УДК 347.736
П. В. Кондэ, К.Б. Кораев, А. Б. Хвостов
Особенности правового статуса конкурсных кредиторов
при проведении процедуры конкурсного производства
В статье анализируются особенности правового статуса конкурсных кредиторов при проведении процедуры конкурсного производства. Указывается на положительные и отрицательные стороны существующего правового положения данных лиц. В результате проведенного исследования делаются предложения по совершенствованию законодательства.
The article analyzes the features of the legal status of bankruptcy creditors during the procedure of bankruptcy proceedings. The authors point to the positive and negative aspects of the existing legal status of these persons. As a result of the study, proposals are made to improve the legislation.
Ключевые слова: банкротство, конкурсный кредитор, конкурсное производство, арбитражный управляющий, должник, третье лицо, неплатежеспособность.
Key words: bankruptcy, bankruptcy creditor, bankruptcy proceedings, arbitration Manager, debtor, third party, insolvency.
Правовой статус конкурсных кредиторов в процедуре конкурсного производства имеет свои особенности по сравнению с другими процедурами банкротства. Это прежде всего связано с тем, что в восстановительных и ликвидационных процедурах банкротства решаются разные правовые задачи. Так, если в рамках реорганизационных процедур главное - это временная защита должника от притязаний кредиторов, что исключает удовлетворение их требований, то в рамках конкурсного производства, напротив, основная задача - удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника. По указанной причине правовой статус конкурсных кредиторов в исследуемой процедуре будет определяться потребностью в максимальном удовлетворении их требований.
Конкурсными кредиторами несостоятельного должника являются кредиторы по денежным обязательствам, чьи требования установлены судом,
© Кондэ П. В., Кораев К.Б., Хвостов А. Б., 2019
85
рассматривающим дело о банкротстве. Необходимость установления требований судом свидетельствует о том, что в полной мере всеми правовыми возможностями конкурсные кредиторы начинают обладать не с момента признания лица несостоятельным (банкротством), а с момента вынесения судом определения о включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов. По указанной причине важным является вопрос правового регулирования установления требований конкурсных кредиторов.
При этом здесь следует обратить особое внимание на то, что возможность установления требований у конкурсных кредиторов возникает до введения процедуры конкурсного производства. Однако, поскольку предметом исследования настоящей статьи является правовой статус конкурсных кредиторов в рамках процедуры конкурсного производства, то порядок установления требований указанных лиц вне названной процедуры рассматриваться не будет.
Как и ранее, конкурсные кредиторы вправе предъявить требования к должнику до истечения двух месяцев с момента даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, т.е. в срок до закрытия реестра требований кредиторов.
Порядок установления требований регламентируется нормами ст. 100 Закона о банкротстве, среди которых следует выделить следующие важные процедурные гарантии прав конкурсных кредиторов:
Во-первых, устанавливается обязанность конкурсного управляющего включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязанность предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами. Данное правило является важной гарантией прав конкурсных кредиторов, так как обеспечивает возможность заявления возражений относительно предъявленных требований иных кредиторов. Наделение указанной правовой возможностью именно конкурсных кредиторов представляется целесообразным, поскольку чувство взаимного недоверия и зависимость степени удовлетворения их собственных требований от включенных требований в реестр кредиторов в конечном счете побуждает их к максимально точной проверке предъявленных требований [2].
Во-вторых, законодатель устанавливает срок, в течение которого суд обязан рассмотреть заявленное требование кредиторов. Согласно п. 8 ст. 100 Закона о банкротстве требования кредиторов, заявленных в конкурсном производстве, рассматриваются судьей арбитражного суда в течение тридцати дней с момента истечения срока предъявления возражений.
Введение процедуры конкурсного производства в отношении должника является юридическим фактом, который влечет определенные правовые последствия не только для самого должника, но и для его кредиторов. Указанные правовые последствия прежде всего трансформируют правовой статус кон-курных кредиторов, тем самым определяя его особенности в рамках конкурсного производства.
Наиболее важными изменениями, которые существенным образом затрагивают правовое положение конкурсных кредиторов, представляются следующие:
- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим. Данное последствие имеет важное практическое значение. Закон о банкротстве выделяет реальных кредиторов, чьи требования наступили на дату введения соответствующей процедуры банкротства, и потенциальных кредиторов, чьи требования, напротив, не наступили на дату введения соответствующей процедуры банкротства. Поскольку с момента введения конкурсного производства требования кредиторов считаются наступившими, то конкурсное производство является единственной процедурой банкротства, в рамках которой исключается существование потенциальных кредиторов. Это значит, что с введением конкурсного производства все конкурсные кредиторы приобретают статус реальных кредиторов;
- прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 Закона о банкротстве. Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства. Данная норма принципиально изменила подход законодателя к вопросу о возможности начисления процентов в ходе конкурсного производства. Начисление процентов на требования текущих кредиторов представляется правильным. Это связано с тем, что
названные кредиторы призваны поддерживать существование несостоятельного должника в гражданском обороте. Следовательно, предоставляемые ими должнику денежные средства имеют определенное хозяйственное значение, а соответственно, должны последним оплачиваться. Что же касается конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, то начисление процентов на их требования представляется нецелесообразным, так как «проценты полагаются за пользование капиталом, между тем в течение всего конкурсного производства, имеющего характер ликвидации, капиталы не могут получать никакого назначения» [3].
- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве.
В ходе конкурсного производства расчеты с кредиторами, как правило, осуществляет конкурсный управляющий, который погашает требования конкурсных кредиторов. Источником платежей всегда выступает конкурсная масса несостоятельного должника, которая может состоять как из денежных, так и из неденежных активов. При этом последние активы могут быть как материальными, так и нематериальными (например права требования и т. д.). Поскольку конкурсная масса может формироваться из неденежных активов, а удовлетворение требований конкурных кредиторов осуществляется за счет денег, то в рамках конкурсного производства возникает потребность обращения неденежной части конкурсной массы в денежную. Это достигается при помощи продажи имущества и (или) предприятия должника, уступки права требования должника, замещения активов должника.
Нормы Закона о банкротстве в части реализации имущества должника детально регламентируют процедуру реализации имущества должника, что является важным с точки зрения гарантии прав и законных интересов конкурсных кредиторов и ограничивают их от возможных злоупотреблений. Следует обращать также внимание на то, что Закон о банкротстве предусматривает специальный порядок определения условий проведения торгов в отношении заложенного имущества должника [1].
Помимо конкурсного управляющего, расчеты с кредиторами также вправе произвести третье лицо. В отличие от ранее действовавшего законодательства, нормы Закона о банкротстве содержат правила, которые допускают возможность частичного удовлетворения третьими лицами требований кредиторов в конкурсном производстве (ст. 1291 Закона о банкротстве). Такое решение представляется спорным. Это создает неравенство и преимущество между уполномоченными органами и остальными кредиторами должника [3].
88
В рамках процедуры конкурсного производства необходимо учитывать особенности правового статуса залоговых кредиторов.
Вопрос о залоговых конкурсных кредиторах является одной из сложных проблем института несостоятельности (банкротства). Это прежде всего связано с тем, что сущностное представление о залоге как инструменте преимущественного удовлетворения одного кредитора перед другими кредиторами должника сталкивается в рамках отношений банкротства с концепцией недопустимости преимущественного удовлетворения одних кредиторов перед другими. Кроме того, как правило, предметом залога выступает наиболее ликвидное имущество несостоятельного должника. При таких обстоятельствах осуществление прав залоговыми кредиторами может отрицательно сказаться на правах социальных кредиторов (кредиторов I и II очереди), так как при преимущественном удовлетворении требований они лишаются важных источников удовлетворения их требований. Эта проблема особенно обостряется в условиях отсутствия специальных фондов, за счет которых в некоторых странах (например Франции) происходит удовлетворение требований социальных кредиторов.
В настоящий момент законодатель видит справедливым решение указанной проблемы в пропорциях 70 % (80) на 30 % (20) от стоимости залогового имущества, из которых 70 % (80) направляются на удовлетворение залоговых кредиторов.
Долгое время ни в литературе, ни в судебной практике не было единого мнения относительно порядка погашения требований залоговых кредиторов, которые не являлись кредиторами несостоятельного должника по основному обязательству. Как правило, решение данной проблемы было поставлено в зависимость от того, является такой кредитор денежным или неденежным. В случае признания требований денежными, такие требования включались в реестр требований кредиторов и удовлетворялись в рамках дела о банкротстве. В ином случае, напротив, их требования не включались в реестр требований кредиторов. Однако они приобретали право обращения взыскания на предмет залога в общем порядке. Несмотря на такую возможность, указанные залоговые кредиторы не имели надлежащей защиты своих прав, так как при обращении взыскания на залоговое имущество должника они лишались возможности принудительного исполнения решения суда ввиду того, что с введением конкурсного производства все исполнительные производства подлежали прекращению.
В данной дискуссии законодатель поставил точку, указав в п. 5 ст. 138 Закона о банкротстве, что требования залогодержателей по договорам залога, заключенным с должником в обеспечение исполнения обязательств иных лиц, также удовлетворяются в порядке, предусмотренном ст. 138, т. е. в рамках дела о банкротстве. Данные залогодержатели обладают правами конкурсных кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника.
Список литературы
1. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя: постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 г. № 58 // СПС Консультант Плюс.
2. Судебная практика по спорам о несостоятельности (банкротстве) (20032006) / рук. колл. сост. П.В. Крашенинников. - М., 2007. - С. 557-559.
3. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. - Т. IV. - М., 2003. - С. 479.