УДК 004.032.6 ББК 76.000.036
Е.Н. Прохорова
Особенности представления контента федеральных изданий на платформе Яндекс-сервисов (на материале публикаций Газета.ру, РБК, РИА Новости)
Статья посвящена анализу контента федеральных СМИ («РИА Новости», «РБК» и «Газета.Ру») на мультимедийных сервисах «Яндекс.Новости» и «Ян-декс.Дзен». Выделяются особенности самих площадок: правила публикации материалов и критерии их отбора, частота обновления ленты, оформление страниц СМИ, возможность интерактивного взаимодействия с аудиторией. Также выявляется специфика самих публикаций: использованные заголовки, жанры, форматы, мультимедийные элементы, тематическое направление. В работе проанализированы потенциальные каналы представления информации для массмедиа - «Яндекс.Кью» и «Яндекс.Эфир». Благодаря кроссплатформенности самого «Яндекса», все мультимедийные сервисы позволяют медиа продвигать свои материалы как внутри сервисов, так и по всей поисковой системе и служить дополнительными каналами дистрибуции. Они могут стать успешными площадками для привлечения новой аудитории, формирования лояльного сообщества, демонстрации экспертности средств массовой информации, увеличения трафика самого сайта.
Ключевые слова: мультимедийные платформы, дистрибуция, контент, медиа, Яндекс
В ходе медиаконвергенции расширяется спектр медиапродуктов, появляются новые технологии, медиаплатформы, формы подачи информации. Сервисы «Яндекса» - это площадки для размещения контента СМИ. Благодаря им на российском медиарынке у медиа появляются новые возможности для продвижения материалов, а следовательно, и для самих сайтов. Такими на данный момент являются «Яндекс.Новости», «Яндекс.Дзен», «Яндекс.Эфир» и «Яндекс.Кью». Первые две уже достаточно успешно используются журналистами, а вторые могут стать потенциальными каналами для успешной дистрибуции контента и привлечения новой аудитории.
© Прохорова Е.Н., 2022
«Яндекс.Новости» - это новостной агрегатор. Он не является самостоятельным средством массовой информации, так как представляет собой подборку новостей из различных СМИ, которые попадают в ленту с помощью работы искусственного интеллекта.
Все новости на сайте делятся по разделам: главное, коронавирус, Москва и область (регионально), видео, интересное, политика, общество, экономика, в мире, спорт, происшествия. Отдельно вынесены культура, технологии, наука и авто (они не отображены в основной ленте). В «главное» попадают пять новостей, но они меняются примерно каждые 5 минут. Если пользователь зарегистрирован, он может подписаться на интересующие его каналы, тогда рубрика «Интересное» будет автоматически формироваться на основе его подписок и предпочтений. Страница публикации - это сама новость, количество оценок, сюжет, статистика сюжета и возможность поделиться новостью в социальных сетях.
Публикации из других средств массовой информации, которые представлены списком ниже текста основного сообщения («подробнее о событии»), называются «сюжетом». По правилам «Яндекс.Дзен» формируются они автоматически на основе текстового сходства ма-териалов1. При формировании сюжета учитывается количество публикаций по теме, плотность их потока, интерес пользователей. На сервисе можно посмотреть статистику каждого «сюжета»: количество документов за час, количество документов в сюжете, сюжеты в теме, общий интерес и вес сюжета (может быть низким, средним или высоким), а также позиция в «топе». Заголовком «сюжета» становится одно из сообщений. Критерии его выбора: актуальность, информативность и читабельность2. Они не должны быть кликбейтными, не должны содержать оценочных суждений и ссылки на неопределенные источники информации. Фактические заголовки в трех анализируемых средствах массовой информации встречаются чаще (в среднем это 93,87%). Реже - образные (4,6%) и заголовки-клише (1,5%). Также авторы должны следить за употребляемой лексикой, логической связью в предложении, стараться не использовать инверсию и другие приемы, которые могут исказить смысл сообщения.
Платформа предназначена только для новостного или аналитического контента. Анализ показал, что новостные заметки в среднем составляют 89,77%. Гораздо реже встречаются статьи - 3,75% («Газе-та.Ру» и РБК), изредка встречаются репортажи, аналитические разборы и анонсы спортивных событий. Прогнозы погоды или тексты
1 Аудитория [Электронный ресурс] // Яндекс.Справка, 2021. URL: https:// yandex.ru/support/zen/audience.html (дата обращения 18 сентября 2021).
2 Как устроены Яндекс.Новости [Электронный ресурс] // Яндекс.Новости, 2021. URL: https://yandex.ru/support/news/plots.html (дата обращения 19 сентября 2021).
из блогов, стихотворения, художественные произведения и другие подобные материалы не соответствуют правилам содержания. Также в экспортируемых текстах не может быть никаких рекламных ин-теграций. На попадание материалов в «топ» влияют оперативность и «упоминание в СМИ», «актуальность», оригинальность текста. Можно заметить, что больше всего в «топе» держатся новости, опубликованные в промежутке с 9 до 12 ч утра по московскому времени.
Тематически наиболее популярной рубрикой оказалась «Политика» (47,4% - среднее арифметическое по трем СМИ). Далее - «Экономика» и «Общество» (15,5%). Менее востребованными оказались темы: «Спорт» (8,6%), «Происшествия» (6,7%), «Коронавирус» (4,87%), «Технологии» (2,3%), «Наука» (0,83%), «Культура» (0,76%) и «В мире» (0,7%).
Также публикация попадает в «топ», когда у нее наибольшее количество положительных оценок, а также большое количество смежных новостей - то есть количество материалов, посвященных данной теме из других источников. При этом время не всегда играет самую важную роль. Важный фактор - это реакция аудитории на новость на сайте интернет-издания. Алгоритмы «Яндекса» оценивают, какая продолжительность нахождения пользователя на странице публикации, сколько страниц он посетил за время пребывания на сайте, а также количество и «качество» интерактивов (заполнил ли формы, прошел ли опрос).
Исходя из вышеперечисленных критериев, можно сделать вывод, что в «Яндекс.Новости» попадает именно вторичный, а не уникальный контент. Как правило, сообщения именно федеральных средств массовой информации чаще попадают в «топ».
Еще одна платформа, через которую средства массовой информации могут транслировать свой контент, - «Яндекс.Дзен». Это сервис персональных рекомендаций, но также и издательская платформа, на которой авторы могут писать уникальный контент и вести канал. На сегодняшний день аудитория у «Дзена» больше, чем у «Яндекс.Ново-стей»: аудитория за июнь 2020 г. составила 16,8 млн человек. А публикаций выходит примерно 40 тыс.3
В «Дзене», как и в любом другом сервисе «Яндекс», есть свои требования к качеству контента: он должен быть уникальным, запрещено публиковать ложную информацию и фейковые новости, призывать к противозаконным действиям, нарушающим требования законодательства и способствующим деятельности, которая может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью пользователей4. Также запрещен
3 Yandex Announces Second Quarter 2020 Financial Results [Электронный ресурс] // Yandex, 2021. URL: https://yandex.gcs-web.com/static-files/72db8c46-8613-4563-a815-f7415c97816b (дата обращения 20 сентября 2021).
4 Требования к контенту [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен, 2021. URL: https://yandex.ru/support/zen/requirements/rules.html (дата обращения 20 сентября 2021).
откровенный контент, пропаганда насилия и дискриминации по различным признакам, шокирующий контент (травмы, болезни, жертвы катастроф и прочее), сниженная лексика. В условиях даже прописаны специальные требования к публикации происшествий и трагедий, так как именно такие публикации чаще всего блокируются сайтом. Локальные происшествия в ленте не показываются, так как они не отражают масштабные проблемы и не вызывают широкого общественного интереса. А вот крупные происшествия, наоборот, публикуются, так как про них рассказывают федеральные издания, и эта информация имеет общественное значение.
Если какие-то из них нарушены - публикация не будет показана в общей ленте, но ее увидят подписчики канала. А если нарушено строгое правило - «Дзен» может совсем не пропустить какие-то материалы. Некоторые нарушения политики платформы могут быть поводом для полной блокировки канала.
На самой платформе можно увидеть несколько типов форматов. Первый - лонгрид со встроенными картинками и видеоматериалами. Зачастую медиатексты интерактивны и, если автор публикует серьезный аналитический материал, в нем много гиперссылок. Если новость короткая, то можно обойтись постом, который содержит около 200 символов. Третий вариант - нарратив, то есть последовательность экранов, которые пользователь листает один за другим. На каждом из экранов могут размещаться изображение, видеоролик или короткий текст5. И последний предлагаемый формат - видеоролик.
Главная страница «Дзена», как и в «Яндекс.Новостях» - это лента рекомендаций, основанная на интересах пользователя. Алгоритм учитывает историю поиска в браузере, а при регистрации можно выбрать интересующие темы, также подписаться на каналы. Всего здесь 10 направлений: знаменитости, кино, путешествия, наука, технологии, стиль, культура, спорт, финансы и политика. Платформа больше нацелена на развлекательный контент, так как здесь нет ни происшествий, ни мировых новостей, ни отдельной рубрики с коронавирусом. Тем не менее обновления в блоке «политика и финансы» - это в большей степени новости, публикуемые федеральными средствами массовой информации.
Канал на «Яндекс.Дзене» есть у всех трех анализируемых федеральных СМИ. У «Газеты. Ру» 165 485 подписчиков, аудитория канала - 2817 человек. Позиционирование: «новости, общество, экономика, стиль жизни»6. У «РИА Новостей» - 409,786 подписчиков, а вот
5 Советы авторам нарративов [Электронный ресурс] // Яндекс.Помощь. URL: https://yandex.ru/support/zen/channel/narrative-efficiency.html (дата обращения 19 сентября 2021).
6 Gazeta.ru [Электронный ресурс] // Яндекс Дзен. URL: https://zen.yandex. ru/gazeta (дата обращения 19 сентября 2021).
аудитория составляет всего 309 человек7. Самый большой охват у РБК: 202 298, а аудитория - 75 245 (данные за 07.03.2021)8. На всех трех каналах подключена переадресация на сайт. Получается, в самом «Дзе-не» их материалы прочитать нельзя. Они появляются только в ленте в виде изображения и заголовка на нем.
Визуально канал - это «шапка» медиа и лента публикаций. «Шапка» состоит из названия медиа, его аудитории и количества подписчиков. Аудитория в «Дзене» - это те, кто заинтересован в контенте. Этот показатель «Дзен» высчитывает самостоятельно на основе количества пользователей, которые досмотрели или дочитали любую публикацию данного канала за последние 30 дней9. А подписчики - это число людей, подписанных на обновления канала.
Под такой «шапкой» профиля представлена лента из набора карточек - изображений, на которых размещен заголовок и описание. Если карточка переадресовывает пользователя на сайт, то описание формируется автоматически из первых предложений текста материала10. По типу заголовков на данной площадке также преобладают фактические, но их процент меньше, чем в «Яндекс.Новостях». В среднем это 74,6%. А вот процент образных заголовков здесь больше - 18,7%. Например, «РИА Новости»: «Дух силен, а плоть слаба: что мы знаем о Байдене»11 от 22.03.2021. Больше всего этот тип используется в «Газете.Ру» (26,7%). Заголовки-клише встречаются также редко - всего 6,63% (выше всего этот процент у «РИА Новостей» - 10,1%). Например, материал «РИА Новостей» из рубрики «Шоу бизнес» от 22.03.2021: «"Испанский стыд": поведение Басты и Лободы на "Голосе" возмутило зрителей»12. Обыгры-вается фразеологизм «испанский стыд», которое обозначает сильное смущение и даже чувство вины.
СМИ, как правило, используют эту площадку для переадресации на основной сайт. Подключать сайт можно только в том случае, если ежедневно его посещают не менее 10 000 пользователей. И такой пока-
7 РИА Новости [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен. URL: https://zen. yandex.ru/ria?lang=ru&clid=300 (дата обращения 20 сентября 2021).
8 РБК [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен. URL: https://zen.yandex.ru/rbc. ru (дата обращения 21 сентября 2021).
9 Аудитория [Электронный ресурс] // Яндекс.Справка, 2021. URL: https:// yandex.ru/support/zen/audience.html (дата обращения 18 сентября 2021).
10 Требования к оформлению карточек [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен, 2021. URL: https://yandex.ru/support/zen/requirements/card-preview.html#monetization-rules (дата обращения 19 сентября 2021).
11 Дух силен, а плоть слаба: что мы знаем о Байдене [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2021. URL: https://ria.ru/20210322/bayden-1602216768.html (дата обращения 22 сентября 2021).
12 Испанский стыд: поведение Басты и Лободы на «Голосе» возмутило зрителей [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2021. URL: https://ria.ru/20210322/ golos-1602245932.html (дата обращения 22 сентября 2021).
затель должен продержаться месяц, до того как сайт будет привязан к каналу на «Дзене»13.
«Яндекс.Новости» - платформа, на которой подборка генерируется автоматически, а вот транслировать материал в «Дзен» или нет - выбирают сами СМИ. Некоторые новости SMM-специалисты, работающие с данной платформой, считают неподходящими и не «раздают» в «Дзен». Как уже упоминалось, у этого Яндекс-сервиса есть своя политика, которая может заблокировать определенный контент и понизить рейтинг его автора. Поэтому при подключении RSS на сайт и публикации материалов через конструктора, на котором работает то или иное средство массовой информации, в некоторых материалах убирают автоматическую загрузку в «Яндекс.Дзен».
Например, 23.03.2021 на сайте «Газета.Ру» было опубликовано всего 186 материалов (в основной ленте новостей), в «Дзене» вышло всего 174 (24 из них нет в ленте новостей, это были либо новостные, либо авторские материалы). Но получается, что «Газета.Ру» публикует большинство материалов на своем канале. А вот в «РИА Новостях» в этот день в «Дзене» появилось всего 68 публикаций, в то время как на сайте их было 362. РБК транслирует на свой канал около половины публикуемого на официальном сайте контента: 139 материалов из 267. Не попадают те материалы, в которых агрегатор может найти запрещенную информацию (например, «РИА Новости» от 24.03.2021: «В Дагестанской школе на уроке ОБЖ взорвалась граната»14 или «Газета.Ру» от 25.03.2021: «СМИ: Иран подверг ракетному обстрелу израильское судно»15.
Но «Яндекс.Дзен» - не только возможность для размещения контента, это также потенциальный канал для продвижения, увеличения трафика на самом сайте и привлечения новой аудитории. Для этого есть два варианта: попадание в топ непосредственно в самих рейтингах «Дзена» и попадание в топ в самом поисковике «Яндекс», а также «Гугл». Сразу можно заметить, что публикации, которые появляются в «Дзене», собирают большее количество просмотров на сайте, чем те, которые не попадают на канал.
Развитие канала в «Дзене» зависит от пользовательского отклика на публикуемые материалы. Алгоритм учитывает количество «дочитываний» (то есть пользователь должен задержаться на странице не менее
13 Требования к сайтам [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен, 2021. URL: https://yandex.ru/support/zen/requirements/website-requirements.html (дата обращения 21 сент. 2021).
14 В Дагестанской школе на уроке ОБЖ взорвалась граната [Электронный ресурс] // РБК. 2021. URL: https://ria.ru/20210324/granata-1602656869.html (дата обращения 22 сентября 2021).
15 СМИ: Иран подверг ракетному обстрелу израильское судно [Электронный ресурс] // Газета.Ру. 2021. URL: https://www.gazeta.ru/army/news/2021/03/25/ 15782228.shtml (дата обращения 22 сентября 2021).
чем на 40 секунд), лайки, дизлайки и скорость роста количества подписчиков. Важным моментом является периодичность выхода публикаций. «Карма» высчитывается по пяти показателям: вовлеченность, рост, влиятельность, качество и периодичность. Она может повышаться и понижаться, от нее зависит попадание публикаций в ленту рекомендаций16.
Новости на канале появляются гораздо позже, чем публикуются на сайте. Например, материал «Die Zeit: Маас призвал НАТО сплотиться против России»17, который опубликован на сайте «Газета.Ру» в 19:22, появился в «Дзене» в 22:44. У РБК и «РИА Новостей» этот промежуток составляет 1,5-2 часа.
Ни одно из анализируемых средств массовой информации не использует «Яндекс.Дзен» как площадку для уникального контента. Но, в отличие от «Яндекс.Новостей», здесь появляются материалы, которые содержат больше мультимедийных элементов. Например, у РБК встречается инфографика: «Как Россия в пандемию поставила рекорд по тратам из бюджета. Инфографика»18, также есть видео и гиперссылки внутри текстов.
У каждого анализируемого медиа есть свои разделы на сайтах. Если разделить процентное соотношение новостей, которые попадают в «Дзен», по этим категориям, то материалов о политике снова будет больше всего (как и в «Яндекс.Новостях») - около 52,27%. А вот процент публикаций в теме «общество» увеличился - 10,67%. Остальные тематические направления в анализируемых СМИ расходятся. Например, в разделе «Культура» у «Газеты.Ру» было 12,1% материалов, а об экономике у РБК - 38%. Также в «Дзен» попали публикации о науке, технологиях, пандемии коронавируса и рубрика «Мнения» из «Газеты.Ру». «РИА Новости» всегда транслируют в «Дзен» публикации из рубрики «Шоу-бизнес», так как именно они больше всего соответствуют «развлекательной» направленности данной площадки. А вот все материалы про спорт не попадают на канал.
Жанровое разнообразие в «Дзене» также больше, чем в «Яндекс. Новостях». Конечно, новостные заметки снова составили большую часть - 96,3% (но из этого 91,6% - «РИА Новости», а вот у «Газеты. Ру» этот жанр составляет 49%, у «РБК» - 52%). Увеличивается процент аналитических статей (29,3%) и репортажей (15,67%), появляются рецензии у «Газеты.Ру» (1,8%) и фоторепортажи.
16 Карма [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен. 2021. URL: https://yandex.ru/ support/zen/channel/karma.html (дата обращения 08 марта 2021).
17 Die Zeit: Маас призвал НАТО сплотиться против России [Электронный ресурс] // Газета.Ру. 2021. URL: https://www.gazeta.ru/army/news/2021/03/25/ 15782312.shtml (дата обращения 21 сентября 2021).
18 Как Россия в пандемию поставила рекорд по тратам из бюджета. Инфографика [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/23/0 3/2021/60598f059a7947b8995a7bea (дата обращения 23 сентября 2021).
«Яндекс.Дзен» - платформа для дистрибуции контента и получения новой аудитории. Основное преимущество «Дзена» в том, что он предлагает пользователям тот контент, который соответствует их предпочтениям. Следовательно, на сайт переходит уже заинтересованная аудитория, которая потенциально может стать постоянной. Чтобы продвигать свои материалы через данный сервис, средства массовой информации должны транслировать публикации с сайта на канал, но также в перспективе должны дополнять их уникальными визуальными публикациями.
«Яндекс.Эфир» - персональный видеосервис, на котором собран различный видеоконтент. Платформа предлагает смотреть прямые трансляции спортивных и культурных мероприятий, сериалы, фильмы, видеосообщения из средств массовой информации и даже видео блогеров. На данный момент на сервисе более 200 каналов по разным тематическим направлениям: юмор, блогеры, НХЛ, телеканалы, фильмы, сериалы, мультфильмы, музыка, события, фитнес, игры и киберспорт, Кинопоиск HD и спорт. Также есть специальные предложения отдельных каналов, рубрика «Интересное в СМИ» и «Мой эфир» (подборка по интересам). На главной странице, как и в «Яндекс.Новостях», есть рекомендации.
Ранжирование ленты происходит так же, как и во всех других сервисах «Яндекса» - самые популярные видео автоматически попадают в «рекомендации», отражаются в тематических каналах, самые лучшие - попадают в «Яндекс.Эфир». Но перед публикацией все ролики проходят двухэтапную модерацию: они должны соответствовать всем правилам сервиса (проверяется автоматически, а затем вручную специальными исполнителями уже с другого сервиса «Яндекс»). Правила такие же, как и на вышеперечисленных сервисах19.
Поскольку РБК - кроссплатформенный медиахолдинг, который занимается производством видеоконтента, то у этого СМИ есть свой канал на «Яндекс.Эфире»20. Главная страница канала - это трансляция видео, под ним есть функция оценить канал и возможность поделиться им в социальных сетях. Еще ниже - название текущей передачи и ее краткое описание. Также есть телепрограмма, в которой расписаны все 24 часа. Ее можно посмотреть на текущий, следующий и предыдущий дни. У РБК, например, за сутки 16 раз идет программа «ЧЭЗ» («Что это значит?») - это информационно-аналитическая программа, в которой обсуждаются новости дня, к разговору экспертов подключаются эксперты, включают репортажи. Так как программа выходит в прямом эфире, то у аудитории есть возможность в режиме «онлайн» задавать вопросы и
19 Условия использования сервиса Яндекс.Эфир [Электронный ресурс] // Яндекс.Эфир. 2015. URL: https://yandex.ru/legal/efir_termsofuse/ (дата обращения 19 сент. 2021).
20 РБК [Электронный ресурс] // Яндекс.Эфир, 2021. URL: https://yandex.ru/ efir?stream_channel=743 (дата обращения 21 сент. 2021).
комментировать контент. Коммуникация может происходить как между ведущими и аудиторией, так и у пользователей между собой.
Каждый день РБК публикует «Эксклюзивные интервью», главные новости, обзоры на последние новости в Интернете («РБК Тренды»). Так как одна из основных направленностей - экономика, то примерно 15 программ в день у них посвящены этой профилирующей теме, так как на этой платформе тематическая составляющая средства массовой информации играет важную роль - именно такой «специализированный» контент больше всего привлекает аудиторию.
Так как «Яндекс.Эфир» - это русскоязычные видео, и именно они будут находиться в поисковом приоритете самого «Яндекса» - охват потенциально заинтересованной аудитории расширяется. Еще один важный момент - кроссплатформенность самого «Яндекса». Получается, что загруженное на канал видео будет показано не только в поиске среди видео, но также оно может попасть в «Дзен» и отображаться на главной странице поисковика. Получается, что сама платформа способствует продвижению контента. Учитывая, что все три рассматриваемых СМИ ведут свои каналы на платформе "YouTube" - у всех есть видеоконтент, который они могут транслировать на «Яндекс.Эфир». Тем более пока что эта площадка не блокирует видео, которые уже были где-то опубликованы. Просматривать их можно и в онлайн, и в записи. Также есть «индивидуальный рейтинг контента», который позволяет отслеживать уровень соответствия предпочтениям пользователей (у них, в свою очередь, есть возможность оценивать весь просматриваемый контент).
Потенциальной площадкой для работы средств массовой информации можно считать «Яндекс.Кью». Это «место интересных вопросов и умных ответов». Формирование ленты для читателей происходит привычным образом - все ориентировано на интерес и основано на технологии искусственного интеллекта. Лента состоит из пяти вкладок: основная страница - интересные, популярные вопросы, персональная страница - непосредственно страница пользователя (человека или компании), сообщества - это группы по определенным тематикам и интересам, страница с новыми вопросами и страница с темами - там, где все вопросы разделены по категориям. На главной странице платформы есть пять вкладок (лента, новые, топ, темы и рейтинг) и отдельная функция: «задать вопрос». Эта платформа UGC (user-generated content), так как задавать вопросы и отвечать на них могут все желающие. После 15 качественных ответов и одобрения заявки пользователь может стать «экспертом». Каждый ответ оценивается и в зависимости от количества «лайков» может попасть в «топ». Также работает и в другую сторону -чем больше «дислайков», тем ниже он опускает в общем списке21.
21 Как оцениваются ответы соцсети [Электронный ресурс] // Яндекс.Справ-ка, 2021. URL: https://yandex.ru/support/q-desktop/answer.html#mark (дата обращения^ сентября 2021).
Больше всего на данной платформе текстовых ответов, но также есть возможность размещать видео. «Яндекс» рекомендует подкреплять ответы ссылками на исследования и мнения экспертов, чтобы ответ получался исчерпывающим и точным.
У каждого пользователя есть своя страница - фотография, фоновое изображение, имя, описание, статус и рейтинг. Например, можно быть «экспертом в сфере маркетинга» или «экспертом в сфере искусства». Ниже будет отображаться общая лента, вопросы, ответы, верификации (подтверждение достоверности ответов) и подписчики данного аккаунта. Наталья Лосева, эксперт в сфере новых медиа, пишет, что важным является «формирование активного сообщества пользователей вокруг бренда издания или даже тематических направлений в социальных сетях, группах в мессенджерах и т. д.»22. И данная платформа как раз является хорошей возможностью для организации такого «активного» сообщества.
На вопросы могут отвечать не просто пользователи, но и компании. Для этого необходимо зарегистрироваться в «Яндекс.Справоч-нике» и оформить профиль соответствующим образом (должны быть логотип и обложка). То есть СМИ также могут зарегистрироваться и стать экспертами в какой-то определенной области. Во-первых, это возможность формирования лояльной аудитории, так как ответы будут повышать авторитет. Это способ использовать формат UGC, стать ближе к аудитории и лучше понимать их запросы, находить новые инфоповоды и давать в качестве ответов ссылки на уже опубликованные материалы, т. е. переводить трафик на сайт. Анализируемые федеральные средства массовой информации могут выбрать себе определенную область и позиционировать себя экспертами именно в ней. Например, для РБК это может быть экономика, для «Газеты.Ру» -общество, а для «РИА Новостей» - политика. Также преимуществом данной системы является интеграция с поисковой системой «Яндекс», которая автоматически будет выдавать вопросы в системе релевантного поиска. Значит через эту платформу также можно увеличить аудиторию без целенаправленной дистрибуции.
Итак, на данный момент «Яндекс.Эфир» - относительно молодая площадка. Но учитывая, что «Яндекс» - глобальная мультимедийная платформа, которая старается постоянно внедрять новые тренды и подстраиваться под интересы аудитории, здесь есть явные перспективы присутствия средств массовой информации. Видеконтент - важная составляющая любой конвергентной редакции, и его создание и транслирование по различным каналам - важный этап в продвижении медиа. Конечно, «Яндекс.Эфир» - это увеличение количества заинтересованной
22 Требования к оформлению карточек [Электронный ресурс] // Яндекс. Дзен. 2021. URL: https://yandex.ru/support/zen/requirements/card-preview.html# monetization-rules (дата обращения 19 сенября 2021).
аудитории, возможность продвигать контент и самостоятельно, и автоматически через «Яндекс». А также хороший способ коммуникации со своей аудиторией и поиск тем, которые ей интересны больше всего.
Учитывая, что для современного медиапотребителя характерен эго-кастинг [Лосева 2016, с. 56], персонализированный контент, соответствующий его интересам - это экономия времени и ресурсов. В данном контексте искусственный интеллект, на котором построены сервисы «Яндекса», помогают сформировать у аудитории максимально лояльное отношение к публикуемым там материалам из-за меньшего количества ненужной им информации. «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» сейчас активно используются федеральными средствами массовой информации для размещения и дистрибуции контента. В основном туда попадают новостные сообщения на темы политики, экономики и общества, но в разном процентном соотношении, поскольку «Яндекс.Дзен» -это платформа, которая больше нацелена на развлекательный контент.
В результате проведенного исследования выяснилось, что для «Яндекс.Новостей» больше подходят «вторичные» публикации, так как позиция материалов в рейтинге зависит от общего количества изданий, которые написали на смежную тему. А вот в «Дзене» чаще встречается уникальный контент, который помогает отражать позицию издания и характеризует его. Необходимо акцентировать внимание на заголовках, так как именно они чаще всего «решают судьбу» материалов: фактические заголовки больше подходят для «Яндекс. Новостей», а вот «образные» набирают больше просмотров в «Дзене», так как эмоционально воздействуют на аудиторию. Обе площадки с помощью внутренних технологий помогают средствам массовой информации продвигать материалы, привлекать новую заинтересованную аудиторию и получать отклик на свою работу.
«Яндекс.Эфир» и «Яндекс.Кью» - потенциальные площадки для размещения медиаконтента, так как они соответствуют запросам пользователей - помогают медиа напрямую взаимодействовать с аудиторией, а также предоставляют им возможность моментально комментировать контент.
Литература
Лосева 2016 - Лосева Н. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / Под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2016. 304 с.