Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА В ЗАКОНОПРОЕКТЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
© В. К. Толоконников © С. В. Кожухова
Толоконников Валерий Константинович
доцент кафедры уголовного права, процесса Самарская
гуманитарная академия
Статья посвящена проблемам правового положения (статуса) пелагогических работников в свете об-сужления законопроекта «Об образовании в Российской Фелерании». Улелено особое внимание таким понятиям, как пелагогический работник, правовой статус пелагогического работника, ответственность работника образования, своболный поиск истины. Авторами проволится анализ новаций правового положения пелагогического работника, отраженных в законопроекте.
Ключевые слова: правовой статус пелагогического работника, акалемические права и своболы, особый статус, специальный статус, пелагогический работник, пе-лагогический служащий, ответственность, поиск истины.
Кожухова
Светлана Валерьевна
главный специалист отдела законодательства в сфере социальной политики государственной службы и трудового законодательства Правового управления аппарата Самарской Губернской Думы
Принятый в 1992 году закон РФ «Об образовании», в связи с изменением политической системы, стабилизацией экономического положения, потребовал усовершенствования Российской системы образования, в том числе модернизации правового положения работника образования, которое бы соответствовало современным требованиям Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права.
Конституционные положения свидетельствует о том, что Россия является социальным государством, в котором образование является приоритетной формой политики [1], и качество системы образования должно принадлежать именно педагогическим работникам. Несмотря на то, что правовое положение (статус) педагогического работника и ре-
гулируется множеством законодательных актов, в них отсутствуют определения понятий, как самого педагогического работника, так и его правового статуса, с учетом особенностей его социального и правового положения.
Правовые понятия являются исходным материалом, ориентирами правотворчества и реализации юридических норм, а также средством аккумулирования знаний в юридической науке и практике [2]. Правовые дефиниции (понятийные формулировки) придают ясность и определенность правовым явлениям и обстоятельствам, их пунктуационная терминология предназначена для толкования (комментариев), как легальных (практических), так и доктринальных (научно-теоретических), рассчитанных на неизбежную перспективу развития норм права во времени [3].
Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» является кодифицированным нормативно-правовым актом — по существу кодексом, в котором, впервые, на законодательном уровне, в п. 1 ст. 48, дается дефиниция правового статуса педагогического работника, являющегося одной из важнейших политико-правовых категорий, отражающий весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.
Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод, гарантированных государством, в том числе академических прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
По нашему мнению данная правовая дефиниция носит несколько декларативно-формальный (по содержанию и форме) характер, не отражает такого важного элемента общего (конституционного) статуса гражданина, гарантирующего права и свободы человека и гражданина, как общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленного в п. 1 ст. 17 Конституции РФ, а также особенностей содержания профессии педагога, и специфики правового регулирования общественных отношений в системе образовании, составляющих структуру правового статуса педагогического работника. Так, содержание правового статуса педагога, в частности, в системе общего образования, зависит от типа и вида образовательного учреждения, от статуса учредителя, от категории детей, с которыми занимается педагог, от внедрения инновационных технологий и т. п.
Таким образом, в определении отсутствуют отличительные черты, присущие правовому статусу педагогического работника, относительно правового статуса гражданина. На наш взгляд, единственным, по мнению разработчиков законопроекта, термином, относящим понятие правового статуса к педагогическим работникам, является выражение: «академических прав и свобод». Вместе с тем, из пяти значений слова «академический» [4], относительно «прав и свобод», наиболее приемлемы следующие значения этого термина: «соблюдающий установившиеся традиции» (в науке, искусстве) и «учебный» (применении к высшему учебному заведению). Таким образом, замысел разработчиков законопроекта, относительно
термина «академический», требует соответствующего комментария, а само понятие правового статуса педагогического работника нуждается в правовой корректировке.
В пункте 2 ст. 48 законопроекта закреплено, что государство признает особый статус педагогических работников в обществе и создает условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Чем руководствовались разработчики законопроекта, признавая статус педагогического работника «особым»? В теории государства и права наиболее существенное значение имеют три вида правовых статусов: общий (конституционный); специальный (родовой) и индивидуальный правовой статус личности [5]. Понятие особого статуса отсутствует.
Право — наука точная, как математика, она неприемлет двойного толкования норм или правил. Термины «особый» и «специальный», несмотря на кажущееся сходство, понятия не равнозначные. Под первым понимается: «не обыкновенный, отдельный, независимый от других», под вторым, — «относящийся к отдельной отрасли чего-либо, присущий той или иной специальности» [6].
Правовой статус педагогического работника следует именовать, именно, специальным правовым статусом, так как он отражает особенности правового положения определенной категории людей — педагогов, которые базируясь, как на общем (конституционном), так и индивидуальном статусах, имеют свою специфику, дополнительные права, обязанности, предусмотренные законодательством.
Раскрывая правовое положение (статус) педагогического работника, разработчики законопроекта «забыли» дать определение самому субъекту правоотношений — педагогическому работнику. Почему педагога (учителя, преподавателя) назвали работником (человек, работающий в какой-то сфере трудовой деятельности), а не служащим (работник, занятый интеллектуальным, нефизическим трудом в разных сферах деятельности)? Преподавательская и воспитательская работа педагога является высоко умственной и духовной. На наш взгляд, работник сферы образования заслуживает определения — педагогического служащего. По аналогии, с понятием государственного служащего [7], нами сформулировано следующее определение педагогического служащего.
Педагогический служащий — гражданин Российской Федерации, специалист в области педагогики, взявший на себя обязательства по осуществлению деятельности в области образования.
Новацией законопроекта является указание в п. 4 ст. 48 на то, что предоставляемые академические права и свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения. Указанные положения законопроекта отсутствуют в действующем законе об образовании.
Вместе с тем, разработчики законопроекта не раскрывают понятия термина «истина», которая, согласно определению, — «известна лишь Богу». Вместе с тем поиск истины является не абстрактным, теоретичес-
ким понятием, а практическим, и разрешается, в настоящее время, как правило, не столько с научных, сколько с идеологических точек зрения. Поэтому, полагаем, включение в норму права следующего определения — «поиска научной истины», то есть основанной на достоверном установлении соответствующих фактов.
Другими новациями законопроекта, явились нормы, касающиеся обязанностей и ответственности педагогических работников. Действующим законом РФ «Об образовании» данные элементы правового положения работника образования не были закреплены [8]. Вместе с тем в норме не указывается, о какой ответственности идет речь. Полагаем, что речь должна идти не просто о необходимости, обязанности педагогического работника отдавать руководителю отчет в своих действиях или поступках, а именно, — о правовой, юридической ответственности (дисциплинарной, административной, гражданско-правовой). В связи с изложенным, п. 3 ст. 49 законопроекта, требует соответствующего дополнения.
В указанной статье нами не ставилась задача подробного исследования изменений и дополнений правового положения педагогического работника, отраженных в законопроекте «Об образовании в Российской Федерации», однако, были затронуты правовые дефиниции, касающиеся ключевых свойств понятий и терминов, составляющих основу правового положения педагогического работника.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). — М. : Проспект, 2012. — Ст. 7, Ст. 43.
2. Элективы судебной экспертизы вреда здоровью (анализ экспертных эпизодов из практики правосудия) : монография / С. Н Куликов, С. В. Ардатов. — Самара : Сам-ЛюксПринт, 2012. — С. 27.
3. Власенко, Н. А. Неопределенность в праве: понятие и пути исследования // Российское правоведение. — 2006. — № 7. — С. 4—13.
4 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М. : ЭЛПИС, 2003. — С. 20.
5 Малька, А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и коммен-
тариях : учеб. пособие. — М. : Проспект, 2010; Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. — М. : Проспект, 2009.
6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М. : ЭЛПИС, 2003. — С. 463, 755.
7. ФЗ РФ от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. — 2004. — 31 июля.
8. Закон Российской Федерации «Об образовании»: по сост. на 2011г.: с ком-мент. к последним изменениям. — М. : Эксмо, 2011. — 240 с.