Научная статья на тему 'Особенности правовой природы способов обеспечения уплаты таможенных платежей'

Особенности правовой природы способов обеспечения уплаты таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНОПРАВОВАЯ СФЕРА / ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА / СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА / БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ / ПОРУЧИТЕЛЬСТВО / CIVIL AREA / PUBLIC AREA / THE METHODS OF PROVIDING CUSTOMS PAYMENTS / PLEDGE / BAIL / BANK GUARANTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанина Татьяна Владимировна

В статье рассматривается вопрос о правовой природе способов обеспечения уплаты таможенных платежей (залог имущества, банковская гарантия, поручительство), которые являются исконными гражданско-правовыми способами обеспечения исполнения обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of the legal natural of the methods of providing customs payments

The article describes problem dealing with the legal natural of the methods of providing customs payments (pledge, bail, bank guarantee) which are traditional civil methods of providing obligations.

Текст научной работы на тему «Особенности правовой природы способов обеспечения уплаты таможенных платежей»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Т. В. Казанина

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В статье рассматривается вопрос о правовой природе способов обеспечения уплаты таможенных платежей (залог имущества, банковская гарантия, поручительство), которые являются исконными гражданско-правовыми способами обеспечения исполнения обязательств.

Ключевые слова: частноправовая сфера; публичная сфера; способы обеспечения уплаты таможенных платежей; залог имущества; банковская гарантия; поручительство.

Известно, что в гражданском обороте современной России для обеспечения надлежащего исполнения обязательств широко используются залог имущества, банковская гарантия, поручительство, причем залог был впервые зафиксирован в таком акте древнерусского гражданского права, как Псковская Судная Грамота (XV в.) [1, с. 241], а институт банковской гарантии - в части 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), которая вступила в силу в основном с 1 января 1995 г. [2] и закрепила существенные социально-экономические изменения конца XX в.

Однако вышеуказанные способы обеспечения исполнения обязательств применяются не только в частноправовой сфере, но и в сфере публичного права, а именно при регулировании таможенных правоотношений [3, 4]. Так, по данным ФТС России, в 2010 г. таможенными органами были приняты банковские гарантии на сумму более 135,3 млрд. руб., что на 36% больше суммы принятых банковских гарантий за 2009 г. При этом участники ВЭД имеют широкую возможность выбора гарантов: ими перед таможенными органами вправе выступать около 165 банков и 13 страховых организаций [5].

В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (п. 2 ст. 140, п. 2 ст. 141, п. 1 ст. 146) установлено, что к правоотношениям, связанным с заключением договора о залоге имущества, выполнением обязательств, обеспеченных залогом, обращением взыскания на заложенное имущество, прекращением залога, с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, а также с заключением договора поручительства с целью обеспечения уплаты таможенных платежей, применяются положения гражданского и таможенного законодательства РФ [4]. В связи с этим возникает вопрос: сохраняют ли такие способы обеспечения исполнения

обязательств, как залог имущества, банковская гарантия, поручительство, при применении в публично-правовой сфере свою гражданско-правовую природу или их правовая природа носит иной, административный, характер?

Проведенный анализ действующего российского гражданского и таможенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что гражданско-правовая природа договора залога имущества, договора поручительства, банковской гарантии, используемых в качестве способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, проявляется в следующем:

- в праве выбора должника - плательщика таможенных пошлин конкретного способа обеспечения их уплаты;

- в последствиях неисполнения обязательства должником (утрата имущества или денежной суммы). Так, при неисполнении обязательств, обеспеченных залогом имущества, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов перечисляются на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза, за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества в порядке, установленном законодательством РФ (п. 13 ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»);

- в оформлении соглашения в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Однако необходимо отметить, что рассматриваемые способы обеспечения исполнения обязательств в публично-правовой сфере приобретают такие принципиальные особенности:

- цель заключается в выполнении публичной обязанности по уплате налогов и пошлин;

- выступление в качестве кредитора не частного лица, а государство в лице федерального органа исполнительной власти.

Анализ таможенного законодательства показывает, что договор залога имущества и договор поручительства, применяемые в сфере таможенного дела, имеют общие черты публичного характера:

- императивные требования, предъявляемые к договорам. Так, договор о залоге имущества может быть заключен, если рыночная стоимость предмета залога превышает размер необходимого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов более чем на 20%. Законодательство предписывает включать в договор о залоге имущества, используемого в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей, такие императивные условия: последующий залог имущества в течение срока действия договора о залоге имущества не допускается; залогодатель не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа; залогодатель обязан страховать за свой счет переданный в залог предмет залога независимо от передачи таможенному органу; залогодатель производит оценку предмета залога за свой счет; залогодатель и таможенный орган пришли к соглашению об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке в случае неисполнения обязательств; замена предмета залога допускается с письменного согласия таможенного органа другим равным по стоимости имуществом, что оформляется дополнительным соглашением к договору о залоге имущества (п. 7, 8 ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Перечень требований к договору поручительства, установленный таможенным законодательством (п. 3 ст. 146 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), более лапидарный по сравнению с требованиями, предъявляемыми к договору залога (должен содержать положения о том, что плательщик таможенных пошлин, налогов и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемого обязательства и что срок действия договора поручительства не превышает двух лет);

- наличие особого документа, подтверждающего согласие таможенного органа на применение плательщиком способа обеспечения уплаты таможенных платежей (таможенного приходного ордера).

По сравнению с гражданским законодательством предмет договора залога имущества как способа обеспечения уплаты таможенных платежей более ограничен за счет исключения имущества, находящегося за пределами РФ; имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, обремененного иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц; товаров, подвергающихся быстрой порче, животных; имущественных прав; ценных бумаг; энергии; предприятий; космических объектов; залога товаров в обороте; продукции и отходов производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством РФ запрещена; имущества, взыскание на которое в соответствии с законодательством РФ обращается только по решению суда (п. 3 ст. 140 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Больше всего особенностей имеет банковская гарантия. Они закреплены в ст. 141-144 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [4]:

- безотзывный характер;

- гарантом может быть только банк, иные кредитные организации или страховые организации, включенные в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий, уплаты таможенных пошлин, налогов;

- исчерпывающим образом определены условия включения банка, иной кредитной организации или страховой организации в Реестр, которые в совокупности означают, что кредитная или страховая организации обладают достаточными средствами для обеспечения уплаты таможенных пошлин;

- закреплены основания и порядок исключения банка, иной кредитной организации или страховой организации из Реестра;

- функция по ведению данного Реестра возложена на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

- определен порядок ведения Реестра;

- установление максимального срока действия банковской гарантии;

- обязательное вступление в силу банковской гарантии на момент ее представления в таможенный орган. Допускается принятие банковской гарантии до ее вступления в силу при условии, что банковская гарантия предоставляется в целях непрерывности обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по действующему обязательству и разница между днем ее представления в таможенный орган и днем вступления банковской гарантии в силу не превышает 15 дней. Такая

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 1 • 2012

банковская гарантия используется в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов после вступления ее в силу;

- перечень обязательных условий банковской гарантии: обязательства плательщика таможенных пошлин, налогов, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией; право на бесспорное списание таможенным органом с гаранта причитающейся суммы в случае неисполнения гарантом обязательств по банковской гарантии; обязанность гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1% суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки; условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза; срок действия банковской гарантии;

- определены действия плательщика таможенных пошлин, налогов в случае отзыва Центральным банком РФ лицензии на осуществление банковских операций у банка, иной кредитной организации либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации, выдавших банковскую гарантию;

- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, для банков, иных кредитных организаций и страховых организаций устанавливаются максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком либо одной иной кредитной организацией, одной страховой организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

- определены дополнительные обязанности банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, включенных в Реестр, в том числе представление в установленные сроки надлежащим образом оформленной отчетной документации и иных сведений в соответствии с порядком ведения Реестра.

Необходимо отметить установленную в основном федеральном законе, регулирующем таможенные правоотношения, взаимосвязь таких способов обеспечения уплаты таможенных платежей, как поручительство и банковская гарантия (п. 4 ст. 146 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Поручительство принимается таможенными органами при соблюдении следующего условия: лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить в качестве документа, обеспечивающего надлежащее исполнение поручителем своих обязательств перед таможенным органом, банковскую гарантию, по которой бенефициаром выступает таможенный орган, в размере не менее принимаемых поручителем на себя обязательств по договору поручительства. При этом договор поручительства вступает в силу с даты предоставления указанной банковской гарантии [4].

Таким образом, рассмотренные способы обеспечения исполнения обязательств при их использовании в сфере таможенного регулирования приобретают черты публичного характера:

- цель - обеспечение исполнения обязанностей публичного характера;

- участие в отношениях в качестве кредитора органа исполнительной власти (таможенного органа), действия которого регламентируются федеральным законом;

- высокий уровень требований к гаранту; возложение дополнительных обязанностей на залогодателя, поручителя;

- направление денежных средств при неисполнении обязательства в государственный бюджет;

- определенный на уровне федерального закона перечень существенных условий договора залога имущества и договора поручительства, а также порядок заключения договора залога и принятия банковской гарантии и поручительства.

Однако вывод о том, что при применении в сфере таможенного дела залога имущества, поручительства и банковской гарантии их правовая природа трансформируется с частноправовой в публично-правовую все же представляется не вполне обоснованным. В контексте исследования обратим внимание на уникальность таких разработанных еще в древности способов обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, как залог имущества и поручительство, которые нашли применение в сфере публичного права в совершенно иных политических и социально-экономических условиях.

В заключение необходимо отметить следующее: после существенной корректировки таможенного законодательства в связи с образованием Таможенного союза в 2010 г. порядок применения рассматриваемых способов обеспечения уплаты таможенных платежей и перечень существенных условий соответствующих договоров предусмотрен на уровне федерального закона, что следует оценивать безусловно положительно. На уровне иного нормативного правового акта утверждены примерные формы договоров поручительства [6], письмом ФТС России от 12.01.2011 № 01-11/109 - образцы банковских гарантий. Представляется важным ограничение российским законодателем ведомственного нормотворчества как в целом в сфере таможенного регулирования, так и в части применения способов обеспечения уплаты таможенных платежей.

Использованные источники

1. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: Спарк, 1995. 556 с.

2. Гражданский кодекс РФ. Ч. I // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009).

4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48.

5. Таможенная служба Российской Федерации в 2010 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России [Электронный ресурс]. URL: www.customs.ru.

6. Приказ ФТС России от 30.01.2007 № 143 «О работе с договорами поручительства, заключаемыми на основании генеральных договоров поручительства» (в ред. приказов ФТС России от 19.02.2007 № 215, от 04.02.2009 № 111, от 26.02.2010 № 374, от 18.03.2010 № 519, от 06.04.2010 № 695) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22, 52 (ч. I); 2004. № 27, 34, 46 (ч. I); 2005. № 30 (ч. I); 2006. № 1, 3, 8, 52 (ч. II); 2007. № 1 (ч. I), 24, 27, 31, 45, 50; 2008. № 26, 48, 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.