Научная статья на тему 'Особенности представлений о будущем у подростков'

Особенности представлений о будущем у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3938
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / "ОБРАЗ-Я" / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / "IMAGE-ME" / "ME-CONCEPTION" / SOCIALIZATION / TIME PROSPECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хлыбова Елена Владимировна

В статье описано исследование, которое посвящено изучению особенностей представлений о будущем младших и старших подростков. Выявлена вариативность и достаточная сформированность представлений подростков об их будущем. Важнейшим отличием ориентаций на будущее младших и старших подростков является большая дифференцированность и конкретность данных представлений у старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of teenage ideas about the future

The purpose of this article is to describe a scientific research devoted to peculiarities of ideas about the future of younger and senior teenagers. It has been revealed that teenage ideas about their future are variable and well-developed. The major difference in orientations to the future of younger and senior teenagers is that senior teenage notions are more differentiated and concrete.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений о будущем у подростков»

картинки в стопку под шарик, а горькие -под кубик».

Надо отметить, что, подобные занятия должны вовлекать не только билингвальных, но и монолингвальных детей и проходить в игровой форме, чтобы исключить эффекты сегрегации.

1. Сухов А.Н., Трыканова С.А. Миграция в Европе и ее последствия. М., 2008.

2. Актуальные проблемы молодежной субкультуры / под ред. О.В. Красновой. М., 2008. С. 4-7.

3. Бондырева С.К. Панкультура и молодежная субкультура // Актуальные проблемы молодежной субкультуры / под ред. О.В. Красновой. М., 2008. С. 8.

4. Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства. М.; Воронеж, 2003. С. 6.

5. Белянин В.П. Психолингвистика. М., 2003. С. 151.

6. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. М., 2002. С. 54.

7. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М., 2004. С. 3.

8. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995. С. 38.

Поступила в редакцию 22.04.2008 г.

Tsvetkov A.V., Trubacheva M.A. Bilingual children cognitive development in polycultural school educational space. Association methods were used to study cognitive and verbal bilingual children development in polycultural school educational space. The specific character of predica-tivity and image sphere development in 2-6 forms were shown.

Key words: polycultural educational space, bilingual children, cognitive development, verbal competence.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕМ У ПОДРОСТКОВ

Е.В. Хлыбова

В статье описано исследование, которое посвящено изучению особенностей представлений о будущем младших и старших подростков. Выявлена вариативность и достаточная сформированность представлений подростков об их будущем. Важнейшим отличием ориентаций на будущее младших и старших подростков является большая дифференцированность и конкретность данных представлений у старших подростков.

Ключевые слова: социализация, «Образ-Я», «Я-концепция», временная перспектива.

В современном обществе возрастает роль ориентации на будущее - мыслей и действий в профессиональной сфере, в плане создания семьи и т. п. [1], что не может не отразиться на подростках с их интенсивно перестраивающимся внутренним миром. Поэтому в настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме подросткового возраста, особенно к сфере представлений подростков об их будущем. Ученые говорят о том, что подростковый период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, где ведущими будут закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека и часто связывается с

кризисом [2]. Под влиянием социальных и биологических преобразований перестраивается и внутренний мир подростка (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Н.М. Неймерк, К.Н. Поливанова и др.), особенно интенсивно происходит формирование системы внутренне согласованных представлений о себе, «Образа-Я», «Я-кон-цепции» [3]. Особенно важно включение подростка в социальную среду, в систему социальных отношений, где происходит предпочтение определенной временной перспективы, что связано с особенностями становления личности, определяющими устойчивость психического состояния, что влияет на выбор ценностей, нравственных норм и является содержанием процесса его социали-

зации. Данный процесс имеет сложную организацию, и его протекание в подростковом возрасте представляет особенный интерес исследователей, т. к. происходит на фоне субъективных переживаний подростка, связанных с особенностями его развития, а также объективных макросоциальных процессов. В связи с проблемами, возникающими в процессе вхождения подростка в социальный мир и социальной реакцией на нормы и ценности, прививаемые его социальным окружением в сложных современных условиях, изучение особенностей представлений о будущем подростка, ориентацией его на дальнейшую жизнь в контексте процесса его социализации имеет практическую значимость и актуальность.

В подростковом возрасте происходит и изменение временной перспективы как выделяемого в сознании плана представлений о будущей жизни. Временная перспектива -фундаментальный и неосознаваемый процесс, с помощью которого общественный и индивидуальный опыт соотносится с временными категориями, что позволяет придать смысл и связанность прожитому опыту [1]. Предпочтение определенной временной ориентации определяется множеством факторов, в т. ч. и влиянием социальной среды и возрастом, т. е. особенностями процесса социализации. С возрастом ускоряется субъективная скорость течения времени [4]. Временная перспектива определяется характеристиками ситуации и индивидуальными предпочтениями, при этом последние относительно стабильны и зависят от культурных факторов и социальной принадлежности [1]. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы подростка. Восприятие времени подростком еще остается дискретным и ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее кажется ему почти буквальным продолжением настоящего. В отношении к своему прошлому у подростка начинает доминировать оценочный, обобщенный подход, происходит также расширение временной перспективы в сторону отдаленного будущего.

В нашем исследовании процесса социализации большое внимание уделено изучению именно особенностей временной перспективы подростков, для чего использова-

лась методика сочинения: «Мое представление о будущем». Цель статьи - описание представлений подростков об их будущем как одного из аспектов временной перспективы. Выборка эмпирического исследования включала 100 подростков, из них: 50 младших подростков (12-13 лет) и 50 старших подростков (15-16 лет), обучающихся в МОУ СОШ № 29 г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл.

В процессе описания своих представлений о будущем подростки проявили вариативность, что позволило анализировать различные аспекты их восприятия будущего. Анализ методики «Мое представление о будущем» позволил выделить три больших группы сочинений: сочинения, где подростками описывается будущее, в котором их нет; сочинения, в которых подростки видят себя в будущем времени и отказ от написания сочинения. Большинство подростков описывают вариант будущего, в котором они присутствуют. Причем предпочтение какой-либо сфере жизни подростки отдают в разной степени. Выделились следующие сферы, в которых подростки стремятся проявить себя в будущем: семья, профессия, материальные блага, образование, личностные качества и пр. Выявлено, что большая часть подростков имеет достаточно четкие представления о будущем (особенно это касается старших подростков). Существенное отличие в представлениях о будущем у старших и младших подростков заключается в использовании в старшем подростковом возрасте отказа -прямого, либо косвенного, - что является «уходом» подростков, нежеланием либо неумением говорить о будущем. Младшие же подростки в качестве метода «ухода» предпочитают описать достаточно отстраненное будущее, в котором они не видят себя.

Для младших подростков одной из главных сфер дальнейшей жизни являются материальные блага. Представления о будущем у половины младших подростков достаточно определенные, они представляют себя в этом будущем, свои занятия, профессию, материальное состояние, расставляют приоритеты, другая же часть младших подростков плохо представляет свое будущее либо не испытывает желания о нем говорить, описывая будущее, в котором их нет. Что же касается старших подростков, их будущее в первую

очередь связано с направленностью на семью. Представления о семье достаточно конкретны - описание состава семьи, качество отношений в семье, требования предъявляются и к личностным качествам своего супруга. То есть происходит детализация образа семьи и большая его дифференцированность по сравнению с младшим подростковым возрастом. Важный аспект, на который мы обращали внимание при анализе сочинений -временной отрезок, через который произойдет описываемое будущее. При определении этого периода мы опирались, в основном, не на конкретные даты, а на события, которые описываются в сочинениях. Здесь мы выделяли три больших промежутка времени, исходя из отдаленности которых давали оценку. В младшем подростковом возрасте, в основном, представлено будущее, которое произойдет через 10-15 лет. Данный период времени нами расценивается как оптимальный. Остальная же часть работ посвящена будущему, которое произойдет через еще больший промежуток времени (примерно через 25 лет и более), описание будущего через такой период времени рассматривается как «уход» и нежелание описать свое будущее. Что же касается временного отрезка, через который произойдет будущее десятиклассника, отмечается большая вариативность. Период, который в наибольшей степени был представлен в сочинениях - 10-15 лет, он является наиболее оптимальным и свидетельствует о благоприятных тенденциях процесса социализации старшего подростка. Временная перспектива в 25 лет и более у четверти подростков говорит об уходе, нежелании говорить о себе либо представлять себя в будущем. Описание будущего, которое произойдет в ближайшие 1-2 года у части старших подростков говорит об их тревоге за свое будущее, которое кажется им почти буквальным продолжением настоящего. Таким образом, что касается плана представлений о будущей жизни, старшими подростками предлагается достаточно много вариантов, появляются так же и отказы (как прямые, так и в виде невозможности определения будущего). Половина младших подростков достаточно гомогенна по выбору - использование в описании будущего варианта, где их нет. В старшем подростковом возрасте наблюдается меньшая гомогенность - проис-

ходит распределение по различным вариантам будущего, наблюдается большая вариативность во времени. Можно сказать, что часть подростков испытывает тревожность по поводу своей будущей жизни, часть - избирает тактику ухода, представления же остальных (половина младших и старших подростков) достаточно реалистичны. Большая часть подростков, таким образом, имеет достаточно четкие представления о будущем, многие из них описывают конкретные элементы своей будущей жизни.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы об особенностях представлений подростками себя в будущем. У большинства подростков (как младших, так и старших) уже достаточно сформированные представления о будущем, строятся перспективы в сторону отдаленного будущего через определенный временной промежуток. Однако если в младшем подростковом возрасте часть представлений о будущем можно отнести к мечтаниям [5] (присутствие фантастического элемента в сочинениях), то у старших подростков такие представления основываются на уже более или менее сложившихся интересах и стремлениях и предполагают учет возможностей, внешних обстоятельств, а так же опираются на формирующееся мировоззрение подростков и связаны с их переживаниями.

В заключение отметим, что ориентация на будущее у подростков связана, в первую очередь, с восприятием подростком себя, которое изменяется в процессе его социализации. Нормы и эталоны, транслируемые социальным окружением подростка, во многом обусловливают предпочтение определенной временной ориентации. Поэтому изучение представлений подростка о будущем невозможно без учета особенностей процесса его социализации.

1. Сырцова А., Митина О.В., Бойд Дж., Давыдова И.С., Зимбардо Ф. и др. Феномен временной перспективы в разных культурах // Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С. 19-32.

2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

3. Беляева О. В. Эмпирическое исследование роли переживаний в развитии структуры личностной идентичности подростков // Ка-

тегория переживания в философии и психологии: монография. М., 2004. С. 342-378.

4. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности). М., 1979.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж, 1995.

Поступила в редакцию 27.06.2008 г.

Khlybova E.V. Peculiarities of teenage ideas about the future. The purpose of this article is to describe a scientific research devoted to peculiarities of ideas about the future of younger and senior teenagers. It has been revealed that teenage ideas about their future are variable and well-developed. The major difference in orientations to the future of younger and senior teenagers is that senior teenage notions are more differentiated and concrete.

Key words: socialization, «Image-Me», «Me-con-ception», time prospect.

ТОЛЕРАНТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ: «ПОНЯТЬ - ПРИНЯТЬ - ПОМОЧЬ»

С.С. Панченко

В статье анализируются различные подходы к структуре формирования ценностей толерантных взаимоотношений людей, педагогов и учеников, детей между собой. Важным смыслом данной категории становится совместная деятельность, построенная на равноправии человеческого взаимодействия, уважения и принятия другого человека.

Ключевые слова: толерантность, принятие, взаимоотношения, понимание, педагогическое партнерство, содействие и сотрудничество.

Социальные условия как в современной России, так и в мире отличаются значительной напряженностью общественных отношений, обострением межнациональных, межре-лигиозных, межклассовых и прочих противоречий, ростом агрессивности, обилием конфликтов в различных сферах взаимодействия людей.

Развитие толерантности становится важным аспектом современной педагогики. С 1995 г., который был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности, данное понятие признано международным, а 16 ноября объявлено Днем толерантности.

Для отечественной педагогики «толерантность» новое понятие, но в отечественных документах «толерантность» звучит достаточно устойчиво. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, при расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Нашему обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотруд-

ничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к меж-культурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Инновационный характер современного образования обусловил внедрение в практику работы школ новых педагогических идей, формирование гуманистической парадигмы образования. Массовое педагогическое сознание существенно обогащается идеями воспитания толерантности у школьников как качества, необходимого всем людям для гармонизации общественных отношений. В контексте этих идей одной из важнейших задач школы является развитие у школьников навыков толерантного общения. Необходимы теоретические обоснования и практические подходы к созданию и реализации толерантных отношений, которые послужат образцом для молодежи.

Толерантность может никогда не проявиться, если не будет специально развита, воспитана, сформирована.

Для разработки и обоснования системы формирования толерантных отношений целесообразно рассмотреть механизмы проявления этих отношений в групповой и совместной деятельности субъектов воспитатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.