Научная статья
УДК 37.018.1:[159.922.2:004] ББК 74.902:32.971.35 К 20
DOI: 10.53598/2410-3004-2021-4-288-37-45
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЬСКОМ ОТНОШЕНИИ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
(Рецензирована)
Елена Валерьевна Капитанова1, Ирина Ивановна Дроздова2*
1,2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
1 kapitanova@sfe sfedu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6529-9467
2* iidrozdova@sfedu.ru, https://orcid.org/0000-0003-0273-2363
Аннотация. Рассматривается проблема интернет-зависимого поведения, его распространения среди подростков. Интернет-зависимое поведение изучается как невозможность осуществления подростками «субъективного контроля» в процессе использования интернета, сопровождающегося отрицательным влиянием этого использования на различные аспекты их жизнедеятельности. Отмечается, что формирование личности современных детей и подростков проходит под влиянием интернет-среды, которая, с одной стороны, следуя за тенденцией трансформации привычного образа жизни современных людей, создает новые возможности для коммуникации, образования, доступности массивов информации, с другой - влечет за собой негативные последствия для физического, психического и психологического здоровья детей и подростков из-за ограничения физической активности, «замены реальности», наличия возможных онлайн-рисков (кибербуллинг) и всевозможных нежелательных контентов.
Представлены результаты эмпирического исследования, в котором проверялась гипотеза о взаимосвязи выраженности интернет-зависимого поведения у подростков и их представлений о родительском отношении к ним.
Получены данные о том, что в представлениях подростков их матери достаточно часто проявляют по отношению к ним власть, заставляют подчиняться. При этом наблюдается чередование давления и уступок, доверия и подозрительности.
Сделан вывод о том, что в представлениях подростков с признаками интернет-зависимого поведения матери чаще проявляют враждебность по отношению к ним, которая проявляется в агрессии, чрезмерной строгости, часто бывают непоследовательны в своих запретах, декларируя ответственность за судьбу подростка, ориентируются в большей степени на себя. В заключение отмечается необходимость ориентироваться на работу с семьей в процессе профилактики интернет-зависимости.
Ключевые слова: интернет-среда, интернет-зависимое поведение, подростки, родительское отношение, онлайн-общение, межличностное взаимодействие, патологическая привязанность, субъективный контроль, чрезмерная увлеченность, «синдром отмены», кибербуллинг, онлайн-риски.
Для цитирования: Капитанова Е.В., Дроздова И.И. Особенности представлений о родительском отношении подростков с признаками интернет-зависимого поведения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. Вып. 4 (288). С. 37-45. DOI: 10.53598/2410-3004-2021-4-288-37-45
Original Research Paper
FEATURES OF PERCEPTIONS OF PARENT RELATIONSHIP BY ADOLESCENTS WITH SIGNS OF INTERNET-ADDICTED BEHAVIOR
Elena V. Kapitanova1, Irina I. Drozdova2*
1,2Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
1 kapitanova@sfe sfedu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6529-9467
2* iidrozdova@sfedu.ru, https://orcid.org/0000-0003-0273-2363
Abstract. The paper deals with the problem of Internet-addicted behavior, its spread among adolescents. Internet-dependent behavior is studied as the impossibility of adolescents' exercise of "subjective control" in the process of using the Internet, accompanied by the negative impact of this use on various aspects of their life. The formation of the personality of modern children and adolescents takes place under the influence of the Internet environment, which, on the one hand, following the trend of transformation of the usual way of life of modern people, creates new opportunities for communication, education, accessibility of information arrays, and on the other hand, entails negative consequences for the physical, mental and psychological health of children and adolescents due to the restriction of physical activity, "reality substitution", the presence of possible online risks such as cyberbullying and all kinds of inappropriate content.
The paper presents the results of an empirical study, which tested the hypothesis about the relationship between the severity of Internet-addicted behavior of adolescents and their ideas about parental attitudes towards them.
The data were obtained that, in the perceptions of adolescents, their mothers often exercise power in relation to them, make them obey. At the same time, there is an alternation of pressure and concessions, trust and suspicion.
The research shows that in the perceptions of adolescents with signs of Internet-addicted behavior, mothers more often show hostility towards them, which manifests itself in aggression, excessive severity, they are often inconsistent in their prohibitions, declaring responsibility for the fate of a teenager, and are guided to a greater extent to themselves. In conclusion, the need to focus on work with the family in the process of preventing Internet addiction is noted.
Keywords: Internet-environment, Internet-addicted behavior, adolescents, parenting, online communication, interpersonal interaction, pathological attachment, subjective control, excessive enthusiasm, "withdrawal syndrome", cyberbullying, online risks.
For citation: Kapitanova E.V., Drozdova I.I. Features of perceptions of parent relationship by adolescents with signs of Internet-addicted behavior//Bulletin of Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2021. No. 4 (288). P. 37-45 DOI: 10.53598/2410-3004-2021-4-288-37-45
В последние десятилетия все бо- интернет-зависимого поведения, его лее актуальной становится проблема распространения среди подростков.
Тревогу вызывает увеличение частоты, продолжительности пребывания подростков в сети, замещение непосредственного межличностного взаимодействия онлайн-общением. Дискуссионными являются вопросы о влиянии интернет-технологий на развитие когнитивных функций, процессы формирования личности [1-4 и др.]. В то же время можно говорить о так называемой «нормативной» (не патологической) привязанности субъекта к использованию интернета, которая характеризуется проведением большого количества времени в сети, увлеченностью и необходимостью его использования, что является частью образа жизни современного человека.
В отличие от «нормативной» увлеченности интернет-зависимое поведение характеризуется навязчивым стремлением использовать интернет, желанием проводить все большее количество времени в сети. Одним из главных признаков проявления зависимости является так называемый «синдром отмены», связанный с появлением тревоги, раздражительности в случае отсутствия возможности использовать интернет.
В.Л. Малыгин характеризует интернет-зависимость как «невозможность субъективного контроля над использованием интернета, сопровождающимся отрицательным влиянием этого использования на свою жизнь (отношения, здоровье, работу, учёбу, эмоциональное и психологическое состояние) и контрпродуктивным характером деятельности в интернете» [5: 23].
Многие авторы [1-3; 5] указывают на наличие трудностей, с которыми сталкиваются подростки в результате «чрезмерной увлеченности интернетом», среди них снижение академической успеваемости, недостаточная адаптация, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, в том числе и близкими.
Суть любого аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия и т.п. [6].
По мнению Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот [4], формирование этого вида зависимости происходит достаточно быстро и, как любая другая зависимость, возникает в результате целого комплекса причин.
Риску распространения интернет-зависимости, в первую очередь, подвержены подростки. Это может быть связано с их возрастными особенностями.
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте, по мнению многих исследователей [7-9 и др.], включает реакцию эмансипации, группирование со сверстниками, развитие увлечений. Проявляется потребность в самоутверждении. Подросток начинает активный поиск уникальной сущности, своего «Я». Чувство взрослости проявляется в стремлении показать свою значимость окружающим, что, в свою очередь, ведет к новым формам отношений со взрослыми и сверстниками. Из-за таких особенностей возраста, как незрелость и эмоциональная нестабильность, подростки более чувствительны к негативным воздействиям, которые предрасполагают их к появлению девиантных форм поведения и, как следствие, к различным видам зависимостей.
Данные о распространенности интернет-зависимого поведения среди подростков весьма противоречивы. Г.У. Солдатова и ее коллеги считают, что распространенность зависимости от интернет-среды у подростков в России составляет от 7 до 20 и более процентов от общего числа [10]. При этом значимость интернета как информационного, коммуникативного пространства постоянно возрастает. В настоящее время под
влиянием интернета, помимо всего прочего, происходит формирование личности современных детей и подростков. Исследователи отмечают две стороны этого процесса. С одной стороны, с учетом тенденций трансформации привычного образа жизни современных людей в цифровой, создает новые возможности для коммуникации, образования, доступности массивов информации и т.д. С другой стороны, возможны негативные последствия для физического, психического и психологического здоровья детей и подростков из-за ограничения физической активности, «замены реальности», наличия возможных онлайн-рисков, кибер-буллинга, и всевозможных нежелательных контентов. То есть наряду с позитивным влиянием использования ресурсов интернета, остается актуальной проблема интернет-зависимости для детей и подростков в силу незрелости их личности, неустойчивости её к разного рода негативным воздействиям, недостаточно сформированным самоконтролем.
Основы адаптивного поведения, устойчивость к вредным влияниям внешних воздействий закладываются в семье. Данные исследований показывают, что психологические причины зависимостей основываются, прежде всего, на нарушении нормального взаимодействия между родителями и детьми [11-12]. В группу риска попадают семьи, где дети не получают достаточного внимания со стороны родителей, переживают непонимание, интерпретируют отношение к себе со стороны родителей как негативное.
Родители, учителя, и другие взрослые должны строить свои отношения с подростками исходя из развивающегося у них «чувства взрослости» и потребности в самоутверждении. «Если они учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении и общественно
полезной деятельности, в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создают благоприятные условия для психического развития подростка» [7: 11].
Как известно, семья представляет собой сложную систему взаимоотношений, которая объединяет супругов, их детей [13]. Важнейшей составной частью семейной системы являются взаимоотношения родителей и детей. Они характеризуются родительской позицией по отношению к своему ребенку, которая определяется «характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством» [13: 65] и типом семейного воспитания, который определяется «параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации» [13: 65].
Возможно предположить, что особенности взаимоотношений внутри семьи взаимосвязаны с наличием того или иного рода зависимости у подростка, в том числе интернет-зависимого поведения.
Исходя из вышесказанного, была поставлена цель: изучить особенности представлений о родительском отношении у подростков с разной степенью выраженности интернет-зависимого поведения. В качестве гипотезы проверялось предположение о том, что выраженность интернет-зависимого поведения у подростков взаимосвязана с представлениями о родительском отношении к ним.
Методы и этапы исследования. Проведённое нами исследование состояло из нескольких этапов. На первом этапе исследования у подростков - учащихся 14-15 лет двух школ города ^ = 123) определяли
степень проявления интернет-зависимого поведения с помощью методики Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Боль-бот [4]. Методика носит название «Способ скриннинговой диагностики компьютерной (интернет) зависимости», включает 11 вопросов, которые позволяют выявить показатели интернет-зависимого поведения: степень удовольствия от нахождения в сети, удовлетворение или облегчение от нахождения за компьютером; количество времени, проведённого за компьютером в интернете; изменение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера; нарушение режима, невозможность самостоятельно прекратить работу в сети.
Результаты исследования. В результате были получены следующие данные: 18% учащихся проявляют нормальный интерес к использованию интернета, без риска развития компьютерной зависимости; 34% подростков проявляют увлеченность интернетом; у 32% подростков, принимавших участие в исследовании, наблюдается риск развития компьютерной зависимости; относительно 16% подростков можно говорить о наличии у них признаков интернет-зависимости.
В целом результаты участников исследования - подростков 14-15 лет, говорят о том, что для большинства из них характерно следующее: все они пользуются интернет-ресурсами, осуществляют общение в социальных сетях, проводят большое количество времени за этим
занятием, но при этом они способны самостоятельно прекратить работу и общение в сети. Они не чувствуют нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера.
У подростков с признаками интернет-зависимого поведения, кроме проведения большого количества времени в сети, отмечается неспособность и активное нежелание отвлечься от пребывания в интернете даже на короткое время, они проявляют раздражение при вынужденных отвлечениях, стремятся проводить все больше времени в интернете, не способны спланировать время окончания пребывания в сети, склонны забывать об обязанностях, пренебрегать взаимоотношениями со сверстниками вне сети.
Для изучения представлений подростков о родительском отношении к ним использовали методику Д. Шеффера ADOR, адаптированную Л.И. Вассерманом и коллегами [14].
Участникам исследования давалась инструкция оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для их родителей. В нашем исследовании подростки должны были оценить отношение к ним только со стороны матерей, поскольку среди участников исследования были подростки из не полных семей.
Результаты показывают, что в представлениях подростков (1415 лет) матери в первую очередь проявляют позитивный интерес к
Таблица 1. Показатели родительского отношения Table 1. Signs of parental attitude
Шкалы методики Д. Шеффера ADOR
1 2 3 4 5
Средние значения 18,7 14,3 8,6 16,2 15,2
Условные обозначения: 1 - Шкала Позитивного интереса; 2 - Шкала Директивности;
3 - Шкала Враждебности; 4 - Шкала Автономности; 5 - Шкала Непоследовательности
ним. То есть они чувствуют психологическое принятие их матерью, несмотря на проявление критики по отношению к себе. Ответы подростков также показывают, что они часто испытывают необходимость в помощи, поддержке со стороны своих матерей, во многих случаях принимают и разделяют их мнение.
Показатели по шкале «автономность» занимают второе место по численным значениям в исследуемых группах. Этот показатель означает, что, даже проявляя заботу, матери действуют скорее стереотипно, основываясь на своих представлениях о том, что хорошо для их сына или дочери, не стараясь понять чувства подростка, то есть не воспринимают подростка как самостоятельную, отдельную личность. Автономность матери в отношениях воспринимается часто как диктат, проявление власти, которой подросток обязан подчиняться.
На третьем месте в представлениях подростков - непоследовательность матерей, которая оценивается как чередование давления и уступок, доверия и подозрительности, зависящее от настроения, внешних обстоятельств.
Четвертое место в представлениях подростков об отношении матерей к ним занимает
«директивность» матерей, которая проявляется в навязывании чувства вины по отношению к ней, постоянным напоминаниям о своей ответственности за все и «жертвенности». Этот показатель означает, что матери не терпят возражений, убеждены в своей правоте, считают наиболее действенной по отношению к подросткам строгость наказания, проявляют высокую ориентацию на мнение окружающих в оценке сына или дочери.
Для проверки гипотезы исследования с помощью коэффициента корреляции г-Спирмена соотнесли показатели степени проявления интернет-зависимого поведения подростков, принимавших участие в исследовании, и их представлений об отношении к ним матерей.
Обнаружены значимые корреляционные связи между показателями степени проявления интернет-зависимого поведения подростков и следующими параметрами родительского отношения к ним:
- позитивным интересом со стороны матери г= - 0,27 (р <0,01) - обратно пропорциональная зависимость;
- непоследовательностью со стороны матери г = 0,18 (р<0,05) - прямо пропорциональная зависимость;
- враждебностью со стороны матери г = 0,19 (р<0,05) - прямо пропорциональная зависимость.
Таблица 2. Коэффициенты корреляции между показателями родительского отношения и степенью проявления интернет-зависимого поведения у подростков
Table 2. Correlation coefficients between parental attitude indicators and the degree of Internet-dependent behavior in adolescents
Степень проявления интернет-зависимого поведения Шкалы методики Д. Шеффера ADOR
1 2 3 4 5
г= - 0,27** г= - 0,02 г= 0,19* г= 0,14 г=0,18*
Условные обозначения: 1 - Шкала Позитивного интереса; 2 - Шкала Директивности;
3 - Шкала Враждебности; 4 - Шкала Автономности; 5 - Шкала Непоследовательности ** - уровень значимости (0,01); * - уровень значимости (0,05)
Можно сделать вывод о том, что в представлениях подростков с интернет-зависимым поведением их матери проявляют недостаточный позитивный интерес к ним, часто непоследовательны, проявляют враждебность.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- Большинство подростков пользуются интернет-ресурсами; осуществляют общение в социальных сетях; практически ежедневно большое количество времени проводят в интернете. При этом подростки в большинстве своем способны самостоятельно прекратить работу и общение в сети, не чувствуют нервозность, снижение настроения, раздражительность, выходя из интернета.
- Многие подростки, проявляя нормальный интерес к использованию интернета, в то же время имеют риск развития компьютерной зависимости. Относительно другой части подростков можно говорить о наличии у них признаков интернет-зависимости.
- В представлениях подростков их матери, в первую очередь, проявляют к ним позитивный интерес, принимают их, несмотря на проявление критики по отношению к ним. В представлениях подростков их матери также достаточно часто проявляют по отношению к ним власть, заставляют подчиняться. При этом наблюдается чередование давления и уступок, доверия и подозрительности.
- В представлениях подростков с признаками интернет-зависимого поведения матери чаще проявляют враждебность по отношению к ним, которая проявляется в агрессии, чрезмерной строгости, часто бывают непоследовательны в своих запретах, декларируя ответственность за судьбу подростка, ориентируются в большей степени на себя.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что проявление интернет-зависимого поведения у подростков взаимосвязано с их представлениями о родительском отношении к ним, подтвердилась. Одинаково опасны по отношению к детям в семье как чрезмерная опека, которая может восприниматься подростками как недоверие, так и вседозволенность, которую подростки интерпретируют как безразличие родителей по отношению к ним. Важно понимать то, как сами подростки воспринимают родительское отношение. Родителям важно учитывать, что, несмотря на всю сложность во взаимоотношениях с подростками, они нуждаются в постоянной поддержке и понимании.
Как указывают М.Р. Битяно-ва и И.В. Вачков [8], профилактика интернет-зависимого поведения у детей и подростков в настоящее время является одной из самых актуальных задач в работе психологов системы образования. При этом профилактическая работа интернет-зависимого поведения у детей и подростков должна строиться исходя из всестороннего научного понимания всех аспектов проблемы. Современные профилактические программы должны ориентироваться на работу с семьей; информирование родителей о причинах, последствиях, путях выхода из компьютерной зависимости, возможностей ее профилактики.
Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость в системном изучении особенностей взаимоотношений внутри семьи как психологических механизмов возникновения и развития разного рода проблем у детей и подростков. Это поможет обосновать содержание форм и методов коррекции детско-родительских взаимоотношений с целью профилактики возникновения зависимостей у подростков.
Примечания:
1. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 4(33). C. 1-10.
2. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Чрезмерное использование Интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 4. С. 79-88.
3. Трусова А.В., Канашов А.Е. Распространенность интернет-зависимого поведения среди российских подростков в возрасте 15-18 лет // Вопросы наркологии. 2021. № 5 (200). С. 5-14.
4. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
5. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение. Клиника, проблемы диагностики. Подходы к профилактике и психологической коррекции // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. М., 2011. C. 143-147.
6. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М.: Изд-во МПСИ, 2003. 240с.
7. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2016. 266 с.
8. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир: психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2009. 112 с.
9. The Social context of early adolescents in the global early adolescent study / K. Mmari, C. Moreau, D.D. Cooper [et al.] // Journal of adolescent health. 2021. 69 (1). P. 5-15.
10. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
11. Макушина О.П. Склонность к различным аддикциям в современной семье // Социальная психология и общество. 2011. № 4. C. 111-122.
12. Narayanan G. Family models of addiction: evaluation, trends and cultural context // Archives of Mental Health. 2017. № 18(1). P. 57-60.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учеб. пособие. Самара: Изд-во СИОКПП, 2001. 122 с.
14. Вассерман Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учеб. для вузов. СПб.: Речь, 2004. 256 с.
15. Internet use and developmental tasks: Adolescents' point of view / G. Borca, M. Bina, P.S. Keller [et al.] // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 49-58.
References:
1. Voiskunsky A.E. Concepts of addiction and presence in relation to behavior on the Internet // Medical psychology in Russia: electronic scientific journal. 2015. No. 4 (33). P. 1-10.
2. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Excessive use of the Internet: factors and signs // Psychological journal. 2013. Vol. 34. No. 4. P. 79-88.
3. Trusova A.V., Kanashov A.E. The prevalence of the Internet-related addictive behavior among Russian adolescents aged 15-18 years // Issues of Narcology. 2021. No. 5 (200). P. 5-14.
4. Yuryeva L.N., Bolbot T.Yu. Computer addiction: formation, diagnosis, correction and prevention: a monograph. Dnepropetrovsk: Porogi, 2006. 196 pp.
5. Malygin V.L. Internet addicted behavior. Clinic, diagnostic problems. Approaches to prevention and psychological correction // Addictive behavior: prevention and rehabilitation. M., 2011. P. 143-147.
6. Gogoleva A.V. Addictive behavior and its prevention. M.: MPSI, 2003. 240 pp.
7. Volkov B.S. Psychology of adolescence: a textbook. 4th ed., rev. and add. M: KNORUS, 2016. 266 pp.
8. Vachkov I.V., Bityanova M.R. Me and my inner world: psychology for high school students. SPb.: Piter, 2009. 112 pp.
9. The Social context of early adolescents in the global early adolescent study / K. Mmari, C. Moreau, D.D. Cooper [et al] // Journal of adolescent health. 2021. 69 (1). P. 5-15.
10. Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. The digital generation of Russia: competence and safety. M.: Smysl, 2017. 375 pp.
11. Makushina O.P. Predesposition to various addictions in a modern family // Social Psychology and Society. 2011. No. 4. P. 111-122.
12. Narayanan G. Family models of addiction: evaluation, trends and cultural context // Archives of Mental Health, 2017. No. 18 (1). P. 57-60.
13. Karabanova O.A. Psychology of family relationships: a textbook. Samara: Publishing house of SIOKPP, 2001. 122 pp.
14. Wasserman L.I. Parents through the eyes of a teenager: psychological diagnostics in medical and pedagogical practice: a textbook for higher schools. SPb.: Rech, 2004. 256 pp.
15. Internet use and developmental tasks: Adolescents' point of view / G. Borca, M. Bina, P.S. Keller [et al] // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 52. P. 49-58.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 06.11.2021; одобрена после рецензирования 20.11.2021; принята к публикации 04.12.2021.
The authors declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 06.11.2021; approved after reviewing 20.11.2021; accepted for publication 04.12.2021.
© Капитанова, Е.В., Дроздова И.И., 2021