Научная статья на тему 'Административно-правовой статус государственных корпораций Российской Федерации: юридическое лицо или орган государственной власти'

Административно-правовой статус государственных корпораций Российской Федерации: юридическое лицо или орган государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2658
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГК "РОСАТОМ" / STATE CORPORATION / LEGAL ENTITY / STATE AUTHORITY / SC ROSATOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шмелёва А.В.,

В данной статье рассматривается административно-правовой статус государственных корпораций. Особенности правового положения государственных корпораций как юридических лиц. На примере государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» приводятся признаки, которые присущи органам государственной власти, что и свидетельствует об особенностях правового статуса данной организационно-правовой формы юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal status of state corporations of the Russian Federation: legal entity or state authority

This article deals with the administrative and legal status of public corporations. Peculiarities of the legal status of state corporations as legal entities. Using the example of the Rosatom State Atomic Energy Corporation, there are signs that are inherent to government bodies, which testifies to the peculiarities of the legal status of this legal form of a legal entity.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой статус государственных корпораций Российской Федерации: юридическое лицо или орган государственной власти»

Административно-правовой статус Государственных корпораций Российской Федерации: юридическое лицо или орган государственной власти

Administrative and legal status of state corporations of the Russian Federation: legal

entity or state authority

Шмелёва А.В.

Студент 2 курса, Института права, Башкирский государственный университет,

РФ, г. Уфа

e-mail: shmelyova. aleksandra@yandex. ru

Shmelyova A. V.

2rd year student,

Institute of Law Bashkir State University, Russia, Ufa

e-mail: shmelyova. aleksandra@yandex. ru

Научный руководитель Максимова Марина Александровна

старший преподаватель Института права

Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа

Scientific adviser Maximova Marina Aleksandrovna

senior lecturer

Institute of law Bashkir state University, Russia, Ufa

Аннотация.

В данной статье рассматривается административно-правовой статус государственных корпораций. Особенности правового положения государственных корпораций как юридических лиц. На примере государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» приводятся признаки, которые присущи органам государственной власти, что и свидетельствует об особенностях правового статуса данной организационно -правовой формы юридических лиц.

Annotation.

This article deals with the administrative and legal status of public corporations. Peculiarities of the legal status of state corporations as legal entities. Using the example of the Rosatom State Atomic Energy Corporation, there are signs that are inherent to government bodies, which testifies to the peculiarities of the legal status of this legal form of a legal entity.

Ключевые слова: Государственная корпорация, юридическое лицо, орган государственной власти, ГК «Росатом».

Key words: State corporation, legal entity, state authority, SC Rosatom.

В соответствии со ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственная корпорация является одной из организационно-правовых форм некоммерческих унитарных организаций.

Более широкое определение государственной корпорации законодатель формулирует в законе о некоммерческих организациях, где ст. 7.1 отмечается, что государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций- По сравнению с государственными унитарными предприятиями полномочия государственных корпораций шире, этот факт подтверждается, например, и тем, что имущество, которое было передано ей государством, является её собственностью, в свою очередь имущество унитарных предприятий остаётся в собственности у

соответствующего публично-правового образования, а им вверяется в право оперативного управления либо же хозяйственного ведения.

Таким образом, гражданское законодательство относит государственную корпорацию к видам юридических лиц. Но является ли она таковым фактически?

Первая государственная корпорация была образована в 1999 году - Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), на основании ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».

Необходимость создания государственных корпораций в Российской Федерации как верно, отмечает Л.А. Терехова, напрямую связана как с усилением роли государства в экономических отношениях, так и с созданием так называемых прорывных технологий и новых отраслей производства.

Казалось бы, государственная корпорация в рамках специальной правосубъектность занимается предпринимательской деятельностью и логичнее было бы рассматривать данный вопрос в рамках гражданского права, но в силу возложенных на государственную корпорацию достаточного объема публичных полномочий, государственная корпорация выступает и как субъект административного права.

Проанализируем исключительные свойства правового положения государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее - ГК «Росатом»). В законе о государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», а именно в ст. 3 указывается, что ГК «Росатом» является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации.

Однако изучив некоторые положения вышеуказанного закона можно отметить, что для достижения целей, возложенных на ГК «Росатом», последняя осуществляет немалый перечень полномочий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии, что выходит за рамки признаков юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством.

В ст. 7 того же закона конкретизированы полномочия рассматриваемой ГК. Так например, ГК «Росатом» разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области использования атомной энергии, включая научно-техническую, инвестиционную и структурную политику, по развитию и безопасному функционированию атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, атомного ледокольного флота, представляет данные предложения на рассмотрение Президента Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации и обеспечивает их реализацию . Эта характерная черта присуща органам исполнительной власти. В частности, Министерство обороны являясь федеральным органом исполнительной власти, также разрабатывает предложения по формированию государственной политики в соответствующей сфере и т. д. Данное положение также подтверждает факт особенностей государственных корпорацию

Некоторые права и обязанности ГК «Росатом» реализует на основании административного регламента, что также указывает на уникальность данной организационно-правовой формы.

Среди государственных услуг, осуществляемых «Росатомом» особое место, занимает лицензирование деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях. По общему правилу лицензирование осуществляется органами исполнительной власти.

В отношении единоличного исполнительного органа ГК «Росатом», необходимо отметить, что им является генеральный директор, который назначается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Данное положение можно рассматривать одновременно в двух аспектах:

1. единоличный исполнительный орган - генеральный директор - характерная черта юридических лиц;

2. генеральный директор назначается Президентом РФ, данный аспект снова подтверждает факт выхода за границы признаков юридических лиц и все больше свидетельствует о наличии признаков органа исполнительной власти.

Анализ функций и полномочий государственных корпораций свидетельствует о том, что отдельные государственные корпорации наделены распорядительными, регулирующими и контрольными функциями, а также властными полномочиями-

Как результат вышеизложенного можно подвести итог о том, что государственная корпорация сочетает в себе признаки, как юридического лица, в частности автономность имущества, самостоятельная ответственность по обязательства государственной корпорации и т.д., так и органа государственной власти. По существу, государственная корпорация представляет собой орган исполнительной власти, а именно министерство, которое также определяет основные направления политики в соответствующей сфере и ряд других аналогичных полномочий. Поэтому не представляется возможным с полной уверенностью утверждать, что государственная корпорация есть юридическое лицо в чистом виде, ей характерен ряд особенностей как в организационном плане так и в правовом положении. Как субъект административного права государственная корпорация подлежит глубокому научному анализу.

Список используемой литературы:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3a585d0351c74adc4c9878b6019d704cdd9d3699/ (дата обращения 12.05.2019).

2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/933187ac22e14635e1e3ba1c5d5ca118bca5b17d/ (дата обращения 12.05.2019).

3. Терехова Л.А. Государственная корпорация как субъект административного права // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2014. - № 4. - С. 84. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/gosudarstvennaya-korporatsiya-kak-subekt-administrativnogo-prava (дата обращения 12.05.2019).

4. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 01.12.2007 № 317-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72969/ (дата обращения 12.05.2019).

5. Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».

6. Альхименко В.В. Государственная корпорация как субъект административно-правовых отношений // Труды Института государства и права Российской Академии Наук. Административные правоотношения: вопросы теории и практики. - 2009. - № 1. С. 64-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.