Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / COPYRIGHT / ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ / SUPREME COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CIVIL LEGISLATION / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / APPLIED AND DECORATIVE ARTS / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ЛИЧНЫЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / PERSONAL PROPERTY AND OTHER RIGHTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нестерова Нина Михайловна, Демьянец Владимир Николаевич

В статье рассматриваются вопросы регулирования авторских прав лиц, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих подготовку мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художников-педагогов, а также представителей других творческих профессий. Отмечается, что в процессе учебы, в результате их интеллектуальной деятельности, создаются произведения художественного творчества, являющиеся объектами авторского права. Предлагается несколько вариантов оформления авторских прав обучающихся на создаваемые ими произведения искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of legal regulation of copyrights enrolled in educational institutions

The article discusses the copyright regulation of persons enrolled in educational institutions, carrying out preparation of masters of fine and decorative arts, artists, teachers, and representatives of other creative professions. It is noted that in the process of learning, as a result of their intellectual activity, created artworks, which is subject to copyright. There are several variants of registration of copyright on students created their works of art.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

_Гражданское право

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

НЕСТЕРОВА Нина Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент,

и.о. заведующей кафедрой гражданско-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета. E-mail: necterovanm@gmail.com;

ДЕМЬЯНЕЦ Владимир Николаевич,

доцент кафедры теории и истории государства и права Государственного университета управления. E-mail: vn_demyanets@guu.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы регулирования авторских прав лиц, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих подготовку мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художников-педагогов, а также представителей других творческих профессий. Отмечается, что в процессе учебы, в результате их интеллектуальной деятельности, создаются произведения художественного творчества, являющиеся объектами авторского права. Предлагается несколько вариантов оформления авторских прав обучающихся на создаваемые ими произведения искусств.

The article discusses the copyright regulation of persons enrolled in educational institutions, carrying out preparation of masters of fine and decorative arts, artists, teachers, and representatives of other creative professions. It is noted that in the process of learning, as a result of their intellectual activity, created artworks, which is subject to copyright. There are several variants of registration of copyright on students created their works of art.

Ключевые слова: авторское право, Верховный Суд РФ, гражданское законодательство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, интеллектуальная собственность, личные имущественные и неимущественные права, образовательные организации, обучающиеся.

Copyright, Supreme Court of the Russian Federation, civil legislation, applied and decorative arts, fine arts, intellectual property, personal property and other rights, educational organizations, students.

В настоящее время в Российской Федерации быстро развивается инновационная экономика или экономика знаний, и особенно быстро и качественно это развитие происходит на основе интеллектуальной собственности. Институт интеллектуальной собственности основан на устойчивых нормах, знаниях и механизмах их реализации, охватывает обширные сферы знаний, включая технические, естественные, социальные и другие в зависимости от вида объектов интеллектуальных прав.

Согласно Концепции государственной стратегии интеллектуальной собственности в России инновационное развитие быстро и эффективно происходит на основе интеллектуальной собственности, где без грамотно выстроенных отношений в этой сфере никакие инновации состояться не могут. Их смысл состоит в поощрении творчески активных участников при соблюде-

нии правил поведения и детального нормативно-правового регулирования сферы интеллектуальной деятельности человека, которая приобрела в современных условиях большое значение, являясь одним из основных ресурсов государства, эта деятельность требует более полного регулирования нормами, которые в совокупности составляют один из институтов права - авторского права.

В связи с этим возникает необходимость повышения уровня авторско-правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых лицами, обучающимися в различных образовательных организациях.

Нормативной основой правового регулирования отношений, возникающих в процессе создания и использования интеллектуальной собственности, является ч. IV Гражданского кодекса РФ. Однако ее положения носят общий характер и нуждаются в конкретизации на уровне

подзаконных и локальных актов. В частности, это требуется в сфере образования, там, где у обучающихся возникают интеллектуальные права на произведения искусства, которые востребованы и могут приносить (или приносят) доходы свои создателям - авторам. Это относится ко всем образовательным организациям, где происходит подготовка мастеров изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, художников-педагогов и других специалистов в этой сфере. То есть, там, где возникают авторские права обучающихся на создаваемые ими произведения искусства, являющиеся результатом их творческой деятельности и имеющие внешнюю форму выражения. Чтобы определить правовую природу отношений между образовательной организацией и обучающимися, создающими произведения искусства, необходимо проанализировать понятие объектов авторского права (объект отношений) и его содержание.

В течение всего срока обучения в образовательных организациях будущие художники, дизайнеры, мастера народных промыслов, выполняя учебные задания, а также в процессе прохождения промежуточных и государственной итоговой аттестации, создают различные произведения изобразительного искусства.

Термин «изобразительное искусство» относится к видам искусства, которое воплощает художественные образы на плоскости и в пространстве , это: живопись, скульптура, графика, мозаика, иконы, панно, фрески, декоративное искусство, фотоискусство. Произведения изобразительного искусства отражают замысел создателя (автора - художника) в предметно-визуальной форме, выражают его духовную и социальную сущность, включая внутренний мир автора произведения, его психическое и эмоциональное состояние . Следовательно, под произведением какого-либо вида изобразительного искусства следует понимать (как считает, например, В.В. Лебедь) продукт художественного творчества и труда, который воплощает духовно-содержательный замысел художника в наглядных, зрительно воспринимаемых образах на плоскости и

1 Ожегов С.И .Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 217.

2 Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия Значения: словарь справочник. М., 2002.

3

в пространстве . В ч. IV Гражданского кодекса РФ впервые в самостоятельные группы объектов авторского права, кроме указанных ранее, выделяются фотографические произведения, произведения декоративно-прикладного искусства, произведения голографии (полученные способами, аналогичными фотографии).

В организациях, где предоставляют образовательные услуги для освоения дисциплин по художественно-графическим направлениям у обучающихся в соответствии с Гражданским кодексом РФ возникает авторское право на произведение искусства в силу факта его создания. Возникновение и осуществление авторского права не имеет разрешительного характера, не требует регистрации в каких-либо органах (учреждениях).

Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса РФ произведение или часть его относится к объектам, охраняемым авторским правом, если отвечает следующим требованиям: является результатом творческой деятельности и существует в какой-либо объективной форме (изображения, объемно-пространственной и др.). В настоящее время существует иной, чем ранее подход к правам автора произведения искусства, его права разграничиваются на: право на имя - как способ обозначения своего авторства подлинным именем (или псевдонимом); право на обнародование; на защиту произведения (обеспечивается защита деловой репутации автора); а также имущественные права на использование произведения, получая авторское вознаграждение. То есть авторское право в целом по своей правовой природе является комплексным и поэтому включает личные неимущественные права и имущественные права, такие как:

1. Исключительное право на произведение (личные неимущественные права):

- право авторства (право признаваться автором произведения);

- право на имя (право использовать произведение под своим именем);

- право на обнародование (публичный показ, распространение);

- право на отзыв произведения (отказ от обнародования произведения);

3 Лебедь В.В. Прозведения искусства в авторском праве. М., 2011. С. 19.

- право на неприкосновенность (защита от искажения).

2. Имущественное право на материальный носитель (само произведение) .

Только автору (создателю) произведения искусства принадлежат личные неимущественные права, они неотделимы от личности, неотчуждаемы, непередаваемы. Действительно, обучающийся обладает присущими ему правами, такими как: право авторства - закрепление и отражение фактической работы автора (например, художника) по созданию произведения искусства, при этом не допускается присвоение авторства другими лицами; право на имя - субъективное право автора использовать созданное им произведение под своим именем (или псевдонимом, без указания имени) возникает в результате создания произведения искусства, но реализуется только при его обнародовании; право на неприкосновенность произведения -не допускается внесение в произведение автора различных изменений без его согласия; право следования (как имущественное право) - автор вправе получать вознаграждение, если его произведение искусства будет выставляться (в галереях, на выставках, в художественных салонах) или отчуждаться при его продаже.

Следовательно, автор (обучающийся), выполняя то или иное задание на определенном этапе изучения учебной дисциплины, применяя полученные знания и умения, создает произведения искусства, как отражение своего замысла, имеющего предметно-визуальную форму (например, картину) и приобретает права на все то, что создает - авторские права. В соответствии со ст. 1257 Гражданского кодекса РФ лицо, указанное в качестве автора на оригинале (или экземпляре) произведения считается его создателем, то есть приобретает право авторства (согласно ст. 19 Гражданского кодека РФ имя гражданина включает фамилию, собственно имя и отчество).

В своих произведениях Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц подчеркивали, что «исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение

1 Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в сфере художественного творчества. М., 1986.

срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав авто-

2

ра на другое лицо».

Следовательно, дальнейшее обнародование и распространение произведения искусства возможно только с согласия его автора, то есть, он принимает решение о доведении произведения до всеобщего сведения3, когда оно вводится в гражданский оборот, тогда у его автора возникают имущественные права. Обнародование может осуществляться только один раз, после этого оно уже охраняется авторским правом как обнародованное4. При обнародовании создатель (обучающийся) должен распространять информацию о своем авторском праве - предоставлять любые сведения, которые идентифицируют произведение на оригинале или экземпляре (например, на картине на обороте холста указывается полностью имя автора и год создания).

Необходимо отметить, что только обучающийся (студент) признается автором своего произведения искусств. Можно согласиться с учеными-юристами (специалистами в сфере интеллектуальных прав) , что при этом не возникает соавторство с преподавателем, который оказывает всякого рода помощь - техническую, организационную и иную подобную при создании произведения или придания ему объективной формы, так как это не признается творческим трудом, и не является основанием для признания соавторства. Следовательно, обучающийся (студент) индивидуализирует результаты своей творческой деятельности, тем самым обеспечивая себе общественное признание.

Учитывая все возрастающий интерес в обществе к произведениям искусства и их востребованность, в образовательных организациях обучающихся стало интересовать юридическое закрепление авторских прав, на создаваемые ими произведения, в процессе обучения при приобретении профессиональных навыков в сфере искусства. Ведь согласно ст. 1228 Граж-

2 Чершышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 27; Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957. С. 59.

3 Мирошникова М.А. Сингулярное правопреемство в авторских правах: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 8.

4 Ефремова В.В. Авторское право на произведения изобразительного искусства в России и Франции. М., 2009. С. 116.

5 Зенин И.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2008 С. 95; Ефремова В.В. Указ. соч. С. 103-106.

данского кодекса РФ автором результата интеллектуальной деятельности, творческим трудом которого создается то или иное произведение искусства, может быть признан обучающийся. Проблемы формального закрепления авторских прав на произведения искусства возникают у обучающихся связи с тем, что при получении ими образования по тем или иным направлениям, их интеллектуальные права (ни в локальных актах, гражданско-правовых договорах) не фиксируются. Хотя учащиеся (студенты) могли бы при обнародовании своих произведений уже получать вознаграждение, используя создаваемые произведения искусства под своим именем.

В настоящее время авторские работы (произведения искусств), создаваемые учащимися во время их обучения, поступают в фонд образовательной организации, где они обучаются профессии: курсовые работы хранятся 1 год или 2 года (согласно уставу образовательной организации), затем списываются по акту и уничтожаются; выпускные квалификационные работы после их защиты находятся в архиве факультетов (институтов) 5 лет, затем должны уничтожаться по акту. Работы, отмеченные премиями на конкурсах (или каким-либо иным образом) - хранятся еще 45 лет. И иного правила не существует, не подлежит обсуждению оформление авторских прав обучающихся на создаваемые ими произведения искусства в образовательных организациях в качестве курсовых работ или выпускных квалификационных работ.

Часто у обучающихся (студентов) возникает вопрос - распространяется ли авторское право на выпускную квалификационную работу в виде произведения искусства, возможно ли получить это произведение после окончания ВУЗа? Ведь надо иметь в виду, что оно является результатом его профессиональных навыков, зачастую высоких, приобретаемых за весь продолжительный период обучения. Реализуя свои творческие способности, студент выполняет такую итоговую работу и создает произведение искусства, отвечающее признакам объекта авторского права: 1. произведение представляет результат творческой деятельности; 2. произведение относится к сфере искусства; 3. произведение существует в объективной форме; 4. произведение обнародовано. Но, несмотря на то, что

общие нормы гражданского законодательства могут регулировать такие авторские права обучающихся, однако реально они не учитываются.

Навыки творческой деятельности приобретаются учащимися в течение всего периода обучения, например, в ВУЗе. Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством обучающийся (студент), создавая произведение искусства, автоматически приобретает авторское право, а именно личные неимущественные права автора произведения, имеющие комплексный характер. Согласно п. 2 ст. 1228 Гражданского кодекса РФ авторство и имя автора охраняется бессрочно.

В связи с этим возникает необходимость согласия автора произведения студента на дальнейшее его использование (например, дипломной работы) - обнародование, показ, отчуждение и т.п., это возможно на основании заключения гражданско-правовой сделки. Следовательно, сама юридическая природа авторского права влечет возникновение сложных гражданско-правовых отношений, возникающих между обучающимися и образовательной организацией, имеющих смешанный характер.

Учитывая развитие гражданского законодательства, охрану авторских прав не только национальным, но и международным законодательством, необходимо изменить порядок оформления авторских прав обучающихся при создании объектов интеллектуальных прав в образовательных организациях. Поскольку автор (обучающийся) произведения искусства передает свои исключительные права безвозмездно - без оформления прав, другому лицу - правообладателю (образовательной организации), тем самым разрешая использование охраняемых объектов (произведений искусств) в течение неопределенного времени. Часто обучающиеся - студенты и вовсе не закрепляют свое имя (имя автора) на вновь созданном произведении искусства (на холсте, на бумаге, скульптуре и т.п.), не зная правовых правил, тем самым не реализуют свои комплексные личные неимущественные права.

В связи с изложенным, а также с учетом развития инновационной экономики, по нашему мнению, требуется обязательное письменное оформление авторских прав обучающихся, создающих произведения искусства при обучении

по определённым направлениям в образовательных организациях, на основании гражданско-правового договора, так как речь идет о передаче и отчуждении исключительных прав обучающихся как - субъективных прав, принадлежащих только их создателю - автору.

В цивилистической литературе гражданско-правовой договор рассматривается как взаимная сделка или соглашение, направленное на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Учитывая гражданско-правовой характер указанных отношений, возможно несколько вариантов оформления авторских прав обучающихся на создаваемые ими произведения искусства в процессе обучения в образовательных организациях, которые будут регулироваться нормами гражданского законодательства, так как принятый Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» подобные отношения не регулирует.

Во-первых, для упорядочения отношений сторон, необходимо всегда заключать договор об оказании образовательных услуг между образовательной организацией и обучающимися, создающими произведения искусства, независимо от платности или бесплатности их предоставления. В этом случае в договоре об оказании образовательных услуг, кроме существенных условий (предмет - виды услуг, сроки, цена услуг - если таковая установлена) необходимо дополнительно указать принадлежность исключительных прав участникам договорных обязательств: 1. в договоре о предоставлении образовательных услуг можно закрепить условие об отказе обучающегося от интеллектуальных прав и передаче их в полном объеме образовательной организации безвозмездно; 2. или передать только часть исключительных прав (сохраняя, например, право на имя, ввиду этого при распространении произведения автор, как создатель, будет приобретать известность и др.). При этом обязательно следует указать безвозмездность (или возмездность, что маловероятно) передачи авторских прав обучающихся образовательной организации. После передачи интеллектуальных прав в том или ином объеме, указанном в договоре, образовательной организации не надо получать разрешение на обнародование и распространение этого произ-

ведения искусств, и в таком случае её действия будут правомерны.

Во-вторых, в настоящее время нормы ч. IV Гражданского кодекса РФ содержат формы договоров, в которых закреплена возможность распоряжения исключительными правами: договор об отчуждении исключительного права (ст. 1234); лицензионный договор - о предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности (ст. 1235), договор авторского заказа (ст. 1288). Следовательно, по соглашению между образовательной организацией и обучающимися можно заключать не только договор об оказании образовательных услуг, но и другие гражданско-правовые договоры.

Согласно договору об отчуждении исключительного права правообладатель (обучающийся) передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне - приобретателю (образовательной организации). При этом автор передает не только правомочия имущественного характера на созданный им объект - на материальный носитель (живопись, фотографию, графику и др.), но также и личные неимущественные права - право на обнародование - показ, распространение, право на защиту произведения от искажения и др.

Этот договор согласно императивной норме ст. 1234 Гражданского кодекса РФ заключается в письменной форме. Договор об отчуждении исключительного права на произведение искусства не подлежит государственной регистрации, так как при возникновении и осуществлении авторских прав не требуется государственная регистрация произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Однако согласно гражданскому законодательству при заключении такого вида договора правообладатель (обучающийся) имеет право на вознаграждение от приобретателя (образовательной организации) его исключительных прав на произведение. При отсутствии условия о порядке выплаты и размере вознаграждения, договор считается незаключенным. В то же время гражданское законодательство предполагает безвозмездный характер этих отношений, что вполне вероятно и может быть использовано в образовательной сфере. При этом талантливо

выполненные произведения искусства согласно ст. 1282 ГК РФ после прекращения действия авторского права как обнародованные (например, при защите выпускной квалификационной работы), так и не обнародованные, могут переходить в общественное достояние и свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и, что важно, без выплаты авторского вознаграждения, не нарушая прав на имя и на неприкосновенность произведения.

Так же гражданское законодательство закрепляет еще один вид договора по передаче исключительных прав - лицензионный договор. Он заключается (сроком не более чем на 5 лет) между обучающимся (лицензиаром) и образовательной организацией (лицензиатом) о праве использования произведения искусства с указанием: территории использования; срока передачи авторских прав; момента передачи авторских прав; оплаты авторских прав (вознаграждения); способов использования результатов интеллектуальной деятельности. Согласно этому договору осуществляется передача исключительных прав только в определенном объеме и на указанный в договоре срок.

Как и в отношении договора об отчуждении исключительных прав, так и в отношении лицензионного договора может быть предусмотрено положение о безвозмездности отношений между обучающимся и образовательной организацией. Так же особенностью лицензионного договора является указание на территорию использования, если она не указана, то лицензиат (образовательная организация) вправе использовать произведение искусства в пределах территории Российской Федерации. Поскольку этот договор является срочным, его действие не может превышать 5 лет (то есть на период обучения учащихся).

Следовательно, при заключении лицензионного договора, передаются не все авторские права, а только их часть - в обозначенных пределах и на определенный срок. Следовательно, после окончания обучения в образовательной организации истекает срок действия договора, и автор (создатель) вновь обладает всеми исключительными правами в полном объме

в отношении своего произведения искусства, значит, он вправе его изъять из образовательной организации (предположим из архива) и распоряжаться им по своему усмотрению.

На наш взгляд, вызывает интерес еще одна норма Гражданского кодекса РФ - ст. 1288 «договор авторского заказа», позволяющая заключать гражданско-правовой договор между заказчиком (образовательной организацией) и автором (обучающимся) о создании им произведения искусства. Этот договор, по-нашему, наиболее приемлем в образовательной сфере, так как после создания материальный носитель произведения искусства передается образовательной организации в собственность. Договор авторского заказа может быть возмездным и безвозмездным, то есть, нет обязанности, например, у ВУЗа по выплате авторского вознаграждения учащимся и при этом, может быть предусмотрено отчуждение авторского права заказчику на созданное произведение искусства.

Произведение также может быть передано заказчику (образовательной организации) на

материальном носителе или в иной форме - с

2

использованием компьютерной техники .

В связи с появлением и развитием сети «Интернет» возросло распространение и копирование произведений искусства, что требует защиту и охрану авторских прав. Обучающиеся размещают свои произведения искусства в Интернете, обмениваясь информаций, причем основная цель использования информационно-электронной сети - «трансграничность, поскольку государственные границы не являются препятствием для использования Интернета в любой точке земного шара и в любое время».3 Поэтому, Интернет, являясь способом хранения и быстрой передачи информации, доминирует на рынке информаци-

- 4

онно-коммуникационных технологий.

В последнее время произведения искусства часто размещаются на сайтах организаций без указания автора и сведений о нем (или для привлечения внимания, или для показа, дальнейшего распространения и продажи). Нужно

1 Николаева Е.Ю. Правовая характеристика лицензионного договора в сфере интеллектуальной собственности // Гражданин и право. 2009. № 5. С. 73-78.

2 Лебедь В.В. Прозведения искусства в авторском праве. М., 2011.С. 51.

3 Ефремова В.В. Авторское право на произведения изобразительного искусства в Росси и Франции. М., 2009. С. 121.

4 Лебедева Н.Н. Влияние Интернета на взаимоотношения государства и общества// Гос. и право. 2004. № 10. С. 85-86.

учитывать, как считает Н.А. Дмитрик1, необходимость исполнения обязанностей и использование прав при соблюдении или обеспечении соблюдения прав и интересов авторов. Осуществлять защиту авторских прав в такой глобальной сети, как «Интернет», очень трудно, а порой просто невозможно. В условиях возрастающей компьютеризации обучающиеся все больше используют новые возможности для передачи разнообразной информации, в том числе о создаваемых произведениях искусства, размещая их в сети « Интернет», часто не учитывая недобросовестное поведение других пользователей. Произведение становится доступным неограниченному кругу пользователей, которые могут копировать это произведение искусства, сохранять его на жестком диске, совершая такие действия, без согласия автора произведения, и тем более, не выплачивая ему вознаграждение.

Верховный Суд РФ уже обращал внимание на такие проблемы и разъяснил, что обнародование какого-либо произведения искусства в сети «Интернет» (например, портретное, фотографическое изображение лица) и общедоступность размещенной информации, не дают иным лицам (кроме автора) на свободное использование и распространение произведения без полу-2

чения его согласия .

Так же в связи с различными инновациями в сфере образования создаются электронные образовательные ресурсы (Интернет-порталы, электронные библиотеки, учебно-методические материалы для дистанционного обучения и др.),3 где также могут использоваться произведения искусства, созданные авторами-обучающимися, как наглядные материалы. Это влечет не только копирование произведения искусства, но и неограниченное их распространение в сети Интернет. Поэтому, несомненно, учитывая развитие информационных технологий, необходимо законодательно урегулировать защиту и охрану произведений искусства, размещенных в сети «Интер-

1 Дмитрик Н.А. Осуществление субъективных гражданских прав и использованием сети Интернет. М., 2006. С. 53-55.

2 Постановление Верховного Суда РФ от 25 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Росс. газ. 2015. 30 июня. № 6711(140).

3 Каратаева Л.А. Инновации в образовании и х правовое

обеспечение // Гражданин и право. 2008. № 12. С. 65-69.

нет», независимо от авторства.

На наш взгляд, способы передачи и распоряжения интеллектуальными правами на результаты творческой деятельности достаточно подробно урегулированы гражданским законодательством, то есть существует нормативно-правовая база для перехода авторских прав обучающихся к образовательной организации и разрешения различных проблем и вопросов, возникающих в последнее время у обучающихся - будущих художников, педагогов изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и др. Необходимо каждой образовательной организации выбрать свой вариант поведения и заключать гражданско-правовые договоры с такими обучающимися: 1. или заключать только один договор об оказании образовательных услуг с учетом положений об авторских правах обучающихся; 2. или заключать два гражданско-правовых договора - договор об оказании образовательных услуг и другой - о передаче исключительных прав в определенном объеме, выбрав тот или иной вид договора, закрепленный в ч. IV Гражданского кодекса РФ. Следовательно, нужно урегулировать возможность отчуждения авторского права или в целом, или речь может идти только об уступке (передаче) некоторых правомочий автора на определенный срок.4

Таким образом, необходимо совершенствовать федеральное законодательство и в соответствии с ним внести следующие изменения: 1. закрепить механизм передачи авторских прав, возникающих у обучающихся при создании произведений искусства; 2. в уставы образовательных организаций внести положения о передаче обучающимися своих авторских прав (или иное условие); 3. закрепить нормы о возложении ответственности за охрану и передачу авторских прав на руководителей подразделений, осуществляющих контроль за реализацией норм в этой сфере.

Признание за создателем произведений искусства самостоятельных авторских прав является показателем нравственного прогресса общества. Надо всегда помнить высказывание Ницше - «искусство существует для того, чтобы мы не погибли от истины».

4 Об этом еще ранее высказывала свою точку зрения Чернышева С.А. в кн. «Авторский договор в гражданском праве России». М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.