Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / STATE CORPORATION / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / LEGAL ENTITIES / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / CIVIL LAW / РЕФОРМА ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / REFORM OF CIVIL LEGISLATION / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семеновский И.Д.

Данная статья посвящена актуальным вопросам правового положения государственных корпораций в Российской Федерации. Рассмотрены понятие и место государственных корпораций в системе юридических лиц, дана общая характеристика их правового статуса. Показаны причины создания государственных корпораций. Одним из главных стимулов, который двигал государством при идее создания государственных корпораций, являлся поиск оптимальной формы, позволившей бы максимально эффективно организационно оформить государственную собственность и оперативное управление ею. Именно такая специфическая форма, как государственная корпорация, и была создана в целях осуществления структурных преобразований в наиболее важных отраслях экономики страны и для ее модернизации, поскольку сделать это посредством унитарных предприятий или учреждений не представляется возможным. Делается вывод о будущем такого вида юридических лиц, как государственная корпорация в отечественной цивилистике. Таким образом, организационно-правовая форма государственных корпораций по-прежнему останется в системе некоммерческих юридических лиц, и каждая государственная корпорация будет иметь специальный правовой статус, установленный именным федеральным законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF STATE CORPORATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article deals with actual questions of status of state corporations in Russian Federation. Examined the concept and place of state corporations in the legal entities’ system, given the overall characte-ristics of their legal status. Analyzed the reasons for the creation of state corporations. One of the main reasons motivated the state with the idea of creating state corporations, was the search for optimal forms which would enable effectively to institutionalize public ownership and operational mana-gement. It is this specific form, as a state Corporation, was created in order to implement structural reforms in the most important sectors of the national economy and for its modernization, as to make it through unitary enterprises or institutions is not possible. Makes conclusion about the future of such legal entities as state corporation in Russia’s Civil Law. Thus, the organizational-legal form of public corporations will remain in the system of non-profit legal entities, and each state Corporation will have a special legal status, established registered by the Federal law.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

И.Д. СЕМЕНОВСКИЙ, студент юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ

Научный руководитель: O.A. ТЕРНОВАЯ, кандидат юридических наук

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная статья посвящена актуальным вопросам правового положения государственных корпораций в Российской Федерации. Рассмотрены понятие и место государственных корпораций в системе юридических лиц, дана общая характеристика их правового статуса. Показаны причины создания государственных корпораций.

Одним из главных стимулов, который двигал государством при идее создания государственных корпораций, являлся поиск оптимальной формы, позволившей бы максимально эффективно организационно оформить государственную собственность и оперативное управление ею. Именно такая специфическая форма, как государственная корпорация, и была создана в целях осуществления структурных преобразований в наиболее важных отраслях экономики страны и для ее модернизации, поскольку сделать

I.D. SEMENOVSKIY, the student of law faculty Financial Academy at the Government of the Russian Federation

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF STATE CORPORATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article deals with actual questions of status of state corporations in Russian Federation. Examined the concept and place of state corporations in the legal entities' system, given the overall characteristics of their legal status. Analyzed the reasons for the creation of state corporations.

One of the main reasons motivated the state with the idea of creating state corporations, was the search for optimal forms which would enable effectively to institutionalize public ownership and operational management. It is this specific form, as a state Corporation, was created in order to implement structural reforms in the most important sectors of the national economy and for its modernization, as to make it through unitary enterprises or institutions is not possible. Makes conclusion about the future of such legal entities as state corporation in Russia's Civil Law. Thus, the organizational-legal form of public corporations will remain in the system of non-profit legal entities, and each state Corporation will have a special legal status, established registered by the Federal law.

это посредством унитарных предприятий или учреждений не представляется возможным. Делается вывод о будущем такого вида юридических лиц, как государственная корпорация в отечественной цивилистике. Таким образом, организационно-правовая форма государственных корпораций по-прежнему останется в системе некоммерческих юридических лиц, и каждая государственная корпорация будет иметь специальный правовой статус, установленный именным федеральным законом.

Ключевые слова: правовой статус, государственная корпорация, юридические лица, гражданское право, реформа гражданского законодательства, Российская Федерация.

Key words: legal status, state corporation, legal entities, Civil Law, reform of Civil legislation, Russian Federation.

Одним из основных институтов гражданского права является институт юридических лиц. В основу одной из наиболее важных классификаций юридических лиц в российском праве на коммерческие и некоммерческие законодатель взял признак цели, ради которой создано юридическое лицо. Перечень коммерческих юридических лиц является закрытым, перечень же некоммерческих юридических лиц Гражданский кодекс РФ до сих оставляет открытым.

Один из видов некоммерческих лиц - государственная корпорация. В контексте ведущегося в настоящее время поиска оптимальных форм управления государственной собственностью вопрос функционирования и дальнейшего будущего этого вида юридических лиц является актуальным.

Эта тема не до конца разработана в теории и в ней есть достаточно аспектов, требующих уяснения. Например, С.А. Степанова отмечает, что «государственная корпорация как юридическое лицо является неким симбиозом различных классических организационно-правовых форм: унитарного предприятия, акционерного общества, учреждения и т.д. Глубокие цивилистические исследования пока не коснулись особенностей такой корпорации»1.

Согласно п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г.

1 См.: Алексеев С.С., Аюшеева И.З., Васильев A.C. и др. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. / Под общ. ред. С.А. Степанова. М.: «Проспект»; Институт частного права, 2010. Т. 1.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих орга-

2 ч

низациях»2 «государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона». Главный вывод, следующий из рассматриваемой статьи, - это особый статус каждой создаваемой государственной корпорации, регулируемый специальным федеральным законом, в соответствии с которым создается конкретная государственная корпорация.

Государственной корпорации присущи все признаки юридического лица, однако данная форма обладает весьма специфическими отличительными чертами, которые как отождествляют ее с другими организационно-правовыми формами, так и резко отграничивают их друг от друга.

Говоря о месте государственных корпораций в системе юридических лиц, необходимо иметь в виду, что их статус регулируется не только Федеральным законом «О некоммерческих организациях», но и специальными федеральными законами, которые фактически и устанавливают конкретный правовой статус каждого из таких образований. Эти положения находят подтверждение в абз. 1 п. 3 ст. 7 указанного Закона: «Особенности правового положения

2 См.: Росс. газ. 1996. 24 янв.

государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Таким образом, эта организационно-правовая форма существенно отличается от всех других тем, что не требует наличия ни устава, ни, тем более, учредительного договора. «По сути, учредительным документом государственной корпорации служит федеральный закон, на основе которого она была создана»3.

Законодатель в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» дает определение государственной корпорации, устанавливает ее существенные признаки, наделяет ее определенными функциями. В то же время регулирование государственных корпораций, по сути, выводится из-под сферы действия данного Закона. Это прямо следует из п. 4 ст. 7.1: «Положения настоящего Федерального закона применяются к государственным корпорациям.. , если иное не предусмотрено законом, предусматривающим создание государственной корпорации». Например, п. 5 ст. 4 Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» устанавливает, что «на Внешэкономбанк не распространяются положения, установленные пунктами 3, 5,

3 Суханов ЕЛ. Гражданское право: В 4 т. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 1. Общая часть. С. 199.

7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"».

Таким образом, учитывая, что каждый закон наделяет государственные корпорации различным набором прав и обязанностей, дает им различные полномочия в отношении управления имуществом, построения структуры руководства, можно говорить лишь о наиболее общих характеристиках государственной корпорации как организационно-правовой формы юридического лица.

Во-первых, как уже было отмечено ранее, это - некоммерческая организация, которая не имеет членства. Во-вторых, она создается на основе имущественного взноса Российской Федерации, которая теряет вещные права на переданное имущество, собственником которого становится сама корпорация. Эта черта отличает государственные корпорации от унитарных предприятий и автономных учреждений. Обязательственные права государства также не имеют места быть в данном случае, в этом заключается отличие исследуемого объекта от акционерного общества с государственным участием или некоммерческого партнерства. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация - по обязательствам государственной корпорации. В-третьих, отличие от формы открытых акционерных обществ - на государственной корпорации не лежит обязанность раскрытия пуб-

личной информации в классическом понимании. Государственная корпорация обязана ежегодно отчитываться перед Правительством РФ, а также публиковать отчеты о своей деятельности на своей странице в сети Интернет.

Из вышеизложенного следует, что закрепленное в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» понятие «государственная корпорация» является рамочным, и фактически каждая из действующих корпораций обладает особым, специфическим статусом, предусмотренном в Законе об этой корпорации. Соответственно, и положение в системе организационно-правовых форм юридических лиц у каждой из таких организаций особое, присущее только ей, обладающей уникальными и индивидуальными задачами и целями.

Поэтому имеются скорее конкретные условия, послужившие созданию той или иной корпорации, нежели какие-то глобальные предпосылки. Однако все же представляется уместным говорить и об общей причине создания подобной организационно-правовой формы в целом. Одним из главных стимулов, который двигал государством при идее создания государственных корпораций, являлся поиск оптимальной формы, позволившей бы максимально эффективно организационно оформить государственную собственность и оперативное управление ею. Именно такая специфическая форма, как государственная корпорация, и была создана в целях осуществления структурных

преобразований в наиболее важных отраслях экономики страны и для ее модернизации, поскольку сделать это посредством унитарных предприятий или учреждений не представляется возможным.

Эти слова нашли подтверждение в докладе «Государственные корпорации в современной России», подготовленном Экспертным советом при Комитете Совета Федерации по промышленной политике: «Организационно-правовая форма государственной корпорации также позволяет решить проблему негибкости организаций бюджетного сектора»4. Механизм воплощения этой идеи - передача государственной собственности в негосударственный сектор для более эффективного управления ею.

Сфера их деятельности весьма разнообразна, но во всех случаях создания корпорации одной из причин выбора организационно-правовой формы государственной корпорации являлось создание благоприятного и упрощенного режима управления материальными ресурсами для выполнения поставленных задач в случаях, когда государство участвует в гражданском обороте в публичных интересах.

В науке и обществе складывалось неоднозначное отношение к данным институтам и высказывались суждения о прекращении существования этой организационно-право-

4 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». М.: Совет Федерации, 2008.

вой формы. Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в 2009 г. отмечал в Концепции развития гражданского законодательства, что «представляется целесообразным упразднение организационно-правовой формы государственной корпорации и преобразование существующих государственных корпораций»5 в другие виды юридических лиц. Аналогичная позиция была также в свое время высказана Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию 2009 г. Он заявил, что «корпорации, которые имеют определённые законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой и конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством»6.

Первым шагом на пути реализации сказанного стало изменение статуса государственной корпорации Роснанотех. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 2287-р7 Российская корпорация нанотехнологий первой и последней из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 г. перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО».

5 Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.

6 Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Росс. газ. 2009. 13 нояб.

7 См.: СЗ РФ. 2010. № 52 (Ч. I). Ст. 7170.

Однако для более объективного анализа какого-либо явления необходимо проводить наблюдение в течение относительно длительного периода времени. Возвращаясь к предпосылкам создания организационно-правовой формы государственных корпораций, обратим внимание на мнение органов власти уже в 2012 г.: «Именно приоритетами промышленной политики были продиктованы действия по созданию крупных государственных корпораций... Цель была — остановить развал интеллектуальных отраслей промышленности, сохранить научный и производственный потенциал за счет консолидации ресурсов и централизации управления»8. Отталкиваясь от данных задач, согласимся с мнением Совета по кодификации гражданского законодательства в том, что «оценка необходимости создания и функционирования государственных корпораций выходит за рамки гражданского пра-ва»9. С нашей точки зрения, существование данной организационно-правовой формы есть яркий пример первичности экономики по отношению к праву.

Заявленная цель была достигнута именно посредством создания и работы государственных корпораций, имеющих особый правовой статус, способных оперативно распоряжаться имуществом и принимать управленческие решения. Юридические лица данного типа не впи-

8 Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. 2012. 30 янв.

9 Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.

сываются органично в существующую традиционную систему юридических лиц. Конечно же, подмена нормативно-правового регулирования индивидуально-правовым с теоретической точки зрения есть явление негативное, но в данном конкретном случае мы можем судить о положительном результате.

Как следствие, Концепция развития гражданского законодательства претерпела изменения в вопросе, касающемся института юридических лиц в целом и государственных корпораций, в частности. Проект федерального закона № 47538-6/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предполагает установить закрытый перечень некоммерческих юридических лиц и сделать исключение для государственных корпораций и иных юридических лиц, создаваемых на основании федеральных законов. К ним «положения Гражданского кодекса о юридических лицах применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом о соответствующем юридическом лице»10.

Таким образом, организационно-правовая форма государственных корпораций по-прежнему останется в системе некоммерческих юридических лиц, и каждая государ-

10 Проект федерального закона № 47538-6/2 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // www. consultant.ru

ственная корпорация будет иметь специальный правовой статус, установленный именным федеральным законом.

Библиографический список:

1. Aлeксeeв C.C., Aюшeeвa И.З., Васильев A.C. и др. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. / Под общ. ред. С.А. Степанова. M.: «Проспект»; Институт частного права, 2010. T. 1.

2. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации». M.: Совет Федерации, 200B.

3. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Росс. газ.

2009. 13 нояб.

4. Путин В.В. О наших экономических задачах // Ведомости. 2012. 30 янв.

5. Cyxaнoв E.A. Гражданское право: В 4 т. M.: Волтерс Клувер, 200B. T. 1. Общая часть. С. 199.

References (transliteration):

1. Alekseev S.S., Ajusheeva I.Z, Vasil'ev A.S. i dr. Grazhdanskoe pravo: Ucheb.:

V 3 t. / Pod obshh. red. S.A. Stepanova. M.: «Prospekt»; Institut chastnogo prava,

2010. T. 1.

2. Doklad Soveta Federacii Fede-ral'nogo Sobranija Rossijskoj Federacii 2007 goda «O sostojanii zakonodatel'stva v Rossijskoj Federacii». M.: Sovet Federacii, 200B.

3. Poslanie Prezidenta Rossii Fede-ral'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii ot 12 nojabrja 2009 g. // Ross. gaz. 2009. 13 nojab.

4. Putin V.V. O nashih jekonomicheskih zadachah // Vedomosti. 2012. 30 janv.

5. Suhanov E.A. Grazhdanskoe pravo:

V 4 t. M.: Volters Kluver, 200B. T. 1. Obshhaja chast'. S. 199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.