ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Т. В. Казанина
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В статье рассматривается вопрос о правовой природе способов обеспечения уплаты таможенных платежей (залог имущества, банковская гарантия, поручительство), которые являются исконными гражданско-правовыми способами обеспечения исполнения обязательств.
Ключевые слова: частноправовая сфера; публичная сфера; способы обеспечения уплаты таможенных платежей; залог имущества; банковская гарантия; поручительство.
Известно, что в гражданском обороте современной России для обеспечения надлежащего исполнения обязательств широко используются залог имущества, банковская гарантия, поручительство, причем залог был впервые зафиксирован в таком акте древнерусского гражданского права, как Псковская Судная Грамота (XV в.) [1, с. 241], а институт банковской гарантии - в части 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), которая вступила в силу в основном с 1 января 1995 г. [2] и закрепила существенные социально-экономические изменения конца XX в.
Однако вышеуказанные способы обеспечения исполнения обязательств применяются не только в частноправовой сфере, но и в сфере публичного права, а именно при регулировании таможенных правоотношений [3, 4]. Так, по данным ФТС России, в 2010 г. таможенными органами были приняты банковские гарантии на сумму более 135,3 млрд. руб., что на 36% больше суммы принятых банковских гарантий за 2009 г. При этом участники ВЭД имеют широкую возможность выбора гарантов: ими перед таможенными органами вправе выступать около 165 банков и 13 страховых организаций [5].
В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (п. 2 ст. 140, п. 2 ст. 141, п. 1 ст. 146) установлено, что к правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, выполнением обязательств, обеспеченных залогом, обращением взыскания на заложенное имущество, прекращением залога, с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, а также с заключением договора поручительства с целью обеспечения уплаты таможенных платежей, применяются положения гражданского и таможенного законодательства РФ [4]. В связи с этим возникает вопрос: сохраняют ли такие способы обеспечения исполнения
обязательств, как залог имущества, банковская гарантия, поручительство, при применении в публично-правовой сфере свою гражданско-правовую природу или их правовая природа носит иной, административный, характер?
Проведенный анализ действующего российского гражданского и таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что гражданско-правовая природа договора залога имущества, договора поручительства, банковской гарантии, используемых в качестве способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, проявляется в следующем:
- в праве выбора должника - плательщика таможенных пошлин конкретного способа обеспечения их уплаты;
- в последствиях неисполнения обязательства должником (утрата имущества или денежной суммы). Так, при неисполнении обязательств, обеспеченных залогом имущества, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов перечисляются на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества в порядке, установленном законодательством РФ (п. 13 ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);
- в оформлении соглашения в соответствии с требованиями гражданского законодательства.
Однако необходимо отметить, что рассматриваемые способы обеспечения исполнения обязательств в публично-правовой сфере приобретают такие принципиальные особенности:
- цель заключается в выполнении публичной обязанности по уплате налогов и пошлин;
- выступление в качестве кредитора не частного лица, а государство в лице федерального органа исполнительной власти.
Анализ таможенного законодательства показывает, что договор залога имущества и договор поручительства, применяемые в сфере таможенного дела, имеют общие черты публичного характера:
- императивные требования, предъявляемые к договорам. Так, договор о залоге имущества может быть заключен, если рыночная стоимость предмета залога превышает размер необходимого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов более чем на 20%. Законодательство предписывает включать в договор о залоге имущества, используемого в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей, такие императивные условия: последующий залог имущества в течение срока действия договора о залоге имущества не допускается; залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа; залогодатель обязан страховать за свой счет переданный в залог предмет залога независимо от передачи таможенному органу; залогодатель производит оценку предмета залога за свой счет; залогодатель и таможенный орган пришли к соглашению об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке в случае неисполнения обязательств; замена предмета залога допускается с письменного согласия таможенного органа другим равным по стоимости имуществом, что оформляется дополнительным соглашением к договору о залоге имущества (п. 7, 8 ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Перечень требований к договору поручительства, установленный таможенным законодательством (п. 3 ст. 146 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), более лапидарный по сравнению с требованиями, предъявляемыми к договору залога (должен содержать положения о том, что плательщик таможенных пошлин, налогов и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемого обязательства и что срок действия договора поручительства не превышает двух лет);
- наличие особого документа, подтверждающего согласие таможенного органа на применение плательщиком способа обеспечения уплаты таможенных платежей (таможенного приходного ордера).
По сравнению с гражданским законодательством предмет договора залога имущества как способа обеспечения уплаты таможенных платежей более ограничен за счет исключения имущества, находящегося за пределами РФ; имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, обремененного иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц; товаров, подвергающихся быстрой порче, животных; имущественных прав; ценных бумаг; энергии; предприятий; космических объектов; залога товаров в обороте; продукции и отходов производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством РФ запрещена; имущества, взыскание на которое в соответствии с законодательством РФ обращается только по решению суда (п. 3 ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Больше всего особенностей имеет банковская гарантия. Они закреплены в ст. 141-144 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [4]:
- безотзывный характер;
- гарантом может быть только банк, иные кредитные организации или страховые организации, включенные в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий, уплаты таможенных пошлин, налогов;
- исчерпывающим образом определены условия включения банка, иной кредитной организации или страховой организации в Реестр, которые в совокупности означают, что кредитная или страховая организации обладают достаточными средствами для обеспечения уплаты таможенных пошлин;
- закреплены основания и порядок исключения банка, иной кредитной организации или страховой организации из Реестра;
- функция по ведению данного Реестра возложена на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
- определен порядок ведения Реестра;
- установление максимального срока действия банковской гарантии;
- обязательное вступление в силу банковской гарантии на момент ее представления в таможенный орган. Допускается принятие банковской гарантии до ее вступления в силу при условии, что банковская гарантия предоставляется в целях непрерывности обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по действующему обязательству и разница между днем ее представления в таможенный орган и днем вступления банковской гарантии в силу не превышает 15 дней. Такая
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2012
банковская гарантия используется в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов после вступления ее в силу;
- перечень обязательных условий банковской гарантии: обязательства плательщика таможенных пошлин, налогов, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; право на бесспорное списание таможенным органом с гаранта причитающейся суммы в случае неисполнения гарантом обязательств по банковской гарантии; обязанность гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1% суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки; условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза; срок действия банковской гарантии;
- определены действия плательщика таможенных пошлин, налогов в случае отзыва Центральным банком РФ лицензии на осуществление банковских операций у банка, иной кредитной организации либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации, выдавших банковскую гарантию;
- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для банков, иных кредитных организаций и страховых организаций устанавливаются максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
- определены дополнительные обязанности банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, включенных в Реестр, в том числе представление в установленные сроки надлежащим образом оформленной отчетной документации и иных сведений в соответствии с порядком ведения Реестра.
Необходимо отметить установленную в основном федеральном законе, регулирующем таможенные правоотношения, взаимосвязь таких способов обеспечения уплаты таможенных платежей, как поручительство и банковская гарантия (п. 4 ст. 146 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Поручительство принимается таможенными органами при соблюдении следующего условия: лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить в качестве документа, обеспечивающего надлежащее исполнение поручителем своих обязательств перед таможенным органом, банковскую гарантию, по которой бенефициаром выступает таможенный орган, в размере не менее принимаемых поручителем на себя обязательств по договору поручительства. При этом договор поручительства вступает в силу с даты предоставления указанной банковской гарантии [4].
Таким образом, рассмотренные способы обеспечения исполнения обязательств при их использовании в сфере таможенного регулирования приобретают черты публичного характера:
- цель - обеспечение исполнения обязанностей публичного характера;
- участие в отношениях в качестве кредитора органа исполнительной власти (таможенного органа), действия которого регламентируются федеральным законом;
- высокий уровень требований к гаранту; возложение дополнительных обязанностей на залогодателя, поручителя;
- направление денежных средств при неисполнении обязательства в государственный бюджет;
- определенный на уровне федерального закона перечень существенных условий договора залога имущества и договора поручительства, а также порядок заключения договора залога и принятия банковской гарантии и поручительства.
Однако вывод о том, что при применении в сфере таможенного дела залога имущества, поручительства и банковской гарантии их правовая природа трансформируется с частноправовой в публично-правовую все же представляется не вполне обоснованным. В контексте исследования обратим внимание на уникальность таких разработанных еще в древности способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, как залог имущества и поручительство, которые нашли применение в сфере публичного права в совершенно иных политических и социально-экономических условиях.
В заключение необходимо отметить следующее: после существенной корректировки таможенного законодательства в связи с образованием Таможенного союза в 2010 г. порядок применения рассматриваемых способов обеспечения уплаты таможенных платежей и перечень существенных условий соответствующих договоров предусмотрен на уровне федерального закона, что следует оценивать безусловно положительно. На уровне иного нормативного правового акта утверждены примерные формы договоров поручительства [6], письмом ФТС России от 12.01.2011 № 01-11/109 - образцы банковских гарантий. Представляется важным ограничение российским законодателем ведомственного нормотворчества как в целом в сфере таможенного регулирования, так и в части применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей.
Использованные источники
1. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: Спарк, 1995. 556 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Ч. I // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009).
4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48.
5. Таможенная служба Российской Федерации в 2010 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс]. URL: www.customs.ru.
6. Приказ ФТС России от 30.01.2007 № 143 «О работе с договорами поручительства, заключаемыми на основании генеральных договоров поручительства» (в ред. приказов ФТС России от 19.02.2007 № 215, от 04.02.2009 № 111, от 26.02.2010 № 374, от 18.03.2010 № 519, от 06.04.2010 № 695) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22, 52 (ч. I); 2004. № 27, 34, 46 (ч. I); 2005. № 30 (ч. I); 2006. № 1, 3, 8, 52 (ч. II); 2007. № 1 (ч. I), 24, 27, 31, 45, 50; 2008. № 26, 48, 49.