассудительность и реалистичность. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что образ руководителя у членов группы на среднем и высоком уровне развития близок.
Опираясь на все вышесказанное, мы можем заключить, что процесс изменения в данном случае идет по третьему направлению, т.е. изменяются как групповые представления о руководителе, так и представления руководителя о себе. При переходе с низкого уровня на средний изменяются представления членов группы о руководителе. При переходе со среднего уровня развития на высокий представления членов группы о руководителе практически остаются неизменными. Что же касается представлений руководителей о себе, то при сравнении низкого и среднего уровня развития различий практически не обнаружено, т.е. образы близки. А при переходе со среднего на высокий уровень развития представления руководителей о себе значительно различаются.
Возможно, такое изменения в представлениях связано с тем, что на низком уровне развития, как мы видим из характеристики групп, совместная
жизнедеятельность ограничена рамками официальной группы, и такой уровень развития не позволяет адекватно представлять своего руководителя. В последующем развитии группы происходит созревание всех групповых процессов, и на этом этапе представления членов группы о руководителе максимально близки к представлениям руководителя о себе. Можно предположить, что на этом этапе руководитель представляется как член группы и поэтому образ очень близок. Но так как групповое развитие продолжается то с этим развитием изменяется представления членов группы о руководителе и представления руководителя о себе. Поэтому на высоком уровне развития группы наблюдаются увеличение количества значимых различий между представлениями членов группы о руководителе и представления руководителе о себе.
Исходя из выше перечисленных данных, мы можем сделать предположение о стадийном прохождении социально-психологического развития, при взаимоизменении представлений членов группы о руководителе и представлений руководителя группы о себе, которое заключается в следующем. Руководитель при вхождении в группу на низком уровне развития имеет собственные представления о себе как о руководителе, которые как могут совпадать с групповыми, так и могут не совпадать. С другой стороны, группа имеет свои представления о руководителе, которые также могут, как совпадать, так и не совпадать с представлениями руководителя. При несовпадении этих представлений в совместной деятельности, в процессе группового развития, у руководителя с группой начинается конфликт. Он может быть обусловлен тем, что у группы до руководителя были сформированы определенные групповые нормы и ценности. Руководитель же пытается навязать и привнести те нормы и ценности которые существуют в его представлении и сложились ранее. Разрешением этого конфликта является качественный переход на новый уровень группового развития, в результате которого и происходит сближение групповых представлений о руководителе и руководителя группы о себе. Впоследствии, когда этот переход осуществился, может брать начало другой процесс - изменение представлений руководителя о себе и неизменность представлений группы о руководителе, что, в свою очередь, может при нарастании различий в представлениях привести группу к новому кризису и затем к новому качественному скачку.
Подводя итог, можно отметить, что проведенное исследование и его результаты предоставляют поле для размышлений, но в основном дают представление о возможностях и путях дальнейших исследований.
Список использованных источников
1. Веккер Л.М. Психические процессы: в 3 т. - Л., 1974. - Т. 1. - 367 с. - Т. 2. -421. - Т. 3. - 386.
2. Смирнов Ю.А. Проблемы развития личности и коллектива. - Ростов Н/Д., 1986.
- 257 с.
3. Синягин Ю.В. динамика процесса коллективообразования// Вопр. психологии.
- 1991. - № 1. - С. 111-118.