Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования информационной сферы иностранных государств и Российской Федерации'

Особенности правового регулирования информационной сферы иностранных государств и Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
768
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
INFORMATION SECURITY / INFORMATION TECHNOLOGY / CRYPTOCURRENCY / LEGAL REGULATION OF INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИПТОВАЛЮТА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубейко Сергей Валерьевич, Тимакина Юлия Анатольевна

В статье рассмотрены особенности национального законодательства в сфере информационных технологий и информационной безопасности ряда стран в сравнении с Российской Федерацией. Авторами уделено особое внимание вопросу обращения криптовалют и их миграции в правовое пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF THE INFORMATION SPHERE OF FOREIGN STATES AND THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the features of national legislation in the field of information technology and information security of a number of countries in comparison with the Russian Federation. The authors pay special attention to the issue of circulation of cryptocurrencies and their migration into the legal space.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования информационной сферы иностранных государств и Российской Федерации»

УДК 004.056 ББК 32.973

Чубейко Сергей Валерьевич Chubeiko Sergey Valerievich

преподаватель кафедры информационного обеспечения органов внутренних дел Ростовского юридического института МВД России кандидат технических наук.

Lecturer at the Department of Information Support of Internal Affairs Bodies of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Technical Science. E-mail: greyc@mail.ru

Тимакина Юлия Анатольевна Timakina Julia Anatolyevna

доцент кафедры информационного обеспечения органов внутренних дел Ростовского юридического института МВД России кандидат экономических наук.

Associate Professor of the Department of Information Support of the Internal Affairs Bodies of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Economics. E-mail: tja333@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Features of legal regulation of the information sphere of foreign states

and the Russian Federation

В статье рассмотрены особенности национального законодательства в сфере информационных технологий и информационной безопасности ряда стран в сравнении с Российской Федерацией. Авторами уделено особое внимание вопросу обращения криптовалют и их миграции в правовое пространство.

Ключевые слова: информационная безопасность, информационные технологии, криптовалю-та, правовое регулирование информационных технологий.

Информационные технологии являются одним из наиболее динамично развивающихся направлений в современном мире. Распространение широкополосного доступа в Интернет, появление новых технологий эмиссии цифровых денег, big data и Интернет вещей обусловили прорыв в области программного обеспечения, искусственного интеллекта и экспертных систем. Такие достижения науки внедряются во все сферы современного информационного общества и при этом возникает потребность в создании соответствующей нормативной базы, регламентирующей применение и использование новых информационных технологий, а также обеспечение информационной безопасности. Если рассматривать другие сферы деятельности, то в боль-

The article discusses the features of national legislation in the field of information technology and information security of a number of countries in comparison with the Russian Federation. The authors pay special attention to the issue of circulation of cryptocurrencies and their migration into the legal space.

Keywords: information security, information technology, cryptocurrency, legal regulation of information technology.

шинстве случаев нормативная база сформирована, и по мере необходимости идет процесс ее совершенствования. В области современных информационных технологий дело обстоит сложнее: сначала появляется и внедряется новая технология, а затем создается соответствующая законодательная база.

С возросшей популярностью социальных сетей и видеохостинговых сайтов происходит перераспределение информационных потоков в сторону интернет-сообществ. При этом пользователь становится не только потребителем, но и источником информации.

Человека, публикующего посты на своей странице, принято называть блогером. В России принят Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» [1]. Данные поправки заключались в определении блогера как лица, владеющего сайтом или отдельной его страницей с посещаемостью в сутки 3 000 человек и более и в обязанности которого входит регистрация в реестре Роскомнадзора. Данное определение являлось достаточно спорным, поскольку не все владельцы сайтов технически могли предоставить данную информацию, а также при кратковременной популярности встает вопрос о целесообразности регистрации блогера.

Вышеуказанная ситуация явилась одной из причин повторной актуализации Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2] в части касающейся деятельности блогеров в России. Так, с 29 июля 2017 года в Федеральном законе № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» утратили силу законодательные нормы, регулировавшие деятельность блогеров. Признаны утратившими силу ст. 10.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» [3]. При этом отменено ведение страниц владельцев сайтов в реестре Рос-комнадзора. В связи с чем данная сфера нуждается в новой законодательной базе, поскольку на текущий момент нет действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность блогеров.

Помимо перераспределения информационного трафика, развитие телекоммуникационных сетей послужило развитию цифровой валюты, основанной на блокчейн-технологии. В настоящее время наиболее распространенными крип-товалютами являются bitcoin, ethereum, dash, monero и litecoin. Однако их общее количество превышает несколько сотен и постоянно растет. Для правомерного и грамотного их исполь-

зования нужно понимать принцип действия блокчейн-технологий, а также необходима четко прописанная законодательная база как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, без возможности ее двоякой интерпретации.

На данный момент в России операции с крип-товалютой не регламентированы на законодательном уровне, однако уже подготовлен законопроект «О цифровых финансовых активах» [4], позволяющий систематизировать и определить правовой статус электронных денег, основными особенностями которых являются обезли-ченность при совершении транзакции и возможность создания неограниченного количества «кошельков», то есть определенного рода счетов, на которых аккумулируются взаиморасчеты.

В нашей стране ведется большая работа по пресечению преступной деятельности, а использование цифровых капиталов может привести к дополнительным возможностям бесконтрольного финансирования различных противоправных действий, в том числе терроризма и экстремизма. Если вопрос идентификации расчетов будет решен на законодательном уровне, тогда можно говорить о правомерном использовании криптовалют.

Подход к использованию цифровой наличности очень сильно отличается в различных странах. В некоторых государствах криптова-люту принимают на уровне с обычными фи-атными деньгами, а в ряде государств они запрещены или не регламентированы.

Япония - одна из первых стран, которая разрешила в 2016 году взаиморасчеты в крип-товалюте Ьксот. В Китайской Народной Республике цифровые деньги разрешены для использования только физическими лицами [8].

Высшая инстанция Суда Европейского союза (Европейский суд) в 2015 году постановила, что операции обмена криптовалюты Ьксот на фиатные валюты освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС). Тем самым операции с криптовалютой Ьйеот были отнесены к платежным операциям с валютами, которые, в свою очередь, не облагаются НДС [9]. Налоги для государства является важным элементов доходов, поэтому многие страны пытаются определить сферу цифровой наличности именно в этом направлении. В таблице 1 представлены основные страны, которые определились с отношением к криптова-лютам в области налогообложения.

Таблица 1

Налогообложение цифровых валют в различных странах

№ Государство Отношение к цифровым валютам в области налогообложения

1 Израиль Облагается налогом как актив

2 Болгария Облагается налогом как финансовый актив

3 Швейцария Облагается налогом в иностранной валюте

4 Дания Облагается подоходным налогом и убытки вычитаются

5 Великобритания Юридические лица (корпорации) платят корпоративный налог, предприятия без образования юридического лица платят подоходный налог, физические лица платят налог на прирост капитала

6 Аргентина Облагается подоходным налогом

7 Испания Облагается подоходным налогом

Ряд стран имеют свое понимание учета цифровых финансовых активов. Так, например, Хорватия к данному вопросу подошла не так демократично, как Япония, и объявила законным платежным средством только хорватскую куну, однако использование и торговля цифровой монетой Ьйсот не является неправомерной, то есть не запрещается, но при этом не обязывает использовать криптовалюту для взаиморасчетов [10].

В Эстонии, основываясь на угрозе информационной безопасности, в 2017 году были внесены изменения в закон «О противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма» [5], который предусматривает возможность оказывать услуги, связанные с крип-товалютой только на основании лицензии, выданной полицией Эстонии.

Страны Карибского бассейна разделились в вопросе отношения к электронным деньгам на два лагеря. Одна часть стран (Содружество Доминики, Сент-Люсия, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины) имеют единую валюту. Общим денежным органом этих стран является Восточно-карибский центральный банк, который начал участвовать в пилотном проекте по созданию собственной цифровой валюты на основе блокчейн-техно-логий [11]. Остальные страны Карибского бассейна не готовы использовать данные технологии в финансовой сфере.

Большинство стран еще не определились

на государственном уровне в вопросе использования криптовалюты как законного платежного средства, в связи с чем не имеют соответствующей нормативной базы. К таким странам можно отнести Финляндию, Ирландию, Францию, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Британские Виргинские острова и многие другие. Однако большинство стран единогласны в вопросе необходимости создания нормативной базы для удаления пробелов в законодательстве, регламентирующем вышеуказанную сферу деятельности.

Когда на телекоммуникационных сетях лежит задача передачи цифровой валюты либо другого рода информации, носящей конфиденциальный характер или материальную выгоду, возникает вопрос ее сохранности и надежности, на что необходимо обращать особое внимание как отдельным пользователям, так и государству в целом. При этом необходимо совершенствовать методы защиты информации как средствами аппаратного и программного обеспечения, так и на законодательном уровне.

В Российской Федерации определена основная стратегия развития в области информационной безопасности, однако, учитывая современные реалии, данные нормы необходимо постоянно совершенствовать. Так, с 1 ноября 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» [6], рег-

ламентирующий работу в сети Интернет. Данные нововведения касаются как операторов связи, так и обычных пользователей. Рассмотрим основные проблемы, которые затрагивает данный закон. Во-первых, при изменении внешнеполитической обстановки Россия должна быть готова к различным кибератакам и другим воздействиям на российский сегмент Интернета, а также к предотвращению возможности отключения от Всемирной сети. Во-вторых, из-за большого потока неотфильтрованной информации необходимо принять меры по предотвращению попадания недопустимого контента, запрещенного на уровне законодательства. В связи с чем для повышения информационной безопасности со стороны операторов связи необходима установка дополнительного оборудования для противодействия угрозам. Данные технические средства должны предотвратить возможность отключения российского сегмента Интернета от Всемирной сети. Это длительный и ресурсозатратный процесс, поэтому соответствующий закон вступает в силу только через полгода с момента его подписания. При этом государство берет на себя централизованное управление, данная функция по обеспечению бесперебойной работы поручена Роскомнадзору. Основной принцип заключается в том, что весь поток трафика должен проходить исключительно по каналам связи на территории государства. При возникновении каких-либо внешних угроз или кибератак Роском-надзор сможет блокировать трафик без участия операторов связи.

Для бесперебойной работы государственных органов в штатном режиме необходимо следить за тем, чтобы все сервера находились на территории Российской Федерации, следует также учитывать местонахождение серверов при использовании облачных технологий.

Данные технологии достаточно хорошо защищают пользователей с точки зрения информационной безопасности, однако на другую чашу весов встает вопрос о доступности информации, что также немаловажно. При решении таких важных вопросов в области информационных технологий нужно соблюдать баланс всех потребностей пользователей.

Для более целостной картины необходимо проанализировать законодательство в области информационной безопасности других стран. Одним из факторов принятия Федерального закона от 01.05.2019 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свя-

зи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» послужило утверждение в 2018 году новой стратегии кибербезопасности Соединенных Штатов Америки [12]. В данном документе упомянуты Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика как страны, от которых возможны киберугрозы. Основные принципы данной стратегии США заключаются в защите американских интересов, процветании страны, поддержании мира силой и распространении американского влияния. Управление рисками кибербезопасности для повышения надежности и устойчивости информационных систем, в том числе на критически важных объектах, является основной задачей рассматриваемого документа. Повышенное внимание в данной стратегии уделяется улучшению кибербезопасности на транспортной и морской инфраструктуре, а также в космосе.

Еще одним важным элементом политики, обозначенным в стратегии кибербезопасности США, является изменение законодательства в области электронной слежки и компьютерных преступлений. Предполагается обновление нормативных документов о компьютерных преступлениях для расширения возможностей правоохранительных органов по законному сбору необходимых доказательств преступной деятельности и проведения дальнейших оперативно-следственных и судебно-процессуальных действий. Сбор необходимой информации может происходить и за пределами США. Если ранее для осуществления подобной деятельности использовались так называемые соглашения о взаимной правовой помощи, реализуемые в том числе в рамках Будапештской конвенции по противодействию киберпреступности, то сейчас правоохранительные органы имеют расширенные полномочия по получению информации, хранящейся на тех серверах американских компаний, которые находятся за пределами США. Таким образом, заключение соглашений и соответствующее уведомление государств о проведении следственных мероприятий на их территории больше не требуются.

В стратегии национальной кибербезопас-ности США содержатся указания правоохранительным органам уменьшать технологические барьеры, такие как технологии аноними-зации и шифрования, что нацелено на возможность контроля со стороны государства.

Рассмотрим законодательства ряда других стран для получения наиболее полной картины в сфере мирового информационного пространства.

Одним из самых ярких примеров государственного регулирования сети Интернет является Китайская Народная Республика. На территории страны доступ к иностранным сайтам ограничен. Все сайты проходят фильтрацию по основным ключевым словам, определенным в рамках государственной безопасности, также имеется список заблокированных для доступа на территории страны сайтов [7]. Крупные поисковые системы (Google, Microsoft BingSearch, Yahoo) для того, чтобы остаться на рынке Китая, добавили соответствующие фильтры [13]. Сайты, базирующиеся на территории КНР, не могут ссылаться и публиковать новости, взятые из зарубежных новостных лент, без специального разрешения.

Широкое распространение социальных сетей и возможность публиковать любую информацию в Интернете порождает новые вопросы в области государственного регулирования. Например, в Германии 30 июня 2017 года был принят закон «О мерах в отношении социальных сетей» [14]. Закон обязывает крупные сетевые платформы, такие как Facebook, Insta-gram, Twitter и YouTube, оперативно удалять незаконный контент. Речь идет о широком круге высказываний: от оскорбления представителей власти до прямых призывов к насилию.

В Индии существует закон «Об информационных технологиях» [15], который обеспечивает правовую основу для электронного управления, признавая электронные записи и цифровые подписи. Он также дает определение киберпреступлениям и предписывает им

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей». URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_162586/.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите ин-

наказания. В 2008 году в приведенный Закон внесена ст. 66А, предусматривающая уголовную ответственность за отправку оскорбительных сообщений. Также добавлен раздел 69, который дает власти возможность перехвата, мониторинга или дешифрования любой информации через любой компьютерный ресурс.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственная политика в области информационной безопасности различных стран нацелена в большей или меньшей степени на повышение уровня защищенности и уменьшение киберугроз.

На законодательном уровне любое государство пытается защитить граждан своей страны от различного рода информационных угроз, тем самым ограничивая в той или иной степени потребление информационных ресурсов.

В целом сравнительно-правовое исследование позволяет выделить два подхода к регулированию правовых отношений в области информационных технологий. Первый подход -европейский, отличающийся демократичными принципами и свободой пользования сетью. Второй подход - азиатский, отличающийся стремлением установить полный контроль информационных потоков в национальном сегменте сети Интернет.

В заключение отметим, что информационные технологии в современном мире играют огромную роль в жизни общества и для их легитимного использования и уменьшения неопределенности в данной сфере необходимо четкое и своевременное правовое сопровождение, которое должно идти параллельно с развитием и совершенствованием новых современных технологий.

Bibliography

1. Federal law of the Russian Federation of 05.05.2014 № 97-FL «On amendments to the Federal law "On information, information technologies and information protection" and certain legislative acts of the Russian Federation on streamlining the exchange of information using information and telecommunication networks». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_162586/.

2. Federal law of the Russian Federation of 27.07.2006 № 149-FL «On information, information technologies and information protection». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.

формации». URL: http://www.consultant.ru/ cgi?req=doc&base=LAW&n=32 2880&fld cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=32 =134&dst=1000000001,0&rnd=0.8961416744 2880&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.896141674476383#06278188942715617.

376383#06278188942715617.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.07.2017 № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_221230/.

4. Проект Федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о цифровых финансовых активах)». URL: http://www.consultant.ru/ law/hotdocs/57223.html.

5. Закон о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма (Эстония). URL: https://www2.politsei.ee/dotAsset/ 364086.pdf.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 01.05.2019 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"». URL: www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_323815/.

7. Струкова П. Э. Великий китайский интернет. URL: https://magazeta.com/internet/.

8. Japan officially recognizes bitcoin and digital currencies as money. URL: https://cointeleg-raph.com/news/japan-officially-recognizes-bit-coin-and-digital-currencies-as-money.

9. The exchange of traditional currencies for units of the Bitcoin virtual currency is exempt from VAT. URL: curia.europa.eu/jcms/upload/ docs/application/pdf/2015-10/cp150128en.pdf.

10. Croatian National Bank. URL: https:// www.hnb.hr/currency.

11. Regulation of cryptocurrency around the world. URL: https://www.loc.gov/law/help/ cryp-tocurrency/world-survey.php.

12. National cyber strategy of the United States of America. URL: http://csef.ru/media/articles/ 8665/10828.pdf.

13. Google to censor China web searches. URL: https://www.cnet.com/news/google-to-cen-sor-china-web-searches.

14. Act to improve enforcement of the law in social networks. URL: bmjv.de/SharedDocs/ Gesetzgebungsverfahren/ Dokumente/NetzDG_ engl.pdf?_blob=publicationFile&v=2.

15. The information technology act. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/185999.

3. Federal law of the Russian Federation of 29.07.2017 № 276-FL «On amendments to the Federal law "On information, information technologies and information protection"». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_221230/.

4. Draft Federal law № 419059-7 «On digital financial assets and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation (on digital financial assets)». URL: http://www.consultant.ru/ law/hotdocs/57223.html.

5. Anti-money laundering and terrorist financing act (Estonia). URL: https://www2.politsei.ee/ dotAsset/364086.pdf.

6. Federal law of the Russian Federation of 01.05.2019 № 90-FL «On amendments to the Federal law "On communications" and the Federal law "On information, information technologies and information protection"». URL: www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 323815/.

7. Strukova P. E. The great Chinese Internet. URL: https://magazeta.com/internet/.

8. Japan officially recognizes bitcoin and digital currencies as money. URL: https://cointeleg-raph.com/news/japan-officially-recognizes-bit-coin-and-digital-currencies-as-money.

9. The exchange of traditional currencies for units of virtual currency bitcoin is exempt from VAT. URL: curia.europa.eu/jcms/upload/docs/ application/pdf/2015-10/cp150128en.pdf.

10. Croatian National Bank. URL: https:// www.hnb.hr/currency.

11. Regulation of cryptocurrency around the world. URL: https://www.loc.gov/law/help / cryp-tocurrencies / world-survey.php.

12. National cyber strategy of the United States of America. URL: http://csef.ru/media/articles/ 8665/10828.pdf.

13. Google to censor China web searches. URL: https://www.cnet.com/news/google-to-cen-sor-china-web-searches.

14. Act to improve enforcement of the law in social networks. URL: bmjv.de/SharedDocs/ Gesetzgebungsverfahren/ Dokumente/NetzDG_ engl.pdf?_blob=publicationFile&v=2.

15. The information technology act. URL: https://wipolex.wipo.int/ru/text/185999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.