Лабоськин М. А.
Особенности предоставления таможенных и налоговых льгот в рамках международного культурного сотрудничества
Лабоськин Михаил Алексеевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры таможенного дела и управления рисками Кандидат юридических наук [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье анализируются заключенные Российской Федерацией международные соглашения об условиях функционирования культурных центров иностранных государств на территории Российской Федерации и порядок предоставления культурным центрам и их сотрудникам таможенных и налоговых льгот.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
культурный центр, таможенные пошлины, налоги, льготы, соглашение
Laboskin M. A.
Features of Granting Customs and Tax Privileges within the International Cultural Cooperation
Laboskin Mikhail Alekseevich
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
associate Professor of the Chair of Customs affairs and risk Management
PhD in jurisprudence
ABSTRACT
The article analyzes the prisoners of the Russian Federation, international agreements on the functioning of the cultural centers of foreign States on the territory of the Russian Federation and the provision of cultural centers and their employees of the customs and tax benefits.
KEYWORDS
cultural centre, customs duties, taxes, benefits, agreement
Сотрудничество в сфере культуры относится к важным направлениям деятельности государств на международной арене, в основе которого лежат такие международно-правовые акты, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларация принципов международного культурного сотрудничества от 4 ноября 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., Парижская хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г.
Одним из проявлений такого сотрудничества является деятельность культурных (культурно-информационных) центров.
В 50-80-е гг. прошлого века в рамках международного культурного сотрудничества СССР была создана сеть советских культурных (культурно-информационных) центров и домов советской науки и культуры, действовавших в 40 странах Европы, Азии и Африки, в том числе в Австрии, Вьетнаме, Индии, Люксембурге, Тунисе, Танзании, ФРГ, Франции и др.
< >
о о
о Российская Федерация продолжила активное взаимодействие с иностранными ^ государствами в области культуры, заключив за период с 1992 по 2014 г. около ^ 100 межправительственных и межведомственных международных соглашений о куль-ЕЗ турном сотрудничестве.
На основании Указа Президента РФ от 21 мая 1993 г. № 726 «О российских центрах науки и культуры за рубежом»1 бывшие советские культурные центры и до-о ма советской науки и культуры за рубежом были преобразованы в российские о центры науки и культуры за рубежом.
< При этом в соответствии с Указом Президента РФ от 5 февраля 2002 г. № 146 с «О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при х Министерстве иностранных дел Российской Федерации»2 российские центры на-2 уки и культуры за рубежом приобретали статус представительств Центра между-н- народного научного и культурного сотрудничества при МИД России (Росзарубеж-^ центра).
Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества»3 Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при МИД России (Росзарубежцентр) был упразднен, и его функции переданы Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1315 Рос-сотрудничеству разрешалось по согласованию с МИД России иметь свои представительства за рубежом.
Принимая во внимание, что Россотрудничество является правопреемником Рос-зарубежцентра, российские центры науки и культуры за рубежом являются представительствами Россотрудничества за рубежом.
Порядок учреждения и условия деятельности иностранных культурных центров на территории Российской Федерации регламентируются Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 7464 (далее — Положение о центрах).
Наличие таможенных и налоговых льгот, предоставляемых центрам и их сотрудникам, является важным фактором, влияющим на принятие решения об открытии центров на территории иностранного государства. Такие льготы могут предоставляться сторонами Соглашения как на условиях взаимности, так и в одностороннем порядке.
Согласно п. 8 Положения о центрах, предоставление таможенных льгот работникам центров из числа граждан направляющего государства и освобождение от таможенных платежей товаров, ввозимых для обеспечения нормального функционирования центров, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
1 Указ Президента РФ от 21 мая 1993 г. № 726 «О российских центрах науки и культуры за рубежом» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 21. Ст. 1904.
2 Указ Президента РФ от 5 февраля 2002 г. № 146 «О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 6. Ст. 565.
3 Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 37. Ст. 4181.
4 Постановление Правительства РФ от 24 июля 1995 г. N 746 «Об утверждении Положения о порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 31. Ст. 3133.
При этом пунктом 7 Положения определяется, что режим налогообложения о центров регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, ^ если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. ^ Российской Федерацией по состоянию на 1 января 2014 г. заключено 18 Со- Е^ глашений об учреждении и условиях деятельности культурных центров (центров, ^ домов науки и культуры, институтов культуры)1 и 11 Соглашений об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров2. о
Также продолжают действовать Соглашение между Правительством СССР и Пра- о вительством Венгерской Народной Республики о создании и деятельности культур- < ного, научного и информационного центра ВНР в Советском Союзе от 26 февраля ^ 1988 г.3 и Соглашение между Правительством СССР и Правительством Социали- х стической Республики Вьетнам о создании и деятельности Культурно-информаци- 2 онного центра СРВ в Советском Союзе от 27 февраля 1989 г.4 н-
Кроме того, Российская Федерация в соответствии с Постановлением Правитель- ^ ства РФ от 6 июля 1994 г. № 7955 присоединилась к Соглашению о ввозе материалов щ образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г.6, согласно которому материалы и продукция, включенные в прилагаемый к Соглашению перечень, освобождаются при ввозе от уплаты таможенных пошлин и других сборов.
Таможенные и налоговые льготы в соответствии с международными соглашениями предоставляются как непосредственно центрам в отношении ввозимых ими товаров, так и персоналу центров (директору центра, его заместителю и иным сотрудникам центров).
I. Таможенные льготы, предоставляемые сотрудникам центров.
В соответствии с п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, таможенные сборы.
Таможенными сборами согласно ст. 123 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»7 являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров.
1 Сторонами данных соглашений выступают: Венесуэла, Греция, Израиль, Испания, Италия, Киргизия, Китай, Македония, Молдова, Никарагуа, Республика Корея, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, Турция, Франция, Япония.
2 Сторонами данных соглашений выступают: Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Лаос, Таджикистан, Украина, Узбекистан, ФРГ, Южная Осетия.
3 Соглашение между Правительством СССР и Правительством Венгерской Народной Республики о создании и деятельности культурного, научного и информационного Центра ВНР в Советском Союзе от 26 февраля 1988 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. ХШ. М., 1990. С. 442-444.
4 Соглашение между Правительством СССР и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о создании и деятельности Культурно-информационного центра СРВ в Советском Союзе от 27 февраля 1989 г. // Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. 1989. N 3. Ст. 6.
5 Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 11. Ст. 1303.
6 Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 г. // Бюллетень международных договоров. 1999. № 3. С. 3-20.
7 Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010 № 48. Ст. 6252.
о К таможенным сборам относятся:
^ • таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров
^ (далее — таможенные сборы за таможенные операции);
ЕЗ • таможенные сборы за таможенное сопровождение;
^ • таможенные сборы за хранение.
Предоставление таможенных льгот предусматривается Соглашениями об учреждении
о культурных центров, заключенными Россией с Грецией1, Израилем2, Испанией3, Мол-
о довой4, Словакией5, Францией6, и заключенными Россией с Азербайджаном7, Узбеки-
< станом8 и Украиной9 Соглашениями об учреждении информационно-культурных центров.
В соглашениях по-разному определяется таможенный платеж, в отношении
х уплаты которого предоставляется освобождение. Так, предоставляется освобож-
2 дение от уплаты:
н- • таможенных пошлин (соглашения с Францией, Словенией10);
^ • таможенных платежей (соглашения с Израилем, Китаем11, Македонией12, Респу-
1= бликой Корея13, Словакией, Турцией14);
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 06 декабря 2001 г. // Бюллетень международных договоров. 2006. № 4. С. 42-46.
2 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 31.10.1996 // Бюллетень международных договоров. 2005. № 12. С. 21-27.
3 Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15 ноября.2001 г. // Бюллетень международных договоров. 2002. № 10. С. 47-50.
4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о создании и функционировании культурных центров от 30 октября. 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 11. С. 53-57.
5 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 16 декабря 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 1997. № 4. С. 75-78.
6 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 12 ноября 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 2014. № 4. С. 25-29.
7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 03 июля 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 2004. № 11. С. 23-28.
8 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 06 мая 1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2008. № 2. С. 35-39.
9 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 27 февраля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 30 апреля 2012 г. № 18. Ст. 2133.
10 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения об учреждении и условиях деятельности центров науки и культуры от 22 марта. 2011 г. // Бюллетень международных договоров. 2013. № 12. С. 47-51.
11 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном учреждении культурных центров от 13 октября 2009 г. // Бюллетень международных договоров. 2010. № 7. С. 17-21.
12 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 29 января 2013 г. // Бюллетень международных договоров. 2014. № 4. С. 37-41.
13 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 13 ноября 2013 г. // Документ не опубликован. Текст документа размещен в БД СПС «КонсультантПлюс».
14 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об учреждении и деятельности культурных центров от 03 декабря 2012 г.
• таможенных платежей, предусмотренных национальным законодательством при- о нимающей стороны (Соглашение со Словакией); ^
• таможенных платежей (за исключением таможенных сборов; соглашения с Азер- ^ байджаном, Арменией1, Молдовой, Украиной); Е^
• таможенных платежей (за исключением таможенных сборов за таможенное ^ оформление, хранение и иные подобного рода услуги) (соглашения с Германи-ей2, Италией3, Узбекистаном); о
• таможенных платежей (за исключением таможенных сборов за таможенное о оформление и хранение) (Соглашение с Испанией); <
• таможенной пошлины и налогов (соглашения с Лаосом4, Никарагуа5, Абхазией6, ^ Южной Осетией7, Киргизией8, Таджикистаном9, Грецией). х Таможенные и налоговые льготы распространяются на сотрудников центров 2
и проживающих с ними членов их семей, не являющихся гражданами принимаю- н-
щего государства и предоставляются при условии временного ввоза товаров на ^
период пребывания сотрудников в принимающем государстве и обратного вывоза щ временно ввезенных товаров.
В Соглашении со Словенией беспошлинный ввоз личного имущества сотрудникам центров и проживающим с ними членам их семей не оговаривается условием обратного вывоза ввезенных товаров. Данным Соглашением предусматривается, что государство пребывания может потребовать обратный вывоз ввезенного имущества.
[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.05.2014).
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 29 августа 1997 г. // Бюллетень международных договоров. 2005. № 10. С. 12-17.
2 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о деятельности культурно-информационных центров от 04 февраля 2011 г. // Бюллетень международных договоров. 2013. № 5. С. 137-141.
3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об учреждении и условиях деятельности Российского центра науки и культуры в Риме и Итальянского института культуры в Москве от 30 ноября 1998 г. // Документ не опубликован. Текст документа содержится в БД СПС «КонсультантПлюс».
4 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 27 апреля 2012 г. // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 93-98.
5 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа об учреждении и условиях деятельности Российского центра науки и культуры в г. Манагуа и Никарагуанского культурного института в г. Москве от 26 января 2012 г. // Бюллетень международных договоров. 2014. № 4. С. 32 — 36.
6 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 26 апреля 2011 г. // Бюллетень международных договоров. 2013. № 11. С. 92-97.
7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров от 25 апреля 2011 г. // Бюллетень международных договоров. 2013. № 2. С. 99-104.
8 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об учреждении и условиях деятельности Российского центра науки и культуры в г. Бишкеке и Киргизского дома науки и культуры в г. Москве от 28 марта 2011 г. // Документ не опубликован. Текст документа содержится в БД СПС «КонсультантПлюс».
9 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об учреждении и условиях деятельности культурно-информационных центров от 01 февраля 2011 г. // Бюллетень международных договоров. 2013. № 9. С. 86-90.
о Не предусматривают предоставления данной льготы членам семей сотрудников ^ центров соглашения с Францией и Испанией. Соглашения с Венесуэлой1 и Ника-^ рагуа не предоставляют освобождение от уплаты таможенных платежей ни сотруд-ЕЗ никам центров, ни членам их семей.
Соглашениями определяется, что освобождаются от таможенных пошлин (платежей) временно ввозимые предметы, предназначенные для личного и се-о мейного пользования, в соответствии с законодательством государства пре-о бывания.
< В Российской Федерации при решении вопроса о временно ввозимых иностран-с ными лицами товарах, освобождаемых от таможенных платежей товаров, подлежит х применению Перечень бывших в употреблении товаров для личного пользования, 2 временно ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза иностранными н- физическими лицами с освобождением от уплаты таможенных платежей, являюсь щийся Приложением 4 к Соглашению между Российской Федерацией, Республикой с Беларусь и Республикой Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г.2 (далее — Соглашение).
В соответствии с соглашениями с Арменией, Азербайджаном, Грецией, Италией, Молдовой, Узбекистаном, Украиной, ФРГ сотрудники могут временно ввозить без уплаты таможенных пошлин принадлежащие им транспортные средства (выделено — М. Л.).
Соглашения с Израилем, Словакией, Францией от уплаты таможенных пошлин освобождаются ввозимые автомашины (выделено — М. Л.).
При этом в Соглашении с Грецией устанавливается, что может быть временно без уплаты таможенной пошлины ввезено не более двух транспортных средств на семью сотрудника центра.
В РФ для таможенных целей указанные объекты определяются с учетом следующих особенностей.
Согласно пп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС, транспортное средство — категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 2 Соглашения под авто-, мототранспортными средствами понимаются следующие:
• автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные, главным образом, для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС), за исключением указанных в абз. 3 настоящего;
• квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
• мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Болива-рианской Республики Венесуэла об учреждении и условиях деятельности центров науки и культуры от 23 августа 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 21 октября 2013 г. № 42. Ст. 5233.
2 Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г.
• моторные транспортные средства для перевозки не более 12 чел., включая во- о дителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные ^ транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 т, класси- ^ фицируемые в товарных позициях 8704 и 8703 ТН ВЭД ТС. Е^ Льгота предоставляется в отношении движимого имущества, включая автома- ^
шины и транспортные средства, ввозимого на период срока работы сотрудников в центре, которое должно быть вывезено по истечении срока работы сотрудников. о В противном случае, а также в случае отчуждения имущества с их собственника о подлежат взысканию соответствующие таможенные платежи. <
Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 358 ТК ТС иностранные физи- ^ ческие лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного х союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на 2 территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но н-не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. ^
Данная норма подлежит применению при временном ввозе иностранными ли- щ цами, являющимися сотрудниками центров, даже если в соглашениях транспортные средства или автомобили в качестве предметов для личного и семейного пользования не упомянуты.
Субъектами получения льгот по уплате таможенных платежей по соглашениям об учреждении и условиях деятельности культурных (информационно-культурных) центров являются сотрудники центров и членов их семей, не являющихся государства пребывания или лицами, постоянно проживающими на его территории.
Соглашения по-разному определяют момент и срок предоставления льготы при ввозе имущества сотрудниками центров:
• с момента вступления в должность (соглашения со Словакией, Францией);
• при вступлении в должность (Соглашение с Испанией);
• в течение 1 года с момента вступления в должность (Соглашение с Израилем);
• в течение 12 мес. с момента прибытия (Соглашение с Грецией);
• в течение одного года после приезда (Соглашение с Китаем);
• в период всего срока работы (соглашения с Азербайджаном, Арменией, Лаосом, Никарагуа, Республикой Корея, Румынией1, Словенией, Турцией, Узбекистаном, Украиной).
II. Таможенные и налоговые льготы, предоставляемые центрам.
Согласно п. 6 Положения о центрах, центры могут создаваться в качестве некоммерческих организаций, не ставящих своей целью извлечение прибыли. В РФ центры пользуются правами юридического лица в соответствии с законодательством РФ.
Центрам предоставляются льготы по уплате таможенных платежей либо в отношении «товаров, необходимых центрам для осуществления своей деятельности в соответствии с Соглашением» либо в отношении конкретно перечисленных товаров (материалов, имущества, оборудования, мебели, кинофильмов, которые будут демонстрироваться, транспортных средств, необходимых для их функционирования).
Не предусматривают такой льготы соглашения с Арменией, Узбекистаном, Молдовой, Испанией.
Соглашения также неодинаково определяют, в отношении каких таможенных платежей предоставляется освобождение от уплаты при ввозе товаров, необходимых для функционирования центров.
1 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии
об учреждении и условиях деятельности Российского центра науки и культуры в г. Бухаресте и Румынского культурного института в г. Москве от 09 июля 2013 г. // Бюллетень международных договоров. 2014. № 7. С. 39-44.
о В соглашениях об учреждении культурных центров льготы предоставляются в ^ отношении:
^ • таможенных платежей, состоящих из таможенных пошлин, налога на добавлен-ЕЗ ную стоимость, налога на продажу, а также любых иных сборов или пошлин, ^ установленных на ввоз имущества (Соглашение с Израилем);
• таможенных платежей (соглашения с Абхазией, Киргизией, Китаем, Лаосом, Мао кедонией, Никарагуа, Республикой Корея, Румынией, Словакией, Турцией, Южной о Осетией);
< • таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) (соглашения с Азер-с байджаном, Украиной);
х • таможенных пошлин и сборов (Соглашение с Францией);
2 • таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, н- хранение и иные подобного рода услуги (Соглашение с ФРГ); ^ • национальных налогов и таможенных сборов (Соглашение с Венесуэлой); с • таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов и сборов за хранение) (Соглашение с Италией);
• таможенных пошлин и налогов (Соглашение с Грецией);
• беспошлинный ввоз (соглашения со Словенией и Таджикистаном).
Все соглашения, содержащие норму об освобождении центров от уплаты таможенных платежей, за исключением Соглашения с Грецией, обусловливают предоставление льготы на основе взаимности.
III. Льготы в отношении прямых и косвенных налогов, предоставляемые центрам и их сотрудникам.
Во всех соглашениях, за исключением Соглашения с Венесуэлой, в котором положение о налогообложении центров отсутствует, устанавливается, что налоговый режим для центров и их персонала определяется законодательством государства пребывания. При этом в соглашениях с Абхазией, Азербайджаном, Молдовой, Узбекистаном, Украиной, Южной Осетией определено, что налоговый режим для центров и их персонала определяется законодательством государства пребывания с учетом принципа взаимности.
В соглашениях с Израилем, Испанией, Италией, Киргизией, Китаем, Македонией, Республикой Корея, Румынией, Словакией, Таджикистаном, Турцией, ФРГ, Францией установлено, что налоговый режим определяется законодательством государства пребывания с учетом положений действующих между договаривающимися сторонами соглашений об избежании двойного налогообложения.
В настоящее время действуют соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные между Российской Федерацией и Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грецией, Казахстаном, Молдовой, Словенией, Узбекистаном, Украиной. Поэтому при решении вопросов о налогообложении центров и их сотрудников необходимо учитывать положения действующих соглашений об избежании двойного налогообложения.
IV. Статус директора центра и его заместителя.
Соглашениями об учреждении и условиях деятельности культурных центров предусматривается, что директор и заместитель, могут являться (выделено — М. Л.) членами дипломатического персонала посольств (дипломатического представительства) направляющего государства (такая формулировка содержится в соглашениях с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Молдовой, Узбекистаном, Украиной, Израилем, Словенией, Румынией, Францией) или могут иметь (выделено — М. Л.) дипломатический статус или дипломатические привилегии и иммунитеты,
предусмотренные Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апре- о ля 1961 г.1. н
При этом дипломатический статус распространяется только на директора (со- ^ глашения с Беларусью, Китаем). Е^
В соглашениях с Китаем и Израилем конкретно указывается, что директор куль- ^ турного центра является сотрудником дипломатического представительства своего государства. о В соглашениях с Вьетнамом и Венгрией устанавливается, что директор и его о заместители имеют дипломатический статус. < Привилегии в отношении налогов и таможенных пошлин дипломатическим аген- ^ там устанавливаются Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апре- х ля 1961 г. 2 Согласно пп. Ь ч. 2 ст. 36 Венской конвенции о дипломатических сношениях, н-государство пребывания, в соответствии с принятыми законами и правилами, раз- ^ решает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных щ с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги: предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения.
Таким образом, анализ соглашений об учреждении и условиях деятельности культурных центров позволяет сделать вывод о том, что при заключении соглашений отсутствует единообразный подход к определению:
• статуса директора центра и его заместителя;
• таможенных платежей, в отношении уплаты которых предоставляется освобождение;
• объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется освобождение от уплаты;
• момента и срока предоставления льгот при ввозе и вывозе личного имущества сотрудников центров и собственно центров;
• перечня личного имущества, освобождаемого от уплаты таможенных пошлин и налогов, ввозимого сотрудниками центров на период их работы.
Данное обстоятельство порождает проблемы, связанные с применением соглашений. Устранение проблем возможно на основании типового соглашения об учреждении и условиях деятельности культурных центров либо модельного соглашения, разработанного для государств — участников Содружества Независимых Государств.
1 Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221.