Научная статья на тему 'Особенности правового регулирования деятельности в сфере использования возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе'

Особенности правового регулирования деятельности в сфере использования возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
649
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / RENEWABLE ENERGY SOURCES / ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГИЯ / RENEWABLE ENERGY / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО / ENERGY LAW / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENERGY POLICY / ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / EUROPEAN ENERGY LAW / EUROPEAN ENERGY POLICY / ENERGY COMPANY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кологерманская Екатерина Михайловна

Введение: в настоящее время возрастает актуальность использования возобнов ляемой энергетики как одной из самых безопасных для окружающей среды, природных ресурсов, жизни населения. Цель: проанализировать политико-правовые особенности организации деятельности в сфере возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе. Методологическая основа: использовались следующие общенаучные и специаль ные методы познания правовых явлений и процессов в сфере публичного права: метод системно-структурного анализа; формально-логический, статистический методы. Результаты: изучены акты первичного (Маастрихтский договор 1992 г., Амстердам ский договор 1997 г.) и вторичного права (Директива по производству электроэнер гии из возобновляемых источников энергии (Directive on Electricity Production from Renewable Energy Sources 2001/77/EC) и пр. Выводы: рассмотрев базовые особенности политико-правового регулирования деятельности в сфере возобновляемой энергии в ЕС, автор приходит к выводу о том, что, представленный опыт может являть собой положительный пример правового регулирования рассматриваемой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кологерманская Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES IN THE FIELD OF RENEWABLE ENERGY IN THE EUROPEAN UNION

Background: the relevance of using renewable energy as one of the safest way for the environment protection, health and life of population is being clarified. Objective. The main aim of the research is the analysis of the role and the meaning of the fundamental regula tion of the renewable energy in the EU. Methodology: in doing the research the following methods of study were used: the general scientific and special methods of cognition of le gal phenomena and processes in the field of public law, the method of systemic structural analysis, formal logical and statistical methods. Results: the author has examined some of the most important political and legal issues of development of renewable energy in EU. Basic acts are investigated in the article: The Maastricht Treaty 1992, The Amsterdam Treaty 1997. This paper aims at investigation of specific regulations, such us: Directive on Electricity Production from Renewable Energy Sources 2001/77/EU, The Renewable Energy Directive 2009/28/EU. Conclusions: the studied political and legal experience of EU can be a positive example of the legislative regulation of the renewable energy sector.

Текст научной работы на тему «Особенности правового регулирования деятельности в сфере использования возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе»

УДК 349.6

Е.М. Кологерманская

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Введение: в настоящее время возрастает актуальность использования возобновляемой энергетики как одной из самых безопасных для окружающей среды, природных ресурсов, жизни населения. Цель: проанализировать политико-правовые особенности организации деятельности в сфере возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе. Методологическая основа: использовались следующие общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере публичного права: метод системно-структурного анализа; формально-логический, статистический методы. Результаты: изучены акты первичного (Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамский договор 1997 г.) и вторичного права (Директива по производству электроэнергии из возобновляемых источников энергии (Directive on Electricity Production from Renewable Energy Sources 2001/77/EC) и пр. Выводы: рассмотрев базовые особенности политико-правового регулирования деятельности в сфере возобновляемой энергии в ЕС, автор приходит к выводу о том, что, представленный опыт может являть собой положительный пример правового регулирования рассматриваемой сферы.

Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, возобновляемая энергия, энергетическое право, энергетическое право Европейского Союза, электроэнергетика, энергетическая политика, Европейская экологическая политика.

E.M. Kologermanskaya

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES IN THE FIELD OF RENEWABLE ENERGY IN THE EUROPEAN UNION

Background: the relevance of using renewable energy as one of the safest way for the environment protection, health and life of population is being clarified. Objective. The main aim of the research is the analysis of the role and the meaning of the fundamental regulation of the renewable energy in the EU. Methodology: in doing the research the following methods of study were used: the general scientific and special methods of cognition of legal phenomena and processes in the field of public law, the method of systemic structural analysis, formal logical and statistical methods. Results: the author has examined some of the most important political and legal issues of development of renewable energy in EU. Basic acts are investigated in the article: The Maastricht Treaty 1992, The Amsterdam Treaty 1997. This paper aims at investigation of specific regulations, such us: Directive

© Кологерманская Екатерина Михайловна, 2018

Аспирант кафедры природоресурсного, аграрного и экологического права Института права, социального управления и безопасности (Удмуртский государственный университет); e-mail: ekaterina.kologermanskaya@ gmail.com

© Kologermanskaya Ekaterina Mikhailovna, 2018

Post-graduate student of the Department of natural resource, agricultural and environmental law of the 194 Institute of law, social management and security (Udmurt State University)

on Electricity Production from Renewable Energy Sources 2001/77/EU, The Renewable Energy Directive 2009/28/EU. Conclusions: the studied political and legal experience of EU can be a positive example of the legislative regulation of the renewable energy sector.

Key-words: renewable energy sources, renewable energy, energy law, European energy law, energy policy, European energy policy, energy company.

В настоящее время актуальными и востребованными становятся идеи об изменении методов и способов добычи, хранения и использования различных видов энергии. Пропагандируется отказ от традиционных энергетических источников, развиваются идеи энергосбережения и использования возобновляемой энергии. Безусловно, вышеуказанный спектр не является исчерпывающим, он подвергается постоянным корректировкам и, по нашему мнению, способен коренным образом изменить технологии производства энергии, которые зачастую складывались веками.

Тем не менее, существуют обстоятельства, которые обусловливают развитие наук, в предмет которых входит изучение различных типов и видов энергии. Это непрерывный рост цен на энергоносители, истощение традиционных источников, глобальные проблемы экологического и энергетического характера, в частности, изменение климата, разрушение озонового слоя, нарастающий энергетический кризис, обусловленный различными причинами, в т.ч. резким ростом и падением цен на нефтяном рынке, увеличением потребления природных углеводородных ресурсов, и пр.

Наиболее интересными и перспективными в настоящее время являются пред- | ложения о внедрении возобновляемых источников в сферу добычи, хранения и и использования различных видов энергии. Действительно, если проанализиро- п вать основные статистические данные, а также существующие теоретические о разработки в указанной сфере, то можно сделать вывод о возрастающей актуаль- О ности использования регенеративной энергии. Приведем некоторые примеры. О

Начнем с того, что возобновляемые источники энергии применяются по от- п ношению к тем источникам энергии, запасы которых восполняются естествен- в ным образом, прежде всего, за счет поступающего на поверхность Земли потока О

энергии солнечного излучения и в обозримой перспективе являются практически ю

р

неисчерпаемыми [1, с. 95]. |

Своевременность использования возобновляемых источников энергии связана К

с особыми свойствами таких ресурсов, существенно отличающихся от традицион- а

ного сырья. Так, традиционная энергетика основана на применении ископаемого |

топлива, запасы которого ограничены. Кроме того, важна зависимость такой |

энергетики от величины поставок и уровня цен, конъюнктуры рынка. №

Возобновляемая энергетика базируется на самых разных природных ре- 1

сурсах, что позволяет беречь невозобновляемые источники и использовать их )

в других отраслях экономики, а также сохранять для будущих поколений эко- 88 логически чистую энергию. Регенеративная энергия совершенно не зависит от топливной составляющей, что создает условия для обеспечения энергетической безопасности государства.

В технологиях возобновляемой энергетики реализуются новейшие достижения многих научных направлений и отраслей: метеорологии, аэродинамики, электроэнергетики, теплоэнергетики, генераторо- и турбостроения, 195

микроэлектроники, силовои электроники, нанотехнологии, материаловедения и т.д. Развитие наукоемких технологий позволяет создавать дополнительные рабочие места за счет сохранения и расширения научной, производственной и эксплуатационной инфраструктуры энергетики, а также экспорта наукоемкого оборудования1.

Отметим, что деятельность в сфере использования возобновляемых источников энергии является капиталоемкой и инвестиционно выгодной. Например, в 2016 г. объем всех инвестиций составил 242 млрд долл. США2. Некоторые аналитические данные свидетельствует об увеличении инвестиций в различные виды возобновляемых источников энергии. Так, максимальный рост ожидается в секторе ветроэнергетики, где ежегодные объемы инвестиций составят 140 млрд долл. в 2020 г. и 206 млрд долл. в 2030 г. На втором месте окажется сектор солнечной энергетики, где значительное снижение затрат приведет к 20-кратному росту общей установленной мощности за 20 лет — с 51 гигаватта в 2010 г. до 1,137 тыс. гигаватт в 2030 г. Биоэнергетический сектор также переживет всплеск активности по мере коммерциализации технологий второго поколения. Ежегодные инвестиции в биотопливо и получение энергии из биомассы и отходов вырастут с 14 млрд долл. в 2010 г. до 80 млрд долл. в 2020 г. и затем будут оставаться стабильными в течение следующего десятилетия3.

Вышеуказанные положения и статистические данные подтверждают актуальность развития регенеративной энергии, а в некоторых случаях необходимость ее развития в качестве дополнительного способа энергообеспечения населения государства, стабилизации и усовершенствования подходов к извлечению энергии, возможность исключения взаимозависимости энергетического, экономического, бюджетного секторов и пр.

В настоящее время имеется положительный законодательный и практический опыт перехода на ресурсы возобновляемого энергетического сектора. Среди государств, где энергетический сектор обеспечивается регенеративными источниками, следует выделить некоторые страны-члены Европейского Союза: Германию, Данию. Кроме того, политико-правовые меры по развитию возобновляемых источников энергии были предприняты Швейцарией, Канадой, Исландией и т.д.

Интерес вызывают политические и правовые особенности развития рассматриваемой области в Европейском Союзе, что подтверждают следующие причины: во-первых, содействие в использовании возобновляемых источников энергии имеет важное значение для сокращения зависимости Европейского Союза от иностранного импорта энергоносителей4;

во-вторых, в Европейском Союзе были разработаны основные политические направления в области развития возобновляемых источников энергии в государствах-членах, тем самым были созданы нормативные рамки, устанавливающие основные правила и требования в рассматриваемой области5;

^ 1 См.: Материалы официального сайта ПАО «Русгидро».URL: http://www.rushydro.ru/

1 industry/biblioteka/14289.html#2 (дата обращения: 07.04.2017).

i 2 См.: Официальный текст REN21 Annual Report 2016. URL: http://www.ren21.net/wp-

content/uploads/2016/12/REN21_AnnualReport_2016_low.pdf (дата обращения: 07.04.2017).

3 См.: Официальный текст REN21 Annual Report 2017. URL: http://www.ren21.net/wp-content/uploads/2018/02/REN21_AnnualReport_2017_web.pdf (дата обращения: 07.04.2017).

4 См.: Официальный сайт Европейского Союза. URL: http://ec.europa.eu/energy/en/topics/ renewable-energy (дата обращения: 07.04.2017).

5 См.: Renewable energy in Europe 2016. Recent growth and knock-on effects / European Environment Agency, 2016. URL: http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:_ dJvht6O5OUJ:www.eea.europa.eu/publications/renewable-energy-in-europe-2016/download+&cd

196 =1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 07.04.2017).

в-третьих, территория Европейского Союза, определяемая границами стран-членов, имеет различные климатические, природные условия, что способствует развитию различных типов и видов возобновляемых источников энергии;

в-четвертых, право Европейского Союза, особенно сфера регулирования экологических и энергетических правоотношений, устанавливает жесткие нормативные требования и стандарты, которые должны исполняться и применяться на национальном уровне государствами-членами;

наконец, в Европейском Союзе реализуется значительное число научных проектов, посвященных развитию регенеративной энергии, например: Европейская технологическая платформа для ветроэнергии6 (European Technology Platform for Wind Energy), Европейская технологическая платформа для биотоплива7 (European Biofuels Technology Platform) и пр.

В представленной статье проведен анализ политико-правовых актов, различных по форме и содержанию, регулирующих основные особенности развития возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе.

Прежде всего, базис всей системы права Европейского Союза составляют акты первичного права [2, с. 14-15] — учредительные договоры, обладающие высшей юридической силой и устанавливающие основные аспекты деятельности и функционирования рассматриваемого международного образования.

Среди актов первичного права особо следует выделить Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор) 1992 г., в ст. 3. п. f ст. 21 закреплена цель содействия стабильного роста при одновременной защите окружающей среды8, а также Амстердамский договор 1997 г., в котором добавлен принцип устойчивого развития для целей деятельности Европейского Союза9.

Представленные акты Европейского Союза, во-первых, не являются единственными. Существуют иные акты, закрепляющие основы деятельности Европейского Союза, в т.ч. и в области регулирования экологических и энергетических правоотношений; во-вторых, их положения требуют конкретизации специальными законодательными актами, предмет регулирования которых в данном случае составляет деятельность в сфере использования возобновляемых источников энергии, а также их развитие на территории государств-членов Европейского Союза.

Первый политический документ, устанавливающий цели развития и использования регенеративной энергии, был принят на уровне Европейского Союза в 1997 г. — Возобновляемые источники энергии: Белая книга, устанавливающая стратегию Сообщества и план действий в указанной сфере (Renewable energy: White Paper laying down a Community strategy and action plan)10, цель которого заключалась в достижении Европейским Союзом внедрения возобновляемых источников энергии на уровне 12% к 2010 г.

6 См.: Официальный сайт European Technology Platform for Wind Energy. URL: https:// ¡3 etipwind.eu/?ref=tpwind (дата обращения: 07.04.20l7). ю

7 См.: Официальный сайт European Biofuels Technology Platform. URL: http://www.biofuelstp. eu/ (дата обращения: 07.04.2017).

8 См.: Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) в редакции Лиссабонского договора 2007 г. URL: http://eulaw.ru/treaties/teu (дата обращения: 07.04.2017).

9 См.: Амстердамский договор 1997 года. URL: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/am-sterd_dogovor.htm (дата обращения: 07.04.2017).

10 См.: Renewable energy: White Paper laying down a Community strategy and action plan. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:l27023 (дата обращения: 07.04.2017). 197

Данный документ содержал план действий, направленных на обеспечение справедливых рыночных возможностей для использования возобновляемых источников энергии без чрезмерного финансового бремени, и устанавливал следующие меры: недискриминационный доступ к рынку электроэнергии; налоговые и финансовые льготы и режимы; новые направления развития биоэнергии для транспорта, тепловой и электрической энергии, меры по увеличению доли рынка биотоплива, стимулирования использования биогаза и развития рынков для твердой биомассы; поощрение использования возобновляемых источников энергии (например, солнечная энергия) в строительной отрасли как в случае модернизации, так и для нового строительства зданий, строений, сооружений.

В целом представленный документ заложил основу развития возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе, способствовал созданию мер поддержки «пилотных» проектов, определил основные направления развития различных видов таких источников, как биомасса, ветряная энергия, энергия солнца, геотермальная энергия, гидроэнергия. Указанные положения находят отражение в иных, уже современных нормативных документах, в т.ч. и специального характера.

Одним из первых правовых документов Европейского Союза выступает Директива по производству электроэнергии из возобновляемых источников энергии (EU Directive on Electricity Production from Renewable Energy Sources) 2001/77/EC11, цель которой состояла в содействии использования возобновляемых источников энергии при производстве электроэнергии. Рассматриваемый законодательный акт носил, скорее, программный характер в связи с тем, что устанавливал национальные целевые показатели по производству возобновляемых источников энергии для отдельных государств-членов, например, Швеции, Португалии, Финляндии, Испании и пр. Для каждого государства были разработаны индивидуальные целевые показатели использования возобновляемых источников энергии при производстве электроэнергии, которые должны быть достигнуты к 2010 г. Предполагалась и общеевропейская цель достижения уровня использования возобновляемой энергии в суммарной доле 12% к 2010 г., имплементи-рованная из Renewable energy: White Paper laying down a Community strategy and action plan, рассмотренного ранее.

В целях достижения необходимого уровня обеспечения сектора электроснабжения регенеративной энергии данные государства обязаны разработать национальный план сроком на 5 лет, содержащий меры, различные по содержанию, в т.ч. экономические, политические, правовые, научно-технические и иные, которые будут способствовать увеличению объемов энергии, добытой при использовании возобновляемых источников энергии.

При этом рассматриваемая Директива содержала обязанность стран-членов не реже чем 2 раза в год публиковать официальный национальный доклад, оценивающий результаты по реализации указанных мероприятий, направленных на развитие возобновляемого энергетического сектора.

Безусловно, данный документ не является совершенным, его значение заключается в том, что он заложил основы продвижения регенеративной энергии на территории Европейского Союза, в т.ч. особенности развития внутреннего рынка

11 См.: Официальный текст EU Directive on Electricity Production from Renewable Energy Sources 2001/77/EC. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=URISERV:l27035 (дата обращения: 07.04.2017).

электроэнергии при применении возобновляемых источников энергии, а также различные способы и методы взаимодействия государств-членов Европейского Союза. Кроме того, в рассматриваемой области данная Директива имела базовое значение, в т.ч. и закрепляла дефинитивный аппарат. Так, например, в ст. 2 закреплено понятие «возобновляемые источники энергии» — это возобновляемые неископаемые источники энергии, такие как: энергия ветра, солнца, волн, приливов и отливов, геотермальная энергия, гидроэнергетика, биомассы, биогаз, очистки сточных вод и биогазы.

Впоследствии EU Directive on Electricity Production from Renewable Energy Sources 2001/77/EC была актуализирована принятием другого нормативного документа.

Дальнейшее правовое становление области возобновляемой энергии связано с принятием специального нормативно-правового акта — Директивы о возобновляемых источниках энергии (The Renewable Energy Directive 2009/28/ EC12). Принятие данного документа обусловлено двумя причинами: во-первых, актуализируются правила использования регенеративной энергии в Европейском Союзе, определяются цели сокращения выбросов парниковых газов, а также использования экологически чистой энергии; во-вторых, устанавливаются обязательные для государств-членов ориентиры в целях достижения как 20%-го общеевропейского уровня использования возобновляемых источников энергии в различных областях, так и внедрение регенеративной энергии, особенно в транспортном секторе, до 10%.

Рассматриваемая Директива закрепляет обязанность для каждого государства-члена Европейского Союза разработать национальный план развития и применения возобновляемых источников энергии на период до 2020 г. для достижения различных национальных целевых показателей. Приведем некоторые примеры. Так, самый высокий уровень использования регенеративной энергии должен быть достигнут в Швеции и составить 49%, самый низкий показатель установлен для Люксембурга — в размере 10%. Указанные цели зависят от площади того или иного государства, являющегося членом Европейского Союза, наличия природных ресурсов, а также климатических условии и иных обстоятельств, имеющих важное значение при исследовании возобновляемых источников энергии. Следует отметить, что ст. 5 Директивы устанавливает и правила расчета доли энергии из возобновляемых источников энергии для каждого государства. В этот расчет должны быть включены такие показатели, как валовое конечное потребление электроэнергии из возобновляемых источников энергии, валовое конечное потребление энергии из возобновляемых источников для теплоснабжения, валовое конечное потребление энергии из возобновляемых источников в транспортной инфраструктуре.

Кроме того, на национальном уровне должны быть разработаны правовые правила и требования, определяющие условия гарантии происхождения энергии, добытой при применении возобновляемых источников в сфере электроснабжения, теплоснабжения, и пр.

Установление цели увеличения объема использования регенеративной энергии в других, нетипичных областях, на территории государств-членов Европейского Союза обусловливает создание современной инфраструктуры для использования возобновляемых источников энергии, в частности в транспортном секторе.

12 См.: Официальный текст The Renewable Energy Directive 2009/28/EC. URL: http://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:32009L0028 (дата обращения: 07.04.2017).

Директива 2009/28/EC выступает базовым нормативно-правовым документом в области регулирования отношений, возникающих в процессе использования возобновляемых источников энергии, в т.ч. закрепляет основные положения, которые должны быть конкретизированы в национальном законодательстве, дефинитивный аппарат. Так, в соответствии со ст. 7 Директивы определяется понятие «возобновляемая энергия», под которой понимается энергия из возобновляемых (неископаемых) источников, а именно ветра, солнечной энергии, аэротермической, геотермальной, гидротермальной энергии, гидроэнергии, биомассы и биогаза. Кроме того, раскрывается содержание определений каждого из указанных видов регенеративной энергии.

Следует отметить, что наравне с государствами-членами в соответствии с положениями рассматриваемой Директивы были приняты национальные планы на период до 2020 г. в таких странах, как Исландия и Норвегия1т1что подтверждает актуальность и успешность правового регулирования сферы возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе.

Вызывают особый интерес положения, касающиеся возможности сотрудничества государств-членов Европейского Союза в сфере использования регенеративной энергии. Принятие данных норм обусловлено несколькими обстоятельствами, важнейшее из которых — различие в природно-климатических условиях государств-членов. В то время, как некоторые страны Европейского Союза эксплуатируют внутренние возобновляемые энергетические ресурсы, в некоторых районах Европы имеет место низкий потенциал для развития регенеративной энергии. Например, некоторые страны могут иметь больше рек, пригодных для гидроэлектростанций, в то время как другие государства имеют возможности для развития солнечной энергии и т.д.

Юридически установлена комплексная система мер и способов сотрудничества, которые заключаются в следующем:

1) статистические переводы возобновляемых источников энергии (Statistical transfers). В представленном способе кооперации одна страна Европейского Союза передает другой энергию, добытую при использовании возобновляемых источников энергии, тем самым повышается уровень использования регенеративной энергии второго государства. Представленный механизм сотрудничества является весьма актуальным для обоих агентов. С одной стороны, возобновляемая энергия, полученная в излишке, может быть продана за определенную стоимость, а с другой стороны, страны с менее рентабельными возобновляемыми источниками энергии могут достичь установленных целей при меньших затратах;

2) совместные проекты по возобновляемой энергии (Joint projects). Два или более государств-членов Европейского Союза могут совместно финансировать проект возобновляемых источников энергии в сфере электроснабжения или теплоснабжения. Однако данные проекты могут, но не должны включать в себя физическую передачу энергии из одной страны в другую. При этом страны Европейского Союза могут также вступать в совместные проекты со странами, не входящими в данное международное сообщество. Полученная энергия будет учитываться в достижении установленных национальных целей, если проект реализуется в сфере электроснабжения или имеет реальное влияние на количество возобновляемых источников энергии, потребляемой в Европейском Союзе;

13 См.: Материалы официального сайта Европейской комиссии. URL: https://ec.europa.eu/ energy/en/topics/renewable-energy/national-action-plans (дата обращения: 07.04.2017).

3) схемы совместной финансовой поддержки (Joint support schemes). Два или более государств-членов Европейского Союза могут совместно финансировать схему поддержки для стимулирования производства возобновляемой энергии в одном или обоих государствах. Такая форма сотрудничества может включать в себя такие меры, как общие льготные тарифы, общую квоту и сертификат торгового режима.

Представленные схемы сотрудничества между государствами-членами Европейского Союза представляют собой интересный и эффективный способ развития и внедрения возобновляемых источников энергии на территории Европейского Союза, обеспечивающий полноценность реализации направлений энергетической политики, достижения национальных целей с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки.

Исследовав политико-правовой опыт развития возобновляемых источников энергии в Европейском Союзе, следует сделать вывод о том, что рассматриваемая сфера общественных отношений выступает предметом изучения в течение продолжительного периода. Еще в 1997 г. была предпринята первая попытка внедрения регенеративной энергии на территории данного международного образования.

Конечно, законодательство Европейского Союза, в т.ч. и в исследуемой области, имеет не только положительные, но и спорные характеристики. Это связано, прежде всего, с некоторыми особенностями всей системы права Европейского Союза, в частности, рассмотренные Директивы устанавливают, скорее, нормы декларативного, рекомендательного характера, однако создают базис для дальнейшего правового регулирования на национальном уровне государств-членов Европейского Союза. Особо следует обратить внимание на то, что в Европейском ш

с

Союзе достаточно четко определены ориентиры и цели развития регенеративной н

энергии, создан механизм контроля за выполнением обязательств государств- С

а

членов в виде подготовки среднесрочных пятилетних планов, а также подготовки т

и публикации отчетов об их выполнении. К

Важно то, что и государствами, не являющимися членами Европейского г

Союза, были разработаны планы по развитию возобновляемых источников д

энергии, образцом которых служили положения специального законодатель- |

ства Европейского Союза. Тем самым европейский опыт выступает в качестве н

передового, содержит актуальные положения в сфере развития регенеративной I

энергии, может служить образцом для имплементации в законодательство за- и

рубежных стран. ч

е

I

Библиографический список ак

а

1. Попель О.С. Возобновляемые источники энергии: роль и место в современной и M перспективной энергетике /I Российский химический журнал (Журнал Российского и химического общества им. Д.И. Менделеева). 2008. Т. LII. № 6. С. 95-106. №

2. ЭнтинМ.Л. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы. MM M.: Аксиом, 2009. 304 с. ~

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M

О

8

References

1. Popel O.S. Renewable EnergySsources: the Role and Place in Modern and Prospective Energy I Ros. chem. f. (Zh.M., D.I. Mendeleev Chemical Society of the Russian Federation), 2008, Vol. LII, No. 6. Р. 95-106.

2. Entin M.L. The Law of the European Union. A New Stage of Evolution: 2009-2017. Moscow: Axiom, 2009. 304 р. 201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.