Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕЦЕПЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕЦЕПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
831
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КОДЕКС / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ / МУНИЦИПАЛИТЕТЫ ФРАНЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ / КОДЕКС МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латыпова Наталия Сергеевна

Введение: в статье рассматривается французская модель организации местного самоуправления, раскрываются особенности ее правовой регламентации. Предмет анализа - место муниципалитетов Франции в системе органов государственной власти, а также возможность заимствования отдельных элементов правового регулирования их деятельности российской правовой системой. Материалы и методы: исследование проводилось с помощью комплекса специальных методов, в первую очередь, метода сравнительного правоведения и нормативно-логического. Исследовались нормативные правовые акты Франции, регулирующие деятельность муниципалитетов, российское законодательство и нормативные акты Республики Башкортостан (РБ). Теоретической основой исследования стали диссертационные работы и научные статьи как российских, так и французских ученых - специалистов в области муниципального и конституционного права. Результаты исследования: отличительной чертой муниципального права Франции в отношении правового регулирования является подробнейшая регламентация деятельности всех уровней местной власти, включающая, помимо общих положений, практически все аспекты ежедневной деятельности. Это позволило реально, а не формально реализовать принцип учета культурных, национальных и религиозных интересов населения различных территорий в процессе местного самоуправления (что законодательно закреплено, но не реализовано в Российской Федерации и может служить примером положительной практики), с другой - является примером излишней регламентации и кодификации. Обсуждение и заключения: автором предлагается рассмотреть возможность разработки кодексов местного самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации. Кодекс местного самоуправления субъекта РФ должен включать (по аналогии с Кодексом Франции № 82-213) разделы, посвященные по порядку всем вопросам местного значения (соответствующий перечень предусмотрен в действующем законе РБ «О местном самоуправлении»). Необходимость кодификации муниципального законодательства представляется очевидной, а реализация предложенной кодификации станет реальным воплощением принципа участия населения в управлении муниципальным образованием, а также позволит осуществлять управление на местах более эффективно с учетом особенностей региона.Introduction: the author examines the French model of the local self-government, revealing the peculiaritirs of its legal regulation. The subject of the analysis is the place of municipalities in the system of state authorities, as well as the possibility of borrowing certain elements of legal regulation of their activities by the domestic legal system. Materials and Methods: the author conducted the study using a set of special methods, primarily the method of comparative law, and legal and logical method. Results: with regard to legal regulation, a distinctive feature of French municipal law is the detailed regulation of the activities of all levels of local government, which includes, in addition to general provisions: the order of formation and powers, almost all aspects of daily activities. This legislative dominance of codes, on the one hand, made it possible to actually, rather than formally, implement the principle of taking into account the cultural, national and religious interests of the population of various territories in the process of local self - government (which is legally fixed, but not implemented in the Russian Federation and can serve as an example of positive practice), on the other hand, is an example of excessive regulation and codification. Discussion and Conclusions: the author proposes to consider the possibility of developing codes of local self-government in each subject of the Russian Federation. The local government code of the Russian Federation subject should include (by analogy with the French Code of No. 82-213) sections of order all questions of local importance (a list is provided in the current Law "On local self-government"). The need for codification of municipal legislation is obvious, and the implementation of the proposed codification will become a real embodiment of the principle of public participation in the management of the municipality, as well as allow for local management more effectively, taking into account the characteristics of the region.Introduction: the author examines the French model of the local self-government, revealing the peculiaritirs of its legal regulation. The subject of the analysis is the place of municipalities in the system of state authorities, as well as the possibility of borrowing certain elements of legal regulation of their activities by the domestic legal system. Materials and Methods: the author conducted the study using a set of special methods, primarily the method of comparative law, and legal and logical method. Results: with regard to legal regulation, a distinctive feature of French municipal law is the detailed regulation of the activities of all levels of local government, which includes, in addition to general provisions: the order of formation and powers, almost all aspects of daily activities. This legislative dominance of codes, on the one hand, made it possible to actually, rather than formally, implement the principle of taking into account the cultural, national and religious interests of the population of various territories in the process of local self - government (which is legally fixed, but not implemented in the Russian Federation and can serve as an example of positive practice), on the other hand, is an example of excessive regulation and codification. Discussion and Conclusions: the author proposes to consider the possibility of developing codes of local self-government in each subject of the Russian Federation. The local government code of the Russian Federation subject should include (by analogy with the French Code of No. 82-213) sections of order all questions of local importance (a list is provided in the current Law "On local self-government"). The need for codification of municipal legislation is obvious, and the implementation of the proposed codification will become a real embodiment of the principle of public participation in the management of the municipality, as well as allow for local management more effectively, taking into account the characteristics of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕЦЕПЦИИ»

УДК 342.2 DOI: 10.37973/KUI.2021.13.60.003

Н.С. Латыпова

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ РЕЦЕПЦИИ

FEATURES OF THE LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN FRANCE: RECEPTION FEATURES

Введение: в статье рассматривается французская модель организации местного самоуправления, раскрываются особенности ее правовой регламентации. Предмет анализа - место муниципалитетов Франции в системе органов государственной власти, а также возможность заимствования отдельных элементов правового регулирования их деятельности российской правовой системой.

Материалы и методы: исследование проводилось с помощью комплекса специальных методов, в первую очередь, метода сравнительного правоведения и нормативно-логического. Исследовались нормативные правовые акты Франции, регулирующие деятельность муниципалитетов, российское законодательство и нормативные акты Республики Башкортостан (РБ). Теоретической основой исследования стали диссертационные работы и научные статьи как российских, так и французских ученых - специалистов в области муниципального и конституционного права.

Результаты исследования: отличительной чертой муниципального права Франции в отношении правового регулирования является подробнейшая регламентация деятельности всех уровней местной власти, включающая, помимо общих положений, практически все аспекты ежедневной деятельности. Это позволило реально, а не формально реализовать принцип учета культурных, национальных и религиозных интересов населения различных территорий в процессе местного самоуправления (что законодательно закреплено, но не реализовано в Российской Федерации и может служить примером положительной практики), с другой - является примером излишней регламентации и кодификации.

Обсуждение и заключения: автором предлагается рассмотреть возможность разработки кодексов местного самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации. Кодекс местного самоуправления субъекта РФ должен включать (по аналогии с Кодексом Франции № 82-213) разделы, посвященные по порядку всем вопросам местного значения (соответствующий перечень предусмотрен в действующем законе РБ «О местном самоуправлении»). Необходимость кодификации муниципального законодательства представляется очевидной, а реализация предложенной кодификации станет реальным воплощением принципа участия населения в управлении муниципальным образованием, а также позволит осуществлять управление на местах более эффективно с учетом особенностей региона.

Ключевые слова: местное самоуправление, кодекс, муниципальное право Франции, муниципалитеты Франции, муниципальное право зарубежных стран, муниципальное право России, кодекс местного самоуправления

Для цитирования: Латыпова Н.С. Особенности правового регулирования организации местного самоуправления во Франции: возможности рецепции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 12, № 1. С. 15-21. DOI: 10.37973/KUI.2021.13.60.003

Introduction: the author examines the French model of the local self-government, revealing the peculiaritirs of its legal regulation. The subject of the analysis is the place of municipalities in the system of state authorities, as well as the possibility of borrowing certain elements of legal regulation of their activities by the domestic legal system.

Materials and Methods: the author conducted the study using a set of special methods, primarily the method of comparative law, and legal and logical method.

Results: with regard to legal regulation, a distinctive feature of French municipal law is the detailed regulation of the activities of all levels of local government, which includes, in addition to general provisions: the order of formation and powers, almost all aspects of daily activities. This legislative dominance of codes,

on the one hand, made it possible to actually, rather than formally, implement the principle of taking into account the cultural, national and religious interests of the population of various territories in the process of local self - government (which is legally fixed, but not implemented in the Russian Federation and can serve as an example of positive practice), on the other hand, is an example of excessive regulation and codification.

Discussion and Conclusions: the author proposes to consider the possibility of developing codes of local self-government in each subject of the Russian Federation. The local government code of the Russian Federation subject should include (by analogy with the French Code of No. 82-213) sections of order all questions of local importance (a list is provided in the current Law "On local self-government"). The need for codification of municipal legislation is obvious, and the implementation of the proposed codification will become a real embodiment of the principle of public participation in the management of the municipality, as well as allow for local management more effectively, taking into account the characteristics of the region.

Keywords: local self-government, code, municipal law of France, municipalities of France, municipal law offoreign countries, municipal law of Russia, code of local self-government

For citation: Latypova N.S. Features of Legal Regulation of the Organization of Local Self-Government in France: Reception Features // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2021. V. 12, No 1. P. 15-21. DOI: 10.37973/KUI.2021.13.60.003

Введение

С целью установления новых векторов развития российской системы местного самоуправления и основных направлений ее реформирования считаем целесообразным рассмотреть одну из основных мировых моделей муниципалитетов — французскую, выявить ее положительные и отрицательные черты и в результате сформировать предложения по реконструкции российской системы местного самоуправления в результате внесения отдельных изменений в муниципальное законодательство, возможно, и коренной его трансформации. Существенным изменениям, на наш взгляд, должен быть подвергнут институт формирования общин, находящийся в современном российском государстве в зачаточном состоянии.

Модель местного самоуправления Франции является одной из наиболее перспективных, показавших свою историческую устойчивость и эффективность, характеризующейся подробной кодификацией муниципального законодательства, а также развитой правовой регламентацией организации французских общин как первичного и чрезвычайно важного уровня публичной власти, решающего в современной Франции политические и социальные вопросы на местном уровне.

Обзор литературы

Вопросам рассмотрения особенностей правового регулирования организации местного самоуправления Франции посвящены отдельные статьи авторов - специалистов в области конституционного и административного права. При этом, как правило, в статьях и монографических исследованиях отсутствует анализ самих нормативных актов Французской Республики, исследователи ограничиваются лишь ссылками на второстепен-

ные источники, которые дают весьма отдаленные сведения об актуальном состоянии французского законодательства.

Однако следует отметить авторов, подробно раскрывающих особенности правовой регламентации деятельности местного самоуправления Франции. В частности, анализу теории и практики муниципального управления посвящены диссертационные работы Е.В. Болотиной, рассматривающей проблемы адаптации французского опыта организации муниципального управления в современной России [1], П.М. Курдюкова, исследующего опыт организации муниципалитетов Франции через призму реализации интересов гражданского общества и сравнительного анализа с организацией местного самоуправления в странах ро-мано-германской и англо-саксонской правовых семей [2]. Исследование А.А. Выштыкайловой представляется актуальным с точки зрения рассмотрения статуса высшего должностного лица муниципального образования [3], З.Р. Набиева рассматривает социальную общину в качестве эффективного социального, идеологического и экономического института [4].

Особое место занимают работы отечественных исследователей, рассматривающих положительный опыт сельских и национальных общин в рамках социологического подхода. Глубинный потенциал общин в урегулировании социальных конфликтов, решении проблем психологической самоизолированности современного «постиндустриального» человека, демографических проблем анализируется М.Б. Афониным [5], В.Г. Виноградским [6], Н.Е. Лихачевым [7]. Религиозный фактор формирования общин подробно раскрывается в работах К.С. Дивисенко [8]. Положительные историче-

ские примеры существования общины рассмотрены РФ. Набиевым [9]. М.В. Саудаханов дает краткую характеристику исторического аспекта административной децентрализации Франции [10, с. 133].

Сформулированные указанными и другими авторами выводы отражают общий исследовательский интерес к возможности заимствования отдельных эффективных инструментов организации местного самоуправления Франции российской правовой системой. При этом большинство из них отмечают необходимость избирательного подхода к рецепции в связи с особенностями и различиями муниципального права России и Франции.

Материалы и методы

Во Франции существуют три основных источника муниципального права: закон Французской Республики № 82-213 от 2 марта 1982 г. «О правах и свободах муниципалитетов, департаментов и регионов»1 (далее - закон Франции № 82-213), Кодекс местного самоуправления (последняя консолидированная версия от 17 июня 2019 года) и Кодекс коммун2.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод и вытекающие из него частнонаучные методы познания: нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический, метод сравнительного правоведения и др. Анализ системы местного самоуправления, раскрытие элементов и установление взаимосвязей проводилось с помощью специальных методов, в первую очередь метода сравнительного правоведения и нормативно-логического.

Результаты исследования

Согласно закону Франции № 82-213 система местного самоуправления Франции предполагает разделение полномочий между четырьмя уровнями государственной власти — коммунами (общинами), департаментами, регионами и центральной властью. Коммуны, департаменты и регионы свободно управляются через выборные советы. Именно в такой последовательности уровни власти указаны в законе с учетом важности и приоритета местного уровня как первичного и наиболее близкого к населению. Фактически данная иерархия публичной власти соответствует по аналогии российской — местному самоуправлению, субъектам РФ и федеральным властям, за исключением отсут-

ствия в российской системе муниципалитетов низшего уровня — общин (коммун). Указанный нормативный акт закрепил административное деление Французской Республики на регионы, департаменты и коммуны, установил права и свободы каждого уровня власти, их финансовую самостоятельность.

Большинство статей в законе Франции № 82213 являются недействующими в связи с принятием объемного Кодекса местного самоуправления, однако данный нормативный акт играет значимую роль первоисточника современного французского муниципального права. Среди актуальных норм особый интерес представляет правовое регулирование статуса префекта департамента (по аналогии — главы муниципального района). Префект является представителем центральной власти в департаменте (муниципальном районе) и руководит им совместно с Ведомственным советом (избираемым населением района). Согласно ст. 34 закона Франции № 82-213: «Префект департамента, представитель центральной власти в департаменте, назначается указом Совета министров и является представителем каждого из членов правительства. Он отвечает за национальные интересы, соблюдение законов, общественный порядок и в соответствии с условиями, установленными законом, обеспечивает административный контроль над департаментом, коммунами и их общественными учреждениями, которые находятся в департаменте. Префект также руководит государственными службами в департаменте»1.

При этом назначенный центральной властью префект заключает с Ведомственным советом района соглашение, согласно которому ему предоставляется перечень полномочий, передаваемых префекту как представителю центральной власти населением района. После назначения префект предоставляется в распоряжение председателя Ведомственного совета для осуществления своих функций под руководством последнего1. Префект департамента уполномочен связывать центральную власть с коммунами, департаментом или их подразделениями.

Таким образом, управление на местах во Франции осуществляется на принципах двунача-лия: сочетания управленца, представителя центральной власти, и Ведомственного совета, избираемого и действующего от имени населения. В

1 О правах и свободах муниципалитетов, департаментов и регионов: закон Французской Республики от 02.03.1982 № 82213 (с изменениями от 20.06.2019) // URL: https://ww.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do;jsessionid=800AA5ED399996955C1061 EC85E6704C.tpdjo08v_3?ridTexte=JORFTEXT000000880039&dateTexte=19820304 (дата обращения: 28.11.2020).

2 Code général des collectivités territoriales (Консолидированная версия от 17 июня 2019 года) // URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070633&dateTexte=29990101 (дата обращения: 28.11.2020).

то же время следует отметить, что заключаемое между префектом и Ведомственным советом соглашение говорит лишь о делегировании населением части своих полномочий по местному самоуправлению представителю центральной власти, при этом власть на местном уровне всецело продолжает принадлежать только населению.

Вызывает научный интерес система законодательного регулирования местного самоуправления Франции. Нормативное регулирование системы органов местного самоуправления, как предполагалось в законе Франции № 82-213 1982 года, должно было включать принятие общего Кодекса местного управления, Кодекса регионов, Кодекса департаментов и Кодекса коммун. В конечном итоге кодифицированные акты были приняты лишь в отношении правового регулирования деятельности коммун, а также принят общий Кодекс местного управления.

Правовое регулирование деятельности регионов и департаментов (по аналогии - субъектов РФ и местного самоуправления) подробно регламентировано в Кодексе местного управления1, который состоит, как и некоторые другие кодексы Франции, из «двух равнообязательных частей -законодательной (partie legislative) и регламентар-ной (partie réglementaire)» [11, с. 181].

Следует уточнить, что «французские кодексы отличаются существенной спецификой, обусловленной разграничением сфер законодательного регулирования парламента и регламен-тарной власти правительства» [11, с. 181], что и объясняет наличие в общем Кодексе местного управления двух частей — законодательной и ре-гламентарной.

И в законодательной, и в регламентарной части общего Кодекса местного управления «вначале содержатся общие положения, подлежащие применению на всей территории государства, а за ними следуют отдельные положения, предусматривающие специальное правовое регулирование тех или иных правоотношений в заморских департаментах Франции» [11, с. 181].

Всего Кодекс местного управления состоит из 7 разделов и суммарно 39 книг. Часть 1: Общие положения (8 книг); часть 2: Коммуна (5 книг); часть 3: Департамент (6 книг); часть 4: Регион (4 книги); часть 5: Местное сотрудничество (9 книг); часть 6: Общественные сообщества, управляемые разделом 74 Конституции (5 книг); часть 7: Другие органы, управляемые статьей 73 Конституции (3 книги).

Особые положения для некоторых департаментов, например, Парижа, метрополиса Лиона, О-Де-Сене, заморских территорий.

Таким образом, отличительной чертой французского муниципального права является подробнейшая регламентация деятельности всех уровней местной власти, включающая помимо общих положений, практически все аспекты ежедневной деятельности. При этом эти правила не распространяются едино на все департаменты страны, а отдельно предусмотрены в Кодексе местного управления в разделах, посвященных отдельно каждому департаменту. Несколько департаментов, имеющих схожие условия проживания, культурные, религиозные особенности, могут быть объединены в рамках одного раздела. Например, Париж, Лион и Марсель, как мегаполисы страны, одинаково регулируют многие местные вопросы. В то же время нормы, касающиеся заморских территорий (колоний Франции), всегда располагаются в отдельных разделах во всех книгах, так как данные регионы не могут иметь то же правовое регулирование, что и, например, Париж. Сельскохозяйственные департаменты Франции также имеют свои разделы в каждой книге и особенное правовое регулирование местных вопросов.

Данные кодексы, с одной стороны, позволили реально, а не формально, реализовать принцип учета культурных, национальных и религиозных интересов населения различных территорий в процессе местного самоуправления (что законодательно закреплено, но не реализовано в Российской Федерации и может служить примером положительной практики), с другой - являются примерами излишней регламентации и кодификации, поскольку незначительные вопросы местного значения более рационально решать на уровне коммун без включения их в общий кодифицированный акт, что приводит к необходимости иногда ежемесячного вносить поправки в кодекс.

Р. Дегрон полагает, что причины нормативной инфляции Франции, понимаемой как избыточность, требуют фундаментального пересмотра правового порядка и территориальной организации, и исключительно сокращением количества издаваемых нормативных правовых актов данная проблема решена быть не может [12].

П. Стоффель-Манк также отмечает, что кодификация всегда должна преследовать цели упрощения, рационализации и ясности и быть направлена на упорядочение действующих законодательных и регламентарных актов, а не на их

1 Code général des collectivités territoriales (Консолидированная версия от 17.06.2019). // URL: https://www.legifrance.gouv. fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXTO00006070633&dateTexte=29990101 (дата обращения: 28.11.2020).

усложнение [13].

Официальная позиция Конституционного совета Франции оправдывает данную чрезмерную регламентацию: «Кодификация, которая позволяет последовательно сгруппировать существующие правовые нормы, относящиеся к определенной отрасли права, способствует созданию более понятного и доступного права. Устраняя недостатки, связанные с рассогласованием, раздробленностью и чрезмерным увеличением количества правовых норм, она [кодификация] становится бесценным показателем правовой защищенности и «реапро-приации» закона от граждан, в отношении которых принцип «незнание закона не освобождает от ответственности» не мог быть применен, если бы не существовало инструментов, упрощающих ознакомление их с законами» [14].

Обсуждение и заключения

Полагаем, что подобная регламентация и кодификация в России была бы неэффективна и чрезмерна, однако законодателям следует рассмотреть возможность принятия кодексов местного самоуправления в каждом субъекте РФ. В Республике Башкортостан, например, существует закон РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан»1 от 18 марта 2005 года № 162-з. Однако он регламентирует лишь общие принципы организации местного самоуправления в Республике Башкортостан: полномочия, порядок формирования органов местного самоуправления, формы участия населения в управлении муниципальным районом. В то же время в данном акте не предусмотрены разделы относительно вопросов местного значения: порядка землепользования, вывоза мусора и системы муниципального здравоохранения и образования.

Таким образом, в указанном законе совершенно не учтены культурные, национальные и религиозные особенности территорий, на которых находятся множество национальных деревень, отличающихся укладом жизни и местными традициями, существуют одновременно города с миллионным населением и деревни, состоящие из 1015 дворов. При этом, как отмечает З.Р. Набиева, «современная община, как многофункциональный социальный институт, может выступать активным инструментом эффективной социальной политики, направленным на решение многих острейших общественных проблем» [4, с. 64].

Очевидно, что данные территории не могут иметь идентичное правовое регулирование большинства вопросов местного значения, в том чис-

ле касающихся состава и порядка формирования (избрания населением или Советом) муниципальных органов власти, срока их полномочий. Кодекс местного самоуправления субъекта РФ должен включать (по аналогии с Кодексом Франции № 82-213) разделы, посвященные по порядку всем вопросам местного значения (соответствующий перечень предусмотрен в действующем законе РБ «О местном самоуправлении»).

В указанных разделах все муниципалитеты (многие из которых, обладая общими особенностями, например, городские округа городов Уфы и Стерлитамака, могут быть объединены) должны предусмотреть собственное правовое регулирование местных вопросов, не противоречащее законодательству РФ, но учитывающее местные национальные, религиозные и культурные особенности.

Предложенные для включения в Кодекс местного самоуправления субъекта РФ разделы должны быть представлены для голосования в каждом муниципалитете (с использованием интернет-площадок) с возможностью выбора вариантов правового регулирования каждого местного вопроса среди альтернативных (для недопущения превращения данного вида прямого народовластия в формальность).

Кодификация муниципального законодательства позволит упростить доступ населения к нормам права, регламентирующим основные вопросы местного значения, «разбросанные» в настоящее время во множестве нормативных актов муниципалитета, доступ к которым с использованием интернет-ресурсов или вовсе невозможен, или имеющиеся в открытом доступе нормативные акты являются устаревшими. Следует констатировать, что интернет-сайты крупных муниципалитетов часто имеют раздел с нормативными правовыми актами, однако поиск в них, как в общей базе, невозможен, а нормы права, относящиеся к одному и тому же вопросу, могут содержаться одновременно в нескольких нормативных актах.

Например, вопрос о льготах на уплату коммунальных платежей для ветеранов труда г. Уфы требует от гражданина поиска и исследования следующих нормативных актов: закона РБ «О ветеранах войны, труда и вооруженных сил» (предусматривает компенсацию 50% платежей на капитальный ремонт многоквартирного дома исходя из максимальной учитываемой площади при предоставлении данной льготы и устанавливаемой в муниципальном образовании стоимости капитально-

1 О местном самоуправлении в Республике Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.11.2020).

го ремонта в расчёте на 1 кв.м площади жилого помещения). Для получения этой информации следует обратиться к нормативному акту, устанавливающему максимальную площадь жилого помещения, учитываемому при предоставлении льготы, далее - к муниципальному нормативному акту, устанавливающему стоимость капитального ремонта в расчёте на 1 кв.м в г. Уфе.

В результате подобной «разбросанности» норм права ни один из 52 опрошенных пенсионеров в рамках реализации образовательного курса «Правовая грамотность» среди пенсионеров Октябрьского района г. Уфы (2018) не обладал информацией по этому вопросу и не был осведомлен,

в каких источниках ее можно найти, интересуясь наличием в регионе единого нормативного акта по всем подобным вопросам. Таким образом, необходимость подобной кодификации муниципального законодательства представляется очевидной, а ее реализация станет реальным воплощением принципа участия населения в управлении муниципальным образованием, снизит социальную напряженность, увеличит осведомленность граждан о порядке регулирования большинства вопросов местного значения, а также позволит осуществлять управление на местах более эффективно с учетом особенностей региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотина Е.В. Муниципальное управление: теория и практика французской государственности: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. СПб, 2006. 336 с.

2. Курдюк П.М. Местное самоуправление как правовая форма выражения и реализации интересов гражданского общества в странах Запада: сравнительно-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. СПб, 2001. 480 с.

3. Выштыкайлова А.А. Трансформация статуса высшего должностного лица муниципального образования в России и Франции: сравнительно-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2013. 245 с.

4. Набиева З.Р. Современная община как социальный инструмент преобразования российского общества // Siberian socium. 2020. № 1 (11). С. 59-68.

5. Афонин М. В. Соседские общины как институт местного самоуправления // Социальные и гуманитарные знания. 2015. № 4. С. 260-265.

6. Виноградский В. Г. Сельские миры: опыт социологической реконструкции // Социологические исследования. 2019. Том 45. № 5. С. 3-13.

7. Лихачёв Н. Е. Потенциал сельской общинности: социологический анализ // Социология. 2015. № 5. С. 121-129.

8. Дивисенко К. С. Социальное измерение религиозности: опыт эмпирического исследования // Петербургская социология сегодня. 2017. № 8. С. 91-110.

9. Набиев Р.Ф. К вопросу о некоторых особенностях административно-территориального деления Империи Джучидов («Золотой орды») // Золотая Орда: история и культурное наследие: сб. научн. материалов / отв. ред. А.К. Кушкумбаев. Астана: ИП BG-print, 2015. С. 173-182.

10. Саудаханов М.В. Местное самоуправление во Франции // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 7. С. 132-134. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mestnoe-samoupravlenie-vo-frantsii (дата обращения: 21.12.2020).

11. Калиш Д.Б. Юридико-технические требования к законодательным актам во Франции // Труды Института государства и права РАН. 2018. № 3. С. 181-207. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridiko-tehnicheskie-trebovaniya-k-zakonodatelnym-aktam-vo-frantsii (дата обращения: 21.11.2020).

12. Degron R. L'inflation normative et ses consequences financieres en France: Maladie benigne ou symptome d'une pathologie systemique de l'Etat? // Gestion et finances publiques. Vol. 1. 2014. P. 4-15.

13. Stoffel-Munck P. Les resultats de la codification. 2005 // Institut international de Droit d'Expression et d'inspiration Francaises. URL: http://www.institut-idef.org/Lesresultats-de-la-codification.html (дата обращения: 31.11.2020).

14. Codification, simplification et Constitution. 2005 // Conseil Constitutionnel. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank_mm/ pdf/Conseil/simplification.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

REFERENCES

1. Bolotina E.V. Municipal'noe upravlenie: teoriya i praktika francuzskoj gosudarstvennosti: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.02. SPb, 2006. 336 s.

2. Kurdyuk P.M. Mestnoe samoupravlenie kak pravovaya forma vyrazheniya i realizacii interesov grazhdanskogo obshchestva v stranah Zapada: sravnitel'no-pravovoe issledovanie: dis. ... d-ra yurid. nauk: 12.00.01. SPb, 2001. 480 s.

3. Vyshtykajlova A.A. Transformaciya statusa vysshego dolzhnostnogo lica municipal'nogo obrazovaniya v Rossii i Francii: sravnitel'no-pravovoj analiz: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. M., 2013. 245 s.

4. Nabieva Z.R. Sovremennaya obshchina kak social'nyj instrument preobrazovaniya rossijskogo obshchestva // Siberian socium. 2020. № 1 (11). S. 59-68.

5. Afonin M. V. Sosedskie obshchiny kak institut mestnogo samoupravleniya // Social'nye i gumanitarnye znaniya. 2015. № 4. S. 260-265.

6. Vinogradskij V. G. Sel'skie miry: opyt sociologicheskoj rekonstrukcii // Sociologicheskie issledovaniya. 2019. Tom 45. № 5. S. 3-13.

7. Lihachyov N. E. Potencial sel'skoj obshchinnosti: sociologicheskij analiz // Sociologiya. 2015. № 5. S. 121-129.

8. Divisenko K. S. Social'noe izmerenie religioznosti: opyt empiricheskogo issledovaniya // Peterburgskaya sociologiya segodnya. 2017. № 8. S. 91-110.

9. Nabiev R.F. K voprosu o nekotoryh osobennostyah administrativno-territorial'nogo deleniya Imperii Dzhuchidov («Zolotoj ordy») // Zolotaya Orda: istoriya i kul'turnoe nasledie: sb. nauchn. materialov / otv. red. A.K. Kushkumbaev. Astana: IP BG-print, 2015. S. 173-182.

10. Saudahanov M.V. Mestnoe samoupravlenie vo Francii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. №7. S. 132-134. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-samoupravlenie-vo-frantsii (data obrashcheniya: 21.12.2020).

11. Kalish D.B. YUridiko-tekhnicheskie trebovaniya k zakonodatel'nym aktam vo Francii // Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN. 2018. №3. S. 181-207 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridiko-tehnicheskie-trebovaniya-k-zakonodatelnym-aktam-vo-frantsii (data obrashcheniya: 21.11.2020).

12. Degron R. L'inflation normative et ses consequences financieres en France: Maladie benigne ou symptome d'une pathologie systemique de l'Etat? // Gestion et finances publiques. Vol. 1. 2014. P. 4-15.

13. Stoffel-Munck P. Les resultats de la codification. 2005 // Institut international de Droit d'Expression et d'inspiration Francaises. URL: http://www.institut-idef.org/Lesresultats-de-la-codification.html (дата обращения: 31.11.2020).

14. Codification, simplification et Constitution. 2005 // Conseil Constitutionnel. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank_mm/ pdf/Conseil/simplification.pdf (дата обращения: 12.11.2020).

Об авторе: Латыпова Наталия Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Института права Башкирского государственного университета e-mail: marchrose@yandex.ru

© Латыпова Н.С., 2020

About the author:

Latypova N.S. Candidate of Law (Research Doctorate), Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of the Institute of Law of Bashkir State University e-mail: marchrose@yandex.ru

Статья получена: 21.12.2020

Статья принята к публикации: 29.03.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья опубликована онлайн: 31.03.2021

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final version of the manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.