Научная статья на тему 'Цифровой суверенитет и правовое регулирование пиринговых платежных систем'

Цифровой суверенитет и правовое регулирование пиринговых платежных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ / КРИПТОВАЛЮТА / БИТКОИН / ПИРИНГОВЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ / DARKNET / ТЕХНОЛОГИЯ TOR / ИНТЕРНЕТ / INFORMATION SECURITY / DIGITAL SOVEREIGNTY / CRYPTOCURRENCY / BITCOIN / PEERING PAYMENT SYSTEMS / TOR TECHNOLOGY / INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джойс Элла Александровна, Симаков Александр Александрович

Защита суверенитета государств определила направление вектора развития международных отношений в начале XXI в. Современные информационные технологии вносят кардинальные коррективы в регулирование отношений между лицами, обществами, государствами. Новые возможности, которые предоставляют телекоммуникационные системы, позволили беспрепятственно вторгаться в различные сферы деятельности государств, осуществляя информационную агрессию по отношению к странам, не способным защитить свой цифровой суверенитет. Отсутствие в международном праве норм, регулирующих вопросы информационной безопасности, привело к отсутствию у многих стран возможности отразить вторжение в свое информационное пространство. Глобальные изменения затронут в ближайшее время международную финансовую систему. Без оценки тенденций развития новой международной финансовой системы, в основе которой лежат информационные технологии, и правового регулирования уже складывающихся отношений в этой области, мы не сможем сохранить суверенитет нашего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Sovereignty and Legal Regulation of Peering Payment Systems

Protection of state sovereignty determined the development of international relations in the early 21st century. Modern information technologies are making fundamental changes in the regulation of relations between people, societies and states. New opportunities given by telecommunication systems allowed free intervention into various spheres of national activity and informational aggression against the states unable to defend their digital sovereignty. Lack of international legal norms regulating the issues of information security led to the situation when many countries fail to respond to intervention into their informational sphere. Global changes in the nearest future will affect the world financial system. If there is no estimate of developments of a new world financial system, basing on information technologies, and legal regulation of the established relations in this field, it will be impossible to preserve the sovereignty of our state.

Текст научной работы на тему «Цифровой суверенитет и правовое регулирование пиринговых платежных систем»

Право и общество

Law and Society

УДК 342.9:336.7 © Э. А. Джойс, А. А. Симаков, 2018

Цифровой суверенитет и правовое регулирование пиринговых платежных систем

Э. А. Джойс, Омская академия МВД России. E-mail ella_smk@mail.ru А. А. Симаков, Омская академия МВД России. E-mail alex_smkv@yahoo.com

Защита суверенитета государств определила направление вектора развития международных отношений в начале XXI в. Современные информационные технологии вносят кардинальные коррективы в регулирование отношений между лицами, обществами, государствами. Новые возможности, которые предоставляют телекоммуникационные системы, позволили беспрепятственно вторгаться в различные сферы деятельности государств, осуществляя информационную агрессию по отношению к странам, не способным защитить свой цифровой суверенитет. Отсутствие в международном праве норм, регулирующих вопросы информационной безопасности, привело к отсутствию у многих стран возможности отразить вторжение в свое информационное пространство. Глобальные изменения затронут в ближайшее время международную финансовую систему. Без оценки тенденций развития новой международной финансовой системы, в основе которой лежат информационные технологии, и правового регулирования уже складывающихся отношений в этой области, мы не сможем сохранить суверенитет нашего государства.

Digital Sovereignty and Legal Regulation of Peering Payment Systems

E. A. Joys, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail ella_smk@mail.ru A. A. Simakov, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs. E-mail alex_smkv@yahoo.com

Protection of state sovereignty determined the development of international relations in the early 21st century. Modern information technologies are making fundamental changes in the regulation of relations between people, societies and states. New opportunities given by telecommunication systems allowed free intervention into various spheres of national activity and informational aggression against the states unable to defend their digital sovereignty. Lack of international legal norms regulating the issues of information security led to the situation when many countries fail to respond to intervention into their informational sphere. Global changes in the nearest future will affect the world financial system. If there is no estimate of developments of a new world financial system, basing on information technologies, and legal regulation of the established relations in this field, it will be impossible to preserve the sovereignty of our state.

Ключевые слова: информационная безопасность; цифровой суверенитет; криптовалюта; биткоин; пиринговые платежные системы; DarkNet; технология Tor; Интернет.

Keywords: information security; digital sovereignty; cryptocurrency; bitcoin; peering payment systems;

DarkNet; Tor technology; Internet.

Деньги в обращении обладают двумя свойствами — анонимностью и подтверждением права на приобретение товара или услуги. При осуществлении любой покупки номиналом денежной купюры подтверждается право на приобретение вещи, причем без идентификации личности.

При появлении коммерческих отношений в глобальной сети Интернет возникла потребность обеспечить удобный механизм расчетов за товары и услуги. В Интернете распространены следующие формы оплаты: безналичный расчет, электронные платежные системы и криптовалюты. И только последняя система может обеспечить в виртуальном пространстве оба свойства, присущие обыкновенным купюрам.

Оплата с помощью пластиковых карт (безналичным расчетом) характеризуется отсутствием анонимности при осуществлении транзакции, т. е. происходит идентификация клиента, его покупки и стоимости покупки, наличие банковского счета обязательно.

Электронные платежные системы (в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе») являются формой безналичных расчетов (ст. 7) 1 . Хотя в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 862) нет явного указания на названную форму расчетов, в новой редакции документа «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», утвержденного Банком России, расчет в форме перевода электронных денежных средств определяется как одна из форм безналичного расчета 2.

Определение безналичного денежного оборота предполагает наличие банковского счета и полное отсутствие анонимности [1, с. 11]. Тогда утверждение об осуществлении безналичных расчетов в электронных платежных системах некорректно, так как в таких системах денежные средства предоставляются одним лицом обязанному лицу без открытия банковского счета.

Таким образом, появление новых форм платежа требует изменения в самом определении безналичных расчетов. Необходимо убрать из определения безналичных расчетов обязательность открытия банковского счета.

В электронных платежных системах, в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», также накладываются существенные ограничения на приватность каких-либо сделок.

Согласно этому нормативному акту пользователь электронной платежной системы может совершить оплату товаров и услуг, применяя неперсонифици-рованное электронное средство платежа, лишь при остатке денежных средств не более 15 тыс. рублей, причем в случае переводов электронных денежных средств между физическими лицами проведение упрощенной идентификации обязательно (ст. 10). Похожие требования предъявляются и к юридическим лицам.

В настоящее время даже в случае отсутствия персонификации говорить об анонимности совершения сделок не приходится.

Заявления высокопоставленных лиц нашего государства в средствах массовой информации о необходимости ужесточения контроля за непер-сонифицированным посещением глобальных сетей и электронных платежных систем позволяют говорить о принятии требования обязательной идентификации всех участников электронных платежных систем в ближайшее время 3.

Таким образом, можно согласиться с общепринятым мнением о том, что совершение покупки в глобальной сети Интернет с анонимным статусом возможно только в пиринговых платежных системах, формирующих семейство анонимных крипто-валют. Первая и самая известная среди них крипто-валюта — Bitcoin (биткоин).

Обозначим проблему отношений между уже существующими эмитентами валют различных государств и новой платежной системой, основанной на использовании криптовалют.

Министерство финансов РФ высказало озабоченность оборотом криптовалют в России (в первую очередь подразумевается криптовалюта биткоин). Поддержка со стороны ряда организаций и лиц, а также жесткие поправки в КоАП и УК РФ, которые стремятся внести (помимо поправок в Федеральный закон «О Центральном банке») представители Министерства финансов, заставляют более углубленно исследовать проблему регулирования в нашей стране отношений субъектов в электронной платежной системе, основанной на криптовалюте.

Напомним, что идея свободного Интернета не нова. С начала 90-х гг. XX в. стала формироваться модель отношений пользователей глобальной сети Интернет. Основные элементы этой модели должны были обеспечить защищенное и приватное общение между пользователями.

1 О национальной платежной системе : федеральный закон от 27 июля 2011 г. № 161-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Положение о правилах осуществления перевода денежных средств. Утв. Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П (ред. от 5 июля 2017 г.). Там же.

3 Путин заявил о проблемах из-за анонимности в Интернете. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a705a849a79471dd71f a6ef (дата обращения: 20.02.2018).

С начала 90-х гг. отношение пользователей глобальной сети Интернет и государств к приватности в общении было скорее пассивным, чем активным. Нет спроса — нет и предложения. Поэтому многие проекты, успешно осуществленные в техническом аспекте, претерпевали фиаско в коммерческом плане. Вспомним опыт первых электронных платежных систем — компания «DigiCash», реализовавшая криптографические протоколы аутентификации участников системы с сохранением приватности при совершении сделок, потерпела неудачу из-за отсутствия спроса среди пользователей глобальной сети Интернет. Объемы товарооборота в электронной коммерции во всех ее секторах были незначительными, а значит и вопрос о платежах за товары и услуги не входил в перечень приоритетных.

Известная программа PGP (Pretty Good Privacy), создававшаяся как оплот демократических основ в Интернете в 90-х гг., также являлась некоммерческим проектом. Всплеск электронной коммерции в корне изменил взгляд общества и государства на данные системы. Через несколько лет с момента основания компании «DigiCash» подобные проекты становятся успешными коммерческими вложениями, а государства вынуждены расширять область информационного права. Например, первые директивы Европейского Союза, определяющие статус электронных платежных систем и электронных денег и регулирующие отношения в этих системах, датируются 1999 и 2000 гг. 4

Период коммерциализации глобальной сети Интернет можно охарактеризовать пионерскими решениями и незначительной долей электронной коммерции в общем объеме экономической деятельности, что, в свою очередь, несущественно влияло в целом на финансовые системы развитых государств.

В XXI в. роль развитых государств в формировании новых информационных технологий в телекоммуникационных системах стремительно возросла. Несмотря на кажущееся перемирие, конфронтация между государством и правами и свободами граждан в глобальных сетях переходит на новый уровень. Новости из таких стран, как США, Англия, Швеция о положительном влиянии внедренной системы анонимайзеров TOR на демократические основы в виртуальном пространстве, а также факты о росте финансирования этими странами проектов по развитию DeepWeb, (как, впрочем, и DarkNet) лишь подтверждают предположение о зарождении в нашем обществе новых направлений в экономической деятельности [2].

В настоящее время в глобальной сети Интернет формируются новые отношения, фундаментом которых стали новые технологии последних двадцати лет, обеспечивающие созданный человечеством виртуальный мир современной виртуальной системой финансовых отношений. PGP, электронные платежные системы, анонимные компьютерные сети, криптовалюта являются ключевыми элементами этой системы.

В результате сейчас мы имеем десятки разновидностей электронной наличности, защищенной благодаря асимметричным и симметричным криптоалгоритмам; анонимность адресов осуществляется благодаря TOR, а PGP может обеспечивать генерацию пар ключей и электронную подпись. В совокупности все это представляет начало зарождения первой электронной платежной системы, которая в транзакциях не нуждается в посреднике. Можно сказать, что впервые создана форма электронных фидуциарных денег, обладающих теми же свойствами, что и банкноты — анонимность и подтверждение права на приобретение той или иной вещи.

Отношение государств к появлению криптова-лют не может быть однозначным по ряду причин. Во-первых, государство не может быть гарантом современных криптовалют, которые, по самой идее и технологии, отвергают любого посредника, способного защитить платежную систему. Защита обеспечивается только криптографическими методами. Любые завершенные транзакции отмене не подлежат, что означает невозможность возврата крипто-валюты в случаях: отказа от сделки, краха биржи, незаконного совершения сделки и других ситуаций. Современное же законодательство нашей страны о кредитных организациях в случае персонификации клиентов электронной платежной системы позволяет защитить интересы оных в перечисленных выше ситуациях.

Во-вторых, в финансовом мире настороженно относятся к пока еще непрогнозируемому влиянию криптовалюты на существующие валюты разных стран.

В-третьих, не является секретом и тот факт, что в ближайшем будущем усилия англосаксонских стран будут направлены на создание мировой валюты. Транснациональным корпорациям нужна транснациональная платежная система. Им начинают мешать национальные интересы (правовые, экономические, социальные и пр.) государств, которые остались единственным препятствием безграничного использования ресурсов. Если мир в ближайшем будущем не изменится, государства, увы, будут поглощены.

4 Европейский центральный банк. URL: http://economic-definition.com/Pan_European_institutions/Evropeyskiy_central_ nyy_bank_European_Central_Bank__eto.html (дата обращения: 20.02.2018).

Уже сейчас границы многих государств формальны, и в той или иной мере страны утратили свою независимость. Криптовалюты органически вписываются в стратегию транснациональных корпораций по уничтожению экономического суверенитета государств, так как, по мнению ряда политологов, одна из криптовалют в ближайшие годы возьмет на себя роль мировой валюты 5. Крах нефтедоллара позволит списать все триллионные долги США, «обнулить» все офшорные зоны и уничтожить конкурентов тех финансовых групп, которые после полного краха одной финансовой системы построят новую электронную международную финансовую систему на базе крип-товалют. Опасность криптовалют не в приватности всех ее пользователей и, конечно же, не в распределенности платежной системы, а в возможности контроля за использованием самого главного ресурса на земле — трудового. На кону стоят человеческие ресурсы независимо от расовой, национальной и территориальной принадлежности.

В-четвертых, остаются некоторые технические вопросы, связанные с хранением постоянно растущей базы данных, содержащей историю обращений всех электронных монет, обеспечением надежности баз данных, а также вопросы криптостойкости при стремительном развитии информационных технологий.

Информационное письмо Центрального банка РФ от 27 января 2014 г., в котором даются комментарии к статье 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», называет негативные последствия при использовании криптовалют для совершения сделок. В первую очередь акцентируется внимание на анонимности субъектов (причем, как правильно замечено, неограниченного круга), осуществляющих эмиссию и использование крипто-валюты, так как это влечет к преднамеренному или невольному участию в противоправных действиях.

Федеральная служба по финансовому мониторингу согласна с мнением Банка России, кроме того, при приобретении товаров и услуг с использованием криптовалюты (в соответствии с письмом этой Федеральной службы) нет возможности отмены несанкционированных транзакций или возврата платежа в случае неполучения товара или услуги, что является следствием децентрализации и невозможности регулирования со стороны государства.

Действительно, если привычные фидуциарные деньги хотя бы защищены законодательно, то крип-товалюта виртуальна и в прямом, и в переносном смысле — ничем не подкреплена, правового регулирования не имеет, эмитент дифференцирован, пользователи анонимны. Можно ли такие отношения на-

звать свободой действий пользователей пиринговых платежных систем? Полагаем, что нет. Вероятность успешного осуществления пользователем каких-либо сделок в такой среде не вероятности вероятности выигрыша в лотерею. Таким образом, риск потери виртуальных денег у пользователя перекрывает все преимущества, которые предоставляет анонимность в сети.

Но возможности осуществления неправомерных действий в анонимной сети с использованием пиринговых платежных систем практически безграничны (экономические преступления, компьютерные преступления, действия экстремисткой направленности, все более изощренные методы информационной агрессии, методы информационно-психологического воздействия на различные социальные группы, мошенничества и т. д.) [3-5].

Разработчики криптовалют (примечательно, что они не стремятся раскрывать свои личности) далеко не первые, кто исследовал асимметричные криптоалгоритмы на предмет их применения для генерации электронных денег. В конце XX в. уже существовал ряд схем криптографических преобразований создания виртуальной наличности. Большинство этих схем предполагают эмиссию электронных денег именно кредитными организациями, причем не только с их гарантией, но и с обеспечиванием свойства анонимности при совершении сделок. Другими словами, существуют протоколы электронных платежей создания криптовалют, обеспечивающие анонимность пользователя, с одной стороны, и защиту клиента банка-эмитента (как гаранта сделок с электронными монетами), с другой стороны. В работе В. В. Ященко приводится классический пример одного из протоколов, где банк-эмитент осуществляет проверку электронной монеты на подлинность и проверяет, не была ли потрачена монета. В то же время протокол электронных платежей обеспечивает неотслеживаемость потраченных электронных монет благодаря схеме слепой подписи, построенной на основе криптографических преобразований [6, с. 3].

Решая вопрос о жизнеспособности пиринговых платежных систем, обратим внимание на следующий факт.

На современном этапе создана анонимная международная децентрализованная компьютерная сеть ^агк№1) с неподвластной ни одному государству международной анонимной платежной системой, в которой осуществляется эмиссия виртуальной валюты (например, Ысот). Назовем такую среду международной анонимной информационно-телекоммуникационной средой. Существует некоторая среда, на регулирование всех отношений

5 Девятов А. П. Прогноз на 2018 год. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6ZYgyuaaIxg (дата обращения: 10.02.2018).

в которой не может повлиять ни одно государство мира, однако такая виртуальная среда — это источник неконтролируемой информации, которая может послужить средством информационной агрессии, экономического и политического влияния против любого государства. Кому это выгодно?

Согласно распространяемой в глобальной сети Интернет информации разработчиками DarkNet являются «Центр высокопроизводительных вычислительных систем» Исследовательской лаборатории Военно-морских сил США и американское Агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA. Исходя из утверждения, что система разрабатывалась в рамках федерального заказа, можно предположить, что силовым структурам США потребовалась глобальная сеть не только с анонимным входом и выходом, но и защищенная от прослушивания [2, с. 64]. Создание защищенных каналов связи — это разумное желание для любого сильного государства. Как во время разработки данной сети, так и в настоящее время конфиденциальный канал связи формируется на основе виртуальных туннелей, которые позволяют обеспечить передачу информации в зашифрованном виде. Система Tor не исключение. Но в отличие от виртуальных частных сетей (VPN), широко использующихся коммерческими организациями, глобальная сеть на основе прокси-серверов системы Tor обеспечивает анонимность в общении. В 2002 г. все результаты проекта Tor были обнародованы вместе с исходными текстами и выпущены клиент-серверные приложения со свободной лицензией.

Источники финансирования представлены на официальном сайте TorMetrics 6. Среди них можно выделить несколько основных игроков — это Министерство обороны США и Государственный департамент США, некоммерческая правозащитная организация Electronic Frontier Foundation (учреждена в США, сейчас имеет свое представительство в Европе), все другие ежегодно меняющиеся организации, как правило, связывает страна регистрации — США.

Непрерывная деятельность разработчиков по совершенствованию сетей указывает на повышенный интерес силовых структур США к своему проекту. Создаются системы слежения и поиска, контроля и управления в этой сети. Например, система Memex Tika 7 совершенствуется с 2014 г. Агентством передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA), которая обрабатывает и анализирует информацию в DarkNet, связанную с торговлей людьми и оружием. Такая интеллектуальная система позволяет идентифицировать людей и оружие, ме-

стоположение и объекты, проводить семантический анализ текста и распознавать графические изображения.

Достаточно много можно рассуждать о свободе и анонимности в DarkNet, однако корреляция силовых структур США с разработкой, поддержкой и финансированием этого проекта очевидна [7, с. 4; 8, с. 368].

Складывается впечатление, что существование сети DarkNet — это оправданные риски США по созданию международной анонимной информационно-телекоммуникационной среды, потворствующей правящему классу США в выполнении своих глобальных притязаний на ресурсы (в том числе на человеческие ресурсы) других стран.

Для всех пиринговых платежных систем характерно искусственное поддержание их работоспособности. Эмиссия криптовалюты требует больших вычислительных мощностей, историю всех транзакций в этой системе необходимо хранить (технология блокчейн). В то же время на криптовалютных биржах происходят фантастические колебания курса криптовалют (на сегодняшний момент именно крип-товалюты обладают наибольшей волатильностью, позволяющей получить максимальный доход в минимальные сроки) [9].

В современной законодательной базе РФ понятие денежного суррогата и понятие криптовалюты не закреплены [10; 11]. Когда нет ясности в терминологии, сложно определить правовой статус международной виртуальной платежной системы, на которую претендует криптовалюта. Даже понятие электронных денежных средств, на наш взгляд, требует поправок.

Электронные денежные средства, в соответствии с определением из Федерального закона «О национальной платежной системе», нельзя назвать денежными средствами. В большей степени определение подходит под описание денежных суррогатов и мало чем отличается от авансового платежа или подарочного сертификата, используемых ранее в нашей стране в системах «электронных кошельков» до признания на законодательном уровне определения электронных денежных средств. В настоящее время утрачен смысл электронных денег. Изначально они проектировались как венец фиатных денег. По сути, электронные деньги — это числовые последовательности на электронных носителях информации, которые утверждаются государством как платежное средство. Последнее свойство полностью отсутствует в пиринговых платежных системах. Деклариру-

6 TorMetrics. URL: https://metrics.torproject.org (дата обращения: 20.02.2018).

7 Christian Mattmann Searching Deep and Dark: Building a Google for the Less Visible Parts of the Web. URL: http://rb.ru/story/ google-for-darknet (дата обращения: 20.02.2018).

ется, что криптовалюта не обеспечивается ни одним материальным ресурсом и не полагается на авторитет ни одного государства мира и в то же время не подвержена инфляции по причине ограниченности эмиссии в вычислительном смысле. Другими словами, криптовалюта — деньги из воздуха, с претензией на международную валюту. Однако после уничтожения одной финансовой системы и рождения новой неизбежна оценка — установление эквивалента между международной криптовалютой и какими-либо ценностями. Тот, кто будет совершать оценивание и устанавливать правила в новой электронной международной финансовой системе, и будет истинным организатором нового мирового устройства.

Простота оплаты с помощью криптовалюты вызывает все больший интерес среди социальных групп виртуальной среды. Социальные сети — это миллиардное общество без границ. Социофобия становится не болезнью, а нормой современного общества. В таком обществе денежные знаки на бумажных носителях не могут использоваться. И в этом смысле крип-товалюта — прекрасный инструмент закрепления в социальных сетях ощущения виртуального мира. Недаром обретает популярность в социальных сетях новое программное обеспечение для микроплатежей — программа СЬа^еПр. Программа позволяет, находясь в виртуальном мире, манипулировать своими незначительными средствами в биткоинах. Причем передача может осуществляться любому физическому (юридическому) лицу по вашему желанию. Простота в передаче, вероятно, в ближайшее время приведет к дальнейшим информационно-психологическим экспериментам, которые станут фундаментом для создания новых форм манипуляции сознанием и мошенничества [12, с. 56]. Та легкость, с какой люди расстаются с виртуальными деньгами, приведет к интересным результатам.

В пользу грамотной и продуманной стратегии формирования нового гегемона на смену действующей мировой валюте указывает и следующий факт. К началу 2018 г. в мире насчитывается более 800 криптовалют, значимый оборот на криптова-лютных биржах имеют не более двадцати. Среди них биткоин обладает самой высокой рыночной капитализацией. Но, несмотря на большие обороты торгов на криптовалютных биржах, в торгах за десять лет ни разу не участвовало более 60% из всех сгенерированных биткоинов 8, т. е. больше половины эмитированных биткоинов находится в тени, готовые в любой момент проявиться и обрушить криптовалютные биржи по всем криптовалютам, так как курсы всех значимых криптовалют зависят от курса биткоина.

Этот важный фактор требует серьезного изучения при принятии решения о правовом регулировании криптовалют в Российской Федерации.

С точки зрения информационной безопасности России, необходим запрет обращения любых крип-товалют на территории нашего государства, эмиссия которых не осуществляется самим государством. Выше упоминалось о возможности создания крипто-валюты со свойством анонимности и Центральным банком Российской Федерации в качестве эмитента (посредника). Только тогда криптовалюту можно назвать действительно электронным денежным средством в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Понятие электронных денежных средств в Федеральном законе «О национальной платежной системе» не только вступает в противоречие с определением безналичных расчетов, но и не позволяет оперировать этим понятием в пиринговых платежных системах. Другой, более универсальный подход к формулированию определения электронных денежных средств был утвержден Директивой 2000/46/ ЕС, в соответствии с которой электронные деньги должны обладать такими свойствами, как хранение на электронном устройстве, стоимостная эквивалентность к фиатным денежным средствам при эмиссии и признанное средство платежа. Широта данного понятия позволяет ввести в оборот крип-товалюты и начать регулирование отношений в финансовых системах в современных условиях. Однако недопустимо введение на территории Российской Федерации иного платежного средства, кроме рубля, так как это усугубит и без того нестабильное состояние национальной финансовой системы. В целях экономической безопасности необходимо установить запрет на негосударственные электронные платежные системы и принять на территории России только национальную электронную платежную систему с применением государственной электронной монеты на основе криптографических преобразований. Это позволит не просто устранить биржевые спекуляции и обеспечить прозрачность всех совершаемых транзакций в Интернете, но и получить государству существенный дополнительный доход, внедрить новые технологии инвестирования промышленности и сельского хозяйства. Другие способы внедрения криптовалют, кроме как национализация этой деятельности, могут крайне негативно сказаться на суверенитете нашего государства.

Формирование новых цифровых экономических отношений предоставляет при разумном и контролируемом государством внедрении в социально-

8 Сколько всего биткоинов в мире существует? URL: http://fb.ru/article/348381/skolko-vsego-bitkoinov-v-mire-suschestvuet (дата обращения: 10.01.2018).

экономические процессы нашей страны существенные преимущества в системе расчетов, государственных инвестиций, механизмов государственного регулирования российской экономики.

Оборотная сторона цифровой экономики, которую активно развивает Всемирный банк, — открытие новых возможностей для различных механизмов и психотехник манипуляции обществами

и социальными группами на глобальном уровне. А это влечет опасность потери суверенитета любого государства. Построение международной финансовой системы на цифровой платформе создает предпосылки тотального контроля на транснациональном уровне, что, несомненно, вступит в антагонистические противоречия в правовом поле с суверенными государствами.

Список литературы

1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2011.

2. Симаков А. А. Анонимность в глобальных сетях // Научный вестник Омской академии МВД России. 2017. № 2(65).

3. Узденов Р. М. Новые границы киберпреступности // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10. № 4.

4. Батоев В. Б., Семенчук В. В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Законодательство: состояние и пути совершенствования. Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2(42).

5. Сидоренко Э. Л. Криминологические риски оборота криптовалют // Экономика. Налоги. Право. 2017. Т. 10. № 6.

6. Введение в криптографию / под общ. ред. В. В. Ященко. 4-е изд., доп. М., 2012.

7. О подходах к обнаружению прослушивания трафика в анонимной сети Tor / В. А. Алешин, В. С. Жилина, А. В. Коршунов и др. // Вопросы кибербезопасности. 2013. №2.

8. Авдошин С. М., Лазаренко А. В. Методы деанонимизации пользователей Tor // Информационные технологии. 2016, Т. 22, № 5.

9. Viglione R. Does Governance Have a Role in Pricing? Cross-Country Evidence from Bitcoin Markets (September 25, 2015). URL: https://ssrn.com/abstract=2666243.

10. Шильдина М. В. Денежные суррогаты, криптовалюта и электронные денежные средства // Евразийский союз ученых. 2016. №30-5.

11. Сидоренко Э. Л. Криптовалюта как новый юридический феномен // Общество и право. 2016. № 3(57).

12. Баришполец В. А. Области применения информационно-психологического воздействия // Информационные технологии. 2014. Т. 6. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.