Научная статья на тему 'Особенности правового сопровождения деятельности врача-педиатра'

Особенности правового сопровождения деятельности врача-педиатра Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1022
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салагай О. О.

Конституция Российской Федерации постулирует права и свободы человека как наивысшую ценность. Одной из наиболее сложных отраслей права является регулирование вопросов, связанных со здоровьем. Более того, правовая грамотность среди медицинского персонала недостаточна. Законные отношения между пациентом и врачом регулируются многими правовыми документами, как международными, так и внутренними, которые должны быть известны доктору и оценены им. Отношения «врач-пациент» в педиатрии имеют много особенностей, связанных с правовым статусом ребенка и подростка. Подобные особенности описаны в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового сопровождения деятельности врача-педиатра»

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

© САЛАГАЙ О.О. —

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА-ПЕДИАТРА

О.О. Салагай

(Россия, Иркутск, Государственный медицинский университет)

Резюме. Конституция Российской Федерации постулирует права и свободы человека как наивысшую ценность. Одной из наиболее сложных отраслей права является регулирование вопросов, связанных со здоровьем. Более того, правовая грамотность среди медицинского персонала недостаточна. Законные отношения между пациентом и врачом регулируются многими правовыми документами, как международными, так и внутренними, которые должны быть известны доктору и оценены им. Отношения «врач-пациент» в педиатрии имеют много особенностей, связанных с правовым статусом ребенка и подростка. Подобные особенности описаны в этой статье.

Ключевые слова: медицинское право, педиатрия, малолетние, несовершеннолетние, гражданско-правовая ответственность.

Конституция РФ в статье 2 постулирует права и свободы человека как наивысшую ценность, находящуюся под охраной государства, таким образом, фактически определяя Россию, как социальное государство [3].

Общеизвестно, что права человека и его свободы не безграничны, а реализуются в рамках правовой и социальной системы государства. Ключевым моментом в реализации законности, т.е. выполнении всеми субъектами права требований нормативно-правовых актов, является индивидуальное и групповое правосознание. Правосознание можно определить как форму общественного сознания, систему представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни. Регулируя практические все общественные отношения в современном мире, упорядочивая их, стабилизируя и развивая, право придает им новое свойство — превращает в правовые отношения [6]. Так, например, отношения между врачом и пациентом регулируются не только разумностью, добросовестностью и сознательностью обоих, но и гражданским законодательством, т.е. возникает особая юридическая связь субъектов в рамках определенных социальных институтов. Такую связь принято называть правоотношением.

Одними из наиболее сложных областей права являются области регулирующие правоотношения в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи. Не смотря на то, что здоровье граждан находится под государственным патронажем, механизмы, регулирующие отношения врача и пациента во многом остаются несовершенными. На протяжении последних лет во всем мире активно развивается так называемое медицинское право — комплексная правовая дисциплина, включающая в себя элементы нескольких отраслевых юридических наук, таких как гражданское право, уголовное право и т.д. Однако чрезмерное обособление и выделение медицинского права, как самостоятельной отраслевой юридической науки на данном этапе его развития видится неразумным, поскольку достаточного количества структурных особенностей оно не имеет, а судопроизводство по вопросам медицинского права осуществляется в рамках гражданского или

уголовного процесса. Тем не менее, рассмотрение вопросов, вытекающих из гражданских и уголовных правоотношений в пределах медицинской тематики, представляет большой научный интерес, как для правоведа, так и для практикующего врача.

К сожалению, стоит отметить, что правовая грамотность медицинских работников не всегда соответствует необходимым требованием, предъявляемым реальностью в правовом государстве. Тем более, многие отрасли медицины имеют тонкие особенности правового регулирования. Одной из подобных областей, представляющих интерес для правоведа является педиатрия. Интерес к изучению правовых аспектов оказания помощи детскому населению вызван, прежде всего, особенностью субъекта правоотношений. Правовые отношения «врач-ребенок» существенно отличаются от отношений «врач-взрослый». Часто приходится наблюдать, что всех несовершеннолетних не зависимо от возраста искусственно уравнивают в правах, что, разумеется, недопустимо.

Таким образом, сложность правоотношения «врач-ребенок», а также порой недостаточная правовая грамотность медицинского персонала создают необходимость более детального рассмотрения юридических аспектов педиатрии. При всем обилии правовой информации и ее доступности населению, в том числе медицинским работникам, в знании основ регулирования отношений «пациент-больной» в педиатрии остается еще много пробелов.

Высшим законодательным актом в РФ является Конституция — документ, принятый всенародным голосованием и имеющий особый правовой статус. По вопросам регулирования конституционных отношений законодатель издает Федеральные конституционные законы. Далее по правовой силе следуют Федеральные законы, регулирующие большой спектр отношений. В случае, если предмет регулирования отнесен к совместному ведению РФ и ее субъекта (как в случае здравоохранения), возможно принятие законов субъектами РФ. Иные нормативные акты, такие как Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств носят под-

законный характер, а, значит, не могут противоречить законодательным актам [2].

Нормы международного права, ратифицированные РФ, также являются частью ее правовой системы. В случае если нормам международного права противоречит внутренний документ, то применяются международные нормы.

Можно выделить целый ряд нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих правоотношения в педиатрии. Это, прежде всего, международные декларации и конвенции. К таковым относятся: Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Декларация прав ребенка (1959), Международная конвенция о правах ребенка (1989), Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, провозглашенные ООН, а также: Женевская декларация, Копенгагенская декларация, Сингапурская декларация, Токийская декларация, Хельсинкская декларация, Декларация о независимости и профессиональной свободе врачей, Лиссабонская декларация и некоторые другие, утвержденные Всемирной Медицинской Ассоциацией.

Внутренними нормативными документами, регламентирующими отношения с детьми, в частности врача-педиатра являются: Конституция РФ, кодифицированные НПА, Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Основы законодательства РФ о здоровье граждан», «О здравоохранении в РФ», «О медицинском страховании граждан в РФ», а также многочисленные подзаконные акты.

Врач-педиатр обязан оказывать медицинскую помощь детскому населению по своей специальности. Ребенком в РФ считается лицо, не достигшее возраста 18 лет [8].

Однако чрезмерное расширение правовых рамок внутри этого возрастного промежутка недопустимо. Законодательство РФ четко регулирует правоспособность детей разных возрастных групп. Тем не менее, на практике, мы видим, что несовершеннолетние и малолетние пациенты зачастую, если не сказать всегда, искусственно уравниваются в правах при обращении за медицинской помощью. Это, несомненно, является первопричиной того правового инфантилизма, который хорошо заметен даже человеку, не связанному с правоведением. Формирующаяся личность, ограниченная в правах, даже из благих побуждений, неизбежно перестает осознавать свою ответственность и результаты своих поступков. В подростковом возрасте (а именно подростки чаще других ограничиваются в правах) закладывается самосознание, а значит и правосознание, как его структурный элемент. Таким образом, отстранение детей от активных правовых действий приводит к своеобразному стрессу при внезапном контакте с правовой системой в будущем. Вхождение в правовую систему, как часть общественных отношений, неизбежно для индивида. Появление элементов права в жизни маленького человека, несомненно, вызовет интерес, удовлетворит потребность казаться взрослее и предупредит развитие вышеупомянутого стресса. Стресс подобного рода, резкая смена ценностей и установление рамок может стать одной из причин девиантного

поведения подростка, а, следовательно, первым шагом к противоправному поведению[10].

Практикующему педиатру важно знать, что дети различных возрастных групп обладают различной правоспособностью, а, следовательно, и правосубъектностью, т.е. способностью выступать субъектом правоотношений.

В полном объеме гражданская дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности, наступает с восемнадцатилетнего возраста. Однако в рамках данного возрастного промежутка законодатель выделяет несколько правовых групп — это малолетние, т.е. несовершеннолетние, не достигшие возраста четырнадцати лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет [1].

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать (ст. 28 ГК РФ): мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или третьим лицом для свободного распоряжения. Таким образом, на базе стационара ЛПУ дети вправе, скажем, меняться игрушками, получать подарки и отдавать средства, полученные от родителей или опекунов. При поступлении в ЛПУ дети данной возрастной группы не имеют права на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Тем не менее, они имеют право на получение информации о состоянии своего здоровья и предстоящих медицинских манипуляциях в доступной для них форме. Медицинское освидетельствование на наличие ВИЧ лиц, не достигших 14 лет, проводится с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать на упомянутой процедуре [9]. Опекуном малолетнего на момент его нахождения в ЛПУ является данное учреждение (ст.35 ГК РФ). Этот важный момент должен быть учтен, поскольку в случае причинения малолетним вреда чьему бы то ни было имуществу во время его нахождения в лечебном учреждении, обязанном осуществлять за ним надзор, учреждение отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по вине в осуществлении надзора (ст. 1073 ГК РФ). Обязанность по возмещению вреда не прекращается у ЛПУ по достижению малолетним совершеннолетия или получения имущества, достаточного для возмещения вреда. Подобной ситуации можно избежать, если с ребенком находится родитель или лицо, осуществляющее надзор по договору. Проблема совместной госпитализации матери и ребенка сложной является. Ребенок не должен по возможности быть разлучен со своей матерью (принцип 6 Декларации прав ребенка ООН). Разумеется, это положение касается не только работников педиатрических стационаров, но и докторов, курирующих пациентов во взрослых стационарах. Реализация данного принципа на современном этапе развития медицины вряд ли представляется возможным. Кроме того, данная норма носит декларативный характер. В случае если родители препятствуют оказанию помощи малолетнему, т.е. не дают своего согласия на медицинскую манипуляцию, ЛПУ может обратиться в суд с целью принудительного оказания помощи по жизненным показаниям без учета мнения законных представителей.

Возможен и юридический факт иного рода: когда вред здоровью малолетнего нанесен в результате непрофессиональных действий медицинских работников. В рамках гражданского судопроизводства, лицо, ответственное за причинение вреда, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья (ст. 1087 ГК РФ), а по достижении четырнадцатилетнего возраста возместить потерпевшему вред, связанный с утратой или уменьшением трудоспособности, а также заработка. Уголовное законодательство рассматривает преступления, связанные с недобросовестным осуществлением медицинским работником своих должностных обязанностей в статьях 109, 118, 124, 125 УК РФ. Стоит особо отметить, что если доктор, оказывающий помощь взрослому населению может отказать в помощи больному при определенных условиях, в частности, при отсутствии угрозы жизни, то неоказание помощи малолетнему прямо трактуется УК как преступление, соответствующее ст. 125 «Оставление в опасности» [7].

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют правовые основания к совершению следующих действий без получения согласия родителей: распоряжаться своими доходами (стипендией, заработком и т.д.), совершать все сделки, дозволенные к совершению малолетними, а также осуществлять права автора на произведения науки, литературы и т.д. Все остальные сделки, частично дееспособные подростки вправе заключать лишь с письменного согласия своих законных представителей. Однако, в отличие от малолетних, частично дееспособные граждане с 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство, а также отказ от него [9]. В отношении больных наркоманией возрастной ценз для дачи добровольного согласия на медицинскую манипуляцию составляет 16 лет [4]. Обследование на ВИЧ-инфекцию пациенты данной возрастной группы могут проходить самостоятельно без участия законных представителей. Ответственность за вред, причиненный частично дееспособными, ложится полностью на них самих в соответствии с п.1 ст.1074 ГК РФ. Однако если несовершеннолетний находился на попечении в ЛПУ учреждение обязано возместить ущерб в полной мере или недостающей его части, если не докажет, что вины в осуществлении надзора не было (п. 2 ст. 1074 ГК РФ). Обязанность ЛПУ по возмещению вреда прекращается по достижении подростком совершеннолетия или при появлении у него иму-

щества, достаточного для того, чтобы компенсировать нанесенный ущерб.

Законодательство РФ предусматривает случаи, при которых частично дееспособный гражданин может быть признан полностью дееспособным. Подросток, вступивший в брак до достижения восемнадцатилетнего возраста, признается полностью дееспособным, и в этом случае лечебное учреждение, в котором он находится, не несет ответственности за его действия (ст.21 ГК РФ). Кроме того, в соответствии со статьей 27 ГК РФ несовершеннолетний может быть объявлен дееспособным в случае, если он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью с разрешения законных представителей.

Рассмотрев сущность правоотношений, возникающих между педиатром и его юным пациентом, через призму различной правосубъектности несовершеннолетних, необходимо обозначить квинтэссенцию правовой роли врача-педиатра.

В силу своей незрелости и беззащитности дети зачастую становятся жертвами физического, нравственного и интеллектуального произвола. Одной из ключевых социальных задач педиатра видится не только оказание квалифицированной медицинской помощи детскому населению, но и защита прав ребенка в пределах своих возможностей и компетенции. Педиатр вправе обращаться в органы опеки и попечительства, органы внутренних дел и правосудия в случае выявления ненадлежащего отношения родителей или иных законных представителей к ребенку. Особо следует выделить возможность обращения педиатра в органы прокуратуры, поскольку одной из ключевых функций прокурорского надзора в РФ является контроль соблюдения законности, т.е. прав и свобод граждан [5]. Тем более, что прокурор наделен полномочиями осуществлять целый спектр следственных действий самостоятельно, а также выступать на стороне государственного обвинения в уголовном или истца (в процессуальном смысле) в гражданском процессе.

Понимание правового статуса врача-педиатра, а также обозначенных выше особенностей регулирования правоотношений «врач-больной» в рамках педиатрической науки, несомненно, снизит риск возникновения конфликтных ситуаций юридического характера, а значит и затрат, связанных с решением подобного рода проблем в судебных инстанциях. Кроме того, правовая грамотность педиатра позволит ему выступать своеобразным гарантом прав ребенка, обратившегося за помощью в лечебно-профилактическое учреждение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Велби-У26 2005. — 525 с.

2. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан. / Под ред. В.И. Стародубова. — М.: МЦФЭР, 2005. — 320 с.

3. Конституция Российской Федерации. — М.: Велби-У26, 2004. — 30 с.

4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г.) // Справочная правовая система «ГАРАНТ».

5. Смоленский М.Б., Новикова А.А. Прокурорский надзор. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 96 с.

6. Теория государства и права / Под ред. В.Д. Перевалова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2004 — 496 с.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: Велби-У26, 2004. — 192 с.

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.) // Справочная правовая система «ГАРАНТ».

9. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-Ф3 "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями от 12 августа 1996 г., 9 ян-

варя 1997 г., 7 августа 2000 г., 22 августа 2004 г.) // Справочная правовая система «ГАРАНТ».

10. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2000 — 336 с.

THE LEGAL ACCOMPANIMENT PECULIARITIES OF PEDIATRICIAN PRACTICE

O.O. Salagay (Russia, Irkutsk State Medical University)

The Constitution of Russian Federation asseverates the human rights as the supreme value. One of the most difficult parts of law is health questions regulation. Moreover, the legal literacy among medical personal is insufficient. The legal relations between patient and doctor are regulated by many lawful documents both international and inland, which should be known and assessed by a doctor. "Doctor-patient" relations in pediatrics have many peculiarities, coupled with legal status of child and teenager. Such peculiarities are described in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.