Научная статья на тему 'Особенности правового режима крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта предпринимательства'

Особенности правового режима крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
640
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА / ГЛАВА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОБСТВЕННОСТИ / ОСОБЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / A COUNTRY (FARMER) ECONOMY / A SPECIAL LEGAL STATUS OF A COUNTRY (FARMER) ECONOMY / THE HEAD OF A COUNTRY (FARMER) ECONOMY / AN AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCER / INDIVIDUAL BUSINESS / A SPECIAL LEGAL REGIME OF THE PROPERTY / THE SPECIAL SUBJECT OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киблицкая О. С.

В статье рассматриваются теоретические проблемы, связанные с определением статуса крестьянского (фермерского) хозяйства как особой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности граждан. Автором раскрываются особенности положения главы хозяйства, а также рассматривается особый правовой режим собственности, характерный для конкретного субъекта права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности правового режима крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта предпринимательства»

Киблицкая О.С.

Аспирант, кафедра кражданского права Южный Федеральный Университет

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА КАК СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические проблемы, связанные с определением статуса крестьянского (фермерского) хозяйства как особой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности граждан. Автором раскрываются особенности положения главы хозяйства, а также рассматривается особый правовой режим собственности, характерный для конкретного субъекта права.

Ключевые слова: сельскохозяйственный товаропроизводитель, индивидуальное предпринимательство, крестьянское (фермерское) хозяйство, особый правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, особый правовой режим собственности, особый субъект предпринимательства.

Key words: an agricultural commodity producer, individual business, a country (farmer) economy, a special legal status of a country (farmer) economy, the head of a country (farmer) economy, a special legal regime of the property, the special subject of business.

Сельское хозяйство сегодня тесно пронизано экономикой и правом, в силу становления и развития рыночного уклада экономики и необходимостью его правового регулирования. Сельскохозяйственный товаропроизводитель в рыночных отношениях выступает непосредственным участником.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ1, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом меру возможного поведения, направленную на достижение преследуемых субъектом целей.

«Институт предпринимательства является сегодня одним из важнейших предметов исследования правовой и экономической науки. Анализ экономической природы предпринимательской деятельности показывает, что ее смысл состоит в способности хозяйствующего субъекта реагировать на потенциальный источник выгоды, то есть увидеть и реализовать открывшиеся возможности».2

Легальное определение предпринимательской деятельности дано в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».3

В современных условиях российское законодательство переживает бурное развитие. Переход от плановой экономики к рыночным отношениям вызвал значительные изменения правового статуса участников гражданского оборота. Приняты законы о многих видах коммерческих и некоммерческих организаций (об акционерных обществах,

1 Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12.12.1993), (ред. 25.03. 2004) // Российская газета. 1993. № 237

2 О.А.Плотникова. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики РФ. М.: Юристъ, 2006. С. 9

3 Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть I. Федеральный Закон от 30.11.94. № 51 - ФЗ (в ред. 13.05.2008) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст 3301.

обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах, о сельскохозяйственной кооперации, о садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан и др.). Вместе с тем правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств до сих пор четко не определено, что вызывает множество споров в теории и на практике. Крестьянское (фермерское) хозяйство - форма организации производства, обусловленная спецификой сельского хозяйства и образом жизни сельского населения. Ее функционирование оказывает заметное влияние на благополучие значительной части граждан и на продовольственную безопасность России.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой особую организационно-правовую форму предпринимательской деятельности граждан без образования юридического лица на индивидуальной (семейной), а в настоящее время и на групповой основе.

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется нормами Гражданского кодекса РФ и специальным законодательным актом — ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"4.

В соответствии с положениями ГК РФ субъектами регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. По смыслу данной статьи ГК РФ указанный перечень является исчерпывающим. Вместе с тем характеристики отдельных субъектов, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, не охватываются понятием физического либо юридического лица. В законодательстве существует ряд коллизий, касающихся юридической природы данного субъекта права. Вопросы правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства был и остается важным и обсуждаемым в цивилистических кругах.

Исторически сложилось, что крестьянское хозяйство - это особый уклад, форма ведения производства на селе, характеризующаяся определенным организационным единством и направленностью на извлечение прибыли. Но крестьянское хозяйство не обладает правом собственности на имущество. Отсутствие имущественной обособленности в хозяйстве не позволяет признать его юридическим лицом.

Крестьянское хозяйство не является юридическим лицом, прежде всего потому, что не имеет ни одного из признаков юридического лица, перечисленных в ст.48 ГК РФ. Это хозяйство не имеет собственного имущества, т.е. не является субъектом имущественных правоотношений, не выступает субъектом права на земельный участок, не может быть истцом или ответчиком в суде, не несет ответственности своим имуществом, поскольку не имеет такового. Однако дискуссии по вопросу противоречивости формы "крестьянское хозяйство - юридическое лицо" в научных кругах остаются актуальными.

Думается, что следует рассматривать крестьянское хозяйство как специфическую форму предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Так, анализируя содержание ст. 23 ГК РФ, В.В. Устюкова предлагает рассматривать крестьянское хозяйство как особую форму предпринимательской деятельности без образования юридического лица, требующую самостоятельного правового регулирования5.

Согласно положениям ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", фермерское хозяйство - это объединение граждан, совместно осуществляющих деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, поэтому мы предполагаем, что участие в гражданском обороте в качестве самостоятельного субъекта с одновременным наличием права собственности членов крестьянского хозяйства на его имущество позволяет отграничить хозяйство от других субъектов, считая его особой формой предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

4 ФЗ РФ №74-ФЗ от 11. 06. 2003 г. « О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ, 2003 г. № 24. Ст. 2249.

5 В.В. Устюкова. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. М., 2000.

С момента введения в действие части первой ГК РФ крестьянское хозяйство не может быть больше образовано как юридическое лицо. В соответствии со ст. 23 ГК РФ глава крестьянского хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства. Гражданский кодекс РФ определяет обязанность главы крестьянского хозяйства зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, возглавляющий крестьянское хозяйство, совершает все сделки от имени и в интересах всех участников хозяйства. В этом случае можно сказать, что ГК РФ устанавливает представительство в силу закона: глава хозяйства представляет в гражданско-правовых отношениях всех участников хозяйства. Однако и правовой статус главы фермерского хозяйства получил неоднозначную оценку в юридической литературе. Е.А. Суханов отмечал, что глава хозяйства приобретает статус индивидуального предпринимателя в случае единоличного создания хозяйства6. М.В. Телюкина, отмечает, что субъектом гражданского права является не крестьянское

~ ~ 7

хозяйство, а его глава - индивидуальный предприниматель'.

Не смотря на споры среди ученых-правоведов, на наш взгляд, единая позиция до сих пор не достигнута. Практика показывает, что крестьянские хозяйства в основном представлены несколькими гражданами, совместно ведущими предпринимательскую деятельность. Согласно ст. 257 ГК РФ, имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Поэтому, думается, фермерское хозяйство неправомерно сводить исключительно к его главе.

Все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и его глава, должны быть названы в соглашении о создании этого хозяйства. Фермерское хозяйство -совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (ст. 257 ГК).

Ведение крестьянского (фермерского) хозяйства — это специфическая хозяйственная деятельность. С одной стороны, члены хозяйства производят товарную продукцию и являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, а с другой стороны, ведение такого хозяйства — это определенный образ жизни, который не исчерпывается только товарным производством сельскохозяйственной продукции. Поэтому к имуществу, которое принадлежит членам хозяйства на праве общей собственности, отнесены не только те виды имущества, которые имеют значение средств и предметов производства, но также жилой дом, хозяйственные постройки, т.е. имущество потребительского характера.

В связи с установлением специального правового режима для общего имущества членов хозяйства следует подчеркнуть, что если в составе хозяйства есть супруги, то в отношении имущества хозяйства они будут участниками права общей долевой собственности, если не договорятся об ином (общей совместной собственности), а в отношении иного супружеского имущества для них будут сохранять свое действие нормы Семейного кодекса 8об общей совместной собственности на совместно нажитое в браке имущество. Наконец, в отношении имущества, приобретенного до брака они будут сохранять право индивидуальной, личной собственности.

Специальный правовой режим установлен Законом о фермерском хозяйстве для собственности на земельный участок, предоставленный главе хозяйства для ведения хозяйства. Этот земельный участок, хотя и принадлежит гражданину на праве

6 Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Отв. ред. М.И. Брагинский (автор комментария - Е.А. Суханов).

7 М.В.Телюкина. Сущность и некоторые проблемы конкурсного права // Законодательство. 2000. N 4.

8 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008)

собственности, однако не может быть им продан никому, кроме органов местного самоуправления, которые в свою очередь должны вернуть его в специальный фонд земель, предоставляемых для ведения фермерских хозяйств.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие части первой ГК, необходимо было решить вопрос об организационно-правовых формах, в которых они продолжат свою деятельность. Возможны два варианта решения: статус индивидуального предпринимателя; преобразование в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые предусмотрены гл. 4 ГК, т.е. в хозяйственное товарищество или производственный кооператив. До 1 января 2010 года крестьянские (фермерские) хозяйства могли функционировать согласно Закону РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"9 в качестве юридических лиц, однако сегодня этот закон считается утратившим юридическую силу. Вследствие чего, фермерские хозяйства должны быть перерегистрированы, в противном случае они ликвидируются.

Стоит обратить внимание то, что федеральный закон 2003 года определяет крестьянское фермерское хозяйство как объединение граждан и именно само хозяйство подлежит государственной регистрации, а не его глава, автоматически обретающий статус индивидуального предпринимателя, и именно хозяйство, и именно хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На этот счет также имеются определенные неточности. Вопреки законодательным нормам часто регистрируют не само хозяйство, а его главу, так как плательщиком налогов в бюджет и внебюджетные фонды является глава крестьянского хозяйства. Это положение выдвигается Конституционным судом РФ в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П10. В таком случае, определив субъектом налогообложения главу хозяйства, в случае, смерти, болезни или признания безвестно отсутствующим или недееспособным главы хозяйства, Постановлением

Конституционного Суда РФ определяется, что хозяйство ликвидируется, а его имущество подлежит разделу. Это происходит если хозяйство образовано одним лицом. Если же несколькими, то избирается новый глава.

Деятельность крестьянского хозяйства может быть прекращена в случае неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение года по решению членов хозяйства, если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать ведение хозяйства, если земельный участок используется методами, приводящими к деградации, т.е. ухудшению земли, а также в связи с банкротством и при изъятии земельного участка для государственных или общественных нужд.

Крестьянское хозяйство возникает при условии его государственной регистрации. Прекращение деятельности хозяйства также требует вмешательства органов местного самоуправления: их решение необходимо для прекращения деятельности хозяйства.

Если возникают споры по поводу прекращения деятельности хозяйства, то они подлежат рассмотрению арбитражным судом.

9 Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 (ред. от 21.03.2002) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов" // СЗ РФ. 2000. N 3. Ст. 353.

Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора. Для обеспечения устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, усиления социальной защиты крестьянства в условиях рыночных отношений.

Законодательство, регулирующее образование и деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств содержит много проблемных вопросов и противоречий. Так, например, в юридической науке вопрос о статусе крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время однозначно не решен. На наш взгляд, крестьянское (фермерское) хозяйство выступает в гражданском обороте в качестве особого субъекта предпринимательской деятельности, так как не является по ГК РФ юридическим лицом, но оно не подпадает и под понятие индивидуальной предпринимательской деятельности, поскольку, как правило, ведется несколькими лицами сообща. Нельзя также отождествлять крестьянское хозяйство с его главой. В силу особых отношений между участниками хозяйства, совместно осуществляющих предпринимательскую деятельность, на их имущество распространяется особый правовой режим - общая собственность членов хозяйства. Это особенность конкретного субъекта права. Законодательная база по исследуемому вопросу намного более адекватна реальности, нежели существующая еще несколько лет назад. Так, с 1 января 2010 года вступило в силу положение, обязывающее все крестьянские фермерские хозяйства, функционирующие как юридические лица, привести свой статус в соответствие с действующим законодательством. Данный момент унификации существенно упрощает учет хозяйств в различных органах, а также снимает ряд разногласий в научных спорах. Однако не все проблемы решены сегодня, так, имеется ряд коллизий и разночтений в законодательных источниках и на практике.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята Всенародным голосованием 12.12.1993), (ред. 25.03. 2004) // Российская газета. 1993. № 237

2. О.А.Плотникова. Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики РФ. М.: Юристъ, 2006. С. 9

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть I. Федеральный Закон от 30.11.94. № 51 - ФЗ (в ред. 13.05.2008) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст 3301.

4. ФЗ РФ №74-ФЗ от 11. 06. 2003 г. « О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ, 2003 г. № 24. Ст. 2249.

5. Устюкова В.В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. М., 2000.

6. Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Отв. ред. М.И. Брагинский (автор комментария - Е.А. Суханов).

7. Телюкина М.В. Сущность и некоторые проблемы конкурсного права // Законодательство. 2000. N 4.

8. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008)

10. Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 (ред. от 21.03.2002) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов" // СЗ РФ. 2000. N 3. Ст. 353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.