Научная статья на тему 'Особенности правового статуса образовательных учреждений'

Особенности правового статуса образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
юридические гарантии / бюджетные организации / правовой статус образовательных учреждений / правовой статус юридических лиц

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонова К.Е.

В статье исследуются особенности правового статуса образовательных учреждений. Автором раскрываются такие вопросы, как юридические признаки, свойственные бюджетному учреждению; цели и виды деятельности образовательных учреждений; соответствующая правосубъектность образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса образовательных учреждений»

Юриспруденция

тельных организаций. Растущую коммерциализацию деятельности образовательных организаций также можно рассматривать как тенденцию [6].

Административно-правовой статус образовательного учреждения.

В данном случае образовательное учреждение выступает как объект (адресат) управленческих решений, вырабатываемых и издаваемых вышестоящими органами управления образованием (федеральными, региональными, муниципальными), в том числе решений, принимаемых в рамках контрольно - надзорной деятельности соответствующих уполномоченных органов и лиц. В соответствии с п. 6 и 8 ст. 28 Закона РФ «Об образовании»7 в компетенции федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки РФ, Рособра-зование), устанавливается порядок создания, реорганизации и ликвидации, федеральных государственных образовательных учреждений, а так же проводится аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений федерального подчинения и др. В соответствии с п. 17 и 18 той же статьи Закона [8] те же федеральные органы уполномочены обеспечивать финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг.

Образовательно-правовой статус образовательного учреждения.

Данный вид статуса образовательного учреждения осуществляет обучающую и воспитывающую деятельность. Именно образовательное учреждение является

первичным звеном образовательной системы общества. В нынешнем Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны права и обязанности участников образовательного процесса обучающихся, их законных представителей и педагогических работников.

Перечень, содержание и объем прав и обязанностей (полномочия и компетенция) обусловливается уровнем образования, типом и видом самого образовательного учреждения. В данном случае мы сталкиваемся с тем самым типом правового регулирования, который в общей теории носит название «предоставительно-обязы-вающий тип». Данный тип правового регулирования основан на том, что использование предоставляемых субъективных прав есть одновременно и исполнение соответствующей и одноименной обязанности. Согласно ст. 48 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, учитывается при прохождении ими аттестации. Другой важной гарантией как составной частью образовательно-правового статуса образовательного учреждения являются различные формы его самостоятельного контроля за осуществляемой им же образовательной деятельностью.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных законами о поправках к Конституции от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

3. Куров. С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект / С.В. Куров. - М., 2014. - С. 41-42.

4. Сюбарева И.Ф. Тенденции трансформации финансово-имущественного статуса образовательных организаций: правовой аспект / И.Ф. Сюбарева // Право и образование. - 2014. - №2. - С. 7. - EDN RTNWOJ

5. Образовательные учреждения (правовой статус) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/11791798/ (дата обращения: 02.10.2023).

УДК 34

Антонова К.Е.

Особенности правового статуса образовательных учреждений

Аннотация

В статье исследуются особенности правового статуса образовательных учреждений. Автором раскрываются такие вопросы, как юридические признаки, свойственные бюджетному учреждению; цели и виды деятельности образовательных учреждений; соответствующая правосубъектность образовательного учреждения.

I Ключевые слова: юридические гарантии, бюджетные организации, правовой статус образовательных учреждений, правовой статус юридических лиц.

Правовой статус образовательных учреждений - это совокупность правовых норм, установленных соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения, где юри-

дические права и обязанности, а также система и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей строго подчернены друг другу. Это следует из понятия правового статуса юридических лиц.

Юриспруденция

Правовой статус юридических лиц - юридическая категория, напрямую связанная с социальной структурой общества, уровнем демократии в нем, состоянием законности и характером отношения государства к частному бизнесу либо влиянием ряда юридических лиц (общественных объединений, некоммерческих организаций и т. д.) на политику государства в иных сферах. Но вопрос об элементах правового статуса в юридической науке четко разработан только по отношению к юридическому положению личности.

Под понятием правосубъектности приято понимать наличие у юридического лица качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности [1]. В действующем гражданском законодательстве РФ отсутствует легальное определение правосубъектности, что создает дополнительные трудности в дальнейшем изучении правового статуса юридических лиц. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ, содержание и объем правоспособности юридического лица определяется с помощью двух компонентов: цели и вида деятельности. Цель деятельности отражается в учредительных документах субъекта права и является обязательным условием создания и функционирования любого юридического лица. Вид деятельности юридического лица - понятие, которое либо подразумевает, либо не подразумевает получение прибыли в процессе деятельности юридического лица (ст. 50 ГК РФ) [2].

В соответствии с этим критерием выделяют коммерческие и некоммерческие юридические лица. Бюджетные организации относятся к некоммерческим организациям. Л.В. Щенникова выделила юридические признаки, свойственные бюджетному учреждению как особой форме некоммерческих организаций.

1. Учреждения не являются собственниками закрепленного за ними имущества.

2. Учреждения могут создаваться как публичными (государственными и муниципальными), так и частными собственниками. Собственник закрепляет за учреждением имущество и осуществляет финансирование его деятельности.

3. Учреждение не имеет членства.

4. Учреждение действует на основе устава, положения или типового положения для учреждений данного вида.

В этих документах определяются цели и задачи деятельности учреждения. Собственник, помимо утверждения учредительных документов, назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа.

5. Закон устанавливает примерный перечень задач, которые могут быть поставлены собственником перед учреждением. Эти цели могут быть управленческими (к числу учреждений относят органы государственной и муниципальной власти), образовательными, научными, культурными, оздоровительными, спортивными.

6. Учреждение отвечает по своим обязательствам перед кредиторами только имеющимися денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК). Иными словами, имущество учреждения забронировано от взысканий кредиторов. При недостаточности денежных средств наступает неограниченная ответственность их собственников-учредителей. Данный признак отражает важную специфическую черту учреждения как юридического лица. Из него следует, что учреждение не может быть объявлено банкротом.

7. Отличительной характеристикой учреждения является само вещное право, на котором собственник закрепляет за ним имущество. Данное право законодатель называет правом оперативного управления» [3].

Также следует обратить внимание на понятие «соответствующей правосубъектности », в данном случае, следует понимать такие правовые качества образовательного учреждения, как правоспособность и дееспособность, которые, прежде всего, характеризуют его как учреждение, и как юридическое лицо, а уже после отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому, или иному уровню образования, типу, виду, и той или иной организационно-правовой формы.

Юридические гарантии по отношению к образовательным учреждениям относят к себе правовые средства такие как контроль и надзор уполномоченными на то органами и лицами (Рособрнадзор, инспекционные службы, их сотрудники), также различные меры правового принуждения, среди которых особое место занимают меры юридической ответственности, применяемые к образовательному учреждению, нарушившему нормы образовательного или иного законодательства.

Литература

1. Мардалиев Р.Т. Гражданское право. для бакалавров и специалистов: учебное пособие / Р.Т. Мардалиев. - М.: Питер, 2014. - С. 151.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ (с изм. 28.03.2017).

3. Российское гражданское право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция». - в 2 т. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. - М., 2014. - С. 52.

4. Образовательные учреждения (правовой статус) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfile.net/ preview/11791798/ (дата обращения: 02.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.